Размышление о времени жизни. Жалобы на жизнь

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.

Аристотель

Само время вечно в своем понятии, ибо оно не какое-то определенно время и также не настоящее, а время как время составляет его понятие. Но последнее, как и вообще всякое понятие, само есть вечное, а потому также и абсолютное настоящее. Вечности не будет. Вечности не было, а вечность есть.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Почему у вас часы растекаются? - спрашивают меня. Но суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время.

Сальвадор Дали

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни.

Чарльз Дарвин

Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.

Лао Цзы Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось.Всепожирающее время.Все может ослабить время, но не мою печаль.Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем. Дни убегают, и нам их невозможно сдержать.Мгновения вечно сменяют друг друга. Овидий Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. Ричард Олдингтон

Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.

Козьма Петрович Прутков

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Время - движущееся подобие вечности.

Платон

В трудные времена наивность - это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный.

Это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен.

Эрих Мария Ремарк

Вечность - это время, когда существуют идеалы.

Жан Полль Рихтер

Юность думает лишь о настоящем, зрелый же возраст не пренебрегает ни настоящим, ни прошлым, ни будущим.

Фернандо де Рохас

Бывают времена, когда правительство теряет доверие народа, но я не знаю времени, когда оно могло бы доверять ему.

Антуан Ривароль

Время и прилив никогда не ждут.

Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления.

Вальтер Скотт

Береги время.

Каждому делу - свое время.

Только время принадлежит нам.

Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем.

Кого ты мне назовешь, кто хоть сколько-нибудь умел бы ценить время?

Несчастье - удобное время для добродетели.

Скупость благородна только в расходовании времени.

Сенека

Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.

Мы не можем представить себе жизнь после смерти и не можем вспомнить жизнь до рождения потому, что не можем представить себе ничего вне времени.

Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени.

Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.

Лев Николаевич Толстой

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг.

Алексей Николаевич Толстой

Жизнь - это красноватая искорка в мрачном и немом океане Вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.

Иван Сергеевич Тургенев

Вы совершаете ошибку, говоря, что нельзя двигаться во Времени. Если я, например, очень ярко вспоминаю какое-либо событие, то возвращаюсь ко времени его совершения и как бы мысленно отсутствую. Я на миг делаю прыжок в прошлое. Конечно, мы не имеем возможности остаться в прошлом на какую бы то ни было частицу Времени, подобно тому как дикарь или животное не могут повиснуть в воздухе на расстоянии хотя бы шести футов от земли. В этом отношении цивилизованный человек имеет преимущество перед дикарем. Он вопреки силе тяготения может подняться вверх на воздушном шаре. Почему же нельзя надеяться, что в конце концов он сумеет также остановить или ускорить свое движение по Времени или даже повернуть в противоположную сторону?

Герберт Джордж Уэлс

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством.

Любишь ты жизнь? Тогда не теряй времени; ибо время - ткань, из которой состоит жизнь.

Если хочешь иметь досуг, не теряй времени даром.

Время - деньги.

Поскольку ты не уверен даже в одной минуте, не трать попусту ни одного часа.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ

Время в Нашем Мире представляется всеми столь естественным и привычным, а именно поэтому же - столь косным и пассивным.
Многие философы от античности до недавнего… на протяжении всей истории познания Нашего Мира считали и считают ВРЕМЯ лишь фикцией ума.
Однако в тибетском учении ВРЕМЯ - есть источник всего: «ВРЕМЯ как воздух для нас. Мы видим материю, но не видим фон, в который она погружена.
ВРЕМЯ создает нас из праха, сопровождает нас всю жизнь, разлагает на исходные элементы.
ВРЕМЯ обладает всеми атрибутами Бога: незримое и вездесущее, непознаваемое и неустранимое, неуловимое…
Нет ничего могущественнее и загадочнее ВРЕМЕНИ.
А современная физика наделила ВРЕМЯ странными, «фантастическими» свойствами.
В чём создавшаяся «фантастичность».
Проблема - в способе, которым в общей теории относительности (ОТО) "связано" ВРЕМЯ и пространство.
А. Эйнштейн лихо низверг ньютоновское абсолютное - «человеческое время», с его независимым тиканьем на заднем плане.
А. Эйнштейн утверждал, что «время» еще одно измерение - четвертое, сплетенное пространством и... вместе с пространством - в пластичную ткань, которая искривляется материей... (звездами, дырами...)

Загвоздка в том, что в квантовой теории, - ВРЕМЯ сохраняет ньютоновское равнодушие.
Эти две концепции (концепция И. Ньютона и концепция А. Эйнштейна) не склеиваются, и ко ВРЕМЕНИ не имеют никакого отношения.

ВРЕМЯ у первых философов (Фалеса, Анаксимена и Гераклита) определялось более фундаментальным, чем пространство, ибо в отличие от пространства оно ничем не ограничено и не подчиняется выдуманной "мудрости".

ВРЕМЯ не подчиняется этой "мудрости",
т. е. не укладывается в рамки официальной модели Бытия, утвержденной современными учеными.

При таком направлении научной мысли, в европейской науке сформировалась тенденция, особенно окрепшая при исключении ВРЕМЕНИ из научного рассмотрения.
Эта тенденция скорбной тенью прошла через работы не только И. Ньютона, но и А. Эйнштейна.
А. Эйнштейн, в общей теории относительности, практически свел ВРЕМЯ к пространству - к четвертой пространственной координате.
А. Эйнштейн почти полностью "упростил" своеобразие ВРЕМЕНИ.
Европейская наука, таким образом, приняла самые крайние и самые простые решения из спектра концепций о ВРЕМЕНИ, предложенных из трехтысячелетней истории философии и науки.

Всякий раз, когда мы пытаемся «поймать ВРЕМЯ», мы оказываемся в положении человека, который хочет зачерпнуть воду решетом, ибо наше самосознание не способно охватить явления происходящие в Нашей Вселенной. Явления, в нашем представлении, не есть сами явления - это проекции явлений во Вселенной на Наш Мир, но именно они и вызывают преобразования во ВРЕМЕНИ Нашего Мира.
Человек бессилен перед грядущими изменениями в Нашей Вселенной - он часть природы Земли, и ограничен рамками трехмерного пространства и «человеческим временем».

В этом смысле ВРЕМЯ можно уподобить чистому Сознанию, которое Иисус называл Святым Духом.

Древнейшим изображением ВРЕМЕНИ является трезубец как символ бесконечной череды прошлого, настоящего и будущего. Если попробовать осмыслить этот трезубец в привычном нам понимании, то мы приходим к такому выводу: куда мы не двигались - вперед, влево, вправо или вверх, - там - будущее.
Будущее объемлет все трехмерное пространство - Наш Мир.
Настоящее представляется как точка в трехмерном пространстве, и находится здесь и сейчас?
А прошлое не имеет вовсе пространственной проекции: двигаться по пространству в прошлое невозможно?
Если принять по определению, что только Бог не подвластен ВРЕМЕНИ, то Бог… и есть ВРЕМЯ.
Все мы ходим под Богом. Все в Нашей Вселенной рождается, движется, существует и погибает под «бременем» ВРЕМЕНИ.
Мы живем во ВРЕМЕНИ, которое не способны сделать объектом своего изучения. . Мы живем во ВременнОм Пространстве и которое одновременно недоступно нам.
Сосредотачиваясь на понимании ВРЕМЕНИ, проще оперировать - нашим «человеческим временем».
Само же ВРЕМЯ остается неуловимым…
Кто прав? - те философы, которые утверждают, что ВРЕМЯ есть единственная реальность, или физики, которые утверждают, что время есть лишь вымысел?
ВРЕМЯ не вымысел.
ВРЕМЯ - это Бог.
Мы достигли бы всезнания, если бы овладели нашим подсознанием.
Мы достигли бы иных возможностей, если бы овладели тайнами ВременнОго Пространства.
Тогда бы мы знали все про себя и Нашу Вселенную.

