Кто построил сталинградский тракторный завод. Предприятия танковой промышленности

Одно из старейших предприятий Ордена Ленина Волгоградский тракторный завод имеет большую и интересную историю. Жизнь заготовила ему большую и трудную судьбу. Созданный в первые пятилетки бурного двадцатого века, он даже в начале строительства был необходим стране и поэтому строился ускоренными темпами. Суровое время, в которое проходило становления и развитие завода, стало для него школой выживания. За Заслуги и Весомый Вклад в Машиностроение страны коллектив и многочисленные сотрудники завода неоднократно отмечались Государственными Наградами, в том числе на счету самого Волгоградского тракторного — 2 Ордена Ленина. Его в разное время четырежды награждали орденами за большие заслуги перед страной.

По решению Высшего Совета по народному хозяйству завод был построен в 1926 году, в трудные годы становления Советской власти, во времена первых пятилеток, наполненных энтузиазмом его строителей. Местом строительства избрали территорию, находящуюся недалеко от Сталинграда, и поэтому первоначально он назывался
Сталинградским, что нашло отражение в наименованиях его продукции. Заводу было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского. В связи с присвоением заводу этого имени установили памятник Ф. Дзержинскому у заводской проходной.

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. Альберт Кан

Завод был построен как особо необходимый объект. Строили его при участии иностранных строительных компаний. Особенно большую роль сыграла в этом одна из компаний США «Альберт Кан Инкорпорейтед».
Завод строили в рекордно короткие сроки, и работать он начал в 1930 году, страна нуждалась в его продукции. Этому событию писателем Яковом Ильиным был посвящен роман «Большой конвейер». Исторической и знаменательной для коллектива завода стала дата 17 июня 1930 года, в этот день был выпущен 1-й колесный трактор СТЗ-1, с мощностью 30 лошадиных сил. Проектной мощности по выпуску СТЗ-1 завод достиг, когда их суточный выпуск стал равен цифре 144.
К июлю 1937 года выходят с заводского конвейера первые модели трактора с гусеничным ходом. Производство АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) начинается в июле 1937 года. Мощность вездехода составляла 52 л.с. С 1937-м годом связан выпуск унифицированных тракторов, которые представляли собой военные машины СТЗ-5-НАТИ, СТЗ-НАТИ 2ТВ, с мощностью от 52 до 56 лошадиных сил.

Труд завода был оценен по достоинству!

Всемирная промышленная выставка в Париже в 1938 году за производство АСТЗ-НАТИ отметила коллектив завода премией Гран-При. Иночкин И.П., один из крупных ученых-практиков к 1939 году впервые в Советском Союзе стал создателем автоматической линии. Завод к июню 1940 года мог претендовать на половину, имеющегося в Советском Союзе парка гражданских сельскохозяйственных машин, которое равнялось 232700 тракторов, 25000 из которых были гусеничными.
Очевидна неразрывная связь завода с отечественным танкостроением

Уже в 1932 году на СТЗ, в результате создания конструкторского бюро, который возглавлял Вернер Н.Д., инженеры подготовили документы, а затем начали серийное производство не сложных, но крепких в условиях боя машин Т-26, значительно превосходивших современные иностранные образцы подобного типа по техническим характеристикам.
Во время Великой Отечественной Войны предприятие начинает производить военную технику: им производились и ремонтировались Т-34-76 , их двигатели, а также тягловые машины (СТЗ-5-НАТИ). Серийное производство боевой машины Т-34 предприятие освоило в 1941 году. Военная техника поставлялась заводом на фронт в самых трудных условиях, даже тогда, когда поставка комплектующих изделий поставщиками была остановлена в связи с их вынужденной эвакуацией. Изготовление комплектующих деталей к технике стало делом завода, но производство военной техники продолжалось бесперебойно.

