Регион как субъект внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность в экономике региона

Управленческая деятельность всегда базируется на основных правилах, которых придерживаются руководители и специалисты аппарата управления в процессе принятия тех или иных решений. Эти правила могут быть декларированы в специальных документах или быть своеобразной традицией, нормой, обычаем. Чаще всего имеет место сочетание и того, и другого.

Можно выделить три уровня принципов внешнеэкономической деятельности: общие, специфические и национальные.

Общие принципы внешнеэкономической деятельности - это небольшое количество общепризнанных во всем мире правил, которые стали своеобразными общеизвестными истинами (аксиомами), которых придерживаются все участники международных деловых операций. И хотя в различных изданиях набор этих принципов может отличаться, однако в конечном итоге они сводятся к трем главным: научность, системность, взаимовыгодность.

Научность ВЕД означает прежде всего развитие этой деятельности объективных экономических законов. Соблюдение этого принципа на практике управление международными деловыми операциями предполагает выявление организацией спроса и предложения на ее продукцию за рубежом, уровня цен, соотношение их с затратами в стране-экспортере и др. Знания менеджеров предприятий, теорий международной торговли помогает им избегать значительных просчетов, обоснованно прогнозировать изменения на международных рынках. Особенно важное значение имеет этот принцип в осуществлении международных финансовых расчетов, при которых нужно опираться на изменения валютных курсов. Современная теория предлагает немало полезных теоретических моделей прогнозирования валютных курсов. На базе упомянутых моделей практика выработала удобные и разнообразные инструменты управления валютными рисками: операционными, перерахунковими (бухгалтерскими) и экономическими. Использование указанных и других инструментов в управлении ВЭД - верный признак использования принципа научности.

Системность ВЭД означает прежде всего, что между отдельными ее составляющими наблюдаются прочные взаимосвязи. Сами составляющие ВЭД можно выделить по различным признакам. Несомненно, одним из наиболее важных является контракт (договор) ВЕД. Исходя из этого признака, необходимо обеспечивать надлежащий взаимосвязь между всеми статьями контракта: качеством товара, базисными условиями поставки и ценой, валютой цены, валютой расчета и формами платежа, сроками поставок и транспортных условий, предметом контракта и арбитражем и т. др. Системные взаимосвязи имеют место и в период между заключением и исполнением контрактов. Принцип системности предполагает также необходимость понимания менеджерами компании, что ВЭД является лишь частью ее бизнеса. И если внутринациональный бизнес организован недостаточно продуктивно, это грозит и международным операциям. Ошибки, просчитай ки и потери компании в операциях на внутреннем рынке будут серьезным сигналом для партнеров этой компании по международному бизнесу. Руководители должны всегда помнить, что зарубежный партнер судит об их деятельности прежде всего по их действиям внутри страны. За информацию по этим вопросам соответствующим специалистам выплачиваются солидные суммы в соответствии со статьей "консалтинговые услуги".

Принцип системности ВЭД включает также взаимосвязь международных операций компании с международным бизнесом в целом. Поскольку сами по себе операции даже одной крупной фирмы (не говоря уже про небольшие украинские компании) занимают в общем объеме международного бизнеса незначительную часть, приходится приспосабливаться к законам этого бизнеса. Система ВЭД фирмы является лишь незначительной частью международного бизнеса как более весомой мегасистемы.

Принцип взаимовыгодности ВЭД, на первый взгляд, не вызывает особых затруднений и является очевидным: каждый партнер, который принимает участие в международных операциях, получает прибыль. Однако придерживаться этого принципа не просто вследствие значительного количества времени, необходимого для выполнения соглашений, изменения валютных курсов, наличия разнообразных связей между отдельными внешнеэкономическими сделками, использование бартерных операций и др. Поэтому соблюдение принципа взаимовыгодности требует тщательного анализа и учета, разграничения различных потоков доходов и расходов.

Кроме приведенных общих принципов управления ВЭД, много специфических принципов, которых необходимо придерживаться. Специфические принципы ВЭД закреплены в соответствующих международных правовых актах и являются обязательными для исполнения всеми государствами, подписавшими тот или иной акт. И хотя термина "внешнеэкономическая деятельность" в указанных документах может не быть, по своему характеру большинство закрепленных там принципов прямо касаются внешнеэкономической деятельности.

Наиболее полный перечень принципов организации международных экономических отношений содержится в "Хартии экономических прав и обязанностей государств", принятой IV Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Хартия была принята вместе с Декларацией об установлении нового экономического порядка и программа действий по его установлению. В указанном документе указаны такие принципы:

Суверенитет;

Территориальная целостность и политическая независимость государств;

Суверенное равенство всех государств;

Ненападение и невмешательство во внутренние дела;

Взаимная и справедливая выгода;

Мирное сосуществование;

Равноправие и самоопределение народов;

Мирное регулирование споров;

Устранение несправедливости, возникающей в результате применения силы и лишает нацию средств для ее нормального развития;

Добросовестное выполнение международных обязательств;

Уважение прав человека и основных свобод;

Отсутствие стремления к гегемонии в сферах влияния;

Содействие международной социальной справедливости;

Международное сотрудничество с целью развития;

Свободный доступ к морю для стран, которые их не имеют.

Некоторые из перечисленных принципов совпадают с общими, например, пункт "взаимная и справедливая выгода". Он конкретизируется в следующих принципах.

В других международных документах принципы свободного передвижения физических лиц и хозяйственных ценностей рассматриваются не в целом, как отмечалось выше, а по основным отраслям международного права. В частности, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) рассматривает следующие вопросы:

Въезд физических лиц;

Перемещение товаров;

Судоходство и перевозка грузов;

Перемещение капитала;

Приобретение собственности;

Перевод средств.

Разъяснение каждого из названных вопросов можно найти в соответствующих изданиях и учитывать в практической деятельности. Так, в части перемещения товаров как основной формы ОБД главная роль принадлежит принцип (режим) наибольшего благоприятствования {most-favored-nation - MFN). Сущность режима наибольшего благоприятствования (РНБ) заключается в том, что уменьшение таможенных барьеров для одной страны означает также уменьшение этих барьеров и для всех других стран, которые установили с ней режим наибольшего благоприятствования. Указанный принцип распространяется также на квотирование и лицензирование.

в то же Время ГАТТ делает некоторые исключения из этого принципа, к которым, в частности, относятся следующие:

Изделиям обрабатывающей промышленности из развивающихся стран предоставляется льготный режим по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран;

Уступки членам торговых союзов, например ЕС, не распространяются на страны, не принадлежащие к ним;

Странам, произвольно принимают дискриминационные меры к товарам из определенной страны, последняя не обязана предоставлять РНБ;

Странам, которые не подписали соглашение, не всегда предоставляется такой же режим, как странам, которые присоединились к ней;

Страны иногда делают исключения, исходя из своего законодательства, действует до момента подписания ГАТТ;

Исключения вводятся также во время войны или усиления международной напряженности.

