Социокультурная роль этикета в обществе кратко. Доклад значение и роль этикета в работе юриста

Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.

А. де Сент-Экзюпери

В системе важных законов управления, регламентирующих процедуру общения людей друг с другом, прочное место занимает этикет, т.е. правила поведения в обществе. Средства массовой ин­формации и специальная литература все чаще обращаются к про­блеме этикета. Этот повышенный интерес к вопросам этикета объяс­няется не только ностальгией по "доброму старому времени", не только участившимися поездками руководителей государства за рубеж, но и более прагматичными причинами. Часто, слишком часто, умные, энергичные русские предприниматели терпели фиаско при общении с иностранными партнерами из-за своих дурных манер и неумения держаться в обществе. Попытки оправдать свою невоспитанность особыми, якобы чисто русскими принципами гостеприимства и "современными" манерами не выдерживают ника­кой критики.

Известно, что основы европейского этикета были заложены при блестящем дворе короля Франции Людовика XIV, когда были продуманы до мельчайших подробностей правила поведения при­дворных, сановников и гостей на государственных церемониях, праздниках и балах. Приглашенные на такие торжества получали специальные билеты (этикетки) с указанием времени и места орга­низации приема, а также рекомендации по регламенту и особен­ностям костюма. Хотя, несомненно, во все времена и у всех наро­дов были свои установленные правила и нормы поведения для раз­личных социальных кругов, но современные основы этикета были регламентированы французскими придворными "этикетками".

Отношение общества к этикету, особенно тех социальных сло­ев, которые не следовали его правилам, часто бывало скептичес­ким, еще чаще - ироническим, а иногда и откровенно враждеб­ным, критическим. С начала XIX века и до 1917 г. либеральная разночинная интеллигенция России настойчиво противопоставляла образование как истинную, действительную ценность воспита­нию как ценности, по их мнению, мнимой, иллюзорной и уж не­сомненно второстепенной. Старый спор из теории утилитаризма - форма и содержание! В советских энциклопедических словарях этикет отвергался категорически, как "форма поведения, обхож­дения в высших слоях дворянско-буржуазного общества".

Однако жизнь убедительно доказала, что правила поведения в обществе существуют и эти правила необходимо выполнять, чтобы не быть изгоем. Многим уже стало ясно, что если одеваться не­опрятно, есть руками, сморкаться пальцами, употреблять нецен­зурные слова, то двери многих домов и учреждений закроются перед ними, деловые и дружеские контакты станут невозможны­ми. Какой стиль поведения взять за основу, ведь каждый слой об­щества имеет свои обычаи, свои негласные правила поведения, - задача не такая уж простая, и каждый решает ее согласно виден­ным эталонам, обычаям своего привычного социума в соответствии с уровнем своей культуры, интеллектуальным багажом и воспита­нием.

К примеру, насмешники уверяют, что в среде художников необходимо быть неопрятным, носить нестиранные темные, же­лательно клетчатые рубахи, обязательный свитер и мешковатые брюки, туманно рассуждать об экспрессии, пропавшем свете, о своем непризнанном "видении", быть непременно волосато-боро­датым и с отвращением пить водку. Актеры и особенно режиссеры должны обладать потрепанной кожаной курткой и кепкой, быть предельно раскованными, мастерски рассказывать анекдоты и охот­но принимать приглашения поклонников "посидеть" в ресторане: Многие "новые русские" легко распознаются по красным пиджа­кам, одуряющему аромату одеколона и бегающим глазам. Своим правилам поведения и весьма своеобразному "кодексу чести" под­чиняются путаны, "крутые парни", депутаты и политические ли­деры.

Но если отбросить иронию и задуматься об этикете предпри­нимателя, служащего госаппарата или руководителя любого уров­ня, то его поведение в обществе достаточно строго регламенти­ровано, хочет он этого или нет, и это не только умение зевать с закрытым ртом. Несомненно, что требования этикета в настоящее время стали более "демократичными", хотя и сейчас воспитанный и вежливый человек должен уверенно ориентироваться в сложных иерархических взаимоотношениях и следовать стереотипам, отработанным моделям поведения.

