Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена? Когда проводят аттестацию. Как изменились дополнительные тарифы

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Мы частное учреждение дополнительного профессионального образования учебный центр (УСН доходы минус расходы), закончился срок аттестации рабочих мест, как заполнять таблицу 10 формы 4-ФСС?

Ответ

Из текста вопроса следует, что спецоценку рабочих мест Вы не проводили, в таком случае таблицу 10 все равно нужно заполнить. В графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Отметим, что, начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда, но в отношении некоторых рабочих мест её можно проводить поэтапно. Это рабочие места:

Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма 4-ФСС)

Сведения о специальной оценке условий труда

Для установления скидки (надбавки) к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний организация обязана информировать ФСС России о результатах специальной оценки условий труда и проведении обязательных медосмотров сотрудников (). Необходимые сведения отражаются в раздела II , утвержденной .

Таблица 10 является обязательной в форме 4-ФСС. Ее должны заполнять все страхователи. Если страхователь еще не проводил специальную оценку условий труда, указывайте в таблице данные о действующих результатах аттестации рабочих мест, проведенной в предыдущие годы. Об этом сказано в Порядка, утвержденного .

Если организация не проводила ни специальную оценку условий труда, ни аттестацию рабочих мест, таблицу 10 все равно нужно заполнить. В таком случае в графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда ().

Порядок для данной процедуры прописан в . проведения специальной оценки условий труда утверждена .

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным . В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение - случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно .

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет .

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года .

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих . Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки . Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года . По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения : и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года . Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая . Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении . Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Аттестация рабочих мест по новому

Итак, как следует из Приказа от 26.04.2011 № 342н Минздравсоцразвития России, вводится новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Этот документ вступил в силу 01.09.2011. Новый Порядок содержит существенные изменения, которые касаются как работодателя, так и работника. В нем более детально описаны подготовка к аттестации, распределение обязанностей по ее организации и проведению, оформление результатов. Кроме того, появился целый ряд нововведений.

И что же нового теперь нам предстоит:

Теперь результаты аттестации, согласно п. 3 Порядка, используются и в новых целях:

  • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными факторами, льгот - сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере;
  • приведения наименований должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Новый Порядок распространяется не только на работодателей, но и на специализированные организации, которые будут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест. Таким образом, работодатель и аттестующая организация участвуют в этом процессе вместе, причем с последней должен быть заключен гражданско-правовой договор. Важное условие: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. не должна оказывать влияние на его деятельность. Кроме того, для нее необходимо наличие аккредитации. В соответствии с п. 6 Порядка, работодатель имеет право привлекать не одну, а несколько таких организаций. Теперь они могут работать независимо друг от друга, аттестуя не только различные подразделения, но и различные виды работ. А вот обязанность и ответственность за проведение аттестации возлагаются исключительно на работодателя.

Обратите внимание: пункт 6 Порядка вводит определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации.

В соответствии с абзацем 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест. В п. 7 Порядка содержится перечень соответствующих прав и обязанностей как работодателя, так и аттестующей организации. От последней работодатель вправе требовать документального подтверждения аккредитации - уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда или хотя бы его копии. При проведении аттестации работодатель должен предоставлять необходимую документацию, давать разъяснения и оказывать содействие аттестующей организации. Та, в свою очередь, самостоятельно определяет методы, с помощью которых будут проводиться измерения и оценка на основе Порядка и нормативных правовых актов, определяет состав специалистов, которые будут проводить измерения и оценку, и может отказаться от проведения аттестации, если работодатель не обеспечит необходимые условия. Кроме того, аттестующая организация обязана по требованию работодателя предоставить об-основания выводов, полученных по результатам аттестации. Работодатель теперь сам может устанавливать сроки проведения аттестации, учитывая, что она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, что указано в п. 8 Порядка. Для этого он, согласно п. 11 Порядка, издает приказ, которым утверждаются состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации (приложения 1 и 2). А вот аттестация новых рабочих мест должна начаться не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию и будет внеплановой (п. 8 Порядка). Внеплановая аттестация проводится также и по результатам госэкспертизы условий труда, при замене производственного оборудования, средств коллективной защиты или модификации технологического процесса.

Все особенности проведения аттестации работодатель может установить в локальном нормативном акте, разработанном на основе Правил, - этот документ обязательно надо согласовать с профсоюзной организацией.

