Приколы про работу и зарплату. Чем оклад отличается от зарплаты

Посвященный идеям великого ученого. В этой ситуации неудивительно, что мы захотели обратиться к мыслям Льва Семеновича, чтобы вспомнить, а может быть, заново их осознать.

Из книги «Психология искусства»:

Как совершенно правильно формулировал Гумбольдт: всякое понимание есть непонимание, то есть процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего. Всякий из нас, слушая чужую речь и понимая ее, по‑своему апперципирует слова и их значение, и смысл речи будет всякий раз для каждого субъективным не в большей мере и не меньше, чем смысл художественного произведения.

Из книги «Мышление и речь»:

Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания.

Из книги «Психология развития человека»:

Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов.

Пусть мышлению смелых теоретиков дан закон стремиться ко «всему или ничему» в попытках объяснения; осторожным же исследователям в виде мудрого противовеса приходится принимать во внимание упорство фактов. Ведь стремиться объяснить все и значит: не объяснить ничего.

Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей.

Из книги «Воображение и творчество в детском возрасте»:

Как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.

Из книги «Воображение и творчество подростка»:

Фантазия ребенка - это диалог с вещами, фантазия подростка - это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает еще своей фантазии от вещей, с которыми он играет.

Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия.

    Очевидно, конкурс проводится для педагогов, компетентных в вопросах цитирования классиков образования. Увы, таковым не являюсь, и не могу даже претендовать на адекватность знакомства с творчеством Л.С. Выготского. Поэтому мой вопрос как бы дополняет конкурс:

    на экзаменах для одаренных детей предлагается задача типа
    ***Найди решение уравнения
    х^3 - 3х^2 + 2x = 0

    В учебно-методических материалах для экзаменаторов и экзаменуемых приводится ответ:

    Ответ: х=1

    Что мог бы сказать Лев Семенович об образовании, поднявшемся на такие высоты?

Василий Пастушенко,

Очевидно, конкурс проводится для педагогов, компетентных в вопросах цитирования классиков образования. Увы, таковым не являюсь, и не могу даже претендовать на адекватность знакомства с творчеством Л.С. Выготского. Поэтому мой вопрос как бы дополняет конкурс: на экзаменах для одаренных детей предлагается задача типа ***Найди решение уравнения х^3 - 3х^2 + 2x = 0 В учебно-методических материалах для экзаменаторов и экзаменуемых приводится ответ: Ответ: х=1 Что мог бы сказать Лев Семенович об образовании, поднявшемся на такие высоты?



***
Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине.

Особенно прозрачен этот тезис тем, кто строил дома или хотя бы имеет представление о строительстве. Кто сомневается, может попробовать сначала построить дом, потом подвести под него фундамент. В отличие от многих знатоков образования, у меня все основано на практическом опыте. В частности, самому пришлось однажды подводить фундамент под дом, поставленный в войну 16-летними пацанами нижними венцами прямо в землю. И что интересно, справился без посторонней помощи. Если не считать другом помогавшего мне Домкрата, потомка Архимеда.

Василий Пастушенко,

*** Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине. Этот тезис Л.С. Выготского претендует на звание чемпиона мира по емкости, глубине и разнообразию возможных применений. Первая мысль, не сразу, но все же пришедшая на эту тему: это мог бы быть самый ёмкий тезис, охватывающий главную суть моей образовательной концепции. Меня много спрашивали, в чем её суть, хотя бы тезисно. Ответить было непросто, так как мне самому надо около года, чтобы изложить наиболее существенные стороны. Отсюда вытекает и другое приложение тезиса Выготского. Не пытайтесь сводить суть дела к нескольким тезисам. Это чрезвычайно опасное занятие, поскольку в итоге можно остаться с корытцем, в котором ребёночка уже не будет. Если есть желание возражать – попробуйте из тезиса Выготского восстановить содержание образовательной концепции. Широкий философский контент этого тезиса понятен каждому, если понимать его в широком смысле: бывальщина - прошлое, небывальщина - будущее. Особенно прозрачен этот тезис тем, кто строил дома или хотя бы имеет представление о строительстве. Кто сомневается, может попробовать сначала построить дом, потом подвести под него фундамент. В отличие от многих знатоков образования, у меня все основано на практическом опыте. В частности, самому пришлось однажды подводить фундамент под дом, поставленный в войну 16-летними пацанами нижними венцами прямо в землю. И что интересно, справился без посторонней помощи. Если не считать другом помогавшего мне Домкрата, потомка Архимеда. Наконец, не зря этот тезис фигурирует на здешнем конкурсе на первом месте. Видимо, это символическое прорицание того, что именно он победит в конкурсе Рыбаков фонда. Таким образом, у этого тезиса Выготского обнаружена еще и предсказательная сила в области мотивов образовательного процесса.


