Проблемы развития малого и среднего бизнеса в рк. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

За 25 лет независимости в Казахстане было предпринято множество попыток реформирования системы образования и науки, что, к сожалению, не привело к созданию ни одного экономического ВУЗа или исследовательского центра мирового уровня. Это приводит к формированию однобокой экономической политики, принятию некачественных и даже вредных экономических решений, составлению некорректных прогнозов развития страны и т. д.

Кризис в экономической науке = кризис в экономике

Переход к рыночной экономике привел к смене парадигмы хозяйствования, что сказалось на качестве подготовки специалистов по многим направлениям экономики. В целях подготовки новых специалистов для нужд новой экономики была образована президентская программа «Болашақ», в соответствии с которой за эти годы не менее половины выпускников получили экономические и связанные с экономикой специальности. Несмотря на это, по сей день страна испытывает дефицит в квалифицированных специалистах по исследованию сложных экономических проблем с использованием современных инструментов планирования и прогнозирования.

Вместе с переходом к рынку мы начали процесс интеграции в мировую науку. Если представители отечественной естественной науки могли что-то предложить мировой науке, публикуя интересные статьи в рейтинговых журналах, то ученые-экономисты страны не могли предложить почти ничего, поскольку

за годы нашей независимости ни одна статья не была опубликована в высокорейтинговых экономических журналах

Согласно рэнкингу по экономике RePEc/IDEAS, Казахстан по состоянию на ноябрь 2016 г. занял 120 место среди 208 стран мира. Впереди такие страны как Нигерия, Кот-д’Ивуар, Боливия, Бангладеш, Шри-Ланка и другие, которые по уровню экономического развития и объему ВВП на душу населения далеко позади нас.

Основными показателями развитости любого направления науки является наличие признанных научных журналов страны, а также количество ученых, вовлеченных в процесс исследования проблем по данной отрасли науки. Что касается числа ученых-экономистов Казахстана, то официальная статистика не дает ответа на этот вопрос, так как не отслеживает количество ученых по отдельным направлениям науки. Но опираясь на данные международных организаций, смело можем сказать, что у нас имеются считанные единицы экономистов, заслуживающих внимания своих коллег из других стран мира. В рэнкинге ученых RePEc/IDEAS от Казахстана присутствует только 4 экономиста, из которых только 2 гражданина РК, а 2 – приглашенные иностранные преподаватели.

Научные журналы страны играют важную роль в накоплении и распространении новых знаний как среди широкого круга пользователей, так и в академическом сообществе. В базу Scopus Elsevier (более 35 тыс. журналов по всем наукам) включены 3 казахстанских журнала:

  1. «Евразийский химико-технологический журнал» Казахского национального университета имени аль-Фараби,
  2. «Евразийский математический журнал» (Eurasian Mathematical Journal) Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева
  3. «Известия Национальной академии наук РК по геологии».

Но в этом списке нет ни одного экономического журнала из Казахстана. Между тем, в базе Scopus Elsevier присутствуют экономические журналы 4-х стран бывшего СССР:

  • Украина – 6 журналов,
  • Россия – 4,
  • Литва – 3,
  • Эстония – 1.

Все отмеченные 14 журналов выпускаются на английском языке.

Помимо отсутствия экономического журнала в мировых рейтинговых базах, у нас нет ни одной публикации в научном экономическом журнале, входящем в первую сотню журналов по наивысшему импакт-фактору (согласно данным сайта Research Gate, наиболее цитируемая работа с участием казахстанских авторов по экономике написана иностранцем (The Migration Response to Economic Shock: Lessons from Kazakhstan // Journal of Comparative Economics 33(1):107-132, March 2005, Charles M.Becker, Erbolat N. Musabek, Ai-Gul S. Seitenova, Dina S. Urzhumova)).

Слабые стороны ученых Казахстана

По нашему мнению, подобная ситуация является следствием следующих проблем:

  1. слабое знание английского языка учеными-экономистами Казахстана;
  2. публикации для «галочки»;
  3. недостаточное финансирование экономических исследований и их нацеленность на решение краткосрочных проблем, что приводит к снижению мотивации на качественные исследования;
  4. слабое владение учеными-экономистами современными инструментами количественного анализа, в том числе эконометрики, в силу отставания образовательных программ экономистов от требований времени.

С 2011 года в Казахстане действуют новые правила присуждения ученых степеней, согласно которым ученый не может стать доктором философии (PhD) без публикаций в журналах, внесенных в базу Scopus или Web of Science. Причем для получения докторской степени авторы обязаны размещать статьи в журналах с импакт-фактором. Однако, несмотря на такое требование, в 2014 году только 31% статей казахстанских авторов приходился на публикации в фейковых журналах, размещающих статьи авторов на платной основе.

В силу этого Казахстан входил в первую десятку стран с высокой долей публикаций в поддельных хищных журналах, что отрицательно сказывается на имидже казахстанской науки.

Молодые исследователи должны всегда помнить простую истину, что за деньги в престижном журнале разместить статью невозможно.

Наши упущения и чужие победы

Современная экономическая наука достаточно математизирована, поскольку требует широкого использования математического аппарата и информационных технологий. Поэтому сегодняшний экономист должен иметь хорошие знания математического анализа, линейной алгебры, исследованию операций и теории случайных процессов, а экономист-практик обязан иметь знание по эконометрике. Современные инструменты количественного анализа, в том числе эконометрика панельных исследований, в последние годы получили бурное развитие в мире. Поэтому передовые ВУЗы стран мира уделяют большое внимание подготовке экономистов со знанием всех современных инструментов количественного анализа. Но только в казахстанских ВУЗах в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры экономических факультетов по-прежнему не уделяется должного внимания освоению современных количественных методов исследования. В силу этого экономисты-математики стали невостребованными.

