Скачать вязание узлов рыболовных экранов. Рыбацкие узлы

Казенное образовательное учреждение Омской области

«Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

МС школы Зам.директора поУВР Директор школы

Кузина О.Р.___________ СазоновС.М.___________

«__»_____________2014г «__»_____________2014г «__»_____________2014г.

Рабочая программа

по предмету « «Сенсорное развитие » »

0 класс (Вариант D )

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

(домашнее обучение)

Составила: Щербакова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие»,

«Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые

реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения

формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на

неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Сенсорное развитие»

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Оборудование

План.

Факт.

Речевой материал

Неречевой материал

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячом, ежиком.

Речевая инструкция:

«Это мяч, он гладкий,

это ежик, он шероховатый».

Игрушки – мяч, ежик.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой.

Речевая инструкция:

«Это бумага, она гладкая,

это картон, он шероховатый».

Материал –

бумага, картон-гофре.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом.

Речевая инструкция:

«Это шелк, он гладкий,

это вельвет, он шероховатый».

Материал –

шелк, вельвет.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой.

Речевая инструкция:

«Это лента, она гладкая, это фольга, она шероховатая».

Материал –

фольга, атласная лента

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый.

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком.

Речевая инструкция:

«Это игрушка, она мягкая,

это шарик, он твердый».

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании материала.

Кусочек меха, ма-ленькая меховая

игрушка, пласт-массовый шарик.

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла.

Речевая инструкция:

«Это вата, она мягкая,

это банка, она твердая».

Вата, жестяная банка из-под кофе.

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком.

Речевая инструкция:

«Это игрушка, она мягкая,

это шарик, он твердый».

Резиновый мячик,

деревянный кубик

3.Восприятие предметов по форме:

шар – куб.

Восприятие предметов по форме:

шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами.

Речевая инструкция:

«Это шарик, это кубик».

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Деревянные тканевые, пластмассовые шарик и кубик.

большой – маленький

Восприятие предметов по размеру:

Речевая инструкция:

«Это большой мишка,

это маленький мишка».

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Реиновый мячик,

деревянный кубик

Игрушки: боль-шой и маленький медведи.

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами.

Речевая инструкция:

«Это большая машинка,

это маленькая машинка».

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Игрушки: боль-шая и маленькая машинки.

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами.

Речевая инструкция:

«Это большой мяч,

это маленький мяч».

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Игрушки: боль-шой и маленький мячи.

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами.

Речевая инструкция:

«Это большой кубик,

это маленький кубик».

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Игрушки: боль-шой и маленький кубики.

Восприятие предметов по цвету:

Предъявление предметов красного цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки).

Речевая инструкция:

«Это красный мяч, на мяч!».

«Это красное яблоко, на яблоко!».

«Это красный перец, на перец!».

«Это красная лента, на лету!».

«Это красный носок, на носок!».

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Резиновый мячик,

деревянный кубик

Овощи, фрукты, ленты, игрушки, предметы одежды: красного, желтого, белого цветов.

6. Восприятие предметов по цвету: синий зелёный, оранжевый

Речевая инструкция

Резиновый мячик,

деревянный кубик

7 Восприятие предметов по цвету: голубой, розовый

Предъявление предметов разных цветов (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки).

Речевая инструкция

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка»

Рабочая программа

по дополнительному образованию дошкольников

по сенсорному развитию

«Развивайка»

(для детей от 3 до 4 лет)

2017 - 2018 учебный год

Морозова Надежда Сергеевна

п Северный Талдомский район

Московская область

Пояснительная записка и актуальность………………………………. 3

Учет возрастных особенностей ……………………………………….. 5

Индивидуальная и воспитательная работа……………………………. 6

Цель, задачи и ожидаемый результат………………………………….. 7

Материалы и оборудование……………………………………………...8

Реализация межпредметных связей, режим работы..…………………10

Список детей ……………….……………………………. 11

Учебно - тематический план на год……………………………………12

Календарно - тематический план на год……………………………….11

Литература………………………………………………………………..26

Пояснительная записка

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

Учет возрастных особенностей воспитанников

Сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

В результате сенсорного развития младший дошкольник усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине предметов.

Индивидуальная работа

В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их развитию и воспитанию подходить индивидуально в зависимости от склонностей ребенка. Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу.

Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх должны усложняться. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

Воспитательная работа с родителями.

Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.

Для родителей предусмотрены консультации воспитательного характера, беседы, чтобы обеспечить их полезной информацией, организовывать показы игр с детьми, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы.

Программа предназначена для работы с детьми 3 -4 лет, наполненность группы 8 - 10 детей. Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 15 минут.

Форма проведения образовательной деятельности - игровая.

Продолжительность освоения программы - 1 год.

Возрастной диапазон освоения программы - 3-4 года.

Образовательная область - «Познавательное развитие».

Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.

Цель программы - формирование сенсорной культуры ребенка в период младшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
  2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предметному окружению.
  2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладенияцеленаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

Образовательные:

  1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
  2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.
  3. Активизировать речь детей.

Отличительные особенности данной программы по дополнительному образованию:

  • использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;
  • использование дидактических игр, изготовленных своими руками.

Ожидаемый результат

К концу года дети должны:

  • быть успешными в предметной деятельности;
  • знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);
  • различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

Программа способствует:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;
  • развитию мелкой моторики;
  • созданию положительного эмоционального фона;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и воспитателей, мониторинг.

Материалы и оборудование , необходимые для проведения образовательной деятельности:

  1. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
  2. Наглядный материал:

а) демонстрационный:

  • карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);
  • карточки с изображением предметов разной величины (большой - маленький);
  • карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);
  • геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);
  • модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).

б) раздаточный:

  • рамка-вкладыш Монтессори;
  • дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д.

в) ИКТ:

  • компьютерные технологии (ноутбук, интернет);
  • мультимедийный проектор;
  • СD - проигрыватель;
  • CD - диски с аудиозаписями.

Здоровье сберегающие технологии

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры со словами;
  • гимнастика для глаз;
  • физкультминутки, динамические паузы.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. Художественно - эстетическое:

1.«Музыкальное воспитание», музыкальное сопровождение дидактических игр способствует развитию у детей эстетического восприятия.

«Изобразительная деятельность», знакомство с цветами и их оттенками, формой и величиной предметов помогает в занятиях по лепке, аппликации и рисованию.

  1. «Речевое развитие», у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата во время проговаривания названий цветов и их оттенков, сравнивания предметов по величине, названий геометрических форм.
  2. «Познавательное», дети знакомятся с основными цветами спектра и их оттенками, геометрической формой и величиной предметов, учатся сравнивать предметы по одному или нескольким параметрам.
  3. «Социально - коммуникативная», дети знакомятся с явлениями об-щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, учатся коллективной работе.

Режим работы

Среда 16. 00, еженедельно, продолжительность занятия 15 минут.

Список детей.

  1. Денисов Василий
  2. Сергеева Наташа
  3. Слесарева Вика
  4. Куранов Глеб
  5. Новожилова Вика
  6. Павлова Полина
  7. Зимина Вика
  8. Савельев Федор
  9. Некрасов Дима

10.Шелехов Максим

Учебно - тематический план на год

№ п/п

Название раздела

Количество ОД

1.

Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету.

2.

Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

3.

Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

4.

Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака.

Календарно - тематический план на год

Месяц

№ ОД

Тема

Всего ОД

Задачи

  1. Раздел «Цвет предметов.

Сентябрь

Д/и «Рыбки».

Д/и «Ежики».

Д/и «Чей колпачок».

Д/и «Разноцветные круги».

Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим; развивать мелкую моторику рук. Закрепление умений различать и называть основные цвета.

Октябрь

Д/и «Спрячь мышку».

Д/и «Разноцветные комнаты».

Лото «Цвет».

Словесная игра «Что бывает такого цвета?».

Знакомство с основными цветами спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); учить детей соотносить предметы по цвету.

Ноябрь

Мини-эксперимент «Синий и белый».

Мини-эксперимент «Красный и белый».

Мини-эксперимент «Окраска воды».

Д/и «Подбери к своему цвету»

Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом. Закреплять умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый.

  1. Раздел «Величина предметов.

Декабрь

Д/и «Матрешка».

Д/и «Спрячь игрушки в коробки».

Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол».

Д/и «Посади бабочку на цветок».

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой - маленький».

Январь

Д/и «Мячи».

Д/и «Куклы и медведи».

Д/и «Разложи мишкам мисочки».