Следует также добавить, что ГАТТ дало миру основной комплекс принципов, по которым проводятся торговые переговоры и контроль за их реализацией.

Значительная часть специфических принципов действует на региональном уровне. Для Украины особый интерес представляют принципы ВЭД в Европейском Союзе (ЕС). Они содержатся в так называемой Белой книге (1986 г.) и включают:

Контроль и оформление документов на товары, пересекающие национальные границы;

Свободу передвижения лиц для трудоустройства или постоянное местожительство в любой стране;

Унификацию технических норм и стандартов;

Открытия потребительских рынков;

Либерализацию финансовых услуг;

Постепенное открытие рынка информационных услуг;

Либерализацию транспортных услуг;

Создание благоприятных условий для промышленного сотрудничества с учетом законодательства о правах на интеллектуальную И промышленную собственность;

Устранение фискальных барьеров.

Принципы ОБД в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) на сегодня является предметом дискуссии.

Национальные принципы ВЭД закрепляются в законодательных актах соответствующих стран. Поскольку все страны используют в той или иной мере механизмы государственного регулирования ВЭД, то есть и соответствующая правовая основа таких действий.

По внешнеэкономической деятельности украинских предприятий, то ее принципы закреплены в ст. 2 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". Причем эти принципы охватывают и деятельность иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине.

Система упомянутых принципов включает:

Суверенитет;

Свободу;

Юридическое равенство и недискриминацию;

Верховенство закона;

Защита интересов субъектов предпринимательской деятельности;

Эквивалентность обмена.

Законодательства других стран также содержат принципы такой деятельности, которые должны соблюдать не только национальные, но и иностранные субъекты хозяйственной деятельности.

Принцип суверенитета означает независимое осуществление внешнеэкономической деятельности народом Украины на территории своей страны, а также точное выполнение всех международных договоров и обязательств.

Свобода внешнеэкономического предпринимательства включает добровольность действий в этой сфере субъектов такой деятельности, разнообразие форм соблюдения требований законодательства и исключительное право собственности субъектов ВЭД на все полученные результаты.

Принцип юридического равенства и недискриминации состоит из таких правил, как равенство перед законом всех участников ВЭД, включая государство, недопущение каких-либо ограничений, не предусмотренных законодательством, независимо от форм собственности, места расположения и др.

Верховенство закона призвано исключить любое влияние подзаконных актов, что негативно сказываются на внешнеэкономической деятельности, по сравнению с законами Украины.

Защита интересов субъектов ВЭД заключается в том, что государство охраняет эти интересы в соответствии с национальным законодательством как на территории Украины, так и за ее пределами в соответствии с нормами международного права и условиями всех ратифицированных международных договоров.

Принцип эквивалентности обмена исключает демпинг при ввозе и вывозе товаров.

Боброва Виктория Викторовна , доцент кафедры «Мировая экономика» Оренбургского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона //Вопросы статистики. - 2001. ‑ №2. ‑ С.44-48.
2. Аскаров Н.И., Исахов Б.А., Кудратов И.Э. Методические вопросы оценки уровня развития экспортного потенциала регионов //Вопросы статистики. - 2001. - №2. ‑ С.48-49.
3. Блудова С.Н. К вопросу о методике оценки региональной внешнеэкономической деятельности //Вопросы статистики. -2002. - №11. - С. 65-66.
4. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. – М.: АРКТИ, 2002. - 320 с.
5. Клупт М.А., Силинский В.П.Международная экономическая статистика. ‑ СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1993. - 56 с.
6. Меркулова И.В. Обеспечение экономической безопасности России и ее регионов в условиях развития международной и межрегиональной торговли. – Ставрополь: 2005. С. 41-50
7. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.
8. Рогов В.В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта // Внешнеэкономический бюллетень. ‑ 2002. ‑ №1. ‑ С. 52-61.
9. Цуканов Г.М. Проблемы совершенствования механизма регулирования ВЭД субъектов РФ. ‑ Воронеж, 2005. ‑ С. 21-28.

По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.

В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.

Максимальный потенциал и минимальный риск имеют гг. Москва и Санкт-Петербург, средний потенциал характерен для Белгородской области и Республики Татарстан. Приемлемые условия инвестирования характерны для 18 субъектов: Московской, Свердловской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Иркутской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Новосибирской, Кемеровской областей, Краснодарского, Алтайского, Приморского краев, Башкортостана, Ханты-Мансийского автономного округа.

Ситуация во внешнеэкономической сфере будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.

В структуре товарного экспорта по-прежнему будут доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.

В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким.

Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.

Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.

Что касается остальных регионов, то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал не бесперспективен, но экономический подъём требует целенаправленной государственной поддержки.

Перспективы развития ВЭД в России в целом и её регионах во многом определяются ресурсным потенциалом и степенью его реализации.

Наибольшее сокращение эффективности использования ресурсного потенциала наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО.

Наименьший спад этого показателя произошел на предприятиях добывающей промышленности Уральского и Сибирского ФО. Предполагается, что во внешнеторговом обороте России несколько вырастет доля Приволжского и Сибирского федеральных округов.

По-прежнему экспортную специализацию субъектов Центрального ФО будут определять наукоемкие обрабатывающие отрасли: электротехника, приборостроение, авто- и авиастроение, нефтепереработка, нефтехимия.

Субъекты Северо-Западного ФО сохранят экспортную специализацию по отраслям черной и цветной металлургии, машиностроения, деревообработки.

Субъекты Приволжского и Уральского ФО останутся крупными экспортерами продукции нефтехимического комплекса, ВПК, тяжелого машиностроения, нефте- и газодобычи.

Субъекты Сибирского ФО сохранят позиции в сфере ВЭД за счет добывающих отраслей, цветной металлургии, лесопереработки, целого ряда продукции ВПК и ТЭК.

В Дальневосточном ФО сохранится специализация при выходе на внешний рынок на продукции рыбопереработки, лесной промышленности, добывающих отраслей (медь, золото, платина, алмазы).

