К основным принципам организации документооборота относятся. Документирование и документооборот в организации

1. Понятие "документооборот" и его развитие. 2. Основные правила организации документооборота в организации (учреждении). 3. Схема движения и технология обработки документов. 4. Учет объема документооборота. 5. Регистрация документов. 1. Понятие " документооборот " и его развитие Понятие "документооборот" и сам термин возникли в делопроизводстве в 20-е годы. В трудах крупных специалистов в области управленческого труда и делопроизводства, таких как Д.Р.Покровский, П.М.Керженцев и др. были сформулировали основные положения организации документооборота, даны теоретические обоснования главных положений рациональной организации движения документов - распределение документов по исполнителям, сокращение инстанций их прохождения, направление документов непосредственному исполнителю, регламентацию подписания. В литературе того времени была обоснована методика обследования маршрутов, движения документов, разработана технология их доставки. Первая попытка нормативной регламентации единых принципов организации документооборота была сделана в 1931 году Институтом техники управления в проекте "Общих правил документации и документооборота". В проекте были изложены правила организации работы с документацией и документооборота, правила приема, сортировки, доставки, исполнения, контроля отправки документов, т.е. все этапы обработки документов. Государственные стандарты на термины и определения 1970, 1983 гг., "Единая государственная система делопроизводства" установили единообразие понимания документооборота как "движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки". Утвержденная в 1988 году " Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения " уточнила понятие "документооборот", включив в него и операцию "подшивка документа в дело". ГОСТ Р 51141 " Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" установил определение понятия " документооборот - движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки".2. Основные правила организации документооборота в организации (учреждении) Организация работы с документами - организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения. Документооборот является важным звеном в организации делопроизводства в организации (учреждении), так как он определяет не только инстанции движения документов, но и скорость движения документов. В делопроизводстве документооборот рассматривается как информационное обеспечение деятельности аппарата управления, его документирования, хранения и использования ранее созданных документов. Основными правилами организации документооборота являются: оперативное прохождение документа, с наименьшими затратами времени; максимальное сокращение инстанций прохождения документа (каждое перемещение документа должно быть оправданным, необходимо исключить или ограничить возвратные перемещения документов); порядок прохождения и процесс обработки основных видов документов должны быть единообразными. Соблюдение этих правил позволяет реализовать основной организационный принцип службы делопроизводства - возможность централизованного выполнения однородных технологических операций. Основой структуры любого документооборота является документ. Все документы (традиционные на бумаге и на магнитных носителях) в комплексе должны быть согласованы путем соблюдения правил особенностей представления информации на каждом из носителей. Организация документооборота - это правила, в соответствии с которыми должно происходить движение документов. Организация документооборота объединяет всю последовательность перемещений документов в аппарате управления организации (учреждения), все операции по приему, передаче, составлению и оформлению, отправке (и подшивке) документов в дело. Документооборот является важной составной частью делопроизводства и информационного обеспечения управления. Четко организованный документооборот ускоряет прохождение и исполнение документов в организации (учреждении) Порядок прохождения документов и организация всех операций при работе с ними, должен быть регламентирован инструкцией по делопроизводству в организации (учреждении) и табелем унифицированных форм документов. Разделяют централизованный документооборот и документооборот уровня структурного подразделения. В централизованный документооборот входит вся документация, подлежащая централизованной регистрации. Документы, учитываемые только в структурных подразделениях, составляют документооборот уровня структурного подразделения. Как правило, централизованный документооборот представлен организационно-распорядительной документацией, а документооборот уровня структурного подразделения - специализированной документацией, обеспечивающей основные направления деятельности организации (в него могут входить и организационно-распорядительные документы). В крупных организациях существует отдельное структурное подразделение, в задачи которого входит обеспечение централизованного документооборота. Структурное подразделение может называться по разному: управление делами, канцелярия, общий отдел и т.п. В организациях, где объем централизованного документооборота не настолько велик, чтобы им занималось самостоятельное подразделение, функции по его поддержанию могут быть возложены на секретаря руководителя организации. Выделяют три основных типа документов, составляющих централизованный документооборот. Входящие. Входящий документ - документ, поступивший в учреждение. Большинство входящих документов должны порождать соответствующие исходящие, в установленные сроки. Сроки могут быть установлены нормативными актами, предписывающими то или иное время ответа на соответствующий входящий документ или могут быть указанные непосредственно во входящем документе. Исходящие. Исходящий документ - официальный документ, отправляемый из учреждения. Большинство исходящих документов являются ответом организации на входящие документы. Некоторая часть исходящих документов готовится на основе внутренних документов организации. Небольшое число исходящих документов может требовать поступления входящих документов (например запросы в другие организации). Внутренние. Внутренний документ - официальный документ, не выходящий за пределы подготовившей его организации. Данные документы используются для организации работы учреждения (организации), так как они обеспечивают целенаправленное решение управленческих задач в пределах одной организации. К внутренним документам относятся организационно-правовые, организационно-распорядительные документы. Самостоятельные группы внутреннего документооборота составляют протоколы и акты, плановые и отчетные документы, документы по учету материальных и денежных средств, оборудования, внутренняя служебная переписка (докладные, объяснительная записка), личного состава и т.д. Через канцелярию проходят не все внутренние документы, а только переписка наиболее крупных структурных подразделений организации (особенно если они территориально разнесены) и приказы руководителя организации. Через канцелярию также проходят внутренние документы, порождающие исходящие документы.3. Схема движения и технология обработки документов 3.1. Входящие документы Документы, поступившие, в организацию начинают свой путь к исполнению с экспедиции (структурного подразделения общего отдела) (Схема № 11). Там они подвергаются экспедиционной обработке, которая заключается в проверке правильности доставки корреспонденции, вскрытии конвертов, проверке целостности вложений и предварительной сортировке документов на регистрируемые и нерегистрируемые. Нерегистрируемые документы и документы с пометкой "лично" передаются по назначению. В организации (учреждении) обязательно составляется перечень нерегистрируемых документов, который ежегодно пересматривается. Регистрируемые документы делятся на два потока: 1. Документы на имя руководителя и без указания конкретного адреса; 2. Документы в адрес структурных подразделений.