Изменен и процесс подготовки к проведению аттестации рабочих мест. Если предыдущий Порядок (был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и действовал до 01.09.2011) рекомендовал включать в состав аттестационной комиссии представителей профсоюзных организаций, то по п. 10 нового Порядка в состав комиссии обязательно должны войти представители выборного органа профсоюза и специалист по охране труда, а возглавить ее должен представитель работодателя. Определена оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая должна содержать: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации в соответствии с п. 14-19 Порядка. Она должна затронуть все факторы производственной среды и трудового процесса. Перечень факторов формируется из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также предложений работников. Оценка должна выполняться на основе инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды в ходе типичных для организации производственных процессов. Средства измерения следует проверить в установленном порядке. Все измерения и оценка, как и раньше, оформляются протоколом. Однако форма протокола и требования к его оформлению изменились. Сама форма протокола приводится в приложение № 4 Порядка. Теперь в протоколе, согласно п. 18 Порядка, надо обязательно указать полное и сокращенное наименование организации, фактический адрес местонахождения организации. Помимо наименования рабочего места необходимо привести должности работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, в соответствии с ОКПДТР, а также сведения об аккредитации как самой аттестующей организации, так и ее испытательной лаборатории. Завершают протокол заключение о фактическом уровне фактора на всех местах, где проводились измерения, и итоговом классе условий труда по этому фактору. Подписать протокол должны всего два лица - ответственное должностное лицо и специалист аттестующей организации, который проводил измерения. Но если измерения и оценку выполняли несколько специалис-тов, то в протоколе должны быть указаны все, кто принимал в этом участие. Протокол обязательно заверяется печатью аттестующей организации (приложение 3).

Специалисты аттестующей организации также оценивают травмоопасность рабочих мест и обеспечение работников СИЗ. Сначала следует определить соответствие условий труда гигиеническим нормативам и степень травмоопасности рабочего места, а уже затем - проверить, предоставлены ли работникам СИЗ. Теперь, согласно п. 31 Порядка, процедуры оценки обеспечения СИЗ должны осуществляться последовательно, а не одновременно, как раньше. Порядок следующий: номенклатуру фактически выданных работникам СИЗ необходимо сопоставить с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи, затем убедиться в наличии сертификатов соответствия СИЗ и уже в заключение проверить порядок обеспечения работников СИЗ и оценить фактическое состояние выданных средств. Кроме того, дополнительно может выявляться эффективность уже выданных сотрудникам средств.

Вместо оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах в новом Порядке появляется комплексная оценка. В соответствии с п. 36 Порядка она включает результаты оценок класса или подкласса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета. К такому отчету должны прилагаться те же документы, которые входили раньше в состав пакета, но вместо приказа о проведении аттестации должен быть приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации. Так как в аттестации теперь обязательно задействована аттестующая организация, то к отчету прилагается новый документ - «Сведения об аттестующей организации». Его форма приведена в приложении № 10 Порядка. В этом документе детально излагаются данные аттестующей организации: ее полное наименование, адрес, данные о руководителе, ИНН, сведения об аккредитации испытательной лаборатории и о ее работниках, участвовавших в проведении аттестации, а также информация о приборах, с помощью которых проводились измерения. Если по окончании аттестации выдается заключение по итогам госэкспертизы и предписание о выявленных нарушениях Порядка, то они также должны прилагаться к отчету. В новом Порядке определен срок рассмотрения отчета аттестационной комиссией. Согласно подпункту 12 п. 44 Порядка, он не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления документа. В этот же срок аттестационная комиссия подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом работодателю. А работодатель в свою очередь в течение следующих 10 рабочих дней должен подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета и в обязательном порядке ознакомить работника под роспись с результатами аттестации.

Сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации работодатель передает в государственную инспекцию труда - причем не только в бумажном виде, но и на электронном носителе. Эти требования содержатся в п. 45 Порядка. Те же документы аттестующая организация должна направить в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. При этом работодатель несет ответственность не только за проведение аттестации, но и за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается как на работодателя, так и на аттестующую организацию.

Новый Порядок также дает преимущества и работникам, занятым на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе аттестации фиксируются вредные факторы, влияющие на здоровье человека, а сотрудники обязательно знакомятся с результатами проверки. Это является дополнительной гарантией льгот, предоставленных таким работникам Трудовым кодексом Российской Федерации, - сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Приложение 3

Пример протокола оценки травмоопасности рабочего места

Информация предоставлена по материалам журнала Кадровик.ру