Трансформация в архитектуре учебных зданий. Архитектура взаимодействия

Введение

Виртуальная образовательная среда

Функции виртуальной образовательной среды

Преимущества виртуальной образовательной среды

Виртуальная образовательная среда, процессуальные аспекты обучения

Преподаватель в виртуальной образовательной среде

Тестовое задание

Введение

Усложнение параметров и динамики изменений современного мира, становление глобальной информационной инфраструктуры, континентализация и глобализация, информационный «взрыв», - все эти факторы в системном единстве обусловливают необходимость качественных инновационо ориентированных изменений в парадигме реализации образования, в частности профессионального образования педагогических кадров.

Существенные изменения, затрагивающие абсолютно все сферы жизни, столь интенсивны и стремительны, что системы среднего и высшего профессионального образования уже не в состоянии решить задачу подготовки специалиста в какой-либо области в таком объеме, чтобы в ходе профессиональной деятельности его не постиг кризис компетентности, связанный с отставанием от этих изменений. Сказанное не в последнюю очередь относится к работникам сферы общего образования, прежде всего - к учителям. Учитель уже не просто должен успевать за прогрессом в науке, технике, информации: императив опережающего качества образования означает необходимость опережения этого прогресса в своем профессиональном росте.

Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают актуальность и значимость исследования потенциалов виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности.

Актуальность исследования связана также с тем, что повышение профессиональной квалификации учителей должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной среды.

Основные характеристики и категории инновационной виртуальной образовательной среды представлены в данном учебном пособии, построенном в форме словаря с расширенной трактовкой понятий.

1.Виртуальная образовательная среда

Виртуальное образовательное пространство - пространство способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности обучающегося, использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности.

Виртуальная образовательная среда:

включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;

создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;

отличающаяся от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно - на расстоянии, так и традиционно - «глаза-в-глаза».

Виртуальная образовательная среда, параметры:

наличие обратной связи (уровень интерактивности);

многочисленность возможностей для ответных откликов различного характера;

языковое многообразие (средства выражения);

персональная направленность.

Виртуальная образовательная среда (с технологической точки зрения), − информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Виртуальная образовательная среда (в организационно-коммуникативном аспекте) - сложная самонастраивающаяся подразумевает корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное установление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса.

Виртуальная образовательная среда - быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

) инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;

) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

2.Функции виртуальной образовательной среды

Виртуальная образовательная среда, ее функции:

информационно-обучающая (представлена в самых разных формах учебная информация);

коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Виртуальная образовательная среда, роль преподавателя как:

организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде с исползованием инновационных технологий(проведение занятий; интернет консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию соственной среды обучения и др.);

консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения и послекурсовой подготовки;

виртуального психолога, который создает комфортные условия для обучения;

проектировщика,проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко - свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения.

коллеги и сотрудника (ярко выражена при ориентированном на профессионалов-учителей обучении инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды);

обучающегося в ходе педагогического процесса, поскольку самообучение и взаимообучение преподавателя и обучающегося является атрибутивной особенностью инновационного обучения в рамках открытой модели непрерывного образования.

3.Преимущества виртуальной образовательной среды

Гибкость. Обучаемый имеет возможность:

заниматься в удобном для себя месте, поскольку весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий.

Поэтому расстояние от места нахождения обучающегося до университета не является препятствием для эффективногообразовательного процесса;

заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои биологические «часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий: один продуктивнее занимается ранним утром, а другой - поздно ночью;

заниматься в своем собственном темпе и ритме;

корректировать учебный процесс, конструируя свою собственную дидактику: читать (объясняя себе) раздел лекции, семинара, перепроверять себя, обратившись к сохранённым материалам предыдущих занятий и т.д., в тоже время использовать виртуальные встречи с обучающим;

Сконцентрироваться на определённых разделах, уделять каждому разделу, модулю и блоку столько времени, сколько требуется. Таким образом, получает возможность сэкономить время, занимаясь быстрее;

взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Благодаря технической и содержательной интерактивности процесса, обучение в виртуальной образовательной среде позволяет реализовать императив антропоцентричности и субъект-субъектности в образовании.

Модульность. Обучаемый имеет возможность:

из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям; модули разработаны нами с учетом возраста, опыта, уровня квалификации, квалификационных потребностей учителей.

Экономическая эффективность.

снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования на осуществление обучения за счет максимально эффективного использования учебных площадей, времени и технических средств.

Новая роль преподавателя. Новые функции:

подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов в оболочку виртуальной образовательной среды;

проведение вводного организационного занятия, где разъясняется, как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом учителя будут знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;

обучение в среде будущей профессиональной деятельности - обучение в среде обучения;

отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;

проверка и контроль за выполнением заданий по самостоятельной работе обучающихся;

участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарах web-квестах;

подведение итогов дискуссий, ответы на возникающие вопросы;

общение с учителями посредством форума, системы быстрых сообщений, программы Skype и т.д.;

анализ результатов выполнения заданий;

профессиональная педагогическая поддержка всех участников системы обучения и др.

Практическое использование инновационного потенциала виртуальной образовательной среды:

виртуальная образовательная среда становится, прежде всего, средой работы и инновационной педагогической деятельности: «Leaming by doing!» - «Обучение на собственном опыте!» (принцип Дьюи, ХIХ в.); построение собственного опыта в ходе реальной практической деятельности;

помещение учителя в ситуацию достижения, поскольку ему предоставляется возможность применить умение, изученное ноу-хау, и оперативно оценить результаты собственной деятельности и ощутить преимущества подготовки с использованием современных средств и технологий.

Интерактивность

адаптация к новой форме обучения и понимание процессов использования инновационного потенциала виртуальной образовательной среды в профессии в процессе постоянного общения обучающихся с преподавателями, тьюторами, администраторами;

опора на обмен информацией, который осуществляется между обучающимся и системой в целом;

реализация системы мультинаправленного взаимодействия.

Продуктивность и эффективность

Определяется самостоятельным и сознательным выбором учителем учебного курса, руководствуясь собственной оценкой своей профессиональной компетентности, а также ориентируясь на реальную потребность в конкретных профессиональных знаниях, умениях и навыках, которые будет применять в педагогическойпрактике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастает по сравнению с другими формами обучения.

Индивидуализация

Поскольку для учителей с образованием или без, обладающих большим или незначительным опытом педагогической деятельности, имеющих или нет навыков работы в виртуальной образовательной среде, разработаны разные модели обучения, то все обучение оказывается сориентировано на учет уровня базовой подготовки и потребностей обучающихся. Такой подход также позволяет обучающимся совмещать обучение с основной профессиональной деятельностью.

Мотивированность

Так как при педагогическом взаимодействии в виртуальной образовательной среде обучающийся может быть физически изолирован от учебного заведения и находится вне визуального контроля преподавателей, необходимо, чтобы слушатель был исключительно мотивирован, обладал самодисциплиной, трудолюбием, умением и желанием работать самостоятельно.