“Истина приходит в этот мир как ересь,
умирает как заблуждение”
Гегель.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о времени в «дохристовый» период
Тысячелетия назад, наши пытливые предки как-то осознали «время» и осилили его понимание мерой своего разума и воображения.
Дали этому «созданию» наименование и определили способ его измерения.
И как теперь выясняется, обретенные ими знания вовсе не бесполезны для нас сегодня.

Если современному человеку задать вопрос: "Как течет время?", то большинство сравнит его с рекой, текущей из будущего в прошлое и никогда не поворачивающей свои воды вспять. (нельзя в одну реку войти дважды)
Символом вечности у древних философов были - песочные часы Вдумаемся в то, что они собой символизируют.
Песочные часы представляют собой модель вечного мира, воплощенного в виде материального объекта… Созданные руками человека, они в определенной мере искажают истинное отражение принципа вечности. Действительно, они представляют собой две полые сферы, частично наполненные мелкими песчинками, соединенные между собой - отверстием капилляром. При ориентировании одной из сфер над другой, происходит "перетекание" песчинок из верхней сферы в нижнюю под действием гравитационного поля Земли. Причем, песчинки ближе к оси капилляра обгоняют песчинки, тормозящиеся стенкой капилляра. Но в целом, процесс перемещения песчинок из верхней сферы в нижнюю, наблюдается как стабильный определенный поток. Путем определенной градуировки сфер, можно добиться достаточной точности - "синхронизации" их истечения с периодом обращения Земли вокруг собственной оси. Наблюдение этого процесса в совокупности с несовершенством самой модели, послужило формированию изначально неправильного представления человека о таком понятии как "время". "Течение времени" отождествлялось с перетеканием песчинок из верхней сферы в нижнюю.

Древние греки считали иначе:
"... Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесчисленное число раз. Благодаря этому "время" бесконечно".
Это высказывание принадлежит современнику Гераклита философу Проклу.
И оно считалось истинным многие столетия.
«Вечное не измеряется временем, значит,
не существует во времени, в нем нет прошед-
шего, будущего. Вечность является причи-
ной существования вещей как целых.

Возвращаемся к точке зрения Зенона, полагавшего: движения нет вообще, поскольку в каждый отдельный промежуток времени его нельзя обнаружить. Очень образно этот парадокс описал А. С. Пушкин:
"Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей".

Привычный способ восприятия времени - причина войн на планете.

Людвиг Фейербах считал ВРЕМЯ «коренным условием бытия».
В начале прошлого века замечательный английский астроном Эри писал! «Докажите мне, что будущее отличается от прошедшего, и я построю двигатель на этой энергии».

Опираясь на учение Канта, Шопенгауэр пишет:

"Весь материальный мир с его телами, протяженными в пространстве и находящимися посредством времени в отношении причинности друг к другу, и всем с этим связанным, не есть нечто существующее независимо от нашего интеллекта, но имеет свои основные предпосылки в функциях нашего мозга, за счёт которых только и возможен такой объективный порядок вещей, поскольку время, пространство и причинность, на которых основаны все реальные и объективные процессы, сами есть не что иное, как функции мозга".

"Счастливый Ньютон, счастливое детство науки... Природа была для него открытой книгой, которую он читал без усилий. Концепции, которыми он пользовался для упорядочения данных опыта, кажутся вытекающими самопроизвольно из самого опыта, из замечательных экспериментов... В одном лице он сочетал экспериментатора, теоретика, мастера... Он предстал перед нами сильным, уверенным и одиноким; его радость созидания и ювелирная точность проявляются в каждом слове и каждом рисунке".
Отдав этими словами должное своему предшественнику, "этому блестящему гению", А. Эйнштейн тем не менее принялся перекраивать Вселенную по своему разумению. Говорят, он удивил своих собеседников, признавшись однажды, что никогда не понимал понятия "абсолютное время".

Почему время везде и всюду течет одинаково? Чем этот темп задается и что (или кто) его контролирует? Эти "проклятые" вопросы не давали покоя Эйнштейну. И он по своему разрешил их, создав теорию относительности.

За этой теорией, законченной в 1916 году, с самого начала утвердилась слава непостижимой. Сначала говорили, что ее во всем мире понимают всего три человека, включая самого автора. Потом число посвященных увеличилось до двенадцати, но сам автор из этой дюжины, как ни странно, выпал. Эйнштейн по этому поводу шутил: "С тех пор, как на теорию относительности навалились математики, я сам перестал ее понимать".

ПЛЯСКИ ВОКРУГ ВРЕМЕНИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ
На сегодняшний день большинство ученых считает, что наша Вселенная образовалась в результате Большого Взрыва 15 — 20 млрд. лет тому назад. Поначалу материя распространялась во все стороны равномерно, а потом стала сгущать в галактики и квазары. Так вот астрономы Паломарской обсерватории в Калифорнии, обнаружившие новый квазар, определили его расстояние до Земли в 14 млрд. световых лет.
Однако если объект отдален от нас расстоянием в 14 млрд. световых лет, то это равносильно тому, что мы наблюдаем его таким, каким он был 14 млрд. лет тому назад, т.е. в период ранней юности Вселенной. Беда однако состоит в том, что согласно нынешней теории на столь раннем этапе существования Вселенной квазары еще не должны были образоваться.

По случайному совпадению, почти одновременно с обнаружением престарелого квазара ученые Гарвардского университета установили, что и масса Вселенной гораздо больше, чем предполагалось до сих пор. Это открытие тоже ставит под сомнение нынешнее происхождение Нашей Вселенной.

А ученые - теоретики между тем не спят — они изобретают новые теории. Так, скажем, профессор Стивен Хоукинг в одной из своих работ, написанной совместно с Джимом Хартлом из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, утверждает, что вполне возможна и модель Вселенной без каких-либо границ в пространстве или во времени.
Теория Большого Взрыва предполагает, что когда-то, в самом начале Вселенной, был момент, когда вся космическая материя концентрировалась в одной точке. Существование такой точки подразумевается общей теорией относительности. Однако безграничная Вселенная, полагает С. Хоукинг, не обязательно должна возникнуть из одной точки...
Никакого Большого взрыва не было!…теперь та самая наука, которая «убила» Бога, восстанавливает веру в Него. Физики споткнулись о признаки того, что космос устроен специально для существования жизни и сознания.
Стивен Вайнберг, лауреат Нобелевской премии по физике.

Пытаясь объяснить появление Вселенной без участия каких-либо Высших Сил, ученые в середине ХХ столетия создали теорию, согласно которой она появилась в результате так называемого Большого Взрыва из сингулярной (особой) точки. Размер этой точки можно представить, познакомившись с высказыванием старшего научного сотрудника Государственного астрономического института им. Штернберга В.Сурдина: «Ранняя Вселенная была настолько мала, что даже атом протона по сравнению с ней мог бы казаться Луной». А точка, из которой она появилась, была еще меньше.