Введение

Глава 1. Сущность, формы и условия развития ВЭД на региональном уровне

1.1 Внешнеэкономическая деятельность в экономике региона

1.2 Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона

Глава 2. Республика Башкортостан в системе Мирохозяйственных связей: основные способы организации внешнеэкономической деятельности и их региональные особенности

2.1 Классификация регионов РФ по участию во внешнеэкономической деятельности

2.2 Характеристика потенциала Республики Башкортостан для развития внешнеэкономической деятельности

2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование ВЭД в Республики Башкортостан

Заключение

Список литературы

Введение

Современная цивилизация вступает в новую эпоху - эпоху постиндустриального или информационного общества, которое характеризуется глобализацией и возрастанием роли трансграничных потоков товаров, услуг, капитала, технологии, информации, рабочей силы, пространственной и институциональной интеграцией рынков. В этих условиях мирохозяйственные связи являются ключевым фактором прогресса национальной экономики в целом и экономики отдельного региона.

В настоящее время экономика России переживает трансформационный период. С учетом мировых тенденций успешное осуществление рыночных преобразований, а также стабилизация и рост экономики на национальном уровне и на уровне отдельных субъектов немыслимы без интеграции в мировое сообщество. В связи с этим исключительно важной для РФ становится выработка методов и направлений оптимального включения экономики отдельного региона в мировое хозяйство с учетом внешнеэкономической политики государства

В ходе рыночных преобразований регионы РФ получили широкие полномочия в реализации собственных интересов на мировых рынках, однако, большинство из них оказалось недостаточно подготовленными к представлению региональных интересов в международном сотрудничестве. Поскольку сегодня во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, - то зачастую активная ВЭД на региональном уровне вместо положительного воздействия на экономику приводит к разрыву межрегиональных связей внутри государства, что чревато дестабилизацией экономики России в целом. В связи с этим актуальность приобретает выработка такого набора форм, методов и направлений регулирования региональной ВЭД, которые бы наиболее эффективно способствовали стабилизации и росту экономики.

Особую актуальность данному исследованию придает изучение процесса включения в мирохозяйственные связи приграничного региона (Ростовской области), благоприятного для развития ВЭД, исходя из его специализации, экспортного потенциала и выгодного экономико географического положения, и на этой основе разработка таких организационных способов включения в мирохозяйственные связи, которые бы максимально способствовали развитию самого региона и при этом не противоречили общегосударственной внешнеэкономической политике.

Предметом исследования являются направления, формы и способы организации внешнеэкономической деятельности для целей экономического развития региона, а также пути разрешения противоречий, возникающих в процессе включения хозяйствующего субъекта в мирохозяйственные связи.

Глава 1. Сущность, формы и условия развития ВЭД на региональном уровне

1.1 Внешнеэкономическая деятельность в экономике региона

Развитие современной России предполагает активное включение в меж-страновое общение на всех уровнях вертикали государственного устройства. Стратегическим фактором стабилизации и роста экономики Российской Федерации на ближайшую перспективу является структурная перестройка всей национальной экономики, нацеленная на активную интеграцию в мировое пространство на основе перераспределения полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности на уровень субъектов РФ

Процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование, прежде всего, на уровне отдельных регионов наиболее эффективных и конкурентоспособных хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на мировом рынках

Эффективная интеграция в мировое хозяйство возможна с учетом ряда тенденций развития современной мировой экономики, которые будут определять внешнеэкономическую политику государства в целом и субъектов РФ в XXI веке. Эти тенденции состоят в следующем

) Глобализация экономической деятельности, выражающаяся во все большем расширении и углублении международных связей в сфере инвестиций, производства, обращения, снабжения и сбыта, финансов, научно-технического прогресса. Глобализация является одной из качественных особенностей конца XX столетия, сменив фазу интернационализации мировой экономики. Этот процесс ведет к формированию на базе транснациональных корпораций мощных международных хозяйственных комплексов, действующих во всеохватывающих, глобальных масштабах и ведущих конкурентную борьбу за рынки сбыта, ресурсы на мировой арене.

) Либерализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в постепенном ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, капиталов трудовых и финансовых ресурсов

) Регионализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в формировании межгосударственных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов, «общих рынков», экономических сообществ и т. д.) предусматривающих создание благоприятных условий для развития экономических связей между странами-участниками.

4) Информатизация мировой экономики, выражающаяся во все более широком использовании компьютерных систем, телекоммуникаций, сети Интернет. Информационные технологии в современных условиях приобретают все большее значение для международной экономической деятельности.

Данные тенденции современной мировой экономики имеют исключительно важное значение для России и субъектов РФ, поскольку характеризуют мировое хозяйство, обозначают ориентиры и направления экономического развития хозяйствующих субъектов, интегрируемых в мирохозяйственное общение.

Внешнеэкономическая деятельность в федеральном Законе РФ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 1995г. определена как «предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них». В современном законодательстве (Закон РФ «Об экспортном контроле» от 1999 г.), ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157 - ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. № -12. 16.10.95г. - ст. 392 с учетом накопленного опыта в сфере международного сотрудничества, понятие внешнеэкономической деятельности уточняется и охватывает внешнеторговую, инвестиционную, а также другую деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальную собственность).

В самом общем виде в экономической литературе утвердилось следующее определение внешнеэкономической деятельности - это «определенная совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций экспортоориентированных предприятий и организаций с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера»

Наибольший интерес, на наш взгляд, заслуживает трактовка ВЭД «как подсистемы международных производственных отношений, обеспечивающей переход воспроизводственных процессов из национальной в мировую среду и реализацию факторов производства на основе принципа сравнительных преимуществ и более высокой эффективности производства». Такой подход к формулировке ВЭД исключительно важен при рассмотрении методических принципов реализации мирохозяйственных отношений. Анализ этих принципов будет проведен в следующем параграфе настоящей главы.

Исследование экономической литературы в сфере ВЭД показало, что внешнеэкономическая деятельность зачастую отождествляется с категорией «внешнеэкономические связи». При этом внешнеэкономические связи определяются как «совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного и научно-технического сотрудничества» По мнению некоторых экономистов категории ВЭД и ВЭС не идентичны.

Само понятие внешнеэкономической деятельности, как отмечает Покровская В.В., появилось в России в 1987 г. в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления реформ в сфере внешнеэкономической политики государства. Внешнеэкономические преобразования предполагали децентрализацию внешней торговли и переход от межправительственных внешнеэкономических связей к ВЭД на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

В ходе осуществления реформ введенное в оборот новое понятие внешнеэкономической деятельности существенным образом повлияло на представление о характере международных экономических отношений России и изменило существовавшее ранее понимание и характер ВЭС. Внешнеэкономические связи, по определению автора, представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

В содержательной же части они состоят в обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, как правило, в рамках международной специализации и кооперации. Внешнеэкономическая деятельность, как отмечает В.В. Покровская, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне отдельных производственных структур с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и зарубежного партнера, номенклатуры и ассортимента участвующего в обороте товара, стоимости, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности.

