Почему правило этики золотое. Классный час "золотое правило нравственности

«Золотое правило этики»

Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество.

Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе. Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях-и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле. Обычно Золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание делать добро-и не больше. Сделаешь кому-то что-то полезное-отлично, молодец. Не сделаешь-тоже ничего. Поступишь с кем-то плохо-ну, что уж, так получилось. И мы редко задумываемся над тем, что у всех действий есть свои последствия. Мы обижаемся или злимся, когда с нами поступают очень плохо-если нас обманывают, за нашей спиной говорят о нас всякие гадости, у нас что-либо украли или несправедливо обвинили.

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку

Богом . Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

Ключевые слова: «золотое правило этики»

Этика -1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

Этикет От фр. Etiquette - перечень правил

Этикет - совокупность правил, регламентирующих внешнее проявление отношения к людям. Правила этикета во много определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение. Например: школьный этикет, дипломатический этикет.

Слова Христа из Евангелия:

  • Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и пр«Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей
  • «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки
  • Лицемер – это человек, который осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

  • Быть милосердным – это значит уметь прощать других

и вы прощены будете.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

ГРЕШНИЦА

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет - зеленый.

Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Работа с понятием «неосуждение».

Прочитайте текст. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Сочинение – рассуждение

Золотое правило этики.

Дмитриевой Н.В., учителя начальных классов

для 4 класса

Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе.

Обычно золотое правило этики воспринимают, как пожелание делать добро – и не больше. В жизни я встречалась с разными ситуациями: сделаешь кому-то что полезное, хорошо. Поступишь с кем-то плохо и задумаешься: почему ты так поступил. Мы обижаемся или злимся, когда с нами плохо поступают. А ведь я также недавно плохо сделал другому. Но всё это лишь последствия того, что раньше мы нарушали «золотое правило».

Например, если я нарушаю правила дорожного движения и перехожу дорогу на красный свет или в неположенном месте, я рискую попасть под автомобиль. Если я не подготовлюсь к контрольной работе, то, скорее всего, получу плохую отметку. То же самое происходит, и когда я поступаю вопреки «золотому правилу». Только, в отличие от правил дорожного движения, нарушая которые, у меня всё-таки остаётся шанс благополучно добраться до противоположной стороны улицы, и от школьных проверок знаний, когда у меня может получиться справиться с заданием даже без предварительной подготовки, «золотое правило» действует безоговорочно и всегда имеет свои позитивные или негативные последствия. Если мы делаем добро – оно к нам возвращается, и если мы делаем зло – оно к нам тоже возвращается.

Из этого правила нет исключений, что подтверждается многочисленными пословицами и поговорками, возникшими у разных народов. «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» говорит народная мудрость. И если мы сеем плохое отношение к окружающим нас людям, они впоследствии будут относиться к нам так же.

Конечно, сложно всегда и во всех ситуациях оставаться «белым и пушистым». Иногда мы поступаем не очень хорошо, совсем этого не желая. Иногда мы делаем людям больно совсем не специально, а просто не подумав, что можем причинить боль. Иногда кажется, что это просто невозможно – всегда и во всех ситуациях следовать «золотому правилу». Но, я думаю, этому стоит учиться. И это не так уж сложно. Нужно только почаще себя спрашивать: «А хотелось ли бы мне, чтобы так поступили со мной?»

Хочется ли мне, чтобы меня подвели, обманули, чтобы не ответили на мою просьбу или отказали мне в помощи? Готов ли я понять и не обижаться на то, что кто-то со мной поступит точно так же? И стараться всегда действовать, только честно ответив себе самому на этот вопрос.

Полюби другого сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому все вниманье,

Коль в поддержке ждешь от ближних силу.

МБОУ СОШ №1 г.Тарусы

Модуль ОПК

Золотое правило этики

Широкова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

2012 год

Цель урока:

Формирование представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения.

Задачи урока:

1 Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

2 Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.

3 Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Ход урока

Слайд 1. Название урока.

