Красноярский комбайновый завод. ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов

Wrote in February 23rd, 2014

Originally posted by rvk . at "Енисей" сменил прописку, или новоселье по Чебоксарски

Проект «Сделано у нас» пригласили на открытие нового производства, чтобы мы первые увидели новые, теперь уже, чебоксарские комбайны, оценили многомесячный тяжелый труд инженеров, которые совершили почти невозможное - за короткий срок перевезли огромный завод за тысячи километров, сумели не только наладить оборудование, но и научится делать очень сложную и технологичную технику.

Красноярский завод комбайнов был эвакуирован из Запорожья в 41-м году в время войны, да так там и остался. В советское время существовало условное разделение - за Уралом на полях работали Енисеи, а в Европейской части - балом правил Ростсельмаш. Конечно, Ростсельмашу достался куда как более лакомый кусочек, ведь основные житницы страны находятся в Европейской части, особенно на плодородных землях Кубани и Дона.

В условиях плановой экономики это не имело большого значения, техника распределялась централизованно, думать о рынках сбыта необходимости не было, главное выполнить госплан. Но в современных условиях КЗК оказался заложником своего положения. Ситуация усугублялась еще и тем, что завод находился прямо в центре города, что не особо нравилось ни местной власти ни многим жителям города: мало того, что завод занимал ценные с точки зрения градостроительства земли, так еще и экология города страдала.

После того как КЗК вошел в состав концерна «Тракторные заводы» добавилась еще одна проблема. В современной рыночной экономике все должно быть оптимизировано до предела. Поэтому концерн начал концентрировать типовые производства в одном месте, распределяя между своими заводами компетенции. Литье было сконцентрировано на Промлите, производство кабин на Промтракторе. И вот что получалось, кабину приходилось везти за тысячи километров в Красноярск, то же самое с литьем и многими другими деталями, производившимися на предприятиях Тракторных заводах. Это сильно повышало издержки производства.

Проще говоря, перевод производства из Красноярска действительно назрел. Я понимаю многих красноярцев, многих огорчило закрытие и перевоз их завода в другое место, но надо понимать, если мы хотим что бы наши заводы конкурировали с западными, если мы реально хотим производить не «абы что» а хорошую, качественную технику, которой можно гордится, в которой будет удобно и комфортно работать, которые будут покупать не по принуждению, а добровольно, если мы хотим не штамповать полуфабрикат за железобетонным занавесом из заградительных пошлин, а занимать внешние рынки, видеть нашу технику на полях зарубежья, такие процессы неизбежны.

В Чебоксары из Красноярска перевезли порядка семисот фур с оборудованием, сюда переехали десятки семей работников завода в Красноярске, в основном ключевых инженеров, им здесь дали квартиры и обеспечили комфортные условия жизни на новом месте.

Под сборку был расчищен один из пустующих цехов Промтрактора, где теперь организована постовая сборка комбайнов. Новое производство уже значительно интегрировано с другими производствами Промтрактора, были задействованы не только новые мощности и оборудование перевезенное из Красноярска, но и более полно загружены уже существующие мощности завода, так что производство комбайнов уже сейчас достаточно плотно вплетено в производственные процессы всего завода, впрочем это уже давно так, как я говорил, здесь, например, производят кабины для всего спектра техники Тракторных заводов.

Предлагаю пройтись по заводу.

Начали мы с цехов Промтрактора, нам решили показать не только новое производство, но и весь цикл, включая и те операции, которые были включены в производственную программу завода на старых площадях.

Начнем экскурсию в прессово-сварочном цехе завода. Детали режутся и гнутся из металлопроката на автоматическом листообрабатывающем оборудовании Amada, оно прибыло сюда из Красноярска. На фото Координатно-пробивные пресса AMADA, они используются для вырубки контурных изделий и пробивки фигурных отверстий по заранее заданной программе. Из Красноярска прибыл целый парк оборудования AMADA, здесь помимо координатно пробивных станков есть еще и гидравлические листогибы, и лазер-пресса, все что нужно для производства элементов изделий из листовой стали. После чего эти элементы объединяются в единую конструкцию на участках сварки.

Чебоксарцы освоили сварку ряда важных и сложных частей комбайна: подбарабанья, раму, бункер и ряда других деталей попроще.