В работе другого экономиста, Т.В. Ворониной, внешнеэкономическая деятельность, в сравнении с внешнеэкономическими связями, определяется как более емкая, обобщающая категория. Как отмечает автор, она выступает связующим звеном в международных и национальных производственных отношениях, а сами же международные производственные отношения как бы вбирают весь спектр отношений между субъектами национальных экономик. Соответственно, категория «внешнеэкономические связи» выступает как более узкое понятие - как часть отношений внешнеэкономической деятельности, представленная совокупностью «видов экономической деятельности, осуществляемых совместно партнерами по международному экономическому сотрудничеству с их специализацией на единый конечный результат в рамках юридически оформленного соглашения о правах и взаимной ответственности, отличительным признаком которой является межстрановое перемещение продукции, услуг и ресурсов» , и, следовательно, рассматривается как подсистема внешнеэкономической деятельности.

Соглашаясь с мнением о необходимости разграничения категорий внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, важно отметить, что в нашей работе, исходя из целей исследования, в рамках ВЭД отдельного региона особое внимание следует уделить принципам реализации внешнеторгового и инвестиционно-производственного сотрудничества, как основного направления включения России в мирохозяйственные связи на уровне регионов, при этом внешнеэкономические связи региона будут характеризовать конкретные направления, формы и методы реализации этого рода экономических отношений.

1.2 Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов федерации: 21 республика, шесть краев, 49 территориальных областей, одна автономная область, десять автономных округов, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке действуют на всей территории РФ. Все это в полной мере относится к сфере внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем это не означает, что у субъектов федерации нет никаких прав в сфере внешних отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами

Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно, в обеих палатах интересы регионов представляют депутаты

Например, в ст. 72 Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ (наряду с другими вопросами) находится координация международных и внешнеэкономических связей РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает прежде всего, что без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона

Полномочия субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности в значительной степени определяются федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:

Координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;

Формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

Получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;

Выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;

Координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:

Осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;

Формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

Предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;

Создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов;

Заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;

Рассмотрим организацию управления внешнеэкономической деятельности на примере Республики Башкортостан- одного из крупнейших индустриальных регионов России

В республике, как и в других регионах России, действуют три ветви власти: законодательная - Курултай, являющаяся представительным органов власти; исполнительная - президент; судебная, представленная системой судов (общих, арбитражных.).

Наиболее важные функции в оперативном управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне республики имеет президент и правительство республики и его структурные подразделения, созданные с этой целью. При правительстве республике уже около десяти лет действует Департамент международных и внешнеэкономических связей (МиВЭС), который наряду с другими структурными подразделениями правительства содействует интеграции производственного, финансового, интеллектуального потенциала республики, а также ресурсов и возможностей предприятий в сферу международной кооперации, обеспечивает защиту интересов и эффективность осуществления иностранных инвестиций на территории области.

Основные функции Департамента МиВЭС

Определение приоритетных направлений и разработка программ развития международных связей и внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан;

Координация деятельности областных государственных органов, кредитно-финансовых учреждений, организаций и предприятий, занимающихся международной и внешнеэкономической деятельностью, оказание им консультационных услуг;

Взаимодействие с представительствами иностранных дипломатических миссий, аккредитованных в Российской Федерации и в Республике Башкортостан, а также с дипломатическими и торговыми миссиями Российской Федерации и Республики Башкортостан в зарубежных странах;

Планирование и подготовка визитов президента республики и правительственных делегаций за рубеж и организация приема официальных иностранных делегаций;

Участие в работе по привлечению иностранных инвестиций в: экономику области и содействие развитию деятельности совместных предприятий;

Анализ внешнеэкономической деятельности, экспортного потенциала области и создание системы информационного обеспечения международной и внешнеэкономической деятельности;

Организация подготовки кадров и повышение их квалификации в сфере внешнеэкономических связей и международных отношений.

Внешнеэкономическая деятельность в Республики Башкортостан строится в соответствии с "Концепцией развития ВЭД Республики Башкортостан", которая определяет приоритеты развития в этой области до 2005 г. и средства достижения поставленных целей. Этот программный документ разработан правительством области совместно с научными и другими организациями, региональными отделениями федеральных органов исполнительной власти: Уральским таможенным управлением ГТК РФ, региональным Управлением уполномоченного МТ РФ, Уральским региональным центром федеральной службы валютного и экспортного контроля и др.

В соответствии с этим документом внешнеэкономическая деятельность области строится на следующих принципах:

1) проведение продуманной структурной промышленной политики с использованием мер либерализации и протекционизма, учитывающей уровень развития предприятий области;

2) проведение последовательной политики по формированию профиля международной специализации Республики Башкортостан, рассчитанного на использование возможностей мирового разделения труда;

3) оптимальное сочетание федеральных, региональных и предпринимательских интересов с целью удовлетворения потребностей региона;

4) усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей.

башкортостан внешнеэкономический деятельноть


2.1 Классификация регионов РФ по участию во внешнеэкономической деятельности

По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.

В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.

Ситуация во внешнеэкономической сфере будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.

В структуре товарного экспорта по-прежнему будут доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.

В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким.

Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.

Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.

Что касается остальных регионов, то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал не бесперспективен, но экономический подъём требует целенаправленной государственной поддержки.

2.2 Характеристика потенциала Республики Башкортостан для развития внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономические связи продолжают играть важную роль в развитии экономики республики. Республика Башкортостан поддерживает внешнеторговые связи со 101 страной мира. Традиционно прочные связи сложились со странами Европы, особенно с Чехией и Нидерландами. Динамичное развитие получило внешнеэкономическое сотрудничество республики с Казахстаном, Турцией, Латвией, Украиной, Финляндией, Италией, США и Китаем. На эти страны приходится 74,8% внешнеторгового оборота республики. За прошедший год заметно расширилась география внешней торговли. Впервые на рынок республики вышли представители и компании таких стран как Бангладеш, Доминиканская Республика, Соломоновы острова. После некоторого перерыва возобновились торговые отношения с Анголой, Кенией, Норвегией, Панамой и Уругваем.

За 2008 год объем внешнеторговых операций составил 9,0 млрд. долларов США, что на 19,7% больше по сравнению с 2007 годом. Рост внешнеторгового оборота был достигнут за счет увеличения экспорта на 21,5% и импорта на 4,9%. На протяжении многих лет сальдо торгового баланса сохраняет положительное значение. За 2008 год показатель сальдо внешнеторгового баланса достиг 7,3 млрд. долларов США.

