Какую систему налогообложения выбрать для пекарни. Как открыть мини-пекарню

В настоящей статье мы осуществим анализ наиболее эффективных форм налогообложения для мини-пекарни. Выбор формы налогообложения, при которой налоговая нагрузка будет минимальной – это один из залогов успешности вашего бизнеса.

 

Все исходные данные для своих расчетов и модель бизнеса мы возьмем из нашего бизнес-плана мини-пекарни .

Отправные данные для расчета

Затратная часть за год (берем данные из таблицы за 2014 год, потому как за этот период они отражают показатели стабильной работы в течение всего периода (12 месяцев)):

Итого затраты за год = 6 354 765 рублей

Согласно классификатору ОКДП продукция мини-пекарни относится к коду 1541000 ИЗДЕЛИЯ ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ И МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ . Поскольку это производство, а не услуги общественного питания, то ЕНВД и Патент, как формы налогообложения, здесь применять нельзя. Тогда очевидно, что стоит рассматривать следующие две наиболее приемлемые формы исчисления налогов:

  • (глава 26.2 НК РФ).
  • (глава 26.2 НК РФ).

А теперь произведем расчеты налоговой нагрузки по каждой из представленных форм налогообложения и выясним, какая из них является наиболее оптимальной для рассматриваемого бизнес-проекта.

Мини-пекарня на УСН 6% от дохода

Все исходные данные у нас имеются, поэтому сразу определим суму годового налога.

Сумма налога за календарный год = 6975000 * 6% = 418500 рублей

У нас есть возможность уменьшить полученную к уплате сумму налога на величину 50% от уплаченных страховых взносов за наемных сотрудников пекарни. Последние разъяснения по данному вопросу Минфин давал в письме № 03-11-11/159 , датированном 16.05.2013 г.

Сумма годового налога к уплате = 418500 - 125550 (251100 * 50%) = 292950 рублей

Мини-пекарня на УСН (доходы минус расходы) 15%

Сумма налога за календарный год = (6975000 - 6354764,66) * 15% = 93035,3 рублей

Если применяется УСН (доходы минус расходы), то уменьшение суммы налога к уплате не предусмотрено за счет страховых взносов.

Вывод вполне очевиден: для мини-пекарни наиболее эффективной формой налогообложения является - УСН (доходы минус расходы).

В соответствии с нормами статьи 346.19 НК РФ уплату налоговых платежей стоит производить по окончании каждого отчетного квартала, до 25 числа месяца, следующего за завершением отчетного периода. Что касается расчетов по налоговым платежам за прошедший календарный год, то их необходимо уплатить не позднее, чем наступит 30 апреля следующего уже года.

а если я делаю главный производство, у меня система енвд налогов, так можно? мне коллега говорит что нет вроде.
Артем

Опять же на ЕНВД переводится только розничная торговля. Производство под ЕНВД не попадает. Поэтому все что вы продаете сами в магазинах или через торговые сети, под этот режим не попадает.

Но можно применять ЕНВД если вы все оформите как точку общепита. Только думаю, на такой режим можно перевести только часть ваших точек.

Вот официальные разъяснения:

Вопрос: Основной деятельностью организации является производство и розничная продажа пончиков, булочек, вафель, тарталеток с начинкой, пирожков с начинками. Для этих целей организация арендовала в торговом центре площадь, возвела сооружение (производственно-торговую точку), разместила там оборудование для производства вышеуказанных изделий, наняла работников, которые занимаются производством продукции, а также кассира, который непосредственно реализует продукцию покупателям. Также организация реализует горячие напитки, изготавливаемые из пакетированного чая и растворимого кофе, для их непосредственного потребления покупателями у торговой точки с производимыми изделиями. Никакими другими товарами организация через эту точку не торгует, зала обслуживания посетителей у торговой точки нет. Является ли организация плательщиком ЕНВД в указанной ситуации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2009 г. N 03-11-06/3/294
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности, связанной с производством и розничной продажей пончиков, булочек, вафель, тарталеток, пирожков и горячих напитков через производственно-торговую точку, расположенную в торговом центре и не имеющую зала обслуживания посетителей, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, определенных в п. 2 ст. 346.26 Кодекса.
В соответствии с указанной статьей Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
При этом ст. 346.27 Кодекса определено, что к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
Под объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, согласно указанной статье Кодекса понимается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
Таким образом, предпринимательская деятельность организации, связанная с производством (изготовлением) и розничной реализацией пончиков, булочек, вафель, тарталеток, пирожков и горячих напитков через производственно-торговую точку, расположенную в торговом центре и не имеющую зала обслуживания посетителей, может быть отнесена к услугам общественного питания и, соответственно, при соблюдении положений гл. 26.3 Кодекса переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.12.2009

