Авиация общего назначения. Экспериментальный самолёт "эльф"

Самолет «Квант» представляет собой одноместный, свободно несущий цельнометаллический моноплан с низким расположением крыла, имеющего трапециевидную форму в плане, с наплывом по передней кромке у борта фюзеляжа. Оперение - свободнонесущее, нормальной схемы.

Его основное назначение - экспериментальные исследования пилотажных характеристик с непосредственным управлением подъемной силой, представленной маневренными однощелевыми закрылками, включенными в систему продольного управления самолетом.

Система работает следующим образом: в процессе пилотирования руль высоты и маневренные закрылки одновременно отклоняются ручкой управления в противоположные стороны (при отклонении руля высоты вверх закрылки отклоняются вниз, и наоборот).

В сочетании с высокой энерговооруженностью управляемые в полете закрылки позволяют самолету при выполнении вертикальных и горизонтальных фигур достичь более высокого аэродинамического качества, а значит, и более высоких маневренных характеристик по сравнению с самолетом, который управляется только одним рулем высоты. Кроме того, данная система управления дает возможность повысить устойчивость самолета со свободной ручкой управления и снизить воздушные нагрузки, действующие на отдельные агрегаты самолета.

Крыло самолета двухлонжеронной конструкции, бесстрингерное, с работающей на сдвиг обшивкой, из центроплана и консолей. Центроплан крыла крепится к фюзеляжу в четырех точках, по переднему и заднему лонжеронам. Крыло имеет два разъема по размаху. Стык консоли с центропланом осуществляется также по переднему и заднему лонжеронам. В центроплане крыла находятся два основных топливных бака общей емкостью 60 л.

Элероны и закрылки выполняются по одной конструктивно-силовой схеме. Каждый элерон и закрылок состоит из двух секций, связанных между собой узлами, передающими все виды нагрузок с секции на секцию. Элерон и закрылок имеют по три узла навески к консоли и центроплану. Каркас элерона и закрылка представляет собой клепаную конструкцию; обшивка поверхностей управления - полотняная.

В конструкцию фюзеляжа самолета «Квант» входят: ферма, опалубка и фонарь. Ферма фюзеляжа раскосная, сварная, из термообработанных хромансилевых труб. Ферма является силовой частью конструкции фюзеляжа, воспринимающей все виды нагрузок. Обводы фюзеляжу придает опалубка, которая образована подкрепленными панелями, выполненными из стеклопластика и дюралюминия. В опалубке имеются эксплуатационные люки, обеспечивающие доступ к оборудованию и элементам конструкции, расположенным внутри фюзеляжа

С фермой фюзеляжа связан фонарь кабины летчика. Он состоит из двух частей: переднего козырька, эакрепленного на опалубке фюзеляжа, и сдвижкой части, которая на роликах может смещаться назад по направляющим. Фонарь имеет замок, открывающийся изнутри и снаружи, и систему аварийного сброса.

Хвостовое оперение самолета состоит из четырех агрегатов: стабилизатора, киля, руля высоты и руля направления. Киль и стабилизатор представляют собой двухлонжеронные, бесстрингерные конструкции с работающей на сдвиг дюралюминиевой обшивкой. Киль неразъемно крепится к стабилизатору. Рули высоты и руль направления имеют дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку. Руль высоты - разъемный по размаху. Каждая половина руля подвешивается к стабилизатору в трех точках. Руль высоты имеет управляемый триммер. Руль направления навешивается на киль в двух точках.

1 - ручка управления, 2 - тяга, 3 - кабанчик закрылка, 4 - закрылок, 5 - кабанчик руля высоты, 6 - руль высоты. Стрелками показано отклонение закрылка и руля высоты при движении ручки «на себя».

Шасси самолета включает две основные стойки и хвостовую опору. Основные стойки убираются в полете в ниши центроплана и закрываются створками. Хвостовая опора - неубирающаяся, имеет стопор нейтрального положения, связанный с управлением рулем высоты.

Управление самолетом осуществляется с помощью четырех систем: управление рулем высоты, управление закрылками, управление элеронами и управление рулем направления.