Д/и «Домик для медведя, лисы и мышки».

Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

  1. Раздел «Форма предметов.

Февраль

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4).

Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма». Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Март

Д/и «В царстве «фигурок-человечков».

Д/и «Разложи фигуры по местам!»

Д/и «Почини одежду зайчикам».

Д/и «Гости».

Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Апрель

Д/и «Найди предмет такой же формы».

Д/и «Чудесный мешочек-1».

Д/и «Чудесный мешочек-2».

Д/и «Разрезные фигурки».

Закреплять представления о 4 геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. Развивать умение составлять целое из двух частей.

4. Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака».

Май

Лото «Цвет и форма».

Лото «Величина и форма».

Д/и «Магазин» (Вариант №1). Д/и «Магазин» (Вариант №2).

Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака.

Итого:

36 ОД


Перспективный план

Материал

Деятельность детей

  1. Раздел «Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».

1. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый); развитие мелкой моторики рук.

Вырезанные из картона силуэты рыбок красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.

Д/и «Рыбки». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на хвостик красной рыбки, прищепки синего цвета - на синюю рыбку и т.д.

2. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый); развитие мелкой моторики рук.

Картонные фигурки ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.

Д/и «Ежики». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красного ежика, прищепки синего цвета - на синего ежика и т.д.

3. Закрепление умений различать и называть основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Изображения гномов красного, желтого и синего цвета, Колпаки такого же цвета, что и гномы.

Д/игра «Чей колпачок?». Дети «надевают» гномам колпаки соответствующего цвета, называя при этом какого цвета колпак и гном.

4. Закрепление умений различать и называть основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый; развитие мелкой моторики рук.

Круг, разделенный на четыре сектора по цветам: красный, желтый и синий, зелёный; пластмассовые крышечки соответствующих цветов.

Д/и «Подбери по цвету». Дети раскладывают крышечки красного цвета на красный сектор, синего - на синий сектор, желтого - на желтый сектор, зеленого - на зеленый сектор.

5. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Обучение идентификации цвета.

Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, «домик». Квадраты тех же цветов - «дверцы». «Домики» и «дверцы» раздаются на каждого ребенка.

Д/игра «Спрячь мышку!». Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

6. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

2. Развитие умения выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Большие листы бумаги шести цветов - «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

Д/игра «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета.

7. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 основных цветов спектра. Маленькие карточки с теми же цветами.

Лото «Цвет» . Дети внимательно рассматривают карточки с 6 цветами спектра, которые поочередно достает из коробки ведущий (воспитатель), и закрывают такие же цвета на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все цвета на своей карте.

8. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету.

Карточки с 6 цветами спектра.

Словесная игра «Что бывает такого цвета?» . Воспитатель поочередно показывает карточки определенного цвета из 6 цветов спектра. Дети называют, что бывает такого же цвета.

9. Знакомство детей с оттенком спектра: голубым цветом.

Гуашь синего и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.

Мини-эксперимент «Синий и белый ». Воспитатель показывает способы смешивания синей и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.

10. Знакомство детей с оттенком спектра: розовым цветом.

Гуашь красного и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.

Мини-эксперимент «Красный и белый» . Воспитатель показывает способы смешивания красной и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.

11. Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом.

Две большие банки с наклейками - голубой и розовой, красная и синяя гуашевые краски, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Мини-эксперимент «Окраска воды». Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале - розовую, набирая на кисть немного красной краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем голубую, набирая на кисть немного синей краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки.

12. Закрепление умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. Развивать умение идентифицировать цвета.

Разнообразные предметы 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и двух его оттенков (голубой, розовый). Цветные медальоны для детей.

Д/и «Подбери к своему цвету». Дети надевают цветные медальоны и каждый называет свой цвет и цвета других детей. Заранее в разных местах комнаты надо разместить предметы (игрушки) разного цвета. Затем каждый ребенок должен найти игрушки цвета своего медальона. Дети с игрушками одного цвета образуют «желтую нитку бус», «зеленую гусеницу» и т.д.

  1. Раздел «Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине».

13. Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина », с понятиями «большой », маленький » Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по величине.

Игрушка матрешки, круги двух размеров (большой и маленький) одинакового цвета из картона на каждого ребенка.

Д/и «Матрешка». Дети собирают матрешку и устанавливают различие между кругами: один круг большой, другой маленький.

14. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой », «маленький » учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству

2 коробки разной величины, 2 куклы разной величины.

Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Дети рассматривают кукол и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают каждой кукле коробку - «домик».

15. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой », «маленький » учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

Кубики, кирпичики, большая и маленькая куклы.

Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол». Дети рассматривают кукол и определяют их размер. Совместно с воспитателем приходят к выводу, что для большой куклы надо построить большой диванчик, а для маленькой - маленький. Дети самостоятельно строят большой и маленький диванчики.

16. Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер ).

Большая бабочка красного цвета, маленькая бабочка синего цвета, большой цветок розового цвета, маленький цветок голубого цвета (все на каждого ребенка).

Д/и «Посади бабочку на цветок». Дети рассматривают бабочек и цветы. Затем «рассаживают» бабочек на цветы идентично по их размеру и цвету.

17. Развитие умения соотносить три предмета разного цвета по величине.

Три мяча разного размера и цвета.

Д/и «Мячи» . Дети рассматривают " мячи, располагая их по величине и называя цвет мячей: большой мяч красного, средний (поменьше) зеленого, самый маленький мячик желтого цвета; учатся обозначать величину мячей соответствующими словами. Затем играют с мячами.

18. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

Игрушкикукол и мишек трех размеров.

Д/и «Куклы и медведи» . Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: "Уложи большую куклу спать", "Принеси маленькому мишке бочонок меда" и т.д.

19. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два - три ряда величин между собой.

Картинка с изображением 3 мишек, стоящих по росту, 3 мисочки разного размера; по 3 мисочки из картона разного размера на каждого ребенка.

Д/и «Разложи мишкам мисочки». Дети вместе с воспитателем рассматривают, как стоят мишки (по росту), говорят, какой мишка самый большой, какой поменьше и какой самый маленький. Далее вместе с воспитателем играют - раскладывают миски в соответствии с величиной медведей.

20. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два - три ряда величин между собой.

Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; по 3 квадрата разной величины на каждого ребенка.

Д/и «Домики для медведя, лисы и мышки ». Дети располагают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка), по-порядку: самый большой, поменьше (средний), самый маленький. Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "домиков" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей из картонных квадратов.

  1. Раздел «Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».

21. Знакомство детей с кругом

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1). Дети рассматривают форму «круг», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» круглой формы.

22. Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой формы, дети закрывают «окна» квадратной формы.

23. Знакомство детей с треугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой и квадратной формы, дети закрывают «окна» треугольной формы.

24. Знакомство детей с прямоугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.), формы прямоугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой, квадратной и треугольной формы, дети закрывают «окна» прямоугольной формы.

25. Развивать умение детей различать и называть

Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - "фигурки-человечки"

По 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка.

Д/и «В царстве «фигурок-человечков». Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе; называют имена человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга - печенья круглой формы и т.д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм.

26. Закрепить умение различать и называть геометрические формы - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Д/и «Разложи фигуры по местам!»

Дети вынимают фигурки из углублений и играют с ними совместно с воспитателем: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится - вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

27. Закрепить умение детей различать и называть цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник ).

Рамка-вкладыш Монтессори в виде силуэтов одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Д/и «Почини одежду зайчатам».

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки - шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст - они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

28. Развивать умение группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета.

Альбомные листы бумаги с изображением круга и квадрата («домики» фигурок-человечков); круги и квадраты разных цветов и размеров на каждого ребенка.

Д/и «Гости» . Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и квадрата с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (их домики): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и квадрата (кружки и квадраты меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев (т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все квадраты - на лист бумаги с изображением квадрата).

29. Закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша.

Геометрические фигуры круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, по 2 предмета каждой из этих форм.

Д/и «Найди предмет такой же формы». Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем, затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов, лежащих на столе, кладут его рядом с образцом.

30. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик.

Д/и «Чудесный мешочек - 1» . В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

31. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно - осязательного обследования и называть их.

Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма; плоскостные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Д/и «Чудесный мешочек - 2» . Ребенку показывают определенную плоскостную геометрическую фигуру, он ищет в мешочке объемную фигуру, называет ее и вынимает. Дети выполняют задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру.

32. Развивать умение составлять целое из двух частей.

