Законодательство связанное с интернет деятельностью. Принят закон о телемедицине: врачи теперь смогут принимать пациентов по Skype

Екатерины Овечкиной.

В закладки

Екатерина Овечкина

Если не зацикливаться на росте курса биткоина как главной новости в области технологий в 2017 году, то можно заметить, что жизнь каждого пользователя интернета немного (или не немного) изменилась. Во многом этому поспособствовали законы, которые были приняты в 2017 году. Ниже мы отобрали десять таких изменений в законодательстве.

1. Принят закон о телемедицине: врачи теперь смогут принимать пациентов по Skype

С первого января 2018 года вступает в силу закон, который официально позволяет врачам консультировать пациентов в интернете с помощью видеосвязи или смартфона. Закон устанавливает следующий порядок оказания услуг:

  • установление диагноза и назначение лечения происходит на первом (очном) приёме у врача;
  • последующие консультации, корректировка лечения, наблюдение за состоянием здоровья, а также получение рецептов возможны удалённо.

Ожидается, что врачебная помощь станет доступнее и быстрее, однако для этого модель необходимо привести в рабочее состояние, что потребует определённого времени.

2. С первого июля 2017 года существенно выросли штрафы за незаконную обработку персональных данных (ПД)

Штрафы выросли в среднем в три-четыре раза. До первого июля статьей 13.11 КоАП был предусмотрен один состав о нарушении персональных данных, влекущий штраф в размере десяти тысяч рублей для юридических лиц. В настоящее время количество составов увеличилось до семи с максимальным размером штрафа до 75 тысяч рублей.

Одновременно с этим Роскомнадзор пошёл навстречу предпринимателям и опубликовал рекомендации по составлению политики по обработке персональных данных. Этот документ стоит смело брать за основу.

3. Введено регулирование онлайн-кинотеатров. Юристы до сих пор спорят, кто может ими владеть

Первого июня 2017 года вступили в силу поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - «Закон об информации»), которые ввели ограничения в сфере аудиовизуальных сервисов. К таким сервисам относится сайт, веб-страница, информационная система и (или) программа для ЭВМ, которые соответствуют совокупности следующих признаков:

  • используются для формирования и (или) организации распространения в интернете совокупности аудиовизуальных произведений;
  • доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы;
  • направлены на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России;

    посещение которых за одни сутки превышает 100 тысяч пользователей, находящихся на территории РФ.

Закон содержит ограничение на участие иностранцев в капитале таких сервисов. Юристы, которые изучали эти положения, сходятся во мнении, что закон написан максимально двусмысленно в этой части. Мы поняли его таким образом:

Аудиовизуальные сервисы должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре, а их владельцы обязаны установить одну из программ для определения количества пользователей.

Перечень таких счётчиков Роскомнадзор опубликовал 25 сентября на своём сайте. В него вошли семь счётчиков: «Спутник», «Яндекс.Метрика», «Рейтинг@mail.ru», «Рамблер/Топ-100», Mediascope, Liveinternet, HotLog. Мы написали об этом подробнее.

4. Анонимайзеры и VPN должны сотрудничать с Роскомнадзором, в противном случае блокировки не избежать

Первого ноября 2017 года вступил в силу закон о запрете использования VPN-сервисов и анонимайзеров для доступа к ресурсам, запрещённым в России. Закон обязывает владельцев таких сервисов и анонимайзеров ограничить доступ к запрещённой информации.

Список запрещённых ресурсов ведёт Роскомнадзор, который в случае отказа ограничить доступ вправе блокировать анонимайзеры и VPN-сервисы.

Закон коснулся и поисковых систем. Им теперь запрещено выдавать ссылки на запрещённые сайты в результатах поиска.

Обязанности владельцев VPN и порядок их исполнения

5. С первого января 2018 года мессенджеры будут обязаны идентифицировать пользователей по номеру телефона

Согласно поправкам в статьи 10.1 и 15.4 «Закона об информации» мессенджеры обязаны идентифицировать пользователей по номеру телефона на основе договора с оператором связи, обеспечивать конфиденциальность передаваемых сообщений, а также обеспечить возможность предоставления сообщений государственным органам по их запросам.

