Состоит на вооружении. Характеристики локационных систем

Вертолет Ка-31 (изделие 503, по кодификации НАТО Helix-B) – вертолет радиолокационного дозора, созданный для нужд ВМФ СССР. Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения был разработан на базе существующего корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29. Вертолет может базироваться как на кораблях самых различных классов, так и на суше. Местом базирования вертолета Ка-31 могут выступать все корабли, способные принять на свой борт вертолеты Ка-27 и Ка-29. Вертолет может применяться в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск. На сегодняшний день данный вертолет не имеет мировых аналогов.

Вертолет состоит на вооружении ВМФ России, по информации на 2012 год на вооружении флота находится 2 таких вертолета. Также Ка-31 поставлялся на экспорт и состоит на вооружении морской авиации Индии и КНР. Индия располагает 9 вертолетами данного класса, при этом в 2009 году был заключен контракт на поставку еще 5 таких вертолетов (стоимость вертолета около 20 млн. долларов за единицу). На вооружении морской авиации Китая на 2012 год также находилось 9 вертолетов Ка-31.


Вертолет ДРЛО Ка-31 предназначен для радиолокационного контроля воздушного и морского пространства, раннего обнаружения на дальних рубежах низколетящих целей типа крылатая ракета, вертолет, самолет, а также надводных кораблей и их опознавания. Вертолет в состоянии определять параметры траектории движения и координаты целей, передавать информацию о наблюдаемой и воздушной радиолокационной обстановке на корабли и командные пункты сухопутных войск.

Вертолет Ка-31 выполнен по соосной винтовой схеме. Несущая система и силовая установка машины были заимствованы у транспортно-боевого вертолета Ка-29. Изменения его конструкции были продиктованы необходимостью установки под днищем вертолета антенны РЛС, которая во время полета способна поворачиваться на специальном шарнирном устройстве и занимает рабочее вертикальное положение. Размах зеркала антенны РЛС, установленной на Ка-31, составляет 6 метров. В походном положении данная антенна прижата к днищу корпуса вертолета и зафиксирована.

Для обеспечения выхода и входа экипажа по правому борту транспортной кабины вертолета была установлена дверь. По бортам кабины экипажа вместо обычных сдвижных дверей были установлены аварийные люки со сдвижными остекленными створками, обладающими системой аварийного сброса. Вертолет обладал четырехопорным шасси, при этом передние опоры убирались в специальные обтекатели, которые располагались снаружи по бокам фюзеляжа вертолета. Основные опоры шасси поднимались вверх, освобождая пространство для вращения антенны РЛС в полете. Лопасти несущего винта были изготовлены из полимерных композиционных материалов и снабжены противообледенительной и электротепловой системой.

создания и особенности

Необходимость в средствах ДРЛО на море была наглядно продемонстрирована во время англо-аргентинского конфликта из-за спорных Фолклендских островов. Из-за отсутствия в составе английских экспедиционных сил вертолетов или самолетов ДРЛО они не могли своевременно осуществлять поиск, обнаружение и последующий перехват низколетящих аргентинских самолетов. Применение в этом качестве эскадренных миноносцев закончилось для англичан неудачно – потерей 2-х таких кораблей («Ковентри» и «Шеффилд»).


Принимая во внимание данный военный конфликт, в 1985 году ОКБ им. Н. И. Камова получило задание на создание вертолета ДРЛО. При создании Ка-31 за основу был взять планер, силовая установка и несущая система уже производимого транспортно-боевого вертолета Ка-29. Главная сложность при его разработке заключалась в сопряжении мощной РЛС с остальным вертолетным пилотажно-навигационным оборудованием, а также обеспечение стабильности вертолета в воздухе во время вращения антенны РЛС. Свой первый полет опытный образец нового вертолета совершил в 1987 году. После проведения серии достаточно длительных испытаний, машина в 1995 году была принята на вооружении морской авиации ВМФ России. Серийное изготовление вертолета велось на заводе, расположенном в городе Кумертау.