Поскольку обучающиеся - учителя, ощущающие потребность в повышении профессиональной компетенции, их собственной мотивации и желания освоить инновационный потенциал виртуальной образовательной среды достаточно для обеспечения эффективности обучения. Поскольку виртуальная образовательная среда насыщена информацией, она представляет своего рода педагогический потенциал, посредством использования которого тьютор создает и поддерживает надежду, сначала пытаясь предполагать, устремления того, кто изучает, затем «подбрасывая» ему информацию, за счеткоторой его мотивация находит пищу, усиливается и стимулируется.

Активность обучаемого

Условия обучения в виртуальной образовательной среде благоприятствуют активному и динамичному, умственному и эмоциональному участию обучаемого в педагогическом процессе, задействуя насколько возможно все чувства, провоцируя реакции, опрашивая, спрашивая, предлагая выбор, заставляя анализировать, обобщать, отмечать, наблюдать и т.д., генерируя активное участие в обучении посредством осуществления разнообразной и хорошо отобранной деятельностью.

4.Виртуальная образовтельная среда, процессуальные аспекты обучения

Виртуальная образовательная среда, процессуальные аспекты обучения.

технология обучения в виртуальной образовательной среде базируется на использовании возможностей Интернета: посредством Web-ресурса vosmgou (учебной оболочки) слушатели обеспечиваются учебно-методическими материалами при постоянном интерактивном взаимодействии с администратором, тьютором и педагогом в виртуальной бразовательной среде;

обучение происходит в соответствующем разделе Web-ресурса vosmgou (учебной оболочки);

основными участниками образовательного процесса являются преподаватель в виртуальной образовательной среде, обучаемый, тьютор, сетевой администратор.

Виртуальная учебная среда (согласно А.Ю. Уварову) - является «открытой учебной архитектурой» с подвижными целями, содержанием, методами и организационными формами, состоящей из коммуникационного, информационного и физического пространства.

Видеоконференции - форма сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса посредством сетевых аудиовидеотехнологий.

Видеоконференции позволяют приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым, повышая продуктивность взаимодействия преподавателя и учителя.

Видеоконференция, особенности организации видеообщения:

режим «точка-точка» (когда транслируемая видеосвязь возможна только с одним участником) - реализуется программами Messenger и Skype (интегрированный вариант: видео - с помощью программы Messenger, аудио - с помощью программы Skype) или VideoPort и VzoChat;

режим «точка-многоточие» (когда транслируемая видеосвязь возможна с несколькими участниками) - реализуется программами VideoPort или VzoChat. Технологии систем VideoPort и VzoChat; обеспечивают качество видеосвязи на низкоскоростных и нестабильных линиях, включая Интернет.

Видеоконференция, преимущества:

универсальность - не требуют специализированного оборудования;

доступность - реальная стоимость организуемой связи (регистрация в системе бесплатна, клиентское приложение бесплатно, входящие звонки бесплатны);

качество видеоконференций на стандартных линиях связи (от 128кбит/сек);

удобный интерфейс, не требующий специальных знаний;

многоточечная связь между абонентами через адреса электронной почты;

мобильность - слушатели могут устанавливать связь друг с другом из любой точки Земли, необходим лишь доступ в Интернет.

Видеоконференция, типы конференций:

стандартная - конференция с участием двух пользователей - «точка-точка»;

групповая - конференция с участием нескольких пользователей одновременно - «точка - многоточие»;

вещание - сеанс вещания от одного пользователя ко многим «точка-многоточие».

Диалог в виртуальной образовательной среде, правила:

передаваемая информация должна быть, по возможности, однозначной, не содержащей противоречий и/или двусмысленной информации;

не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;

необходимо стараться больше узнать о том, как другие понимают наши действия, как реагируют на наши высказывания. При необходимости переспрашивать, задавать уточняющие вопросы;

в письменной речи все существенные связи и мысли должны быть раскрыты и отражены, поэтому требуется более систематическое, логически связанное изложение;

в письменной речи всё должно быть понятно исключительно из её собственного смыслового содержания, из её контекста, нельзя ссылаться на домысливание и недосказанность;

письменная речь требует особенной продуманности, плавности, сознательности. В условиях устного общения собеседник помогает регулировать речь.

Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие обучающего и обучающихся, обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий».

Дистанционное образование, этапы эволюции понятия.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - корреспондентное образование: период с 1840 года, даты появления первого регулярного курса корреспондентного обучения стенографии Айзека Питмана (Baath, 1985, Holmberg, 1995) до апреля-мая 1929 года. Основано на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала - с помощью обычной регулярной почты, потом - электронной).

Особенности в дидактике корреспондентных школ: гибкость и подвижность сроков обучения и, соответственно, темпа учебного процесса, высокая степень автономии учащегося в определении его темпоральных характеристик и содержания; - связанное с этим, а вернее, основанное на общей исходной дидактической установке признания независимости студента, прагматическое и неформальное отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения, завершающегося получением сертификата; модульная, или тяготеющая к модульной организация предметного содержания курсов, обеспечивающая более высокую степень их вариативности («сложения и вычитания») и, с другой стороны, облегчающая почтовую доставку.

Корреспондентное образование сегодня - распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании кейс- технологий: наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных имультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционным или дистанционным способом.

ВТОРОЙ ЭТАП - модель заочного образования, с апреля-мая 1929 г. до 1969 г. постановлениями ЦК ВКП(б), а потом коллегии Наркомпроса определены принципы и организационные основы советской государственной системы заочного обучения в вузах и средних специальных учреждениях. Заканчивается 1969 годом - датой учреждения Открытого университета Великобритании. Особенности: развитие дистанционного образования в особую самостоятельную форму образования; бурный рост нетрадиционных университетов; в основе обучения - печатные материалы и переписка.

ТРЕТИЙ ЭТАП - британская модель (открытое образование), с 1971 год - учреждение и первый набор студентов Открытым университетом в Великобритании; разработан проект создания Открытого университета, издана Королевская Хартия о создании Британского Открытого университета (БОУ) как независимого и автономного университета, имеющего право присвоения ученых степеней. Особенности: реализуется дидактическая (технологическая) модель дистанционного образования.

Традиционные аудиторные занятия (лекции и семинары), согласно этой модели, не воспроизводятся с помощью средств телекоммуникации или аудио- и видеозаписи, а заменяются другими формами: самостоятельной работой студентов, для организации и обеспечения которой готовятся специальные комплекты учебно-методических материалов; интенсивными практическими групповыми занятиями - так называемыми тьюториалами, оченьмало напоминающими обычный семинар и радикально отличающимися от лекции.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - модель телеобразования (американская модель).

В 90-е гг. исследования посвящены телеконференциям как абсолютно новому явлению в образовании. Телеконференцсвязь характеризуется как средство обучения нового поколения, основанное на формировании знаний и суждений в процессе групповых занятий или как новая технология в образовании, качественно отличающаяся и от обучения в классе, и от обычного заочного обучения.

Особенности:

трансляционная (американская) модель дистанционного образования основывается на идее принципиального единства дистанционного и очного образования как форм обучения, не отличающихся по типу отношений, существующих между обучающим и обучающимся в рамках образовательного процесса, а, следовательно, основанных на общей дидактике и одинаковых формах учебных занятий; трансляция на расстояние с помощью современных средств телекоммуникации традиционных очных занятий (лекций и семинаров), что позволяет на порядок (а с помощью аудио- и видеозаписи - на несколько порядков) увеличить вместимость учебных классов и аудиторий;

трансляционная модель делает возможным доступ существенно более широкой обучающейся аудитории к лекциям (докладам, конференциям, семинарам), которые читают или в которых участвуют крупные учёные или выдающиеся лекторы. Возможности видео-трансляции позволяют активно включать в лекции видеосюжеты и разного рода наглядные материалы (карты, таблицы, 18 схемы и т.д.), что также составляет преимущество трансляционной модели.