Разрезанные на 2 части формы круга, квадрата, треугольника и прямоугольника на каждого ребенка.

Д/и «Разрезные фигурки» . Детям предлагаются перемешанные части форм. Задача каждого ребенка найти две одинаковые части и собрать целую форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

  1. Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака».

33. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму величины ).

4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета: 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов.

Лото «Цвет и форма» . Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.

34. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма ) с отвлечением от третьего признака (цвета ).

4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного размера; 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов.

Лото «Величина и форма». Игра проводится аналогично предыдущей игре.

35. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму ) с отвлечением от третьего признака (величины ).

Игрушки и предметы разной формы и разного цвета.

Д/и «Магазин» (Вариант №1). Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы), чтобы "продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую" (мяч).

36. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величину и форму) с отвлечением от третьего признака (цвета ).

Игрушки и предметы разной формы и разной величины.

Д/и «Магазин» (Вариант №2). Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разную форму и величину. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, используя два признака (величину и форму), чтобы «продавец» узнал и продал ее.

Литература.

А.П.Усова, А.В. Запорожец «Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста».

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».

З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие сенсорной сферы детей».

Ю. А.Соколова «Сенсорика».

В.А.Белых «Внимание, память, сенсорика, мышление».

М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики».

Елена Крупцева
Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа »

(Дошкольное образование )

Дополнительная образовательная программа

по сенсорике «Разноцветный мир »

с детьми младшего дошкольного возраста

Составила : воспитатель Крупцева Е. Л.

с. Зырянское 2015г.

Пояснительная записка

Настоящая программа описывает курс подготовки по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет (первая младшая группа , вторая младшая группа )

Актуальность : сенсорное воспитание – это развитие восприятие ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного , слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета : необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях . Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям : чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов .

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно . Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие , направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития , является одной из основных сторон дошкольного воспитания .

Цель : развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у .

Задачи :

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи , и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества) .

Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание , мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) .

Методы и приемы проведения занятий

Занятие проходит в непринужденной обстановке.

Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими : каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Формы организации деятельности :

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная.

Основные принципы программы :

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка , которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению .

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему , то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно :

Является основой для интеллектуального развития ;

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность ;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения ;

- развивает внимание ;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

Влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, образной и др . видов памяти.

Таким образом , актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира, начинается с «живого созерцания» , с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения , мышления) .

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Материально-техническое обеспечение

- Игровые наборы : мозаика, пирамидки, кубики, паззлы и т. д.

Канцелярские материалы

Детские музыкальные инструменты

Бросовый материал

Наборы геометрических фигур и форм

Игрушки разной величины и разные по качеству

Рамки вкладыши

Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия 10 минут в первой младшей группе , 15 минут во второй младшей группе . Общее количество учебных занятий в год – 16.

Основными методами отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы является наблюдение и беседа.

Основной формой подведения итогов реализации программы является выставка детских работ.

Педагогический анализ знаний и умений (диагностика) проводится 2 раза в год : вводная – в сентябре, итоговая – в мае. Диагностика знаний, умений и навыков оценивается по следующим уровням : высокий, средний, низкий.

Цветовое восприятие

Знакомство с геометрическими фигурами

Величина и количество

Развитие речи , мышления

Работа с родителями

1. Консультации на темы :

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста »;

«Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей »;

«Дидактические игры по сенсорике » .

2. Выставка дидактического материала.

4. Показ открытых мероприятий;

5. Индивидуальные беседы;

Работа с воспитателями

Консультации на темы :

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста » ;

Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками» .

Выставка дидактического материала.

Показ открытых мероприятий

Список литературы

1. -Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка » - М.: «Просвещение» , 1988;

2. -Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию »

3. Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»

4. Пилюгина Є.Г. Занятия по сенсорному воспитанию . - Москва,1983.

5. “Занятия с малышами в детском саду” (Модель воспитания детей раннего возраста ) . – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2002 г.

6. “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста ) материалы московского городского конкурса 2001 – 2002. – М. 2002 г.

7. “Развитие” программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений (младшая группа ) . – М. 2000 г.

8. Урунтаева Г. А. “Психология дошкольника” (хрестоматия) . М. 2000 г.

9. Васильева М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. “Методические рекомендациипрограмме воспитания и обучения в детском саду) . М. 2005 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40» г. о. Саранск.

