Джанни родари ходит рабочий под сводом. Самуил Маршак - Сочинения в четырех томах

Очень мне нравится эта сторожка.
Все поезда в ней видны из окошка.
Справа и слева - деревья, кусты,
А на окошках - герани цветы.
Чей это домик? Не ваш и не мой.
Железнодорожный.
Двадцать седьмой.

Зал ожиданья

Если ночлега нигде не найдешь,
Ты притворись, будто поезда ждешь.

Сидя на лавке меж двух узелков,
Спи под напев паровозных гудков.

Думает, зал обходя, контролер:
"Что же не едет этот синьор?

Спит на скамейке он крепко и сладко.
Верно, в пути у него пересадка".

Сплю я, синьор, не будите меня!
Только не поезда жду я, а дня.

Носят меня не колеса, а ноги.
Днем я хожу да хожу по дороге.

Жду я работы, ищу пропитанья,
Но возвращаюсь в зал ожиданья…

В зале сижу я ночь напролет.
Видно, не скоро мой поезд придет.

Гул паровоза, протяжный и зычный,
Напоминает гудок мне фабричный.

Ах, контролер, не мешайте вы мне
Видеть работу хотя бы во сне!

Эшелон

Что поете вы, солдатики, солдаты,
В длинном поезде, везущем вас куда-то?
Что поете вы, с платформы свесив ноги
И болтая сапогами по дороге?

"Машинист любезный наш,
Ну-ка, маслом поршни смажь.
Мы по горло сыты, брат, войной.
Слушай, малый, поворачивай домой!"

Распевали в эшелоне
Эту песню много дней,
И была такая надпись на вагоне:
"Сорок человек - восемь лошадей".

Поезд эмигрантов

Не тяжел он, чемодан-то,
У бедняги эмигранта.

Мешочек с родной деревенской землицей,
Чтобы не слишком скучать за границей,

Смена одежи, хлеб и лимон -
Вот чем его чемодан нагружен.

Дома - в деревне - осталось немало:
Сердце никак в чемодан не влезало.

Сердце с землей не хотело расстаться,
Вот и пришлось ему дома остаться.

Верной собакой остаться средь поля,
Что не могло накормить его вволю.

Вон это поле - полоска земли…
Да и полоска скрылась вдали!

Детская железная дорога

Есть такая страна на свете,
Где в своих поездах разъезжают дети.

В поездах настоящих - с дымом, паром,
С машинистом, кондуктором и кочегаром.

По настоящим рельсам и шпалам
Поезд идет к настоящим вокзалам.

Начальник станции - с вершок,
Чуть-чуть побольше, чем свисток.

Помощница на полвершка
Короче своего флажка.

Кондуктор главный молод тоже,
А контролер еще моложе.

Места для едущих ребят -
Под окнами вагона.
В окошки путники глядят
Во время перегона.

Берет при входе пассажир
Билет перед посадкою.
Над кассой вывесил кассир
Такую надпись краткую:

"Родителям, желающим
В ребячий сесть вагон,
С лицом сопровождающим
Являться на перрон!"

А. ТВАРДОВСКИЙ. О ПЕРЕВОДАХ С. Я. МАРШАКА

Обозначение "перевод" в отношении поэзии всегда в той или иной мере отталкивает читателя: оно позволяет предполагать, что имеешь дело с некоей условной копией поэтического произведения, именно "переводом", за пределами которого находится недоступная тебе в данном случае подлинная прелесть оригинала. И есть при этом другое, поневоле невзыскательное чувство читателя - готовность прощать переводу его несовершенства в собственно поэтическом смысле: уж тут ничего не поделаешь - перевод! Был бы только он точным, и на том спасибо.

Однако и то и другое чувство могут породить лишь переводы известного убого формального, ремесленнического толка, изобилие которых, к сожалению, не убывает со времен возникновения этого рода литературы и до наших дней включительно.

Но есть переводы другого рода, другого толка. Русская школа поэтического перевода, начиная с Пушкина и Жуковского и кончая современными советскими поэтами, дает блистательные образцы творческого "усвоения" родной речью большинства лучших явлений поэзии иных языков. Эти переводы прочно вошли в богатейший, разнообразнейший фонд отечественной поэзии, стали почти неразличимыми в ряду её оригинальных созданий и вместе с ними составляют её заслуженную гордость и славу.

И нам даже не всякий раз приходит на память, что это переводы, когда мы читаем или слушаем на родном языке, к примеру, такие вещи, как "Будрыс и его сыновья" Мицкевича (Пушкин); "Горные вершины…" Гете и "На севере диком…" Гейне (Лермонтов); "На погребение Джона Мура" ("Не бил барабан перед смутным полком…") Вольфа (И. Козлов); песни Беранже (В. Курочкин) и многие, многие другие. При восприятии таких поэтических произведений, получивших свое, так сказать, второе существование и на нашем родном языке, мы меньше всего задумываемся над тем, насколько они "точны" в отношении оригинала.