Между тем, даже в соседних с нами странах сделано много для обеспечения развития экономической науки в соответствии с требованиями времени. В этом плане является поучительным опыт России. В данное время там появилось несколько экономических университетов мирового уровня, таких как Российская экономическая школа (РЭШ) и Высшая школа экономики (ВШЭ). ВШЭ изначально задумывалась как think tank для чиновников и должна была содействовать реформам в России, готовить экономистов, аналитиков, преподавателей, способных работать в новых условиях. Поэтому с первых дней учебная и научная деятельность ВШЭ целиком была ориентирована на мировые стандарты экономического образования. Для достижения поставленных целей широко стали привлекаться ученые мирового уровня из западных стран с высокими показателями индекса Хирша. Благодаря такой тактике ВШЭ удалось добиться того, что 2 журнала попали в список базы Web of Science и 6 журналов в Scopus (это не полностью экономические журналы). За 2009-2015 годы только сотрудники ВШЭ опубликовали 2490 статей в журналах, индексируемых Scopus, что, безусловно, является огромным достижением ученых-экономистов России. В 2011 году ВШЭ создало в Санкт-Петербурге Лабораторию теории рынков и пространственной экономики, которую поручили возглавить профессору Жаку-Франсуа Тиссу (Бельгия) – известному экономисту с индексом Хирша 40 (самый максимальный индекс у казахстанцев – 6). За 4 года работы он обеспечил публикацию более 30 статей российских ученых в экономических журналах первой сотни Scopus.

Нужно действовать

Сложившаяся ситуация в стране с неудовлетворительным развитием экономической науки требует серьезного переосмысления и принятия системных мер для исправления положения дел. Для улучшения ситуации, на наш взгляд, следует предпринять следующие шаги:

  • необходимо выбрать передовое образовательное или исследовательское учреждение с хорошим потенциалом и создать на его базе «Центр исследования современных проблем экономики и эконометрического моделирования» с отбором необходимого персонала (эконометристы, математики, экономисты и др.). Обеспечить его долговременным финансированием за счет средств республиканского бюджета.
  • привлечь в этот центр 2-3 действующих ученых мирового уровня с высоким индексом Хирша путем выделения целевого гранта на оплату услуг приглашенных специалистов.
  • организовать 2-3 конференции по проблемам экономики, эконометрики, макроэкономического прогнозирования так, чтобы ученые с высоким индексом Хирша смогли принять участие в них, это позволило бы наладить контакты с известными учеными.
  • организовать издание хотя бы одного экономического журнала на английском, казахском и русском языках в стране по аналогии высокорейтинговых журналов общими усилиями казахстанских и приглашенных ученых, чтобы в будущем он мог попасть в список рейтинговых журналов мира.

Создание такого центра и издание хотя бы одного современного журнала по проблемам экономики в кратчайшие сроки позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономической науки и обеспечить значительный рост качества научных публикаций казахстанских ученых.

Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики

Проблемы развития малого и среднего бизнеса Казахстана в едином экономическом пространстве. Как свидетельствует мировой опыт, конкурентоспособность является особо важным фактором развития экономики любой страны и наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса. В связи с этим ниже рассмотрены вопросы конкурентоспособность малого и среднего бизнеса как важный фактор развития экономики страны.

Для выявления ключевых факторов развития бизнеса и выработки соответствующих политик, в мировой практике принято анализировать состояние малого и среднего бизнеса (далее МСБ), так как данный фактор — это стержень устойчивого гражданского общества, от развития которого зависит благосостояние всех стран, и Казахстана в том числе. Малый и средний бизнес не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в развитых странах мира на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора.

«Казахстан поставил перед собой масштабную цель – войти в тридцатку наиболее развитых экономик мира. Сильная экономика – это сильное предпринимательство, высокая конкурентоспособность отечественных предприятий. Поддержка отечественного бизнеса обозначена мной как второе по важности направление нового политического курса», – сказал Президент Казахстана.

В этой связи Глава государства подчеркнул, что данный вектор долгосрочных действий включает ряд системных задач: «Во-первых, казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики. Долю малого и среднего бизнеса необходимо увеличить, как минимум, вдвое. Во-вторых, поставлена масштабная задача провести вторую волну приватизации. Её субъектами должны стать дееспособные и эффективные казахстанские предприниматели. В-третьих, надо оперативно выработать и реализовать меры, которые будут стимулировать ускоренный переход мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. В-четвертых, важно создавать условия для кооперации бизнеса, особенно на региональном уровне. Следует также обсудить проект модели обязательного участия предпринимателей в Национальной палате предпринимателей. В-пятых, новому политическому курсу должны соответствовать новые принципы участия государства в вопросах регулирования экономической деятельности. В том числе речь идёт о качественном уровне государственной поддержки предпринимателей».

Повышение конкурентоспособности страны становится особенно актуальным в свете вступления Казахстана в Единое Экономическое Пространство и Всемирную Торговую Организацию. Президент Казахстана отметил, что государству также необходимо осуществить ряд принципиальных изменений в своей работе. В частности, нужно принять важные институциональные решения и продолжить работу по совершенствованию налогового и таможенного администрирования.

С 1 января 2012 года вступили в силу международные договоры, что означает начало работы по обеспечению свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А в последующие годы будут решены вопросы тарифов и доступа к естественным монополиям – железным дорогам, нефте- и газопроводам, энергосетям. Задача государства состоит в том, чтобы каждый человек, каждое предприятие и организация почувствовали преимущества развития бизнеса и многостороннего сотрудничества наших стран в условиях функционирования Таможенного союза и формирующегося Единого Экономического Пространства. Необходимо и далее повышать конкурентоспособность экономики, развивать собственное производство, открывать рабочие места.

Реалии сегодняшнего дня достаточно жесткие и они с одной стороны справедливы — люди должны потреблять конкурентоспособный товар, хороший как по цене, так и по качеству. В любом случае в новых условиях кто-то что-то теряет, а кто-то получает. В рамках Таможенного союза и по итогам 2011 года, товарооборот между нашей страной и Россией возрос. Если взять Казахстан, то у нас он вырос почти на 40%. У нас вырос экспорт товаров, но и вырос импорт. Тем ни менее, мы видим, что Таможенный союз — это свобода перемещения товаров, услуг и наших граждан. Это, конечно же, сказалось на активности бизнеса. Есть мнение, что по ряду позиций где-то импорт какой-то страны преобладает, замещает продукцию. Но, тем не менее, и российские, и казахстанские товары активно продвигаются на рынках.

Казахстан активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Наша страна, как известно, является инициатором создания Евразийского союза и углубления взаимодействия стран СНГ. С 1 января 2012 года экономика Казахстана функционирует в условиях ЕЭП. Официальные статистические данные также свидетельствуют об активизации торгово-экономических связей РК с государствами-участниками ЕЭП. Так, в январе 2012 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕЭП составила 1 475,5 млн. долл. США или на 12,9% больше, чем в январе 2011 года. Какова реальная выгода бизнеса от Таможенного союза и Единого Экономического Пространства? Это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между нашими странами, что значительно ускоряет товародвижение. В частности, для казахстанского бизнеса актуальное значение имеют поставки сырья, фурнитуры из России и Беларуси. А это, в свою очередь, немаловажный фактор для развития обрабатывающей промышленности Казахстана (таких отраслей, как легкая, пищевая, мебельная промышленность).

