Манипулятивные роли эрику берну.

Профессия врача — одна из наиболее подверженных психологической манипуляции профессий. Именно у врача есть масса обязательств и этических ограничений, он проявляет привычное патерналистское отношение к пациенту. А еще врач изначально призван помогать (опекать, защищать и т. д.). Переходя на язык психологических инструментов, он очень часто находится на Родительской позиции. Как вы помните, Родитель не может сказать «я не знаю», «я не могу», оказаться слабым и неуверенным. Поэтому он легкая мишень для манипуляций такого рода: «Ну, пожалуйста, что вам стоит», «Вы же, как врач, должны понимать, что это значит», «Доктор, это мне не по силам, не справлюсь я». В этой статье мы поговорим об особенностях взаимоотношений пациента и врача, когда пациент выступает в роли манипулятора.

Определение

Манипуляция — психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.

Источник: «Психологический словарь», под. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, Издательство «Прайм-Еврознак», 2007 г.

Вред манипуляции

Манипуляция принципиально отличается от руководства, воспитания, консультирования тем, что ее цели не только скрыты (это бывает и при других перечисленных формах воздействия), но и учитывают только нужды манипулятора. Объект манипуляции служит только средством достижения целей, его потребности не учитываются, поэтому ему может быть причинен вред.

Масштаб этого вреда может быть колоссальным: от относительно мелких неприятностей, таких как выполнение чужих обязанностей без психологического и материального вознаграждения, до самых катастрофических последствий — неприятия себя, разрушенной личной и профессиональной жизни, болезней.

Манипуляция очень вредна также и манипулятору, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд. Потому что он тратит много сил на организацию манипуляции. И может получить отпор, после которого трудно будет выстроить конструктивные отношения. А самое страшное то, что со временем он теряет умение, а затем и возможность строить конструктивные отношения.

Слабые места

У каждого человека есть точки уязвимости, которыми может воспользоваться манипулятор.

Автор фундаментальных трудов по психологической манипуляции Харриет Брейкер отмечает в своей книге «Кто дергает за ниточки, или Как не позволить манипулировать собой» (2005 г.): «Манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости („кнопки“), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям;
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих;
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать „нет“;
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);
  • низкая уверенность в своих силах;
  • внешний локус контроля».

Зная свои слабые места, мы можем защитить себя от манипуляции. У всех людей они разные. Кто-то не может сопротивляться, если «давят на жалость», а кому-то опаснее провокация «на слабо». Понаблюдайте, какие точки могут сделать лично вас уязвимым для манипуляции.

Определяем манипулятивные роли

Чтобы определить, какие виды манипуляций наиболее опасны для вас в вашей врачебной практике, давайте познакомимся с теорией, основанной на уже знакомом вам транзактном анализе (см. журнал «Практическая диетология» № 4 за 2012 г., стр. 70, статья «Диалог с пациентом»).

Занимая ту или иную психологическую позицию (Родителя, Взрослого, Ребенка), люди оказываются в следующих ролях участников манипулятивного взаимодействия: Жертва, Преследователь, Спасатель. Эта модель называется «Треугольник Карпмана», названа так по имени ученого, ее описавшего. Стивен Б. Карпман — ученик Э. Берна, выдающегося американского психолога и психиатра (известного прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа), сын ученика З. Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр. В апреле 1968 г. он опубликовал в американском издании “Transactional Analysis Bulletin” свою статью “Fairytales and script drama analysis” («Сказки и анализ сценарной драмы анализа»), в которой дал описания психологических игр с помощью своего терапевтического треугольника.

Итак, давайте рассмотрим, как взаимодействуют роли (Жертва, Преследователь, Спасатель) в игре под названием «Да, но…», с которой часто сталкиваются врачи.

Пациент: Доктор, я так хочу снизить давление и обходиться без таблеток!

Доктор: Тогда вам нужно прежде всего придерживаться диеты.

Пациент: Да, конечно, но я уже много раз пробовал, срываюсь, и становится еще хуже.