Мессенджеры также обязали хранить сведения об идентификации пользователей исключительно на территории РФ.

6. Принят закон о безопасности критической информационной инфраструктуры

Уходящий год показал нам, что от атаки хакеров могут пострадать не только владельцы персональных компьютеров, но и информационные и промышленные системы жизнеобеспечения крупных городов или даже государств.

Отчасти в ответ именно на такие вызовы в России был принят закон, направленный на защиту объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).

В законе определяются права, обязанности и ответственность владельцев объектов КИИ, операторов связи и систем, обеспечивающих взаимодействие данных объектов.

Ниже приведены основные обязанности собственников КИИ:

    разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности объектов КИИ;

    информировать власти о любых неправомерных попытках доступа к информации;

    обеспечивать возможность восстановления функционирования объекта КИИ за счёт создания и хранения резервных копий информации.

Любопытно, что к объектам КИИ отнесён целый перечень, в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления КИИ. Примером таких объектов могут быть энергосети, транспортные системы и объекты государственного управления и правительственных коммуникаций.

Закон вступает в силу с первого января 2018 года.

7. Налог на Google: услуги, оказываемые иностранными компаниями через интернет, обложили НДС

С первого января 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), согласно которым иностранные компании, оказывающие услуги через интернет, обязаны платить российский НДС (перечень облагаемых интернет-услуг закрыт). Законодатель указал в п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, что место реализации интернет-услуг для целей НДС определяется по месту нахождения покупателей.

8. Закон об онлайн-кассах: организации и ИП обязаны иметь онлайн-кассу

В июле 2017 года начали применяться принятый в 2016 году закон об онлайн-кассах, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели обязаны регистрировать и использовать исключительно современные кассы, передающие фискальные данные налоговикам в онлайне.

Исключение предусмотрено для организаций и ИП, которые находятся в местностях, отдалённых от сетей связи.

9. Новостные агрегаторы обязаны проверять достоверность информации, полученной из источников, не имеющих лицензии СМИ

С первого января 2017 года вступил в силу закон, устанавливающий определённые обязанности и дополнительную ответственность новостным агрегаторам, посещаемость которых составляет один миллион российских пользователей в сутки.

У новостных агрегаторов появились следующие обязанности:

    хранить в течение полугода распространённую ими новостную информацию и сведения о её источниках;

    проверять достоверность информации, полученной из изданий, не имеющих лицензии СМИ;

    прекратить распространение «недостоверных данных» по требованию Роскомнадзора.

10. «Закон о блогерах» отменён из-за неэффективности

В 2017 году был отменён «закон о блогерах», принятый в мае 2014 года и являющийся частью «пакета Яровой». Закон вводил понятие блога - общедоступного сайта в интернете, чья суточная посещаемость превышает три тысячи пользователей.

Кроме того, Роскомнадзор вёл реестр блогеров: обнаружив блогера, чья суточная посещаемость составляет более трёх тысяч человек, ведомство направляло ему соответствующее уведомление и запрашивало у него необходимые для включения в реестр данные.

На блогеров накладывались те же обязанности, что и на СМИ. Им запрещалось публиковать материалы, которые содержали:

    пропаганду терроризма;

    экстремистские материалы;

    порнографию;

Закон был отменён ввиду его неэффективности: блогеров, подходящих под законодательное описание, стало слишком много. Учитывая, что реального наказания для них нет, вести реестр стало крайне сложно и бессмысленно.

Оператор создаваемой государственной информационной системы сможет оперативно блокировать любые маршруты трафика

Российские СМИ уже не раз писали о разрабатываемых чиновниками поправках в законы «О связи» и «Об информации...», посвященных регулированию российского сегмента интернета на уровне сетевой инфраструктуры. Предполагается, что они должны повысить стабильность и безопасность работы Сети. Отсутствие текста законопроекта в открытом доступе и разнородные комментарии представителей отрасли и органов власти позволяют многим видеть в этой инициативе некие зловещие планы, направленные то ли на тотальный контроль Рунета, то ли на его полную изоляцию от Сети.