С созданием Единого Экономического Пространства формируется единый рынок товаров с численностью населения 170 млн. человек и суммарным ВВП около 1,8 трлн. долларов США. Кроме того, между налоговыми органами государств ЕЭП в настоящее время отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками. Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Все это, безусловно, является стимулирующим фактором для расширения торгово-экономических связей между нашими странами.

Таможенный союз – это эффективный механизм защиты внутреннего рынка стран-участниц. Как известно, с формированием ТС для Казахстана значительно возрос уровень тарифной защиты. В частности, величина ЕТТ для республики в среднем увеличилась на 4,4% (см. табл.1), что в принципе создает условия для развития отечественной обрабатывающей промышленности, производств готовой продукции. Одной из главных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей МСБ. Особенно остра нехватка кредитных ресурсов у предпринимателей реального сектора.

С точки зрения банков второго уровня (БВУ) МСБ относится к непривлекательным секторам финансирования. Суммы кредитов, выдаваемых МСБ, составляют около 20% от общего кредитного портфеля БВУ. Структура распределения кредитных средств за последние несколько лет: 1. Торговля – около 40% (наиболее привлекательные клиенты БВУ); 2. Строительство – 16% (последствия мирового финансового кризиса); 3. Промышленность – 10%; 4. Сельское хозяйство – 5% (высокие риски из-за сезонности бизнеса); 5. Транспорт и связь – 2,5%.

Также, главной фундаментальной причиной низкой финансовой привлекательности МСБ является слабая финансовая грамотность и, следовательно, низкое качество инвестиционных предложений (непроработанность проектов, слабый опыт стратегического планирования и реализации долгосрочных проектов).

Для решения вышеперечисленных проблем реализовывается государственное финансирование посредством Стабилизационной программы в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 годы и «Дорожной карты бизнеса — 2020». В рамках этой программы предусматривается оказание поддержки в виде субсидирования процентной ставки по новым и действующим кредитам БВУ, гарантирование кредитов банков БВУ, развитие необходимой производственной инфраструктуры, оказание сервисных услуг и подготовка и переподготовка кадров, а также предоставляется финансовая и нефинансовая поддержка начинающим предпринимателям.

Отсутствует единая, унифицированная и централизованная инфраструктура поддержки предпринимательства, обеспечивающая комплексное решение проблем субъектов МСБ бизнеса и наблюдается низкий охват услугами малого предпринимательства в регионах. Для решения данного вопроса запущен масштабный проект бизнес — обучения предпринимателей, осуществляемый Фондом «Даму» в рамках программы «Бизнес — Советник», и охвативший все регионы страны и предоставивший комплекс унифицированных и доступных знаний по созданию и эффективному ведению бизнеса предпринимателям и населению с предпринимательской инициативой.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства в зарубежных странах широко используют систему контрактных отношений между МСБ и крупным бизнесом («франчайзинг»). Однако, в Казахстане на сегодняшний момент, франчайзинг в сегменте МСБ занимает лишь 3%. Причиной тому является несовершенство законодательства, недостаточная информированность бизнеса о преимуществах данной схемы организации бизнеса.

Литература:

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 1997.
  2. Кенжегузин М.Б. Итоги реформ и проблемы нового этапа развития экономики Казахстана // Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы). Алматы, ИЭ МОН РК, 2002, 264с.
  3. Назарбаев Н.А. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год. Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда, № 96-97, Алматы, 05.04.03, № 96-97.
  4. Назарбаев Н.А. Послание Президента народу Казахстана. Казахстанская правда, Астана, 19.03.04.
  5. Кенжегузин М.Б. Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан // Саясат-Policy, 2003, № 3, с.4-7.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. Утвержден Указом Президента РК от 4 декабря 2001 г., № 735 // собрание актов Президента РК и Правительства РК, № 43-44, Астана, 2001, 452 с

Научно-теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в современных рыночных условиях. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Методика исследования. Оценка современного состояния малого предпринимательства в Казахстане.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11477. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 198.74 KB
Актуальность проблемы развития малого бизнеса заключается в большом количестве действующих малых предприятий особенно в сельском хозяйстве где возможности для их развития далеко не использованы не только в отраслевом но и по этапам производства и реализации продукции на малых агропромышленных предприятиях в научном аспекте в достаточной мере не изучены. Предпринимательство называется производственным если сам...
18254. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан 80.82 KB
Анализ эффективности функционирования и развития малого предпринимательства в Казахстане и регионах. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы стимулирования малого предпринимательства в казахстанской практике.
19505. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы 91.74 KB
Специфика развития малого и среднего бизнеса в современной экономике. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса. Особенности становления малого бизнеса в Казахстане. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы.
5448. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 76.04 KB
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России
20093. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА 44.64 KB
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
18276. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов физических лиц в Казахстане 209.89 KB
Для этого Национальный банк Казахстана и Правительство РК реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2005 году Государственного Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Республики Казахстан», который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современном Казахстане. Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.
19544. Финансы малого бизнеса. Особенности и проблемы 164.72 KB
Особую значимость тема исследования управления финансами предприятий малого бизнеса приобретает в условиях финансового кризиса, так как малым предприятиям в большей степени, чем крупным корпорациям, часто не хватает рыночного опыта, финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Поэтому изучение проблем, связанных с финансовой деятельностью таких предприятий, является важным и актуальным.
19738. Проблемы и пути совершенствования кредитной политики субъектов малого бизнеса и физических лиц 1.34 MB
Важная роль в этом принадлежит банкам. Тема дипломной работы Проблемы и пути совершенствования кредитной политики коммерческого банка для юридических и физических лиц. Актуальность данной темы заключается в том что правильное устройство и эффективная реализация банками кредитной политики является неотъемлемой составляющей в области повышения качества экономической системы государства. Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части...
2716. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 15.88 KB
Уфа Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса субподряд франчайзинг венчурные контракты.
18380. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан 890.98 KB
Эволюция развития предпринимательской деятельности. Анализ современного состояния и развития малого предпринимательства. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан. Мероприятия поддержки и развития малого бизнеса в Республике Казахстан.