Доктор: Давайте распишем диету, которую вы сможете соблюдать.

Пациент: Да, это было бы здорово, но вы ведь соль мне запретите, а я без нее буквально в обморок падаю.

Доктор: Вы сможете снижать количество соли постепенно.

Пациент: Да, это можно, наверное, попробовать, но я такая раздражительная на диете, муж злится, я так ведь семью разрушу…

Пациент здесь играет роль Жертвы, провоцируя врача на роль Спасателя, а мужа назначая на роль Преследователя. Этот диалог может длиться вечно, если доктор включится в игру манипулятора и, движимый наилучшими побуждениями, начнет защищать Пациента от себя самого, ситуации и мужа.

Игра «Да, но» никогда не приводит к результату, потому что целью Жертвы является не выздороветь, а доказать всем, что его ситуация тяжела и неразрешима. От этой «тяжелой» ситуации Жертва получает свои бонусы (сочувствие окружающих, признание того, что такой больной человек не может выполнять обязанности, и т. д.). В борьбе за эти бонусы пациент хорошо вооружен: на его стороне социальная желательность помогающего поведения врача и окружающих и абсолютная социальная неприемлемость возложения ответственности за болезнь на пациента.

Прямое сообщение «Вы не соблюдаете рекомендации, потому что вам выгодно оставаться больным» может вызвать взрыв негодования не только у пациента и его родственников, но и у коллег и общества в целом. Поэтому мы не будем делать такие прямые провокационные сообщения, а используем более тонкие психологические методы, которые разберем далее.

Рис. 1. Треугольник Карпмана

Тонкости сценария

Вернемся к ролям. Они в тре- угольнике могут меняться. Например, вернувшись домой, Жертва опишет врача как Преследователя, провоцируя мужа стать Спасателем. Или, не получив от врача поддержки, перейдет в роль Преследователя, сделав врача Жертвой. И наверное, вскоре появится Спасатель.

Если же врач примет роль Спасателя, то он не избежит другой беды — не справившись с ситуацией (помните — она в данном формате неразрешима), перейдет в роль Жертвы и пойдет жаловаться коллегам на неблагодарность (бестолковость, ограниченность) пациента. Пациент окажется в этом сюжете Преследователем, а коллега-слушатель, если соблазнится возможностью благородно проявить сочувствие, — Спасателем

Как не допустить развитие подобных сценариев? Ответ достаточно прост: не поддавайтесь манипуляции и не включайтесь в игру! Ни в какой роли.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

Спасение от манипуляции — в ваших силах

Разберем алгоритм защиты от манипуляции.

Во-первых, будьте внимательны к сигналам, которые дает вам манипулятор и ваше тело.

В действиях собеседника вас должны насторожить:

  • неконгруэнтность слов и действий;
  • стремление навязать роль: «Вы, как женщина, должны меня понять»;
  • попытки вынудить вас что-то сделать на ходу, не подумав;
  • намеки на угрозы: «Вы же понимаете, что я говорю только из уважения к вам, мне бы очень не хотелось, чтобы информация дошла до главврача…»;
  • неожиданное нестандартное поведение (ухаживание либо придирки).

В своем состоянии обязательно отметьте:

  • резкое и непонятное ухудшение настроения;
  • обиду, чувство вины;
  • стремление вести себя вежливо в ущерб себе.

Во-вторых, при малейших признаках психологической манипуляции делайте паузу. Этим вы задержите автоматические реакции и выиграете время.

В-третьих, выходите из ситуации манипуляции. Для этого вам нужна собственная Взрослая позиция и вопросы.

Можно начать с открытых нейтральных вопросов о факте, которые выводят собеседника на позицию Взрослого. Мы их уже разбирали. Если собеседник не является заядлым манипулятором, этого может хватить для перевода ситуации в конструктивное русло.

Но если он опытный манипулятор, то понадобятся антиманипулятивные вопросы. Их суть — не дать вовлечь себя в ситуацию манипуляции, оставаться снаружи и вытаскивать собеседника.