Недостатки трансляционной модели: высокая стоимость создания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и оборудования; необходимость в сети специальных филиалов, оборудованных для приёма прямых трансляций и интерактивной связи с лектором, без чего эффективность и сама возможность трансляционной модели резко уменьшаются; поскольку речь идёт почти исключительно о трансляции лекций, занятия «на расстоянии» (с удалённым лектором) в этой модели носят по преимуществу пассивный характер, который с увеличением количества слушателей (студентов) только усугубляется; принципиальное ограничение, постоянно возвращающее к проблеме качества дистанционного образования:

при самых совершенных информационных и коммуникационных технологиях, эквивалентность теле- или видеолекции, виртуального семинара, компьютерного экзамена, электронной библиотеки или учебника их традиционным очным аналогам остаётся под вопросом, поскольку речь идёт о техногенном или полутехногенном подобии, в сравнении с которым оригинал всегда обладает известным преимуществом.

ПЯТЫЙ ЭТАП - модель образования с использованием виртуальной образовательной среды. Основная цель - выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, сочетаемом с его виртуальными и иными возможностями.

5.Преподаватель в виртуальной образовательной среде

виртуальный образовательный среда методический

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, его роль:

в новой форме коммуникации - асинхронный «разговор», виртуальная дискуссия проводится по-иному (важными критериями становятся краткость и конкретность сообщений, однозначность высказываний) и служит дополнительным средством для развития способности к рефлексии в общении, повышает уровень логического и абстрактного мышления обучающихся;

при использовании современных технологий (например, проектной методики) - как одного из теоретических фундаментов, важных для установки виртуальных объединений для обучения;

при применении современных принципов обучения (индивидуализации - как приоритетного направления в обучении сегодня, практикоориентированности - как продуктивного сочетания системы непрерывного образования и профессионального развития с практическими навыками обучающихся, которые позволят каждому члену виртуального сообщества выстроить собственную траекторию для инновационной работы);

в создании педагогической интернет-среды, учитывая технологические, административные и финансовые возможности;

в структурировании виртуальной образовательной среды, которая должна, оставаясь довольно гибкой и открытой, приспосабливаться к индивидуальным разногласиям и учитывать личные потребности обучающихся, а это требует разработки новой концепции и методики обучения;

в связи между виртуальными объединениями и различными формами традиционных сообществ для направления и педагогического поддержки профессиональной деятельности этих новых виртуальных пространств.

опосредованное общение при обучении;

использованием средств виртуальной образовательной среды для поиска и доставки учебных материалов, реализации обратной связи со обучающимися;

оказание поддержки, коррекции и направлением деятельности работы обучающегося;

стремление к сотрудничеству с учетом мотивации обучающихся.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, специфические квалификационные характеристики:

профессиональная компетентность (компетентность в области преподаваемого курса, свободное владение учебно-методическим материалом, привлечение различных источников дополнительной информации, использование новейших разработок в процессе обучения по предмету и т.п.). Знание своего предмета является необходимым условием преподавания и основным компонентом образовательного стандарта;

стремление к постоянному непрерывному повышению квалификации, саморазвитию и самосовершенствованию. Это очевидное требование сегодня особенно актуально, так как быстрый темп развития информационного общества диктует изменения в технологиях и содержании обучения. Не идя в ногу со временем, преподаватель не только отстает от своих учеников, но и в целом тормозит образовательный процесс;

владение традиционными методами педагогической деятельности (диагностика, проектирование процесса обучения, целеполагание и планирование, мотивация на учебную деятельность; организация и управление взаимодействием в виртуальной образовательной среде; рефлексия, контроль и анализ);

умение организовывать контроль (разработка тестов; проведение групповых и индивидуальных форм контроля, итоговых занятий с учетом опыта обучающихся);

свободное владение технологиями информации и коммуникации (базовая компьютерная грамотность, умение работать Интернет-ресурсами, использовать свободные программные продукты для интерактивного взаимодействия обучающихся и т.п.);

профессиональное использование дистанционных технологий для организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде. От уровня мастерства педагога-виртуала напрямую зависит успешность дистанционного обучения слушателей;

владение методикой разработки интерактивных учебных курсов и обучающих программ;

интериоризация педагогом-виртуалом специфических особенностей обучения в виртуальной образовательной среде. Умение правильно подбирать принципы дистанционного обучения и руководствоваться ими в процессе обучения;

демонстрация умения видеть технологические, организационные, социально-экономические, педагогические, информационные и коммуникативные возможности получения максимального педагогического результата.

Профессиональная педагогическая поддержка, основные функции: проведение семинаров, лекций, экспертиз, разработку и актуализацию системообразующих документов; мониторинг широкого набора показателей; поддержание программного обеспечения в актуальном состоянии; сбор и анализ замечаний и предложений от пользователей всех категорий; выработку рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия; помощь в последующей самостоятельной работе учителя и др.

Семинары асинхронные длятся не несколько часов, а, как правило, одни - двое суток, любые высказывания участников являются письменными и хранятся в течение всего времени существования курса. Таким образом, обучающиеся могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания. Каждый учитель «присутствует» на семинаре в удобное для него время и находится в том месте, где у него есть возможность выхода в Интернет.

Семинар-форум, особенности взаимодействия участников:

обсуждаемую на форуме тему занятия публикует преподаватель. Всё обсуждение проводится в рамках сформулированной темы. Возможно, что учителя сами предлагают направления обсуждения проблемы в рамках предложенной темы;

продолжительность обсуждения темы ограничена по времени.

Единицей измерения времени чаще являются сутки. При необходимости, обучающийся может возвращаться к обсужденной теме (например, если у него появились комментарии или вопросы по теме);

преподаватель в рамках рассматриваемой темы публикует введение, определяет общую цель и подходы, которые используется для её достижения. Кроме этого, преподаватель публикует информацию для учителей: что прочитать из учебных материалов, какие выполнить задания и т.д.;

при обсуждении темы преподаватель инициирует вопросы, подводититоги, т.е. ведет дискуссию (в качестве ведущего может также выступать обучающийся, назначенный преподавателем). Обучающийся, участвуя в семинаре, во-первых, предлагает собственное решение поставленной задачи и, во-вторых, формулирует свое отношение к точкам зрения других участников семинара, а преподаватель или ведущий, в свою очередь, направляет ход дискуссии;

правилом участия в семинарах является ознакомление обучающихся со всеми материалами и высказываниями, опубликованными в оболочке до опубликования собственных мнений;

обучающиеся должны регулярно, не менее двух раз в сутки (например, каждое утро и каждый вечер), «заглядывать» в форум и участвовать в развернутой дискуссии.

Система непрерывного повышения квалификации, особенности:

построена на интеграции очных и дистанционных технологий, поэтому по окончании занятий выпускники аттестуются также в очной и дистантной формах;

преподавание ведется не штатным преподавателями, а ведущими специалистами по конкретным направлениям повышения квалификации.