Разбор учений

Не пытаясь дать исчерпывающих интерпретаций проекта, можно отметить самые важные моменты. Во-первых, поправки представляют собой прямое продолжение работы регуляторов, проявившейся в публичном поле летом 2014 года, когда были проведены первые крупномасштабные киберучения Минкомсвязи с участием ФСБ, ФСО, Минобороны, МВД, «Ростелекома», Координационного центра национальных доменов.RU/.РФ и крупнейшей в России точки обмена трафиком (IXP) MSK-IX. На учениях отрабатывались различные модели угроз: один из сценариев предполагал нарушение работы российского сегмента глобальной сетевой инфраструктуры в результате «недружественных внешних воздействий». Причем имелись в виду не только кибератаки, но и воздействия на уровне уникальных идентификаторов интернета — в это собирательное понятие попадают в том числе доменные имена, IP-адреса и так называемые номера автономных систем. В интервью по итогам учений помощник президента Игорь Щеголев подчеркнул, что управление глобальным интернетом до сих пор сконцентрировано в руках США. Очевидно, имелась в виду роль Администрации адресного пространства интернета (IANA) в управлении верхним уровнем системы DNS, а также распределении блоков ресурсов нумерации (IP-адреса и номера автономных систем) между Региональными регистратурами интернета.

Отработка итогов киберучений проходила с осени 2014 года в рамках Совбеза, а также на площадке Минкомсвязи и других профильных ведомств. Нынешний законопроект — один из итогов двухлетней работы. При этом в какой-то момент на нем отразились аппаратные изменения и смены команд разработчиков. Отчасти поэтому СМИ и сообщали о наличии двух версий законопроекта — декабрьской 2015 года и апрельской 2016-го. Пока обе версии не рассматривались в правительстве и лишь ожидают доработки.

Условная автономия

Ключевым для законопроекта является понятие «автономная система». Некоторые посчитали, что речь идет чуть ли не об автономной, замкнутой на себе системе всего Рунета. В реальности автономная система (АС) — логическая, а не физическая сущность. Грубо говоря, это набор блоков адресов (префиксов, адресных подсетей), для которых их владельцы, как правило интернет-провайдеры, установили единые общие правила маршрутизации. Правила отличаются от системы к системе и образуют различные «домены» маршрутизации, для обозначения которых и используются уникальные номера автономных систем (ASN). Номера автономных систем провайдерам в России, как и блоки IP-адресов, выдаются одной из Региональных регистратур интернета — зарегистрированной в Амстердаме RIPE NCC. При этом АС в России много, более 5600, что составляет 7,5% от общего числа в мире, а крупнейшие операторы, например Ростелеком, управляют сотнями автономных систем. АС как более крупные и общие сущности по сравнению с отдельными IP-адресами упрощают маршрутизацию в интернете, делают процесс расчета маршрутов менее ресурсоемким. Для построения и поиска маршрутов передачи трафика между АС используется Протокол граничного шлюза (BGP) — ключевое средство маршрутизации в Сети.

Таким образом, ни о какой «автономной системе Рунета» в документе речи нет. Другое дело, что инфраструктура автономных систем причисляется к «критическим элементам Рунета» наряду с доменами верхнего уровня.RU,.РФ и их серверами, инфраструктурой точек обмена трафиком (IXP) и государственной информационной системой (ГИС), которую планируется создать. Такой подход выглядит спорным. Во-первых, такое определение фиксирует физические параметры АС, а они для логического объекта вторичны и могут меняться с заменой, перенастройкой, обновлением оборудования. Отсюда не так далеко до причисления к критическим элементам, например, ключевых сетевых протоколов, что окончательно запутало бы ситуацию и породило бы регуляторный казус.

Во-вторых, не совсем понятно, почему и для кого/чего АС критичны: передача трафика без них, естественно, в целом невозможна, но АС бывают разные, в том числе приватные, которые не маршрутизируются глобально, и принадлежащие физическим лицам. Действительно ли их функционирование критически важно для Рунета? Стоит также отметить, что АС нетипично многочисленны для объекта критической инфраструктуры. Для сравнения, точек обмена трафиком в России как формально, так и по числу ключевых инфраструктурных узлов всего несколько десятков. Серверов, поддерживающих домены.RU и.РФ, всего 17, причем лишь девять из них расположено на территории России, а государственная информационная система, определяемая законопроектом, и вовсе одна.