Вертолет Ка-31 предназначался для обнаружения воздушных целей, а также надводных кораблей и их сопровождения. Вертолет корабельного базирования предназначен для обеспечения ПВО боевых соединений флота, которые действуют вне зоны действия самолетов ДРЛО и береговых РЛС. Данный вертолет не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Основу его бортового комплекса составляет достаточно мощная РЛС на твердотельных элементах, которая для функционирования в режиме кругового обзора имеет выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной антенной решеткой (ФАР). В походном положении антенна просто располагается под днищем фюзеляжа.

Установленный на вертолете бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет Ка-31 вести автоматизированный полет по заранее запрограммированному маршруту в любых климатических и погодных условиях. РЛС позволяет вертолету ДРЛО одновременно обнаруживать и автоматически сопровождать до 20 целей.

Информация обо всех обнаруженных целях в автоматическом режиме передается по телекодовому каналу связи на различные пункты управления. На Ка-31 установлена система дальнего радиолокационного обнаружения «Око» (Е-801), созданная в нижегородском НИИ радиотехники. Во время обычного полета она плотно прилегает к нижней поверхности фюзеляжа машины, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. При переводе антенны в рабочее положение она отклоняется вниз на 90 градусов, при этом стойки шасси вертолета слегка поднимаются вверх, для того чтобы шасси не мешало работе РЛС в режиме вращения. РЛС с ФАР весит 200 кг, площадь антенны составляет 6 кв. метров, а ее длина 5,75 метров. Антенна в состоянии обеспечить обнаружение и последующее сопровождение до 20 целей. Цели класса «истребитель» обнаруживаются на удалении в 100-150 км, а надводные цели класса «корабль» обнаруживаются на удалении в 250-285 км.

Вертолет Ка-31 оснащается пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), разработанным в КБ приборостроения города Саратова. В то время, когда антенна РЛС находится в выпущенном, рабочем положении, ПНК вертолета обеспечивает стабилизацию угловых положений, а также истинной или барометрической высоты полета; полет в зоне дозора по типовым траекториям; автоматизированный вывод машины на аэродром или корабль; вывод в точку совершения посадки с помощью сигналов посадочных РЛС. Имеющаяся на вертолете радиотехническая система дальней навигации позволяет обеспечить непрерывное считывание географических координат Ка-31 (широты и долготы), а также автоматизированное вертолетовождение по заранее запрограммированному маршруту с последующим возвратом к точке своего базирования.

Для передачи полученной информации о тактической обстановке по открытым и закрытым каналам телекодовой связи на вертолете ДРЛО Ка-31 установлен специальный комплекс связи. При высоте полета на уровне 1500-3000 метров передача телекодовой информации с борта воздушного судна возможна на расстояние не менее 150 км. При этом автоматическая регистрация полетных параметров производится при помощи специальной аппаратуры магнитной записи «Тестер-3К».

Ка-31 ВМС Индии

В случае применения вертолета в интересах сухопутных войск Ка-31 может дислоцироваться на небольших неподготовленных площадках, расположенных вблизи мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая им целеуказание. Стоит отметить, что в связи с ликвидацией в составе российского флота кораблей проекта 1143 интерес к данной машине со стороны заказчика существенно упал и в серийное производство для нужд ВМФ России вертолет не пошел. Единственные 2 машины, имеющиеся в составе флота, базируются на ТАКР «Адмирал Кузнецов». При этом есть основания полагать, что число вертолетов данного класса в составе российского флота увеличится с вводом в строй вертолетоносцев-доков проекта «Мистраль».

Таткико-технические характеристики Ка-31

Размеры: диаметр главного винта – 15,9 м., длина – 11,6 м., высота – 5,5 м, ширина – 3,8 м.
Масса, максимальная взлетная – 12 500 кг.
Тип двигателя – 2 ГТД ТВ3-117ВК, мощностью 2х1660 кВт.
Крейсерская скорость – 220 км/ч.
Максимальная скорость – 255 км/ч.
Практическая дальность полета – 680 км.
Продолжительность полета – 2 часа 30 минут.
Практический потолок – 5 000 м.
Экипаж – 3 чел.