Как философ, профессор Хоукинг является детерменистом и полагает, что основополагающие законы Вселенной сравнительно просты и что скоро мы их откроем. В одной из своих последних лекций ученый заявил, что должен, существовать свод законов, определяющих эволюцию Вселенной с самого начала. "Эти законы могли быть предопределены и Богом, — говорит Хокинг, — но во всяком случае он не вмешивается, чтобы изменить их..."
" Но значит ли это, что все предопределенно заранее и нам остается лишь уповать на судьбу?
Ну а чтобы сделать свою мысль доходчивее, профессор прибег к наглядному примеру:
"Я думаю, что концепция свободной воли и моральной ответственности за наши действия является эффективной теорией в том же смысле, что и механика сплошных сред. Возможно, что все, нами проделываемое, предопределенно некоей Всеобщей теорией. Если эта теория предопределила, что мы умрем через повешение, мы не утонем. Но нужно быть чертовски уверенным, что вам предназначена виселица, чтобы отправиться в открытое море на утлом суденышке, когда ожидается сумасшедший шторм. Я заметил: даже люди совершенно убежденные, что все предопределено свыше, тем не менее, смотрят по сторонам, прежде чем перейти дорогу..."
Время не существует само по себе, оно неразрывно связано с другими понятиями окружающего нас Мира. И осознание этого факта позволило ученым развить немало интересных теорий.

Исходя из созданной им общей теории относительности, А. Эйнштейн попробовал построить космологическую теорию строения Нашей Вселенной. При этом он исходил из определённых общих воззрений на нее. В частности, он считал, что Вселенная в целом должна быть однородной. Предполагал он также, что и все направления во Вселенной равноправны.

Однородность и изотропность — это пространственные свойства Вселенной Эйнштейна. Ну а каковы должны быть ее временнЫе свойства? На этот счет тоже существовала традиция начала века, которой последовал и создатель теории относительности. Согласно бытовавшим ТОГДА взглядам считалось, что Наша Вселенная пребывает в неизменном состоянии и никак не подвластна «ходу времени». Если где-то погасла звезда или галактика, то ей на смену тотчас же загорается другая, так что в целом картина Нашего Мира остается принципиально неизменной.

Однако реальная - Наша Вселенная оказалась совершенно иной, не статически застывшей, а динамичной и развивающейся. Уравнения Фридмана показали, что вещество Вселенной не может находиться в покое. Оно должно либо расширяться, либо сжиматься.

Ho почему Вселенная не может быть статической? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
Классическая, механика Галилея и Ньютона приучила человечество к мысли, что тело может находиться в покое или в состоянии равномерного прямолинейного движения только в том случае, если на него не действуют никакие силы. Или если эти силы — уравновешивают друг друга.
Может ли такое равновесие наблюдаться во Нашей Вселенной? Вряд ли. Потому что на все небесные тела в Нашем Мире действует, по существу, одна преобладающая сила — сила небесного тяготения. В итоге сила всемирного тяготения ничем не уравновешивается и вследствие этого приводит Наш Мир в движение: планеты обращаются по своим орбитам вокруг солнц, а сами солнца и их скопления — звездные галактики — все это движется.

Хоукинг издал книгу: " Она представляет собой относительно небольшую (200 страниц) научно-популярную работу, в которой описаны все космологические теории и гипотезы. Издатель сказал, что каждая новая формула будет сокращать число читателей вдвое. Поэтому в книге всего одна формула — это эйнштейновское уравнение. Все остальное я постарался изложить как можно более доступным языком..."
И надо сказать, что попытка популяризации книги Хоукингу вполне удалась. В своей книге он рассказывает о гипотезе Большого Взрыва, согласно которой Наша Вселенная когда-то образовалась из одной-единственной сингулярной точки.
По неведомой пока нам причине в один прекрасный миг эта точка взорвалась, и с той поры ее вещество расширяется, преобразуясь по дороге. Затем, как полагают многие ученые, большой маятник Вселенной качнется в обратную сторону — расширение может смениться сжатием до новой сингулярной точки.
Таким образом, Наша Вселенная должна иметь начало и конец?
Однако Стивен Хоукинг с такой точкой зрения не согласен. Он полагает, что она чересчур пессимистична, поэтому ввел в науку новое понятие — "воображаемое время". Используя это понятие, Хоукинг, создал модель такой Вселенной, у которой нет ни начала ни конца.

"Краткая история времени" является четвертой книгой Стивена Хоукинга, но это первая книга, написанная для широкой аудитории. Она стала бестселлером и в течение шести месяцев находилась в списке лучших книг New York Times.

Большая часть книги рассказывает историю Нашей Вселенной вплоть до последних открытий, сделанных в области теорий гравитации. Это книга захватывает читателя хотя бы потому, что об истории рассуждает человек сам во многом определяющий ее ход. Главы о черных дырах, возможно, самое толковое из всего, что когда-либо о них писалось. Некоторые технические неточности, допущенные в них, несущественны. Любой, кто захочет узнать о применении гравитационных теорий для объяснения возникновения и развития Вселенной не будет разочарован.
"Краткая история времени" — это несколько больше, чем просто популярное изложение гравитационных теорий. Что делает книгу Хоукинга уникальной и противоречивой, так это его философские и теологические высказывания.
В последней главе книги Хоукинг декларирует цель своей жизни и работы. Все усилия он направляет на то, чтобы ответить на фундаментальные вопросы: "Какова природа Нашей Вселенной? Каково наше место в ней? Как появилась Наша Вселенная, и как появились мы? Почему все так, как есть?" Мечта Хоукинга — ответить на все эти. вопросы исключительно посредством физики. До сих пор он никак не объяснил своего отказа принять те ответы, которые уже даны в других источниках, например, в Библии. Благодаря его близким контактам с христианами, включая бывшую жену Джейн и коллегу-физика Дона Пейджа, мы можем предположить, что он, по крайней мере, знает о том, что Библия освещает эти вопросы. И все же он предпочитает игнорировать ее ответы. В своем интервью Sunday Times Magazine (Лондон) Джейн Хоукинг сказала:

"В умах людей, которые разрабатывают эти проблемы, похоже нет места для других источников вдохновения. От Стивена невозможно получить ответа на философский вопрос, лежащий вне области науки... Я, по крайней мере, никогда не могла добиться такого ответа, и это очень грустно."
Цель философских размышлений Стивена Хоукинга в "Краткой истории времени" — принизить роль Бога во Вселенной и возвеличить роль человеческой расы.
Наиболее остро эту тему развивает Карл Саган в предисловии к этому изданию. Согласно Сагану, "Краткая история времени" — это книга "о Боге, или, скорее, об отсутствии Бога. Она представляет собой попытку представить Нашу Вселенную как не имеющую границ в пространстве, конца или начала во "времени" и какой-либо необходимости в Творце".
Забавным образом это заявление противоречит выводам, к которым Хоукинг пришел в своей замечательной работе по теоремам сингулярностей, в которой, по словам самого Хоукинга, он показал, что "время имеет начало".

Основываясь на принципе причины и следствия, эта теорема указала явно, возможно, даже слишком явно для Хоукинга, на существование вне измерений Вселенной некой сущности, которая сотворила и Нашу Вселенную, и ее измерения пространства и "времени". В таком случае единственной надеждой Хоукинга избежать начала, а значит, и вывода о Творце, было найти какой-нибудь момент в истории Нашей Вселенной, когда уравнения общей теории относительности (на которой основывалась его пространственно-временная теорема) могли бы дать сбой.