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

Х алимов Максат Кайратович

магистрант 2-курса экономического факультета, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана

E- mail : altynmaksgmail . com

Стратегический курс руководства республики на вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической силы. В условиях реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе и внешнеэкономических, активизация производственной и инновационной деятельности.

Своевременное вмешательство и оказание финансовой поддержки государством в конце 2007 года в рамках антикризисной программы позволило сократить снижение объемов кредитования субъектов малого предпринимательства банками и даже стимулировало рост кредитования в 2008 году. Кроме того, в результате государственной поддержки в структуре совокупного ссудного портфеля коммерческих банков доля кредитов малому бизнесу выросла до 22 % .

В республике создана определенная база для развития малого и среднего бизнеса. Количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса ежегодно увеличивается. Так, за 5 лет (2005-2009 гг.) их количество возросло с 621 тыс. до 716 тыс. ед., в результате доля активных субъектов малого предпринимательства увеличилось до 67 % в 2009 году .

Объем продукции, произведенной в 2005-2009 гг., субъектами малого и среднего предпринимательства увеличился с 1235 млрд. тенге до 2182 млрд. тенге. При этом доля продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего бизнеса в ВВП, сохранилась на среднем уровне 15-16 % с незначительным снижением в 2008 году .

В разрезе отраслей наибольшая доля выпущенной продукции от общего объема продукции субъектов малого предпринимательства приходится на сферу торговли (37 %), сельского хозяйства - 23 %, наименьшее количество субъектов малого предпринимательства работает в промышленном секторе (3 %) и строительстве - 4 %, в сфере транспорта и связи функционируют 8 % СМП .

Численность занятых в сфере малого бизнеса составляет 1,8 млн. чел, что составляет 23 % от общей численности занятых по Казахстану, из них 50 % приходится на ИП, по 25 % предприятия малого бизнеса и крестьянские хозяйства. Как и количество СМП, численность занятых в малом предпринимательстве стабильно росла до 2008 года, в течение которого произошел спад. В 2009 году рост возобновился .

Сравнительный анализ малого предпринимательства в Казахстане с развитыми странами показывает заметное отставание по таким показателям как вклад в ВВП и занятость населения, при том что, как и в развитых странах, в Казахстане СМП представляют более 90 % всех хозяйствующих субъектов. Так, доля ежегодных объемов выпуска продукции субъектами МСБ в развитых странах составляет от 43 % (Канада) до 57 % (Германия) ВВП. В Казахстане его доля ниже почти в 3 раза и составляет 15 %. По доле населения, занятого в секторе МСБ, в общей занятости показатели нашей страны так же гораздо ниже, чем в развитых государствах: на протяжении последних 5 лет в Казахстане этот показатель держится на уровне 23 %, в развитых странах от 47 % (Канада) до 75 % (Япония) .

По отраслевой структуре сектор СМП Казахстана также имеет значительные отличия от зарубежных аналогов: почти 40 % СИП Казахстана занято в сфере оптовой и розничной торговли, более 20 % функционируют в сельском хозяйстве. В США структура малого бизнеса выглядит иначе: преобладание сферы услуг (58 %), более 20 % субъектов МБ осуществляют деятельность в сферах строительства и торговли. В европейских странах наибольшее количество субъектов МСБ сконцентрировано в сфере услуг: в Великобритании - 23 %, в Польше - 35 %. При этом, в Великобритании сектор МСБ наиболее диверсифицирован: 21 % субъектов МСБ задействовано в сфере строительства, 12 % в торговле,7 % в промышленности, 27 % в других отраслях, включающих операции с недвижимым имуществом и финансовую деятельность .

В развитых странах ответственность участников рынка и предпринимательской деятельности, как правило, основана на механизме «репутации» и риске потери профессии или лишения возможности работы на рынке или банкротства бизнеса.

Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, особенно в местностях, далеко расположенных от финансовых и промышленных центров республики, специалистами называются:

· низкий уровень платежеспособности населения, особенно в сельской местности, связанный с высокой степенью безработицы и большой долей населения, проживающего за чертой бедности;

· недостаток оборотных средств;

· недостаточное оснащение предприятий высокопроизводительным оборудованием в силу его высокой стоимости;

· недостаток качественного сырья и полуфабрикатов;

· низкая конкурентоспособность продукции местных малых предприятий в сравнении с импортными аналогами;

· некредитоспособность субъектов малого бизнеса (особенно предприятий по переработке сельхозсырья);

· недостаточное количество финансовых и научных учреждений;

· низкий образовательно-культурный уровень населения;

· неразвитость коммуникаций.

Анализ, проведенный Институтом экономических исследований МЭиБП РК, выявил основные проблемы кредитования малого бизнеса в коммерческих банках. Лидирующее положение занимает высокий ссудный процент. Кроме того, к данным проблемам относятся:

· краткосрочность выдаваемых кредитов;

· отсутствие льготного периода;

· большое количество документов при подаче заявки на кредит;

· проблемы с залоговым обеспечением;

· отсутствие информации о зарубежных и отечественных линиях кредитования;

· недостаточное количество организаций, оказывающих консалтинговые услуги при оформлении кредитов;

· проблемы со стартовым кредитованием нового бизнеса.

В целом, анализ показывает, что в Казахстане наблюдается начало восстановительных процессов в данном секторе, происходит рост абсолютных показателей СМП, однако имеются негативные тенденции относительных показателей (доля продукции СМП в ВВП, структура отраслевого развития).

Результаты вышеприведенного обзора подчеркивает необходимость дальнейшего государственного координирования малого бизнеса в целях корректировки и улучшения негативных тенденций развития малого бизнеса, как с помощью финансовых, так и нефинансовых инструментов.

К основным финансовым механизмам для развития малого бизнеса можно отнести фискальные и кредитно-денежные инструменты. Для развития самозанятости основным нефинансовым рычагом является бизнес-образование. Поэтому развитие малого бизнеса в Казахстане во многом зависит от высококвалифицированных кадров в организации предпринимательской деятельности.

В настоящее время система образования Казахстана находится в поиске модели подготовки высококвалифицированных кадров в области организации бизнеса с учетом специфики экономического развития каждого региона. При этом необходимо совершенствовать структуру образования будущих специалистов в сфере организации бизнеса в целях повышения качества подготовки при получении базового образования, переподготовки и повышения квалификации, совершенствование учебных программ, их расширение в соответствии с потребностями рынка.

Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, инновационных (венчурных) фирм, осуществляет поддержку предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем предоставления и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических, маркетинговых и прочих услуг. Бизнес-инкубаторы выполняют государственный заказ по созданию рабочих мест в сфере малого предпринимательства, поэтому результативность и эффективность управления бизнес инкубатором имеет огромное значение для развития МСБ и системы бизнес-образования.

Практические навыки, получаемые преподавателями университета в процессе их взаимодействия с субъектами малого бизнеса, успешно используется в учебном процессе. Наряду с этим студенты имеют возможность реализации собственных бизнес-проектов через бизнес-инкубатор, что способствует апробации их бизнес-идей с целью определения степени подготовленности для создания собственного дела.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для развития МСБ необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:

1.Мониторинг факторов, определяющих угрозы отечественному бизнесу в условиях Таможенного Союза.

2.Совершенствование системы экономических отношений для малых предприятий в сфере производства, с целью обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке.

3.Оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках.

4.Введение системы минимальных гарантированных цен субъектам малого бизнеса, обеспечивающих им достаточный уровень доходности.

5.Осуществление гибкого налогообложения субъектов малого бизнеса, деятельность которых связана с производством товаров, предоставление налоговых льгот тем производителям, которые вкладывают средства в развитие приоритетных отраслей и в производство продукции, или же придерживаются принципа устойчивого развития производства с соблюдением экологических норм.

6.Умеренная протекционистская политика по защите интересов субъектов малого бизнеса.

7.Повышение инвестиционной привлекательности субъектов малого бизнеса, введение налоговых и других льгот, которые будут способствовать переоснащению материально-технической базы предприятий малого бизнеса.

8.Регулирование объемов экспорта и импорта по основным стратегическим видам товаров, производимых субъектами малого бизнеса.

9.Реализация целевых программ по восстановлению и развитию приоритетных отраслей экономики, в котором субъекты малого бизнеса могут занять наибольшую долю рынка.

10.Прямое финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства через финансовые институты государства.

11.Для казахстанских предприятий, которые уже готовы использовать франчайзинг как эффективное средство для расширения своего бизнеса, наиболее подходит модель регионального франчайзинга. Рекомендуется использовать региональный франчайзинг, когда головное предприятие решает охватить своей деятельностью какой-то географический район (территорию). Для этого района подбирается главный франчайзи, который включен в разделение платежей и взносов в общий рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно предоставляет франчайзер, для этого он платит лицензионные взносы, а так же взносы на рекламу непосредственно головной компании-франчайзеру.

Необходимо внести изменения в действующее законодательство по вопросам регистрации франчайзинговой деятельности. По примеру западных стран, регистрацию франчайзинговой фирмы должен осуществлять покупатель франшизы, в то время как согласно отечественной практике регистрацию должен осуществлять продавец. Необходимо законодательно закрепить ответственность за незаконное использование и копирование торговых марок и брендов, поскольку отсутствие институциональной защиты товарных знаков негативно отражается на общей тенденции развития франчайзинговой деятельности в Казахстане.

Список литературы :

  1. Малое предпринимательство: теория, мировой опыт и Казахстан / А.К. Кошанов, Е.Б. Жатканбаев, А.А. Рамазанов и др.; Под ред. Е.Б. Жатканбаева; КазНУ им. аль-Фараби, 2009. - 3-8 с.
  2. Официальный сайт Агентства по статистике Республики Казахстан. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.stat.kz/Pages/default.aspx (дата обращения 12.01.2010).
  3. Предпринимательство в Республике Казахстан: Офиц. текст по состоянию на 1 февр. 2010 г.: [Сб. нормат. актов]. - Алматы: Юрист, 2010. - 9-12 с.
  4. Экономика и статистика. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения. Современное состояние малого бизнеса в РК. - 2009. - № 4. - 52 с.

История эволюции развитых стран показывает, что малый и средний бизнес (МСБ) является основополагающим звеном, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста Государства. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем, сдерживающих экономический рост государства, таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего спроса от импорта, безработица, бедность и др. Вопросы развития МСБ в Республике Казахстан относятся к категории наиболее важных и рассматриваются на высшем государственном уровне.

Ниже приведен обзор состояния сектора МСБ по состоянию на 01.01.2011 г.

В связи с тем, что официальная статистика по состоянию и динамике среднего бизнеса ведется и публикуется только с 2010 года, обзор отдельных показателей (отраслевая структура, кредитование) приводится на основе данных только по субектам малого предпринимательства (СМП). Доля активных СМСП в общем количестве зарегистрированных СМСП показана на рисунке 1.

Рисунок 1- Доля активных СМСП в общем количестве зарегистрированных СМСП

За последние 5 лет количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) увеличилось более чем на 46% по сравнению с 2006 годом, и по итогам 2010 года достигло 1 089 тыс. единиц. Доля активных СМСП в общем количестве зарегистрированных СМСП за период 2006-2010 г. оставалась стабильной на уровне 68-69%. Доля зарегистрированных СМСП в общем числе зарегистрированных хозяйствую-щих субъектов увеличилась на 1 процентный пункт с 92% в 2006 году до 93% в 2010 году (рисунок 2).


Рисунок 2- Доля зарегистрированных СМСП в общем количестве зарегистрированных хозяйствующих субъектов

Структура зарегистрированных СМСП в разрезе организационно-правовых форм показывает, что в 2010 году количество индивидуальных предпринимателей (ИП) составило 677 тыс. субъектов или 62,1%, количество юридических лиц - предприятий малого бизнеса составило 213 тыс. или 19,6%, количество юридических лиц - предприятий среднего бизнеса составило 5 тыс. или 0,5%,количество крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) - 194 тыс. или 17,8% (рисунок 3).

Рисунок 3 -Структура СМСП в разрезе организационно-правовых форм

Не менее важно отметить, что до 2009 года объем выпускаемой продукции МСБ и его доля в валовом внутреннем продукте страны имела тенденцию к росту. Однако за 2009 год она снизилась. Если в 2008 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составлял 20%, то в 2009 году он снизился до 15% (рисунок 4).