ориентирована на реализацию антропоцентрического индивидуального подхода в процессе обучения; на взаимозависимость выбранной формы обучения слушателем и ее последующего применения в его деятельности.

Очное погружение в среду обучения с отрывом от педагогической деятельности позволяет в полной мере прочувствовать инновационные возможности виртуальной образовательной среды. Вместе с тем, тот же эффект наблюдается и при выборе дистанционного режима обучения в виртуальной образовательной среде;

группы для обучения формируются из учителей разных предметов, что позволяет им обмениваться в ходе обучения проектами в области инновационной деятельности, а также накопленным методическимопытом. Такой взаимообмен расширяет методический кругозор обучающихся и нацеливает их на инновационно ориентированный педагогический поиск, на нетрадиционные педагогические решения, на разработку межпредметных технологий обучения;

обучение ведется не по одной программе, а сразу по нескольким.

«Разнопрограммная технология» ориентирует педагогов в процессе обучения на знакомство с максимально широким диапазоном программ. «Пилотажно» познакомившись с методическим потенциалом каждой из них, учитель получает возможность самостоятельно педагогически осмысленно выбрать те, которые, с его профессиональной точки зрения, необходимо использовать на конкретном уроке, что позволяет учитывать профессиональный статус обучающегося, который предполагает профессиональное умение учителя сделать выбор.

Технологии информации и коммуникации - современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств и компьютерной техники.

Технологии инновационные, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (Instant Messenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW(World Wide Web), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.

Технологии инновационные, факторы, обусловливающие их «вхождение» в педагогическую среду и педагогическую систему:

усложнение параметров и динамики изменений современного нам мира;

революция в сфере технологий информации и коммуникации, в результате которой они стали синтетическими элементами человеческой жизни, обладающими новаторскими или дестабилизирующими характеристиками, в зависимости от активного и сознательного выбора человека;

метаморфоза содержания общественного прогресса, которая состоит в переходе от производительной модели валового сбора к новой социоэкономической модели производства знания;

изменение языка и культуры, семиотизация цифровых технологий, визуализация языка и культуры, проникновение «цифры» в знаково-символическую систему культуры;

становление глобальной информационной инфраструктуры (модель, которая, согласно стратегии, будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Предложена в феврале 1995 г. в Брюсселе);

тенденция «ослабления» национальных государств. Глобализация технологий и рынков создает слияние экономических пространств, которое ослабляет политические границы, экономические и социальные возможности государств в их традиционном понимании;

континентализация и глобализация, то есть тенденция замещения локальных и региональных рынков и технологий континентальными и глобальными;

информационный «взрыв»: нарастание в экспоненциальных темпах объема и содержания информации при отсутствии у человека возможностей их обработки, сортировки и синтеза. Человек вынужден был переложить на информационные системы труд по обработке информации, однако в недалеком будущем системы должны будут также трактовать информацию;

информационная перегрузка, которая является следствием информационного взрыва. Рост технологий распространения заставил показательно расти количество доступной информации. Однако рост объема информации создает эффект «тоннеля». Желательная информация оказывается труднодоступной в потоке нежелательной информации, информационные технологии и информационные пути не оказывают нам большой помощи, усиливая эффект «препятствия информации»;

визуализация информации. За последние сто лет переход от литографии к фотографии, затем - к кинематографу, телевидению и к интерактивным электронным службам стал причиной рождения и развития интерактивной визуальной культуры. Фотография и кинопленки предохраняли физическую реальность вещей, предлагающую зрителю вид бессмертия; теперь технологии информации и коммуникации изменяют контакты человека с реальностью, предлагая моделированные «виртуальные реальности». Прежде реальность не была поставлена под вопрос - сегодня критерий реальности изменен в сторону расширения: реально не только то, что реально физически, но и то, что кажется таковым и является частью виртуального бытия.

Технология разнопрограммная, в ее основе - инновационная проектная ориентированность. Педагог не обучается каждой программе отделно (как учат азбуку), а осваивает и реализует в своем собственном методическом проекте те программные продукты, которые в итоге предварительного знакомства он считает важными и необходимыми для его работы. В совершенстве осваивая одну из них, учитель одновременно обучается методике освоения программных продуктов в целом, в дальнейшем может самостоятельно и без затруднений расширять свой потенциал пользователя и инновационно ориентированного педагога, осваивая программные продукты по мере необходимости.

Тьютор, его роль:

сопровождение обучающегося в процессе освоения учебных прграмм и направление движения по траектории профессионального роста. Тьютор в виртуальной образовательной среде, предъявляемые требования:

умение донести заданные преподаватели цели до обучающегося и помочь найти оптимальные пути решения учебных задач; планировать методы организации поддержки с учётом поставленных целей; прогнозировать возможные трудности в процессе обучения и подбирать пути их преодоления;

владение технологиями отбора практического материала для занятий с учётом индивидуальных особенностей обучающихся к его восприятию; стимулирования и активизации деятельности обучающихся в процессе решения творческих задача; оптимального выбора организационной формы занятия с учетом поставленных целей преподавателем в виртуальной образовательной среде; организации регулярной профессиональной поддержки обучающегося в процессе его самостоятельной работы;

знание и использование различных способов мотивации учителей, поддержка психологически комфортных условий в процессе обучения. Процесс обучения строится таким образом, чтобы ведущими оставались познавательные мотивы, приводящие к положительным эмоциям, повышению уровня активности личности и эффективности обучения;

опосредованное взаимодействие порождает доминирование горизонтальных (одноуровневых) коммуникаций между преподавателем и обучающимися над вертикальными (иерархическими). Это порождает демократический стиль общения тьютора с учителями; - организация учебного процесса компьютером таким образом, чтобы учителя изменили привычную роль пассивного обучающегося, роль объекта воздействия на роль активного, полноправного субъекта педагогического взаимодействия. Учитель современный - это профессионал, владеющий навыками работы с доступной ему информацией; осознающий, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информционный ресурс человечества, то есть новый тип отношений человека с миром.

Учитель современный. Должен сочетать в себе великое множество способностей: развивать у обучающихся стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Это не только тот, кто обучает, это Учитель, который сам постоянно учится, повышает уровень своего методического мастерства, готов к инновациям.

Учитель молодой (имеющий опыт работы до 5лет).

Характеристика:

осознание того, что логика его практической деятельности во многом не совпадает с теоретической логикой той научной дисциплины, которую он изучал в вузе; подготовки к работе в неких искусственно и в теоретической модальности сконструированных условиях

переинтерпретация накопленных в период обучения в вузе багажа знаний, переосмысление теоретических положений, адаптация их к реальным условиям работы;

профессиональное переосмысление педагогической деятельности;

владение технологиями информации и коммуникации и отсутствие опыта работы в области предметной деятельности;

построение индивидуальной системы целостной педагогической деятельности.

Учитель молодой, особенности обучения в виртуальной образовательной среде:

опора на заранее приобретенный навык работы с компьютером;

организация обучения непосредственно в виртуальной образовательной среде дистанционным способом, без отрыва от профессиональной деятельности, так как у молодых специалистов не происходит перерыва в накоплении опыта работы и приобретении знаний и умений в области технологий информации и коммуникации, которые они сразу применяют на практике.