Еще до написания этой книги Хоукинг начал обнаруживать признаки своего членства в рядах тех, кто искал недостатки в теории "Большого Взрыва". В 1983 году Стивен Хоукинг и Джеймс Хартл выдвинули идею. что, поскольку мы не можем определить состояние Вселенной до секунды после ее возникновения, возможно, какой-то неизвестный феномен в этот кратчайший миг мог нарушить главенство общей теории относительности. А если это так, то пространство, "время", материя и энергия могли произойти и не из реальной особой точки (начинающейся из бесконечно малого объема).
Далее они предположили, что точно так же, как поведение атома водорода может быть описано волновой функцией квантовой механики, этой функцией можно описать и поведение Вселенной. А если так, утверждали они, Наша Вселенная могла просто внезапно возникнуть из абсолютного ничто в точке, которую многие назвали бы началом... Эта нереальная гипотеза послужила основой для широко известного утверждения Хоукинга: "Вселенная не могла быть сотворена, не может быть и разрушена; она просто есть и будет.
При чем же здесь Творец?"
Эта гипотеза является основой для утверждения сторонников движения Нового века и атеистов о том, что, согласно науке, нет никакой необходимости в существовании Бога-Творца для создания Вселенной.
К чести Хоукинга, он позже признал в "Краткой истории времени", что вся эта идея была "просто предположением: она не может быть выведена из какого-либо другого принципа"
СЛАБОЕ МЕСТО ГИПОТЕЗ СТИВЕНА ХОУКИНГА

Даже если бы гипотезы Хоукинга были верны, не возможно было бы избежать необходимости в существовании Бога-Творца. Вот как объясняет это Хайнц Пэгельс, физик-теоретик: "Невообразимая пустота превращается в существующую реальность — реальность логичных физических законов. Но как эти законы вписаны в пустоту? Что "говорит" пустоте о том, что она беременна возможной Вселенной? Похоже, что даже пустота подчиняется закону и логике, существовавшим прежде пространства и "времени".

Хоукинг не избежал вывода о необходимости Создателя. Не мог он избежать и особой точки. Фрэнк Типлер, еще один физик-теоретик, указал, что Хоукинг мог просто бессознательно подменить один тип особой точки другим типом, а точнее, классическую сингулярность общей теории относительности квантовой сингулярностью:

"Квантовая Вселенная (модель которую предлагает Хоукинг)... в обязательном порядке состоит не из одной четырехмерной сферы, но скорее из бесконечности сфер всех возможных радиусов. Поскольку радиус сферы, не может быть меньше или равен нулю, четырехмерная сфера нулевого радиуса ограничивает Вселенную Хоукинга. ..." Он (Хоукинг) исключает классическую сингулярность — начало "времени" — только для того, чтобы она вновь появилась как "начало" пространства всевозможных четырехмерных сфер".

Хоукинг сам невольно опровергает все модели Вселенной, лишенные начальной точки и границ:

"Если Наша Вселенная действительно находится в таком квантовом состоянии, то в "воображаемом времени" не будет никаких сингулярностей... Наша Вселенная могла бы быть конечной в "воображаемом времени", но без границ или сингулярностей.
Когда возвращаешься к реальному -" человеческому времени", в котором мы живем, здесь все же будут появляться сингулярности... Мы их не встретим, только если будем жить в "воображаемом времени..."
В реальном же - "человеческом времени" Наша Вселенная имеет начало и конец в сингулярностях, которые образуют границу пространства-времени, за которыми законы науки не работают".

Если смотреть на это с точки зрения Библии, то можно сказать, что Бог существует вне "реального времени", то есть единственного временнОго измерения физической Вселенной. Таким образом, Он не зависит ни от границ, ни от сингулярностей. Но и человеческие существа и Наша Вселенная ограничены реальным - "человеческим временем".
Поэтому они существуют в определенных границах и имеют НАЧАЛО.

Хотя Хоукинг старается ограничить роль Создателя или точнее, исключить необходимость Его существования для жизни и эволюционного развития Нашей Вселенной, он не стремится исключить Его совершенно. Он настоятельно отвергает ярлык "атеиста". Хоукинг, возможно скорее подходит под определение деиста. В ""Краткой истории времени" он говорит:

"Эти законы физики, может быть, изначально и были предписаны самим Богом, но, по всей видимости, в последствии, Он просто предоставил Нашей Вселенной развиваться по этим законам и уже больше в них не вмешивается"

Затем Хоукинг приходит к выводу: "с успехом науки в описании событий многие люди начали считать, что Бог позволяет Нашей Вселенной эволюционировать согласно своду законов и больше не вмешивается в ее существование и не изменяет эти законы".

Причины, по которым Хоукинг принимает деистические позиции, заключаются не в том, что это точка зрения большинства.
С самого начала он дал понять, что верит в существование целой группы физических законов, дающих "полное описание Нашей Вселенной, - в которой мы живем". Больше того, он считает, что эти законы "предположительно определяют нашу деятельность". Таким образом, Хоукинг делает вывод:

"Если бы существовал полный набор законов, это бы нарушило свободу Бога менять Свое решение и вмешиваться в жизнь Нашего Мира."
Самым явным несоответствием между философией Хоукинга и христианством (помимо физической реальности) является вера Хоукинга в то, что человеческие существа могут найти этот "полный набор законов".
Под этим он не просто подразумевает полную и последовательную унифицированную теорию поля (теория, поясняющая, как единственная первичная сила расщепляется на сильную и слабую ядерные силы, а также на электромагнитную и гравитационную силы), но "полное понимание происходящего вокруг нас и понимание нашего собственного существования".
В другом случае он говорит, что хочет "познать разум Бога".
Поскольку существование Бога Библии или существование сингулярности и означало бы, что его цель никогда не будет достигнута, понятно, что он хочет опровергнуть оба эти постулата.

Интересно, что его цель недостижима не только по Библейским канонам, но невозможность ее достижения была математически доказана Куртом Геделем в 1930 году.
Согласно теореме неполноты Геделя, "ни одно нетривиальное множество арифметических предложений не может иметь доказательства своей правильности в себе самом". В применении к КОСМОСУ это означает, что невозможно познать сущность Нашей Вселенной, исходя из самой Вселенной.

"Представьте себе движение по воображаемому шару, — пишет Хоукинг. — Вы начали движение по нему с северного полюса и постепенно движетесь к югу, меняя широту места..."
Говоря иначе, Хоукинг своими словами пересказывает ту притчу о плоскостном Мире. Но рассматривает он ее применительно к нашему трехмерному Миру и приходит в конце концов к неожиданному выводу:
"По мере движения широта места, т. е. длина окружности, будет возрастать, а потом, когда вы перевалите экватор, начнет сокращаться, пока не превратится в нуль.
Что это — точка сингулярности?.. Нет, ведь если вы продолжите движение, то широта снова станет возрастать..."
Конечно, все сказанное выглядит весьма схематично. На самом деле Наш Мир устроен, наверное, значительно сложнее.
Однако в том и есть один из талантов Хоукинга — говорить о сложных вещах или емкими, точными формулами, или просто наглядными образами.
В заключение своей книги Хоукинг предполагает, что объединенная теория поля должна быть "настолько убедительной, чтобы дать существование себе самой и Нашей Вселенной". Даже если объединенная теория поля и не сотворила нас, говорит Хоукинг, Бог Библии — неподходящий кандидат на роль Творца, ибо мы все равно встанем перед проблемой: "Кто сотворил Его?".

Стивен Хоукинг ввел понятие "воображаемого времени", которое не имеет никакой связи с настоящим физическим "человеческим временем", однако оказалось весьма удобным для описания многих процессов космологии.
Пространство и ВРЕМЯ потеряли свой абсолютный характер и, как мы уже говорили, уступили место новому понятию - "пространства-времени". Изменения, вносимые при этом в наши геометрические понятия, одновременно носят и количественный и качественный характер.
Количественный — потому, что отныне необходимо учитывать искривленность пространства и "времени", а это предполагает, к примеру, что сумма углов треугольника не обязательно должна быть равна 180° (пространственная геометрия Лобачевского), а, прямые параллельные линии согласно той же геометрии в некоторых случаях могут и пересекаться.