Разработать органы по захоронению в консультации с австралийскими архивами с включением электронных документов. Включить соответствие обязательствам в соответствии с Законом о архивах в любых спецификациях для системы электронного документооборота. Используйте стратегии хранения и миграции данных, которые обеспечат долгосрочный доступ к электронным документам. В настоящее время практика управления документами и архивирования приобрела новый уровень видимости и значимости как в государственном, так и в частном секторах, и, как результат, большинство организаций признают актуальность всеобъемлющих решений для управления документами высокого качества.

Схема № 11 Схема направления движения потоков входящих документов

Документы первого потока передаются в канцелярию, второго потока - в структурные подразделения. При централизованной регистрации все выше указанные документы поступают в канцелярию. Помощники руководителя или работник канцелярии производят предварительное рассмотрение поступивших документов. Целью предварительного рассмотрения поступивших документов является распределение документов, не требующих обязательного рассмотрения руководством, установление подразделения или лица, которым должен быть направлен этот документ. Отсюда следует, что при предварительном рассмотрении образуется два документопотока: в адрес руководителя организации (учреждения) и в структурные подразделения организации. Руководству организации (учреждения) передаются документы вышестоящих органов управления и документы, содержащие информацию по важнейшим вопросам деятельности организации (учреждения). Остальные документы передаются руководителям структурных подразделений организации (учреждения) или непосредственно исполнителям. При наличии в учреждении подразделения по рассмотрению писем граждан, заявления и жалобы направляются в него из экспедиции. Документы передаются руководству или исполнителям в день поступления в организацию (учреждение). Документы, подлежащие регистрации, после их рассмотрения регистрируются и передаются руководителям организации (учреждения) и структурных подразделений. Документы, которые исполняются несколькими подразделениями, передаются поочередно (согласно резолюции, наложенной в документе) или размножаются и передаются одновременно в копиях. 3.2. Исходящие документы Проект исходящего документа составляет исполнитель, правильность его оформления проверяет секретарь. Исходящие документы оформляются в двух экземплярах, за исключением факсов и телефонограмм, составляемых в одном экземпляре. Проект исходящего документа может быть согласован как со специалистами других организаций (учреждений), так и внутри организации (Схема № 12). В соответствии с ГОСТ Р 6.30-97, если документ проходит согласование с другой организацией, не автором документа, то согласование оформляется реквизитом "грифом согласования документа". Документ, проходящий согласование внутри организации (учреждения) оформляется реквизитом "визы согласования документа". Подготовленный проект исходящего документа представляется на подпись руководителю вместе с материалами, на основании которых он готовился. К Схема № 12 Схема направления движения потоков исходящих документов

Однако ожидания в отношении концептуальной структуры управления записями теперь связаны не только с традиционным восприятием наличия системы для эффективного управления конкретными типами физических или электронных документов. Концепция «управления документами» должна теперь, по необходимости, включать создание и реализацию эффективной и прозрачной структуры, с помощью которой можно фиксировать деятельность организации. Кроме того, должны быть предусмотрены меры предосторожности для выполнения обязательств, с которыми сталкиваются организации, связанные с сохранением и раскрытием их записей, деятельностью, которая сталкивается с более жестким нормативным и юридическим контролем.