Из цеха сварки детали идут на линию порошковой окраски. Это современная линия не из Красноярска, она была установлена здесь ранее, и используется для покраски деталей всей производимой на Промтракторе техники. Так как в Красноярске такой технологии не было, качество комбайнов в следствии более прогрессивной технологии их окраски, должно вырасти.

Детали моются, очищаются в дробеструйной камере, поле чего на них наносится краска, которая полимеризуется в свециальных печах.

Покрасочная камера

И вот они готовые детали.

О цехе производства кабин я уже рассказывал в одном из своих репортажей с Промтрактора.

Сейчас здесь для комбайнов собирают кабины старого образца

Но уже готова новая кабина, которая впервые будет установлена на комбайны уже чебоксарского производства. Старая кабина не позволяла установить климатическое оборудование. Новая кабина очень просторна, мне удалось посидеть в прототипе, очень комфортно, отличный обзор, много места.

Снова чувствую себя как в кабине истребителя - очень современно, уверен, управлять такой машиной одно удовольствие!

Есть даже музыка, комбайнеру будет очень комфортно работать!

А вот жатки приходят сюда готовые - из Красноярска, но не с КЗК, а с другого завода где налажено производство жаток по немецкой лицензии. На Промтракторе жатки распаковывают, тестируют, и устанавливают на машины.

Сбока машины идет постовым методом, в отличии от КЗК, где был конвейер. Почему? Пока производство исчисляется сотнями штук, конвейер ненужен. Но нет никаких проблем его сделать потом, когда производство того потребует

Впрочем, не буду сильно загружать статью подробностями, нам еще многое показали и рассказали, некоторые фото можно увидеть у меня в альбоме . Ближе к теме, а тема у нас - новоселье завода.

Сейчас производство комбайнов идет под конкретного заказчика, не на склад. Спрос не так велик что бы рабоать на склад, плюс каждый заказчик предъявляет свои требования к технике, и комбайн собирается под эти требования, под его специфику работы, в необходимой ему комплектации.

Производственный план на этот год исчисляется в нескольких сотнях машин. Продолжается наладка производства, создание сервисной сети. Плюс надо приучить заказчиков из Европейской части России к тому что теперь у них появился выбор, что комбайны "Енисей" (называю их так по привычке, теперь они называются "Агромаш") это не что-то такое далекое и экзотичное, а они вот тут, под боком. Поэтому, помимо журналистов и блогеров, на презентацию производства пригласили и потенциальных покупателей техники практически со всей России.

Ну и вот наконец долгожданная продукция. Нам показали и заслуженных ветеранов производства - Енисей-950, он же теперь Агромаш-3000. Партия этих комбайнов показана на первой фотографии. Эти машины уезжают в Никарагуа.

А это Агромаш-4000 (Енисей-4121) с новой кабиной, о которой я рассказал выше.

Агромаш 5000 - новинка 2012 года. Эта машина приехала не из Красноярска, а из Владимира, где она с 2012-го года собирается на мощностях Владимирского тракторно-моторного завода.

Но показали нам не только комбайны. Помимо традиционной техники бренда Агромаш, нам представили новейший гусеничный трактор 6-го тягового класса "Агромаш-Руслан". Теперь он уже серийный, а представленный на площадке образец уже нашел своего покупателя, и уезжает в Иркутск.

Трактор оснащен двигателем 335 лс, и резиноармированными гусеницами (разработка НИИ Стали), что позволяет ему успешно работать на очень тяжелых почвах, раньше весной выходить на поля, позже заканчивать работу осенью, снижает давление такой тяжелой техники на почву и даже позволяет, при необходимости, передвигаться по асфальту без фатальных последствий для последнего. "Руслан" действительно красив. Эффектная форма гусениц, в форме треугольника и выглядит здорово, и позволяет добиться лучшей развесовки трактора по осям. Аналогов ему в мире нет, при этом он стоит в два раза дешевле чем любой другой трактор 6-го тягового класса - всего 7.5 млн рублей.