Итак, техника «Антиманипулятивные вопросы».

Вопросы, направленные на прояснение сути дела:

  • С какой целью вы обратились ко мне с этим вопросом?
  • Что вы имеете в виду, когда говорите о…?
  • Какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) вы имеете в виду?
  • Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
  • Что именно вы считаете неконструктивным?
  • Почему вы решили, что я боюсь?
  • Чего я мог бы здесь испугаться?
  • А других объяснений моего отказа вы не находите?
  • На чем основываются ваши подозрения?
  • Почему вы сделали именно такое предположение?
  • Проверяли ли вы эту информацию?
  • Что случится, если…?

Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора:

  • Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?
  • О чем в действительности вы хотите меня попросить?
  • Что вы хотите этим сказать?

Ответы и сообщения:

  • Да, это было мое решение.
  • Результаты будут известны через две недели.
  • Нет, я отказался поддержать ваше предложение.

Предложения по существу дела:

  • Предлагаю обсудить факты.
  • Предлагаю наметить план действий.
  • Сформулируйте еще раз свой вопрос.

Задавайте вопросы спокойно, неэмоционально, доброжелательно. Потому что манипуляция — скрываемое нападение и, будучи вскрытой, может перейти в открытое нападение. Нейтральность вашего противодействия поможет избежать возникновения этого риска.

Мудрость стратегии

В завершение этой статьи желаю вам, уважаемые врачи, обязательно защищаться от манипулирования. Не давайте использовать себя, потому что это никому не принесет пользы, только значительный вред. Тренируйтесь распознавать и прекращать психологическую манипуляцию и, что может быть еще труднее, останавливать собственные стремления манипулировать. Даже если в целях защиты или если кажется, что так быстрее, проще и «всего один раз». В стратегическом плане манипуляция проигрывает.

Уважаемые читатели, присылайте описание случаев, произошедших в вашей врачебной деятельности, которые вы хотели бы обсудить с позиции психологии. Мы разберем их в следующих номерах журнала.

С книжной полки

О психологических играх подробнее читайте в книге Э. Берна «Люди, которые играют в игры». Также наиболее интересными, на мой взгляд, книгами по этой теме являются «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Эверетта Шострома, «Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения» и «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е. Л. Доценко.

// П Д

(Транзактный анализ Эрика Берна)

Осознанно, а чаще неосознанно, автоматически большинство людей играют определенные роли.

Этой теме посвящена книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»

Именно Эрик Берн и стал основателем так называемого транзактного анализа.

Транзактный анализ — это психотерапевтический метод, с помощью которого можно анализировать поведение человека вовне , в общении с людьми, а также его внутренние проблемы через анализ взаимодействия его субличностей .

По мнению Эрика Берна, каждый из нас в разной ситуации играет одну из трех ролей: Родитель, Взрослый, Ребенок .

Эти роли не зависят от возраста личности.

Как правило, все три роли присущи человеку, но существует одна излюбленная, которая повторяется в большинстве ситуаций.

Родитель учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, все знает, все понимает, советует, опекает, контролирует, не сомневается в правильности своего мнения, за всех отвечает, со всех требует.

Взрослый трезво рассуждает, взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается влияниям.

Ребенок — безудержно эмоциональный, непредсказуемый, протестующий, творческий, нелогичный, не соблюдающий общие правила, импульсивный. Часто травмированный, обиженный, упертый, идущий на поводу, неуверенный, боящийся, виноватый и стыдливый.

В родительской позиции человек берет ответственность на себя, и это прежде всего ответственность за окружающих.

Во взрослой позиции человек принимает на себя только свою ответственность.

В детской позиции человек не берет на себя никакой ответственности, перекладывая ее на других.

Восприятие реальности у родителя заключается в восприятии собственного мнения как реальности, т.е. субъективную реальность он воспринимает как реальность фактическую. Есть его мнение и неправильное.

Взрослый четко разделяет субъективную и объективную реальность. Различает мнения и факты.