Проводка управления рулем направления - тросовая, а рулем высоты - комбинированная: часть проводки выполнена в виде жестких тяг, часть - тросами. Управление закрылками по типу проводки жесткое и состоит из четырех дифференциальных качалок и соединяющих их тяг. Схема управления закрылками исключает их несимметричное отклонение. Управление элеронами - жесткое.

Кабина самолета «Квант» предназначена для размещения пилота с парашютом. Положение пилота обеспечивает хороший обзор при выполнении фигур высшего пилотажа. Регулировка под рост летчика производится изменением положения кресла по высоте и перестановкой педалей ножного управления. На центральном пульте в кабине размещается приборная доска с аэронавигационными приборами, контроля двигателя и пультом управления электросистемой и вспомогательными приборами.

В состав оборудования самолета входят: меслосистема, бензосистема, пневмосистема, электросистема, приборное оборудование и радиооборудование. Бензосистема обеспечивает работу двигателя при любых эволюциях самолета, в том числе и в перевернутом полете.

На самолете установлен девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М14-П.

Самолет «Квант» рассчитан на выполнение полного комплекса фигур высшего пилотажа - прямых и обратных.

А. ПАВЛУЦКИЙ, ведущий инженер СКБ МАИ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Плюсы «ОСКБЭС МАИ, АО»

    специальное предложение по сервису и цене для пользователей площадки BizOrg;

    своевременное выполнение своих обязательств от компании с рейтингом 1.0;

    разнообразные способы оплаты.

Ждем Вашего звонка!

Часто задаваемые вопросы

  • Как оформить заказ?

    Чтобы оформить заказ на «Самолет Квант» свяжитесь с компанией «ОСКБЭС МАИ, АО» по контактным данным, которые указаны в правом верхнем углу страницы. Обязательно укажите, что нашли компанию на площадке BizOrg.


  • Где посмотреть более полную информацию о компании «ОСКБЭС МАИ, АО»?

    Для получения подробных даных о компании перейдите в правом верхнем углу страницы по ссылке-названию компании. Далее перейдите на интересную Вам вкладку с описанием.


  • Предложение описано с ошибками, номер телефона не отвечает и т.п.

    Если у вас возникли проблемы при работе с «ОСКБЭС МАИ, АО» – сообщите идентификаторы компании (274231) и товара/услуги (2073810) в нашу службу технической поддержки.


Служебная информация

    «Самолет Квант» относится к категории: «Самолеты спортивно-пилотажные».


20 марта 1930 года - дата основания знаменитого Московского авиационного института (МАИ), из стен которого вышло более 130 тысяч специалистов, свыше 100 из которых стали генеральными и главными конструкторами. Учебное заведение, в числе пяти специализированных инженерных вузов, выделили из состава Московского высшего технического училища. МАИ получил сертификат разработчика авиационной техники.

В послужном списке вуза - целый ряд громких разработок, которые прославили российскую авиацию. Мы рассказываем о пяти летающих триумфах МАИ.

Спортивно-пилотажный самолет "Квант"

Лётно-технические данные
Год 1977
Тип двигателя АИ-14П
Мощность двигателя, л. с. 360
920
Масса пустого самолета, кг 676
Нагрузка на крыло при взлете, кг/кв. м 107,5
Максимальная скорость, км/ч 380
Минимальная скорость, км/ч 110
Вертикальная скорость, м/с 16
Длина разбега, м 150
-7 +9
Длина самолета, м 5,7
Размах крыла, м 7,5
Площадь крыла, кв. м 8,56
Общий вид


Студенческое конструкторское бюро было образовано на самолетостроительном факультете МАИ в 1965 году. Его целью стало создание экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. Самая первая разработка коллектива оказалась удачной: "Квант" оказался единственным студенческим самолетом, который был построен в металле (причем, даже не в одном экземпляре, а в двух) и прошел летные испытания в ЛИИ имени Громова.

Над созданием собственных воздушных судов в 60-70-е годы работали почти все авиационные вузы страны. Однако триумфатором суждено было стать "Кванту". Именно этот спортивно-пилотажный самолет стал знаковым для МАИ: во время работы над ним были созданы КБ и опытное производство, составившие самолетостроительную базу института. На "Кванте" испытали несколько экспериментальных узлов и установок, а также систему непосредственного управления подъемной силой - в Советском Союзе ее впервые применили именно на самолете МАИ.