Старая модель Солнечной Системы показывает стационарную картину бытия того, - «откуда было начало».
По прошествии года это «время» - есть прошлое.
Вы на самом деле, более 11 миллиардов миль от того «места», где Вы были год назад!
Необходимо понять, что движение Земли в нашей Солнечной Системе выглядит иначе.
Истинное движение Земли вокруг Солнца происходит по спирали. Кроме вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца, Земля следует «за движением» Солнца по галактике Млечный Путь.

Такое знание приносит понимание большей реальности Солнечной Системы - с более логичным восприятием.
Наши учёные постоянно «подбрасывают» пытливому человечеству «новые» свидетельства о том, какова была Солнечная Система прежде.
Любопытна череда фактов, по которым «МИЛЛИАРД ЛЕТ НАЗАД» - Луна, якобы, находилась от Земли на расстоянии 30 тыс. километров.
При этом, Земля вращалась вокруг собственной оси в шесть раз быстрее, т. е. в Земных сутках было лишь «четыре часа».
Наш привычный «ГОД» (год на Земле «сегодня») состоит из 365 «суток», при количестве «часов» в «сутках» - равному двадцати четырем. Таким образом, получаем: 24 х 365 = 8760 «часов».
Для ускоренного в шесть раз вращения Земли вокруг собственной оси получим:
8760: 4 = 2190 «суток».
А каково количество «суток», необходимых для совершения Землей одного оборота вокруг Солнца. Не факт, что - 799350.
«Год» Земли, определенный одним оборотом её вокруг Солнца, при «суточном её вращении в четыре часа» остается не исследованным.
По какому праву, ученые оперируют фактами, что вышеупомянутое событие имело место - «МИЛЛИАРД ЛЕТ НАЗАД».
Что имеем мы «сегодня»:
«Земля вращается вокруг собственной оси - 0-1040 миль / ч. Земля вращается вокруг Солнца в прибл. 66 629 миль / ч. Солнце вращается вокруг галактического центра - прибл. 447 000 миль / ч. Учитывая скорость движения Солнца, мы узнаём, что Земля путешествует по Нашей Галактике - 3918402000 миль за год! (Поскольку она, в дополнение, вращается и вокруг Солнца)».
Общую скорость Земли - движение в пространстве трудно даже приблизительно вычислить. Невозможно установить всю совокупность перемещений.
Приведенные параметры Солнечной Системы показывают «сиюминутную» картину Бытия - то, что наблюдаем мы «сегодня».
По прошествии каждого «года» это «время» - есть «прошлое».
Никакие ухищрения не помогут Вам разобраться - что вращается вокруг чего. Нет в Нашей Вселенной точки - какой - либо основы, по которой можно было бы судить о характере движения и длительности существования чего-то… тем более в масштабах нашего - «человеческого времени». (тик-тик, стрелки крутятся…)
В космосе все движется и невозможно не только понять, что движется, но и что движется вокруг чего.
Попытки к осознанию таких представлений дополняет наше энергоинформационное наполнение - ЭН, даёт понимание о процессах прибавки к энергоинформационному наполнению - ЭН планеты Земля(о процессах прибавки к другими объектам - к всеобщему энергоинформационному наполнению - ЭН Нашей Вселенной).
Дополнительное знание углубляет наше понимание в том, что мы являемся в, какой то мере, творцами реальности Нашего Мира - Нашей Вселенной.

В от и еще прошел один год - и на чреду преходящих лет вступает новое лето, чтоб прейти подобно всем другим. Непрестанно прилагается день ко дню, месяц к месяцу, год к году, - и умножение времени сокращает время. Непрерывно и быстро течет река времени и спешит к черте, за которою не будет более времени. Но и мы не на берегу сей реки стоим, чтоб быть сторонними только зрителями ее течения. Нет, но по ней, или вместе с нею и в ней влечемся и сами тем же путем временных изменений к своему концу. Потому помышление о времени не чуждо нам; оно касается весьма существенной черты в нашей жизни временной и если во всякое время может занимать нас, то тем неизбежнее должно занять ныне, когда за тем и собираемся в храмы, чтоб молить Господа Вседержителя об освящении и благословении нового лета.

Живя во времени, мы многое знаем о времени: знаем, что время скоротечно, что им надобно дорожить, что утраченного времени воротить уже нельзя, что срок данного нам времени короток, а то, что должно быть совершено в продолжение его, имеет вечную цену, что время только на время и со временем все должно уступить место свое вечности. Но что есть само временное? Как бывает то, что во времени? Непрестанные изменения пред глазами нашими, и из уст наших постоянно слышится: ныне, вчера, завтра; но как стоит то, что есть ныне, или сей час? Куда девалось то, что было вчера или за час? Откуда придет то, что будет завтра или чрез час?

Не подумайте, благочестивые слушатели, что дух праздной пытливости возбуждает такие вопросы. Нет. Они приводят нас к весьма важным истинам - таким истинам, кои должны руководить нас в употреблении данного нам времени и управлять всею нашею жизнию. Потому, положив в нынешней беседе с вами кратко ответить на эти вопросы, я не думаю уклониться от цели бесед, предлагаемых с сего священного места. Итак,

1). Как стоит то, что есть ныне, или сей час? Мы обыкли расширять свое бытие, равно как бытие всего мира по пространству времени, видим себя и все другие вещи далеко в прошедшем и простираем взор далеко в будущее. Между тем действительное наше существование - одно мгновение, как одна тонкая полоса света среди густого мрака ночи. И под нами нет утверждения (опоры). А между тем мы стоим, как и весь мир, являем некое постоянство, некую твердость. Кто же держит нас в этой бездне ничтожества (небытия)? Кто не дает окружающему нас ничтожеству поглотить нас? Кто, отъемля действительность у прошедшего, сохраняет бытие для настоящего и, внося в будущее, которого нет, вносит существующим?

Ответ на это готов у всякого. Тот, Кто сотворил нас, в Ком источник всякого бытия, Кто все содержит и живит. Так, братие, веруем, что ничему и одной минуты нельзя быть без действия в нем всемогущей силы Божией; но не забудем прибавлять к сему, что нельзя быть - не этому только большому миру, но поименно каждой вещи, поименно каждому из нас. Произнося слово - Вседержитель, иные обыкли думать, что Он держит только мир, а мы держимся уже миром. Нет, мир не поможет нам: он сам не имеет в себе твердости, сам весь, как капля от кадки, или «стражик на превесех» («стрелка на весах», Прем.11:23 ). Напрасно думают высоко о мире и его законах, о природе и ее силах, как будто в них есть что неприкосновенное, непререкаемое, нерушимое, - и под видом науки изобретают себе идолопоклонство, которое гибельнее мифологического идолопоклонства древних греков. Нет, братие, не законами и силами природы держится жизнь каждого из нас, а силою Божиею, действующею в нас. Господь, носящий всяческая (вселенную) глаголом силы своей, глаголом же силы своей носит и каждого из нас.

