03 Май
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про виды деятельности индивидуального предпринимателя.
Сегодня вы узнаете:
- Какие существуют виды деятельности по ОКВЭД;
- Какой вид деятельности выбрать;
- Как добавить и изменить вид деятельности ИП;
- Что такое для видов деятельности.
Что такое виды деятельности (ОКВЭД) для ИП
Основной причиной невозможности применения той или иной системы служит вид деятельности, которым занимается ИП.
Налогообложение по видам деятельности представлено в таблице:
Режим налогообложения |
Запрещенные виды деятельности ИП |
Основная система налогообложения |
|
Упрощенная система налогообложения |
Банковская деятельность; Страховые услуги; Негосударственные пенсионные фонды; Инвестиционные организации; Работа с ценными бумагами; Деятельность ломбардов; Производство акцизных товаров; Добыча и реализация полезных ископаемых; Игорные заведения; Адвокатская деятельность |
Патентная система налогообложения |
Практически все виды деятельности, которые направлены на производство чего-либо, кроме: производства визиток, гончарного искусства, производства колбасных изделий, производство одежды и обуви |
Единый налог на вмененный доход |
Обмен валюты; Игорные заведения; Производство и продажа акцизного товара; Добыча, производство и продажа драгоценных металлов и камней; Добыча и продажа полезных ископаемых; Банковская деятельность; Управленческая деятельность; Услуги связи; Розничная торговля вид деятельности торговля предметами искусства, антиквариатом; Организация гастролей |
Сельхозналог |
Все кроме производства сельхоз продукции |
Однако, несмотря на многообразие режимов, вам необходимо будет учитывать множество условий, таких как, максимальное число сотрудников штата, максимальный оборот, ограничения по классификатору.
Помимо налогов, существует также обязанность платить взносы во внебюджетные фонды за себя, и это обязательно нужно принять во внимание при выборе выгодного режима налогообложения.
Что же такое взносы ИП за себя? Это ваши отчисления в фонды на медицинское и пенсионное обеспечение. То есть, независимо от того, работали ли вы в этом году, получали прибыль или нет, вы будете обязаны заплатить государству данные взносы в фиксированной сумме.
В 2019 году сумма взносов составит 36 238 рублей. А если, к примеру, доходы за целый год были больше 300 000 рублей, взносы в пенсионный фонд будут рассчитывать дополнительно, из расчета 1% от дохода сверх лимита.
Подводя итог по выбору наиболее выгодного режима налогообложения, лучше всего сделать индивидуальный расчет налогов для ИП в рамках каждой системы.
Необходимо будет учитывать следующие параметры:
- Если есть работники, то их количество;
- К какому региону Российской Федерации вы относитесь;
- Используемую систему налогообложения ваших будущих партнеров и клиентов;
- Площадь торгового зала;
- Использование транспорта при перевозках и др.
Рассматривая вопрос о налогах, нельзя не затронуть тему так называемых «налоговых каникул», вступивших в действие с 2015 года. Для многих данное нововведение очень полезно и применимо. “Налоговые каникулы” предполагают освобождение ИП от уплаты какого-либо налога, понижение процента на другие налоги. Однако, льготой могут воспользоваться далеко не все ИП.
Условия предоставления “налоговых каникул”:
- Ваш вид деятельности заключается в производстве благ, научных работах или в социальной активности;
- Вы впервые регистрируете ИП;
- ИП существует не больше двух лет;
- Ваш регион входит в список регионов РФ, где введена эта льгота и ваш ИП был зарегистрирован после принятия закона в вашем регионе о “налоговых каникулах”;
- Вы используете УСН или патент.
Необходимо учитывать, что региональные власти имеют право на введение определенных ограничений, касающихся численности сотрудников, максимального дохода в год, направлений деятельности ИП.
Подтверждают ли вид деятельности ИП
Мы не будем вас томить и сразу скажем, что . Закрепление основного направления деятельности ИП происходит во время его регистрации, когда бизнесмен вносит номер деятельности в ЕГРИП, после чего эта информация приходит в ФСС.