Источники информации
-http://www.opoccuu.com/251111.htm
-http://www.vertolet-media.ru/helicopters/kamov/ka-31/
-http://www.airwar.ru/enc/sh/ka31.html
-http://ru.wikipedia.org

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Ка-31 (изделие «503», по кодификации НАТО: Helix-B ) - вертолёт дальнего радиолокационного обнаружения, разработанный на базе транспортно-боевой машины Ка-29 для ВМФ СССР. Вертолет способен обнаруживать и сопровождать объекты, летящие на малых высотах над землей или над морем, а также передавать дынные на наземные или корабельные пункты управления.

История создания

Опытный образец вертолёта Ка-31

Для повышения эффективности действий советского флота и наземных войск требовался вертолёт с системой раннего обнаружения на дальних рубежах низколетящих и надводных целей, способный базироваться на палубе корабля. Штатным расписанием авиационной группы, которая должна была размещаться на новых тяжёлых авианесущих крейсерах (ТАКР) типа «Тбилиси» (позднее «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), предусматривалось наличие на борту одного вертолёта ДРЛО . Бортовой комплекс вертолёта, включавший мощную РЛС кругового обзора, предназначался для автоматического поиска целей, их опознавания и сопровождения, а также передачи данных на наземные и корабельные командные пункты. Предусматривались полёты в любое время года, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Повышение эффективности боевых операций авиации, кораблей и бронетанковых подразделений могло достигаться за счёт получения своевременной информации о действиях кораблей, самолётов и вертолётов противника. Работа по созданию машины была поручена конструкторскому бюро Н.И. Камова. Проектирование вертолёта ДРЛО Ка-31 (первоначально использовали также обозначения Ка-252РЛД и Ка-29РЛД) началось в 1985 г. В 1986 г. состоялась защита его макета.

Производство

Полностью госиспытания завершились в 1995 г. и после некоторых доводок вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России. В 1998 г. на авиационном производственном объединении в Кумертау вертолёт Ка-31 был запущен в серийное производство для поставок на экспорт.

Описание конструкции

Ка-31 создан на основе винтовой соосной схемы. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Хвостовое оперение установлено с двумя килями для обеспечения продольной и путевой устойчивости. Фюзеляж и двигатель заимствованы у Ка-29. Однако в конструкции были внесены некоторые изменения для установки на днище РЛС. Зеркало антенны РЛС поворачивается в разные стороны и может занимать вертикальное положение. Дверь установлена с правой стороны транспортной кабины. По бортам установлены аварийные люки для экипажа. Лопасти несущего винта изготовлены из полимерного и композитного материала с интегрированной противообледенительной системой.

Фюзеляж

Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа.

Шасси

Шасси четырёхопорное, поджимающееся в полёте чтобы не мешать вращению антенны. Основные опоры подтягиваются вверх, а передние – убираются вдоль по полету в обтекатели.

Силовая установка

Вспомогательная силовая установка ТА-8К

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА, редуктора ВР-252, ВСУ ТА-8К. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель).

Вооружение и оборудование

Под фюзеляжем установлен радиолокационный комплекс Э-801 "Око" с плоской фазированной антенной (длина - 5,75 м, площадь - 6 м², масса - 200 кг, время полного оборота - 10 с). Антенна РЛС в нерабочем положении отклоняется вверх на 90 град и прижимается к фюзеляжу, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Система работает в дециметровом диапазоне и способна обнаружить цели типа истребитель (вертолет) на дальности 100-150 км, надводные корабли - на дальности 250 км, обеспечивая сопровождение одновременно до 20 целей.

Вертолёт радиолокационного дозора, созданный специально для ВМФ СССР.

История создания

В начале 1980-х годов появилась необходимость создания средств радиолокационного дозора для кораблей ВМФ. Военный конфликт в районе Фолклендских островов показал, что даже современные корабли могут быть уязвимы для авиации противника. В результате в СССР стартовало сразу несколько проектов создания авиации ДРЛО морского базирования.