Утвердим же сию мысль в уме и напечатлеем ее в сердце. Над бездною ничтожества носит нас вседейственная сила Божия, - а мы живем, движемся и есмы. Отымет дух свой, отдалит руку свою, - и мы исчезнем и не помянемся ктому (более) в живых. Но если держит нас Господь, то и прикасается к нам. Не мысленно только зрит нас; нет, прикасается к нам, как рука к руке или воздух к телу. Утешительно и пристрашно! Утешительно осязать, яко недалече коегождо нас суща Всеблагого Отца и Промыслителя, всегда готового Внимателя наших прошений и молитв, хотящего и могущего помощи. Пристрашно ощутить такую близость Чистого - нечистому, Благого - злобному, Щедрого - скупому, Кроткого - гордому, Судии - грешнику. Не потому ли всячески и убегают памятования о Боге и Его к нам близости, что мысль о Его близости несовместна с нечистотою сердца? Но она есть, и лукавое забвение наше не устранит действительности. Да, Бог наш есть огнь, поядаяй все нечистое и греховное. И всегда близ есть, и убежать от Него некуда. Это грызение совести, которая мучит нас за грех, есть прикосновение Всесвятого Бога к нам, есть слово Его: перестань, покайся. И некуда укрыться, чтоб не слышать сего гласа. Убежище одно покаяние. И не будет мира, пока не будет покаяния. Итак, Бог, держащий нас прикасается к нам: или будь чист, или кайся. Вот урок от настоящего!

2). Обращаясь к прошедшему, спрашиваем: куда девалось наше прошедшее? Где то, что было за год, за день, за час? - Кажется, поглощено ничтожеством. Что было, того нет уже: нет наших дел и слов, нет скорбей и радостей, нет ничего, что было в душе нашей и в нашем сердце. И нас самих нет там. Кажется, так. И как бы порадовался иной, если б многое из того, что было чувствуемо, любимо, замышляемо и приведено в исполнение, исчезло навсегда и никогда не помянулось! Но нет, ничто не исчезает, ничто не обращается в ничто: ни мысль, ни слово, ни желание, ни дело, подобно тому, как целы соки, частичка за частичкою, образующие дерево. Пусть иное забыто, ускользнуло из памяти, но оно все же есть, цело, не пропало, хранится.

Жизнь наша походит на клубок нитей. Нити слой за слоем наматываются и образуют клубок: виден только верхний слой, но и прочие все целы, только прикрыты. Так и в нас: дела прилагаются к делам, мысли к мыслям, чувства к чувствам, и образуют нас самих, нашу душу в том виде, как она теперь есть. Памятны только недавние дел и те, коих прикрыть уже нельзя, но и все прочие дела не исчезли, а есть, только сокрылись внутрь сердца и совести. Размотайте клубок - и увидите все нити, и в том виде, как они были намотаны. Так будет время, когда все, сокрытое внутрь нас, раскроется, выйдет наружу и будет явно и нам, и всем. Вы знаете, какое это время! Как отрадно будет тем, у коих не заложено в себя ничего, кроме дел чистых и богоугодных. Они возрадуются, как радуется обретший сокровище, сокрытое на селе своем, или как радуется богатый, когда пред всеми разлагает дорогие вещи, кои дотоле скрывались в его сокровищницах. Но другой и смотреть бы не хотел на многое из того, что тогда раскроется из него самого, не хотел бы смотреть, но будет смотреть и терзаться, будут видеть то и другие - Бог, Ангелы, святые, и увеличат его терзание и муку. Хотел бы отвратить очи свои от себя, и не отвратить, хотел бы убежать и скрыться, но куда убежишь и где скрыться от себя? Будет вопиять: горы, падите на меня и покройте меня от лица Седящего на престоле; но и горы не падут и не покроют его!

Что же нам делать? - Не допускать в себя ничего нечистого и греховного, положить мерило очам, устам, рукам и ногам и.тому, что соответствует им в душе - мыслям, чувствам и желаниям, чтоб слагающаяся из них сокровищница нашего существа (сердца и совести) всегда была чиста, светла и боголюбезна - в отраду нам в день оный. Ибо, если ни одно действие наше не пропадает даром, если всякая мысль, всякое чувство, всякое слово и дело, взор, все до малейшего движения оставляет свой след в нас, остается в нас и вместе с нами предстанет на всеобщий суд в оправдание или осуждение наше, то, судите сами, благоразумно ли допускать внутрь себя что-либо такое, что тогда хотели бы исторгнуть, но уже будет поздно. Кто своими руками вливает яд в жилы свои или сам собирает себе на главу углие огненное? - Будем помнить, что жизнь наша не шутка, и ничем в жизни шутить не должно, ибо все в ней имеет вечную цену.

Но что сделать с тем худом, которое уже допущено? - Если по легкомыслию, нерадению, увлечению и страсти уже допущено что худое в жизнь нашу, заблаговременно позаботимся отвратить ту крайность, в какую оно поставит нас в час раскрытия всех дел наших. Что сделано, то уже сделано, а что худым сделано, то худым и останется навсегда, и добрым того сделать нет никакой возможности. Есть только средство изгладить худое дело и изгладить так, что оно никогда уже не помянется в числе дел человеческих. Средство это - покаяние. Оно только изглаждает грехи, и не помянутся ктому (впредь). Измоемся слезами покаяния и чисты будем, и чистыми предстанем на суд Божий. Так ничто из преходящего не гибнет, а остается в нас навеки: потому или не допускай ничего нечистого, или, если допустил уже, попекись изгладить то покаянием. Вот урок от прошедшего.

3). Обращаясь наконец к будущему, спрашиваем: что будет с нами впереди? Что ожидает нас в будущем? Вопрос самый любопытный. Но на это не может ответить нам ни один сотворенный ум. Мы можем сказать, что будет из того или другого семени, но не можем сказать, что будет с тем или другим человеком, хотя и его будущее, как из семени, раскрывается из него же, из того, что он есть теперь. Не можем сказать ибо в устроение судьбы его привходит, с одной стороны, его собственная свобода, которой нельзя подчинить верному рассчислению, с другой - действия Промысла Божия, всесвободного и независимого, хотя всегда правосудного и всеблагого. Оттого непрестанно почти видим непостижимые для нас превращения и в участи, и в характерах людей: хороший падает, худой восстает; богатый беднеет, бедный богатеет; славный бесславится, безвестный возвышается в славе, - и все это путями, для нас безвестными, так что никто не может разгадать, что готовит ему будущее.

Все утешение и успокоение наше в Боге, в том, что Бог наш есть любовь бесконечная, есть наш Бог, а мы чада Его, и хочет нам одного добра, и не только хочет, но и все устрояет к тому, чтобы мы вкусили сего добра, и самые устроения свои промыслительные приводит в исполнение. Он объемлет нас своею попечительностию, ищет своими благодеяниями, преисполняет всяким добром. Мать забудет отроча, а Господь не забудет нас. Не довольно ли сей известности? Не ясно ли для ока веры, что все, что будет с нами, исходя от руки Господни, будет во благо нам? Пусть не знаем мы определительно, что будет с нами впереди, но, зная одно, что с нами будет то, что Богу угодно, мы уверены, что с нами будет одно добро. И не лучше ли вместо всякого желания определить свое будущее желать одного, чтобы с нами было то, чего хочет Бог, и молиться об одном: буди воля Твоя, Господи, над нами! - Это самый надежный руководительный свет во мраке будущего, узда для наших неопределенных желаний, пустых страхов и безотрадной безнадежности! Явшийся за сию котву (взявшись за этот «якорь», Евр.6:19 ) упования и посреди сени смертной не убоится зла, и без страха встретит всякую скорбь, веруя, что она исходит от любви Божией к нам на очищение наше, как огненная ступень к совершенству в христианской жизни. Можно сказать, что незаблудно течет жизнь преданного в волю Божию. Как за руку ведет его Господь к своему предназначению и успокоивает его своею любовию.