"Квант" имел достаточно сложную конструкцию, не уступавшую самолетам, летавшим во время Второй мировой войны. Разработчики использовали техническое описание Ла-11 - советского поршневого дальнего истребителя разработки ОКБ-301, которым руководил Семен Алексеевич Лавочкин. Каркас фюзеляжа цельнометаллического самолета представлял собой ферму из тонкостенных труб. В "Кванте" было полностью убирающееся шасси (это позволило достичь высоких разгонных характеристик).

Первая "ласточка" МАИ установила пять официально зарегистрированных мировых рекордов, в том числе, по скорости, времени набора высоты в 6000 метров и высоте горизонтального полета. Ресурс самых нагруженных элементов крыла "Кванта" оказался невелик - всего 80 часов, поэтому эксплуатировать самолет дальше не стали. Свою роль он выполнил: в ходе совместной работы сплотился коллектив энтузиастов. "Квант" считается символом МАИ - его установили на стеле возле кафедры проектирования самолетов.

Сверхлегкий самолет "Авиатика-МАИ-890"

МАИ-890

Авиатика-МАИ 890У, апрель 2008 года.
Тип сверхлёгкий самолёт
Разработчик
Производитель ОАО РСК «МиГ»
Уральский завод гражданской авиации
Главный конструктор К. Жидовецкий
Первый полёт
Начало эксплуатации 1989
Статус эксплуатируется
Единиц произведено



Семейство сверхлегких самолетов, базой для которых послужило воздушное судно "Авиатика-МАИ-890", стало одним из самых успешных проектов института. В 1999 году за разработку и внедрение их в серию, указом президента РФ, коллектив был удостоен Государственной премии.

Одноместный легкий многоцелевой биплан "Авиатика-МАИ-890" совершил свой первый полет в 1989 году. В общей сложности было произведено около 300 таких воздушных судов. "Авиатика" предназначается как для тренировочных полетов, так и для проведения аэросъемок, патрулирования территорий с воздуха, авиационного туризма. Эта разработка МАИ относится к классу "очень легких самолетов" (very light airplane). Но, как и суда класса "ультралайт" (в Европе это понятие объединяет летательные аппараты, имеющие максимальный вес 495 килограмма - он установлен для двухместной амфибии или самолета на поплавках), "Авиатика-МАИ-890" отличается достаточно низкой стоимостью самой конструкции, он экономичен в эксплуатации, компактен и очень мобилен.

Разработчики МАИ сумели объединить в одном достоинства воздушных судов традиционной конструкции и класса "ультралайт". Эта особенность предопределила успех "Авиатики": благодаря тому, что самолет имеет стандартное управление по всем каналам, на нем могут тренироваться начинающие пилоты, которые потом планируют "пересесть" на легкие и средние воздушные суда. Машина получилась надежной: при потере скорости она не входит в штопор, а потому идеальной, в том числе, для новичков.

"Авиатика-МАИ-890" сертифицирована не только в России, но еще и во Франции, ЮАР и других странах. Самолет имеет ряд версий, в том числе, двухместную, а также сельскохозяйственную - "Авиатика-МАИ-890СХ". Это воздушное судно стало первым сертифицированным сельхозсамолетом в России. Его применяют для малообъемного опыления посевов.

Двухместный самолет "МАИ-223 Китенок"

Лётно-технические данные
для веса 495 кг для веса 540 кг для веса 610 кг
Размах крыла, м 8,19 8,19 8,19
Площадь крыла, м 2 11,4 11,4 11,4
Длина самолета, м 6 6 6
База шасси, м 4,58 4,58 4,58
Колея шасси, м 1,58 1,58 1,58
Скорость максимальная (ГП), км/ч 195 192 190
Скорость крейсерская, км/ч 160…180 160…180 160…180
Скорость сваливания, км/ч 65 70 73
Скороподъемность у земли, м/с 6,0 5,4 4,5
Потолок практический, м 6900 6300 5500
Дальность максимальная, км 570 650 530
Перегрузки эксплуатационные —3; +6 —3; +6 —2; +4
Угловая скорость по крену, рад/с 2,5 2,5 2,5
Прочность грунта минимальн., г/см 2 3 3 4
Длина разбега (G=max), м 80 100 170
Длина пробега, м 65 80 120
Скорость отрыва, км/ч 70 73 77
Посадочная скорость, км/ч 70 73 75
Масса пустого самолета, кг 305 320 320
Объем топливного бака, л 70 70 70
Мощность двигателя, л. с. 100 100 100