Утверждаю

Заведующая МДОУ

«Детский сад № 40»

«____»_________20__г.

по развитию сенсорных эталонов

у детей в первой младшей группе

«Калейдоскоп»

Подготовили: воспитатели:

1 младшей группы №2

МДОУ «Детский сад №40»

Рабочая программа дополнительного образования

по развитию сенсорных эталонов:

кружок

«Калейдоскоп»

для детей 2-3 года

Руководители кружка:

, молодой специалист;

, молодой специалист.

Пояснительная записка

Ранний возраст - это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал, - «ранний возраст сензитивен во всем».

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:

1. Словесные методы обучения:

Ø устное изложение;

Ø беседа.

2. Наглядные методы обучения:

Ø показ иллюстраций;

Ø показ, исполнение педагогом;

Ø наблюдение.

3 Практические методы обучения

Ø экскурсии, прогулки.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

2. Репродуктивные методы обучения.

Основные направления программы:

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Учебно-тематический план:

Первый год обучения (возраст детей 2-4 года):

Количество часов

Примечания

Теоретических занятий

Практических занятий

Сентябрь

1. Диагностика - выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Октябрь

1. «Собери вкладыши» - величина.

2. «Соберем пирамидку» - цвет.

3. «Назови геометрическую фигуру» - форма.

4. «Найди такой же по цвету и форме» - цвет и форма (кубики).

Ноябрь

1. «Большие и маленькие машины» - величина.

2. .«Сортировка» - цвет.

3.«Найди предмет такой же формы» - форма.

4. «Веселые прищепки» - выкладывание предметов по образцу (солнышко, тучка, груша).

Декабрь

1. «Новогодние елочки» - величина.

2. «Разложим по порядку» - цвет.

3. «Подбери по форме» - форма (кубики).

4. Окрашивание воды - формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный).

5. «Что лежит в мешочке? » - упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Январь

1. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

2. Дидактическая игра «Красивые цветы» - цвет

(мозаика).

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

Февраль

1. «Построим башню» - величина (кубики).

2. «Шарики» - цвет.

3. «Найди пара» - форма

4. Дидактическая игра «Овощной магазин» - цвет и величина.

Март

1. «Разложи по размеру»- величина.

2. «Прыг – скок по дорожке» - цвет.

3. «Круглое - не круглое» - форма.

4. «Цветочек» - выкладывание из цветной мозаики.

5. «Шероховатый – гладкий» - развитие осязания (ткань).

Апрель

1.«Соберем овощи и фрукты» - величина.

2. «Петрушкины карандаши»- цвет.

3. «Сделай узор» - форма.

4. «Часы» - развитие мелкой моторики рук и пальцев.

1. Диагностика - выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Итого часов:

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

Ø формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста;

Ø дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый;

Ø различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат);

Ø используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);

Ø начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

Критерии и формы оценки качества знаний:

диагностика, итоговые занятия.

Уровни знаний детей.

Познавательно-речевая активность детей диагностируется по формированию у младших дошкольников элементарных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

Низкий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

Материальное обеспечение программы.

Основой специально созданной развивающей среды является уголок сенсорики, магнитофон, телевизор, книги, иллюстрационный материал, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.

Методическое обеспечение программы.

Уголок сенсорики - «Мозаика»; «Пирамидка» - большая, маленькие; «Вкладыши»; «Кубики» - деревянные, пластмассовые; «Часы»; «Пазлы» - деревянные, картонные; «Машины» - большие и маленькие; «Логические кубики»; «Логические домики»; «Шнуровка» - лягушка, зайка; «Кубики с сюжетными картинками».

Развивающие игры: «Цвет»; «Чей малыш»; «Чей домик»; «Что к чему»; «Соответствие». Домино: «Фрукты»; «Герои мультфильмов»; «Лесное домино». Конструктор6 «Строим город».

Кадровое обеспечение программы.

, молодой специалист;

, молодой специалист.

Методическая литература:

1. «Кроха», «Сенсорные способности малыша».

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

3. «Занятия с детьми 2-3 лет», «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

4. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Методическое пособие для воспитателей. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2003 - 272 с.

5. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП, 2008 – 272 с.

6. , . «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Пособие для воспитателей детского сада.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.- 128 с.