Весьма популярна за последние годы ориентация на амери­канских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импони­рует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчеркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, уме­ние быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон бе­седы. Однако простота и демократичность манеры поведения аме­риканского делового человека также достаточно жестко форма­лизована и подчиняется непростому этикету. Да, американец счи­тает возможным иногда развалиться в кресле, задрав ноги на стол, разговаривать с женщиной, держа руку в кармане, похлопать при­ятеля по плечу, но наряду с этой внешней демократичностью, даже простоватостью поведения пресловутый "американский об­раз жизни", воспитание, полученное в семье и колледже, опыт общения с деловыми партнерами требуют весьма строгого соблю­дения делового этикета. Точность, аккуратность, умение держать данное слово, опрятность в одежде, четкая регламентация поведе­ния в стандартных ситуациях определяют стиль служебного и дру­жеского общения деловых людей Америки.

Несомненна, что много привлекательного есть в деловом эти­кете и других стран: корректность и безупречные манеры англий­ских джентльменов, приветливость и невозмутимость японцев, подчеркнутая галантность французов, надежность и пунктуаль­ность немцев, но хотелось бы подробнее остановиться на этикете русского дворянства - сословия, которое еще недавно составля­ло гордость России и так безжалостно ошельмованного и забытого в последнее время. Русский аристократ (в истинном, неискажен­ном смысле этого слова) был носителем традиций и духовных цен­ностей дворянской культуры, его манера поведения, особый тип личности отражал неподдельное единство высоких этических и этикетных норм. Несомненно, что этикет русского дворянства формировался с середины XVIII века под значительным воздействием европейского и особенно французского этикета, но его дальней­шее развитие было настолько своеобразным и плодотворным, что русский дворянин - офицер, помещик, дипломат, писатель - благодаря воспитанию, манерам, высокой нравственности пользо­вался искренним уважением в любой стране. В этом выводе нет ура-патриотизма, автору посчастливилось жить среди этого уга­сающего сословия и встречаться с истинными русскими аристократами за рубежом.

Для русского дворянина этикет никогда не был самоцелью, соблюдение правил этикета было естественным и не обремени­тельным следствием воспитания. С самого раннего детства ребенок должен был усвоить на всю жизнь, что он - дворянин, а это налагает на него особую ответственность за каждый свой поступок. La noblesse oblige, т.е. дворянство, благородное происхождение, положение обязывает - один из центральных постулатов дворян­ства. "Кому много дано, с того много и спросится" - часто повторял своим детям великий князь Константин Романов (известный поэт, писавший под псевдонимом К. Р.).

Самым ранимым в сложном организме дворянства любой стра­ны и самым большим достоянием дворянина, оберегаемым с особой тщательностью, являлась дворянская честь. Привитое с младен­ческих лет понятие чести дороже любых мыслимых ценностей: выгоды, успеха, даже безопасности, принципы всегда были доро­же любых результатов. Именно принципы чести и достоинства воз­несли дворянство над всеми другими сословиями, но именно они часто бывали причиной жизненных неудач, срывов в служебной карьере и стоили жизни тысячам его представителей при всей строгости запрета на дуэль. Причем сама дуэльная ситуация была парадоксальной: принять вызов - уголовное наказание неминуе­мо; отказаться - судом чести офицер изгонялся из полка. Стро­гость кодекса чести одинакова для дворянства всех народов: для японских самураев, для испанских идальго, для дворян Англии, Франции, Германии, России.

Нет, пожалуй, более распространенного, более нелепого и несправедливого убеждения, что дворянству свойственна надмен­ность, родовое чванство. Наоборот, отличительной чертой арис­тократа, как и любого хорошо воспитанного человека, является естественная скромность, невозмутимое спокойствие, сдержан­ность, даже простота в общении со всеми, независимо от их об­щественного положения. Лорд Честерфилд советовал своему сыну: "Если бы даже тебе пришлось разговаривать с самим королем, ты должен держать себя столь же легко и непринужденно, как и с собственным камердинером". А. С. Пушкин пишет своей жене, чтобы никогда не изменялся ее "милый, простой аристократический тон", обоснованно поставив знак равенства между простотой и аристократичностью. Непросто, конечно, достичь этой естественности и непринужденности, и решающая роль воспитания из поколения в поколение здесь очевидна (невольно вспоминается известная ан­глийская притча о том, что газон будет ухоженным, если его "всего лишь" регулярно поливать, очищать от сорняков, аккуратно стричь... не менее 300 лет!).

У русского дворянства есть свои особые и весьма привлека­тельные черты, нашедшие отражение и в правилах этикета. Мно­гие дворяне получали не только хорошее воспитание, но и весь­ма глубокое образование (не все, конечно, не нужно идеализиро­вать дворянство, вспомним хотя бы героев бессмертного Гоголя!). Гувернеры, бонны закладывали с детства основы свободного вла­дения европейскими языками и правилами этикета, гимназии, уни­верситеты, сеть закрытых специальных учебных заведений откры­вали доступ к знаниям не только детям из обеспеченных семей. Владеть классической и современной литературой и философией, "вызывать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм" без серьезно­го образования вряд ли возможно. Поэтому в дворянском обществе непринужденный светский разговор часто затрагивал глубокие нравственные, философские и политические темы.