Практика показывает, что некоторые владельцы мини-пекарен деятельность по выпечке и реализации населению кондитерских и хлебобулочных изделий рассматривают как оказание услуг общественного питания и применяют в отношении нее ЕНВД. Посмотрим, при каких условиях возможно применение пекарней данного спецрежима.

Пекарня как объект общепита

ЕНВД может применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты общепита, как имеющие зал обслуживания посетителей (не более 150 кв. м), так и не имеющие его (подп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, чтобы деятельность по реализации кондитерских и хлебобулочных изделий могла рассматриваться как услуги общественного питания, необходимо, чтобы мини-пекарня относилась к объектам организации общественного питания.

Определения объектов общепита даны в ст. 346.27 НК РФ. Под объектом общепита, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Объектом общепита, не имеющим зала обслуживания посетителей, считается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

Отметим, что в целях главы 26.3 НК РФ информация о назначении, конструктивных особенностях объектов берется из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на них (ст. 346.27 НК РФ). Таким образом, из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на пекарню должно следовать, что она относится к объектам общепита. Так, в постановлении от 01.02.2010 № Ф09-67/10-С3 ФАС Уральского округа рассмотрел ситуацию, когда компания осуществляла реализацию хлеба и хлебобулочных изделий собственного производства через магазины «Каравай 1» и «Каравай 2». Налоговая инспекция посчитала, что такую деятельность нельзя рассматривать как оказание услуг общественного питания. Но суд на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов установил, что магазины «Каравай 1» и «Каравай 2» спроектированы как объекты общественного питания с залами обслуживания посетителей для потребления приобретаемой продукции и специальным оборудованием (столы, стулья) и соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам организации общественного питания для применения ЕНВД.

Без потребления не обойтись

Для целей ЕНВД услугами общественного питания считаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ).

На первый взгляд кажется, что создание условий для потребления кулинарной продукции не является обязательным условием для квалификации оказываемых услуг для целей ЕНВД как услуг общественного питания. Ведь в определении таких услуг между созданием условий для потребления и реализацией кондитерских изделий стоит «и (или)».

Однако и Минфин России, и суды считают, что наличие условий для потребления кулинарной продукции и кондитерских изделий — это определяющий фактор, позволяющий отнести деятельность к услугам общественного питания в целях ЕНВД

Так, в письме от 03.10.2013 № 03-11-11/41042 Минфин России отрицательно ответил на вопрос о возможности применения ЕНВД в отношении услуг по реализации кондитерских изделий собственного производства и напитков в торговых точках без создания условий для их потребления. Финансисты указали, что если потребление кулинарной продукции через объекты организации общественного питания (как имеющие, так и не имеющие зал обслуживания посетителей)
не осуществляется, то реализация кондитерских изделий собственного производства и напитков в собственных торговых точках в целях главы 26.3 НК РФ к услугам общественного питания не относится. А в письме от 26.01.2009 № 03-11-06/3/10 специалисты финансового ведомства отметили, что одним из условий для отнесения деятельности по изготовлению и реализации кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий к услугам общественного питания является создание условий для потребления указанной продукции на месте. И если кулинарная продукция собственного приготовления реализуется без потребления на месте, данный вид предпринимательской деятельности не может быть отнесен к сфере общественного питания (письмо Минфина России от 08.12.2008 № 03-11-04/3/546).