проекту документа исполнитель прилагает список организаций, которым должен быть разослан подписанный документ. Целесообразно в организации (учреждении) установить порядок, при котором право подписания документов имеют не только руководитель организации (учреждения), но и другие руководящие работники, в пределах их компетенции. При этом условии движение документов и их исполнение станут более оперативными. Руководитель организации (предприятия) в праве внести изменения и дополнения в подписываемый документ или вернуть его на доработку. После подписания руководителем двух экземпляров исходящего документа он передается на регистрацию. Отправляемые документы регистрируются в "Журнале регистрации исходящих документов". После регистрации и присвоения исходящему документу регистрационного номера необходимо зафиксировать его рукописным или машинописным способом на обоих экземплярах. После регистрации документы направляются в экспедицию. Здесь проверяется правильность оформления исходящих документов и сортировка их по корреспондентам. Целесообразно иметь массив постоянных адресов. После оформления адресата на конвертах проставляются виды почтовых отправлений, оформляется стоимость отправки и составляются описи на почтовые отправления. Отправка исходящих документов происходит в тот же день. Второй экземпляр отправляемых документов или единственный экземпляр факса (телефонограммы) подшиваются в дело. 3.3. Внутренние документы Внутренние документы готовятся, оформляются в пределах одной организации (учреждения). Прохождение их на этапах подготовки и оформления организуются так же, как подготовка и оформление исходящих документов, а на этапе исполнения оно совпадает с маршрутом входящих документов. Особенность движения внутренних документов является то, что маршруты их различны для отдельных видов документов. 4. Учет объема документооборота Под объемом документооборота понимают общее количество входящих, исходящих и внутренних документов за определенный период времени. Учет объема документооборота организуется для установления: загрузки организации (учреждения), его подразделений и службы документационного обеспечения управления; потребности организации (учреждения) организационной и электронно-вычислительной технике. При определении объема документооборота однократно обязательно учитываются все документы. Подсчет входящих, исходящих и внутренних документов ведется раздельно. Отдельно учитываются машинописные копии и копии, изготовленные средствами оперативного размножения. Общий объем документооборота выражается дробью, числитель - количество основных документов, знаменатель - количество копий.5. Регистрация документов 5.1. Общие правила регистрации документов Регистрация документа - запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения. Следуя определению, регистрация документа - это присвоение ему индекса и проставление его на документе с последующей записью данных о документе в журнале регистрации или регистрационной карточке. Целью регистрации является обеспечение учета, контроля и поиска документов. Основным принципом регистрации документов является однократность. Каждый документ должен регистрироваться только один раз. Входящие документы регистрируются в день поступления, исходящие и внутренние документы - в день подписания. Регистрации подлежат документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях. В инструкции по делопроизводству организации (учреждения) в приложении должен быть представлен перечень документов, не подлежащих регистрации службой документационного обеспечения. Перечень утверждается руководителем организации (учреждения), если он включает нерегистрируемую документацию всей организации (учреждения), или руководителем того структурного подразделения, на документы которого перечень распространяется. При регистрации документов используются следующие основные справочные материалы: перечень документов, не подлежащих регистрации службой делопроизводства; перечень структурных подразделений с их условными обозначениями; номенклатура дел. 5.2. Индексация документов Индексация документов в делопроизводстве - это проставление их порядковых (регистрационных) номеров и необходимых условных обозначений при регистрации, указывающих место их исполнения (составления) и хранения. Регистрационный индекс документа; регистрационный номер документа - цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документы при его регистрации. Индекс входящего, исходящего и внутреннего документа, как правило, состоит из индекса дела по номенклатуре и регистрационного номера документа, например: регистрационный номер 06-10/96 входящего документа включает: 06 - индекс структурного подразделения; 10 - номер соответствующего дела по номенклатуре; 96 - индивидуальный порядковый номер входящего документа, присвоенный ему при регистрации. Исключением являются индексы распорядительных документов (постановлений, распоряжений, приказов по основной деятельности, приказов по личному составу и других документов), протоколов. Индексами распорядительных документов и протоколов являются их регистрационные номера, которые присваиваются самостоятельно в пределах каждого вида документов. Индексы заявлений и жалоб граждан могут быть дополнены первой буквой фамилии автора документа. На всех входящих документах проставляется регистрационный номер документа, фиксирующий факт и время поступления документа в организацию (учреждение). Место проставления штампа определено ГОСТ Р 6.30 - 97. 5.3. Формы регистрации документов и порядок их заполнения В практической деятельности, в зависимости об объема документооборота в организации (учреждении) используют две формы регистрации документов: журналы и карточки. Возможна и третья форма регистрации, с использованием персонального компьютера - автоматизированная электронная (Схема № 13).