Среди субъектов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан сохранила свои позиции, занимая по показателю внешнеторгового оборота 3-е место (с удельным весом 13,2% в общем объеме), в том числе по экспорту - 3-е место и по импорту - 5-е место (14,8% и 6,5% соответственно).

В структуре внешней торговли основной объем по-прежнему принадлежит странам дальнего зарубежья, на долю которых приходится 81,3% товарооборота. Торговый оборот республики со странами дальнего зарубежья составил около 7,4 млрд. долларов США с ростом на 16,8% к 2007 году. Экспорт в эти страны увеличился на 17,2% и составил 6,7 млрд. долларов США (81,4% общего объема экспорта), а импорт соответственно - на 13,5% и 696,2 млн. долларов США (80,1% общего объема импорта).

Товарооборот республики со странами СНГ за 2008 год составил 1,7 млрд. долларов США с ростом на 34,0% к 2007 году. Экспорт вырос на 45,0% и достиг 1,5 млрд. долларов США, а импорт уменьшился на 19,6% и составил 173,1 млн. долларов США. В целом по сравнению с предыдущим годом доля стран СНГ в товарообороте республики увеличилась до 18,7% от общего объема внешнеторгового оборота.

В 2008 году участниками внешнеэкономической деятельности являлись 498 предприятий республики, среди которых наибольший вклад в развитие внешнеторговой деятельности внесли ОАО «АНК "Башнефть"», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ООО «Селена-Нефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «УМПО», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», ОАО «Синтез-Каучук», ООО «УЗДЭУ Авто-Уфа», ОАО «Каустик», ОАО «Сода», ОАО «НефАЗ», ООО «Ласселсбергер», ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», ОАО «Полиэф», ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин». Суммарный внешнеторговый оборот этих организаций составляет свыше 80%.

Показатель экспорта за 2008 год достиг уровня 8,2 млрд. долларов США.

Основными структурообразующими товарами экспорта были топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки - 77,8% от общего объема экспорта 2008 года против 75,0% в 2007 году, химические продукты и каучук 12,1% против 13,2% и другие (диаграмма 1). Одними из факторов роста группы "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки" являлись увеличение объема поставок мазута и рост цен на все виды нефтепродуктов на мировом рынке в I полугодии 2008 года. Несмотря на то, что доля металлов и изделий из них изменилась незначительно и достигла уровня 3,4%, абсолютное значение экспорта данной товарной группы выросло на 27,2%. Рост обусловлен увеличением спроса на вторичный алюминиевый сплав и прутки горячекатаные из черных металлов.

Диаграмма 1

Среди машиностроительной продукции лидирующие позиции занимал экспорт авиационных турбореактивных двигателей, комплектов для модернизации двигателей, подъемников специальных тракторных, прицепов и установок самосвальных, автомобилей специального назначения. Продукция машиностроительного комплекса наиболее востребована в Индии, Китае. При этом в 2008 году произошло сокращение вывоза продукции машиностроения по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 4,7%, ее доля в общем объеме экспорта снизилась с 6,6% в 2007 году до 5,2% в 2008 году, что связано с уменьшением поставок транспортных средств и измерительного оборудования и приборов в 1,7 раза, вертолетов и частей к ним - в 3,4 раза.

Доля экспорта продукции предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности не изменилась по сравнению с 2007 годом и составила 0,8%. Сохранился спрос на клееную фанеру, лесоматериалы и обработанные лесоматериалы, бумагу для гофрирования, экспорт которых осуществлялся в Узбекистан, Египет, Туркменистан, Кыргызстан, Латвию, Казахстан.

В 2008 году импорт республики достиг 869,2 млн. долларов США, что обусловлено продолжающимся расширением внутреннего спроса населения, увеличением инвестиционной активности.

В структуре импорта произошли заметные изменения. Существенно снизилась доля товарной группы "Машины, оборудование, транспорт" с 75,5% в 2007 году до 64,0% в 2008 году. Значительно увеличился импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, химических продуктов и каучука. Доля импорта продовольственных товаров выросла с 4,7% в 2007 году до 7,0% в 2008 году, прирост в абсолютном значении составил 54,5%. За счет существенного увеличения импортных поставок поливинилхлорида из Китая более чем в 2 раза выросла доля химических продуктов, достигнув уровня 15,6% в 2008 году против 7,4% в 2007 году. Также произошло небольшое изменение в сторону увеличения по группе "Металлы и изделия из них" (диаграмма 2).

В 2008 году в Республику Башкортостан были импортированы в основном оборудование для производства керамической плитки, запасные части к оборудованию по производству полиэтилена высокой плотности и к оборудованию по производству сыра, задвижки клиновые из стали, используемые на трубопроводах, автомобили легковые, самосвалы, части тормозной системы, продукты неорганической химии и органические химические соединения, сахар-сырец тростниковый и солод ячменный.

Диаграмма 2


Произошло уменьшение доли минеральных продуктов и топлива с 2,1% в 2007 году до 1,9% в 2008 году в связи с сокращением поставок газового конденсата из Казахстана.

Стимулирование развития внешнеэкономических связей республики осуществлялось путем реализации мероприятий, предусмотренных Республиканской программой развития внешнеторговой деятельности в Республике Башкортостан на 2007-2008 годы. В рамках данной Программы проводилась планомерная работа по координации работы министерств и ведомств, а также хозяйствующих субъектов республики по разработке и реализации мер расширения внешнеэкономической деятельности.

2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование ВЭД в Республики Башкортостан

Для осуществления и развития международного, внешнеэкономического сотрудничества со странами Республика Башкортостан обладает естественными возможностями и потенциальными сравнительными преимуществами.

Потенциальные сравнительные преимущества республики заключаются в его ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время, и в перспективе относительно стабильный внешний спрос на рынках стран. Перспективы развития инвестиционного сотрудничества и внешней торговли Республики Башкортостан со странами

Накопленный иностранный капитал в экономике республики на 1 января 2009 года составил с учетом поступлений и изъятий инвестиций 558,5 млн. долларов США (включая рублевые инвестиции), что на 6,3% больше, чем на начало предыдущего года.

Доля прямых инвестиций в накопленном иностранном капитале составляет 52,8%, портфельных инвестиций - 3,0%, прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (торговые и прочие кредиты), - 44,2%.

К основным странам-инвесторам по объему накопленных иностранных инвестиций в экономике республики относятся Великобритания, Австрия, Турция, Ирландия, Кипр, Германия и Чехия.

Объем привлеченного капитала из-за рубежа в экономику республики составил 178,0 млн. долларов США (включая рублевые инвестиции). Крупнейшими получателями иностранных инвестиций являются ООО "Ласселсбергер", ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", Октябрьское ЗАО СП "Винка", ОАО "Белорецкий металлургический комбинат".