    Василий Пастушенко,

    ***
    Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине.

    Этот тезис Л.С. Выготского претендует на звание чемпиона мира по емкости, глубине и разнообразию возможных применений.

    Первая мысль, не сразу, но все же пришедшая на эту тему: это мог бы быть самый ёмкий тезис, охватывающий главную суть моей образовательной концепции. Меня много спрашивали, в чем её суть, хотя бы тезисно. Ответить было непросто, так как мне самому надо около года, чтобы изложить наиболее существенные стороны. Отсюда вытекает и другое приложение тезиса Выготского.

    Не пытайтесь сводить суть дела к нескольким тезисам. Это чрезвычайно опасное занятие, поскольку в итоге можно остаться с корытцем, в котором ребёночка уже не будет. Если есть желание возражать – попробуйте из тезиса Выготского восстановить содержание образовательной концепции.

    Широкий философский контент этого тезиса понятен каждому, если понимать его в широком смысле: бывальщина - прошлое, небывальщина - будущее.

    Особенно прозрачен этот тезис тем, кто строил дома или хотя бы имеет представление о строительстве. Кто сомневается, может попробовать сначала построить дом, потом подвести под него фундамент. Даже если фундамент бетонный, ему дают целый год на то, чтоб "хорошо укрепился". Именно по этой причине в образовании домашние задания играют особо важную роль. Это было нащупано эмпирическим способом, но в наше время тому имеются и научные обоснования.

    В отличие от многих знатоков образования, у меня все основано на практическом опыте. В частности, самому пришлось однажды подводить фундамент под дом, поставленный в войну 16-летними пацанами нижними венцами прямо в землю. И что интересно, справился без посторонней помощи. Если не считать другом помогавшего мне Домкрата, потомка Архимеда.

    Наконец, не зря этот тезис фигурирует на здешнем конкурсе на первом месте. Видимо, это символическое прорицание того, что именно он победит в конкурсе Рыбаков фонда. Таким образом, у этого тезиса Выготского обнаружена еще и предсказательная сила в области мотивов образовательного процесса.


Василий Пастушенко,

Василий Пастушенко,
*** Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине. Этот тезис Л.С. Выготского претендует на звание чемпиона мира по емкости, глубине и разнообразию возможных применений. Первая мысль, не сразу, но все же пришедшая на эту тему: это мог бы быть самый ёмкий тезис, охватывающий главную суть моей образовательной концепции. Меня много спрашивали, в чем её суть, хотя бы тезисно. Ответить было непросто, так как мне самому надо около года, чтобы изложить наиболее существенные стороны. Отсюда вытекает и другое приложение тезиса Выготского. Не пытайтесь сводить суть дела к нескольким тезисам. Это чрезвычайно опасное занятие, поскольку в итоге можно остаться с корытцем, в котором ребёночка уже не будет. Если есть желание возражать – попробуйте из тезиса Выготского восстановить содержание образовательной концепции. Широкий философский контент этого тезиса понятен каждому, если понимать его в широком смысле: бывальщина - прошлое, небывальщина - будущее. Особенно прозрачен этот тезис тем, кто строил дома или хотя бы имеет представление о строительстве. Кто сомневается, может попробовать сначала построить дом, потом подвести под него фундамент. Даже если фундамент бетонный, ему дают целый год на то, чтоб "хорошо укрепился". Именно по этой причине в образовании домашние задания играют особо важную роль. Это было нащупано эмпирическим способом, но в наше время тому имеются и научные обоснования. В отличие от многих знатоков образования, у меня все основано на практическом опыте. В частности, самому пришлось однажды подводить фундамент под дом, поставленный в войну 16-летними пацанами нижними венцами прямо в землю. И что интересно, справился без посторонней помощи. Если не считать другом помогавшего мне Домкрата, потомка Архимеда. Наконец, не зря этот тезис фигурирует на здешнем конкурсе на первом месте. Видимо, это символическое прорицание того, что именно он победит в конкурсе Рыбаков фонда. Таким образом, у этого тезиса Выготского обнаружена еще и предсказательная сила в области мотивов образовательного процесса.