Примечание:
Характеристики приведены для комплектации с двигателем Rotax 912S, пилотами массой по 77 кг каждый, МСА, H=0


"Китенок", который является продолжением серии "Авиатика-МАИ-890", - совершенно новая, не похожая на предшественника разработка. За рубежом этот сверхлегкий самолет окрестили "перестройкой в ультралайтах". Конструкторы МАИ придумали нечто революционное: воздушное судно поставляется в виде сборкомплектов (или, как их еще называют, "китов"). Благодаря упрощенной технологии, собирать его можно не только в цехах авиазаводов, но и в домашних мастерских. Получился этакий "народный" самолет.

Первый полет "Китенок" совершил в октябре 2004 года. Управление воздушным судном штурвальное, спаренное: два человека в закрытой кабине МАИ-223 располагаются в буквальном смысле бок о бок. Это, как считают сами производители, имеет большой плюс во время обучения пилотов - общаться в таком варианте намного комфортнее. Самолет можно эксплуатировать и вне аэродромов. Шасси легко заменяется на лыжи или поплавки; крылья "Китенка" складываются, благодаря чему его можно хранить в обычном гараже.

В августе прошлого года на Дне инноваций Министерства обороны РФ, который прошел в рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2013", многоцелевой "Китенок" был представлен руководителю военного ведомства Сергею Шойгу. Он заявил, что министерство может закупить до 300 таких самолетов.

Автожир "Авиатика-МАИ-890А"



Созданный также на базе "Авиатики-МАИ-890", этот летательный аппарат пришел на смену автожиру МАИ-205. Гироплан или гирокоптер (так еще называют автожир) - это винтокрылое воздушное судно, которое представляет собой самолет без крыльев, но со свободно вращающимся (без соединения с двигателем) вертолетным винтом. Когда автожир движется, винт раскручивает набегающий поток воздуха, создается подъемная сила. В России эти аппараты распространены не сильно, а вот, например, в Америке их тысячи.

Лётно-технические данные
Год 1994
Тип двигателя Rotax—582
Мощность двигателя, л. с. 64,4
Максимальная взлетная масса, кг 360
Масса пустого автожира, кг 195
Масса топлива в баке, кг 40
135
Минимальная скорость горизонтального полета, км/ч 40
Крейсерская скорость полета, км/ч 90
Максимальная скороподъемность, м/с 4
Длина разбега, м 30...50
Длина пробега, м 5...6
Максимальный расход топлива, л/ч 25
Крейсерский расход топлива, л/ч 12
Длина автожира (по винту), м 7,2
Колея, м 1,6
Высота на стоянке, м 2,8
Общий вид


Отличительная особенность "Авиатики-МАИ-890А" - закрытая кабина, что в российских условиях - важная деталь. По задумке авторов этого проекта, владелец самолета может сам смонтировать автожирную приставку, убрав крылья, а затем перестроить конструкцию обратно. Эта разработка МАИ уже прошла летные испытания.

Одноместный самолет "Авиатика-МАИ-900 "Акробат"



"Авиатика-МАИ-900" - это одноместный акробатический самолет чемпионатного класса. Он предназначен для выполнения фигур современного высшего пилотажа и, по мнению разработчиков, способен конкурировать с лучшими подобными самолетами мира.