Тем не менее, в 2010 году рост выпускаемой продукции продолжился, в результате чего вклад МСБ в ВВП достиг 17%:

Рисунок 4- Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Республики Казахстан

Столь умеренный вклад МСБ в ВВП вызывает настороженность при том, что Правительство Республики проводит активную экономическую политику по обеспечению диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет увеличения роли МСБ.

В развитых странах доля продукции малого бизнеса доходит до 50% ВВП и выше. Критерии отнесения предприятий к категории малого или среднего бизнеса в различных государствах достаточно сильно варьируются. Тем не менее, даже с учетом показателей возможных поправок, вклад СМСП в экономику Казахстана очень мал, как показано на рисунке 5.

По доле занятого населения в секторе МСБ в общей занятости показатели Казахстана также гораздо ниже по сравнению с развитыми государствами. Если в развитых странах она составляет от 47% (Канада) до 75% (Япония), то в Казахстане в 2010 году она составила всего 26%.

Доля СМП, занятых в промышленном секторе экономики, является важным показателем качественного развития малого предпринимательства и экономики в целом. Предприятия промышленности, и в первую очередь - обрабатывающей промышленности обеспечивают диверсифицированное развитие экономики страны.

Рисунок 5- Сравнение макропоказателей МСБ Казахстана с показателями развитых стран

В Казахстане наибольшее число СМП осуществляют свою деятельность в сфере торговли (37%) и в сельском хозяйстве (23%). Наименьшее количество СМП работают в строительстве (4%) и в промышленном секторе (3%), что в четыре раза меньше аналогичного показателя в странах ОЭСР4.

Однако следует обратить внимание на следующий важный аспект. История частного предпринимательства в Казахстане насчитывает менее 20 лет. При этом практически все предприниматели начинают свой бизнес с торговли или сферы услуг - низкие риски, небольшой стартовый капитал. По мере роста масштабов бизнеса они начинают осваивать и производство. Причем зачастую это происходит уже тогда, когда бизнес принимает достаточно крупные размеры и перестает быть малым. Поэтому многие субъекты МСБ, работающие в сфере торговли и услуг, - это будущие производственники.

На рисунке 6 приведены показатели деятельности СМП в отраслевом разрезе в 2010 году

Рисунок 6 - Основные показатели деятельности СМП в отраслевом разрезе

Отраслевое представление количества занятых на СМП характеризует роль СМП в решении важной социальной задачи по обеспечению занятости населения. Данный показатель существенно зависит от количества действующих СМП в тех или иных отраслях экономики, что объясняет схожие пропорции в отраслевом разрезе - рост количества действующих СМП пропорционально решает вопросы занятости.

Анализ выпуска продукции подтверждает позитивную роль СМП, работающих в сфере промышленности, где всего 3% действующих СМП обеспечивают 10%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей. Аналогично всего 4% СМП, действующих в сфере строительства, обеспечивают 15%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

СМП транспорта и связи решают экономическую задачу по обеспечению роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции примерно пропорционально их количеству: занимая 8% численности в отраслевом разрезе СМП, данная отрасль обеспечивает 7%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

Торговля, занимая наибольшую долю в количестве СМП (37%), обеспечивает всего 28% объема выпуска продукции, тем самым, подчеркивая свою неэффективность в решении экономической задачи роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции. Такая же роль характерна для СМП сельского хозяйства, где 23% общего количества СМП обеспечивают всего 16%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

Строительство оказалось самым привлекательным сектором для кредитования БВУ. Занимая по количеству действующих СМП всего 4%-ю долю, СМП строительства получили 16% всех кредитов БВУ. Это связано с быстрым ростом цен на недвижимость в предкризисные годы, но на фоне кризиса рынка недвижимости ситуация изменилась.

СМП торговли по данному показателю также имеют наибольший удельный вес. Занимая по количеству действующих СМП 37%-ю долю, они получили 41% всех кредитов БВУ. Эта тенденция продолжается уже в течение семи лет. СМП промышленного сектора по уровню привлекательности находятся на среднем уровне для БВУ: объем кредитов для них составил 10%, тогда как доля промышленных СМП составляет 3%.

Обзор активных субъектов МСБ в региональном разрезе за 2010 год показывает, что наибольшее количество СМСП функционируют в Южно-Казахстанской области (111 тыс.), в Алматинской области (96 тыс.) и в г. Алматы (78 тыс.), как показано на рисунке 7.

Наименьшие показатели имеют Кызылординская (22 тыс.), Северо-Казахстанская (24 тыс.), Мангистауская (25 тыс.) и Западно-Казахстанская (26 тыс.) области.

Рисунок 7 - Активные СМСП в региональном разрезе

Можно провести ранжирование регионов по доле действующих СМСП в общем числе зарегистрированных СМСП. Чем выше уровень данного показателя, тем лучшие условия ведения бизнеса существуют в регионе (рисунок 8).

Рисунок 8- Доля активных СМСП в общем числе зарегистрированных СМСП

Так, на начало 2010 года по Республике этот показатель составляет 68%. Выше республиканского уровня находятся Атырауская (89%), Алматинская (84%), Костанайская (81%), Северо-Казахстанская (78%), Жамбылская (76%), Павлодарская (76%), Восточно-Казахстанская (75%), Кызылординская (75%), Акмолинская (74%), Западно-Казахстанская (73%) и Актюбинская области (70%). Примерно на среднереспубликанском уровне нахо-дится Южно-Казахстанская (68%) область. В остальных регионах данный показатель ниже республиканского и варьируется от 60% (Карагандинская обл.) до 49% (г.Алматы) (рисунок 9).

Рисунок 9- Количество активных СМСП на 1000 человек экономически активного населения

При проведении анализа уровня развития МСБ в региональном разрезе важно учитывать различия в численности населения регионов. Таким образом, может быть получено распределение количества активных СМСП в расчете на 1000 человек экономически активного населения (ЭАН) в региональном разрезе.

Видно, что в расчете на 1000 жителей ЭАН регионов наибольшее число активных СМСП действует в Атырауской (134), Мангистауской (120), Алматинской (111) областях и г.Алматы (110). Наименьшее число СМСП функционирует в Карагандинской (56), Северо-Казахстанской (63) и Жамбылской (66) областях.

Затрагивая проблемные вопросы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан, следует отметить, что на данном этапе развития существуют нижеприведенные проблемы:

Регулирующее предпринимательскую деятельность законодательство, фактически, создано без ориентации на целевое состояние условий для развития МСБ. Поэтому нормы законодательных документов и действующие правила де-факто не развивают МСБ в каком-то целевом направлении.