176641


***Как совершенно правильно формулировал Гумбольдт: всякое понимание есть непонимание, то есть процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего. Всякий из нас, слушая чужую речь и понимая ее, по‑своему апперципирует слова и их значение, и смысл речи будет всякий раз для каждого субъективным не в большей мере и не меньше, чем смысл художественного произведения.

А мне казалось, что я один понимаю этот нюанс речевого общения. Именно он лежит в основе всех трагедий на почве межгосударственных конфликтов. Даже развалить СССР, и то не сумели, чтобы не вляпаться в эту ловушку, которую понимал еще Гумбольдт. Надо непременно подсказать Путину и Трампу, чтобы они обеспечили надежные меры против взаимных недоразумений такого рода между Россией и США

***Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов.

Именнно такой метод решения задач прививал ученикам наш учитель физики Аркадий Исаевич Квантов, преподававший в школе №12 г. Орша, а также в ряде других школ. Изначально его фамилия была Гельфгат, что означает “готовый помогать”. По-моему, это уже была очень благозвучная фамилия. Жил он в центре города, примерно там же, где и Л.С. Выготский. Он дожил всего до 52 лет – сердце.

Считаю его величайшим педагогом. У него была потрясающая физическая лаборатория: например, лабораторные работы по калориметрии были организованы выше уровня многих технических ВУЗов. Он стимулировал собственные усилия учеников по отысканию решения каждого парадокса науки, каждого практического затруднения, продвинувшего физику по мере ее развития. Именно он привил мне интерес и любовь к физике, хотя изначально мне нравилась только астрономия.

Аркадий Исаевич учил искать решение задач обратным ходом от требуемого ответа. О том, что это общеизвестный метод с древних времен, повествует древняя легенгда о нити Ариадны, выведшей Тесея из лабиринта Минотавра. Но до сих пор нигде не встречал систематического подхода к логическому обоснованию этого принципа в естественных науках. Тем не менее, он имеет обоснование в рамках теории информации. Впрочем, именно в таком ключе построена моя концепция образования.

Воображение (определение)


Способность на "материале" образов (и/или их частей), сформировавшихся на основе собственного жизненного опыта, путём их агглютинации ("склеивания"), гипо- и гиперболизации ("уменьшения" и "увеличения"), создавать новые образы.

Когда мне было лет шесть, мы в детсаду учили песню про Пограничника, который охраняет границы СССР, не пропуская к нам сюда всякую сволочь: "Лес дремучий снегами покрыт. На посту пограничник стоит. Ночь темна и кругом тишина. Спит советская наша страна... Но каких бы не встретил врагов, дать отпор пограничник готов!"
Однажды мама оставила меня в д/саду ночевать. Были тогда и такие бесплатные услуги. Мама по ночам вынуждена была подрабатывать в больнице. Так вот, в тот вечер мои детсадовские сотоварищи спели такой вариант песни: "Лес дремучий блинами покрыт! На посту чёрт с бутылкой стоит. Ночь темна и кругом тишина. Можно выпить бутылку вина." Помню, что в полный восторг привела меня именно первая строчка. Впервые представил лес, покрытый не листочками и травкой с грибками, а кем-то старательно и аккуратно застланный свежевыпеченными блинами! И яркий такой образ появился. Где-то в районе над теменно-затылочной областью (там как-раз, насколько помню, находится зрительная кора...)