Производство продукции продолжалось и после прорыва врагом границ города и вступления в него фашистских войск (23 августа 1943 года). Полностью остановился завод лишь тогда, когда бои перекинулись на его территорию. Это произошло 13 сентября 1940 года, в момент, когда отчаянные бои перекинулись на заводскую территорию.
Взять Сталинград легко, ударив с северной стороны, враг не смог, встретив ожесточенное сопротивление со стороны заводских ополченцев, завод имел свою танковую бригаду которой командовал инженер-технолог завода Н. Л. Вычугов.

В конце 1949 года завод начинает производить гражданские сельскохозяйственные тракторы ДТ-54 мощностью 54 лошадиные силы.

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. Легендарный трактор ДТ-54

Машина появилась в 1963 году, получила широкую известность среди потребителей, завоевала авторитет, который сделал ее базовой моделью для дальнейших модификаций. Это послужило причиной создания на основе трактора новых модификаций, среди которых: ДТ-75H; 3-ДТ -75;
Обе модификации относятся к пахотным гусеничным тракторам, предназначенным для перевозки грузов, то есть, тягового класса, представляющих собой львиную долю от производимой заводом продукции.
С 1930 по 1994, выпавшие на советский период, Волгоградский тракторный завод возглавляли талантливые руководители:
Валентин Александрович Семенов;
Иван Флегонтович Синицын.

На их долю выпали наиболее трудные годы в работе волжского автозавода, связанные с периодом становления, военными годами и восстановлением хозяйства.
1994 год становится периодом новых успехов: впервые был поставлен на серийное производство новый гусеничный трактор ВТ-100, мощность которого равнялась 120 лошадиным силам. Модель постоянно совершенствуется. На ее основе создано несколько видов тракторов.
В. А. Кабанов руководит заводом с 1995 года избирается руководителем завода на Совете директоров.
С 2002 года завод состоит из 4 самостоятельных фирм (ОАО), входящих в группу его компаний:

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. 2С25 «Спрут-СД»

Производящая военную технику фирма отсутствует среди заводских компаний. В связи с банкротством завода он перешел в собственность «ВгТЗ».

За длинную историю работы предприятием освоено большое количество гражданской сельскохозяйственной и техники для военных целей.

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. Агромаш 315ТГ

К моделям гражданской сельскохозяйственной техники относятся следующие самоходные машины:

Агромаш 315ТГ;
тракторы СТЗ-1;
тракторы СТЗ-3;
тракторы агромаш 90ТГ;
тракторы ДТ-175;
тракторы ДТ-54;
тракторы ДТ-75;
машины серии «ВТ».

Модели техники для военных целей, произведенные с момента существования завода:

Читайте пожалуйста интересную статью (нажмите название или картинку)

17 июня 2015 года исполнилось 85 лет со дня основания Сталинградского тракторного завода, первого советского предприятия по выпуску тракторов. К этому событию мы приурочили небольшой очерк об истории строительства промышленного гиганта.

НАЧАЛО ЭПОХИ

В 1920-е гг. вся страна взяла курс на индустриализацию. На заводах внедрялись усовершенствования, улучшались технологии производства, повсеместно рос объем выпускаемой продукции.

Но все-таки главный курс индустриализации был направлен на развитие металлоперерабатывающей промышленности и, как следствие - машиностроения.

Именно в это время в Сталинграде был намечен курс на реконструкцию заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»; в общей сложности в развитие промышленности Сталинградской губернии в первую пятилетку намечалось вложить 120 млн. рублей.

Однако самым важным из намеченных к строительству в Сталинграде промышленных объектов стал Сталинградский тракторный завод - первый специализированный завод в СССР и крупнейший в Европе.

Говоря о месте расположения будущего завода, часто говорят о пустоши. Согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Также упоминается деревня Журковка, располагавшаяся по правую сторону устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.

Сначала был забор...

19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Эдмундович Дзержинский - Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР - выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода:

«...Для того, чтобы мы могли действительно конкурировать и цены приблизить к ценам фордовским, к ценам заграничным, нам, безусловно, необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторостроительный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину».