Обязательным требованием этикета русского дворянства была высокая, принципиальная физическая чистоплотность. Абсолютно чистым и ухоженным должно быть не только тело, одежда и обувь воспитанного человека, но и его жилище, чего, увы, хроники двора Людовика XIV не отмечают. Прочитав у И. Ильфа и Е. Петрова, что "в дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяе­мого новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали", можно обоснованно предположить, что Тихон не был дворянином. Удивительно прочная, кровная связь с простым народом весьма характерна для русского дворянства. Л. Н. Толстой говорит о Наташе Ростовой: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, от­куда взяла она эти приемы...?" Безупречно светская Татьяна Лари­на всей душой любила обычаи и преданья "простонародной стари­ны". В русской дворянской среде нашли прочное и постоянное ме­сто народные сказания и поверья, широко использовались народ­ные поговорки и пословицы, хотя английский джентльмен счел бы это дурным тоном. У дворян никогда не было проблем в общении с народом, так как связь с ним никогда не прерывалась, среди него они жили - иногда круглый год, чаще во время каникул. Эти проблемы характерны для разночинной интеллигенции, хотя именно они искренне хотели для народа счастья и благополучия и претендовали на знание его души. Этот затянувшийся реквием традици­ям угасающего русского дворянства имел основной целью дока­зать, что за образцами высокой нравственности, духовности, стро­гих правил этикета не нужно ездить далеко, тем более за океан.

Теперь о самом этикете. Главная особенность этикета - его разумность, основы - нравственные нормы, его цель - не ус­ложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Можно, ко­нечно, есть и руками, но это неразумно и непрактично, можно пить шампанское из алюминиевой кружки, но ведь, согласитесь, вкуснее, приятнее и торжественнее пить его из красивого бокала. Безнравственно смеяться над калекой, ударить женщину, грубить старику, глумиться над беззащитным и слабым - все это, естественно, осуждается правилами этикета. Людовик XIV, желая про­верить воспитанность вельможи, известного своими безупречными манерами, предложил ему первому войти в карету и вельможа принял приглашение без всяких колебаний. "Вот действительно учтивый человек!" - сказал король: этикет требует упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Жизнь многообразна, но и она состоит из отдельных, часто стандартных ситуаций, и эти­кет за многие века своего существования отработал безупречно разумные реакции человека на эти типовые ситуации.

Литература по правилам этикета подробно описывает что, как, где, когда должен делать воспитанный человек, хотя жизнен­ных коллизий бесконечно много и учесть все нюансы поведения при бесчисленных комбинациях жизненных ситуаций совершенно безнадежно. Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Од­нако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в пер­вую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключе­ния. Воспитание, честь, достоинство - главные и непременные основы этикета. Тот, кто не обладает этими основами, обречен каждый раз мучительно искать верное решение, постоянно оши­баться и в итоге, пытаясь утешить свое уязвленное самолюбие, заявить, что "все эти церемонии" совершенно излишни.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться "во фрунт" при зна­комстве, мучительно стираются есть только левой рукой, носить непривычную "бабочку" и платочек в нагрудном кармане пиджака. Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нуж­но учиться самим и учить своих детей, но главное - непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызы­вают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различ­ных ситуациях - и дается подробная рекомендация (особенно жест­ко регламентирован костюм деловой женщины в США). "Деловая жен­щина прийти на работу в брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может". И "без чулок прийти на работу - не может". А если бедная женщина вышла из дома "в тот час, когда уже кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садо­вое кольцо" (М. А. Булгаков) - ей все-таки нужно быть в чулках?

Что должен носить современный мужчина - и опять дается конкретная рекомендация: "к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому - зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и гал­стук или носки" (?) и т.д. Такие советы при всей их спорности несомненно полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как - дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

В рамках этой книги нас интересует в первую очередь этикет и, в частности, костюм современного делового человека: государ­ственного служащего, бизнесмена, предпринимателя. За последние десятилетия во всем мире определилась своеобразная униформа "белых воротничков" - так называют чиновников различных уров­ней. Да, действительно, обычно деловой человек одевает на работу костюм, белую рубаху и черные туфли. Этот стиль одежды при­шел на смену чиновничьему вицмундиру, который раньше выгодно выделял человека в толпе, многое мог рассказать о месте человека в обществе, его корпоративной принадлежности и был весьма практичен.

