Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. А. Эйнштейн
Прагматизм и философия успеха
Философии прагматизма очень близка философия успеха или успешного человека . Последняя — фактически частный случай или одно из следствий философии прагматизма. И здесь мы видим ослиные уши чисто прагматического подхода. Философия успеха загоняет человека в прокрустово ложе малых и внешне эффектных дел. Она в значительной мере лишает человека возможности рисковать, дерзать. Ведь риск, дерзание неизбежно связаны с ошибками, неудачами, т. е. с тем, что является неуспехом (противоположностью успеха). Человек, воспитанный в духе философии успеха, крайне негибок, хрупок. Серьезная неудача может его сломать, убить, уничтожить.
Философия успеха проникла в психологию. Евгения Белякова, психотерапевт, пишет: «Какая там душа! Торговля «счастьем» у психологов идет не хуже, чем у колдунов. Не зря же самым большим спросом пользуются тренинги, где людей «делают успешными». Когда о человеке говорят, что он умный, или талантливый, или профессионал высокого класса, это понятно. А успешный - это кто? У которого ни ума, ни таланта, ни профессионализма - зато смог денег «настричь»?»
(«Осторожно, психолог! Из записок психотерапевта» — ЖЖ:
http://impressionante.livejournal.com/20750.html#comments )
Президент России, выступая 2-го сентября 2013 г. в одной из школ Кургана по случаю начала нового учебного года, сказал буквально следующее: "Для того чтобы быть успешным, нужно заниматься любимым делом..." При всем уважении к В.В.Путину не могу с ним согласиться. Всё вроде в его словах правильно: и успех нужен человеку, и любимое дело, безусловно, должно быть. Однако, мотивация любимого дела неизмеримо шире и глубже мотивации успешности, того, что вкладывается в понятия «успех», «успешный человек». Человек занимается любимым делом не для того, чтобы непременно достигнуть успеха. Успех может быть, а может и не быть. Ведь любимое дело, творческий труд связаны, как правило, с серьезными рисками, т.е. не всегда ведут к личному успеху.
Вообще, если внимательно приглядется к словосочетанию "успешный человек", то можно увидеть, что оно по сути нелепо. Тут явное несоответствие масштабов. Где успех, а где человек?! Успех - нечто быстротекущее, ограниченное во времени и пространстве жизни человека. Ты можешь быть успешным в каком-то деле, в каком-то виде деятельности, в каком-то виде общественного признания, на каком-то пятачке-отрезке времени, но не можешь быть успешным вообще, всегда, во всех средах, на всех этапах жизненного пути, от рождения до смерти.
________________________________________ ______
ИЗ ПЕРЕПИСКИ:
Екатерина Сваровски @esvarovski follows you:
"Быть здоровым - значит быть успешным".
Катя, извините, я сразу Вас покритикую. Ваш девиз "Быть здоровым - значит быть успешным" - весьма сомнителен. Как практический философ, я хорошо знаю, что такое философия успешности. Быть успешным - не должно быть целью настоящего человека, да и вообще нормального человека. Успех не всегда сопутствует человеку и добиваться непременно его - значит сильно обеднять свою жизнь. Человек - рисковое существо. Это его сущность. А риск не всегда ведет к благоприятному результату. Что же, человек не должен рисковать, чтобы не искушать себя в смысле неуспеха?! Философия успеха - близорукая и слишком приземленная. Это американские прагматисты пытаются ее внедрить в сознание людей. В итоге мы видим, какие американцы, ну ту-пы-е, как говорил Задорнов. Я шучу, конечно, но кое-что в этой шутке есть.
С уважением, Л.Балашов
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Однажды в переписке с Чарли Чаплином Эйнштейн восхищенно заметил: «Ваш фильм „Золотая лихорадка“ понятен во всём мире, и Вы непременно станете великим человеком». Чаплин ответил ему: «Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто не понимает, а Вы всё-таки стали великим человеком».
сайт собрал самые крутые высказывания ученого - потому что к жизни они относятся самым прямым образом.
- Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не уверен.
- Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом.
- Теория - это когда все известно, но ничего не работает. Практика - это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает... и никто не знает почему!
- Есть только два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса.
- Образование - это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.
- Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.
- Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного.
- Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая - палками и камнями.
- Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.
- Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
- Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
- Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.
- Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие.
- Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.
- Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
- Морскую болезнь вызывают у меня люди, а не море. Но, боюсь, наука еще не нашла лекарства от этого недуга.
- Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя.
- Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
- Математика - это единственный совершенный метод водить самого себя за нос.
- Чем больше моя слава, тем я больше тупею; и таково, несомненно, общее правило.
- Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.
- Международные законы существуют только в сборниках международных законов.
- При помощи совпадений Бог сохраняет анонимность.
- Единственное, что мешает мне учиться, - это полученное мной образование.
- Я пережил две войны, двух жён и Гитлера.
- Вопрос, который ставит меня в тупик: сумасшедший я или все вокруг меня?
- Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.
- Самое непостижимое в этом мире - это то, что он постижим.
- Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового.
- Все люди лгут, но это не страшно, никто друг друга не слушает.
- Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы - что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы - евреем.
- Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так.
- Воображение - это самое главное, оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь.
- Я слишком сумасшедший, чтобы не быть гением.
- Чтобы пробить стену лбом, нужен или большой разбег, или много лбов.
- Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.
- Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение - куда угодно...
- Чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть.
- Никогда не запоминайте то, что вы можете найти в книге.
- Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?