Здесь стоит отметить, что в дореволюционное время в сельском хозяйстве трактора не применялись: к 1914 году в России было всего несколько десятков тракторов. На заре индустриализации производство тракторов в СССР все такое же низкое: в 1928 году советскими заводами выпущено около 1500 машин при платежеспособном спросе в 50000 тракторов. Крайне недостаточное производство приводит страну в зависимость от иностранных рынков, как в деле тракторизации сельского хозяйства, так и в части снабжения машин запасными частями. Таким образом, первостепенная цель постройки специализированного завода - освобождение от зависимости от импорта.

Кроме того, основной лейтмотив строительства тракторного завода - реализация одной из идей В. И. Ленина - о постройке «Ста тысяч тракторов для среднего крестьянина».

ПОЧЕМУ СТАЛИНГРАД?

Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте - постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматривается совместно с ГСНХ». На тот момент на повестке дня наиболее остро стоит вопрос выбора места строительства: обсуждаются 7-9 крупнейших городов страны (в том числе - Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), однако особенно тщательно - три-Сталинград, Таганрог и Сталино.

При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов тот говорит о необходимости строительства новых заводов «ближе к сырью»; также он говорит и о других параметрах: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.

Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых - обследование завода "Баррикады") - уже через неделю пребывания - вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что "Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год...»

Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков - это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний - на берегу Волги и верхний - вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.

Не будем писать много букв, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано неслучайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном - вот факторы, сыгравшие свою роль.

СТРОЙКА ВЕКА

12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На мероприятии присутствовало более 15000 человек, это рабочие - жители города и крестьяне из окрестных сел.

20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе - «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства, завод носит имя Железного Феликса.

Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Да. действительно, разработкой проекта будущего завода занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки - Альберт Кан, известный в Америке как «архитектор Форда». Такой статус он получил из-за того, что являлся автором проекта концерна Генри Форда; на самом деле Альберт Кан - архитектор-бизнесмен, глава собственной - достаточно крупной - проектной конторы и автор проектов и планов американских промышленных предприятий.

В одном из отчетов фирмы отмечена значимость постройки сталинградского гиганта: «1928 год неожиданно принес самый необычный заказ, который когда-либо был дан архитектору. В этом году группа советских инженеров пришла в контору Кан с заказом на проектирование тракторного завода строительной стоимостью в 2 млн. долларов и дальнейшей программой строительства еще на 2 млн. долларов».

Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.

Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают «семитысячников» и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.

Сталинградский тракторный завод. Первая смена идет с работы

24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода. Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.

В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10000 тракторов в год, однако в 1928 году было принято решение об установке новых темпов работы будущего завода: проектные мощности должны были обеспечить выпуск 20000 тракторов в год. Однако Президиум ВСНХ 21 февраля 1929 года утвердил окончательное техническое задание: 40000 тракторов «Интернационал» в год; в это же время начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов.

Воспоминания Иванова стали основой для книги «Люди сталинградского тракторного»; именно в этой книге начальник стройки века вспоминал: «Я увидел завод впервые утром 2 февраля 1929 года. Он висел на картине, на стене в просторном зале Гипромеза - перспективный план сталинградского тракторного завода. Он виден был весь, как на ладони, и таким, каким год спустя он предстал передо мной в жизни».

Увлеченный своим делом, Иванов по ходу строительства подхватывает и реализует новаторские идеи, одна из которых - озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».

Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930-м году, именно он на торжественном мероприятии огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого великого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а Решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года - расстрелян, как «враг народа». Его имя будет реабилитирован лишь в 1956 году.

В ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата - конец 1930 года. Позже дата уточняется - 15 июня 1930 года.

Накануне пуска завода 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».

Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года.

Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня, в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического вышел из конвейера первый трактор «Интернационал».

Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный «День трактора».

Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив - поселок тракторного завода. Здесь были не только трех- и четырехэтажные дома, но и школы, клуб, институт, техникум, цирк, гостиница, кинотеатр, библиотека, парки. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь - практически на пустом месте - разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.

Виктория Гурьянова

17 июня 1930 года — с конвейера Сталинградского тракторного завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 (также именовавшийся СТЗ-15/30). Прототипом трактора стал американец Mc Cormic International 15/30.
Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.



Трактор СТЗ-1

В 1937 году завод перешел на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже СТЗ-3 был отмечен высшей наградой — «Гран-При».
К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (более половины тракторного парка страны) сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
Невероятные, по сегодняшним меркам, масштабы!


Гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), ГДР 1950 год

Кстати, интересный факт - наши трактора оценил и противник.
За каждый работоспособный трофейный трактор солдат вермахта мог получить недельный отпуск и даже Железный крест.

1 января 1942 года Сталинградский танковый завод был гигантом, располагавшим 2968 металлорежущими станками, на котором трудились 15464 рабочих и служащих.
Зимой 1941/1942 годов он стал основным производителем Т-34 в СССР, пока завод № 183 боролся с последствиями эвакуации. В 1941 году завод произвел 1256 танков, а в 1942 - 2520. Директором завода с сентября по ноябрь 1941 года был А. А. Горегляд, а с ноября 1941 года до гибели завода - К. А. Задорожный.
Организованную эвакуацию завода произвести не удалось. Значительная часть рабочих погибла в боях за Сталинград.
После войны Сталинградский тракторный завод был полностью восстановлен.

В постперестроечные годы гигант был приватизирован и переименован в ОАО «Волгоградский тракторный завод».

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) был разделен на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Также было выделено в отдельное предприятие производство боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входит в группу компаний «Волгоградский тракторный завод».
В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.
Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ».

З.Ы.
К слову, к 85-летию, над заводом снова нависла угроза уничтожения: то что не удалось сделать фашистским захватчикам 70 лет назад, сегодня может сделать шведская компания ИКЕА, которая собралась строить свой очередной магазин на месте Волгоградского тракторного завода.
История? Священное место? Не, не слышали (с).
Главный довод комерсов - будущая коммерческая успешность и хорошая «проходимость».
Администрация города не против, а вот жителей Волгограда никто некто не спрашивает. Ветраны уже даже петиции пишут .


IKEA вообще, как выясняется, "любит" исторические места.
Если проанализировать места для постройки их супермаркетов - может сложиться впечатление, что корпорация старательно выбирает площадки для строительства своих магазинов, связанные именно с исторической памятью .
В интернете есть упоминания о скандалах, когда во время строительства первого магазина в Химках, IKEA пыталась перенести знаменитые противотанковые «Ежи» - памятник защитникам Москвы. Также IKEA намеревалась открыть магазин рядом с Федеральным мемориальным кладбищем-пантеоном в Мытищах. Также напомним о желании IKEA построить магазин на Поклонной горе. Все это выглядит как заранее спланированные акции.