Налоговая система не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний. Вместе с тем, изменение налоговой системы - очень радикальный инструмент регулирования бизнеса, который должен применяться очень осторожно и стратегически должен быть нацелен на вывод бизнеса «из тени».

В Казахстане нет действующих комплексных программ по развитию малого и среднего бизнеса. Единственная комплексная программа «Дорожная карта бизнеса 2020» имеет узкую направленность (обеспечение реализации Государ-ственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы) и, в основном, нацелена на поддержку средних и крупных предприятий, реализующих проекты в приоритетных секторах.

Доступ к финансовым ресурсам для МСБ по-прежнему ограничен. Затрудненный кредитный анализ, высокие удельные издержки и повышенные риски вынуждают банки переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам МСБ либо отказывать в их предоставлении. При этом тенденцией 2010 г. стало снижение спроса банков на средства государственных программ обусловленного размещения.

Недостаточный уровень фондовооруженности, высокий уровень износа и низкая обновляемость основных средств, а также низкая технологичность сектора МСБ в целом, снижают производительность труда, экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции малого предпринимательства. Ситуацию усугубляет недостаточно высокий уровень квалификации предпринимателей и наемных работников МСБ, дефицит квалифицированных кадров в области инженерно-технических, рабочих специальностей.

Нерешенность данных проблем служит основной причиной низкой роли малого и среднего бизнеса в социально-экономических процессах республики, а именно:

1) Низкий вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВВП страны. Несмотря на тенденцию роста объемов выпуска продукции субъектами МСБ за последние годы, их вклад в ВВП Казахстана не превышает 20%9.

2) Отраслевая несбалансированность и низкая доля МСБ в реальном секторе экономики, особенно в промышленности, превалирование торговой деятельности.

3) Низкая роль малого предпринимательства в решении вопросов занятости. Доля экономически активного населения, занятого в малом бизнесе, составляет 25%.

4) Высокая доля теневой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. По разным оценкам, она составляет от 22 до 30% реального оборота субъектов МСБ.

При этом в развитых странах на долю малого бизнеса приходится до 50-80% всех занятых, 70-80% новых рабочих мест, более половины ВВП. Значительных успехов в развитии МСБ добились и некоторые страны Восточной Европы и СНГ. Так, в Латвии малый и средний бизнес уже приносит более 50% ВВП. В Венгрии на малые и средние предприятия приходится 50% ВВП, 67% занятых в экономике, 20% экспорта и 99% общего числа всех предприятий.

Подобные сравнения позволяют сделать вывод о необходимости осуществления дальнейших реформ по поддержке и развитию МСБ.

Под эгидой Министерства индустрии и новых технологий работает ряд организаций, ориентированных на обеспечение индустри-ально-инновационного развития страны в сферах:

Содействия экспорту (Корпорация «Kaznex»),

Трансферта технологий (Центр инжиниринга и трансферта технологий),

Инноваций и венчурных проектов (Национальный инновационный фонд),

Инвестиций в индустриальные и инновационные проекты (инвестиционный фонд Казахстана).

Помимо государственных организаций (число которых уже само по себе достаточно велико), в Казахстане работают многочисленные общественные и международные организации, целью деятельности которых является поддержка малого и среднего бизнеса (объединения, ассоциации, торгово-промышленные палаты, центры поддержки предпринимательства, международные консультанты, фонды и др.).

Однако все они работают несогласованно, их функции и сферы ответственности не разграничены и частично дублируются. Более того, ввиду отсутствия четко поставленных целей (за исключением, в отдельных случаях, финансовых целей), объективных критериев их достижения, адекватных показателей оценки эффективности работы в целом и надлежащего контроля со стороны государства, нет и самой ответственности. Ряд организаций преследуют откровенно популистские и притворные цели.

Крупнейшие бизнес-ассоциации Республики де-факто конкурируют между собой, лоббируя интересы своих членов. Это ярко проявляется при обсуждении условий программ поддержки бизнеса. При этом многие субъекты бизнеса являются членами всех крупнейших ассоциаций.

В результате, несмотря на наличие такого большого количества организаций, целостнойсистемы поддержки и развития МСБ в Казахстане на сегодня нет.

В числе главных причин данной ситуации можно назвать следующие:

1. Недостаток фактических полномочий и/или мотивации у Департамента развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли для надлежащего осуществления межведомственной координации работы по МСБ.

2. Существующая система ориентирована на поддержку и развитие частного предпринимательства в целом, т.е. как МСБ, так и крупных компаний (например, Банк Развития Казахстана финансирует только крупные проекты, т.е. априори - крупный бизнес). При этом на некоторых важных участках работы происходит лоббирование интересов крупного бизнеса в ущерб интересам МСБ.

Политика поддержки малого и среднего бизнеса должна быть простой и доступной. Любой предприниматель должен иметь возможность быстрого и свободного доступа к информации о государственной поддержке. Однако на сегодняшний день системы информационного обеспечения, адекватной запросам малого и среднего бизнеса, нет. Количество организаций, оказывающих поддержку МСБ, настолько велико, а прини-маемые ими меры настолько разнообразны, что эти меры не могут быть признаны эффек-тивными хотя бы потому, что информация о них своевременно не доходит до предпринимателей из-за сложности поиска.

В результате МСБ несет высокие транзакционные издержки по выстраиванию и поддержанию отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Существующая в Казахстане инфраструктура поддержки МСБ не обеспечивает комплексной поддержки развития малого и среднего бизнеса и обуславливает повышенные транзакционные издержки.

Согласно Конституции, права и обязанности граждан (предпринимателей) регулируются только законами.

Однако административные штрафы налагают на предпринимателей за нарушение постановлений Правительства.

Особенной проблемой, ограничивающей качественное развитие малого предпринимательства и его эволюцию в средний бизнес, является налоговая система Республики.

Действующим Налоговым Кодексом предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства:

1) специальный налоговый режим на основе патента;

2) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим не распространяется на консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги. Таким образом, в действующем кодексе заложено противодействие различным схемам проведения безналичных средств крупных предприятий через предприятия МСБ в форме оплаты за фиктивные консалтинговые и финансовые услуги. Однако, возможно оказание других услуг (маркетинговых исследова-ний, обучающих, транспортных, арендных и т.д.).