Лётно-технические данные
Год 1992
Тип двигателя, л. с. М-14П
Мощность двигателя, л. с. 360
Взлетная масса, кг 715
Масса пустого самолета, кг 590
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 315
Взлетная скорость, км/ч 110
Посадочная скорость, км/ч 110
Эксплуатационные перегрузки -11 +11
Длина самолета, м 5,7
Размах крыла, м 7,15
Площадь крыла, кв. м 10
Общий вид

Разработчики оснастили "Акробат" целым рядом технических решений, которые, прежде всего, позволили снизить вес не в ущерб прочностным характеристикам, повысить тяговооруженность, благодаря чему пилот может быстрее разогнать самолет и лучше выполнить вертикальные маневры высшего пилотажа. Воздушное судно имеет оригинальные капот и фонарь. Опытный образец самолета прошел все летные испытания в ЛИИ имени Громова. В 2004 году литовский пилот Юргис Кайрис на "Акробате" стал победителем Гран-При FAI по высшему пилотажу.

Памяти К.М.Жидовецкого посвящается...

История создания летательных аппаратов в МАИ началась одновременно с основанием института в 1930 г. (см. книгу Макарова Ю.В. "Летательные аппараты МАИ". - М.: Изд-во МАИ, 1994. - 256 с.). Современное конструкторское бюро в МАИ было образовано в 1967 г. как студенческое. Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых лёгких летательных аппаратов, которые разрабатывались по ТЗ различных организаций Министерства авиационной промышленности (МАП), Министерства гражданской авиации (МГА) и Министерства оборонной промышленности (МОП). В 1982 г. приказом по МАПу и МинВУЗу СССР от 11.08.82 г. N№ 280/914 КБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолётостроения МАИ, которое работало в тесной связи с головными институтами отрасли исключительно в интересах Минавиапрома на основании тематических планов, ежегодно утверждаемых 10-м Главным управлением (ГУ) МАП. Работы выполнялись постоянно работающими ИТР, при необходимости привлекались совместители из числа студентов и преподавателей МАИ, а также из числа работников промышленности. Опытное производство осуществлялось в цехе опытных летательных аппаратов (цех № 3) Экспериментального опытного завода (ЭОЗ) МАИ квалифицированными рабочими. Работы ОСКБЭС по экспериментальной авиатехнике неоднократно получали высокие оценки ведущих специалистов и руководства Минавиапрома, их техническая новизна и полезность подтверждены девятью актами внедрения и более чем двадцатью свидетельствами об изобретениях. К концу 80-х годов было разработано и доведено до "металла" шесть разнотипных экспериментальных летательных аппаратов: самолёт "Квант", дистанционно-пилотируемый самолёт "Эльф-Д", малоразмерный дистанционно-пилотируемый аппарат ПС-01, самолёт "Эльф", самолёт "Фотон", самолёт "Юниор".

С началом перестроечных процессов и конверсии в отрасли ОСКБЭС МАИ сначала в составе экспериментального объединения "Фотон", а затем возникшего на его основе АО "Авиатика" занялось созданием авиатехники, предназначенной для серийного производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках. В составе АО "Авиатика" КБ МАИ получило название "Опытное конструкторское бюро малоразмерной авиации" (ОКБ МА). При этом структура, адрес и занимаемые им в МАИ производственные площади остались прежними. В качестве производственной базы использовались ЭОЗ МАИ (цех № 3) и МАПО. 27 июля 1992 г. от имени АО "Авиатика" была подана заявка в Авиарегистр МАК и Департамент авиапромышленности министерства промышленности РФ на проведение работ по обследованию ОКБ МА для получения сертификата на право разработки гражданской авиационной техники. По результатам обследования АО "Авиатика" 17 февраля 1993 г. Авиарегистром МАК был выдан Сертификат № Р-9 разработчика лёгких гражданских воздушных судов.

В период работы ОСКБЭС МАИ (ОКБ МА) в составе АО "Авиатика" были созданы:

  • одноместный самолёт "Авиатика-МАИ-890" - проходил сертификацию, имел Временный сертификат типа от 31.03.94 г. № 52В-890, действительный по 01.04.95 г., выпускается серийно МАПО;
  • двухместный самолёт "Авиатика-МАИ-890У" - выпускается серийно МАПО;
  • сельскохозяйственный самолёт "Авиатика-МАИ-890СХ" - выпускается серийно МАП0;
  • одноместный самолёт "Авиатика-МАИ-900" ("Акробат") пилотажного класса - опытный образец в стадии лётных испытаний;
  • двухместный самолёт "Авиатика-МАИ-910" со складывающимися на земле крыльями - опытный образец в стадии лётных испытаний;
  • планер "Авиатика-МАИ-920" - опытный образец в стадии лётных испытаний;
  • одноместный автожир "Авиатика-МАИ-890А" - опытный образец в стадии лётных испытаний.