Однако, если вы решили изменить главное направление деятельности предприятия, то вам нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о смене направления деятельности, чтобы закрепить за собой изменение.
Зачем это делать? Оплату за оказанные услуги и произведенную продукцию вы должны получать строго по коду предпринимательской деятельности, заявленной в ИФНС. В противном, случае, этот доход будет рассматриваться как полученный вне заявленного кода ОКВЭД, и должен будет облагаться налогом в 13% НДФЛ.
Также от кода основного вида деятельности зависит размер страховых взносов на травматизм. Сейчас специалисты выделяют 32 пункта, которые и определяют сумму взносов по различным направлениям деятельности. Величина выплат зависит от степени опасности и сложности труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подтверждать основной вид деятельности необходимо, с целью чтобы, в текущем году, корректно делать отчисления на травматизм в ФСС, не переплачивая, если процент отличается от предыдущего года.
Как изменить и добавить вид деятельности ИП
Предприятие развивается вместе с рынком, и, вот вы уже не занимаетесь тем, чем раньше, а это значит, что вам необходимо задуматься об изменении ОКВЭД. Это несложно, сейчас мы подробно рассмотрим как это сделать.
Для начала вам придется сформировать номер для нового вида деятельности, а затем заполнить заявление об изменении направления деятельности.
Для этого последовательно реализуйте следующие шаги:
- Зайдите в подраздел “Регистрация индивидуальных предпринимателей” на ресурсе ФНС;
- Загрузите бланк , это и есть ваше заявление, и наполните информацией поля (в виртуальном или бумажном формате, во втором случае его необходимо будет распечатать после заполнения).
Заявление состоит из четырех страниц. Первая страница – титульная, тут пишем свое имя, фамилию и отчество, указываем ОГРНИП и . Второй лист предназначен для записи нового направления бизнеса. На третьем листе необходимо отменить старое направление деятельности предприятия. Все три страницы документа обязательны к заполнению.
Теперь вам необходимо собрать недостающие документы для налоговой.
К ним относятся:
- Паспорт;
Если же вы отправляете в налоговую доверительное лицо, то приложите нотариальную доверенность и паспорт вашего представителя.
И последний этап заключается в доставке всего этого богатства в налоговую. Сделать вы это можете самостоятельно, через представителя (не забудьте про доверенность), с помощью почты или интернета. Но помните, что необходимо обратиться в ту же налоговую, в которой вы регистрировали ИП.
Но это еще не все. Если вы предприниматель, имеющий в штате сотрудников, вам необходимо подтвердить основной вид деятельности ИП путем подачи справки в ФСС. Если сотрудников у вашего ИП нет, то такая справка не нужна.
А что делать, если ОКВЭД не изменился, а лишь добавились новые направления ведения бизнеса. К существующему списку просто добавляем побочные направления бизнеса. Чтобы это сделать, заполните только строки для вспомогательных областей деятельности ИП на второй странице в бланке Р24001. Третью страницу нужно заполнять, только если вы хотите исключить какой-либо вид деятельности.
Классифицировать все виды деятельности человека не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всей жизни вида деятельности: .
В рамках деятельного подхода авторами определяется понятие «ведущей деятельности» - как деятельности, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность, которая в основном и определяет динамику развития в данном жизненном периоде.
Рождаясь, ребенок сразу включается в игровую деятельность, затем, подрастая, включается в учебную, а становясь взрослым приступает к .
Данные виды деятельности человека различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Очень трудно регламентировать содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры. Ребенок обычно сам переходит от одной игры к другой.
Учение же и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности человека связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным же мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении, и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают.
Игра. Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.
Существует несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры - род деятельности, когда игрой занят один человек.
Групповые игры - в деятельность включены несколько индивидов.
Предметные игры - связаны с включением в игровую деятельность каких-либо предметов.