Создание вертолета Ка-31 ОКБ Камова начало в 1985 году. За базу был взят планер и силовая установка вертолета Ка-29. Первый полет Ка-31 появился в 1987 году. Вертолет принят на вооружение ВМФ России в 1995 году. Серийный выпуск налажен на вертолетном заводе в г. Кумертау (КумАПП).

Конструкция

Главным элементом конструкции является РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6 кв.м.. Антенна смонтирована под фюзеляжем и прилегает к его нижней части в сложенном положении. При работе антенна открывается на 90 град. вниз, при этом опоры шасси прижимаются к фюзеляжу, чтобы не мешать вращению антенны. Время полного оборота антенны 10 сек. РЛС обеспечивает одновременный поиск и сопровождение до 20 целей. Дальность обнаружения составляет: для самолетов 100-150 км, для надводных кораблей 250-285 км. Продолжительность патрулирования 2.5ч при полете на высоте 3500 м.

Для стабилизации полета с вращающейся антенной был создан специальный пилотажно-навигационный комплекс. Он также выполняет функции автопилота, обеспечивает автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Вертолет Ка-31 способен выполнять полеты в любое время суток и в любых метеорологических условиях.

Лётно-технические характеристики

Размеры:
-Диаметр несущих винтов: 15,90 м
-Длина фюзеляжа: 11,60 м
-Ширина фюзеляжа: 3,80 м
-Высота: 5,50 м
-Основные массы:
-Пустой: 5520 кг
-Нормальная взлётная: 11400 кг
-Максимальная взлётная 12500 кг
-Силовая установка:
-Количество, тип, марка: 2 х ТВЗ-117ВМА
-Мощность: 2 х 2200 л.с.
-Вспомогательная силовая установка: ТА-8К
-Эквивалентная воздушная мощность: 107 кВт
-Лётно-технические характеристики:
-Экипаж: 3 чел.
-Крейсерская скорость: 220 км/ч
-Максимальная скорость: 255 км/ч
-Дальность полёта практическая: 680 км
-Статический потолок: 3500 м
-Динамический потолок: 5000 м

Состоит на вооружении

Авиация ВМФ России - 2 Ка-31, по состоянию на 2012 год
-Авиация ВМС Индии - 9 Ка-31, по состоянию на 2012 год. В августе 1999 Индия заказала 9 Ка-31 на общую сумму 207 млн.долл. Контракт был выполнен к концу 2004 года. В 2009 году было заказано еще 5 Ка-31 стоимостью около 20 млн.долл. каждый.
-Военно-морская авиация КНР - 9 Ка-31, по состоянию на 2012 год

«Изделие 503» − именно так именовался будущий вертолет Ка-31. Он предназначался для радиолокационного дозора и использовался в ВМФ СССР. Модель разработана на базе корабельного боевого вертолета Ка-29 транспортного типа и использовалась для дальней радиолокационной разведки. Аппарат уникален тем, что способен базироваться как на суше, так и на корабле любого класса (естественно те, которые предназначены для принятия авиационных аппаратов). Часто применяли Ка-31 в наземных условиях решения задач ПВО. До сих пор он не имеет аналогов.

Ка-31 состоит на вооружении морской авиации в трех странах: России, КНР и Индии. На 2012 год ВВС России принадлежало два экземпляра, в ВВС КНР экспортировано девять вертолетов, а в Индии находилось 14 моделей.

Основной род деятельности ДРЛО Ка-31 – это радиолокационный контроль морского и воздушного пространства, раннее обнаружение низколетящих целей по типу вертолета, крылатой ракеты или самолета. Помимо прочего, вертолет способен обнаруживать и распознавать на дальней дистанции надводные корабли. На Ка-31 присутствует электроника, способная рассчитывать траекторию и параметры передвижения цели, координаты. Может передавать необходимую информацию в командный пункт и на базируемый корабль.