Основанием для производства на МАПО самолётов типа "Авиатика" является лицензионное соглашение, заключенное им с АО "Авиатика" от 10.04.1995 г. (договор № 4276).

В связи с изменением наименования АО "Авиатика" Авиарегистр МАК выдал Сертификат № Р-9А от 20 апреля 1994 г. на право разработки лёгких воздушных судов акционерному обществу "Концерн "Авиатика". При этом структура ОСКБЭС МАИ (ОКБ МА), адрес и занимаемые им площади изменений не претерпели.

В составе АО "Концерн "Авиатика" в течение 1994-1995 гг. ОСКБЭС МАИ (ОКБ МА) разрабатывало техническое предложение по лёгкому шестиместному административному самолёту "Авиатика-950", выполняло работы по сопровождению производства самолётов типа "Авиатика-МАИ" на МАПО, другие перспективные разработки.

С начала 1996 г. АО "Концерн "Авиатика" сменило вид деятельности и перестало нуждаться в ОКБМА (ОС К БЭС).

Коллектив ОСКБЭС продолжил работу в области лёгких гражданских судов совместно с МАПО. При этом структура ОСКБЭС МАИ, адрес и занимаемые им площади не претерпели изменений.

В 1998 г. АО "Концерн "Авиатика" передало по Договору от 19.02.98 г. N№ 13/39 и Дополнительному соглашению к нему от 03.04.98 г. N№ 1-13/39 все права на результаты деятельности ОСКБЭС (ОКБ МА) в рамках АО "Авиатика", а позже - в рамках АО "Концерн "Авиатика" (экспериментальные и опытные образцы авиационной техники, конструкторская и эксплуатационная документация, патенты на изобретения и промышленные образцы, акты, отчеты, заключения и другую научно-техническую документацию) Московскому государственному авиационному институту.

В настоящее время ОСКБЭС МАИ передало на МАПО исключительную лицензию на право производства и продажи самолетов серии "Авиатика".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ САМОЛЕТОВ РАЗРАБОТКИ ОСКБЭС МАИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ САМОЛЁТ "КВАНТ"

Первенец КБ. Одновременно с самолётом, достаточно сложным по конструкции и технологии, в МАИ создавалась самолётостроительная база: КБ и опытное производство. Построено два экземпляра и ряд экспериментальных узлов и установок. Прошёл полный цикл испытаний на земле и в воздухе. Результаты: проведено всестороннее исследование системы непосредственного управления подъёмной силой (СНУПС), впервые в СССР примененной на этом самолёте, установлены и зарегистрированы FAI пять официальных мировых рекордов, опробован ряд новых конструктивных решений. "Квант" - первый самолёт непромышленной постройки, получивший разрешение Методсовета отрасли на первый вылет в ЛИИ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ДИСТАНЦИОННО-ПИЛОТИРУЕМЫЙ САМОЛЁТ "ЭЛЬФ-Д"

Создавался в рамках комплексной темы "Дистанция", разрабатываемой в МАИ по ТЗ НИИ АС ДПЛА. "Эльф-Д" предназначался для оценки возможности пилотирования (в том числе на взлете и посадке "по-самолётному" - с разбегом и пробегом) аппаратов подобной размерности с использованием телевизионных систем. Был разработан и осуществлен оригинальный пульт наземного пилота-оператора. Проводились испытания. Было построено два экземпляра аппарата.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ДИСТАНЦИОННО-ПИЛОТИРУЕМЫЙ АППАРАТ ПС-01

Разрабатывался в интересах одной из организаций Миноборонпрома. Имел оригинальную компоновку: ТЗ заказчика предписывалась необходимость плоского (без крена) разворота с заданной перегрузкой. На аппарате впервые в нашей стране была проверена схема кольцевого оперения с толкающим винтом и рулями, размещенными внутри кольца, которая впоследствии была применена при создании серийного комплекса типа "Шмель". Были проведены натурные исследования аппарата с работающим двигателем в АДТ-102 ЦАГИ, а также лётные испытания с воздушным запуском с буксируемого вертолётом стартового устройства. Стартовое устройство и методика буксировки и испытаний были также разработаны КБ МАИ. Построено три образца аппарата.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ САМОЛЁТ "ЭЛЬФ"