Кстати, основателем ИКЕА, является

Сталинградский тракторный завод. Гитлеровцы не могли захватить его 3 месяца. Для сравнения: сопротивление всей Франции длилось 42 дня.
Утром 23 августа гитлеровцы прорвали оборону советских войск в районе хутора Вертячего. Войска Сталинградского и Юго-Восточного фронтов оказались разъединены восьмикилометровым коридором прорыва, в который ринулись силы армии генерала Паулюса. Передовые части вермахта совершили неожиданный прорыв к Волге севернее Сталинграда. Колонны танков с фашистской свастикой и мотопехота оказались у порога города в двух-трех километрах от тракторного завода.
Прорыв немецких танков к тракторному заводу явился для советского командования полной неожиданностью. С северной стороны город практически не был укреплен. Самыми первыми встретили врага оказавшиеся на его пути зенитчики.
На высотках в районе поселков, примыкающих к северной окраине Сталинграда, на огневых позициях стояли батареи 1077-го зенитно-артиллерийского полка ПВО. Командовал им подполковник В. С. Герман. Этот полк предназначался для прикрытия от воздушных налетов заводской части города, и прежде всего СТЗ, полк имел на вооружении лучшие в то время 85-миллиметровые зенитные орудия. Зенитчикам, увидевшим танки пришлось стрелять по наземным, а не воздушным мишеням. Только за один день гитлеровцы потеряли 5 самолетов, 43 танка и сотни солдат.
У СТЗ был свой аэроклуб и танковый полигон. В это время там находились бойцы народного ополчения, которые проходили учения. Им пришлось начать бой. Рабочие, стоявшие у станков и конвейеров, знали, что фронт недалек и там ждут их продукцию. Однако вряд ли кто из них мог подумать, что еще до конца смены им самим придется взяться за оружие. На помощь зенитчикам подоспели не только рабочие отряды, но и курсанты военного училища, 5 бронекатеров Волжской военной флотилии. Два дня длился бой. Рассматривая рабочих в бинокли гитлеровские генералы гадали: что это за новые войска появились у русских?
Генерал немецких танковых войск фон Виттерсгейм (командир 14-го танкового корпуса) доносил Паулюсу, что население Сталинграда проявляет исключительное мужество, Советские войска сражались за каждую пядь земли, « что соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество... Население взялось за оружие. На поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, нередко сжимая в окоченевших руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не видели».
В горкоме партии не сразу поверили директору СТЗ Задорожнему, что фашистские танки появились в трех километрах от Тракторного... Командующий фронтом А. И. Еременко приказал начальнику автобронетанкового учебного центра генерал-майору Н. В. Фекленко возглавить тракторозаводский боевой участок. В организации обороны у северной окраины города приняли участие заместитель председателя Совнаркома и нарком танковой промышленности В. А. Малышев (только что прибывший в Сталинград в качестве уполномоченного ГКО) и находившийся на Тракторном начальник автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант Я. Н. Федоренко. Городскому комитету обороны удалось предельно быстро мобилизовать для отпора врагу все наличные силы и средства. И прежде всего имевшиеся на СТЗ танки. И те, которые входили в учебные батальоны автобронетанкового центра, и новые, только что собранные, и поступившие в ремонт, включая те, что не имели хода, но могли буксироваться и действовать как огневые точки.