Не потому ли большею частию и постигают нас скорби, что в нас недостает сей преданности, что наперекор воле Божией мы вносим в устроение своей участи свою волю и беремся сами действовать, когда следовало бы все предоставить благоустроению Божию. Упреждаем, когда следовало подождать, или пережидаем, когда следовало действовать, по легкомыслию делаем ошибки и по недобрым видам избираем не тот путь жизни. Правда, благости у Бога бездна многа, и Он нередко благоволит благостынно поправлять наши ошибки, но иногда мы делаем такой шаг, которого уже и поправить иначе нельзя, как с болезненными переломами. Вот и скорбь! Но кто виноват?

С другой стороны, чего ради посещают нас скорби? - Грех ради наших. Итак, оставим грех - и не будет скорбей и бед, наказующих его. Да, братие, царь Езекия на болезненном смертном одре. Приходит Пророк и от лица Божия объявляет ему определение смерти. Но Езекия, обратясь к стене, слезно помолился, и Бог изменил определение свое. Ниневии проречено падение; но народ во вретище и пепле принес покаяние - и определение Божие отменено. Видите ли силу покаянного к Богу обращения? Видите ли сию уравнительницу жизненного пути нашего, превращающую стропотная в правая и острая в пути гладки? Видите ли сию воду, угашающую огнь гневных судов Божих? Потому если приходит сомнение, нет ли какого грозного определения Божия о нас и нашей участи, воздохнем и припадем к Нему в покаянии, и гроза минет. Или лучше... как мы не знаем судов Божих, будем непрестанно воздыхать, плакать и каяться о грехах своих и тем отвратим всевозможные горести. Не думайте, что видимые причины суть истинные причины того, что бывает с нами и вокруг нас. Нет. Все управляется невидимыми мановениями Божиими, и сии мановения всегда находятся в прямом соответствии с движениями сердец человеческих. Бог действует на нас, судя по тому, как мы держим себя в отношении к Нему. Не каемся - наказует, каемся - милует. Здесь ключ к изъяснению переворотов и перемен не в одной нашей частной жизни! Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Так, все будущее в руках Божиих: потому или в преданности Богу ходи непорочно в воле Его, или спеши раскаянием отвратить грозное определение судов Его. Вот урок от будущего.

Повторим же теперь кратко все наставление, предлагаемое нам от лица времени! - В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества и прикасается к нам силою Своею: будем же или хранить себя в чистоте, якоже Он чист есть, или очищать себя покаянием, если уже допущено что нечистое. Ни одно действие наше, становясь прошедшим, не проходит, но остается в существе нашем и вместе с нами, в нас же самих предстанет некогда на суд в оправдание или осуждение наше; позаботимся же не допускать внутрь себя ничего нечистого, что в час суда может поставить нас в затруднительное положение, из которого уже не выпутаемся, или если уже допущено что укорное, поспешим изгладить то покаянием. Будущее наше все в руках Божиих; итак, ходя неуклонно в заповедях Его, предадим себя всецело Его Отеческому водительству; в отвращение же наказательных посещений Божиих предварим лице Его исповеданием грехов и искренним в них раскаянием. Так отвсюду один урок - урок чистоты и покаяния. И какого другого наставления ожидать можно от времени, когда цель самого времени есть покаяние? Мы созданы для жизни в раю. Но согрешили и изгнаны на эту землю скорбную. Зачем? - Чтоб принести покаяние. Жизнь наша на земле есть епитимия. А тому, кто несет епитимию, что свойственно? - Сетовать, сокрушаться и плакать о грехах своих. Аминь.

Жизнь проходит в четырех измерениях. Вычтите время из уравновешенного строя жизни, и останется только пространство. Никакого движения, никаких изменений. Уберите время, и изменится все, что мы знаем. Все, во что верим. Все, что мы понимаем. Представьте часы, которые остановились. Тогда не будет часов пик. Вы больше не будете спешить, чтобы куда-нибудь успеть. Потому, что невозможно будет опоздать. Не будет ни рождения, ни смерти. Больше не будет разбитых сердец. Летний отпуск никогда не кончится. Вы никогда не потеряете работу. Ваша жена никогда не уйдет от вас. Не будет преступлений, никакой войны. Не будет ничего нового и ничего старого. Никаких я буду, я хочу быть, я был. Только одно - долгое, непрерывное ЕСТЬ.

Из х\ф «Капкан времени»

Отчетливо помню, что я всегда зависел от времени. Не было и мгновения, когда я был свободен от него. Я его раб. Я не могу сделать ничего, не учитывая его интересов. Я завишу от него. Я должен жить по его законам. Законы очень просты, не составляет труда их выучить и следовать им. Время есть. И состоит оно из прошлого, настоящего и будущего - то, что было, есть и будет. Но мне не суждено понять их. Сколько я ни пытался этого сделать, я лишь вводил себя в состояние подвешенности, потеряв стабильность под ногами, ясность мышления и чистоту восприятия. Может это защита от посягательств на время, и никому не суждено его понять? Или запрещено?
Странно. Но все размышления начинались с понимания, что в законы закралась ошибка. Почему существование всех частей времени описывается в настоящем? Почему время всегда есть во всех его составляющих - оно есть в прошлом, есть в настоящем, и есть в будущем? Почему, единственный кто не поддается законам времени, это само время?

Прошлое, это то, что произошло - было, но тем не менее, оно есть и сейчас. Я всегда могу посмотреть на него, но только в собственной памяти. Я помню общее прошлое - мое, и тех, кто меня окружал. Я могу изменить мое воспоминание о прошлом, но оно тут же становиться настоящим, а следом опять прошлым, но другим. Значит, я не могу изменить прошлого, даже воспоминание о нем?
Прошлое - это то, что когда-то было настоящим, оно хранит в себе все его качества - события, переживания, краски. Значит прошлое, это совокупность всех прошедших настоящих. Но рассмотреть его можно только из истинного настоящего. Вытянув воспоминание из прошлого, я превращаю прошлое в настоящее, и делаю из истинного настоящего всего лишь копию воспоминания. А если рассмотреть воспоминание, которым уже стало только что описанное выше настоящее, то, где я вспоминал прошлое? Можно вечно копаться в прошлом, и запутаться в неимоверном количестве копий, создаваемых в момент рассмотрения. Пытаясь представить эту картину, попадаешь в водоворот, в котором, настоящее перемешивается с прошлым, и наоборот. Так есть ли прошлое? Так как посмотреть на него можно, только сделав его настоящим, и при отсутствии внешней точки зрения на время, этот вопрос становиться очень актуальным. После долгого рассмотрения этого вопроса, утомленное сознание или выключается, или, опасаясь последствий, я отбрасываю эти размышления. Иногда мне кажется, что прошлое - самое старое и мудрое из частей времени, так как владеет всем, что знает и знало настоящее и будущее. Это страж времени, которое хранит тайну создания времени в своей утробе.