Зона ближайшего развития (пояснение Л.С. Выготского - в цитатах)

Есть какие-нибудь отличия обучения в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) от обучения, скажем, исходящего из познавательных интересов детей и их представлений об окружающем мире? Почему когда говорят о первом, обязательно приплетают второе (+ довеском ещё и про творчество обязательно что-нибудь наговорят)?

Приведу пару наиболее характерных, однако, практически никем не замечаемых, не цитируемых мест из основных работ Льва Семёновича.
Вот, например, из работы "Проблема возраста", гл. 3 "Проблема возраста и динамика развития" (Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-и т. 1982 г.и., Т. 4; с. 262-265):

"/.../ Поясним на примере, как определяется зона ближайшего развития. Допустим,
в результате исследования мы установили в отношении двух каких-либо детей, что они однолетки по умственному развитию и возрасту. Скажем, оба восьмилетки. Это значит, что оба они самостоятельно решают задачи по степени трудности, которая соответствует стандартному возрасту 8 лет. Тем самым мы определили реальный уровень их умственного развития. Но мы продолжаем исследование. С помощью особых приёмов мы испытываем, насколько оба ребёнка способны к решению задач, выходящих за пределы стандартов для 8 лет * . Мы показываем ребёнку, как нужно решить задачу, и смотрим, может ли он, подражая показу, выполнить решение. Или мы начинаем решать задачу и предоставляем ребёнку закончить её. Или мы предлагаем ребёнку решать задачи, выходящие за пределы его умственного возраста, в сотрудничестве с другим, более развитым ребёнком, или, наконец, мы объясняем ребёнку принципы решения задачи, ставим наводящие вопросы, расчленяем для него задачу на части и т.д. Короче говоря, мы предлагаем ребёнку решать в том или ином виде сотрудничества задачи, выходящие за пределы его умственного возраста, и определяем, насколько далеко простирается такая возможность интеллектуального сотрудничества для данного ребёнка и насколько далеко она выходит за пределы его умственного возраста.
Оказывается, что один ребёнок решает в сотрудничестве задачи, приуроченные стандартами, скажем, к 12-летнему возрасту. Зона ближайшего развития опережает его умственный возраст на 4 года. Другой ребёнок в состоянии продвинуться в сотрудничестве лишь до 9-летнего стандартного возраста. Его зона ближайшего развития охватывает только один год.
Одинаковы ли оба ребёнка, оказавшиеся однолетками по достигнутому ими реальному уровню развития? Очевидно, сходство их ограничивается областью уже созревших функций. Но в отношении созревающих процессов один ушёл в 4 раза дальше по сравнению с другим.
Мы пояснили принцип диагностики несозревших процессов и свойств на примере умственного развития ребёнка. /.../"

На эту же тему столь же развёрнуто и доступным языком можно посмотреть с. 246-255 во 2-м т. СС ЛСВ 1982 г.и. ("Мышление и речь", гл. 6 "Исследование развития понятий в детском возрасте", раздел 4.)
_____________________________
* какого рода эти приёмы, ЛС поясняет не только далее по тексту, но и во многих других местах, скажем, в работе "Мышление и речь":