Ребенок любую внешнюю информацию воспринимает как объективную реальность, не отличая мнение от фактов.

Отношение к развитию:

Ребенок боится развиваться и меняться, и делает это осторожно, нехотя, и скорее потому что внутренний Родитель, угнетенный внешними негативными обстоятельствами, заставляет!

Родитель закрыт для истинного честного глубокого развития. Иногда его развитие — просто бутафория. Он часто защищается от развития, делая вид, будто и так все хорошо, тем самым перекрывая путь к совершенствованию.

Взрослый готов и открыт к развитию и самопознанию и получает от этого удовольствие.

Ребенок способен честно признать свою проблему, и честно признать, что не способен эту проблему решить из-за страха и неуверенности в себе и своих силах.

Родитель часто не способен признать свою проблему, и по этой причине он не может ее решить. Родителю наиболее присуща нечестность с самим собой, самообман, защитные реакции.

Взрослый объективно видит проблему, но воспринимает ее как задачу, которую он способен решить.

Для каждого из трех состояний: родитель, взрослый, ребенок — характерны свои вербальные и невербальные проявления.

Родитель использует манипуляции с позиции силы, ущемляющие интересы партнера, вплоть до прямого наезда. Родитель любит давать советы, когда в них никто не нуждается. Угрозы и приказы — частые коммуникативные техники в родительской позиции.

Родитель часто говорит «мы»: «Мы устроились на работу! Мы поступили в институт!» (скажет Родитель про своего взрослого уже сына или дочь)

А также Родитель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Леночк а, будь так любезна, подай вот эту тетрадочк у».

У него преобладают довлеющие позы и жесты. Жесткие интонации.

Взрослый смело высказывает свое мнение, используя местоимение «я», у него нейтральные позы и жесты, нейтральные эмоциональные интонации.

Для детской позиции характерны оправдания и отговорки, выпячивание свое слабости, игра в Жертву, с манипулятивной целью, увеличить статус партнера, и перевести его в статус родителя, для того, чтобы обрести Спасителя.

(Очень похоже на Треугольник Карпмана:

Очень часто перед тем как высказать свое мнение Ребенок предварительно объясняет и поясняет — почему и как эта точка зрения имеет право на существование.

У Ребенка зависимые позы и жесты, заискивающие, оправдательные интонации.

Как вы уже поняли, эти роли необходимы людям для достижения определенных целей, например, для манипулирования людьми.

Например, человеку нужна помощь и он просит совета у своего знакомого. Ранее у них обоих были взаимоотношения двух «взрослых». Теперь с целью получить бескорыстную помощь он разыгрывает роль «ребенка», в жалобной форме озвучивая просьбу.

Знакомый, которому приятно было бы возвыситься и ублажить свое эго, с радостью принимает роль «родителя». И оказывает помощь, разыгрывая роль Опекуна. Ему так сильно нравится эта роль, что в дальнейшем он не желает из нее выходить. И хотя наш главный герой уже разрешил свою проблему, его знакомый продолжает давать нравоучения и превращается в Контролирующего Родителя. Наш герой уже не рад такому обороту событий. Возникает конфликт.

Транзактный анализ помогает осознать игры, в которые играют люди. Он очень эффективно работает в разрешении конфликтных ситуаций, особенно: муж-жена, отцы-дети, начальник-подчиненный.

Как вы сами понимаете, в любом возрасте лучше общаться как: Взрослый-Взрослый.

Определить главенствующую роль у человека довольно просто.

Помимо описанных выше признаков, это выдает то, как человек представляется при знакомстве. 50-летняя женщина может представиться как: Таня, Татьяна, Татьяна Ивановна. Это ярко характеризует ее излюбленную роль. (впрочем иногда это зависит от контекста ситуации).

Внутри каждого из нас живут три эти роли — три субличности.

Осознавая их можно решать и внутренние конфликты.