Допустим, я, читатель, не знаю языка оригинала, но данное произведение на русском языке волнует меня, доставляет живую радость, воодушевляет силой поэтического впечатления, и я не могу предположить, что в оригинале это не так, а как-нибудь иначе, - я принимаю это как полное соответствие с оригиналом и отношу признательность и восхищение к автору перевода так же, как и к автору оригинала, - они для меня как бы одно лицо.

Словом, чем сильнее непосредственное обаяние перевода, тем вернее считать, что перевод этот точен, близок, соответствен оригиналу.

И, конечно, наоборот: чем менее иллюзии непосредственного самобытного произведения дает нам перевод, тем вернее будет предположить, что перевод этот неправилен, далек от оригинала.

О переводах С.Я. Маршака, - будь то народные баллады и эпиграммы, стихи и песни Роберта Бернса или сонеты Шекспира, - хочется прежде всего сказать, что они обладают таким очарованием свободной поэтической речи, когда читатель, даже знающий язык оригинала, как бы забывает о возможности иного, чем в данном переводе, звучания этих строк.

С особенной силой эта безобманная иллюзия сказывается на образцах бернсовской поэзии, занимающих самое значительное место в переводческой работе С. Я. Маршака. Здесь испытываешь именно такое впечатление "первородности" поэтического слова, точно Бернс сам писал по-русски да так и явился нам без всякого посредничества.

И понятно, что тот успех, который приобрели переводы С. Я. Маршака из Бернса в широких кругах советских читателей, объясняется не только поэтическим мастерством их исполнения, о чем будет еще сказано, но и прежде всего самим выбором оригинала. Роберт Бернс (1759-1796) - удивительное и редкостное явление европейской поэзии. Сын шотландского крестьянина и сам крестьянин, слагавший свои стихи большею частью за работой в поле, он - живое и яркое свидетельство огромной духовной творческой силы народа, блистательно проявившейся в области литературы еще тогда, когда занятие ею было исключительной привилегией людей из нетрудовых классов. И вот этот фермер-бедняк, живший в эпоху аграрно-промышленного переворота, несшего крестьянству разорение и гибель, человек, сведенный нуждой в цветущих городах в могилу, своим творчеством составил национальную гордость Шотландии, - творчеством, явившимся одной из ярких и своеобразных страниц мировой поэзии.

Самоучка из безвестной деревушки полубезвестной маленькой страны, подавленной в своём государственном и культурном развитии владычеством англичан, Роберт Бернс сумел подняться до вершин современной ему культуры, развить в себе непримиримый пафос политического борца, выразившего свободолюбивые стремления народа, его веру в будущее, в торжество правды и справедливости.

Но верю я: настанет день, -
И он не за горами, -
Когда листвы волшебной сень
Раскинется над нами.
Забудут рабство и нужду

Народы и края, брат.
И будут люди жить в ладу,
Как дружная семья, брат!

("Дерево свободы")

Он совсем не таков, каким его пытались представить буржуазные биографы и литературоведы, снисходительно отводившие ему место этакого непритязательного идиллика сельской жизни, смиренного "поэта-пахаря", писавшего "преимущественно на шотландском наречии". Бернс - народный певец, поэт-демократ и революционер, он дерзок, смел и притязателен, и его притязания - это притязания народа на национальную независимость, на свободу, на жизнь и радость, которых единственно достойны люди труда.

1 Классный час "Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?"

Классный час

Тема: Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?

Цель: развивать умение классифицировать профессии по нетрадиционным основаниям; развивать умения выявлять основные и второстепенные признаки профессий.

Задачи:1)Формировать мотивы трудовой деятельности, ценностного отношения к ней.

2)Развивать память, логическое мышление;

3)Воспитывать

Словарь: Ремесло, ремесленник.

Оборудование: листы с заданиями, Стихи Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?», шапочка мудреца, галстук капитана, ордена.

Ход проведения:

1. Организация класса.

Наш мир такой большой, огромный. Каждый в нем выполняет свою роль и деятельность. Сегодня вы вновь побудите исследователями. И я буду снова вашим капитаном. Прошу мои маленькие исследователи на борт корабля. (учитель вывешивает корабль, знак путешествия).

2. Разминка.

Плывет кораблик по волнам – нам – нам - нам.

Он успевает тут и там – там – там – там.

А вот и пристань уже наша – наша – наша.

Найти, разузнать, вот наша задача-ча-ча-ча.

3. Актуализация знаний.

Вот и оказались с Вами мы в городе Запахов. Удивительный город!

Мудрец: В нем можно путешествовать с закрытыми глазами и не заблудиться! А вот почему подумайте и ответьте! (потому что по запаху можно определить, где столовая, рестораны, где аптека или кондитерская фабрика).

4. Получение новых знаний.

Один великий человек, Джанни Родари, написал удивительный и очень замечательный стих, но ВТО беда название стиха позабыли. Но это дело можно исправить. Прочитаем стих, а там может вы и вспомните как он называется.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной Идешь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – Лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый, -

Очень неважно он пахнет, ребята!

Понравился стих!

Мудрец: Вспомнили как называется? («Чем пахнут ремесла?»)

О чем это стихотворение?

Про что говорится в последних строчках?

Ремесло – это изготовление чего-либо ручным способом.

Ремесленник - это человек, который владеет каким-либо ремеслом.

Мудрец: Сейчас говорят профессия.

На ваших партах листы с заданиями.

Найдите первой задание. Что нужно сделать? Выполняем, минута тишины.

Выполните 2 задание.

И так что у вас получилось?

Загадки Мудреца.

Мои маленькие исследователи, а что кроме запаха может подсказать профессию?

(Цвет).

Идем мы в путь. Я смотрю мы вышли в цветное море. А там дельфины.

Игра в «Дельфинчики».

(проблемная ситуация) А можно ли профессию соотнести с цветом?

На этот вопрос нам вновь может Джанни Родари, ведь он написал стихотворение «Какого цвета ремесла?» Послушайте.

Мудрец: Ваша задача прослушать и сравнить какая профессия имеет свой цвет? А что не имеет цвета?

«Какого цвета ремесла?»

Цвет свой особый у каждого дела.

Вот перед вами булочник белый.

Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встает он раньше, чем птицы.

Черный у топки стоит кочегар.

Всеми цветами сверкает маляр.

В синей спецовке – под цвет небосвода –

Ходит рабочий под сводом завода.

Руки рабочих – в масле и саже.

Руки богатых белее и глаже.

Нежные пальцы, светлые ногти.

Нет на них копоти, масла и дёгтя.

Знаешь: пускай у них кожа бела,

Очень черны у богатых дела.

Белый цвет – булочник.

Синий цвет – рабочий

Все цвета радуги – маляр.

Черный – кочегар.

Что еще имеет черный цвет?

Минута тишины. Выполните 1 и 2 задание.

(Проблемный вопрос) есть ли профессии, которые трудно узнать по цвету?

5. Построение интеллект карт.

Подбор ассоциаций к слову профессия, с учетом слов сегодняшнего занятия.

6. Итог.

Рефлексия. Подсчет, орденов. Приклеивание на свой индивидуальный лист.

Итак. Вот и закончился наш путь. Мои маленькие исследователи, спасибо всем, до свидания.

Интегрированный урок: «Какого цвета ремёсла? Части речи»

Учитель высшей квалификационной категории Абитова Э.Ф. 05.12.2013 г.

Интеграция предметов: русский язык, чтение, развитие речи.

Тема: «Какого цвета ремёсла?»

Части речи

Цель:

1. Закрепить знания о частях речи. Продолжить упражнения в классификации частей речи.

2. Познакомить учащихся с творчеством Дж. Родари и стихотворением «Какого цвета ремёсла?». Совершенствовать технику чтения, выразительность, развивать речь учащихся. Расширить знания учащихся о людях разных профессий.

3. Коррекционная работа: дифференциация звуков [ш-с], слитное произнесение фраз.

4. Показать важность и роль труда в жизни человека. Воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда.

Оборудование: презентация «Какого цвета ремёсла? Части речи»; выставка книг Дж. Родари; иллюстрации профессий, учебник стр.37, телевизор и DVD плеер, аудиозапись стихотворения.

Ход урока

I .Организация класса (психологический настрой уч-ся)

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Поздоровайтесь с гостями.

Дыхательная гимнастика.

- Встали прямо, руки вдоль туловища. Подравнялись.

- Сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть через рот. (3 раза)

II . Речевая зарядка

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Сколько дней в недели?

Какое время года?

Какое время года будет потом?

Назови зимние месяцы.

Назови последний месяц зимы.

III . Фонетическая зарядка.

На уроке мы будем хорошо говорить звуки [с - ш], следить за слитностью речи, будем говорить предложения на одном выдохе.

СА – ША – СА Саша

ША – СА – ША шоссе

АША – АСА полоса

АШО – АСО пастушок

высокая крыша

Маляр красит высокую крышу.

Маляр красит высокую крышу кистью.

IV . Актуализация знаний. (слайд 2)

Сегодня урок необычный. Мы будем говорить о профессиях, вспомним правила по русскому языку, прочитаем стихотворение «Какого цвета ремёсла»

Наш урок пройдёт под девизом «Все профессии важны, все профессии нужны»

(1 ученик зачитывает)

Вам встретится слово ремёсла. Что такое ремесло?