Слава Богу, что канул в Лету полувоенный костюм с наклад­ными карманами, в 50-е годы его носили все начальники, от Вож­дя и Учителя до директора банно-прачечного комбината. Ушла в прошлое и такая деталь костюма интеллигентного человека, как фетровая или велюровая шляпа, после того как эти шляпы стали обязательным атрибутом скотоводов азиатских республик. Очень выручает обедневших служащих невысокого ранга устоявшаяся мода на композицию из пиджаков и брюк разного цвета (очень про­сто объясняется появление и устойчивость этой моды - брюки изнашиваются быстрее пиджаков!). "Деловой человек подходит к лифту и обязательно здоровается с людьми, ожидающими лифт. Входящий в лифт должен сказать: "Добрый день". Первым в лифт, так же как и в ресторан, входит мужчина, так как лифт - это зона повышенной технической опасности". Мудро, но попробуйте проявить учтивость в лифтах Государственной Думы, "Белого Дома" или высотного здания МГУ, правильно ли там поймут вас? А в других "зонах повышенной технической опасности" типа электрич­ки, трамвая, метро мужчина тоже должен стараться войти пер­вым? "Женщина должна идти справа от мужчины" - верно, но если справа от тротуара едут по лужам грязной дороги автомашины? "Если в кабинет начальника вошла сотрудница, то мужчина, приветствуя ее, может не вставать". А вот король - вставал, так как он всего лишь король, а женщина обладает еще более высо­ким титулом - Женщина.

Этикет, как и любой другой пласт культуры, имеет свою давнюю историю. Можно предположить, что свое начало этикетные формы получили в то время, когда человек осознал себя частью социума и ощутил необходимость быть вежливым и внимательным к окружающим его людям, а также оберегать не только собственные права и свободу, но и других.

Основные дошедшие до наших дней этикетные формы и правила поведения сформировались и были известны еще в ряде древних государств — таких, как Древний Египет, Древняя Греция, Римская империя. Их совершенствование и усложнение происходило и позднее, в Средние века. Развитие этикета продолжается и в наше время. Так, например, появляются новые его формы, в частности деловой этикет.

Многие современники третьего тысячелетия, живущие в России, убеждены в том, что соблюдение этикетных норм и правил есть пережиток прошлого. Они уверены в том, что современному, «цивилизованному» человеку незачем в повседневной жизни, и без того чрезмерно насыщенной событиями и наполненной переживаниями и эмоциями, думать еще и о том, как соблюсти негласные правила вежливости и приличия. Однако стоит заметить, что думают они так лишь до той поры, покуда окружающие выполняют по отношению к ним те самые этикетные установки, в существование и функционирование которых не верят скептики. В таких случаях именно те, кто отрицал необходимость норм и правил этики, становятся наиболее верными их исполнителями, памятуя, видимо, об истине, определенной в народной мудрости: «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Действительно, значение этикета в наши дни становится все большим. Если некоторые его формы, например семейный этикет, этикет эпистолярного жанра, общественный этикет, требуют восстановления, то другие, скажем, деловой этикет, переживают время своего расцвета. В любом случае каждому современному человеку, считающему себя культурным и цивилизованным, необходимо знать и выполнять правила и нормы поведения, быть вежливым с окружающими его людьми (причем не только с теми, кто ему незнаком, но и с теми, кого он знает с самого рождения). Именно взаимовежливость как форму выражения взаимоуважения можно считать залогом наиболее продуктивного общения между людьми.

В настоящее время, к сожалению, многие воспринимают соблюдение этикетных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком ма- -лодушия и при этом забывая о том» что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ. А это, в свою очередь, приводит к разобщению людей, являющихся не только членами большого общества, но и маленького социума — отдельной семьи или рабочего коллектива. Таким образом, знание и выполнение норм вежливости и правил этикета не являются простой формальностью. Их можно определить как гарантию сплочения людей.

Кроме того, назвать человека интеллигентным и культурным можно лишь в том случае, если он тактичен, вежлив и с должным уважением относится к окружающим. Именно сумма степени интеллекта, образованности и уровень культуры каждого гражданина в итоге становится показателем степени цивилизованности общества в целом. А подтверждением тому является история развития таких авторитетных и могущественных государств, существовавших в древности, какими были Древний Египет, Эллада и Римская империя.

Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.