Представляет собой пилотируемую версию ДПЛА "Эльф-Д". На самолёте отрабатывалась концепция "несваливаемого" аппарата, возможность получения минимальной зависимости балансировки самолёта от режима работы высокорасположенного двигателя, а также ряд новых конструкторско-технологических решений (рифтованные поверхности, рессорное шасси и т.п.). На самолёте были опробованы лёгкие авиадвигатели западного производства. Самолёт прошёл полный объём испытаний на земле и в полётах. По завершении испытаний в ЛИИ МАП был осуществлен тренаж одиннадцати лётчиков с целью приобретения ими навыков пилотирования самолётов подобной размерности.

20 марта 1930 года - дата основания знаменитого Московского авиационного института (МАИ), из стен которого вышло более 130 тысяч специалистов, свыше 100 из которых стали генеральными и главными конструкторами. Учебное заведение, в числе пяти специализированных инженерных вузов, выделили из состава Московского высшего технического училища. МАИ получил сертификат разработчика авиационной техники.

В послужном списке вуза - целый ряд громких разработок, которые прославили российскую авиацию. Мы рассказываем о пяти летающих триумфах МАИ.

Спортивно-пилотажный самолет "Квант"

Студенческое конструкторское бюро было образовано на самолетостроительном факультете МАИ в 1965 году. Его целью стало создание экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов. Самая первая разработка коллектива оказалась удачной: "Квант" оказался единственным студенческим самолетом, который был построен в металле (причем, даже не в одном экземпляре, а в двух) и прошел летные испытания в ЛИИ имени Громова.

Над созданием собственных воздушных судов в 60-70-е годы работали почти все авиационные вузы страны. Однако триумфатором суждено было стать "Кванту". Именно этот спортивно-пилотажный самолет стал знаковым для МАИ: во время работы над ним были созданы КБ и опытное производство, составившие самолетостроительную базу института. На "Кванте" испытали несколько экспериментальных узлов и установок, а также систему непосредственного управления подъемной силой - в Советском Союзе ее впервые применили именно на самолете МАИ.

"Квант" имел достаточно сложную конструкцию, не уступавшую самолетам, летавшим во время Второй мировой войны. Разработчики использовали техническое описание Ла-11 - советского поршневого дальнего истребителя разработки ОКБ-301, которым руководил Семен Алексеевич Лавочкин. Каркас фюзеляжа цельнометаллического самолета представлял собой ферму из тонкостенных труб. В "Кванте" было полностью убирающееся шасси (это позволило достичь высоких разгонных характеристик).

Первая "ласточка" МАИ установила пять официально зарегистрированных мировых рекордов, в том числе, по скорости, времени набора высоты в 6000 метров и высоте горизонтального полета. Ресурс самых нагруженных элементов крыла "Кванта" оказался невелик - всего 80 часов, поэтому эксплуатировать самолет дальше не стали. Свою роль он выполнил: в ходе совместной работы сплотился коллектив энтузиастов. "Квант" считается символом МАИ - его установили на стеле возле кафедры проектирования самолетов.

Сверхлегкий самолет "Авиатика-МАИ-890"

Семейство сверхлегких самолетов, базой для которых послужило воздушное судно "Авиатика-МАИ-890", стало одним из самых успешных проектов института. В 1999 году за разработку и внедрение их в серию, указом президента РФ, коллектив был удостоен Государственной премии.

Одноместный легкий многоцелевой биплан "Авиатика-МАИ-890" совершил свой первый полет в 1989 году. В общей сложности было произведено около 300 таких воздушных судов. "Авиатика" предназначается как для тренировочных полетов, так и для проведения аэросъемок, патрулирования территорий с воздуха, авиационного туризма. Эта разработка МАИ относится к классу "очень легких самолетов" (very light airplane). Но, как и суда класса "ультралайт" (в Европе это понятие объединяет летательные аппараты, имеющие максимальный вес 495 килограмма - он установлен для двухместной амфибии или самолета на поплавках), "Авиатика-МАИ-890" отличается достаточно низкой стоимостью самой конструкции, он экономичен в эксплуатации, компактен и очень мобилен.