Мастер – класс «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл » (Альберт Энштейн)
осмыслить философскую проблему бытия: для чего живет человек;
побудить учащихся к размышлениям о смысле жизни, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезным и добрым;
познакомить с жизнью Ю. Вревской
I. Вступительное слово учителя.
Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающей смысл жизни, приводил человека к открытиям. Открытия окрыляли, убеждали: не зря, не зря…
Складывался опыт, убедительный, жизнеутверждающий. Казалось бы – повтори, умножь. Но каждый человек каждый раз начинает всё заново. Человеческая жизнь должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живёт, и попытался ответить на него.
С чего бы вы начали такое осмысление? Попробуем начать с простого. Пусть каждый вспомнит наиболее значимые для него собственные поступки, любые…
Что мы называем поступком? (Поступок – совершенное кем-либо действие).
Запишите свои поступки. (на листочках учащиеся записывают)
Каждый из вас записал поступки. И что же мы видим? Хотим мы этого или не хотим, но все наши поступки бывают хорошими или плохими. Любые поступки (плохие он или хорошие) оставляют в других людях тот или иной след. Попробуем задуматься над этим. Посмотрите на свои записи и определите, какой знак вы бы дали этической окрашенности своих поступков?
Наша жизнь – сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетём мы сами… Но не всегда осознаём это. А ведь это наш след в жизни.
II. Сообщение темы и цели.
- У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Но мы живём, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверняка, пришла пора и нам задуматься над этим.
III. Обсуждение рассказа.
Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле?»
Старый Мастер построил каменный дом. Стал в стороне и любуется. «Завтра в нем поселятся люди », - думает с гордостью. А в это время возле дома играл Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который еще не затвердел.
Зачем ты портишь мою работу? - сказал с укоризной Мастер.
Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и побежал себе. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не наклонялся - ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свою родную деревню на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами. Никто не помнит такого.
Что же ты оставил после себя? – спрашивает старого Мужчину один дед.
Есть у тебя сын или дочь?
Нет у меня ни сына, ни дочери.
Может, ты дуб посадил?
Нет, не посадил я дуба...
Может, ты поле выпестовал?
Нет, не выпестовал я поля...
Это, наверное, ты песню сочинил?
Нет, и песни я не сочинил.
Так кто же ты? Что же ты делал всю свою жизнь? - удивился дед.
Ничего не мог ответить старый Мужчина. Вспомнилась ему тот момент, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит тот, словно вчера построен, а на самой низкой ступеньке – окаменевшее отражение хлопчиковой ножки.
Вот и все, что останется после меня на земле, - с болью подумал Человек.
Но этого же мало, очень мало... Не так надо жить...
IV . Беседа.
– Что оставил на земле после себя старый Мужчина?
– Что он делал всю жизнь?
– Как вы понимаете слова «ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой»?
– Почему он с горечью произнес слова: «Не так надо было жить!»
– Что он понял?
V . Вывод . Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть. Он рождается для того, чтобы оставить по себе след. Человек оставляет память о себе прежде всего в поступках, в своих детях, в добрых делах, в труде.
Наш вывод подтверждает и сам Василий Сухомлинский в своих работах:
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный».
«Не должно быть людей незаметных, людей - безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»
Знаете ли вы людей, которые «сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»?
VI . Рассказ о Ю. Вревской.
В нашей жизни всё меняется: время, правители, даже природа не постоянна. Одно остается неизменным одно сострадание, милосердие. Желание помочь ближнему, попавшему в беду, во все времена вызывало только глубокое уважение. Литература позволяет нам не только узнать о подвигах, но и сопереживать героям, учиться мужеству и стойкости.
Гибель Юлии Петровны Вревской вызвала у великого поэта и писателя И.С.Тургенева чувство скорби и уважения. Произведение «Памяти Ю.П. Вревской» позволяет почувствовать переживания автора.
Внимательно послушайте стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской». Какие чувства, мысли посетят вас? (видеоролик)
анализ стихотворения в прозе;
Каковы ваши впечатления от услышанного?
Что вы знаете о жизни Ю.П. Вревской?
«В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины–воины. Накал благородных чувств был таков, что многие женщины направились на фронт. Милосердные сёстры – так их тогда называли. Среди них была и та, кого благословил Тургенев, Юлия Петровна Вревская – одна из блистательных петербургских красавиц, баронесса…»
Это русская женщине, которую по праву можно назвать Ангелом милосердия
Юлия Петровна Вревская – баронесса, народная героиня России и Болгарии.
Что вы узнали о ней из текста И.С. Тургенева?
(«Она была молода, красива…», «Жизнь ей улыбалась…», «…с лишком две недели умирала она от тифа….», «…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.
Почему в произведении И. С. Тургенева нет подробного описания жизни Юлии Петровны?
Где в тексте проявляется «я» лирического героя?
(Учитель предлагает перечитать заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!» ) Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо ». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.
Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее». Ирония – «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…» .
Восхищение – «и такая сила, такая жажды жертвы!»
Умиление – «Нежное кроткое сердце…»
Сожаление – «Всякое другое счастье прошло мимо» .
Скорбь – «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…» )
Милосердные сёстры. Сейчас мы называем их «сёстры милосердия». Главное слово «милосердие». Что это? Чем его измерить?
Как вы можете объяснить данное понятие? Запишите на листочки.
(Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)
Какие понятия являются противоположностью милосердию?
(Противоположность милосердия: равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.)
Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему и участие в жизни другого. Этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью.
Вот как о милосердии говорит Гилберт Честертон: «Милосердие – это сила, которая может защитить то, что беззащитно ». А Хелен Келлер пишет: «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении ».
Как Вы их понимаете?
Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сёстры милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других. Именно так прожила свою жизнь Ю. Вревская.
Как вы думает, почему Ю.П. Вревская и другие сёстры милосердия сделали именно такой жизненный выбор?
Давайте попробуем составить синквейн о милосердии.
Итог урока.