"...Ребёнок так заканчивает предъявленную ему неоконченную фразу: "В СССР возможно вести хозяйство по плану, потому что... в СССР нет частной собствености - все земли, фабрики, заводы, электростанции в руках рабочих и крестьян." Ребёнок знает причину, если он хорошо занимался в школе, если этот вопрос был проработан по программе. Но знает он, правда, и причину того, почему затонул корабль, или того, почему велосипедист упал /выше ЛС говорит о том, что подобные же задания, связанные с т.н. "житейскими понятиями", этот ребёнок выполнить уже не может, вследствиие недоступности произвольного употребления житейских слов в иной, неспонтанной ситуации; Д.З./. Что же он делает, когда отвечает на вопрос по обществоведению? Нам думается, что операция, которую производит школьник при решении этих задач, может быть объяснена так: эта операция имеет свою историю, она не сложилась в тот момент, когда был проделан опыт, эксперимент является как бы заключительным звеном, которое может быть понято только в связи с предшествующими звеньями. Учитель, работая с учеником над темой, объяснял, сообщал знания, спрашивал, исправлял, заставлял самого ученика объяснять. Вся эта работа над понятиями, весь процесс их образования прорабатывался ребёнком в сотрудничестве со взрослым, в процессе обучения. И когда ребёнок сейчас решает задачу, чего она требует от него? Умения по подражанию, с помощью учителя решить задачу, несмотря на то что в момент решения мы не имеем актуальной ситуации сотрудничества. Она лежит в прошлом. Ребёнок должен на этот раз самостоятельно воспользоваться результатами прежнего сотрудничества.
Существенным отличием между первой задачей на житейские понятия и второй на общественные понятия является то, что ребёнок должен решить её с помощью учителя. Ведь когда мы говорим, что ребёнок действует по подражанию, это не значит, что он глядит в глаза другому человеку и подражает. Если я сегодня видел что-нибудь и завтра делаю то же самое, следовательно, я делаю это по подражанию. Когда ученик дома решает задачи после того, как ему в классе показали образец, он продолжает действовать в сотрудничестве, хотя в данную минуту учитель не стоит около него. С психологической точки зрения мы вправе рассматривать решение второй задачи по аналогии с решением задач дома как решение с помощью учителя. Эта помощь, этот момент сотрудничества незримо присутствует, содержится в самостоятельном по внешнему виду решении ребёнка.
Если мы примем, что в задаче первого рода - на житейские понятия - и в задаче второго рода - на научные понятия - от ребёнка требуются две по существу разные операции, т.е. один раз он должен сделать произвольно нечто такое, что он спонтанно легко применяет, а другой раз он должен уметь в сотрудничестве с учителем сделать нечто такое, чего он сам не сделал бы даже спонтанно, то нам станет ясно: расхождение в решениях одних и других задач не может иметь другого объяснения, кроме данного нами сейчас. Мы знаем, что в сотрудничестве ребёнок может сделать больше, чем самостоятельно. Если верно, что решение обществоведческих задач есть в скрытом виде решение в сотрудничестве, то становится понятным, почему ЭТО РЕШЕНИЕ ОПЕРЕЖАЕТ РЕШЕНИЕ ЖИТЕЙСКИХ ЗАДАЧ."

big_us

Возможно, я и не права, но всю жизнь разводила так: обучение из интересов детей - это хочется ребенку про вулканы - занимаемся вулканами, хочет слонов - слонами. А зона ближайшего развития - это не столько то, что ребенок хочет (может, он вообще не знает, что такое бывает), а то, что он "почти может": может, если сильно постарается, если немножко помочь, следующий шаг по его дороге.


Дело в том что сам Выготский дал ясное определение введённому им понятию. Наиболее важные выдержки из его работ, иллюстрирующие его позицию по этому вопросу, я и привёл в посте. Лев Семёнович полагал, что ситуация обучающего эксперимента, которую он описывает в труде "Мышление и речь", хотя и приводит ребёнка поначалу к бессмысленному повторению слов учителя*, впоследствии, якобы, даёт ему возможность овладеть и смыслом этих слов, как бы заполнить эти пустые словесные оболочки-"топики" соответствующими представлениями о мире, системой живых образов, а значит и овладеть способностями. Гипотеза была у него такая. Основана она в некоторой степени и на том факте, что дети в своём развитии проходят этап т.н. "отражённой речи" (один из первоначальных этапов развития эгоцентрической речи, в терминологии Выготского). Однако, этот закономерный этап ничего общего с функциональным резонёрством не имеет. Он лишь внешне походит на этот процесс. Если последовательно, по Выготскому, начинать реализацию предложенного им подхода, с самого раннего детского возраста, то ребёнок ещё более основательно уходит в патологию. Отсюда такое количество сейчас детей с ОНР, функциональными нарушениями, в т.ч. функциональной задержкой психического развития и т.д. У ребёнка развивается уже не только функциональное резонёрство, но и функциональные эхолалия и эхопраксия... Скорректировать это состояние (до определённого возраста) возможно лишь при условии понимания психотравмирующих ребёнка факторов, неизбежных при таком общении с ним и характере познания им окружающего.