Танков на ходу - это были Т-34 - набралось шестьдесят. Экипажи укомплектовал в основном учебный центр, а механики-водители нашлись и на заводе. Все машины вошли в состав находившейся на переформировании 99-й танковой бригады подполковника П. С. Житнева. Пока не подоспели другие войска, прежде всего 210 полк 10-й дивизии НКВД, эта бригада являлась ядром сборных боевых сил, прикрывших северную окраину города.
В боях за родной город рабочие понесли первые потери – погибло свыше 100 ополченцев. Среди них тракторозаводцы: И.А.Володин, И.И.Иванов, П.П.Кондратьев, А.М. Момотов, А.И.Смирнов, И.А. Фомин.
Во второй половине сентября фронт пролегал извилистой линией через улицы, площади и кварталы разрушенного города, через цехи заводов и фабрик. В начале октября борьба за Сталинград возобновилась со все нарастающим ожесточением. 4 и 5 октября развернулись бои за Сталинградские заводы. Четверо суток штурмовали гитлеровцы тракторный завод.8 октября атаки прекратились и спустя 6 дней начался решающий штурм завода.
Рано утром 14 октября фашисты открыли огонь из сотен орудий. Паулюс бросил в наступление огромные силы. Противник превосходил советские войска в людях в пять раз, в танках – в двенадцать раз. Авиация сделал около трех тысяч самолето- вылетов в этот день.
Гитлеровцы планировали захватить весть Тракторозаводской район за три дня. Войти на территорию завода им удалось только 16 октября…Захватить территорию завода к концу ноября.
Завод был важен гитлеровцам не только сам по себе. За территорией завода находился скрытый от посторонних глаз понтонный мост через Волгу. Его сделали из пустых топливных баков тракторов. Баки находились под водой, разглядеть их с самолета было невозможно. Фашисты знали о существовании переправы, но обнаружить ее не удавалось. Выход к берегу реки решил бы для них эту проблему.
Завод продолжал выпускать танки и производить ремонт техники даже в дни Сталинградской битвы. В сентябре, когда в центре города шли бои, тракторный завод передал войскам 200 танков и 40 моторов. И только 5 октября, когда завод был полностью выведен из строя, рабочие прекратили ремонт боевых машин. Но на заводе велась эвакуация ценных грузов: цветных металлов, станков. Эвакуация продолжалась даже 20 октября, о чем свидетельствует приказ №1 от 20.10.1942г. за именем директора завода К.Задорожнего. Те станки и цветные металлы, которые не успели эвакуировать были затоплены.
Но, даже находившийся в руках противника завод, продолжал сопротивляться. Дело в том, что под заводом были проложены коммуникации, и вот по этим самым «подземным ходам» на территорию завода проникали партизаны. В основном это были подростки, т.к. им легче всего было пробираться по этим коммуникациям. В архивах завода сохранились воспоминания командира тракторозаводского ополчения Баландина, в которых он рассказывал о тринадцатилетнем герое Евгении Кулише. Подростки получили задание вытянуть с территории захваченной противником на тросах танк. Пробравшись под танк мальчишки обнаружили под ним люк, уходивший в подземные коммуникации. Мальчики стали использовать этот люк для вылазок на территорию завода. Они регулярно совершали различные диверсии и безнаказанно скрывались под землей. Во время одной из таких вылазок Женя был смертельно ранен. Командир отряда навсегда запомнил слова умирающего мальчика: « Скажите моей маме, что я честно погиб за Родину!»
Мало кто знает, но Сталинградская битва закончилась на территории Тракторного завода. Обычно мы связываем окончание этой битвы с пленением генерала Паулюса, забывая, что это событие произошло 31 января. 2 февраля 1943 г. в Тракторозаводском районе сдалась
последняя, самая упорная группировка противника на Донском фронте численностью
более 40 тыс. солдат и офицеров под руководством генерала-полковника Карла фон Штрекера, который отказался подчиниться приказу Паулюса о капитуляции. Примечательно, что сам генерал был пленен в подвале завода.

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской индустриализации: «Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И – не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги – в долг!». После тяжелой гражданской войны, уничтожившей экономику государства, 20-ые годы прошлого века были в СССР периодом полного технологического одичания. Новая коммунистическая профессура была крайне невежественна. Страна умирала с голоду, не было тракторов, кранов, рельсов, труб, и многого другого. Социальный взрыв казался неизбежным, в руководстве царила паника. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х – Великую депрессию в США и Британии. Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р». «Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», – писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Следующий этап индустриализации можно назвать американским В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России. За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда. Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения. Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было. Даже больше, получается, что Россия не воспользовалась главным ресурсом экономических «чудес» ХХ века – перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной, да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод. Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, http://fakeoff.org/history/mif-ob-industrializatsiihttp://fakeoff.org/history/mif-ob-industrializatsiiсовременные ученые-историки, изучающие период индустриализации отмечают, что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве. Экономический рост во время сталинской индустриализации – всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией. Мысли об этом приходят при чтении исследования «Первая мировая, Гражданская и восстановление: национальный доход России с 1913 по 1928» (Great War, Civil War, and Recovery: Russia’s National Income, 1913 to 1928). Его авторам – Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) – за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает «стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке». К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей. Виктор Шевчук.