Разработчики МАИ сумели объединить в одном достоинства воздушных судов традиционной конструкции и класса "ультралайт". Эта особенность предопределила успех "Авиатики": благодаря тому, что самолет имеет стандартное управление по всем каналам, на нем могут тренироваться начинающие пилоты, которые потом планируют "пересесть" на легкие и средние воздушные суда. Машина получилась надежной: при потере скорости она не входит в штопор, а потому идеальной, в том числе, для новичков.

"Авиатика-МАИ-890" сертифицирована не только в России, но еще и во Франции, ЮАР и других странах. Самолет имеет ряд версий, в том числе, двухместную, а также сельскохозяйственную - "Авиатика-МАИ-890СХ". Это воздушное судно стало первым сертифицированным сельхозсамолетом в России. Его применяют для малообъемного опыления посевов.

Двухместный самолет "МАИ-223 Китенок"

"Китенок", который является продолжением серии "Авиатика-МАИ-890", - совершенно новая, не похожая на предшественника разработка. За рубежом этот сверхлегкий самолет окрестили "перестройкой в ультралайтах". Конструкторы МАИ придумали нечто революционное: воздушное судно поставляется в виде сборкомплектов (или, как их еще называют, "китов"). Благодаря упрощенной технологии, собирать его можно не только в цехах авиазаводов, но и в домашних мастерских. Получился этакий "народный" самолет.

Первый полет "Китенок" совершил в октябре 2004 года. Управление воздушным судном штурвальное, спаренное: два человека в закрытой кабине МАИ-223 располагаются в буквальном смысле бок о бок. Это, как считают сами производители, имеет большой плюс во время обучения пилотов - общаться в таком варианте намного комфортнее. Самолет можно эксплуатировать и вне аэродромов. Шасси легко заменяется на лыжи или поплавки; крылья "Китенка" складываются, благодаря чему его можно хранить в обычном гараже.

В августе прошлого года на Дне инноваций Министерства обороны РФ, который прошел в рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2013", многоцелевой "Китенок" был представлен руководителю военного ведомства Сергею Шойгу. Он заявил, что министерство может закупить до 300 таких самолетов.

Автожир "Авиатика-МАИ-890А"

Созданный также на базе "Авиатики-МАИ-890", этот летательный аппарат пришел на смену автожиру МАИ-205. Гироплан или гирокоптер (так еще называют автожир) - это винтокрылое воздушное судно, которое представляет собой самолет без крыльев, но со свободно вращающимся (без соединения с двигателем) вертолетным винтом. Когда автожир движется, винт раскручивает набегающий поток воздуха, создается подъемная сила. В России эти аппараты распространены не сильно, а вот, например, в Америке их тысячи.

Отличительная особенность "Авиатики-МАИ-890А" - закрытая кабина, что в российских условиях - важная деталь. По задумке авторов этого проекта, владелец самолета может сам смонтировать автожирную приставку, убрав крылья, а затем перестроить конструкцию обратно. Эта разработка МАИ уже прошла летные испытания.

Одноместный самолет "Авиатика-МАИ-900 "Акробат"

"Авиатика-МАИ-900" - это одноместный акробатический самолет чемпионатного класса. Он предназначен для выполнения фигур современного высшего пилотажа и, по мнению разработчиков, способен конкурировать с лучшими подобными самолетами мира.

Разработчики оснастили "Акробат" целым рядом технических решений, которые, прежде всего, позволили снизить вес не в ущерб прочностным характеристикам, повысить тяговооруженность, благодаря чему пилот может быстрее разогнать самолет и лучше выполнить вертикальные маневры высшего пилотажа. Воздушное судно имеет оригинальные капот и фонарь. Опытный образец самолета прошел все летные испытания в ЛИИ имени Громова. В 2004 году литовский пилот Юргис Кайрис на "Акробате" стал победителем Гран-При FAI по высшему пилотажу.