Летающая лодка м 10. Гидросамолеты и летающие лодки

Самолет BN-2 Maritime Defender предназначен для патрулирования, разведки на море, проведения поисково-спасательных операций, эвакуации больных и раненых, перевозки небольших грузов. Он является модификацией надежного многоцелевого самолета BN-2 Islander, выпускавшегося английской фирмой Pilatus Britten-Norman (всего выпущено более 1100 машин этого типа).

BN-2 является цельнометаллическим высокопланом с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках Фирмой Britten-Norman разработаны две модификации самолета - BN-2B с двумя поршневыми двигателями с горизонтальным расположением цилиндров фирмы Avco (Textron) Lycoming 0-540-K1BS мощностью 300 л.с. каждый и BN-2T с двумя турбовинтовыми двигателями Allison 250-В17С мощностью на валу 320 л.с. В самолетах обоих модификаций запас топлива (740 л) размещен в двух крыльевых баках, установленных между лонжеронами крыла, и в двух концевых крыльевых баках. Имеется возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.

Самолеты Дефендер имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, главным компонентом которого является поисковая или многофункциональная РЛС Bendix RDR-1400, устанавливаемая в носовой части фюзеляжа. Сканирование антенны многофункциональной РЛС составляет 60° с каждого борта, причем ширина захвата поверхности воды при полете на оптимальной высоте достигает 110 км. В состав электронного оборудования входит также аппаратура радионавигационной системы Омега, радиовысотомер и современные средства радиосвязи.

Для повышения возможностей самолета BN-2 при поиске самолетов и кораблей фирмы Britten-Norman и Тorn EMI в опытном порядке установили на нем радиолокационный комплекс Скаймастер, способный одновременно обнаруживать до 100 воздушных и 32 морских целей. РЛС установлена в большом носовом обтекателе и может вести обзор нижней и верхней полусфер (во втором случае угол обзора составляет 280°). При этом корабли и самолеты обнаруживаются на расстоянии 230 км.

При использовании самолета в поисково-спасательных операциях сбрасывание с парашютами спасательных средств может осуществляться через большой грузовой люк в задней части фюзеляжа.

В случае необходимости на самолете может быть установлено вооружение, для этого предусмотрены четыре подкрыльевых узла подвески. Здесь могут быть размещены 7,62-мм пулеметы, пусковые установки неуправляемых ракет, авиационные бомбы и другое оружие массой до 525 кг.

Выпускается так же вариант с противолодочной ракетой-торпедой (ASTOR), оснащенный радаром в сильно увеличенном носовом обтекателе.

Самолет поставлялся в ВМС Кипра, Индии и Сейшельских островов.


ЛТХ:
Модификация BN-2B
Размах крыла, м 16.15
Длина самолета,м 10.86
Высота самолета,м 4.18
Площадь крыла,м2 31.31
Масса, кг
пустого самолета 1925
максимальная взлетная 2993
Топливо
внутреннее, кг 585
ПТБ, л 2 х 227.3
Тип двигателя 2 ПД Textron Lycoming IO-540-K1B5
Мощность, л.с. 2 х 300
Максимальная скорость, км/ч 339
Крейсерская скорость, км/ч 264
Практическая дальность, км 2773
Дальность действия, км 1136
Продолжительность патрулирования, ч 6
Практический потолок, м 5240
Экипаж, чел 1 + 3 оператора или 870-кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка - 907 кг на 4 узлах подвески
227-кг или 113-кг бомбы, УР воздух-поверхность AS.11.
ПУ 4х80-мм НУР SURA, или ПУ Matra 155 18х68, или ПУ Matra 122 7х68-мм НУР, контейнеры с 7.62-мм пулеметами

Прототип удачного 9-местного легкого транспортного самолета BN-2 «Исландер» (Islander — островитянин) фирмы «Бриттен-Норман» взлетел в 1965 г. Этот самолет с неубирающимся шасси производился также на Филиппинах, в Румынии и Бельгии, хотя фирма-разработчик теперь находится в Швейцарии. Военные приспособили «Исландер» для перевозки людей и грузов. Позднее этот самолет модифицировали, установив на него радиолокационную станцию. В 1981-1983 гг. эти возможности возросли. Так, филиппинские военно-морские силы используют 5 «Исландеров» местной постройки для наблюдения.