Следовательно, управление записями как конструкция должно теперь охватывать как способность удовлетворять потребности для повышения эффективности организации, так и предлагать более богатые возможности для выполнения юридических обязательств. Тем не менее, во всем мире появились новые правила, которые заставили многие организации сработать, чтобы быть уверенными в том, что они не отстают от своих обязанностей по управлению документами и поддерживающих возможностей. Эти новые правила освещают необходимость создания множества компонентов для того, чтобы организации могли быть в хорошем положении для удовлетворения текущих и будущих потребностей в управлении реальными документами.

Схема № 13 Организация контроля исполнения

В небольших организациях (учреждениях) применяют разные журналы для регистрации входящих и исходящих документов.

ФОРМА ЖУРНАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИСХОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ

ФОРМА ЖУРНАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВХОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ

В основе этих компонентов лежит потребность в надежных инструментах электронного обнаружения, которые должны работать в тандеме с такими технологиями, как эффективные поисковые решения и стабильные долгосрочные хранилища. Фактически, электронное обнаружение и его поддерживающие функциональные возможности служат критическими элементами, на которых может быть построено истинное управление документами.

Только в этом основополагающем контексте можно полностью реализовать практическое, совместимое и комплексное решение для управления знаниями на уровне предприятий. Важность этих концепций на реалистичном уровне рынка должна рассматриваться не только через несколько негативную призраку отвращения к риску и законной готовности. Эти побочные продукты включают в себя более проворные и упреждающие возможности обслуживания клиентов, необремененную среду для инноваций, оптимизированную маневренность и готовность к быстро меняющемуся конкурентному рынку и более сильное позиционирование для долгосрочной рентабельности.

Для регистрации всех категорий входящих, исходящих и внутренних документов карточная более удобная форма регистрации. Форма карточки - регистрационно-контрольная карточка, расположение в ней необходимых реквизитов для регистрации документа может быть определен в организации (учреждении) и утвержден в инструкции по делопроизводству. Бланки регистрационно-контрольной карточки могут быть изготовлены как типографским способом, так и методом оперативной полиграфии на бумаге формата А5 (148х210 мм). Допускается цветовое различие карточек. Количество экземпляров регистрационной карточки определяется числом справочных и контрольных карточек во всех структурных подразделениях и звеньях, в которых документ будет исполняться и контролироваться. Бланки регистрационно-контрольной карточки должны изготавливаться типографским способом или методом оперативной полиграфии на бумаге формата А5 (148х210 мм). Допускается цветовое различие карточек.

Знание факторов, управляющих надежным управлением записями

Удержание записей всегда несет в себе какое-то юридическое обязательство, независимо от типа или размера организации. Разумеется, многие случаи все еще существуют, когда некоторые организации думают о сохранении с точки зрения очень узкой модели управления документацией, которая не соответствует нормативным требованиям или ожиданиям производительности. Организации могут даже полностью осознавать преимущества хорошего управления документами, но считают, что создание формальной и совершенной структуры управления записями - это хлопот и что выгоды не перевешивают затраты или усилие.

РЕГИСТРАЦИОННО-КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА лицевая сторона

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

КОРРЕСПОНДЕНТ

ИНДЕКС ДОКУМЕНТА

ДАТА ОТПРАВКИ ДОКУМЕНТА

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА

Этими типами организаций являются те, кто сталкивается с наибольшим риском, поскольку они мотивированы только продвигаться вперед, когда им предлагается реагировать на такие реактивные стимулы, как случай судебного разбирательства. С другой стороны, хотя нормативные руководящие принципы существуют, каждая организация отличается, и даже те организации, которые привержены созданию и внедрению структуры управления звуковыми записями, могут не найти правильное решение, если они попытаются сопоставить или реплицировать другую модель управления документами организаций.

