Узнаем больше о перелетных и зимующих птицах. Народные приметы, поговорки, пословицы

Здравствуйте, дорогие ребята! Рубрика «Проекты» продолжает свою работу для детей и родителей, помогая в поиске необходимой для уроков информации. Сегодняшняя тема – перелётные и зимующие птицы. Будем говорить, зачем, куда и какие пернатые улетают от нас, а также почему некоторые из них не спешат покидать дом.

План урока:

Виды птиц

Всех пернатых подразделяют на три вида:

  • осёдлые – такие птахи проживают на одной территории постоянно, не меняя своё место пребывания, обычно это представители тропиков и субтропиков; в северных краях и центральной части России это те городские птицы, которые привыкли жить поблизости с человеком,
  • кочующие – они постоянно куда-нибудь переселяются, причём независимо от погоды и времени года, перелетают с одного местечка в другое, но в пределах своей территории обитания, делают они это, чтобы найти побольше корма,
  • перелётные – эти при смене времён года регулярно совершают продолжительные перелёты с севера на юг и обратно, к ним относится большинство проживающих в северном и умеренном поясах.

Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку с нами.

Кто и зачем улетает со своей родины?

Среди перелётных птиц – ласточки, дикие гуси, скворцы, грачи и многие другие. При наступлении холодов они улетают туда, где тепло, возвращаясь обратно на свои родные места, которые оставили осенью.

Зачем птицы покидают родные края?

Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны,чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма.

Чем питаются птицы летом?

В основном насекомыми. Вся их живая добыча – жучки да червячки — с холодами либо умирают, либо ложатся спать, прячась глубоко в землю. Потому те, у кого в меню нет зерна или корешков от растений, вынуждены лететь в тёплые страны, где много насекомых.

Среди жителей лесов и населённых пунктов половина пернатых – перелётные. Почти все, что живут на болотах и водоёмах, улетают туда, где потеплее. Так, аисты и цапли собираются в долгую дорогу, когда замерзают пруды и речки. Из-подо льда трудно достать лягушек и рыбок, а мелкие грызуны давно попрятались по своим норкам.

Знаете ли вы?! Самым последним из всех улетает грач. Но он в числе первых, кто возвращается с зимовки в родные края, где-то в промежутке между 4 и 23 марта. Поэтому есть выражение: «Грачи весну открыли». После них следом прилетают домой скворцы и жаворонки.


Откуда птицам знать, когда и куда лететь?

При наступлении осени перелётные птицы собираются стаями, устраивая тренировки, чтобы потом на протяжении нескольких часов лететь, преодолевая громадные расстояния, при этом не сбиваясь с курса. Как они это делают?

Перелётные пернатые могут определять дорогу без компаса. Учёные доказали, что они абсолютно точно определяют своё географическое месторасположение, перелетая каждый год на дальние расстояния, отлично ориентируясь во времени и пространстве.

  • Орнитологи считают, что ориентиром для них может служить солнце в полдень над горизонтом.
  • Некоторые специалисты уверены, что для своего пути пернатые используют магнитные линии, окружающие Землю, которые расположены в направлении от северного к южному полюсу.
  • Ещё существует версия, что птицы умеют пользоваться звёздами, определяя своё местоположение по созвездиям.

Как бы то ни было, уже было проведено много экспериментов, когда птиц увозили на большие расстояния, а они раз за разом возвращались в свои родные гнёзда.

Многие готовятся к перелёту заранее, когда ещё тепло. Заложенный природой инстинкт как колокольчик даёт им приказ лететь на юг, чтобы пережить зиму и вернуться обратно для вывода птенцов. Учёные называют это миграционным импульсом, который служит стартом для перелёта. Также пусковым механизмом, призывающим к полёту, является изменившаяся долгота дня. К началу осени световой день становится короче.

Некоторые виды при перелёте развивают скорость до 100 километров в час, поднимаясь в высоту на 3 тысячи метров. Птичьи путешествия связаны с трудностями и опасностями. Чем меньше размером птаха, тем короче её путь за один перелёт. Птицы способны не останавливаться по 80 часов и больше! Они прерывают полёт, чтобы набраться сил и покормиться, поэтому дальние перелёты могут длиться до трёх месяцев.

Знаете ли вы?! Перелётная птица кукушка улетает в Африку. Но в отличие от других пернатых, в стаях этих птиц никто ещё не наблюдал. Они странным образом исчезают по осени, причём старшие раньше, нежели молодые поколения. А летят они обычно ночами и, наверное, в одиночку.


В какие страны летят перелётные птицы?

Многие из них любят Африку. Туда прилетают пернатые даже из Арктики и Сибири. Большинство водоплавающих, например, утки и лебеди, зимуют в западной Европе. Из России дрозды и скворцы перемещаются на французский или испанский юг, а вот журавли – любители берегов реки под названием Нил. Среди марафонцев на дальние расстояния – ветреники из Восточной Сибири. Они облюбовали для зимовки берега Новой Зеландии.

Однако есть среди перелётных птиц патриоты, которые перемещаются в пределах нашей страны поближе к тёплому отечественному югу. Среди них серая ворона и чёрный грач.