Аналогичную позицию занимают и суды. ФАС Уральского округа в постановлении от 24.04.2015 № Ф09-1166/15 указал, что поскольку предприниматель оказывал услуги по приготовлению питания для пациентов больницы без создания условий для потребления питания, такая деятельность правомерно отнесена налоговым органом к деятельности, подлежащей налогообложению по общей системе налогообложения, предусматривающей исчисление и уплату НДФЛ, и в отношении нее ЕНВД применяться не может. О необходимости создания условий для потребления кулинарной продукции говорится и в постановлениях ФАС Уральского округа от 07.03.2014 № Ф09-403/14, от 01.06.2011 № Ф09-2965/11-С3 (Определением ВАС РФ от 24.10.2011 № ВАС-9059/11 отказано в передаче дела на пересмотр). А в постановлении от 11.03.2009 по делу № А12-11657/2008 ФАС Поволжского округа сказано об отличии услуг общественного питания от торговой деятельности. Суд указал, что в торговой деятельности отсутствует квалифицирующий признак организации общественного питания — создание условий для употребления кулинарной продукции, как собственного производства, так и покупной.

Итак, чтобы реализацию кондитерских и хлебобулочных изделий можно было рассматривать в качестве услуг общественного питания, в пекарне нужно создать условия для потребления этой продукции. В Налоговом кодексе не указано, какие условия могут считаться созданными для употребления кондитерских изделий. На наш взгляд, об их создании может свидетельствовать наличие в пекарне столика (полки) для потребления приобретенных хлебобулочных изделий, продажа напитков (чай, кофе), обеспечение покупателей столовыми приборами, салфетками, установка урн и т.д.

Прежде всего ответим на вопрос, в каком случае пекарни и хлебозаводы могут применять упрощенную систему налогообложения и могут ли вообще. Для этого вспомним об ограничениях, которые установлены в главе 26.2 НК РФ.

Во-первых, не вправе переходить на УСН налогоплательщики, занимающиеся определенными видами деятельности, - они перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. К счастью, производство хлебобулочных и кондитерских изделий в нем отсутствует.

Во-вторых, «упрощенка» недоступна, если компания имеет филиалы или представительства либо доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале превышает 25% (подп. и п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Значит, применять УСН могут пекарни, представляющие собой единую структуру или имеющие обособленные подразделения, не зарегистрированные в качестве филиалов и представительств.

Помимо прочего, необходимо отслеживать, чтобы за налоговый (отчетный) период:
- средняя численность работников составляла не более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов у организаций не превышала 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- составляли не более 60 млн. руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Очевидно, что крупные хлебозаводы, получающие высокие доходы и имеющие в собственности здания и дорогостоящие производственные линии, не смогут соблюдать перечисленные ограничения. Поэтому речь пойдет лишь о малых и средних пекарнях.

Скажем несколько слов о режиме уплаты ЕНВД. Многие пекарни самостоятельно реализуют свою продукцию населению. Упрощенная система распространяется только на те виды деятельности, которые не переводятся на ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). По решению местных властей данным налогом может облагаться розничная торговля, осуществляемая через объекты (подп. и п. 2 ст. 346.26 НК РФ):
- стационарной торговой сети с торговыми залами площадью не более 150 кв. м;
- стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов;
- нестационарной торговой сети.

Тем не менее организациям и индивидуальным предпринимателям, производящим хлебобулочные и кондитерские изделия, а затем реализующим их через сеть собственных магазинов, . И вот почему. Предпринимательская деятельность по реализации продукции собственного производства не относится к розничной торговле в целях главы 26.3 НК РФ (ст. 346.27 НК РФ), то есть не является «вмененным» видом деятельности.

Обязательные условия для ведения деятельности

Организации пищевой промышленности всегда особенно тщательно контролировались со стороны государства. Для каждой отрасли предусмотрены различные положения, которые компания должна неукоснительно соблюдать. Санитарные правила и нормы «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» СанПиН 2.3.4.545-96 утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.96 № 20 (далее - Санитарные правила). В этом документе установлены требования:
- к территории, на которой будет располагаться пекарня;
- водоснабжению, канализации, освещению, отоплению и вентиляции;
- производственным, вспомогательным и бытовым помещениям пекарни;
- предприятиям малой мощности;
- оборудованию, инвентарю, таре и их санитарной обработке;
- сырью, полуфабрикатам, подготовке сырья к производству и выпуску готовой продукции;
- реализации готового продукта.

Как видим, документ значительный и требований много. Поэтому тем, кто только собрался открывать пекарню, советуем подробно с ним ознакомиться.

Лицензия пекарням не потребуется. В статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ перечисляются лицензионные виды деятельности, но производство хлеба там не указано. В то же время организациям и индивидуальным предпринимателям придется проходить декларирование соответствия. Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 . В разделе 9110 данного документа указана продукция хлебопекарной промышленности (хлебобулочные диетические и диабетические изделия, замороженные и охлажденные полуфабрикаты, изделия из пшеничной муки).