Кроме того, от резидентов Российской Федерации на ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", МУП "Уфаводоканал", ООО "Икеа Мос", ООО "Сен-Гобен Строительная Продукция Рус" поступило иностранных инвестиций на сумму 276,1 млн. долларов США.

Накопленный иностранный капитал в экономике Республики Башкортостан (по состоянию на 1 января 2009 года)


В 2008 году 82,5% от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику республики, составили инвестиции из Австрии, Кипра, Великобритании, Германии и Швейцарии.

Особое внимание к прямым иностранным инвестициям определяется не только созданием новых рабочих мест, но и в большей степени открывающимися возможностями привлечения передовой техники и новых технологий.

Динамика объема иностранных инвестиций, поступивших в республику, представлена в таблице 1.

Таблица 1 Объем иностранных инвестиций, поступивших в Республику Башкортостан за 2002-2008 годы (тыс. долларов США)

Наименование показателя


Всего инвестиций

в % к предыдущему году,

из общего объема инвестиций:

портфельные инвестиции

прочие инвестиции


Структура иностранных инвестиций представлена в таблице 2.

Таблица 2 Структура иностранных инвестиций по видам инвестирования (в % к итогу)

Наименование показателя


Всего инвестиций,

в том числе:








прямые инвестиции

портфельные инвестиции

прочие инвестиции


В целях дополнительного стимулирования иностранной инвестиционной деятельности принят Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан», в соответствии с которым иностранным инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, льготы по налогу на имущество организаций продлеваются с 3 до 5 лет.

За 2007-2008 годы Республикой Башкортостан и иностранными инвесторами подписаны соглашения и протоколы на сумму около 1 млрд. долларов США.

В среднесрочной перспективе ожидается значительный приток иностранного капитала в сферу обрабатывающих производств, гостиниц и ресторанов, торговли, а также на развитие транспортной инфраструктуры.


В качестве основных результатов исследования проделанной работы можно выделить следующее:

1. изучены и обобщены основные аспекты международного, внешнеэкономического сотрудничества;

2. исследованы внешние условия развития экономического сотрудничества Республики Башкортостан с регионами и со странами точки зрения как экономического потенциала стран, так и экономического потенциала республики;

Проведен анализ динамики внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества республики

Рассмотрены и обоснованы перспективы развития дальнейшего международного, внешнеэкономического сотрудничества Республики Башкортостан.

Особенность выбранного курса состоит в ориентации на целостное развитие при одновременной интеграции в систему общероссийских и международных экономических связей. Башкортостан уверенно входит в группу регионов, уровень развития которых выше среднего по стране. В течение последних лет является одним из немногочисленных регионов-доноров бюджетной системы Российской Федерации. Обладая развитой многоотраслевой промышленностью, республика входит в первую десятку среди регионов России по объему промышленного производства. По производству целого ряда важнейших видов продукции занимает ведущее место в общероссийском масштабе: сегодня в республике перерабатывается каждая седьмая тонна нефти, выпускается более половины общероссийского производства бутиловых и изобутиловых спиртов, половина кальцинированной соды и химических средств защиты растений, большая часть каустической соды, полиэтилена, синтетических смол и пластмасс. Являясь крупнейшим агропромышленным регионом, по объему производства валовой продукции сельского хозяйства республика стабильно входит в первую тройку среди регионов Российской Федерации. Ведущие места мы также занимаем по объему инвестиций в основной капитал, объему подрядных строительно-монтажных работ, вводу в действие жилых домов.

Со своей стороны Республика Башкортостан обладает естественными возможностями и потенциальными сравнительными преимуществами, которые заключаются в его ресурсном секторе экономики, для осуществления международного, внешнеэкономического сотрудничества. В среднесрочной перспективе (до 2010 года) будут оставаться основными потребителями экспортной продукции, относительно стабильно востребованной и на сегодняшний день, и в будущем на рынках стран. Расширения инвестиционного сотрудничества региона во многом будут связаны с реализацией экпортноориентированных проектов республики и улучшением инвестиционного климата для большей мотивации инвестирования в регион.

Список литературы

1. Основные тенденции современной мировой экономики и их значение для России Аналитический вестник. Вытек № 15. Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации. Государственная Дума. Серия: Экономическая политика. Москва. 2000

ФЗ РФ «Об экспортном контроле» от 18.07.99 г. № 183 - ФЗ Российская гачета. 29.07.99. - № 146. " Покровская ВВ. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ. 1999. - С. 434

3. Воронина ТВ. Внешнеэкономическая деятельность предприятий в условиях рынка (политэкономичесий аспект). Дис... канд. экон. наук. Ростов н-Д- 1993. - С.38-39.

4. Основы международного бизнеса. Словарь - справочник Научн. Ред. СИ. Долгов, отв Сост. В.В Васильев. -М.: Изд-во БЕК. 1997. - С. 75. 16

5. См.: Покровская ВВ. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ. 1999. - " Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкожшической деятельности. М.: Юристъ. 1999. - С. 18-19.

6. С. 17-19: Воронина ТВ. Внешнеэкономическая деятельность предприятий в условиях рынка (по.титэкономичесий аспект). Дис... канд. экон. наук. Ростов-н-Д. 1993. - С.40. и др.

Солошснко Е.А. Классификация внешнеэкономической деятельности страны и повышение ее народнохозяйственной эффективности/ Развитие и совершенствование внешнеэкономических связей. М..

8. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993

9. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 10 февраля 1999 года N 32

10. Сберегаев Н.А. Практикум по внешнеэкономической деятельности. - М.:ЮНИТИ, 2003. - 120 с.

11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ Собрание законодательства РФ. 2003. №50. Ст. 485

12. www.economy.gov.ru

Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. М., 2006

Министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан. Международное сотрудничество, внешнеэкономические и межрегиональные связи, торговля в Республике Башкортостан. Краткий отчет по итогам 2007, 2008 год. Уфа, 2009

1

В статье исследуются проблемы формирования внешнеэкономической стратегии и институтов развития приграничного региона с учетом новых геоэкономических трансформаций; проводится анализ стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Рассматривается механизм стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона, в котором экспорт представлен в качестве интегрального показателя региональной дифференциации России, позволяющего проводить анализ и определять стратегию внешнеэкономического развития регионов. Обращается внимание на то, что в Концепции внешнеэкономической стратегии России до 2020 г. региональный аспект внешнеэкономиче-ской деятельности представлен недостаточно. Поэтому отмечается необходимость в рамках «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» доработки внешнеэкономического блока Стратегии Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) - 2025. На основе критического анализа деструктивных процессов социально-экономического развития Севе-ро-Кавказского федерального округа определена особенность нынешнего этапа управления его внешне-экономической деятельностью – сохранение отраслевого (монопольно-структурированного) принципа поддержки экспортеров.