Знаете ли вы?! Некоторые виды уток под названием «кряква» по пути к месту зимовки пересекают не одну страну. Они пролетают над Белоруссией, Украиной, через Германию и Голландию, по территории Дании и Великобритании, а также по северу Италии и, в конце концов, останавливаются на западе Европы.


Кто остаётся с нами?

Многие птицы никуда не летят и остаются с нами зимовать. К ним относятся те, которые кроме насекомых, могут клевать семена, зерно, ягоды и хлебные крошки. Среди таких зимующих птах — всем известные воробьи и сороки, голуби и вороны, снегири и синицы.

Зимой в лесу можно услышать, как настойчиво стучит по стволу дятел. Он не боится холодов, а еду в виде личинок и вредных для дерева насекомых добывает из-под коры. Помимо того, что это санитар леса, он ещё делает доброе дело для других птиц и мелких зверушек, выдалбливая дупла — домики, в которых потом селятся новые жильцы.

Не покидает свой край и глухарь, ведь у него в зимнем лесу полно еды – он питается сосновой хвоёй.

Не останутся голодными тетерева и рябчики, для которых пищей служат ягоды и почки можжевельника, а также ольховые серёжки.

Знаете ли вы?! Клёст не только хорошо чувствует себя зимой, питаясь еловыми орешками из шишек. Он умудряется ещё в холода вить себе гнёзда и заводить потомство.

Как бы зимующие птицы не были приспособлены к зиме, наша с вами задача – им помочь выжить в холодное время. Устроить столовые для пернатых можно при помощи кормушек. Если туда каждый день насыпать зерно и хлебные крошки, птицы привыкнут к месту кормления и будут радовать вас своим появлением, прилетая на обед.

Есть даже специальный день в году, когда когда кормушку или скворечник нужно повесить обязательно. Ведь в этот день все птицы отмечают свой праздник. Когда именно он отмечается? Узнайте об этом .

Вот так вот кратко и интересно можно рассказать про пернатых друзей. А закончить проект предлагаю стихотворением в тему:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

На этом прощаюсь с пожеланиями новых открытий.

Успехов вам в учебе!

Евгения Климкович.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска детский сад общеразвивающего вида №136

  • Тип проекта: творческо-информационный.
  • Вид проекта: средней продолжительности.
  • Тип проекта: информационно-творческий.
  • Продолжительность проекта: 3 недели (30 марта - 14 апреля 2015г.) .
  • Участники проекта: дети подготовительной группы - 22 человека; воспитатели группы; родители.
  • Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа) .
  • Форма работы: индивидуальная, групповая.

Актуальность:

Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира. В условиях Заполярья, когда весна приходит позже календарной весны, особенно трудно изучать основные признаки весны.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Планирование детской деятельности в режимных моментах, свободной деятельности, занятий в образовательных областях , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» в ходе реализации проекта помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Просыпается весной природа…» .

Задачи проекта:

  • Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.) , о труде людей весной.
  • Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.
  • Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности
  • Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  • Познакомить с весенними праздниками, приметами.
  • Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
  • Разучить стихотворения русских поэтов о весне.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представлений о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной.
  • Расширение и углубление знаний о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Обогащение словаря детей.
  • Повышение уровня умений интонационной выразительности речи и темпа, умения передавать различные эмоции.

Этапы проекта:

1 этап – организационный.

Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Признаки весны» , выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы.

Интервьюирование детей на тему «Признаки весны»

Беседа: «Весенние месяцы»

Создание развивающей среды в групповом помещении для реализации проекта;

2 этап –практический.

Что было проведено:

Образовательные области Виды детской деятельности

Игровая деятельность Д/и «Времена года» , «Картинки из сюжета» , «Контрасты» .

Физическое развитие П/и с правилами «Перелет птиц» , «Ручеек» , «Скворцы и кошка» .

Физминутки «Лесная лужайка» , «Дерево» .

Познавательное развитие Занятия «Птицы прилетели – весну принесли» , «Беседа о весне» .

Работа с календарём погоды – развивать наблюдательность.

Наблюдение за деревьями, за таянием снега, обратить внимание на более освещенные места.

Наблюдение за посадками фасоли и лука.

Упражнение «Кто весной к нам прилетит» - закреплять знания о перелетных птицах.

Рассматривание книги «Времена года» .

Д/у «Назови перелетных птиц» .

Социально-коммуникативное развитие Занятие «О чем поют птицы весной» , «Первоцветы» .

Беседа «Почему мы любим весну» , «Насекомые – польза и вред» . Пословицы и поговорки о весне.

Ситуативный разговор с детьми: «Осторожно – сосульки/снег с крыши» .

Д/и «Назови весенние месяцы» .

Сл. /и «Назови ласково» , «Я знаю 5 признаков весны» .

Речевое развитие Занятие «Весна идет» , «Птицы» , «Лес» , «Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки» », «Цветы» .

Беседа «К нам весна пришла, радость принесла» , «Перелетные птицы» .

Игры «Времена года» , «Загадки о весне» , «Пословицы и поговорки о весне» .

Разучивание Ф.Тютчев «Весна недаром злится» .