ИНДЕКС (НОМЕР) ДОКУМЕНТА

РЕЗОЛЮЦИЯ И КОМУ НАПРАВЛЕН ДОКУМЕНТ

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

оборотная сторона

ИСПОЛНИТЕЛЬ

КЕМ ПОДПИСАН

Существуют основные принципы и принципы управления хорошими записями - не только с точки зрения «управления записями», но и с точки зрения создания положительного влияния на основные цели управления знаниями организации. Однако эта конструкция не означает, что в каждой ситуации есть решение «один размер подходит всем». Фиксированной статической модели «управления хорошими записями» не существует; скорее, координация управления хорошими записями - это правильное сочетание компонентов управления записью на месте, чтобы организация обладала надлежащим уровнем надежности, согласованности и гибкости, необходимой для прогнозирования и адаптации к изменяющимся правилам, потребностям бизнеса, технологиям, форматы данных и доступные ресурсы.

ОТМЕТКА ОБ ИСПОЛНЕНИ

КОЛ-ВО ЛИСТОВ

На верхнем поле регистрационно-контрольной карточки кружком обводят дату исполнения документа, взятую из резолюции. На нижнем поле есть графа для проставления фактического исполнения документа. Карточки помещают в контрольную картотеку. Контрольную картотеку целесообразно разделить на 33 ячейки (рубрики): 31-я ячейка соответствует максимальному числу дней в месяц; в 32-й ячейке размещают карточки на документы, сроки, исполнения которых наступят в следующем месяце; в 33-й ячейке располагают карточки на неисполненные в срок документы. Карточки в картотеке располагают по датам исполнения документов, т.е. каждому дню исполнения (в пределах месяца) соответствует определенная ее ячейка. Наиболее рациональным ведением контрольных операций регистрации документов является использования персонального компьютера, который в заданном режиме устанавливает промежуточные сроки исполнения и выводит на экран номера документов в назначенный день для проведения над ними контрольных операций. 5.4. Контроль исполнения документов Контроль исполнения документов - совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов. Организация контроля за исполнением документов должна обеспечивать их своевременное и качественное исполнение (Схема № 14).

Перемещение вперед с помощью стратегии управления эффектами

Учитывая контекст, описанный в предыдущем разделе, любое решение по управлению документами должно, по крайней мере, придерживаться следующих основных принципов. Создайте дополнительную гибкость в отношении того, как записи фактически определены внутри организации. Обеспечьте всеобъемлющую и эффективную стратегию безопасного и долговременного хранения записей. Включите точное и безопасное окончательное размещение записей на основе соответствующих правил. и правила. Поддержка управления записями, поскольку они в настоящее время используются. . Каждый из этих принципов будет объяснен в отдельном подразделе ниже, а также возможные подходы к их успешной реализации.

Схема № 14 Контроль исполнения документов

Контроль осуществляется за наиболее важными входящими, исходящими и внутренними документами. Контроль за исполнением документов и содержащихся в них поручений осуществляют руководители учреждения, руководители структурных подразделений и уполномоченные ими лица. Непосредственный контроль за исполнением документов возлагается на службу документационного обеспечения управления организации (учреждения). В структурных подразделениях организации (учреждения) контроль за исполнением документов осуществляет секретарь или лицо, ответственное за делопроизводство. Технология контроля состоит из постановки документа на контроль, проверки своевременного доведения документа до исполнителя, предварительной проверки и регулирования хода исполнения, учета и обобщения результатов контроля исполнения документов, информирования руководителя организации (учреждения). Срок исполнения документа - срок, установленный нормативно-правовым актом, организационно-распорядительным документом или резолюцией Существует два вида срока исполнения документа: типовой и индивидуальный. Типовой срок исполнения документа - срок исполнения документа, установленный нормативно-правовым актом. Индивидуальный срок исполнения документа - срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом организации или резолюцией. Контроль за исполнением документа начинается с момента постановки его на контроль. На документе поставленном, на контроль в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97 делается отметка знаком "К" или штампом "КОНТРОЛЬ". Документ считается исполненным и снимается с контроля руководителем после проведения исполнителем конкретной работы (подготовки ответа, составление проекта контракта, проведение делового совещания). Результаты исполнения в краткой форме записываются на самом документе (согласно ГОСТ Р 6.3-97, реквизит 27 "Отметка об исполнении документа и направлении его в дело"). Также ставится отметка и в контрольно-ревизионной карточке. Данные о ходе и результатах контроля за исполнением документов периодически анализируются. На основе анализа разрабатываются предложения по ускорению исполнения документов и повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации контроля и управления в целом. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение понятия "документооборот". 2. Каковы основные этапы документооборота? 3. Какие этапы обработки проходят входящие документы? 4. В какие сроки должны быть осуществлены доставка и рассмотрение входящих документов? 5. Какие документы называют исходящими? 6. Какие операции входят в состав обработки исходящей документации? 7. Какие документы называют внутренними? 8. В чем заключается особенность работы с внутренними документами? 9. Для чего и как производится учет объема документооборота? 10. Какие виды документов подлежат регистрации? 11. Какие существуют формы регистрации документов? 12. Какие документы подлежат обязательному контролю?