Сюжетные игры - игровая деятельность по определенному сценарию.
Ролевые игры - поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую берет на себя в игре человек.
Игры с правилами - игровая деятельность, регулируемая определенной системой правил поведения их участников.
Данные типы игр могут смешиваться: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные с правилами.
Сначала у ребенка игровая деятельность является предметной. Однако необходимость освоения системы человеческих взаимоотношений и стремление к участию в них приводят взрослеющего ребенка к использованию игр с возрастающим психическим содержанием. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры, которые требуют от них значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом развивающая сила данного вида игр.
С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью.
Учение. Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и . Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
В есть две стороны: деятельность учителя и деятельность ученика (учение). В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.
Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Так, например, в младенческом возрасте манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу. В одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам воспроизводит их . В другом - взрослые специально показывают приемы действия и помогают освоить их. Обычно самостоятельного освоения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь наблюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в другую.
Учение как мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.
Труд. Труд занимает особое место в системе человеческой . Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.
Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.
В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.
Физический труд можно классифицировать следующим образом:
- труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.д.);
- бытовой семейный труд;
- производительный труд.
Труд по самообслуживанию осваивается раньше других в детском возрасте и сопровождает человека всю его жизнь.
Бытовой семейный труд - труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий большего напряжения сил. Нередко его лишь условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным признаком его выделения является выполнение работы не для себя или не только для себя.
Массовый характер приобретает труд производительный, в котором выделяется труд ремесленный (с использованием простейших машин, инструментов, оборудования) и труд индустриальный (высшая форма производительного труда).
Интеллектуальный труд. Умственный труд (и только он) позволяет человеку узнать мир и свое место в нем.
Духовный труд - к данному виду труда можно отнести и работу по самосовершенствованию, по постоянному самоконтролю, рефлексию.
Только в труде - физическом, интеллектуальном и духовном - человек становится личностью.
Существуют различные классификации видов деятельности:
1. По способу осуществления:
- практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества). Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества);
- духовная деятельность, связана с изменением сознания людей. В нее входят:
Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);
Ценностно-ориентировочная деятельность (отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
Прогностическая деятельность (планирование и предвидение возможных изменений действительности).
2. По характеру человеческой активности:
Созидательная деятельность - производство материальных и духовных ценностей;
Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.).
3. По творческой роли в социальном развитии:
Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда;
Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.
4. В зависимости от соответствия общекультурным ценностям и социальным нормам:
Законную и незаконную;
Моральную и аморальную.
5. В зависимости от новизны целей, результатов, средств:
Однообразную, шаблонную, монотонную;
Инновационную, изобретательскую, творческую.
6. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает
Экономическая (производственная, потребительская и др.);
Политическая (государственная, военная, международная и др.);
Социальная;
Духовная (научная, образовательная, досуговая и др.)
7. По способу формирования человека как личности:
- игра;
Общение.
Труд - целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достижение общественно полезного результата. Отличительной особенностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных результатов, заранее ожидаемых результатов. Труд, как целесообразная деятельность, начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда и специальной подготовки является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны действовать на окружающую среду с помощью специально созданных средств труда. Для успеха необходимо мастерство, умения, знания. В любой трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат.
Игра - первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных ситуациях Основной мотив не в результате, а в самом процессе. Игры часто имеют характер развлечений, преследующих цель получения отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Наиболее существенной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость:
С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие;
С другой стороны, действия носят условный характер. Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играющие Роль - это соответствие принятым (условным) нормам поведения в игровой ситуации.
Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а, значит, изменяем себя самого. Цель учения - приобретение знаний иовладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.
В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности, т.е. находятся в общении.
В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение:
1) эти понятия отождествляют;
2) деятельность и общение противопоставляются друг другу;
3) общение рассматривается наряду с деятельностью как самостоятельное, но равноправное явление.
В учебных пособиях чаще представлена первая точка зрения.
Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности. В мире общения, происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъектом.