Машина создана на основе винтовой соосной схемы. Проекты несущей и соловой систем заимствованы у транспортно-боевого Ка-29. Некие изменения в конструкции были сделаны из-за необходимости установки на днище РЛС. Благодаря специальной шарнирной системе РЛС может поворачиваться в разные стороны и занимать вертикальное положение. Зеркало антенны РЛС составляет шесть метров размаха. Во время обычной транспортировки антенна прижимается к корпусу (к днищу) и фиксируется.

Дверь установили по правой стороне борта транспортной кабины. Для экипажа по бортам установлены аварийные люки с остекленными створками. В случае экстренной ситуации они имеют способность аварийного сброса. Шасси четырехопорные, передние могут убираться в специальные обтекатели (расположены с наружной стороны по бокам фюзеляжа). А основные опоры поднимаются вверх, тем самым освобождают место для вращения РЛС-антенны в полете. Лопасти главного винта изготавливаются из полимерного и композитного материала. К ним также идет снабжение от электротепловой и противообледенительной систем.

История создания Ка-31

Необходимость любой страны с наличием кордонов у моря в средствах ДРЛО стала явной еще во время военного конфликта между Англией и Аргентиной за спорные Фолклендские острова. У ВВС Аргентины было преимущество в наличии низко летающих самолетов, которые потопили два английских корабля: «Ковентри» и «Шеффилд». Англичане не могли перехватывать самолёты, поскольку не имели радиолокационных ДРЛО.

Именно по этим причинам ОКБ Н. Камова в 1985 году получило задание – создать вертолет ДРЛО. В основе лежал планер, силовая и несущая системы из вертолёта Ка-29. Единственной сложностью было найти способ установки на вертолет РЛС. Возникали разные проблемы: нестабильный полет и постоянная тряска при вращении РЛС, конфликт систем РЛС и остального навигационного оборудования. Первый ОП поднялся в воздух в 1987 году, а в ряды ВМФ России вертолет поступил только в 95-м. Серийное производство для морской авиации проводилось на заводе в Кумертау.

Особенности авиационной машины Ка-31

ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).

Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.

Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.

Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.

Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.

Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».

Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.

Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.

Ка-31 характеристики:

Модификация

Диаметр главного винта, м

Ширина, м

Масса, кг

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

2 ГТД Климов ТВ3-117ВК

Мощность, кВт

Максимальная скорость, км/ч

КА-31 - вертолет радиолокационного дозора корабельного базирования, разработанный по заказу ВМФ СССР и использующийся в настоящее время.

Советские и российские вертолеты всегда считались одними из лучших в мире. Модели, разработанные конструкторами Милем, Камовым пользуются заслуженной популярностью за свои эксплуатационные свойства и надежность конструкции.

Описание

Одной из таких моделей стал уникальный по своим характеристикам вертолет КА-31, разработанный в конструкторском бюро Камова, Ухтомского вертолетного завода, входящее в настоящее время в холдинг «Вертолеты России». Устройство предназначено для ведения радиолокационных разведочных действий за кораблями, низколетящими самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами противника. КА-31 использует в качестве базы площадку любого корабля, оборудованную под прием вертолетов. Помимо этого он может использоваться как средство противовоздушной обороны, выполняя задачи по обнаружению целей и передаче данных сопутствующим зенитно-ракетным комплексам. Вертолет Ка-31 способен нести вахту за объектами противника круглосуточно, в любое время года и независимо от погодных условий.

Вертолет предназначен для базирования на судах ВМФ РФ типа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» . В настоящее время на вооружении нашего флота находится небольшое количество КА-31. Это вызвано малоинтенсивным использованием судов такого типа. Однако МО России не теряет интерес к такому типу воздушных машин и планирует подготовить для них новые корабли. В частности, для КА-31 были заказаны «Мистрали» у Франции, но по известным причинам сделка не состоялась. Вертолет активно используется в зарубежных ВМФ Индии и Китая. Интерес к нему проявляют и другие страны.