Помимо "Руслана" увидели и другую интересную технику. Например трактор "Кабриолет" без крыши

Такой трактор может работать, например, в теплицах, а отсутствие кабины делает его значительно дешевле собрата с кабиной. В конце концов, такой трактор может работать и в поле даже зимой, а теплую кабину и печку трактористу заменят валенки, ушанка и телогрейка, которые стоят гораздо дешевле кабины. Шутка:)

Еще одна новинка - модная сейчас тема - трактор на метане

Показали нам и технику в действии в рамках знаменитого тракторного шоу. На демонстрационной площадке техника «Агромаш» и «Четра» танцевала, убирала снег, рисовала...

Смотря на то, как громадный погрузчик играючи забрасывает несколько тонн снега за раз в 33-ти тонный новейший самосвал С-33, я с грустью думал «вот бы нам, в Ростов, такую технику три недели назад». Кто знает о снежном коллапсе произошедшем в Ростове совсем недавно, тот меня поймет.

Но даже эти малыши нам бы этой зимой пригодились бы

Радует что техника "Агромаш", создана усилиями российских инженеров, конструкторов, на мощностях российских заводов, входящих в концерн. Например, как я говорил, все кабины для колесных тракторов АГРОМАШ выпускаются на чебоксарском заводе «Промтрактор». Трансмиссии «СИНХРО» для АГРОМАШ 85ТК здесь же. Дизельные двигатели для АГРОМАШ 30ТК, 50ТК, 60ТК (модернизированных тракторов, выпускавшихся ранее под маркой «Владимирец») производит «Владимирский моторо-тракторный завод», а окончательная сборка машин ведется на ОАО «САРЭКС» в Саранске. Резиноармированые гусеницы разработаны НИИ Стали, был подключен Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП). Начинка инновационных гусениц была выполнена специалистами Центрального Научно-исследовательского института специального машиностроения (ЦНИИСМ). Двигатели для комбайнов поставляются Алтайским моторным заводом. «Владимирский мотор-тракторный завод» развернул производство двигателей SISU, которыми оснащаются комбайны Агромаш 5000. Конечно, есть и иностранные комплектующие, но без этого никак, ни один производитель в мире не производит все самостоятельно. Но из моих рассказов о Промтракторе вы вероятно поняли, что локализация здесь очень большая, чего только стоит производство трансмиссий.

Все это красиво, конечно, но каковы перспективы? На этот вопрос исполнительный директор компании «Агромашхолдинг» Мурад Караджаев отвечает: «Ну вот подумайте, если бы мы не верили в перспективы, стали бы мы тратить огромные деньги на перевоз завода, не проще ли нам было просто его закрыть? Мы знаем нашу технику, мы уверенны в её конкурентоспособности, мы знаем каковы потребности в этой технике. Поэтому мы продолжаем заниматься своей работой, потому что знаем что перспективы у нас хорошие»

Посмотрим. Конкуренция на рынке огромна, но мне кажется «Агромашу» есть чем ответить признанным лидерам рынка сельскохозяйственной техники.

Основан в октябре 1941 на базе эвакуированных заводов: им. Ухтомского (из Люберцев Московской области) и «Ком­мунар» (из Запорожья). Уже в декабре 1941 на производственных площадях Красноярского спиртоводочного завода начался выпуск продукции для фронта - снарядов и мин. Пер­вые прицепные зерноуборочные комбайны красноярского за­вода («Коммунар») выпущены к 1 мая 1944. В 1945-47 завод первым в стране начал производить самоходные комбай­ны, модели которых постоянно совершенствовались. Осо­бую известность приобрели 2-барабанные зерноуборочные машины типа «Сибиряк». «Сибиряки» использовались в СССР повсеместно на всех типах почв для уборки зерна и риса. По сравнению с предшествующими эта маши­на имела производительность на 30 % выше и обеспечи­вала 3-кратное снижение потерь. В 1970 за разработку комбайна «Сибиряк» предприятие награждено Золотой медалью ВДНХ СССР. На международной ярмарке в Буда­пеште «Сибиряк» получил бронзовую медаль, а его рисо­уборочная модификация - серебряную.