Познавательный интерес, на мой взгляд, необходимо дифференцировать от элементарного ориентировочного рефлекса на всё новое (в т.ч. на какую-нибудь картинку или фильм, скажем, про того же слона или про вулкан). Интерес этот связан с предметом реальной, а не абстрактной (будущей) потребности ребёнка. Он связан, если хотите, с "зоной" незнания, которая ребёнка заинтересовала, в которую он имеет возможность реально погрузиться для самостоятельного её предметного, эмпирического обследования-изучения. Зона эта - следующий, более сложный аспект окружающего мира, который возможно изучить, опираясь на предыдущие способности, полученные ранее, а не на подсказку и помощь со стороны взрослого. Это принципиальное отличие обучения традиционного (в ЗБР) и обучения, строящегося на основании внутренней мотивации ребёнка (инновационное)... ИМХО.

__________________________________

* "В СССР возможно вести хозяйство по плану, потому что... в СССР нет частной собствености - все земли, фабрики, заводы, электростанции в руках рабочих и крестьян."

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин претендует на вознаграждение труда. Работодатель не должен ущемлять права своих подчиненных. Он обязан обеспечить им своевременную выплату заработной платы.

В соответствии с трудовым законодательством, при официальном трудоустройстве работник должен получать зарплату двумя частями. Одна из них условно называется и рассчитывается по определенным формулам.

На каждом предприятии могут быть установлены собственные сроки начисления сотрудникам аванса и зарплаты. Руководство должно их придерживаться, в противном случае можно говорить о задержках выплат.

В случае задержек, полной или частичной невыплаты заработной платы, сотрудник имеет право обратиться в соответствующие инстанции для возмещения заработанных денег.

Общие сведения

Зарплата ‒ это вознаграждение, полученное сотрудником от работодателя за труд.

Что может входить в надбавки по заработной плате:

  • районный коэффициент;
  • надбавка, выплачиваемая за стаж сотрудника;
  • социальные надбавки;
  • премии и пр.

Трудовой кодекс дает нанимателям право самостоятельно устанавливать на предприятии:

  • форму оплаты ‒ повременную или сдельную и т. д.;
  • вид зарплаты ‒ основную и дополнительную;
  • порядок премирования сотрудников;
  • величины окладов.

При этом каждое решение руководства, касающееся заработка для сотрудников, должно отражаться в трудовом договоре, правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре, а также прочих документах.

Законодательная база

Аспекты, касающиеся заработной платы, изложены в 21 главе ТК РФ (133-158 статьи). Работодатель должен руководствоваться положениями трудового законодательства для того, чтобы не допускать принятия решений, не соответствующих ТК РФ.

Рассмотрим, как бы выглядел расчет зарплаты А. П. Иванова при условии, что предприятие находится в Вологодской области (коэффициент 1,15):

ЗП = ((30 000 + 7 500) × 1,15/23 × 20) ‒ 13% = 32 625 рублей.

Другой пример, связанный с расчетом по тарифной ставке. ООО «Сок» работает с 9 утра до 9 вечера. В нем установлен график работы 2/2. В отделе упаковки работают 2 сотрудницы, подменяя друг друга. В июне у первой сотрудницы вышло 16 рабочих смен, а у второй ‒ 14. Стоимость одной смены составляет 1 300 рублей.

Произведем расчет заработков для первой и второй сотрудницы:

  • ЗП первой сотрудницы = (16 × 1 300) ‒ 13% = 18 096 рублей.
  • ЗП второй сотрудницы = (14 × 1 300) ‒ 13% = 15 834 рублей.

Удержания

Удержания из заработков сотрудников делятся на 2 группы:

  • Обязательные в рамках законодательства.
  • Относящиеся к инициативе работодателя.

В первую группу входят следующие виды:

  • налог на доходы физлиц ‒ его, в соответствии с НК РФ, обязаны выплачивать все россияне, за некоторыми исключениями;
  • алименты на несовершеннолетнего ребенка;
  • денежные средства на возмещение вреда;
  • отчисления из доходов осужденных по решению суда, идущие на их содержание.