Законопроект стоит воспринимать в общем контексте работы по созданию законодательства о критической информационной инфраструктуре в России. Уже третья редакция такого закона, разработанного ФСБ, с 2014 года ожидает принятия, и не факт, что дождется. В общепринятой мировой практике инфраструктура интернета является одним из видов/классов критической инфраструктуры (КИ), и, несмотря на ее особенности, общие принципы ее регулирования те же самые, что и для ИТ-систем в других секторах — энергетике, транспорте, госуправлении, финансовом секторе и так далее. Такой подход используется Европейской комиссией, ОЭСР, отдельными государствами ЕС да и большинством стран мира. А в случае с нынешними поправками получается, что интернет-сектор регулируется особняком. Понятийные огрехи апрельского документа выглядят прямой иллюстрацией того, что к работе над ним техническое сообщество и интернет-отрасль практически не привлекались.

Государево око

Многие опасения связаны с «государственной информационной системой», создание которой предполагает закон. Согласно апрельской версии документа, у нее три подсистемы:

Подсистема маршрутно-адресной информации;
подсистема мониторинга динамической маршрутной информации в сетях передачи данных и российской части интернета;
подсистема национальных корневых серверов доменных имен.

В первом случае речь идет как раз о создании собственного, российского реестра ресурсов нумерации (прежде всего IP-адресов), который позволит российским операторам и самой ГИС меньше зависеть от баз данных голландской RIPE NCC. Кроме того, исходя из изначальной логики сценариев киберучений 2014 года, можно допустить, что в случае некоей критической ситуации или «недружественных внешних воздействий» именно такой реестр призван сыграть роль дублирующей, резервной системы, которая позволит поддерживать маршрутизацию и связность в российском сегменте Сети, даже если она будет временно отключена от глобального интернета. Стоит добавить, что данные по IP-адресам и АС в таком реестре дополняются данными по российскому сегменту системы доменных имен, о создании которого уже упоминалось ранее.

Наиболее интересна подсистема мониторинга динамической маршрутной информации, прежде всего потому, что перед ее создателями и операторами может открыться широкий диапазон возможностей. Суть поставленной задачи в том, чтобы регулятор в режиме реального времени мог видеть, как именно осуществляется маршрутизация между АС в российском сегменте интернета, то есть, по сути, иметь перед глазами полную картину топологии Рунета и маршрутов трафика на сетевом уровне. Самым подходящим источником данных для решения этой задачи выглядят данные BGP-сессий, которые российские операторы могут быть обязаны предоставлять оператору ГИС в постоянном режиме. Получая такие данные (так называемые фиды BGP) от каждого провайдера, оператор ГИС сможет сложить требуемую общую «карту» маршрутизации трафика в пределах российского сегмента Сети.

Сам по себе такой мониторинг ничему не угрожает и может быть полезен для борьбы с определенными типами атак, эксплуатирующих уязвимости BGP, — например, широко распространенных атак посредника (MITM), позволяющих скрытно перехватывать трафик между отправителем и адресатом. Возможно, наличие полной картины маршрутизации в Рунете поможет выявить участки сети со слабой связностью и более эффективно реагировать на DDoS-атаки и аномальные нагрузки, а также идентифицировать критические точки российского сегмента Сети. Но могут быть и другие возможности. Одна из статей законопроекта предписывает российским интернет-провайдерам осуществлять пропуск трафика с учетом сведений, полученных из ГИС. Как это будет выглядеть, пока не ясно, но в теории оператор государственной системы, получив близкую к полной картину маршрутизации трафика, сможет самостоятельно вмешиваться в политики маршрутизации, назначаемые интернет-провайдерами. Такое вмешательство позволяет выборочно блокировать трафик тех или иных сервисов, в том числе трансграничных, на сетевом уровне, что существенно усложняет задачу обхода такой блокировки для пользователей Рунета по сравнению с практикуемыми сегодня Роскомнадзором блокировками по IP-адресу, URL или доменному имени. Кроме того, такие блокировки теоретически могут осуществлять гораздо оперативнее.

