Конспект урока по ИЗО (декоративное рисование) «Знакомство с городецкой росписью. Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись Паспорт урока по изо городецкая роспись

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

    Для учащихся:

    модель для раскрашивания «Кухонная доска»

    баночка для воды

    лист бумаги

    салфетка

    простой карандаш

    стирательная резинка

    Для учителя:

    образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

    плакат «Городецкая роспись»

    презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

    Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

    Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

    Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

    Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».

— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики — подмастерья. Начнем!

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Возьмите палитру - чистый лист, положите его перед собой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее.

У нас получился круг.

Чтобы этот круг сделать больше, приложите кисточку к кругу и ведите дорожку. Этот способ называется «примакивание».

Чтобы сделать круг еще больше, проведите еще одну дорожку.

Попробуйте сами нарисовать круг способом «примакивания», а я посмотрю, как у вас получается.

Отложите палитру в сторону, положите перед собой круглую заготовку для цветка.

Выберите цвет (синий или красный), каким будет ваш цветок. Смешайте его с белой краской, для этого я приготовила для вас маленькие квадратики.

Теперь попробуем нарисовать круг на заготовке, также как на палитре. Нужно это сделать аккуратно и правильно, чтобы ваш цветок получился красивым.

Покажите свою готовность.

Чтобы продолжить на нем рисовать, краска должна высохнуть.

Физкультминутка.

Встаньте со своих мест. Сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Молодцы! Садитесь на свои места.

Проверьте ваши заготовки.

У кого уже высох круг, поднимите руку.

Теперь нам нужно нарисовать яркий круг.

Поднимите руку те, кто будет рисовать «розан».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг? В середине большого или сместите его в сторону от середины?

Поднимите руку те, кто будет рисовать «купавку».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг?

Скажите, чтобы нарисовать яркий круг нужно в краску добавлять белый цвет?

Преступайте к работе.

Рисуем яркий круг также как и большой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. Если круг получился маленький, ведем дорожку.

Кто уже закончил, поднимите руку.

Отложите наши заготовки в сторону.

Вернемся к нашей палитре.

Теперь нужно потренироваться рисовать дужки.

При рисовании дужек не используйте много воды, а то они расплывутся и цветок ваш завянет.

Держим кисточку вертикально листу, касаемся кончиком кисточки лист бумаги, ведем линию, прижимаем полностью ворс кисточки, закругляем, стоп.

Остановились, отложите кисточки.

Потрясите ручками, чтобы они немного отдохнули, потрите каждый пальчик.

Возьмите кисточку в куру. Вернитесь на то место, где остановились. Прижмите ворс кисточки, ведем линию, приподнимаем и кончиком кисточки заканчиваем нашу дужку. Попробуйте нарисовать дужку самостоятельно, а посмотрю, как у вас получается.

Закончили, вернемся к нашему цветку.

Скажите, дужки, каким цветом рисовать будем?

Правильно, таким же, как и яркий круг.

У кого красный круг, дужки, какого цвета будут?

У кого синий?

Преступайте к выполнению задания.

Осталось только оживить цветок, нанести белым цветом оживку: штрихи, дужки, точки.

Отложите свой цветок. Возьмите палитру. Ватную палочку. Сейчас я покажу, как ватной палочкой сделать точку, для оживки. Сухую ватную палочку макните в краску и поставьте точку на бумаге.

Теперь макните ватную палочку в воду, затем в краску и поставьте точку на бумаге.

Скажите, точка, поставленная сухой ватной палочкой отличается от точки поставленной мокрой ватной палочкой? Чем?

Штрихи лучше делать тоненькой кисточкой.

Оживите свой цветок штрихами, точками, дужками.

Штрихи и дужки рисуйте аккуратно, чтобы линии были четкими, белыми.

Все оживили свой цветок?

Заканчивайте работу.

МУРЗАКАМАЛОВ АЛМАЗ АГЗАМОВИЧ

Мастер производственного обучения

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

На тему «Золотая Хохлома»

Уфа-2015

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1

Предмет «Техника художественной росписи изделий из дерева» ПМ.02

Тема урока: «Золотая Хохлома»

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя: доска, мел, проектор-компьютер (для показа презентации, фильма), репродукции;

Для учащихся: Бумага А4, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, тетрадь.