Создание гибкого определения записей

Каждая организация должна иметь собственное определение записи, и это определение должно основываться на фактическом бизнес-плане и характере этой организации. Чем сложнее и сложнее организация, тем сложнее серия записей, которая является базовой структурой, на которой основан файловый план. Поскольку серия записей может стать довольно сложной, фактические записи должны быть определены на основе контента, что позволяет автоматизировать график хранения внутри каждой серии записей, в отличие от носителя или типа документа.

Тема 9.doc

Тема 9. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА

Вопрос 1. Понятия и принципы организации документооборота

Под документооборотом понимается движение документов на предприятии, в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки.

Основными Принципами организации документооборота являются следующие:

Такой подход согласуется с тем, что определяется влиятельным стандартом Министерства обороны, который, среди других рекомендаций, поддерживает представление о том, что все документы, включая электронную почту, обрабатываются в соответствии с определенной серией записей.

Организация может определять записи как коллективные данные на основе проектов, если все записи в этой коллекции относятся исключительно к конкретному проекту, и если все записи имеют одинаковую продолжительность жизни. Более эффективным методом является создание многоуровневого файлового плана для записей проекта. Использование этого подхода означает, что записи могут быть определены на самом высоком уровне как принадлежащие к конкретному проекту, и в этом случае они могут быть подразделены на категории «контент» по мере создания файлового плана.


  • прохождение документов должно быть оперативным. Чтобы сократить время их пребывания в сфере делопроизводства, следует различные операции по обработке документов выполнять параллельно (например, копирование и раздача копий документа лицам, в исполнении которого они участвуют);

  • каждое перемещение документа должно быть оправданным, необходимо исключить или ограничить возвратные перемещения документов;

  • порядок прохождения и процессы обработки основных видов документов должны быть единообразными.
Иначе говоря, основная задача организации документооборота - прямоточность в движении документов, однократность и единообразие их обработки.

Различают потоки поступающих, отправляемых и внутренних документов (практики называют эти документы соответственно входящими, исходящими и внутренними документами).

Поддержка рабочего файлового плана

Эта структура позволяет автоматизировать график хранения. Наличие надежного файлового плана имеет решающее значение для организации и повышения эффективности работы бэк-офиса. Как было сказано ранее, планы файлов напрямую связаны со сложностью организации и основаны на ее потребностях бизнеса. Меньшие или более простые структуры внутри организаций потребуют гораздо более простого и более простого файлового плана.

Создание всеобъемлющей стратегии хранения

Структурирование записей служит еще одной цели, а именно длительности времени, в течение которого любая организация должна вести учет. Ведение всех записей навсегда контрпродуктивно, поскольку этот подход приведет к неуправляемым наборам данных. Скорее, записи серий и файловых планов обеспечивают структуру, позволяющую установить график хранения, приводящий к окончательному решению.

Для оптимизации маршрутов движения документов, кроме маршрутных схем, в частности в бухгалтерском учете, находят применение графики документооборота. График прохождения того или иного документа представляет собой перечень исполнителей, сроков поступления документов, времени их обработки ответственными работниками, передачу документов в архив.

После определения файлового плана реализация графика хранения, прикрепленная к каждой серии записей, становится проще. Эту ситуацию можно еще больше усовершенствовать, настроив ее на автоматическое предупреждение, которое направляется назначенным должностным лицам. Эти должностные лица могут повлиять на окончательное распоряжение конкретными записями. В зависимости от юрисдикции, в которой работает организация, применяются юридические обязательства. Эти записи необходимы для организации на протяжении всего срока службы и должны храниться вечно.