управление внешнеэкономической деятельностью региона

экономическое развитие

внешнеэкономическая стратегия

1.Ахмедуев А.Ш. Стратегия СКФО до 2025 года ориентирует на застой // http://www.ndelo.ru

2.Богомолов О.Т. и др. Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи [Текст]: Научное издание. – М.: «Анкил», 2012. – 384 с.

3.Бурнаева Е. Региональная политика Финляндии // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - № 5. – С. 70.

4.Гичиев А.Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Сб. научных трудов: Организация таможенного дела в Российской Федерации: проблемы и перспективы. – Махачкала. ФГБОУ ВПО «Даге-станский государственный технический университет», октябрь 2012 г. – С. 38-44.

5.Гичиев Н.С. Международная экономическая интеграция: внешняя торговля и экономический рост в Северо – Кавказском федеральном округе [Текст]: Научное издание. – М.: «Перо», 2013. – 272 с. (17 п.л.).

6.Гичиева М.Н. Региональная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики: теоретический аспект. Сб. тр. участников II Международной научно-практической конферен-ции «Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире» – Махачкала. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 20-23 мая 2013. – С. 199-204.

7.Григорьев Л., Зубаревич Н„ Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. – 2008. - № 2. – С. 83-98.

8.Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. - №3.

9.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Справочная система «Гарант». – С. 148-165.

10.Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. Новый инструментарий в общественных науках – агент-ориентированные модели: общее описание и конкретные примеры // «Экономика и управление». – 2009. - № 12 (50).

11.Правительство РФ одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии – 2020 // www.gzt.ru/business/2008/10/27/181516.html.

12.Развитие межгосударственной интеграции и проблемы формирования единой таможенной территории СНГ и Евразии // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 3 (23). – С. 15.

13.Смитиенко Б., Рулина Е. Внешнеэкономические связи России в 1999- 2008 гг.: успехи мнимые и реальные // Экономические науки. – 2009. - № 3 (52). – С. 373.

14.Стратегия развития Краснодарского края до 2020 г. – С. 35.

15.Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. Утв. Поста-новлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 окт. 2007 г. № 2067 // www.donland.ru.

16.Стратегия социально-экономического развития Смоленской области. Центр стратегического развития Северо-Запад. – Смоленск; СПб., 2007. – С. 111.

17.Стратегия экономического развития Южного федерального округа. Центр Стратегических разработок. Национальное агентство прямых инвестиций. – М., 2008.

18.Шевченко И.В., Семянникова О.Г. Эффективное управление внешнеэкономической деятельностью региона как фактором развития региона (на примере Краснодарского края) //

19.Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - № 36 (93). – С. 2.

20.http:// www.atkearney.com/index.php/Publications/globalization-index.html.

21.World Bank (2008) The World Trade Indicators2008 database. Washington, D.C.: The World Bank. Available at: www.worldbank.org/wti2008.

Введение

В условиях глобализации мировой экономики и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) значение системы государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), как двухуровневой модели взаимодействия, продолжает возрастать, оказывая влияние на политику стимулирования и расширения мирохозяйственных связей регионов. Использование мер финансовой, налоговой и инвестиционной направленности предполагает поиск и реализацию международных конкурентных преимуществ; управление региональными товарными и инвестиционными ресурсами с учетом конъюнктуры мировых товарных рынков, состояния и потребностей национального хозяйства.

В экономической литературе экспорт рассматривается как ключевой интегральный показатель региональной дифференциации России, позволяющий проводится анализ и определять стратегию внешнеэкономического развития регионов. С точки зрения JI. Григорьева, именно экспорт как интегральный показатель определяет вектор развития региональных процессов, а также параметры межбюджетных трансфертов, валовых и прямых иностранных инвестиций .

Стратегическая значимость внешнеэкономической деятельности для российских регионов определяется рядом политических, экономических, социальных и иных организационных условий и факторов: экономическими (концепции, стратегии ВЭД региона) и нормативными (законы, постановления, распоряжения, планы) документами; предпринимательскими структурами в сфере ВЭД и т.д.

Следует отметить, что региональная внешнеэкономическая политика является относительно новым феноменом для России и находится в стадии генезиса, хотя в мировой практике его использование в качестве направления региональной политики встречается довольно часто . Так, например, некоторые исследователи выделяют категорию «внешнеэкономическая политика», принимая данную категорию, как феномен федерального уровня управления . Шевченко И.В., Семянникова О.Г. считают, что стратегия внешнеэкономической политики представляет собой набор сценариев возможного развития внешнеэкономической деятельности . При этом наиболее ярко конфликт интересов регионов и федерального государства проявляется при распределении поставок высокодоходных экспортных товаров региональной специализации между внешним и внутренним рынками.

Организационная структура механизма стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона представлена на рисунке 1.

Необходимо отметить, что большинство российских регионов пока не нацелено на формирование системы благоприятного инвестиционного климата, стимулирования экспортной активности и предпринимательской инфраструктуры. Сложившуюся ситуацию отражает точка зрения Б.М. Смитиенко, утверждающей, что «в сфере внешнеэкономической политики к настоящему времени утрачена и не восстановлена необходимая комплексность и системность в деятельности соответствующих государственных органов страны, а также на уровне субъектов РФ» .



Рисунок 1. Механизм стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона

Политическую основу формирования внешнеэкономической стратегии развития региона предопределяют установки концептуального характера, изложенные в документах федерального уровня, спроецированные в положения региональной внешнеэкономической доктрины. Таким образом, стратегическая цель экспортной политики региона должна состоять в формировании перспективных направлений его внешнеэкономической деятельности.

В этой связи следует отметить, что Концепцией внешнеэкономической стратегии России до 2020 г. продолжено формирование новых институтов поддержки российского экспорта и страхованию инвестиций в основном на федеральном уровне. В то время как региональный аспект внешнеэкономической деятельности представлен недостаточно. В частности, отсутствуют мероприятия по обустройству пограничных пунктов пропуска, обеспечение взаимодействия приграничных административных структур, сохранение производственных кооперационных поставок и т. д.

Практика показывает, что без включения регионального уровня управления и создания соответствующих институтов эффективность решений, направленных на расширение мер государственной поддержки предприятиями несырьевого экспорта оказывается очень низкой. Поэтому эффективное решение вопросов диверсификации сырьевого экспорта, увеличения количества предприятий с иностранными инвестициями в регионах, регулирование потоков иностранных мигрантов становится возможным лишь при создании региональных центров управления.