Учитель молодой, подходы к освоению и применению современных средств:

преобладает экспериментальная работа;

применяет свободно новые технологии на своих уроках, независимо от педагогических целей;

присутствие педагогических ошибок, связанных с недостатком педагогического опыта, профессионального видения педагогического процесса и прогнозирования педагогических результатов.

Учитель с опытом работы (свыше 5 лет).

нет проблем адаптации к школьной среде и обстановке;

переинтерпретация накопленного опыта педагогической деятельности в соответствии с требованиями модернизации образования на своевременном этапе;

консервативность взглядов;

переосмысление теоретических положений, адаптация их к реальным условиям работы;

адаптация к педагогической деятельности не в абстрактных условиях, а в конкретных ситуациях, с реальными людьми, каждый из которых отличается неповторимым индивидуальным своеобразием;

профессиональное переосмысление традиционной педагогической деятельности;

наличие опыта работы в области предметной деятельности и отсутствие навыков работы с использованием технологий информации и коммуникации;

построение индивидуальной траектории профессионального роста.

Учитель с опытом работы, особенности обучения в виртуальной образовательной среде:

препятствие - профессиональный консерватизм, технофобия и другие «барьеры»;

организация обучения с отрывом от основного рода деятельности, на очных курсах по технологии «погружения» в виртуальную среду обучения;

обучение под постоянным руководством преподавателя и компьютера, отключаясь от своих текущих проблем;

развитие умения пользоваться технологиями информации и коммуникации и компьютерными средствами.

Учитель с опытом работы, подходы к освоению и применению современных средств:

интегрируют полученные знания и умения в канву давно наработанных методов и технологий обучения и, привнося элемент новизны в свои традиционные уроки, заставляют урок «заиграть» по-новому;

опираются на методический опыт, цельное профессиональное видение педагогического процесса и реалистичные прогнозы педагогических результатов;

используют инновационный потенциал информационных технологий не в полной мере, часто из-за боязни показаться некомпетентными в глазах учеников;

повышают свой педагогический авторитет и в своих собственных глазах, и в глазах учеников постепенно осваивая технологии информации и коммуникации, поэтапно привнося их в традиционную работу. Чат-семинары проходят в режиме реального времени: преподаватель и обучающиеся одновременно входят в чат, и обсуждение (или иной вид совместной деятельности, который предложит преподаватель) ведется всеми участниками в отведенное время, как правило, в течение одного часа. В назначенное время участники «входят», «видят» друг друга и могут общаться в реальном режиме времени. Таким образом, у каждого создается ощущение работы в учебной группе.

6.Тестовое задание

Объединение двух и более сетей в одну:

1.глобальная сеть

2.региональная сеть

.локальная сеть

Правила передачи информации в сети:

1.Адресация

2.Протокол

.прокси-сервер

Именем пользователя адреса электронной почты [email protected] сети Интернет является:

1.yandex.ru

2.user_name

.yandex

Человек, отвечающий за работу сети, ее исправность:

1.клиент

2.администратор

.сервер

Устройсво для обмена информацией между компьютерами через аналоговые каналы связи (телефонные станции и сети):

1.модем

2.сервер

.демодулятор

Центральный компьютер, на котором установлено сетевое программное обеспечение:

1.клиент

2.рабочая станция

.сервер

Передача по сети сообщений и вложенных файлов: программ, звука, графики, тестовых файлов:

1.электронная почта

2.браузер

.протокол

Соединение трех и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии (обычно внутри одного учреждения) с помощью кабелей:

1.локальная сеть

2.региональная сеть

.глобальная сеть

Домен - это

.единица измерения информации

.название программы для осуществления связи между компьютерами

.часть адреса, определяющая адрес компьютера в сети

Укажите часть адреса электронной почты [email protected], являющуюся именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировался:

1.klass;

.mtu;

.mtu-net.ru;

11. Гипертекст-это

.Очень большой текст

.Текст, в котором можно переходить по выделенным ссылкам

.Текст на страницах сайта Интернет

Www.yandex.ru - это

.Браузер

.Поисковая система

.Домашняя страница

Логин -это

.Имя сервера

.Пароль доступа к почтовому ящику

2345678910111213BBBACAACCBBC

Список использованных источников

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.

Агапова, О. В. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах: монография / О. В. Агапова; отв. ред. Г. А. Ключарев. - М. : Ин-т социологии РАН, 2008. - 400 с.

Агапонов, С. В. Выбор платформы для дистанционного обучения: проблемы и решения С. В. Агапонов // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - № 1. - C. 48-55.

Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 1986. - 126 с.

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. - Л. : ЛГУ, 1968. - 339 с.

Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогических кадров: учебное пособие / А. П. Ситник, И. Э. Савенкова, И. В. Крупина, И. К. Крупин. - М. : АПК и ПРО РФ, 2000. - 84 с.

Астляйтнер, Г. Дистанционное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты Г. Астляйнер // Гуманитарные исследования в Интернете; под ред. А. Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 333-367.

Атанов, Г. А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы Г. А. Атанов, И. Н. Пустынникова. - Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. - 504 с.

Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации: постановка проблемы Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Ученый совет. - 2005. - № 8. - C. 83-91.

Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.

Балашов, М. М. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность [Текст] / М. М. Балашов, М. И. Лукьянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 27 с.


А.О. Шилкова


арх. проект – проф. А.В. Меренков


ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ТРАНСФОРМАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ



Сегодня качество архитектурной среды может реализовываться за счет трансформации – как одного из принципов построения архитектурного объекта. Все чаще предпринимаются попытки решить существующие в архитектуре проблемы с помощью динамических принципов формообразования.

В научно-исследовательской работе будет сделана попытка обобщить уже имеющиеся опыт проектирования и строительства динамически изменяемых архитектурных объектов, уделяя внимание такому аспекту динамической архитектуры, как трансформативная архитектура, рассмотреть приемы и средства трансформации и апробировать полученные материалы в проектной работе.

Трансформативная архитектура – вид архитектурных объектов,способных, в зависимости от поставленных целей и задач, изменять объем, композицию, внутреннюю структуру построения, планировочные решения. Характерным отличием является возможность повседневного регулярного и периодического изменения, преобразования планировки и пространства зданий и сооружений в течение определенного времени, в соответствии с требованиями проводимых в здании функциональных процессов.

В целом приемы трансформации можно классифицировать на пространственные, конструктивные, светоцветовые и интерактивные.

Пространственные приемы трансформации – «качественное» изменение архитектурного объекта путем преобразования внутренних элементов при сохранении его общих постоянных размеров. В данном случае происходят процессы внутренней адаптации архитектурного объекта в пределах его внешней оболочки.

Пространственные приемы трансформации позволяют приспосабливать здания к изменяющимся условиям и факторам на протяжении всего срока их эксплуатации, обеспечивая тем самым многофункциональность использования, а также улучшая эксплуатационные качества и повышая степень комфортности.

С помощью мобильных конструкций решается задача оптимизации статических элементов и параметров зданий, трансформируемое пространство создает среду «без границ».

Конструктивные приемы трансформации – «количественное» изменение общих габаритов здания (трансформация развивающихся зданий при помощи раскрывающихся покрытий, телескопически раздвигающихся частей здания, раздвижных стен и т. п.).
В данном случае происходят процессы внешней адаптации архитектурного объекта путем изменения его внешней оболочки, регулирующей связь между условиями окружающей среды и контролируемыми внутренними элементами.

Конструктивные приемы трансформации поддерживают взаимосвязь помещений с окружающей средой и ландшафтом. Таким образом, стираются четкие границы архитектуры. В зависимости от характера преграды, складывается динамика отношений человек – объект – среда.

Кроме того, трансформируемые фасадные системы призваны регулировать параметры микроклимата в помещении, изменяясь под воздействием факторов внешней среды.

Светоцветовые приемы трансформации позволяют менять визуальные и смысловые характеристики световой среды, формируя новый, более сложный, динамичный художественно-виртуальный образ. Используя современные виды медиа-фасадов, интерактивные и светодиодные технологии, стало возможно визуально изменять объемно-пространственные характеристики архитектурной среды, создавать качественно новое восприятие пространства.

Интерактивные приемы трансформации представляют собойсамоорганизующуюся систему, в которой, вследствие взаимодействия человека с окружающей его средой, происходит внешняя или внутренняя трансформация архитектурной оболочки. Здание становится активной инсталляцией, где многочисленные управляющие устройства постоянно общаются с другими управляющими устройствами, их пользователями и окружающей средой.

Полученные результаты были апробированы в проекте Многофункционального культурного комплекса в г. Екатеринбурге. В проекте заложены принципы динамического формообразования, гибкие планировочные решения, идеи проникновения внешней среды в структуру здания и взаимосвязи с окружением, изменение пространственных характеристик помещений.

Например, за счет перемещения трибун спортивного зала и трансформации ограждающего покрытия осуществляется объединение внутреннего пространства комплекса с открытым театроном. Таким образом, увеличивается количество зрительных мест в случае проведения различных мероприятий на открытом воздухе (театральные постановки, световые и водные шоу). За счет использования различных средств планировочной трансформации (трансформируемые перегородки, подъемно-опускные и вращаемые механизмы пола и потолка, трансформируемые зрительные места) было запроектировано универсальное пространство зрительного зала. Данное решение позволяет выстраивать многовариантные конфигурации зрительного зала и сценического пространства для различных театральных и киноконцертных постановок.



Е.В. Акилова


Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,

арх. проект – доц. М.В. Винницкий

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЛИКА ЗДАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
КАК СРЕДСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Как вид искусства, архитектура эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Природа архитектуры лежит во взаимодействии между архитектором, объектом и публикой. Часто архитектурные единицы перманентны, их облик не изменяется с течением времени. Что, конечно, приводит к диссонансу с постоянно изменяющимися, развивающимися ценностными ориентирами, идеалами, требованиями общества.

Сегодня, с развитием науки и техники, в условиях глобализации, темпы этих изменений только возрастают. И те образцы, что были актуальны еще вчера, сегодня теряют свое значение.

Сокращаются и сроки на проектирование и строительство здания, но они все еще очень значительны. Если сравнить эти сроки, например, с темпом развития технических устройств, где моральное устаревание продукта происходит за 5 лет ее использования, получается, что, когда здание только выходит на этап эксплуатации, оно уже не может в полной мере отвечать современным тенденциям. Конечно, следует учесть, что моральный износ здания наступает не через 5 лет, но и не через 20. Фактически, моральный износ здания чаще является причиной реконструкции, чем его физический износ.

Актуальность проблемы адаптации здания к постоянным изменениям окружающей действительности только возрастает. С ускорением темпов современной жизни увеличивается потребность в непрерывном изменении образов (мода, стиль, бренд). В это же время достижения науки, применение новых материалов и технологий позволяет строить здания с большим сроком эксплуатации. Нецелесообразно, с точки зрения экономики и экологии, возводить здание на меньший срок, чем время его физического износа.

Реконструкция, с целью сохранения исходного вида здания не всегда может является оптимальным решением. Такое решение подходит для зданий, которые действительно представляют историческую и эстетическую, культурную ценность для города. Но существует и большое количество типовых проектов, в которых нет индивидуальности, например типовая застройка второй половины 20 века. Сегодня такие здания визуально устарели и не представляют какой-либо художественной ценности. Поэтому, чтобы облик здания оставался современным на всем сроке его эксплуатации, необходима трансформация его внешнего вида.

Изменение облика - один из наиболее оптимальных способов продлить зданию "жизнь".

В.С. Ларионова


Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,

арх. проект – доц. В.В. Громада

ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ ФАСАДЫ



Динамичные пространственные объекты, использующие неожиданные метафоры, все более активно используются в архитектурной практике новейшего периода. Реализовать «новую систему» позволяют ультрасовременные материалы и технические средства, пришедшие в архитектуру из авиастроения, космического дизайна и компьютерных технологий, а также стремительно развивающаяся разработка инновационных методов архитектурного моделирования. Подобный интерес к «новым образам» плодотворно влияет на развитие экспериментальной архитектурной мысли.

Сегодня, в период «агрессивной» экономики, информационной экспансии, архитектура становится также частью коммуникативных полей, сетевой инфраструктуры, системы инвестиционных вкладов, то есть, представляет интерес не только с точки зрения истории архитектуры, истории технологий, но и находится в зоне социальных исследований.

О.В. Цайзер


Руководитель– проф. Ю.С. Янковская

КОНЦЕПЦИЯ АДАПТИВНОСТИ СПОРТИВНОГО СООРУЖЕНИЯ

Концепция адаптивности определяет специфику формирования архитектурного объекта, направленную на открытость к изменению структуры спортивного объекта для реализации изменяющихся потребностей современного человека и совершенствование организации взаимодействий с внешней средой.

Архитектурный объект должны быть способен к определенным трансформациям, исходя из потребностей пользователей.

Существуют две основные проблемы: первая – теоретическая проблема формирования и развития концепций архитектурного объекта, вторая – практическая проблема, раскрывающая существующие возможности адаптации и трансформации различных элементов спортивного объекта под различные нужды.


Городская среда, как правило, формируется исходя из потребностей среднестатистического жителя, но для людей с ограниченными возможностями такая среда становится полосой препятствий.

Российская городская среда, в отличие от европейской, только начинает адаптацию к потребностям маломобильных групп населения. На сегодняшний день наблюдается отсутствие необходимой материальной и кадровой базы для предоставления всего комплекса социальных услуг населению и внедрения современных реабилитационных технологий.

Одной из задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Свердловской области, является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов и содействие социальной адаптации и интеграции их в общество.

В современной городской среде можно выявить следующее противоречие: вновь создаваемые и реконструируемые объекты учитывают требования доступности, но их можно рассматривать только как «островки» доступной среды. В целом городская среда разорвана.

На практике движение МГН рассматривается либо внутри пространства ограниченного пределами квартала, либо вдоль улиц. При этом пересечение улиц и проезжих частей является одним из сложных барьеров. Концепция «Город без границ» ставит целью предложить вариант комфортного передвижения МГН в условиях значительного перепада отметок рельефа (понижение к реке) и безопасного пересечения магистральной улицы городского значения.

В рамках концепции предложены:

  • схема движения МГН на участке вдоль реки Исеть, совмещенная со схемой объектов культурно-бытового и социального обслуживания;
  • проект жилого квартала для инвалидов;
  • проект театра, учитывающего требования МГН;
  • концепция тренировочной водной базы для спортсменов с инвалидностью.