^

Вопрос 2. Прохождение и порядок исполнения входящих документов


Документопоток входящих документов составляют:


  • документы вышестоящих организаций, органов власти;

  • документы подведомственных организаций, присылающих отчетно-учетную документацию и различного рода запросы;

  • документы организаций-смежников и прочих организаций, обменивающихся информацией для решения вопросов, требующих совместных действий,

  • жалобы и заявления граждан.
В процессе движения входящих документов выполняются следующие операции:

  • прием входящих документов;

  • первоначальная (экспедиционная) обработка;

  • предварительное рассмотрение и распределение;

  • регистрация;

  • рассмотрение документов руководством;

  • направление документов исполнителям;

  • исполнение резолюций;

  • отправка ответных документов.
Прием входящей корреспонденции осуществляется в организации централизованно секретарем-референтом.

Первоначальная обработка входящей документации - проверить правильность доставки, целостность вложений, учесть поступившие документы и подготовить их к передаче по назначению.

Графики хранения могут и также должны быть приостановлены в случае смягчающих обстоятельств. Чтобы использовать пример судебного дела, если определенные записи, которые должны быть удалены, подпадают под обязательства по раскрытию информации, эти записи должны храниться до дальнейшего уведомления. Поэтому график хранения должен обладать надлежащей гибкостью для удовлетворения этих требований независимо от того, какой тип системы используется для контроля процессов хранения.

Эффективный файловый план также будет служить числовым представлением наиболее важных метаданных, прикрепленных к каждой записи. Например, категория в файловом плане может быть 7, в которой каждое из чисел представляет собой элемент метаданных, причем первое число слева соответствует самому высокому или самому широкому уровню, а затем последующие номера относятся к более конкретным категориям метаданных.

На всех регистрируемых документах для фиксации факта и времени их поступления в учреждении делают отметку в виде регистрационного штампа.

В процессе первоначальной обработки документы сортируют по структурным подразделение.

Нерегистрируемые документы раскладываются по структурным подразделениям для доставки по назначению, остальная документация регистрируется.

Рисунок 1 - Матрица планирования хранения и хранения данных. Этот метод хорошо подходит для сложных планов подачи, и гарантируется как рабочий процесс, так и автоматизация. Традиционно меньшие организации уклоняются от таких решений, напуганных потенциальными издержками. Следовательно, это решение может быть наиболее экономичным, доступным для любой организации. Сосредоточив внимание на двух компонентах - плане файлов и окончательном плане размещения - и используя эти два фактора для оценки потребностей конкретных бизнес-единиц, организация может затем создать «список стилей» типов инструментов и возможностей управления записями, которые они нуждаются в организационном масштабе.

Распределение поступивших документов во многом определяет прямоточность их движения.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в настоящее время документы могут быть получены не только по почте, но и приняты по телетайпу, факсу (факсимильное сообщение), электронной почте, доставлены курьером или посетителем. Делопроизводственная служба обязана обеспечить учет и контроль за движением таких документов.

Предварительное рассмотрение поступивших документов в канцелярии секретарем производится с основной целью - отобрать документы в адрес руководства. Руководству организации направляют документы по принципиальным вопросам деятельности организации, исполнение которых требует принятия решения, и документы, содержащие необходимую для руководства информацию.

Передача документов на рассмотрение должна осуществляться в день их получения. Телеграммы и другие срочные документы передаются в первую очередь.

Рассмотрение документов руководством организации и структурных подразделений производится, как правило, в день их получения. Срочные документы рассматриваются по мере поступления.

Результаты рассмотрения документов руководителями отражаются в резолюциях (реквизит 17).

С резолюцией документ передается ответственным исполнителям. Резолюция руководителя на документе должна быть отражена в регистрационных карточках. Для контрольной службы резолюция может явиться основанием взятия исполнения документа на контроль.

Исполнение резолюции осуществляется ответственным исполнителем совместно с сотрудниками, указанными в ней.

При передаче ответного документа на подпись к нему следует прилагать материалы, на основании которых он готовился. В дело документ и все относящиеся к нему материалы направляются тогда, когда работа над ответным документом полностью завершена. Подшивку документа в дело осуществляет работник канцелярии секретарь (секретарь-референт).
^

Вопрос 3. Прохождение исходящих документов


К числу исходящих (отправляемых) документов относятся, главным образом, ответные письма, излагающие согласие, отказ на соответствующую просьбу или предложение адресата, и инициативные письма самой широкой тематики, требующие ответной реакции адресата.