Например, вы не желаете рано вставать утром. Ребенок говорит: «Поваляюсь еще полчаса». Родитель напутствует: «Опоздаешь на встречу — сорвешь переговоры». Взрослый убеждает: «Чтобы переговоры были успешными, я еще должен успеть подготовиться к ним».

Существует множество психотерапевтических техник транзактного анализа.

Предлагаю вам технику «Три стула» , ее можно выполнять самостоятельно и без помощи психоконсультанта:

Для этого понадобятся три стула и внимательное отношение к происходящим переменам.

Один из стульев принадлежит вашему Ребенку, второй – Родителю, третий – Взрослому.

Сформулировав свой вопрос, сядьте на стул Ребенка и поинтересуйтесь: как бы он отреагировал на эту ситуацию.

Затем поговорите с Родителем и, наконец, выслушайте Взрослого – он способен проанализировать услышанное и дать объективный совет.

Простой пример: ваш Ребенок желает купить сразу плащ, свитер и джинсы, Родитель считает, что лучше потратить деньги на нужные для работы курсы французского языка, а Взрослый на основе объективных фактов сделает вывод, что курсы действительно необходимы, но в этом месяце можно купить еще и джинсы.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна , ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем , возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego - «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции» . Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения :

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».


В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:


Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто , а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов . Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями . Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок . Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной . Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка , мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему. И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу» .

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика делового общения, техники общения, их характеристика и назначение. Манипуляции в общении и их нейтрализация, приемы влияния на деловых партнеров (аттракция). Проблемы адекватного приема и передачи информации, обратная связь и ее роль в общении.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Сущность интерактивной стороны общения. Основные понятия транзактного анализа, правила коммуникации в транзактном анализе. Способы изменения поведения и деятельности других людей. Характеристика манипуляций в общении и правила нейтрализации манипуляций.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Анализ профессиональных, психологических аспектов культуры и этических основ туристической деятельности. Модель делового общения с участием двух деловых партнеров. Обзор риторических приемов. Анализ речевого общения с туристами в турагентстве "Три Кита".

    курсовая работа , добавлен 27.03.2016

    Предмет и функции речевого этикета в деловом общении, национальный характер и особенности. Принципы выбора Ты и Вы-общения в этикете в зависимости от социального статуса собеседника. Приемы этикетной модуляции речи и их использование в деловом общении.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2009

    Общие принципы современных деловых отношений. Условия успешного проведения совещания и публичного выступления. Основные положения теории "человеческих отношений". Этические нормы, используемые в деловом общении с подчиненными, коллегами и руководителем.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении посредством телефона, Интернета. Типы телефонного разговора. Как вести себя с настырным клиентом. Оформление, размер и правила написания электронного письма. Ответ на электронное сообщение.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Суть этики и культуры деловых отношений. Основные принципы этикета. Факторы, влияющие на формирование комплекса этических норм и представлений каждого человека. Развитие этических требований в деловой сфере. Восприятие и понимание в деловом общении.

    Психотерапевт В. Сатир создала свою классификацию:

    Обвинитель – хозяин жизни, начальник, шеф, ведет себя так, будто он – самый главный и от него зависит все. Говорит громким напряженным голосом, обычно в приказном тоне, опровергая всех даже не выслушав – ответы для него не важны.

    Характерные слова : все, каждый, любой, всегда (универсальные квалификаторы), неужели ты не…, почему ты не… (отрицательные вопросы), надлежит, должен, (императивы) следует. Резюме типа: «До каких пор вы будете проваливать каждое дело?!»

    Внутреннее состояние : скрываемый комплекс неполноценности, одиночество, неуверенность, потребность в самоутверждении за счет других.

    Невербалика : упирается одной рукой в бок, а другой – размахивает перед собой указующим перстом. Глаза выпучены, ноздри раздуты, голос громкий и резкий.

    Угодник – всегда заискивает, благодарит и извиняется, со всем согласен. Демонстрирует свою беспомощность и зависимость от других, чувство вины за все происходящее, терзается сознанием собственной ничтожности. Одним словом, Акакий Акакиевич – «Я человек маленький, куда уж мне..».