План
Введение
1. Понятие профессиональной этики юриста
2. Формы проявления эстетической культуры юриста.
3. Роль и значение этикета в работе юриста
Заключение
Список литературы

Введение
Современное общество все в большей степени становится обществом экспертов, специалистов, владеющих особыми знаниями и навыками. Эта тенденция общества к специализации порождает все большую независимость, самостоятельность профессиональных групп, которая, в свою очередь, порождает массу этических проблем.
В первую очередь, это проблема существования кодексов профессиональной этики, а точнее совместимости их требований к членам той или иной профессии с требованиями универсальной этики. То есть, профессиональные кодексы не должны быть источником какой- то особой этики, которая бы позволяла членам соответствующих профессиональных групп "делать то, что другим делать безнравственно". Другая сторона этой же проблемы - необходимость соединять профессиональную этику с принципами лояльности и повиновения той организации, в которой работают данные специалисты.
Хотя указанная проблема важна для любой профессиональной группы, для юридической профессии она должна, по всей видимости, находится на первом месте. Причиной тому служит сам характер деятельности юриста, которая, как весьма точно определяет доктор юридических наук, профессор А.С. Кобликов, "касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека".
Следовательно, собственная проблема существования юридической этики связана с особой ответственностью юридической профессии перед обществом.
По словам французского специалиста правоведа Ж. Л. Бержеля, юрист "не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником-недоучкой, бестолковость которого становится причиной нелогичных и непредвиденных событий". Юристы должны заботиться о безопасности и стабильности отношений между людьми даже тогда, когда их не совсем устраивает существующий порядок.
Юридическую профессию принято называть свободной. Традиционно свободным профессиям общество предоставляет большую автономию, чем, например, ремеслам или бизнесу. Это выражается в том, что общество ослабляет свой контроль над деятельностью представителей свободных профессий, требуя взамен служение на благо общества, осуществление внутреннего профессионального контроля, установление более строгих и более высоких в моральном отношении стандартов и правил поведения по сравнению с остальным сообществом.
Конечно, снижение общественного контроля допустимо не для всех видов юридической профессии (общественный контроль необходим в первую очередь там, где юристы осуществляют функции государственной власти: суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п.). Но в любом случае одновременно с общественным контролем должен существовать внутренний профессиональный контроль соблюдения принципов и правил профессиональной юридической этики. В этих целях и создаются кодексы профессиональной этики, устанавливается ответственность за их нарушение.
Следует также учесть, что зачастую нормы профессиональной этики различных юридических профессий содержатся в законах. Отсюда совершенствование юридической этики отчасти решает и задачу совершенствования механизма правового регулирования в целом.
Для решения этой задачи необходимо обратить внимание на категории, лежащие в основе юридической этики, ее цели и принципы, которые служат своего рода ценностными стандартами, по которым качественно выверяются сами правила профессиональной этики.
Эти категории и будут рассмотрены в настоящей работе.
Основная цель работы - раскрыть содержание указанных категорий и показать их значение и взаимосвязь. Для достижения указанной цели категории и принципы профессиональной этики юриста рассматриваются в сравнении с категориями универсальной этики, на примерах конкретных юридических профессий, анализу этических принципов одной из которых (адвокатской деятельности) посвящен один из разделов работы.
Работа основана на анализе специальной научной литературы, посвященной проблемам юридической этики, в частности работ таких авторов как М.Ю. Барщевский, А.С. Кобликов, Е.А. Красникова, Н.Я. Соколов и др. В работе учтено действующее российское законодательства, а также рассматриваются нормы российских и зарубежных кодексов этики различных юридических профессий.

3. Роль и значение этикета в работе юриста
Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий,
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактору юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
- обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
- постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
- умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
- моральная устойчивость, проявляющаяся, прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
- обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро - главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
4. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На русском флоте на ответственных совещаниях было принято предоставлять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мнением старших, и они могли «постесняться» его высказать или же поставить их в неловкое положение.

Заключение
Формирование у будущих специалистов юридической профессии морально-этических навыков следует начинать на ранней стадии обучения, поскольку каждый индивид воспитан в соответствии со своим социальным положением. А профессия юриста предполагает наличие значительных полномочий, что может отрицательно сказаться на человеке с неустойчивыми моральными принципами.
Юридическая этика - меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самого человека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридической профессии, поэтому важно в процессе обучения обращать внимание на этические аспекты.
и т.д.................

Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Невозможно оспорить величину значения этикета для гармоничного общения между людьми. Такие правила поведения существуют уже на протяжении многих веков и постоянно эволюционируют, но все же продолжают выполнять незаменимую роль в межличностных отношениях.

Этикет подчиняется определенной системе культурных ценностей, и его существенное значение обусловлено практической общественной целесообразностью. Он не носит исключительно демонстративный характер, его роль - регулировать общение между людьми. Именно этикет позволяет многим людям правильно ориентироваться в социальных ситуациях и поддерживать социальные отношения.

Этикет представляет собой определенный нравственный ориентир, который позволяет людям с уважением и вниманием относиться к другим людям и избегать конфликтных ситуаций. Во многих случаях, этикет снимает психологическое напряжение, которое может возникнуть у многих людей, которые не осознают, как надо вести себя в определенных кругах общества. Этикет помогает людям вести себя достойно в любых обстоятельствах и ситуациях.

Также такие понятия, как вежливость и такт, приличие и деликатность помогают людям в общении с другими людьми и помогают соблюдать необходимый этикет. этикет общение собеседник разговор

Нормами поведения, которыми оберегается личное достоинство и индивидуальность каждого человека называются приличия. Соблюдать приличия необходимо не только для уважения других людей, но и для уважения самого себя. Без приличий невозможно полноценно соблюдать этикет в общении с другими людьми.

Межличностное общение в обществе предполагает от каждого человека выполнение определенных норм и правил поведения. Правила и нормы поведения человека в обществе давно известны нам под понятием «этикет». Исторически нормы и правила этикета сложились давно. В каждом государстве они были закреплены специальными законами, за соблюдение которых велось строгое наблюдения. Главное назначение этикета - защитить честь и достоинство человека при общении в социуме.

Нормы этикета являются, как правило, неписанными правилами, в отличие от морали, но их знание - важная часть формирования внутренней культуры человека. Культурный человек не только принимает эти правила, но и неукоснительно следует им не только в общественных местах, но и дома. Основой формирования внутреннего этикета являются доброжелательность, ответственность и достоинство. Кроме этого, этикет невозможен без такта и чувства меры, которые должны быть присущи каждому воспитанному человеку. Расположенность к людям и в тоже время чувство меры помогут достойно представлять себя в любой ситуации.

Таким образом, этикет в обществе требует от человека постоянного воспитания внутренней культуры, основанной на уважительном отношении ко всему социуму.

Хотелось бы перечислить современные правила этикета, которые должен знать и выполнять любой уважающий себя человек.

  • - Если вы приглашаете кого-то в ресторан, значит, вы должны оплатить счет. В том случае, если вы предлагаете сходить вместе, счет оплачивается пополам. Однако в таком случае мужчина может предложить женщине оплатить ее часть счета.
  • - В том случае, если ваш спутник поздоровался с человеком, которого вы не знаете, вы также должны с ним поздороваться.
  • - В ресторане или любом другом общественном месте вы не должны класть телефон на стол - данный жест показывает, что происходящее вокруг вас не настолько интересно, как разговоры по телефону или мобильный интернет.
  • - Мужчина не должен носить женскую сумку. Касательно пальто, он может лишь взять его, чтобы донести до гардероба.
  • - При любых обстоятельствах обувь должна быть чистой.
  • - Общение с девушкой посредством смс-сообщений считается дурным тоном.
  • - Если мужчина прогуливаться с женщиной, то он должен идти слева от нее.
  • - Старайтесь использовать телефон только для важных переговоров. Если вы или ваш друг нуждаетесь в душевном разговоре, лучше проводить его при личной встрече.
  • - В том случае, если вас грубо оскорбили, не стоит опускаться до уровня обидчика.
  • - Когда вы идете на свои месте в кино или театре, необходимо проходить лицом к сидящим. Первым при этом должен идти мужчина.
  • - В том случае, если вас невежливо окликнули, не стоит на этот отклик отзываться.
  • - В общественных местах, по правилам этикета, нельзя громко смеяться и шуметь. Также считается оскорбительным слишком пристальное рассматривание людей и чрезмерное проявление романтических чувств (объятия, поцелуи).
  • - Вне зависимости от пола и социального статуса здоровается первым тот, кто входит в помещение.
  • - Мужчина может курить в присутствии женщины только с ее позволения.
  • - Благодарите не только посторонних людей, но и своих близких. Добрые поступки близких людей достойны уважения и благодарности.