Пока ничего не указывает на возможность такого использования предлагаемой системы активного мониторинга. Технологическая возможность и проводимая политика — весьма различные сущности, которые не стоит отождествлять. Но не учитывать и не замечать факт расширения технологических возможностей государства как регулятора Рунета отрасль и техническое сообщество тоже не могут — уж больно громкой стала в последние годы государственная поступь в российском сегменте Сети.

В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы - всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.


Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Каждый день в сети интернет появляются оригинальные публикации

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Объекты авторских прав

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель - это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

Для такого способа принято использовать символ Copiright - ©. Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

Если публикация совершена вами на официальном ресурсе, то, как правило, у каждого произведения есть номер публикации

Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

В России существует много юридических контор, специализирующихся именно на авторском праве. Можно обратиться в любую фирму, критериями при выборе юридической организации могут являться:

  • ценовая политика;
  • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
  • отзывы в интернете;
  • территориальное расположение.

Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  • заявление на регистрацию авторских прав;
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  • реквизиты автора (ов).

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Ст.15 Федерального закона №187

Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

  • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
  • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
  • фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

На сегодняшний день такие понятия как интернет и закон являются трудносовместимыми. Многие попытки узаконить или, грубо говоря, поместить в правовые рамки любые отношения во всемирной сети еще ни в одном государстве мира не увенчались успехом. Но все же усилия что-либо предпринять в этом отношении продолжаются.

Как мы все знаем, интернет – инфраструктура , дающая невероятные возможности своим пользователям. Не будем много говорить об электронной коммерции, я думаю, что многие итак знакомы с этим понятием. А возможность самовыражения, например, художника, писателя, фотографа и т.д.? Это всего лишь маленькая часть всего того, что имеет жизнь в электронной паутине.

И вот здесь сразу появляется масса вопросов законности такого рода вседозволенности. Ведь если простой фотограф показывает свои работы при помощи сети – это законно, так как у него есть авторское право и возможность стать более известным и доступным для других. А представьте, что если некий любитель химии выкладывает на общее рассмотрение «рецепты» взрывных устройств. Думаю, понятно, законности здесь мало.
Да и сколько не бери различных примеров злодеяний и правонарушений, все равно всех не перечислишь.

И все же, давайте зададимся вопросом, можно ли в принципе урегулировать различные отношения в интернете на основе права?

На сей счет, уверен, возникнет масса ответов, и у каждого он будет свой, хотя и по большей части – отрицательный.

Ведь если сравнивать интернет и реальный мир, то у них много общего – в интернете мы работаем, учимся, отдыхаем. Значит, по логике вещей, и правовые принципы регулирования тоже должны быть пусть не одинаковыми, но хотя бы похожими. Вот здесь и возникает проблема. И заключается она в том, что нет контролирующего органа. Вернее есть, подразделения в МВД, ФСБ, но их сил не достаточно для контроля над всем, что происходит в сети. Знаю, в моих словах присутствует скептицизм… пока. И вот, что я думаю по поводу нашего с вами главного вопроса.

С чего начинается наша связь с интернетом? Правильно, с посещения web-странички. Может, стоит отталкиваться именно от этого? Я имею в виду разработать и применять системы контроля содержания страниц . Кто создает, о чем страница, характер и направленность? И контроль должен осуществляться либо на уровне организаций предоставляющих хостинг, либо специальными инстанциями, на уровне государственных структур. Это сложно, но возможно.

Т.е. я хочу сказать о создании специальных структур и институтов правового контроля и управления. Ведь даже если посмотреть со стороны, то у интернета нет главного центра. Нет руководства, его организовывающего. Всем известно – мы имеем дело с саморазвивающейся системой.

На мой взгляд, придет время, и закон найдет свое место в сети, тем более что это дело не одного года. Будет написан специальный софт, вступят в силу специальные нормативно-правовые акты. Все это будет, правда не в таком виде, в каком мы привыкли это видеть. И действовать механизмы правового регулирования будут иными способами. Ведь интернет – это часть нашей жизни, которая с каждым днем приобретает все более значимый характер.