В 1970-е гг. Красноярский комбайновый завод с коллекти­вом свыше 12 тыс. человек был самым крупным предприятием в городе . Кроме основной продукции (комбайны), производил­ся широкий ассортимент товаров народного потребления: от стиральных машин до мясорубок. В 1974 на базе пред­приятия образовано краевое производственное объединение по выпуску зерноуборочной техники. Кроме комбайнового завода, расположенного в Красноярске , в него вошли Назаровский завод сельскохозяйственного машиностроения, завод «Сельхоззапчасть» (Назарово ), Красноярский проектный и конструкторско-технологический институт комбайнострое­ния. В ноябре 1974 с конвейера завода сошел 100-тысяч­ный зерноуборочный комбайн, в мае 1983 - 500-тысячный. Во второй половине 1980-х гг. завод начал выпуск нового ком­байна «Енисей-1200». Техника красноярских комбайностроителей успешно работала в различных агроклиматических зонах, на полях различной урожайности.

В 1990-е гг. персонал предприятия сократился более чем на 60%, объем производства снизился в 1998 до 260 машин. В том же году контрольный пакет акций приобрела инвестиционно-финансовая группа «Сибмашхолдинг», на­чался выход из кризиса. Одновременно с наращиванием про­изводства специалисты предприятия приступили к испы­таниям комбайна нового поколения (4-й класс) «Енисей-950» («Руслан»), который отличается повышенной производительностью. После обновления заводского обору­дования развернулось серийное производство «Русланов». По итогам первой половины 2003 КЗК удалось обогнать своего главного конкурента («Ростсельмаш») по объему производства (1 867 машин за 6 мес); сборка комбайнов из красно­ярских запчастей велась и на Орловском комбайновом заводе (тоже входившем в состав «Агромашхолдинга», который стал собственником КЗК в 2003). Успеху машиностроителей способствовало расширение государственного кредитования покупок сельхозтехники, начатое в 2001 через ОАО «Росагролизинг». Однако в условиях снижения платежеспособная спроса уже в 2005 завод оказался в кризисе. Произошло резкое сокращение производства вплоть до временной остановки работы в начале 2006. Перспективы преодоления кризиса связаны с заинтересованностью кра­евых властей, а также с приходом нового собственника - концерна «Тракторные заводы», который приобрел «Агромашхолдинг» в мае 2006.

Лит.: От «Коммунара» до «Сибиряка». Красноярский орде­на Трудового Красного Знамени комбайновый завод (1941-1981). Красноярск, 1982; Красноярский край . Красноярск, 1984; Крас­ноярск. Очерки истории города . Красноярск, 1988.

А. К. Кириллов, А. И. Тимошенко

Деятельность

В настоящее время выпускается комбайн зерноуборочный самоходный класса 4 «Енисей КЗС 950» и его модификации. Комбайны «Енисей» также собираются Орловским комбайновым заводом из комплектующих, выпускаемых на Красноярском заводе комбайнов.

За всё время существования завода выпущено более 700 тысяч комбайнов. Комбайны поставлялись на внутренний рынок и на экспорт (в Болгарию, Китай, Вьетнам, Ирак, Мексику и другие страны).

Ссылки:

  1. Слава Сталинграда и Курска. Коренной перелом в войне. А в это время в тылу…Как закалялась красноярская сталь // сайт Красноярск – Берлин

В Красноярске начался снос старых цехов на территории бывшего комбайнового завода.

Первые цеха бывшего завода по производству комбайнов в районе ул. Бограда и ул. Деповская начали сносить еще в феврале, но в активную фазу процесс разрушения вступил в этом месяце. Сегодня утром строительная техника обрушила несколько зданий, поднимая в воздух клубы пыли.

Снос цехов Комбайнового завода в Красноярске, 23 марта 2018

В ближайшее время на этом месте появится новый микрорайон. Руководитель строительной фирмы «Сибиряк» Владимир Егоров рассказывал, что планирует построить на месте снесенных зданий три жилых комплекса. Строительство планируют начать уже в этом году. Район соединит пешеходной зоной набережную и железнодорожный вокзал.

«Может быть, это будет сквер Хворостовского или сквер Егорова, почему бы нет», — шутит строитель.

В связи с началом сноса, горожан волнует судьба двух зданий, которые имеют подтвержденную историческую и культурную ценность. Это возведенное в 1897 году «Первое Сибирское техническое железнодорожное училище имени Императора Николая II» (ул. Профсоюзов, 3, стр. 10). Оно расположено рядом с остановкой общественного транспорта «Комбайновый завод» на ул. Деповской. Памятником строение признали весной 2017 года.