Этикет в современной жизни не является чем-то зазорным, и его соблюдение необходимо, если человек хочет, чтобы в общении с ним также проявляли такт. Основы современного этикета довольно просты - вежливость, умение управлять эмоциями, культурная речь, а также аккуратный внешний вид. Данные элементы этикета относят как к женщинам, так и к мужчинам.

Современный этикет - это симбиоз традиций и обычаев народа от древних времен до наших дней. Правила поведения для многих народов являются общими, хотя каждый народ вносит в современный этикет свои дополнения и исправления, в зависимости от общественного порядка государства и исторической особенности.

Правила этикета в обществе - это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире необычайно важно знать их, иметь хорошие манеры, чтобы быть довольной собой и другими, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Чтобы любое, даже самое лучшее элитное общество охотно приняло вас в свои ряды.

Трактовка термина

Этикет в современном обществе - перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных случаях.

Разделяют несколько основных видов таких правил.

  1. Умение подать себя - правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.
  2. Речевой этикет - умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость,
  3. Столовый этикет - манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.
  4. Правила этикета в обществе - как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.
  5. Деловой этикет - отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести и т. д.

Умение подать себя

Хорошие манеры, правила этикета, умение быть любезным человеком - все это требует не только навыков, но и знаний в этих областях. Современный человек должен знать, как держаться в любых обстоятельствах, уметь вести себя соответственно, быть любезным, дружелюбным и уверенным в себе.

Этикет в одежде

Первое впечатление является самым сильным и запоминающимся, а кроме того, ум проявляется в выборе одежды по случаю. Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно быть модно или дорого одетой. Если вы хотите нравиться окружающим, то должны считаться с ними и учитывать разные обстоятельства. Поэтому даже в формировании гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе. Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы все детали внешнего вида органично сочетались между собой, а сам он соответствовал времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу - носить одежду для отдыха. Каждый раз, выбирая, что надеть, вы должны учитывать обстановку, соответствующий повод, время, место, не забывать про собственный возраст, особенности фигуры. Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным. Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.

Уход за собой

Хорошие манеры предполагают обязательное соблюдение чистоты одежды, правильное питание и здоровый образ жизни. Недопустимо появляться в обществе неухоженным. При этом важно следить за внешностью в комплексе, аккуратно убирая волосы, выходя в «свет». Это обязательные правила этикета и поведения для девушки, равно как и для мужчины.

Хорошие манеры поведения в обществе

Умение подать себя начинается с походки, осанки, жестов, поз, манеры садиться и сидеть. Правила этикета в обществе требуют красивой походки с прямой осанкой, когда руки нешироко двигаются в ритме шага, плечи выпрямлены, живот подтянут. Нельзя задирать голову высоко, но и не стоит ходить с опущенной головой. Не менее важны позы и жесты. Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно вести себя просто и естественно. Дурным тоном считается манера вертеть что-либо в руках, накручивать на палец волосы, барабанить пальцами по столу, притопывать в такт музыке, трогать руками какие-либо части тела, теребить другого за одежду. Что касается вопроса о том, как правильно сидеть, то здесь важно знать всего два правила: не закидывать ногу на ногу и не разваливаться, раскинув ноги и руки в стороны.

Речевой этикет

Вежливые слова - особенные формулы, в которых зашифрован большой объем информации, как смысловой, так и эмоциональной. Необходимо знать их наизусть, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Виртуозное, правильное владение этими словами и есть речевой этикет в современном обществе.

1. Приветствие

Выбирая форму приветствия, вкладывайте в слова достаточно смысла и чувства. Например, вы поступите не очень деликатно, сказав «добрый день» человеку, по лицу которого видно, что он чем-то расстроен. Или совсем недопустимо говорить начальнику «привет», за исключением случаев личной дружбы. Будьте внимательны к словам и людям - приветствуя их, называйте по имени или по имени-отчеству. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием. При встрече с дамой галантный кавалер целует ей руку, при этом он не должен подтягивать ее к себе, а обязан наклониться настолько, насколько женщина подала руку.

2. Обращение, представление

Какое из обращений предпочтительнее, приходится решать в каждом конкретном случае, в зависимости от той аудитории, к которой вы обращаетесь. К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству, второе считается проявлением большего уважения. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А обращение по отчеству, например Ивановна, допустимо только в деревне, но никак не в светском обществе.

3. Просьбы

Слово «пожалуйста» действительно волшебное, оно обязательно должно звучать во всех просьбах. Поскольку просьба так или иначе обременяет того, к кому вы обращаетесь, в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Также уместно говорить: "Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы" и пр.