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях.

Слайд 2. Корабли в море.

Цель - зародить в детях понимание необходимости соблюдения правил и что эта жизнь на земле временная и мы в ней лишь странники, идущие в Вечность.

Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю. (щелчок)

Второе условие: исправность кораблей (щелчок) Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма.

Третье условие для успешного плавания: цель следования. (щелчок) Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

Слайд 3. Житейское море.

Цель - дать детям понимание, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Что в этой жизни приобретем из непреходящих духовных ценностей, с тем и предстанем пред Богом.

А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают)

(щелчок) Первое условие: Правила поведения. Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку. Давайте запишем это условие на первой ступеньке с человечком.

Слайд 4. Этикет - этика – золотое правило.

Даем определение золотого правила общечеловеческой этики. По первому пункту у светской и христианской этик - об отношении человека к человеку – разногласий нет. Разногласия начинаются со второго пункта – о внутреннем состоянии человека. И становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего пункта - об отношениях между человеком и его Творцом. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью.

Внешние правила поведения где-либо называются этикетом . Например, правила поведения в школе – это школьный этикет, правила общения между дипломатами разных стран – дипломатический этикет. Поведение человека по правилам этикета называют этичным поведением.

Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет

(щелчок) Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой .

Правила различных разделов этикета часто повторяются. (щелчок) И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть « золотым правилом этики ». Звучит оно так: (щелчок) Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя .

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это? (щелчок)

Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. (щелчок)

Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе. (щелчок) Давайте запишем это условие на второй ступеньке с человечком

Слайд 5. Нагорная проповедь.

Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

Работа с текстом

ВРЕЗКА

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

(щелчок) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

(щелчком по стрелке переходим на скрытый слайд 6)

Слайд 6. Нагорная проповедь.

Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Не судите , да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте , и прощены будете».

(щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения ? (дети отвечают) – цель следования . Чтобы определить общую цель человеческой жизни, нужно знать, для чего человек создан. Человек сотворен, чтобы соединиться с Богом в вечном Царстве Божием, Царстве Небесном (щелчок). Бог – это Любовь, значит, чему в своей земной жизни должен научиться человек? (дети отвечают)

Мы должны научиться любить Бога и любить ближних.

Давайте запишем третье условие на третьей ступеньке с человечком.

Слайд 7. «Сломанная» душа.

«Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправые дела» исчезают по щелку на них, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. Функция перехода на следующий слайд по щелчку отключена, переход – щелчок по стрелке.

Обидел друга – попросить прощения.

Обиделся на друга - простить.

Самостоятельное чтение

Слайд 8. Фоновый слайд «Буря сплетен».

При чтении обратите внимание!

С чем сравниваются сплетни?

О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

Как избежать осуждения человека?

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Анализ текста

Слайд 9. «буря сплетен»

С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

С пылью и мусором.

Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло. Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! (щелчок) А теперь? (дети отвечают) Да! (щелчок) А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушает о нем сплетни и распространяем их, видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. (щелчок) Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику, (щелчок) а мучают его.

(если дети знают о подвиге Александра Матросова, то можно привести его как пример: бывший хулиган жертвует жизнью ради жизни других)

Слушаем притчу

Слайд 10. Чужие грехи.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди (из 1-й врезки): « И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » (Мф.7,3-5).

О чем иносказательно говорится в обоих случаях? (дети отвечают)

Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.

Что помогает нам уберечь себя от осуждения других? (дети отвечают)

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, - потому, что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

(щелчок)

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

Слайд 11. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину? (дети отвечают)

(щелчок по «лупе» - переход на скрытый слайд 12 – увеличенный фрагмент картины, возврат на слайд 10 по стрелке)

Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

А какие оценки ставятся поступкам? (дети отвечают)

Поступкам мы ставим оценки «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правда» или «неправда»

Слайд.13.Грешники и грех.

(дети отвечают)

(щелчок) (дети отвечают)

Помните, мы говорили о мальчике, который сказал друзьям неправду про игрушку.

Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

(щелчок) Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

(щелчок) Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок)

Слайд 14. Прощение.

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

(щелчок) Покаяться попросить прощение.

А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

(щелчок) Пожалеть и простить.

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался

Д/3

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

Золотое правило этики - страница №1/1

УРОК ОРКиСЭ В 4 «А» КЛАСС (открытый урок общешкольная методическая неделя)

Тема: Золотое правило этики.

Цель: Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения, создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас; воспитывать толерантность, любовь к ближнему.

Задачи:

развивать этические чувства как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей; формировать умение высказывать суждения;

учить осуществлять поиск и обработку информации; Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок.

Формы и методы изложения нового учебного материала :


  1. Подводящий диалог.

  2. Решение проблемных вопросов.

  3. Работа в группах по выведению золотого правила этики:

    • работа с текстовым материалом.

    • работа с иллюстративным материалом, дискуссия;

Ход урока

I. Орг. начало урока

II. Мотивация к изучению новой темы.

(на доске карточки)

1. Подберите существительные к прилагательном у золотое. (Золотые руки, золотое сердце, золотое кольцо, золотая голова, золотой характер, золотые слова)

2. Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски)

Что получилось? (Словосочетания)

Предложите признак деления на группы.

Я предлагаю распределить на 2 группы. (Словосочетания в прямом и переносном значении)

- Что значит золотое кольцо? (Кольцо сделано из металла – золота)

Что значит золотая голова? (Умная голова)

Что значит золотые руки? (Умелые руки)

А как вы понимаете золотой характер? (Уступчивый, добрый)

А ещё есть выражение «золотое правило». Как вы думаете, что оно может выражать, обозначать?

Слово золотое в каком значении употреблено?

Как вы думаете, почему оно золотое? (главное правило человеческого общения)

III. Сообщение темы


  • Как вы думаете, как может звучать золотое правило о взаимоотношении людей? Где оно записано?

  • Если это правило, то, как и где его применять?)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о главном правиле человеческих отношений, о христианской этике.

IV. Работа по теме урока

1.Что такое этика и этикет?

Как вы понимаете эти слова? Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета».

Этика - философское учение о нравственности, о нравственном поведении человека, о морали;это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этикет - перечень правил, установленный порядок поведения где-либо.
-На какой вопрос отвечает этика: (выберите правильные варианты ответа)


  1. Как сделать жизнь людей лучше?

  2. Как получить удовольствие от жизни?

  3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  4. Как правильно жить, чтобы спасти душу? религиозная этика

  5. Что такое «добро» и «зло»?
Запишите цифры правильных ответов по порядку. ОТВЕТ: 1,3,4 ,5

Какие из пунктов следует отнести к светской этике, а какие к религиозной?

Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное поведение».

Какое поведение мы называем нравственным?

Нравственное поведение – это следование тем правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям. О людях, выполняющих эти правила, говорят - «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек».
2 . Какие «неписанные нравственные правила» мы с вами соблюдаем?

(Уступать места пожилым в общественном транспорте, уважительно относиться к старшим, помочь попавшему в беду человеку…)
- Скажите, трудно соблюдать эти правила?

У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я предлагаю вам получить нравственный урок.


– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” .
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль”
В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди.
«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрый: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»
- Уподобимся мудрым философам и постараемся составить правило, которое сделало бы жизнь людей радостнее, счастливее, т.е. сформулировать золотое правило этики, золотое правило взаимоотношений людей друг с другом

3. Работа с понятием «неосуждение».

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет - зеленый.

- Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный, любящий, честный

Как вы думаете, зачем мы играли в такую игру? Каждый из вас сейчас увидел себя.

Что у вас получилось? Скажите каждый о себе.

Мы больше никак не будем комментировать эту ситуацию. Мы не будем сейчас судить кто хороший, а кто плохой. Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Но к сожалению в нашей жизни часто случаются совершенно противоположные ситуации
Ситуация 1.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».