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, является доход за налоговый период. То есть облагается общий оборот малого предприятия, а не его прибыль.

По патенту в настоящее время работают физические лица, в единственном числе, не имеющие наемных работников, и имеющие сравнительно невысокие доходы от данной предпринимательской деятельности (не более 200 тыс. тенге в месяц). Такой мелкий предприниматель может легко укрывать от налогового учета доходы в наличной денежной форме. Полностью легально работающий в этом режиме предприниматель не имеет возможности значительно увеличить стоимость и качество своих средств производства, т.к. допустимый предел дохода (около $1444 в месяц) является слишком низким. После расходов на личное и семейное потребление, оставшиеся из этой суммы средства явно недостаточны для существенного расширения материально-технической базы его небольшого бизнеса. Существующий режим работы ИП по патенту существенно ограничивает возможности предпринимателя, т.к. не позволяет ему привлекать наемных работников, не позволяет легально существенно увеличить доходы, не позволяет восстанавливать и расширять материально-техническую базу своей деятельности.

В существующем виде патентный режим кардинально задачу создания рабочих мест и задачи развития МСБ в целом в Республике не решает. Патентный режим в существующем виде решает только проблему частичной легализации множества самозанятых (таксистов, арендодателей недвижимости и т.д.).

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют:

1) индивидуальные предприниматели с численностью до 25 человек и предельным доходом за квартал 10 млн. тенге,

2) юридические лица с численностью до 50 человек и предельным доходом за квартал 25 млн. тенге.

Налог исчисляется по ставке 3% от оборота. Однако, кроме данного налога, необходимо платить индивидуальный подоходный налог работников (10% от оплаты труда), обязательные пенсионные взносы (10%) и социальные отчисления (приближенно 11% от зарплаты). Однако на территории СНГ психология наемных работников такова, что они воспринимают зарплату как чистые выплаты «на руки». В результате при найме 50 сотрудников с «легальными» зарплатами реальная нагрузка для такого предпринимателя составит не 3%, а около 20%. Таким образом, предпринимателю выгоднее выплачивать зарплаты «в конверте», из суммы, оставшейся после обложения совокупного дохода по ставке 3%.

С макроэкономической точки зрения наиболее значимым недостатком данного режима является то, что он подразумевает низкую производительность труда малых предприятий: 50 занятых работников генерируют около $667 тыс. годового объема продаж или $13,3 тыс. на одного занятого. Это меньше средней производительности в эконо-мике Казахстана в целом ($16,8 тыс. в год).

Таким образом, если МСБ начинает увеличивать производительность труда, платить высокие зарплаты сотрудникам, а его бизнес - расти и развиваться, то он выводится из льготного упрощенного режима и попадает в общеустановленный режим. В этом режиме предприятия с высокой долей заработной платы в себестоимости испытывают до 30% налоговой нагрузки от выручки. Другой существенный вывод - малые предприятия с объемом продаж менее $667 тыс. в год не имеют достаточных ресурсов и не могут быть участниками международного разделения труда и экспортировать продукцию в сколь либо значимых объемах.

Все специальные налоговые режимы предусматривают уплату НДС. Для сравнения: налоговая система России освобождает от уплаты НДС малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Несмотря на введение возмещения превыше-ния сумм зачетного НДС над суммами начисленного НДС, соответствующая процедура на практике не отработана и де-факто до сих пор сводится к зачету. Таким образом, происходит замораживание оборотных средств налогоплательщика, что критично для предприятий, особенно в период модернизации и обновления основных средств.

Налоговая система не предусматривает льгот для среднего бизнеса. В результате у субъектов малого предпринимательства отсутствуют экономические стимулы для качественного роста и перехода в категорию среднего бизнеса. Более того, в данном контексте Налоговый Кодекс играет деструктивную роль, поскольку стимулирует сохранение налогоплательщиками статуса субъектов «малого бизнеса», дробление предприятий среднего и части крупного бизнеса на мелкие структуры в целях получения соответствующих льгот.

Налоговая система Казахстана не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний. Изменение налоговой системы - очень эффективный инструмент государственного регулирования бизнеса. Стратегически налоговая система должна способствовать выводу бизнеса «из тени» в легальное русло.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие у большей части субъектов МСБ достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей. Особенно остро недостаток кредитных ресурсов ощущается у предприятий реального сектора экономики.

Банки, как правило, высоко оценивают кредитные риски МСБ ввиду специфики, присущей большинству данных субъектов бизнеса:

Отсутствие кредитной истории,

Отсутствие обеспечения,

Упрощенная бухгалтерия.

Затрудненный кредитный анализ, высокие удельные издержки и повышенные риски вынуждают банки переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам МСБ либо отказывать в их предоставлении. Ввиду перекредитованности многих действующих предприятий, отсутствия у начинающих предприятий кредитной истории, залогового обеспечения, информативной финансовой отчетности, остается открытым вопрос о развитии других способах финансирования, специфичных для малого бизнеса:

Сельские кредитные кооперативы,

Общества взаимного кредитования как некоммерческие организации7,

Кредитные кассы физических лиц,

Микрофинансовые организации.

В отличие от кредитных товариществ, преследующих коммерческие цели (извлечение прибыли). Вместо того, чтобы давать предпринимателям деньги, можно предоставлять им возможности по управлению активами. Одним из способов преодоления недоверия государственных менеджеров бизнесу является передача бизнесу активов в такой форме, в которой бизнесмен не может их вывезти за границу или бездумно растратить: в виде производственных площадок, технопарков, индустриальных парков, инфраструктурных комплексов. Для производственных предприятий малого бизнеса в обрабатывающих отраслях можно предоставлять господдержку в форме физической инфраструктуры. В случае ликвидации бизнеса инфраструктура может быть возвращена и предоставлена другому предпринимателю. Международный опыт показывает, что это направление поддержки МСБ в мире является магистральным.

Ограниченный доступ к финансовым ресурсам является существенным препятствием для активного развития малого бизнеса. Своевременная реализация государственной Стабилизационной программы позволила частично нивелировать негативное влияние кризисных явлений на финансирование сектора МСБ. Однако решение данной проблемы в целом требует системного подхода и реализации комплекса взаимосвязанных мер, нацеленных как на снижение рисков сектора МСБ, так и на развитие институтов финансовой поддержки.