Второе здание — трехэтажный бывший казенный винный склад (ул. Профсоюзов, 3, стр. 54). Красивое кирпичное строение попало в перечень объектов культурного наследия благодаря тому, что в 1917-1919 годах здесь размещался оружейный арсенал для красногвардейцев.

На территории завода есть два исторических здания

Скриншот: 2gis.ru

В компании сообщали, что эти здания планируется сохранить, как и еще два цеха, которые не имеют особой культурной ценности. Проект, который разработали красноярские архитекторы, размещен в свободном доступе в интернете, но утвержден ли он, неизвестно.

ОАО «Производственное объединение «Красноярский завод комбайнов» - завод по производству зерноуборочных комбайнов . Предприятие создано в 1941 г. на базе двух эвакуированных в ходе второй мировой войны заводов - Запорожского завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского. В 2003 году на заводе начато серийное производство первого серийно производимого российского комбайна 4-го класса семейства - «Енисей-950». Основная продукция: зерноуборочные и кормоуборочные комбайны «АГРОМАШ - Енисей»; жатвенные части и уборочное оборудование; машины загрузки анодной массы для алюминиевой промышленности. Комбайны «Енисей» эффективно работают практически во всех агроклиматических зонах и на полях различной урожайности, оптимальны для 80% посевных площадей России. Сегодня комбайны «Енисей» продаются в России, Казахстане, Украине, Азербайджане. За последние 5 лет модельный ряд Красноярского завода комбайнов полностью обновился. ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов» единственный в России завод, выпускающий комбайны на гусеничном ходу. Предприятием закуплено высокоточное лазерное оборудование импортного производства для цеха гибких технологий, обновляется станочный парк, внедряются энергосберегающие технологии. На предприятии реализуется ряд инвестиционных проектов по внедрению в производство новых моделей зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. В 2008 г. на КЗК начато производство лесозаготовительной техники - форвардеров, которые будут выпускаться при технической поддержке других предприятий Концерна - Silvatec и Красноярского завода лесного машиностроения

Комбайнов - крупное предприятие по выпуску зерноуборочной техники в городе Красноярске. В 2013 году инициирован процесс его закрытия и строительства на месте КЗК жилого комплекса. Основные производственные мощности перебазированы в Чебоксары.

Создание предприятия

Красноярский завод комбайнов был образован в октябре 1941 года. Основой для предприятия стал эвакуированный в Красноярск Запорожский комбайновый завод «Коммунар», а также несколько цехов и оборудование Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского, переведённого с началом войны на выпуск боеприпасов.

Трудовой подвиг

Предприятие было решено разместить неподалеку от станции Красноярск в помещениях недостроенного ликёро-водочного завода. В условиях военного времени его назвали завод № 703. Уже 11 октября 1941 года во временных цехах, оборудованных прямо на улице под брезентовыми навесами, рабочие завода стали выпускать мины и снаряды для фронта. Помимо эвакуированных специалистов на заводе работали красноярцы, главным образом подростки - выпускники ФЗУ и женщины, составлявшие больше половины работников завода. В марте 1942 года первая партия снарядов, выпущенных красноярским заводом № 703, была отправлена на фронт.

Несмотря на военное время на предприятии изготавливались и части к сельхозмашинам. В декабре 1943 правительство решило выпускать в Красноярске самоходные зерноуборочные комбайны. В 1944-45 годах на поля страны были направлены более 500 комбайнов «Коммунар», собранных на заводе.

Мирное время

В послевоенные годы предприятие бурно развивалось. Красноярский завод комбайнов продолжал наращивать производство мирной продукции. В 50-х годах основными моделями были самоходные комбайны С-4 и С-4М. В 1959 году с заводского конвейера сошли более комфортабельные и экономичные машины СК-3 и СКГ-3 с производительностью почти 3 гектара в час.

В 1969 году был налажен выпуск созданного конструкторами завода комбайна «Сибиряк» мощностью в 100 лошадиных сил, ставшего одним из лучших советских машин своего времени. В 1984-м на поля страны вышли новые красноярские комбайны серии «Енисей». Наиболее удачной моделью стал с пропускной способностью до 7,5 кг зерна в секунду. На заводе также производили ремонт техники.