С экономической точки зрения значимость внешнеэкономической деятельности для России определяется следующими важнейшими показателями, генерируемыми ресурсами внешней торговли и государственной финансовой поддержки: доля доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности - более 50 %; объемы заимствований финансовых ресурсов; импорт технологий; поставки товаров; импорт комплектующих и запасных частей; поставки продуктов питания и товаров повседневного спроса и т. д.

Региональная значимость внешнеэкономических операций характеризуется следующими индикаторами: доля экспортных поставок в валовом региональном продукте; объемы промышленного экспорта, занятость на предприятиях-экспортерах; доходы регионального бюджета от производства экспортной продукции; возврат НДС экспортерам; государственная поддержка экспорта за счет федерального бюджета; финансовый ресурс экспортеров.

Внешнеэкономическая деятельность является привлекательным и эффективным стимулом экономического развития регионов, так как: создает новые рабочие места, требует роста квалификации персонала; содействует производству конкурентоспособной продукции; увеличивает объемы производства и, как следствие, налогооблагаемую базу; обеспечивает дополнительный инвестиционный ресурс для развития производства; налог на добавленную стоимость.

Российские регионы и Федеральные округа представляют мегарегионалъный уровень управления внешнеэкономической деятельностью, который должен быть охвачен соответствующей концепцией, программой и стратегией долгосрочного развития. Однако в существующей Стратегии развития СКФО до 2025г. рассматривают лишь отдельные вопросы ВЭД. С нашей точки зрения, авторы Стратегии СКФО-2025 рассмотрели не приоритетные проблемы глобализационных изменений, а лишь наметили задачи и механизмы интеграции Юга России в глобальную экономику.

Стратегия СКФО-2025 предназначена, прежде всего, для выстраивания федеральных и региональных инвестиционных программ, поэтому её значимость будет определяться последующими политическими и финансовыми решениями.

Как представляется, разработчики должны были бы учитывать, в первую очередь, геостратегическое положение СКФО, он имеет значительную морскую внешнюю границу, определяющую его как транзитера внешнеторговых грузов: энергоносителей, металлов, зерновых культур, контейнерных перевозок товаров.

Очевидно, Стратегия СКФО-2025 требует доработки внешнеэкономического блока в связи с решением ФТС РФ в рамках реализации «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» . Требуемые доработки коснутся блока, связанного с инфраструктурно-логистической ролью обеспечения потребностей государства и других участников внешнего рынка в доставке и переработке внешнеторговых грузов.

Для успешной доработки внешнеэкономического блока Стратегии СКФО-2025 важное значение имеет институциональная основа развития внешнеэкономической деятельности, которая на федеральном уровне включает три группы институтов развития: 1) формирование и реализация государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации; 2) применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий; 3) создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики . Соответствующие институты, но применительно к региональному уровню, могут формировать региональные власти, т.к. им дано право организационно-финансовой и иных видов поддержки субъектов.

Кроме отмеченных выше недостатков критика Стратегии СКФО-2025 идет в основном по нескольким базовым направлениям:1) Стратегия не учитывает характер региональной власти, построенной на принципах этнического баланса крайне закрытых элитных группировок, не нуждающихся в программах модернизации; 2) Стратегия идеологически оформляет сверхдотационную экономическую политику.

Если обратиться к Стратегии, то можно отметить: 1) отсутствие четких стратегических ориентиров по развитию важнейших для СКФО базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, розничной торговли и платных услуг населению; 2) из всех объемных показателей в Стратегии определены стратегические цели только по показателю ВРП на душу населения.

В этой связи следует отметить, что, согласно Стратегии, к 2025 г. субъекты СКФО по показателю ВРП на душу населения будут отставать от достигнутого среднероссийского уровня 2008 г. по инерционному сценарию в 1,8 раза, базовому сценарию - в 1,4 раза и даже по оптимальному сценарию - на 10%. Нетрудно подсчитать, что субъекты СКФО к 2025 году даже по оптимальному сценарию Стратегии едва достигнут среднероссийский уровень 2008 года .

Одним из важнейших критериев социально-экономического развития, оказывающего влияние на внешнеэкономический потенциал региона, является уровень официально зарегистрированной безработицы. В Стратегии предусматривается в 2025 г. его значение по оптимальному сценарию на уровне 5% от экономически активного населения, базовому - 9% и по инерционному сценарию - 14%. В то время как прогнозные показатели Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает снижение к 2020 г. уровня общей безработицы в стране до 2-3%.

Более того, если по оптимальному сценарию Стратегии безработица будет в 2025 году на уровне 5%, т.е. примерно 250,0 тыс. экономически активного населения, то к 2025 году в субъектах СКФО по экспертным оценкам необходимо создать около 1,3 млн. новых рабочих мест, что не решит проблему трудозанятости населения СКФО.

Как показывают исследования в основе хронического отставания развития субъектов СКФО лежат две причины: 1) неэффективность управления экономической системой региона; 2) недоинвестирование социально-экономического развития. И как следствие: при высоких темпах роста численности населения - неадекватный экономический потенциал, так как инвестиции в социально-экономическое развитие субъектов СКФО в расчете на душу населения были в 4,5 - 5 раз меньше аналогичного среднероссийского показателя. Подобная инвестиционная политика, генерирующая хроническое отставание субъектов СКФО, продолжается и в настоящее время.

По показателю фондовооруженности, на одного человека можно примерно рассчитать необходимый объем инвестиционных ресурсов для преодоления отставания производственного потенциала регионов СКФО от среднероссийского уровня. Согласно расчетам исследователей, требуются основные фонды в объеме 4806,2 млрд. рублей против имеющихся - 1849,2 млрд.рублей, т.е. необходимый объем капитальных инвестиций составляет 2957,0 млрд. рублей .

Поэтому представляется целесообразным еще раз концептуально осмыслить Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года с позиций потенциала роста всех секторов экономики, в том числе и внешнеэкономического, определить стратегические ориентиры и ресурсы достижения такой цели.

1. Особенностью нынешнего этапа управления внешнеэкономической деятельностью в России является его латентная монополизация через сохранение отраслевого (монопольно-структурированного) принципа поддержки экспортеров, тогда как мировой опыт свидетельствует о значительном объеме аналогичных операций, трансформируемых на уровень территориальных структур.

2. Разработка среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития российских регионов должна предусматривать обязательный раздел по развитию их внешнеэкономического комплекса.

Рецензенты:

Эсетова А.М., д.э.н., профессор, зав кафедрой мировая экономка ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.

Хаджалова Х.М., д.э.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.

Библиографическая ссылка

Гичиев Н.С., Суракатов Н.С. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12934 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»