4. Прощание

Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем принято выразить удовлетворение временем, проведенным вместе, например «Я рад, что мы встретились». Следующий этап прощания - слова благодарности. Иногда можно сказать комплимент хозяйке дома, попрощаться и сразу уходить, не задерживаясь.

Кроме того, правила этикета в обществе предполагают умение приглашать, извиняться, утешать, выражать соболезнование, благодарность. Каждая из этих форм обращения должна звучать естественно, искренне, исключая грубые и резкие фразы и словосочетания.

Столовый этикет

Красиво есть так же важно, как хорошо двигаться и говорить, но именно здесь нужно особенно соблюдать меру.

  • Не нужно пытаться специально приукрасить процесс еды, например, кушать очень маленькими кусочками, отставлять согнутые пальцы. Достаточно не открывать рот во время жевания, не разговаривать с набитым ртом, тщательно пережевывать пишу, прежде чем положить в рот очередную порцию.
  • Никогда не пейте, пока не проглотите еду, за исключением случая, когда вы неожиданно взяли в рот горячую пищу. Если видите, что еда горячая, не дуйте на неё, прежде чем начать есть.
  • Старайтесь есть и пить абсолютно бесшумно.
  • В обществе хлеб едят, не откусывая от целого куска, а отламывая от него кусочки.
  • Соль из открытой солонки, если в ней нет специальной ложечки, положено брать концом чистого ножа, насыпав ее после на край своей тарелки.
  • Кетчуп или горчицу в качестве приправы предлагают только в самой непринужденной обстановке.
  • Во время еды старайтесь как можно меньше испачкать свою тарелку, не перемешивайте и не размазывайте еду на ней.
  • Никогда, даже дома, не ешьте руками. Вилку принято держать в левой руке, а нож в правой. Если вы едите салат, то вилку можно взять правой рукой.
  • Если вы хотите попить или сделать перерыв в еде, то нужно оставлять вилку и нож в положении крест-накрест или "домиком".
  • Ложку всегда берут правой рукой, если вы едите из суповой миски, ложку после еды оставляют там, не выкладывая на стол.
  • По окончании еды и перед тем, как попить, принято пользоваться салфеткой.

Этикет: правила поведения в обществе и общественных местах

В общественных местах существуют некоторые специфические правила хорошего тона, соблюдать которые необычайно важно.

1. В музее, на выставке, вернисаже

Правила поведения в этих «храмах» искусства во всем мире одинаковы и чрезвычайно просты: ходите по залам тихо, разговаривайте приглушенным тоном, ничего не трогайте руками, не подходите слишком близко к картинам и экспонатам, чтобы не мешать другим посетителям.

2. В театре, филармонии, концертном зале

Современные правила хорошего тона несколько противоречивы. Раньше в такие общественные места дам должен был приглашать мужчина, сегодня считается вполне приличным, если девушка сама приглашает его на спектакль, концерт. И даже если именно она оплачивает билеты на двоих. Хорошо воспитанный мужчина должен исполнить роль галантного кавалера, всюду ухаживая за дамой. Важно приходить вовремя, спокойно раздеться, занять место, никому не мешая. Люди с безупречным воспитанием не должны ничего жевать во время просмотра.

3. В суде, церкви, поликлинике, библиотеке

Правила этикета и хорошего тона в обществе призывают вести себя в этих местах как можно тише и незаметней. Нельзя разговаривать, шуршать, жевать и ходить без особой необходимости. На обращения и вопросы следует отвечать вежливо и вполголоса.

В любом учреждении важно сохранять хорошие манеры, быть любезным, тактичным и вежливым. Главное, ваше пребывание не должно доставить дискомфорта ни одному из присутствующих.

Деловой этикет

Хорошие манеры на работе - обязательное условие для каждого работника. Какие моменты затрагивает деловой этикет? Легкие правила помогут разобраться в этом вопросе.

  • Соблюдение субординации с коллегами и начальством.
  • Своевременный приход на работу и быстрое выполнение своих обязанностей.
  • Вежливое общение как с коллегами, так и с посетителями.
  • Конфиденциальность в работе.
  • Соответствие одежды учреждению, в котором вы работаете.
  • Отсутствие личных тем в обсуждениях.
  • Поддержание порядка на своем рабочем месте.
  • по телефону.

Правила в обществе помогают достичь целей, назначенных в бизнесе. Благодаря хорошим манерам, можно продвигаться по служебной лестнице и во всем быть успешной самореализовавшейся личностью.

Чтобы быть приятным человеком в любой ситуации, чтобы с вами хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенным в себе и счастливым человеком.