При упрощенной системе разрешено учитывать расходы на подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (подп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Специальные условия для их списания в пункте 2 статьи 346.17 НК РФ не предусмотрены, значит, такие затраты отражаются в налоговой базе при УСН сразу после осуществления и оплаты.

Затраты на медицинские осмотры

Дополнительных условий для отражения в налоговой базе материальных расходов в пункте 2 статьи 346.17 НК РФ нет, поэтому учесть расходы на проведение медосмотров можно сразу после осуществления и оплаты. Значит, необходимо рассчитаться с медучреждением и иметь в наличии подписанный обеими сторонами акт об оказании услуг.

ООО «Сладкий дом» занимается хлебопечением и применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 2 августа 2010 года общество заключило договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию, на проведение ежесменных медосмотров сотрудников, которые непосредственно связаны с выпечкой пирожных. Общая стоимость обследования работников, проведенного в августе, составила 21 000 руб. (без НДС). Плата медицинскому учреждению, проводящему медосмотры, была перечислена авансом 3 августа. Акт об оказании услуг стороны подписали 31 августа. Вправе ли организация отразить произведенные расходы?

Затраты на обязательные медосмотры организация может учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 , п. 2 ст. 346.16 и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они должны быть осуществлены и оплачены, поэтому бухгалтер ООО «Сладкий дом» вправе уменьшить налоговую базу по налогу при УСН на 21 000 руб. только 31 августа 2010 года.

Затраты на приобретение сырья

Большая часть расходов приходится на закупку сырья. Стоимость муки, дрожжей, соли, сахара и прочих ингредиентов списывается как материальный расход (подп. 5 п. 1 , п. 2 ст. 346.16 и подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ затраты на приобретение сырья и материалов отражаются в налоговой базе при упрощенной системе сразу после оплаты. Напомним: данный порядок учета расходов в виде стоимости сырья и материалов применяется с начала 2009 года (до этого момента «упрощенцы» признавали подобные расходы не только после оплаты поставщикам, но и по факту отпуска в производство). Заметим, их стоимость складывается из всех затрат, связанных с покупкой (п. 2 ст. 346.16 и п. 2 ст. 254 НК РФ), значит, плата за доставку сырья также уменьшит базу по единому налогу.

Теперь вернемся к вопросу об учете сумм, затраченных на выкуп черствого хлеба у магазинов. Если черствый хлеб направляется в переработку, то он признается сырьем. А как учитывается в расходах стоимость сырья, мы только что рассказали.

Другое дело, если черствый хлеб выкупается, а затем уничтожается. Вспомним, что любые расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). Но в данном случае никаких доходов владелец пекарни не получит, поэтому стоимость черствого хлеба, который не будет впоследствии переработан и продан, отразить в расходах нельзя.

На заметку. Доставка готовой продукции: варианты учета

Как правило, организации и индивидуальные предприниматели, производящие хлебобулочные и кондитерские изделия, доставляют свою продукцию в магазины собственным транспортом или привлекают специализированные компании. При УСН учитывают материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ их состав определяется в соответствии со статьей 254 НК РФ, в подпункте 6 пункта 1 которой указаны затраты на приобретение работ и услуг производственного характера. Среди прочих к ним относятся транспортные услуги сторонних компаний или структурных подразделений самого налогоплательщика. Таким образом, плата за транспортировку хлеба, пирожков и прочих кондитерских изделий до магазина, осуществленную транспортной компанией, уменьшит базу по единому налогу согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Если же для транспортировки используется собственный автомобиль организации, то расходы на его содержание можно учесть в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Позиция. Выявлять остатки, отпущенные в производство, но не использованные, можно и поквартально

Подробнее о порядке списания стоимости материальных затрат читайте в статье «Спорный момент: списание сырья и материалов в 2009 году» // Упрощенка, 2009, № 5.

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (233) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (26) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (16) 10. Онлайн-кассы (9) 2. Предпринимательство и налоги (403) 2.1. Общие вопросы налогообложения (25) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (34) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (6) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (60) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (84) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (101) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (5) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (21) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (81) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (11) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)