План урока (45 мин):

п/п

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

3-5 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией изделий Хохломы.

10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная работа. Выполнение элементов Хохломской росписи.

15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов.

5 мин.

Задание на дом.

2 мин.

Ход урока:

    Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

    Объяснения и закрепления учебного материала:

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.

    Рассматривание образцов изделий (выставка работ - презентация).

    Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

    Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

    цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

    основной элемент узора: «травка»

    элементы: листья, цветы, ягоды,

    композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

    Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).

    Практическая работа: работа над композициями.

    Вопрос:

Где и когда возникла Хохломская роспись?

Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

Основной элемент Хохломской росписи?

Элементы Хохломской росписи?

Цветовая палитра Хохломской росписи?

Композиционное построение рисунка?

Орнамент, декор, украшение?

Практическая часть . Выполнение композиции «Хохлома» в технике верховая письмо «травки», «ягодки», «кустики»

Подведение итогов. Выставка работ. Подведение итогов.

Задание на дом: 1. Повторить пройденного урока.

2. Выполнить презентацию на тему «Хохлома» верховая и фоновая письмо и писать чем они отличаются.

3. Выполнить небольшую композицию хохломской росписи.

Итог урока: Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

    В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

    В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

    С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

    Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

    Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

Конспект урока ИЗО «Декоративное рисование. Искусство Городца» 4 класс

Цели деятельности педагога:
Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация «Искусство Городца» , учебные таблицы с изображением поэтапного рисунка, открытки, репродукции, плакаты «Городецкая роспись» . Литературный ряд: стихи о народном промысле.
Оборудование :гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой
Планируемые образовательные результаты
Предмет ные : в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (народное и декоративно-прикладное искусство); в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; в эстетической деятельности: высказывают свое отношение к произведениям искусства; проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
Личност ные : овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредмет ные : учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
структура урока
I.Организационный момент
Проверяю готовность обучающихся к уроку.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем рисовать, трудиться,

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.
-Посмотрите на выставку поделок. Какая поделка новая пришла к нам в гости?
-Это Городецкая роспись. Вы сегодня научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи

II. Изучение нового материала
1.Беседа по теме «Искусство Городц а»
Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца.
Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку
Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.
Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов.

Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка.

2. Этапы выполнения купавки и розан а
Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых
половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.

Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.

3. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой ро спи
(Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске).
Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.
В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек - это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.
У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.
Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультмину тка
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем

III. Творческая практическая деятельность.
- А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки.
Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).
(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогает таблица «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».)

У вас есть бумажные заготовки разделочных досок.
- Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, КАК НАДО,
И даже сверх того.
Доска лежит здесь рядом,
Давай начнем с нее!

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни).

IV. Итог урока.
Рефлексия
Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок.
-Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Всё хотим вам показать
И подробно описать.

С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
- А где расположен этот промысел?
- Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ. Урок окончен. До свидания.

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема. Особенности городецкой росписи. Роспись доски (4 класс)

Цель: познакомить с произведениями и историей развития городецкой росписи, с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи; развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус; воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование: учебные таблицы с изображением поэтапного рисунка, открытки, репродукции, плакаты «Городецкая роспись», гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем рисовать, трудиться.

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку: альбом, гуашь, баночка с водой, кисточки, простой карандаш.

Актуализация опорных знаний.

Ребята, обратите внимание, как оформлен наш класс.

Какие предметы находятся у нас на столе? (Разделочные доски, расписные подносы, посуда деревянная и керамическая.)

А как в целом все эти предметы называются? (Декоративно-прикладное искусство.)

Какая поделка новая пришла к нам в гости?

Это городецкая роспись.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов по дереву, а именно с городецкой росписью.

Работа над новым материалом.

1. Беседа о народном декоративном искусстве.

Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца.

Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов.

Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. (Демонстрация образцов)

2. Инструктаж поэтапного рисования.

Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом. В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек - это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультминутка Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем

Практическая работа.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья). (Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы).

Подведение итогов.

Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок.

Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие: Всё хотим вам показать И подробно описать. - С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

- Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? (Розан, купавка, ромашка.)

- На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде)).

Домашнее задание.

Приготовить презентацию с иллюстрациями городецких узоров выполненных на разных предметах быта.