История создания

Толчком для разработки вертолета КА-31 стала Фолклендский конфликт между Аргентиной и Англией в начале восьмидесятых годов прошлого века, в котором военно-морские силы Туманного Альбиона оказались безоружными перед низколетящими самолетами Аргентины. В результате отсутствия средств радиолокационной зашиты такого типа и противодействия авиации было уничтожено два современных боевых корабля «Шеффилд» и «Ковентри». Исходя из этого случая, МО СССР в срочном порядке дало указание разработать вертолет с РЛС, способный вести отслеживание низколетящих целей. Помимо ОКБ Камова, выполнявшего работу по созданию машины, были привлечены НИИ радиотехники из г. Горького (Нижний Новгород), разработавшего систему обнаружения целей «Ока» (Е- 801), Саратовский приборостроительный КБ, трудившийся над созданием пилотажно-навигационного комплекса. Прототипом был выбран планер и силовой агрегат от конструкции КА-29, корабельной транспортной боевой машины, предназначенной для высадки десанта и перевозки грузов.

Вертолет КА-31, имеющий заводский индекс 503 и обозначение в классификации НАТО «Helix-B», первый раз поднялся в небо в 1987 году. При испытании возникали проблемы по совместимости военной машины с РЛС: раскачивание корпуса при вращении антенны, влиявшие на летные качества, нестабильность в работе электронной начинки и многое другое. Но все погрешности были исправлены, и в 1995 году вертолет КА-31 поступил на вооружение в ВМФ РФ. Производство вертолета осуществлялось на заводе в Кумертау.

class="eliadunit">

Конструкция

В основе устройства заложена винтовая схема осей вращения. Каждый винт состоит из трех лопастей. Пропеллеры крутятся в разные стороны и имеют возможность складываться во время стоянки. Лопасти сделаны из композитного, полимерного материала. Защитой от обледенения на больших высотах служит специальная система его обработки.

Вертолет оборудован радиотехническим комплексом, состоящим из устройства опознавания целей по фактору государственной принадлежности и станции радиолокации. Последняя работает в паре с фазированной антенной решеткой, которая прикрепляется к дну фюзеляжа вертолета. В рабочем состоянии она раскладывается на 90 градусов и осуществляет круговое движение, занимая при этом площадь 6 кв.м. Длина антенны – 5,75 м, вес вместе со станцией около 200 кг. Информация при обнаружении цели мгновенно обрабатывается и автоматически передается на командный пункт.

Характеристики локационных систем

  • Обнаружение надводных целей производится на расстоянии 250-285 км., авиации – 100-150 км.
  • Передача информации о цели передается на расстоянии 150 км при высоте 1500-3000 км.
  • Период проведения одного сканирования – 10 сек.
  • Максимальное количество сопровождаемых целей – 20.
  • Рабочий диапазон обзора - 360°.

Все оборудование комплекса в высшей степени автоматизировано. Система обнаружения самостоятельно устанавливает все параметры цели: координаты, скорость, курс, принадлежность к какому-либо государству и передает сообщение на КП и самолеты-перехватчики. Штурман на экране монитора видит только номер ее обозначения и контролирует действия системы. Экипаж машины состоит из трех человек.

Технические характеристики

  • Длина – 11.6 м (без пропеллера).
  • Ширина – 3,8 м.
  • Высота – 5,6 м (по винтовой втулке).
  • Диаметр основного (несущего) винта – 15,9 м.
  • Тип моторов и мощность - 2 ГТД Климов ТВ3-117ВК, 2 х 1660.
  • Максимальная и крейсерская скорость – 255 и 220 км/час.
  • Достижимый и средний потолок высоты – 5500 и 3500 км.
  • Дальность полета – 680 км.
  • Стоимость вертолета - больше 4.5 млн. рублей.
  • Ка-31 имеет модификацию с индексом Р, установленным на ней комплексом БКС-252.

Резюме

Созданный около двадцати лет назад, вертолет остается современным техническим устройством в наши дни и будет долго еще востребован в военно-морских силах. Он уникален по своему применению и не поддается сравнению, поскольку не имеет аналогов. КА-31 - прекрасная комбинация военной воздушной машины и сложнейшего радиотехнического комплекса, способная выполнять множество различных сложных задач.

class="eliadunit">