При проектировании различных функциональных зон для МГН ставятся задачи гуманизации городской среды; совершенствования функциональной организации; создания эстетически гармоничной жилой среды.

Открытость концепции к городскому пространству может стать толчком для дальнейшего развития безбарьерной среды города Екатеринбурга.

Лауреаты международных премий, талантливое архитектурное бюро Санкт-Петербурга Sa lab, дали интервью BERLOGOS, в котором рассказали о конкурсных проектах, Новой Голландии и о 28 днях параметрического дизайна.

Хочу начать с комплимента: у вас отличный сайт. Чья идея оформления?

Спасибо за высокую оценку. Сайт сделали сами. Мы хотели отразить нашу идеологию и подход даже через сайт, на котором просто и лаконично рассказываем о проектах SA lab, с удобным функционалом для просмотра с любых устройств. Сейчас переходим в формат видеопрезентаций, поэтому вскоре перестанем публиковать рендеры и чертежи, а проекты будут представлены, скорее, как короткометражки.

Ваша команда вошла в топ 12 Лучших Молодых Архитектурных бюро России 2017 года, с чем спешу вас поздравить.

Объясните, пожалуйста, почему одно из передовых бюро северной столицы уделяет так много времени и ресурсов на конкурсные проекты? Что из коммерческих концепций вами воплощено: например, UNDER YGGDRASIL в Исландии-реализованный проект?

Участие в конкурсе − это прежде всего возможность проектировать в интересном месте или решать такую же задачу. У нас немного реализаций, в основном частные дома, интерьеры и инсталляции. В конкурсе на треккинговые модули проект UNDER YGGDRASIL не выиграл, но был опубликован во многих журналах по архитектуре и даже получил премию АРХНОВАЦИЯ. В этом проекте нашим консультантом выступил русский архитектор Александр Ефанов, который более 10 лет живёт и работает в Исландии. С одной стороны, модули адаптированы к климатическим условиям, с другой, они имеют исландский характер, выраженный в архитектуре и построении объёма. К сожалению, сейчас речи о реализации UNDER YGGDRASIL не идёт. Но мы бы с удовольствием воплотили такую идею и в России, адаптировав её, если бы нашёлся инвестор.

Формообразование UNDER YGGDRASIL

UNDER YGGDRASIL, проект модульных треккинговых домиков для отдыха туристов в Исландии

Раз уж мы заговорили о конкурсных проектах, расскажите, пожалуйста, о «Плавучем музее игрушек в Амстердаме» и проекте «Среда 21 века», который удостоился специального приза за дизайн освещения.

Проект музея SEA MONSTER в виде огромного морского чудовища, который, скорее, является кораблём, а не зданием, в любой момент может покинуть причал в Амстердаме и отправиться в путешествие в другой город. Он получил ироничный образ вслед за функциональным наполнением. Зонирование предполагает разделение потоков посетителей образовательного и выставочного блоков.

Конкурсный проект SEA MONSTER

«Среда 21 века» − первое общественное пространство, которое мы проектировали. Была поставлена интересная задача: связать приватное дворовое пространство жилого комплекса с открытой набережной. Сложность состояла в том, что две крупные зоны разделены улицей, через которую мы предложили перекинуть несколько мостов-пандусов, образуя разнообразные маршруты (для пешеходов и велосипедистов). Всё пространство набережной меняется в зависимости от сезона.


Конкурсный проект «Среда 21 века»

− Нам известно, что вы принимали участие в проекте реорганизации острова «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. Скажите, методы реализации благоустройства острова коллегами вас удовлетворили, или, на ваш взгляд, выделенный бюджет можно было распределить иначе?

Да, действительно, Алина Черейская участвовала в разработке концептуального предложения по преобразованию острова совместно с российскими и голландскими архитекторами. Новая Голландия − амбициозный проект, который в будущем должен стать целым «городом в городе» с современным общественным пространством. На данный момент сделана небольшая часть работ, по которым можно сказать, что авторы не использовали весь потенциал и уникальность территории. Самый успешный элемент − это детская площадка «Фрегат» по проекту West8 и Richter.

Проект для конкурса «Концепция ландшафтного решения и благоустройства береговой территории вдоль реки Охта»

Расскажите об исследовании «28 дней параметрического дизайна, в особенности о методе «bottom up».

«28 дней параметрического дизайна» − это небольшой вызов для нас, когда каждый день писался скрипт с разной логикой. Результатом для наглядности становилась абстрактная форма. Это был необычный опыт, в ходе которого мы создали свою базу скриптов для дальнейших разработок.

«Bottom up» − подход в проектировании «снизу вверх», который предполагает глубокий анализ местности, потоков и потребностей людей, привлечение специалистов из разных сфер для сбора и систематизации данных, на основе которых архитекторы формируют проект. Этот метод учитывает сложившуюся среду и связи на участке проектирования в противовес немного искусственному top down. В проектах SA lab используются 2 метода в зависимости от расположения участка проектирования, качества окружающей среды, технического задания и т.д.

BOX, проект интерьера домашнего кинотеатра

Проект Swarm Scraper

В прошлом году лаборатория SA создала коллекцию ювелирных изделий, основанную на идее бесконечности, расскажите об этом подробнее?

Коллекция INFINITY стала результатом серии экспериментов SA lab с методом трёхмерной печати и сложной геометрией. Мы создали несколько прототипов на разных принтерах, но оптимальным вариантом для изготовления стал метод селективного лазерного спекания SLS, он позволяет добиться точной печати без поддержек из прочного, но гибкого материала, который после печати не нуждается в постобработке. Серьги были изготовлены ювелиром из серебра более сложным способом. Коллекция привлекла много внимания и продавалась в различных дизайнерских магазинах.

Павильон «Множество», состоящий из 95 идентичных трансформируемых модулей, задуман для использования в различных объёмах: от малых архитектурных форм до несущих конструкций. Как отнеслась общественность к данному проекту, ведь отчасти вы зародили новую сборочную, мобильную архитектуру-лего? Есть ли большое будущее у такой архитектуры?

Павильон спроектирован специально для проекта АРХ Москва 2017 Новые Голоса, и пока прошло не очень много времени, чтобы однозначно оценить результат. Мы получили много положительных отзывов от архитекторов и посетителей выставки. Нельзя сказать, что мы новаторы в этой области, в методологии явно прослеживаются элементы метаболизма, однако, для России и, в особенности для Петербурга, модульная трансформируемая архитектура − это новое слово в формировании города и среды. В условиях современного ритма жизни, постоянно меняющихся трендов и потребностей людей адаптивная архитектура, которая будет подстраиваться под различные факторы и находиться в постоянном процессе эволюции, − как никогда актуальна, и, безусловно, именно за ней будущее. Кроме того, здесь присутствует игра, где каждый житель может собрать необходимое для себя пространство интерактивным способом. Использование 3D принтеров в промышленных масштабах позволит разнообразить линейку модулей, не сковывая архитекторов унифицированными конструкциями и традиционными материалами.

Проект «Множество»

На наш взгляд, архитектура будущего − это самовозводимые модульные структуры из различных материалов, адаптирующихся к особенностям местности и менталитета.

У вас возникает чувство, что вы, как архитекторы, конкурируете с природой?