Во вторую группу входят удержания:

  • величины аванса, который был выдан сотруднику, но не отработан последним;
  • величины аванса, который был выдан для расходов в командировке, но не потрачен;
  • избыточно выданной зарплаты по причине ошибки в расчетах;
  • денежной суммы, выданной за неотработанные дни отпуска, в том случае, если отдых был предоставлен сотруднику.

Что делать при задолженности?

‒ это довольно неприятное явление, и каждый работник должен знать, как действовать в случае, если такая ситуация наступила.

Сначала сотрудник должен обратиться к собственному руководству. дает работникам право на самозащиту, которое заключается в отказе выходить на работу. Однако подобные действия допустимы лишь в том случае, если задолженность по зарплате составляет не менее 15 суток.

Перед невыходом на работу сотрудник должен предварительно оповестить нанимателя в соответствующем заявлении.

Единственный нюанс ‒ запрещается устраивать самозащиту путем невыхода на работу гражданам, занятым на опасных производствах, в госслужбе, жизнеобеспечении и государственных подразделениях.

В идеальном варианте работодатель должен в ответ на уведомление сотрудника о невыходе на работу прислать сообщение о переводе задолженности.

Но если это не произошло, сотрудник имеет право в одну из следующих инстанций:

  • трудовая инспекция;
  • прокуратура.

Начинать стоит с инспекции по труду. Туда необходимо подать заявление, описав в нем сложившуюся ситуацию. На основании полученных данных будет произведена проверка.

Если обращение в трудовую инспекцию не дало результатов, можно попробовать обратиться с заявлением в суд и прокуратуру.

Судебная инстанция поможет вернуть заработанные средства. Дополнительно можно запросить компенсацию за задержку зарплаты.

В случае обращения в прокуратуру важно предоставить факты, подтверждающие наличие задолженности. Желательно, чтобы нашлись свидетели, которые могли бы это подтвердить. Предоставлять необходимо только правдивые сведения. За ложные данные обратившегося могут наказать.

На видео о расчете зарплаты

Оклад – это величина денежного вознаграждения, которая первоначально предлагается работнику при приеме на должность и необходим для расчета конечной суммы. Оклад фиксируется в трудовом договоре нового работника, а также в приказе при приеме на работу. Этот показатель является основой для дальнейшего подсчета других показателей.

Зарплата – это величина денежного вознаграждения, которую работнику выдают «на руки» после учета всех надбавок и удержаний. При подсчете зарплаты используется сумма оклада. К нему прибавляются различные бонусы, премии, например, за хорошую плодотворную работу (эти выплаты переменны, так как они могут быть, а могут и не быть, в зависимости от достигнутых результатов, установленных самой организацией); различные доплаты за работу в вечернее, ночное время, в праздничные и выходные дни; компенсации, например, «за вредность» на производстве. Также сам работодатель по своему усмотрению может доплачивать за выслугу лет, совмещение нескольких должностей, частые командировки. Кроме того, существуют северные и районные коэффициенты, для тех работников, которые трудятся на Крайнем Севере и равных ему районах. С другой стороны, из суммы оклада вычитается НДФЛ, различные вычеты за порчу имущества и другое.

Отличия оклада и зарплаты

В чем же отличие оклада от зарплаты? Самое главное отличие между ними – это подсчет одного показателя на основе другого. То есть, существует основной оклад каждой конкретной должности согласно штатному расписанию, а зарплата подсчитывается, исходя из этого показателя и всех надбавок, а также вычетов, которые регламентированы законодательно в России.

Сумма оклада сразу фиксируется в документах, как только человек устраивается на работу, зарплата рассчитывается после месяца работы в организации (или иного, ранее оговоренного периода), либо при увольнении.

Сумма оклада фиксирована, и отражается в штатном расписании организации. Зарплата подсчитывается, исходя из суммы оклада. С другой стороны, заработная плата никак не влияет на размер оклада.

Таким образом, и оклад, - это вознаграждение за труд. Но, оклад – это величина постоянная и фиксированная, а зарплата - переменная и зависит от многих факторов: квалификации, опыта работы, условий труда, качества работы и так далее. Иногда сумма оклада и сумма зарплаты совпадают, но в большинстве случаев оклад является только частью зарплаты (иногда ½ от зарплаты и даже меньше).