В зависимости от разнообразия субъектов выделяют следующие виды общения:
Общение между реальными субъектами (двумя людьми);
Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (общение с животным),
Общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог);
Общение воображаемых партнеров (художественных персонажей).
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и в повседневной жизни их трудно отделить друг от друга. Так, в процессе труда человек может общаться с партнёром, устраивая игру в виде соревнования, обучаясь новым навыкам, и в этом процессе получить принципиально новые знания о мире, познавая его законы. Ряд ученых выделяет как вид деятельности наряду с трудом, игрой, общением и познание (учение в данном случае трактуется как частный вид познания).
Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.
Все основные виды деятельности - игра, учение, труд -присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих де-ятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее зна-
1 Теплое Б.М. Ум полководца // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985. -Т. 1.-С. 253.чение для развития личности, другие - меньшее. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.
Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника - учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхож-- дения в трудовую деятельность взрослых.
Вопросы и задания
1. Что такое деятельность?
2. Какая деятельность называется ведущей и почему?
3. Как связана деятельность со знаниями и умениями?
4. Всегда ли переживание успеха в какой-либо деятельности соответствует ее результату?
5. Какими способами учитель может поддержать успешную деятельность школьника?
Тема 2 личность
Личность, индивид, индивидуальность. Личность и социальные роли. Самосознание личности, «Я-концепция». Механизмы психологической защиты личности.
2.1. Личность, индивид, индивидуальность
Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии -практически для всех отраслей гуманитарного знания.
В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, -образует «основу, изнутри определяющую трактовку пси-хики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни» 1 . С другой стороны, - подчеркивал он, - и все «психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее» 2 .
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens , «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».
Это же можно сказать и о понятии «личность». В повседневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она -сильная личность», «Он - не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.
Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивидуальность» и «личность»» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития.
Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов). «Личность, - подчеркивал А.Н. Ле-
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 618. 2 Там же. -С. 617.онтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» 1 .
Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Бо-жович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью... Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мо-тивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не „реактивная" 2 форма поведения» 3 .
Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.
Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «другие индивиды», понятие «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.
Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если чело-
1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 176.
2 Реактивное действие, поведение - действие, поведение, возникающие в ответ на то или иное воздействие извне.
3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 421.век становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.
Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта - качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.
Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.
Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент-Экзюпери, можно сказать, что личность - «человек как узел связей». Связи личности могут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром людей вообще.
Именно это определяет активность личности - ее способность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источник и причину своего поведения, своего развития. Считает себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает. устойчивость и последовательность его поведения.
2.2. Личность и социальные роли
Слово «личность» в западных - английском, французском, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от которого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство» 1 .
1 Даль В. Толковый словарь: В 2 т.- М., 1955. - Т. 2. - С. 259.Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого окружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.
Согласно этой теории, таким образом, человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вести себя носитель («исполнитель) той или иной роли, она формирует его действия.
Против этой теории выступили многие психологи, подчеркивавшие, что личность не может быть сведена к сумме «исполняемых» ею ролей и это не «маска», за которой человек «прячет» свою истинную сущность. Личность сознательно принимает и исполняет определенную социальную роль, относясь к ней и преобразуя ее. Социальные роли есть формы реализации личности.
В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рассматривать «как индивида, обладающего психофизиологическими и психологическими особенностями, измененными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя 1 .
Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.
Все основные виды деятельности - игра, учение, труд -присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих де-ятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее зна-
1 Теплое Б.М. Ум полководца // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985. -Т. 1.-С. 253.чение для развития личности, другие - меньшее. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.
Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника - учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхож-- дения в трудовую деятельность взрослых.
Вопросы и задания
1. Что такое деятельность?
2. Какая деятельность называется ведущей и почему?
3. Как связана деятельность со знаниями и умениями?
4. Всегда ли переживание успеха в какой-либо деятельности соответствует ее результату?
5. Какими способами учитель может поддержать успешную деятельность школьника?