Нет, наоборот, в своих проектах мы зачастую используем природные параметры: начиная от климатических и географических особенностей до имитации природных процессов, например, клеточных автоматов.

Инсталляция «Сближение»

Концепция проекта Greenleaf

Вы работаете с большим количеством общественных пространств. На ваш взгляд, должен ли архитектор, который занимается общественными пространствами, быть урбанистом или социальным активистом?

Архитектор прежде всего должен быть специалистом в своей области, проектировать и строить качественный продукт, отвечающий запросам времени и общества. Тем самым формируя образ города и воспитывая чувство вкуса у горожан. Для того чтобы спроектировать потенциально успешное общественное пространство, необходимо учесть множество факторов. Для своих проектов мы формируем междисплинарную команду, в которой эксперты в разных областях подключаются к работе на разных этапах. Иногда мы привлекаем жителей и активистов, это увлекательный опыт, но редко оправданный и результативный.

Near The Forest, проект частного жилого дома

Е.И. Панькова

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская ,
арх. проект – доц. В.В. Громада

ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ МОДУЛЬНЫЕ СЕТКИ В АРХИТЕКТУРЕ

Динамика современной жизни часто требует создания трансформируемых, многофункциональных архитектурных форм и пространств. Для решения этих задач можно использовать трансформируемые модульные сетки, которые с легкостью накладываются на любые поверхности, такие как фасад, план и другие элементы зданий и сооружений.

Современный подход к архитектуре предполагает не только создание благоприятных условий для человеческих потребностей, но и решение экологических проблем. Поэтому трансформируемые модульные сетки могут основываться на использовании идеи обратимых трансформаций растений и их реакции на воздействие внешней среды. Воплощение принципов природной целесообразности в архитектуре приводит к сближению и объединению естественной и искусственной среды.

Сетки, как и растения, реагируют на изменение различных факторов внешней среды, например, освещенности, температуры воздуха, влажности и т. п. В архитектуре это - движение конструктивных элементов: ограждающих поверхностей, кровли, систем жалюзи, что используется для поддержания микроклимата помещения.

А.О. Шилкова

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская ,
арх. проект – доц. В.В. Громада

ПРИЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ

(на примере архитектуры многофункционального жилого комплекса)

Отличительной чертой нашего времени является все возрастающая динамичность жизни общества. Меняется мир вокруг нас, и современный человек, не замечая этого, ежедневно сталкивается с преобразованиями окружения. Архитектура должна соответствовать всем требованиям человека и также динамично меняться вместе с ним.

Рассматривая архитектуру как живой организм, чутко реагирующий на потребности людей, формируется понимание архитектуры как изменяющейся искусственной среды, приспособленной к динамическим процессам действительности и отвечающей требованиям общества.

В связи с этим возникает необходимость преобразования пространства человеческой жизнедеятельности.

Основной идеей научно-исследовательской работы является разработка гибких трансформируемых изменяемых объемно-планировочных и конструктивных систем структуры многофункционального жилого комплекса, способных удовлетворить потребностям людей.

Среди задач и особенностей применения трансформации в структуре жилых домов можно выделить следующие:

1. Многофункциональность использования пространства. С помощью мобильных конструкций решается задача оптимизации статических элементов и параметров зданий, трансформируемое пространство создает среду «без границ». Структуры, формируемые с использованием трансформации, должны сочетать максимальное количество функций: «дом-отдых», «дом-общение», «дом-работа», «дом-учеба», одновременно обеспечивая динамическое развитие самой жилой ячейки;

2. Регуляция микроклимата за счет обратимых движений конструктивных элементов. Трансформируемые фасадные системы призваны регулировать параметры микроклимата в помещении, постоянно изменяясь под воздействием окружающей среды: солнца, ветра, осадков и т.д.;

3. Изменение пространственных характеристик объекта: открытость/закрытость по отношению к окружающей среде, изменение уровня естественной освещенности и др., что способствует созданию более комфортной среды пребывания человека.

4. Эстетический аспект. И дея меняющегося пространства, сложные концептуальные структуры мобильной формы, возможность ее видоизменения, в зависимости от конкретных условий, приобретают неожиданные эффекты и создают выразительные архитектурные решения.

В.С. Бердникова

Руководители: НИРС – проф. Н.С. Акчурина ,
арх. проект –
проф. Н.С. Акчурина, проф. А.А. Раевский

МОБИЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА, КАК СПОСОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ

Состояние среды обитания человека на планете определяется экологическими показателями. И влияние архитектуры, как одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, в этой области очень значимо.

Все взаимосвязано в мире, так же, как и в природе. Изобилие возможностей и ресурсов неисчерпаемо, при правильном использовании.

МОБИЛЬНАЯ архитектура является решением вопроса о взаимодействии глобальных стихий - АРХИТЕКТУРА и СРЕДА.

Рассмотрим несколько принципов внедрения нанотехнологий, обеспечивающих максимальное взаимодействие архитектуры и природной среды:

Принцип сохранения энергии,

Принцип «сотрудничества» с солнцем,

Принцип уважения к обитателю,

Принцип уважения к месту,

Принцип целостности.

И.С. Попова

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
арх. проект – доц. М.В. Винницкий

ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ ФАСАДЫ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТУРЫ


Трансформируемая архитектура является следующим шагом в эволюции зодчества. В век высоких технологий и инновационных материалов на второй план начинает отходить представление об архитектуре, как о статичной, твердой и тяжелой. Потребность нашего окружения в способности меняться, обусловленная тем, что изменение является постоянным процессом нашего времени, приводит к появлению возможности архитектуры приобретать способность физически адаптироваться к потребностям человека.

Для кинетического объекта движение является самой существенной частью замысла. Даже если конструкция может существовать и в статичном состоянии, только в движении замысел ее создателя раскрывается полностью. При проектировании зданий с трансформируемыми фасадами необходимо учитывать взаимосвязь утилитарных и декоративных функций в кинетических зданиях, а также влияние трансформируемых фасадов на восприятие архитектуры человеком, выявление средств выразительности таких фасадов. Технические элементы кинетической архитектуры нуждаются в архитектурном переосмыслении и выявлении их роли в создании художественно-образного решения архитектурных объектов. По изученным материалам выработан ряд критериев, позволяющих структурировать проблему применения трансформируемой архитектуры в местных условиях. Имеет значение градостроительный аспект, вариантность постановки здания с элементами трансформации (постановка в качестве доминанты в композиции застройки или вписывание в существующую статичную застройку). В художественно-образном решении кинетических зданий проявляется степень участия трансформируемого элемента в общем композиционном решении, его самостоятельность или подчинение общему композиционному строю. Типы конструктивного устройства динамики здания включают в себя трансформацию фасадных систем, динамику кровли, вращение этажей, а также движение всего здания. Наиболее распространенной целью всех видов трансформации архитектурного сооружения является необходимость создания нужных микроклиматических характеристик внутри объекта, а также причины экономии энергии. Помимо экологического аспекта динамика зданий наделяет их определенными эстетическими свойствами. Вид динамики здания обуславливает его объемно-планировочную структуру, в которой проявляются сложность объема, характер построения планировочной композиции, а также функциональное наполнение. Специфика конструктивного устройства динамики здания также определяет его художественно-образное решение.