    Характерные слова: если бы только, мог бы, был бы, ничего не поделаешь (сослагательное наклонение).

    Внутреннее состояние: «ничего у меня не получается, я ни на что не гожусь».

    Невербалика: вытянутая шея, подобострастная поза, плачущий тон…

    Разрушитель – никогда не говорит и не делает ничего конкретного, на вопросы отвечает невпопад, перескакивает с одного на другое, за свои слова не отвечает, не может на чем-либо сосредоточиться, не способен хоть как-то расставить приоритеты, при этом вроде бы вечно занят, суетлив и говорлив, но часто, на первый взгляд, даже обаятелен. Например, Хлестаков с его «легкостью в мыслях необыкновенной».

    Речь частая, смена функциональных стилей языка, отсутствие четкого содержания («Я понимаю, как это тебя расстроило. Кстати, где мой зонтик?»)

    Внутреннее состояние: не знает, за что взяться, чувствует свою никчемность, бессмысленность своей деятельности («Никому до меня нет дела»).



    Невербалика : «вращающийся волчок, старающийся не упасть».

    Компьютер – всегда очень корректен и сверхразумен, не эмоционален, хладнокровен и собран. Движения лишены живости, голос невыразителен, интонации монотонны, речь абстрактна и изобилует умными правильными длиннотами, даже если его уже никто не слушает.

    Характерные обороты речи : безличные («как можно заметить» вместо «я вижу»), безотносительные («некоторые», «некто», «в каком-то смысле»), уход от сильных глагольных форм – номинализация (вместо «нужно увеличить скорость» - «представляется своевременным увеличением скорости»).

    Внутреннее состояние : острое ощущение своей уязвимости.

    Невербалика : невыразительная мимика, скупые жесты, ничего не отражающие.

    Характеристики, представленные здесь, гротескны, доведены до крайности, в реальной жизни все более расплывчато, поведение людей разнообразно, а типичные особенности проявляются в основном в стрессовых ситуациях. Владение этими знаниями позволит любому деловому человеку в процессе взаимодействия с другими понять, почему собеседника иногда вдруг «заклинивает», и что нужно сделать чтобы «переключить» его. Приемы, связанные с различными коммуникативными стилями поведения, используются разными людьми по-разному. Например, в ситуации, когда на вас кричат, одни переходят также на крик и тогда возможен конфликт, скандал и пр., а некоторые переходят на тихий, спокойный тон, что заставляет партнера быстро осознать несуразность своего поведения и перестроиться. Переключение в категориях Сатир дает более осознанный и универсальный инструмент психотехники для управления взаимодействием.

    Меняя ту или иную стратегию, манипулируя и играя с тем или иным психотипом, сознательно демонстрируя стиль «обвинителя» или «угодника», можно эффективно решать любые свои проблемы. Так, в одном из своих фильмов Аркадий Райкин сыграл человека, отставшего от поезда на маленькой станции и пришедшего с просьбой о помощи к начальнику станции – нормальному хаму – ОБВИНИТЕЛЮ. Ничего не добившись, через пару минут он вошел в тот же кабинет совершенно иначе – не стучась, уверенной походкой, не спрашивая разрешения сел за стол, пододвинул к себе телефон и небрежно кивнул хозяину кабинета. Тот мгновенно «опознал» в визитере «шишку большой величины» и превратился в Угодника.

    В.Сатир выделила стиль поведения ВЫРАВНИВАНИЕ. Для него характерны свобода, искренность и легкость отношений, а также реальное, а не наигранное чувство собственного достоинства и уважения к другим. Именно такой стиль взаимодействия с деловыми партнерами позволяет конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, находить пути решения «коммуникативных тупиков», искать точки соприкосновения людей с различными взглядами, позициями, мнениями.

    Манипулятивные роли Эрику Берну

    Как уже отмечалось, Э.Берн создал свою модель эго-состояний. В соответствии с нею каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка.