Большая энциклопедия нефти и газа

У юристов есть готовый рецепт: «Не знаете, как поступить – поступайте по закону». Но многим из нас, бухгалтеров, не хватает элементарных знаний юриспруденции. Отсюда и правовая безграмотность, ошибки, неумение ориентироваться во множестве требований нормативно-правовых актов и взаимодействовать с контролирующими и правоохранительными органами, выделять основное и второстепенное. Как быть, с чего начинать любому бухгалтеру? С того, что обеспечит ему главное – безопасность деятельности, а именно: с организационных вопросов, которые касаются его непосредственно. А это его полномочия и ответственность! Главному бухгалтеру (бухгалтеру) за свою профессиональную жизнь приходится подписывать множество документов. Какие из них подписываются, а какие просто визируются? Наши публикации в этом номере помогут разобраться, как следует действовать в том или ином случае.

Визирование

Если документооборот в бюджетном учреждении организован правильно, то одним из необходимых этапов создания служебного документа будет его согласование ответственными работниками. Эта процедура более известна как визирование. Поговорим о ней.

Визирование документа – это процесс согласования компетентным лицом проекта документа, составленного другим структурным подразделением или учреждением, которому необходимо соответствующее согласование.

Нередко между работниками бюджетных учреждений возникают споры по поводу необходимости и очередности этого мероприятия. Но больше беспокоят вопросы правомерности и ответственности за визирование документа. В первую очередь пугает перспектива уголовной ответственности за действия, связанные с принятием в дальнейшем незаконных распорядительных решений, которые визировались (подписание договоров, приказов, распоряжений и т. п.), к которой привлекаются преимущественно служебные лица. А это, в частности, такие составы преступлений, как злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 Уголовного кодекса, далее – УК), превышение власти или служебных полномочий (ст. 365 УК), служебная небрежность (ст. 367 УК).

Внимание! Следует различать реквизиты «Подпись» и «Виза». Они имеют разную юридическую силу, по-разному оформляются. Так, виза – это реквизит, который не имеет юридической силы. Он нужен скорее для уверенности и правильного осуществления определенного управленческого действия руководителем бюджетного учреждения, которое является следствием выстроенного им внутреннего контроля в бюджетном учреждении.

Если вы желаете быть уверенными в своих действиях, стоит обратиться к соответствующим правилам.

Основные положения относительно визирования документов указаны в Типовой инструкции по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 30.11.11 г. № 1242 (далее – Постановление № 1242, Типовая инструкция № 1242), и в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (Требования к оформлению документов ДСТУ 4163-2003), утвержденной приказом Госпотребстандарта от 07.04.03 г. № 55 (далее – Стандарт).

Согласно п. 14 Типовой инструкции № 1242 одним из классов управленческой документации, которая обеспечивает организацию процессов управления, является организационно-распорядительная документация, реквизиты которой и порядок их расположения определяются ДСТУ 4163-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», то есть Стандартом.

Пунктом 1.1 Стандарта предусмотрено, что он распространяется на организационно-распорядительные документы – постановления, распоряжения, приказы, положения, решения, протоколы, акты, письма и т. п., которые создаются в результате деятельности:

Следует заметить, что согласно п. 2 Постановления № 1242 центральные органы исполнительной власти, Совет министров АР Крым, местные органы исполнительной власти должны разработать в соответствии с Типовой инструкцией № 1242 и утвердить в трехмесячный срок по согласованию с государственными архивными учреждениями собственные инструкции по делопроизводству и типовые инструкции по делопроизводству для однородных по характеру деятельности предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере их управления. В п. 3 Постановления № 1242 рекомендуется органам местного самоуправления разработать и утвердить собственные инструкции по делопроизводству в соответствии с Типовой инструкцией № 1242. Сам по себе такой документ очень полезен, поскольку позволяет избежать многих вопросов относительно того, «кто, что и зачем визирует».

Таким образом, действующим законодательством предлагается единый подход к ведению делопроизводства в государстве.

Виза – это согласование проекта документа.

Обратите внимание, что именно при проведении оценки: целесообразности создания документа; обоснованности; соответствия законодательству, осуществляется согласование проекта документа. Согласование может осуществляться как в учреждении должностными лицами, которые в соответствии с их компетенцией решают вопросы, поднятые в документе (внутреннее согласование), так и за его пределами другими заинтересованными учреждениями (внешнее согласование).

В соответствии с п. 62 Типовой инструкции № 1242 внутреннее согласование документа оформляется путем проставления визы. Виза согласно требованиям упомянутого пункта Типовой инструкции № 1242 включает: личную подпись, инициалы (инициал имени) и фамилию лица, визирующего документ, дату визирования с указанием в случае необходимости наименования должности этого лица. Обязательному датированию и подписанию подлежат все служебные отметки на документах, связанные с их прохождением и выполнением, в том числе визы.

Согласно п. 5.25 Стандарта визу размещают как на лицевой, так и на обратной стороне последнего листа документа.

Визу ставят на экземплярах документов, которые оставляют в организации.

В п. 65 Типовой инструкции № 1242 предусмот­рено, что перечень должностных лиц, которые должны завизировать документ, определяет работник, который создает документ, исходя из его содержания. Порядок визирования определенных видов документов указывается в инструкции учреждения. За содержание документа, который визируется несколькими лицами, такие лица отвечают согласно компетенции.

Если возникли замечания и предложения к проекту документа, в связи с чем невозможно его согласование из-за несоответствия законодательству, распорядительным документам бюджетного учреждения и должностным инструкциям относительно распределения полномочий и ответственности, нецелесообразности, эти замечания и предложения излагаются на отдельном листе, о чем на проекте делается соответствующая отметка.

Если во время визирования выяснится, что в подготовленный к подписанию документ необходимо внести существенные изменения, ему необходимо повторное визирование.

О наличии замечаний должностное лицо (инициатор), которое в соответствии с его компетенцией решает вопросы, поднятые в проекте документа, обязательно уведомляет лицо, подписывающее документ, таким образом, как это определено в инструкции по делопроизводству.

Требования делопроизводства к визированию приказов (распоряжений)

В соответствии с п. 84 Типовой инструкции № 1242 приказы (распоряжения) издаются как решения организационно-распорядительного или нормативно-правового характера. По содержанию управленческого действия приказы издаются по основным вопросам деятельности учреждения, административно-хозяйственным или кадровым вопросам.

Проекты приказов (распоряжений) по основной деятельности, административно-хозяйственным вопросам подготавливаются и подаются структурными подразделениями по поручению руководителя учреждения или по собственной инициативе.

Проекты приказов (распоряжений) по кадровым вопросам (личному составу) визируются работником кадровой службы, который создал документ, и его руководителем, а также в зависимости от видов приказов – должностными лицами структурного подразделения по вопросам предотвращения и выявления коррупции, бухгалтерской службы, другими должностными лицами, которых касается документ.

Проекты приказов (распоряжений) по основной деятельности, административно-хозяйственным вопросам и приложения к ним визируются работником, который создал документ, руководителем структурного подразделения, в котором он создан, должностными лицами, которые определены в проекте документа как исполнители задач, содержащихся в нем, руководителем службы делопроизводства, руководителем или должностным лицом структурного подразделения по вопросам предотвращения и выявления коррупции, другими должностными лицами, которых касается документ.

Внимание! Юридической службой органа исполнительной власти в соответствии с пп. 3 п. 10 Общего положения о юридической службе министерства, другого органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения и организации, утвержденного постановлением КМУ от 26.11.08 г. № 1040 (далее – Общее положение № 1040), или юридической службой (юрисконсультом) предприятия, учреждения и организации согласно пп. 3 п. 11 Общего положения № 1040 обязательно визируются при наличии всех необходимых виз руководителей заинтересованных структурных подразделений проекты приказов нормативно-правового характера, а также приказы по кадровым вопросам (личному составу) и по другим вопросам, определенным инструкцией по делопроизводству учреждения.

Кроме того, юридическая служба органа исполнительной власти в соответствии с пп. 11 п. 10 Общего положения № 1040 согласовывает (визирует) проекты договоров при наличии согласования (визы) руководителей заинтересованных структурных подразделений. Юридическая служба (юрисконсульт) предприятия, учреждения и организации обязана согласно пп. 6 п. 11 Общего положения № 1040 согласовывать (визировать) проекты договоров (контрактов) при наличии виз руководителей заинтересованных структурных подразделений или замещающих их лиц.

Также проекты приказов (распоряжений), которые предоставляются для подписания руководителю учреждения, визируются его заместителем в соответствии с распределением функциональных обязанностей.

Окончательное решение о том, кто и что должен визировать, принимает руководитель с учетом компетенции конкретных должностных лиц, но не обходя при этом требования законодательства, собственные распорядительные документы и утвержденные им должностные инструкции.

Внешнее согласование

В случае необходимости проведения оценки содержания и целесообразности издания приказа (распоряжения) также может осуществляться внешнее согласование проекта документа с другими заинтересованными учреждениями. Указанное актуально при согласовании приказа об учетной политике бюджетного учреждения главным распорядителем бюджетных средств.

Требования относительно внешнего согласования документов изложены в п. 69 Типовой инструкции № 1242, а именно: внешнее согласование проектов документов оформляется путем проставления на них грифа согласования, который включает в себя слово «Согласовано», наименование должности лица и учреждения, с которым согласовывается проект документа, личную подпись, инициалы (инициал имени), фамилию и дату или название документа, подтверждающего согласование, его дату и номер (индекс).

Гриф согласования проставляется ниже подписи на лицевой стороне последнего листа документа и содержит в себе слово «Согласовано», наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование учреждения), личную подпись, инициалы, фамилию и дату согласования, например:

Гриф согласования ставится ниже подписи на лицевой стороне последнего листа проекта документа.

В случае если содержание документа касается более чем трех учреждений, составляется Лист согласования, о чем делается отметка в документе на месте грифа согласования, например: «Лист согласования прилагается».

Лист согласования оформляется по следующей форме:

Выводы

Очень важно четко соблюдать требования законодательства в части организации бухучета и отчетности, в которой главный бухгалтер бюджетного учреждения играет значимую роль как на этапе представления предложений относительно построения внутреннего контроля (распределение полномочий и ответственности, определение ответственных и материально ответственных лиц, закрепление распорядительными документами должностных инструкций работников и т. п.), так и непосредственно в ходе исполнения им своих полномочий.

Своей подписью на документах, фиксирующих факты осуществления хозяйственных операций, главный бухгалтер подтверждает, что эти операции в бюджетном учреждении осуществлены в соответствии с законодательством. Подпись главного бухгалтера в отчетности является основным инструментом подтверждения достоверности, правильности и законности отраженных в ней хозяйственных операций и является свидетельством его ответственности за составленные документы.

Новая страница 6

Как правило, документы, подготавливаемые в организации, до придания им юридической силы (подписания, регистрации, при необходи­мости - утверждения и приложения печати) подлежат согласованию. Согласование произ­водится в случаях, когда документы содержат какие-либо правовые нормы и требуется их экспертиза на предмет соответствия действу­ющим нормативным правовым актам, когда они затрагивают интересы других организаций, должностных лиц данной организации и т.п.

Согласование проекта документа про­водится с организациями и должностными лицами, которые в соответствии со своей компетенцией имеют непосредственное отно­шение к вопросам, содержащимся в проекте документа. Согласование может проводиться как внутри организации - со структурными подразделениями и должностными лицами (внутреннее согласование), так и вне ее - с подчиненными и неподчиненными организа­циями (внешнее согласование).

Внутреннее согласование оформляется визой, внешнее - грифом согласования. Рассмотрим порядок и правила оформления внутрен­него согласования документов (визирования).

Виза официального документа - реквизит документа, выражающий согласие или несогласие должностного лица с содержанием документа.

Требования к оформлению визы и порядок визирования документов определены следующими нормативными правовыми актами:

§ Государственным стандартом Респу­блики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республи­ки Беларусь. Система организационно-рас­порядительной документации. Требования к оформлению документов»;

§ Примерной инструкцией по делопро­изводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприяти­ях Республики Беларусь, утвержденной при­казом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23 мая 1995 г. № 13 (далее - Примерная инструкция по делопроизводству).

При этом следует руководствоваться также Методическими указаниями по практическому применению СТБ 6.38-2004, утвержденными при­казом Председателя Комитета по архивам и дело­производству при Совете Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2005 г. № 41, в которых конкретизированы положения СТБ 6.38-2004.

Визированию подлежат как внутренние документы, так и исходящие.

На внутренних документах визы простав­ляют ниже подписи слева на лицевой стороне последнего листа первого экземпляра доку­мента. При визировании проектов распорядительных документов (приказов, распоря­жений, указаний, постановлений, решений) Примерная инструкция по делопроизводству рекомендует располагать визы на оборот­ной стороне последнего листа документа (п. 2.3.11), т.к. при размножении и рассылке копий документа в другие организации визы на них не воспроизводятся.

В исходящих документах (письмах, справ­ках, докладных записках) визируются экземпляры документов, остающиеся в организации (так называемые «отпуски»). Виза оформля­ется по тем же правилам, что и при согласова­нии внутренних документов.

При невозможности разместить визы на документе необходимо составлять отдельный лист согласования, который прилагается к визовому экземпляру и в последующем хра­нится вместе с ним в деле.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (60), январь 2006 г. Воспроизведение возможно только с

Cтраница 1


Визирование документа является формой его внутреннего согласования.  

Визирование документа является формой его внутреннего в пределах одной организации согласования.  

При визировании документа кроме личной подписи приводят ее расшифровку и ставят дату. При необходимости указывают должность визирующего.  

Для ускорения согласования и визирования документа он может быть размножен оперативными средствами и передан заинтересованным лицам. Исполнитель обязан проверить правильность составления и оформления документа, наличие виз и приложений. Подготовленный и подписанный документ представляется со всеми сопутствующими материалами, в соответствии с которыми он готовился. Для ускорения подготовки и оформления документов необходимо шире практиковать их отправку за подписью руководителей структурных подразделений.  

Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование документа и его приложений.  

Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование документа и его приложения.  

Датируется по дате, проставленной, вероятно, А.И. Васиным при визировании документа.  

Здесь указываются: должность, личная подпись, инициалы и фамилии, даты визирования документа должностными лицами. Смысл визирования заключается в подтверждении должностным лицом целесообразности утверждения (принятия) данного документа.  

Хорошо зарекомендовал себя следующий метод: планировать время следует таким образом, чтобы в каждый час 15 минут оставались свободными, которые можно было бы использовать для подготовки к тем или иным делам, телефонных звонков, визирования документов, непредусмотренных работ и - а почему бы и нет.  

Замечания излагают на отдельном листе, подписывают и прилагают к документу. По усмотрению организации допускается полистное визирование документа и его приложения.  

Если при визировании в проект письма вносятся существенные изменения, он после перепечатывания подлежит повторному визированию. Несущественные изменения редакционного характера повторного визирования документа не требуют.  

Если при визировании в проект документа вносятся существенные изменения, он после перепечатывания подлежит повторному визированию. Несущественные изменения редакционного характера повторного визирования документа не требуют.  

На менеджере лежит обязанность контроля за выполнением принятых ранее решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. При планировании собственной работы менеджеру следует предусмотреть регулярные проверки деятельности своих подчиненных, причем не только членов своей команды, но и всех остальных. Могут применяться как официальные отчеты и аттестации, так и неформальные беседы.  

Например, для въезда и выезда из страны в ряде случаев необходимо получить визу государственных органов, ведающих этими вопросами. Получение визы, ее постановку в документе называют визированием документа.