Ремесло – это профессиональное занятие, т.е. профессия (трудовая деятельность, занятие человека).

Пр о фе сс ия - это словарное слово. (Надо запомнить непроверяемую гласную о, удвоенные согласные)

Вам встретятся слова: кочегар, булочник, маляр, рабочий . (ученики зачитывают таблички) - Запишите их в тетрадь, но перед этим мы проведём минутку чистописания.

Минутка чистописания.

а) Массаж пальцев

Большой пальчик мы потрем,

Указательный пожмем,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный – пощипаем.

А мизинчик разотрем.

Кистью дружно мы стряхнем

И писать опять начнем.

б)- В названиях многих профессий встречаются сочетания с гласной о во-, по-, -ио-, -ло-, ко-, - бо-.

- Напишите красиво эти сочетания, правильно держите ручку.

в) - Запиши словарь: профессия, булочник, маляр, кочегар, рабочий. (табличка)

г) Работа на голое ухо. Повтори профессия, маляр, булочник…

В нашей школе работают люди разных профессий. Назовите их. (слайд 3)

(учитель, воспитатель, повар, библиотекарь, врач, медсестра)

V . Восприятие новой темы.

О профессиях написано много стихотворений. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством итальянского писателя Джанни Родари. (слайд 4)

    Знакомство с писателем. (слайд 5)

В 1920 году в далёкой Италии в бедной рабочей семье родился мальчик Джанни. Рос он весёлым и любознательным. Больше всего маленький Джанни любил книги. Мальчик вырос и стал работать учителем в школе. Он очень полюбил детей. Джанни Родари написал много детских сказок и стихотворений: «Приключение Чипполино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Сказки по телефону».

    Работа с выставкой книг писателя (слайд 6)

    Чтение стихотворения «Какого цвета ремёсла?» (отрывок) стр.37

- Что мы будем делать? (читать стихотворение)

1. Чтение учителем, учениками по цепочке.

VI . Физкультминутка «Робот»

VII . Продолжение изучения нового материала .

2. Проверка понимания прочитанного.

О каких профессиях говорится в стихотворении? Скажи. Покажите.

(О булочнике, о кочегаре, о маляре, о рабочем)

3. Подбери к рисунку подходящие строчки из стихотворения. (слайд 7, 8, 9, 10)

- Поставьте вопросы к этим словам. (кто?)

Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (сущ.) (слайд 11)

Дайте определение имени существительного.

Эти сущ. одушевлённые или неодушевлённые? Докажите.

Какой булочник? кочегар? маляр? (белый, чёрный, разноцветный) (слайд 12)

Как называются слова, отвечающие на вопрос какой? (прилагательные)

- Дайте определение имени прилагательного.

4.Прочитайте 1 вопрос . (Объясни, почему булочник белый, кочегар чёрный, маляр сверкает разными красками.)

На какой вопрос отвечают слова встаёт, стоит, сверкает ? (что делает?) (слайд14)

Как называют слова, отвечающие на вопрос что делает? (глагол )

В какой временной форме эти глаголы?

- Измени слово сверкает так, чтобы оно было прошедшего времени, будущего времени.

Дополните предложение: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы – это … (слайд 15)

(Проведя исследовательскую работу, мы можем записать тему урока)

Запишите в тетрадь тему «Части речи»

Какие части речи вы ещё знаете? (предлог, местоимение )

Найдите эти части речи в стихотворении. (он, у, под, в)

VIII . Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа в тетради.

а) (разноуровневые задания)

1 уровень – Выписать из текста по 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола.

2 уровень – распределить слова по группам: сущ. прил. глаг.

(учащиеся зачитывают свои работы)

б) Работа у доски. (если останется время)

Написать предложение под диктовку «Чёрный у топки стоит кочегар» (1 ученик)

Укажите части речи. (2 ученик)

IX . Зрительная гимнастика. (слайд 16) Футбол

X . Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Какого цвета ремёсла?»

XI . Рефлексия

- Какое стихотворение читали?

О каких профессиях мы сегодня прочитали?

Кем работает твоя мама? Твой папа?

Кем ты хочешь быть? (слайд 18)

Я открою небольшую тайну учеников 3 «а» класса. Мы заглянем в будущее и увидим …. (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24)

(показать слайды: Вита – парикмахер, Миша – автослесарь, Оля – продавец, Лиза – экономист, Илья – охрана)

XII . Подведение итогов. Оценки за урок (Э)

Сегодня вы были: умные, активные, внимательные, красивые, добрые, воспитанные. Молодцы! За хорошую работу ставлю оценки (Э) … , …. (слайд 25)

XIII . Д/з. читать стр. 37 «Какого цвета ремёсла?», отвечать на вопросы.

Составить 2 предложения о профессиях и указать части речи.