Из другого окна о том же прохожем подумали:

(Предположения и рассуждения детей. Учитель не критикует, не отвергает

Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм.


- почему у людей возникали такие разные мысли о прохожем?

Каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. Получается, что каждый из людей, которые видели прохожего пытались его осудить, приписать ему то, в чем сами грешны.

Что такое «грех»? (Грех в церковном понимании - это рана, которую наносит человек своей душе. Грех проявиться о может не только в деле, но и в слове,и в чувствах.)
- бывают ли безгрешные люди?

Права народная присказка: «у кого что болит – тот о том и говорит!».Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

- стр 47 учебника «Это интересно»
Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Как вы понимаете слова Христа?

Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего?

Объясните выражения:


  • «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

  • «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки

  • Лицемер – это человек, который осуждает других, не
замечая собственных ошибок, говорит неправду

  • Быть милосердным – это значит уметь прощать других

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Монахи с непониманием смотрели на Моисея стали кричать о том, что корзина дырявая. Недоумевающим монахам старец ответил: как вы думаете что?
это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Так как же избежать осуждения человека? Что такое неосуждение? стр 47 абзац «Неосуждение»

Какое еще православное правило вы прочитали? (Люби грешника и ненавидь грех).

Как помочь грешнику избавиться от греха? (Только добрыми делами по отношению к другим людям.)

Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке?

- Стр. 47 абзац сверху (Осуждение других людей…)
Разбор ситуаций
Ситуации раздать детям по группам, ситуации обсудить, высказать своё мнение.
А)«Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
Б)«Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и стали думать, как поступить. А как бы поступили вы?»
В)«Ребята пошли в кинотеатр. И тут увидали, что мальчик мучает кошку. Кошка уже и не кричала и не сопротивлялась, а мальчик продолжал привязывать к её хвосту консервные банки. Один из ребят, Игорь, стал громко смеяться. А как бы поступили вы?»
Ситуация 2.
- рассмотрите картину «Суд царя Соломона» . Как вы думаете, о чём рассказывает эта картина?

Притча

Мудрый царь Соломон”.

“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.
– Которая же из них была матерью? Почему вы так считаете?
- почему же тогда она так легко согласилась отдать своего ребёнка другой?

В чём смысл притчи? (умей жертвовать собой ради любви к другому человеку).

В рамках нашего урока мы не можем разобрать все ситуации нашей жизни. Но запомнить ещё несколько правил мы можем (слайд)

IV. Рефлексия. Мудрый совет.

1. дать мудрый совет, исходя из темы урока

(-Никого не обзывайте, не оскорбляйте и я сам никого не буду оскорблять.

-Я буду всем помогать и тогда и мне все помогут.

- Я буду со всеми дружить, никого не буду обижать и всем со мной будет хорошо.
-Что мы должны были узнать в конце нашего урока? (как звучит золотое правило этики?

Кто попробует сказать это золотое правило?

«В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

V. Итог

Где это правило написано?

Чему учит золотое правило нравственности?

Когда приходит на помощь это правило? (Когда не знаешь, как себя вести)

Как применять золотое правило нравственности в жизни?

-Попытаюсь встать на место того человека, и поступлю по отношению к нему так, как хотел бы, чтоб он поступил ко мне.

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

Вы узнаете:

Главное правило человеческих отношений

Что такое неосуждение

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: « Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе - удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: « Что это он идет так поздно? Наверное, это вор! ». Из другого окна о том же прохожем подумали: « Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки ». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: « Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил ». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч - но тем не менее блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу - « в этом Саша солгал » - я скажу правду. Но если я скажу « Саша лжец », я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) - не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: « Люби грешника и ненавидь грех ». А « любить грешника » означает помочь ему избавиться от его греха.

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Вопросы и задания

1. Назовите « золотое правило этики ». Почему оно « золотое »?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину « Христос и грешница ». Как Христос защитил женщину?