Следующей моделью стал «Дефендер», построенный для военных. Он имеет 4 подкрыльных пилона для оружия и радар в носовой части, что упрощает поиск на море. Низкая стоимость машины способствовала значительным ее продажам, особенно в страны третьего мира. Чтобы больше удовлетворять специализированным требованиям морского патрулирования, разработчик представил «Мартиме Дефендер» (Морской защитник), главной особенностью которого стал радар «Бендикс» RDR 1400 с увеличенной дальностью поиска: 67 км объектов с эффективной поверхностью рассеяния до 100 м2 при волнении моря 4-5 баллов. Носовой обтекатель радиолокационной станции увеличил длину фюзеляжа. Антенна имела углы обзора 60° в каждую сторону, обеспечивая поисковую полосу шириной 111 км на оптимальной высоте. Для дневных и ночных операций в ходе прибрежного патрулирования экономической зоны, поиска и спасения экипаж самолета состоит из двух пилотов, оператора радиолокационной станции и двух наблюдателей. На борту имеются навигационная система «Омега», радиовысотомер и ответчик. Пилоны крыла используются как для подвески комплектов с поисково-спасательными операциями, так и для противокорабельных ракет «Си Скьюа» фирмы ВАе, самонаводящихся торпед «Стингрей» фирмы «Маркони» (Marconi), управляемая ракета AIM-9 «Сайдуиндер» «воздух-воздух» и контейнеров с аппаратурой радиоэлектронной борьбы. Заказчики могут выбирать «Турбинный Дефендер», с силовой установкой из двух турбовинтовых двигателей «Аллисон» (Allison) 250-B17C мощностью по 238,6 кВт (320 э.л.с).

Тактико-технические характеристики «Мартиме Дефендер»

  • Тип: вооруженный самолет для морского наблюдения и патрулирования;
  • Силовая установка: два шестицилиндровых оппозитных поршневых двигателя типа О-540-Е4С5 фирмы «Авко Лайкоминг» каждый по 193,9 кВт (260 л.с.);
  • Максимальная скорость без подвесок: 280 км/ч;
  • Скороподъемность: 396 м/мин;
  • Практический потолок: 5182 м, дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 673 км (418 миль);
  • Масса: пустого 1823 кг, максимальная взлетная 2994 кг;
  • Размеры: размах крыла 14,94 м для стандартного или 16,15 м для нестандартного, длина 11,07 м; высота 4,18 м, площадь крыла 30,19 или 31,31 кв.м;
  • Вооружение: различных управляемых ракет и бомбы на 4 подкрыльевых пилонах.

Общие тенденции в гражданской авиации во всем мире сегодня таковы, что авиакомпании стараются увеличивать пассажировместимость самолетов (не говоря уже об ), чтобы при практически тех же расходах поднять выручку. Стоячих мест пока еще нет, хотя такие решения для лоукостеров уже запатентованы, поэтому единственным доступным способом увеличения количества сидячих является уменьшение расстояния между ними. На короткие расстояния «летающая маршрутка» еще приемлема, а вот если лететь несколько часов, а сосед впереди решит откинуть спинку кресла и поспать… Без паники! Хитрые американцы придумали для таких случаев копеечное приспособление.

В продажу в США недавно поступил прибор Knee Defender (дословно «защитник коленей»), который можно приобрести за 20 с небольшим долларов. Он блокирует откидывание спинки кресла, расположенного перед вами, причем вы сами можете отрегулировать, на какой угол позволено откинуться вашему соседу. Можно заставить его сидеть в течение всего полета вертикально, как в , а можно разрешить немного наклониться: вам решать.

Принцип действия блокиратора Knee Defender очень прост: он фиксируется на шарнирах откидного столика, и при желании наклонить спинку она натыкается на металлический штырь. Снять блокиратор может только его хозяин: механизм крепления запирается ключом.

Что удивительно, авиакомпания не может запретить вам пользоваться таким блокиратором. На сайте продавцов этих устройств приводятся тексты комментариев FAA и EASA (американские и европейские регуляторы), согласно которым FAA лишь требует, чтобы устройство не использовалось на взлете, посадки и рулении (т.к. оно требует опускания столика), а EASA и вовсе отмечает, что отраслевые стандарты расстояния между креслами устарели, т.к. разрабатывались во времена, когда средний рост человека был меньше, и сейчас плотная компоновка небезопасна, т.к. затрудняет покидание самолета при эвакуции, а продолжительное сидение в зажатом положении приводит к тромбозу вен.

Вот так выглядит Knee Defender, продающийся по 20 с небольшим долларов за комплект.

Впрочем, сами авиакомпании не приветствуют использование Knee Defender. «Если такой прибор будет использован в наших самолетах, то пассажир, который не может откинуться, может обратиться к проводнику. Тот, в свою очередь, будет вести разговор с пассажиром, установившим прибор, и просить его снять. У нас спинка должна откидываться. Если она не откидывается по нашей вине, то мы пересаживаем пассажира на работающее кресло, а если нет возможности пересадить - начисляем мили в претензионном порядке», - сообщили в «Аэрофлоте».

Бортпроводники могут попросить вас убрать блокиратор, но…

Немаловажен и моральный аспект: пассажир впереди вас не виноват, что вам тесно, и, по сути, установить блокиратор - это то же самое, что поставить парковочный барьер во дворе, чтобы никто не занял «ваше» место парковки: кто-то «проглотит», а кто-то, например, «случайно» выльет вам на голову томатный сок. Совсем недавно в США самолет United Airlines был вынужден из-за драки между пассажирами, один из которых использовал блокиратор, не давая другому откинуть спинку. После этого инцидента ряд авиакомпаний прямо запретил использование блокираторов - например, Qantas и Virgin - но, как ни парадоксально, их продажи после такого пиара только выросли.

Поэтому лучше все-таки более тщательно - тогда вам не будет тесно, а еще лучше .