Производство

Год за годом завод расширял технологические мощности, повышал производительность труда. Если в 50-е годы ежегодно с конвейера КЗК сходили менее 4000 машин, то во второй половине 60-х их число достигало почти 18000 ежегодно. Новыми видами продукции стали кормоуборочный комбайн СКД-5Р, сеялки, измельчители, жатвенные части. Помимо своей основной специализации заводчане наладили выпуск потребительских товаров: мясорубок, зонтов, стиральных машин.

К 80-м годам комбайновый завод был самым крупным предприятием Красноярска, его коллектив насчитывал почти 12 тысяч человек. Ежемесячно из его ворот выходило до 2000 машин. Зерноуборочный и кормоуборочный комбайны красноярского производства можно было увидеть во всех уголках СССР, на полях стран Восточной Европы, Кубы, Египта, прочих стран Африки.

Продукция

КЗК производил широкую гамму сельхозтехники, впоследствии известную под брендом «Агромаш». Это:

  • Зерноуборочный колёсный комбайн «Енисей-1200» различных модификаций.
  • Зерноуборочный гусеничный комбайн «Енисей-1200РМ».
  • ЗК «Енисей-950/954».
  • Кормоуборочный комбайн «Енисей-324».
  • Коммунальная техника.
  • Оросительная техника.
  • Прицепное оборудование.

Наибольшее распространение получили различные модификации серии «Енисей-1200». Разработанные в середине 80-х, они постоянно совершенствовались. Их и поныне можно встретить во многих хозяйствах. Высокопроизводительная техника обладает завидной универсальностью: с её помощью убирают зерновые (в том числе сою и кукурузу), бобовые, подсолнечник, технические культуры, семена трав. Комплектуется жаткой, подборщиком, измельчителем, копнителем, разбрасывателем соломы.

В более новой модели «Енисей-950» устранены некоторые недостатки уборочной техники предыдущего поколения, значительно повышены производительность (до 9 тонн в час) и комфорт. Линейка укомплектована двумя моделями моторов: ЯМЗ-236ДК9 или Д-44259И мощностью 136 и 132 кВт.

Кормоуборочный «Енисей-324» способен скашивать зелёную массу трав и подбирать валки с подвяленной культурой. Специализированное навесное оборудование позволяет убирать силосные культуры. Эксплуатационная мощность - до 300 л. с. Пропускная способность - 11-30 кг/с. Многие узлы унифицированы со всей линейкой серии «Енисей».

Проверка временем

В конце 80-х в стране начались экономические реформы. Перевод предприятий на хозрасчёт, ужесточение финансовых отношений государства с сельскохозяйственными предприятиями привели к резкому снижению спроса и уменьшению числа заказов на сельхозтехнику. С началом радикальных рыночных реформ и распадом СССР Красноярский завод комбайнов испытывал трудности.

Рвались связи с поставщиками, которых у завода в советское время насчитывалось до 720 на территории всего бывшего Союза, рос долг предприятия, задолженность по заработной плате рабочим достигала 14 месяцев. Сворачивалось производство - второй по мощности комбайновый завод страны, рассчитанный на производство 25000 зерноуборочных машин в год, в 1992 году выпустил с конвейера всего 400 единиц, а в 1998-м - всего 294 комбайна. Чтобы свести концы с концами, на предприятии было налажено производство зонтов и товаров широкого потребления.

Ситуация начала меняться с 1998 года со сменой руководства. К 2000 году выпуск техники на ОАО ПО КЗК увеличился в 10 раз и составил 3000 машин в год, производство комбайнов росло на 20-30 % ежегодно. Красноярские сельскохозяйственные машины вновь стали завоёвывать рынки России, Украины, Казахстана и других стран СНГ. Доля «красноярцев» на рынке комбайнов в России достигала в начале 2000-х годов 45 %. Также здесь производили ремонт техники.

Очередной кризис 2008 года подорвал наладившееся производство. Вхождение предприятия в концерн «Тракторные заводы» вселяло надежду, однако к 2010 году КЗК фактически был банкротом. Новое руководство посчитало, что рациональнее перенести производство в город Чебоксары, а освободившиеся площади отдать под коммерческую застройку. Ликвидация завода началась в 2013 году. Сокращённый персонал большей частью был трудоустроен на других предприятиях.