Прохождение исходящего документа включает несколько этапов:


  • составление проекта документа, его распечатка;

  • согласование проекта, его визирование в необходимых случаях;

  • подписание (утверждение) документа;

  • регистрация и отправка документа.
Подготовленный проект документа представляется секретарю-референту для проверки правильности оформления, наличия приложений, а также в необходимых случаях материалов, на основании которых документ готовился. Неправильно оформленный документ возвращается исполнителю. Проект документа вместе с необходимыми материалами секретарем, секретарем-референтом или в отдельных случаях исполнителем представляются руководителю на подпись. Исправленные руководителем проекты документов, как правило, перепечатываются.

Подписанные документы регистрируются и передаются на отправку.

^

Вопрос 4. Прохождение внутренних документов


Внутренние документы проходят следующие стадии:


  • подготовка проекта документа,

  • перепечатка,

  • согласование,

  • визирование,

  • подписание,

  • исполнение.
Поэтому маршруты их прохождения на этапах подготовки и оформления те же, что и у исходящих документов, а на этапе исполнения совпадают с маршрутами входящих документов.

Однако некоторые виды внутренних документов могут иметь свои маршруты. Распорядительные документы (приказы, распоряжения) проходят через юридический отдел; протоколы не требуют составления проекта; докладные записки, справки и т. п. документы поступают прямо к руководителю, на имя которого они написаны. Приказы, протоколы регистрируются в канцелярии (у секретаря-референта), подвергаются размножению в копировально-множительном подразделении, а затем копии их рассылаются в структурные подразделения. Докладные-записки на имя руководителя организации или структурного подразделения, сводки, справки и другие внутренние документы после рассмотрения должностным лицом передаются в структурные подразделения или подшиваются в соответствующие дела.

^ Вопрос 5. Работа с конфиденциальными документами

К служебным документам конфиденциального характера относятся документы, содержащие информацию закрытого характера.

Перечень сведений конфиденциального характера определен Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. Указ к числу сведений конфиденциального характера относит, в частности, сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну.

Под служебной (коммерческой) тайной, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 139), следует понимать организационную, финансово-экономическую, научно-техническую и иную используемую в организации информацию, обладающую реальной или потенциальной ценностью для сторонних лиц, заинтересованных в ее получении, но не имеющих законных оснований для свободного ознакомления с нею.

Работа по обеспечению сохранности конфиденциальных документов, как правило, на малых предприятиях организуется секретарем-референтом, на средних и крупных - начальником канцелярии.

Для нормальной работы сотрудников с конфиденциальными документами необходимо обеспечить следующие три условия:


  • работа с конфиденциальными документами должна производиться в отдельном, специально для этого оборудованном помещении;

  • выдача конфиденциальных документов во временное пользование (на срок свыше одного рабочего дня) производится под роспись сотрудника;

  • передача документов с грифом «конфиденциально» в другое учреждение (а внутри организации из подразделения в подразделение) производится только с разрешения соответствующего руководителя.
Документы конфиденциального характера учитываются в специальном журнале и хранятся отдельно от других документов - в особых помещениях или в запираемых металлических шкафах.

По окончании рабочего дня документы закрытого характера проверяются и сдаются на хранение. Об утрате таких документов немедленно сообщают ответственному руководителю.

Руководители подразделений должны обучать своих подчиненных правилам обращения с конфиденциальными документами. Вновь принятые на работу сотрудники подписывают «Обязательство о неразглашении служебной тайны» по принятой в организации форме. Все сотрудники предупреждаются о возможной уголовной, административной и иной ответственности в соответствии с законодательством.

^ Вопрос 6. Работа с письмами и обращениями граждан

Работа с письмами и обращениями граждан имеет свою специфику и ведется отдельно от общего делопроизводства.

Личную ответственность за организацию работы с обращениями граждан и состояние делопроизводства по ним несут руководители государственных органов, предприятий и организаций.

Все поступающие в государственные органы, на предприятия, в организации предложения, заявления и жалобы граждан должны быть приняты, учтены, централизованно зарегистрированы на регистрационно-контрольных карточках в день их поступления.

Сроки хранения документов по предложениям, заявлениям и жалобам граждан обычно колеблются от 5 до 10 лет для документов различной степени важности. Отдельные дела, интересные для истории, могут храниться постоянно.

Все дела с обращениями, имеющие постоянный срок хранения, передаются через год после завершения по ним делопроизводства в архив учреждения, а затем в государственный архив.