Будущее, это то, что будет. Это самое странное из всех проявлений времени. Его можно создать (спланировать) из настоящего. Но если в планах будет совершена ошибка, неточность, или что-то не учтено, будущее наступит отличное от планируемого. И чем более далекое будущее необходимо спланировать, тем сложнее учитывать все возможности, тем больше вероятность ошибок и неучтенностей, и меньше шанс получить желаемое будущее. Да и прошлое вносит коррективы в эти планы, оперируя опытом. Интересен факт, что будущее, создается из все того же настоящего. Планируя будущее, мы переживаем его в настоящем. А после наступления действительного будущего (когда оно станет настоящим), мы можем сравнить его с планируемым когда-то будущим, которое уже переместилось в прошлое. Выходит, планируем мы не будущее, а лишь свои действия из настоящего, чтобы изменить это настоящее.
Если мы не научились, либо утратили способность планировать, мы получаем не то будущее, которое хотели. И начинаем называть плохо планируемое будущее мечтами. Планируемое в таком случае будущее будет лишь нашей иллюзией, которая, не став настоящим, будет постоянно удерживать на себе наше внимание. Это ловушка времени. Мы растрачиваем настоящее на создание иллюзии, которую никогда не испытать - не наступающее будущее. Где во времени находится это несбыточное будущее? А как выглядит человек, залипший в своих иллюзиях, и растрачивающий оставшееся у него время?
Проверяя результаты планирования будущего, мы сравниваем наступившее настоящее, с теми планами о будущем, которые уже являются прошлым. Так вот. Будущее эфемерно. Продолжающееся (не наступающее) будущее возможно только в иллюзии.

Настоящее, это то, что происходит сейчас. Что, не успели его увидеть, понять? Все, это уже прошлое. Настоящее очень тяжело поймать. Это лишь мгновение, грань между прошлым и будущим, но именно на этой грани все и происходит. Это как перемещающееся маленькое окошко, через которое, я могу оперировать прошлым и будущим, на огромном пространстве времени, с двумя направлениями - прошлым и будущим. Это как машина времени, приводящее в настоящее все что пожелаешь. Казалось бы, все находится именно в нем, ведь только через него можно прикоснуться ко времени, и это и есть главное, и наверно единственно реальное, проявление времени.
Но и оно таит в себе странную загадку. Почему я чувствую настоящее, но оно всегда течет по-разному, то быстро становясь прошлым, то невыносимо долго приходя из будущего?

Смогу ли я когда нибудь понять время, его неравномерное движение, законы? И может ли что-нибудь существовать без него, без какого либо из его проявлений, кроме него самого?

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ». (Мф. 25, 31-46)

– это уникальный дар. Бесценный и, вместе с тем, не ценящийся, находящийся в нашем свободном распоряжении и уже безвозвратно ушедший.

Когда-нибудь кто-то из нас, обернувшись назад, осознает, что за ним, в его прошлом, очень много зияющих дыр, подобных шрамам или же пустотам, на месте которых должно было что-то быть. Что-то очень важное для нас. Что-то, что могло быть поистине важным штрихом, недостающей деталью к тому великому и прекрасному, чем должна и могла бы являться наша жизнь.

Время конечно. И вся беда в том, что никому из нас не известно, как и когда оно закончится. Но о конце времени и событиях, которым надлежит произойти в этот момент, нам повествует Евангелие. Словно бы предупреждая, охлаждая нашу беспечность, взывая к разуму, говоря: все время, время каждого человека, время стран и народов, время радости и скорбей, все эпохи, столетия, годы и часы, точно сливаясь во единое целое, направлены к тому самому главному итогу – «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним…. ».

А еще время дает нам возможность изменить все. Залатать зияющие дыры, залечить шрамы, или же хотя бы пытаться уврачевать их и заполнить все пустоты. Заполнить их смыслом. А смыслом этим является ожидание одной очень важной встречи.

Смыслом этим является надежда, которая вместе с крошечными остатками жизни теплится в уставшем и погибающем путнике, что давно уже сбился с пути в страшном буране. Вихри сносят его, стихия наносит удары, но жизнь несокрушима там, где живет надежда. Надежда на очаг, на то, что нам точно известна конечная цель нашего пути. И она достижима.

Как прекрасно говорит нам святитель Василий Великий : «Внимай, ибо ты путник, а не житель, ты идешь, а не живешь в этом мире, ты в пути, так не обманывайся же, чтобы сесть где-нибудь и сказать: “А здесь хорошо, останусь я тут!” »

Время напоминает нам о . Вся быстротечность времени есть тревожный и важный сигнал: торопись, не теряй меня, спеши, потому что нет страшнее досады, чем горечь о возможном, но не свершенном.

Время ушло, а вместе с ним мимо нас (а на самом деле мы мимо них), прошли те, кто в определенный час и день очень нуждался в нас, может быть, был голоден или же болен, а мы не накормили и не посетили.

И что же теперь: когда мы, Господи, видели Тебя голодающим и не дали Тебе еды, когда видели странником и не ввели Тебя в дом?

Время может быть разным для каждого. Для одного оно – лишь ожидание рассвета, когда за ним придут, чтобы привести в исполнение приговор. Для другого – радость и предвкушение от приближающегося момента, когда на вокзале покажется долгожданный поезд откуда-то издалека с кем-то очень дорогим.

Для кого-то Грядущий во славе Сын Человеческий и ангелы Его – внезапные и строгие взыскатели его беззаконий, а для кого-то – это нескончаемая радость от того, что по прошествии долгих лет в пути ему идут навстречу, его встречают с радостью и любовью. Путь закончен. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Возможно, что самое страшное то в этом Суде – это последний и бесславный акт чудовищного человеческого своеволия. Нет, не свободы, а безнадежного упорства. Бог очень хочет, чтобы я спасся, чтобы я вошел в Его радость, но если я не хочу, то Он даст мне право быть без Него… Поэтому так страшно. Адам уходил с надеждой вернуться. Но тот, кто будет уходить от Христа, увы, ни в какой надежде не нуждается.

Царство Небесное начинается здесь и в нас. Или же здесь же начинается хаос и мерзость. Как когда-то наш прародитель не хотел, чтобы Отец Небесный видел его в его наготе, так и утвердившемуся во вражде к Богу, к Жертве Крестной будет нестерпимо видеть любовь в глазах умирающего Сына Божия, потому что ему так же нестерпима даже мысль о Его Воскресении. Потому что исчезнуть и стать ничем нельзя. Небытия нет.

Священномученик Фаддей (Успенский) в одной из своих проповедей произнес: «Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий», о котором говорит Господь, не есть какое-либо изобретение ума человеческого; этот червь зарождается и растет в муках совести еще во время зем­ной жизни. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разру­шения желательного строя жизни? И геенна – не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его»

Когда я начал писать эту заметку, меня позвали соборовать пожилую женщину. Приехав в ней, я понял, что состояние ее очень тяжелое. Она тяжело дышала, совсем не реагируя на присутствующих, не подавая никаких признаков сознания. И вот Таинство совершилось.

Уходя, прощаясь с близкими тяжелобольной (почти сразу же у нее случились инфаркт и инсульт), я узнал, что когда-то очень давно эта старушка была малолетним узником нацистского концлагеря в Слуцке. И тогда я подумал о Страшном суде. Который будет совершаться. Который совершился и совершается теперь. Только пока еще в наших поступках и мыслях.

Я очень надеюсь на то, что Господь дарует ей избавление от этого ужаса. Что и наша с ней короткая встреча совсем не случайна. Что ад, который она увидела еще на земле, во времени и пространстве, в вечности уже не коснется ее. А будет чудесной и радостной.

Сын Человеческий придет во славе. Не радость ли это? Но этой радостью мы должны исполняться теперь, сколько бы времени до встречи с Ним не осталось. Тем более, что случится она может в любой момент. И может быть так, что радостно в тот миг нам совсем не будет.

…Мне ведомо, что близок день Суда,
И на суде нас уличат во многом
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет Суд – я поспешу туда!

Я пред Тобой, о Господи, склонюсь,
И, отречась от жизни быстротечной,
Не к вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта вечность будет мукой вечной…