Чтение Я.Аким «Апрель» , Г.Скребицкий «Весна» , «На лесной полянке» , «Март, апрель, май» , А.Прокофьев «Веснянка» , А.Барто «Веревочка» .

Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Левитана «Весна» , «Грачи прилетели» .

Аппликация «Сосульки»

Рисование: «Весенние цветы» , декоративное рисование «Завиток» , «В мире животных» .

Слушание «Звуки живой природы» .

3 этап – заключительный.

Проведение итогового занятия «Беседа о весне» .

Результаты проекта:

  • Знания детей о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной расширились.
  • Знания детей о жизни птиц и животных в весенний период расширились.
  • Словарь детей пополнился новыми словами.
  • Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.
  • Усовершенствование умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способности сочинять оригинальные рассказы, пересказа литературных произведений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕСЕДА О ВЕСНЕ»

Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

  1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.) .
  2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички) ; развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Планируемые результаты: сформированы представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы) ; умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель: - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель» .

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

Дети: – Весналёт и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит. д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками.

Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете? Правильно, апрель и май!

За изменчивый характер апрель на Руси получил много народных прозвищ: капризник, обманщик, плут, лукавец; в апреле куда ни глянь - везде вода, а отсюда новые имена: водолей, снегогон, “месяц живой воды”.

А почему апрель называют: “месяцем живой воды”?

Ещё, в древней Руси этот месяц называли “цветнем”, потому что именно в апреле появились первые цветы-первоцветы.

Может быть. Вы знаете какие-нибудь первые цветы? (ответы детей)

Мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник.

  1. Один из первых цветов весны с необычным названием, но объяснение ему существует: если взять в руки, но не рвать листочки этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху твёрдый и холодный. Вот и назвали его мать - и - мачеха.
  2. Каждую весну встречаю я на своей полянке чудесное растение- гусиный лук. В каждом цветке у него шесть жёлтых лепесточков. Цветки собранны букетиком на не высоком стебельке. А рядом со стеблем поднимаются из земли один единственный длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковица, что остаётся зимовать. За эту луковицу и назвали гусиный лук луком. Ну, а почему гусиный лук назвали именно гусиным? Когда – то гусиного лука было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, которые они очень любили… Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка – гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же замечаю я высоко – высоко в небе стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою Родину.
  3. Медуница. В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок. Любят это растение шмели и пчёлы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань так и прозвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебле и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.
  4. Одуванчик:

А я цветочек желтенький
С зелёным стебельком,
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

5) Фиалка:

На солнечной опушке
В траве стоит она
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка
Все зовут цветок… (фиалка)

6) Хохлатка: Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

А теперь ваши глазки должны отдохнуть.

Упражнение для глаз.

Быстро – быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай, (моргать 10 раз)
Чтобы зоркими нам быть, нужно глазками крутить,
Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала, (повернуть глаза влево, вправо, вверх вниз 10 раз)

Зорче глазки чтоб глядели

Разотрём их еле – еле (массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать (широко открывать глаза, закрывать с интервалом в 30 секунд) .

Воспитатель: Давайте послушаем сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему так назвали этот прекрасный цветок.

Сказка о подснежнике (обыгрывают сказку) .

Однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег, появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий – синий и очень тонкий. Родился он под снегом, вот его и назвали – Подснежник.

Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка:

Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на вскач
А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит. д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Прилетели птицы» .

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

  1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
  2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
  3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонка (из бумаги, приготовить заранее) .

Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

Каркуша, посмотри, какого для тебя жаворонка мы сделали. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

Вот мы с вами и в детском саду.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А как вы помогли?

Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. На этом наше занятие окончено.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад № 14 «Колокольчик»

Воспитатель : Евтеева Евгения

Юрьевна

г. Кулебаки

2018 год

ПРОЕКТ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ…………………………………………………….3

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»……………7

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

Приложение 1. БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ»………………..10

Приложение 2. СТИХИ О ПТИЦАХ……………………………………...12

Приложение 3. ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ…………………………………...15

Приложение 4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ…………..17

Приложение 5. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ…………………………………………………………………….20

Приложение 6. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ………………………………..22

Приложение 7. Беседа «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»..23

Приложение 8. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ………………………………..…..26

МБДОУ детский сад № 14

«Колокольчик»

Проект «Птицы весной»

Классификация проекта

Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители .

Актуальность:

Детям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя!!!

Птицы приносят много радости своим появлением весной. Множество птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни…….Давай вместе побольше узнаем о птицах и их весенних заботах!!!

Цель проекта:

Формировать у детей обобщённое представление о перелётных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи проекта:

    Расширить представление детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, обогащать знания детей о жизни перелётных птиц весной.

    Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

    Приучать детей заботиться о птицах.

Разработка проекта

    Составление плана деятельности.

    Кто нам поможет. Привлечение внимания родителей к проекту.

Беседа с родителями « Встретим птиц весной», « Построим скворечники»;

Наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?

Рисуем вместе с детьми: «Кто весной к нам прилетел».

Подбираем литературу и фотоматериал о птицах.

Рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся птицы», «Моя любимая птица».

Подбор художественной литературы:

С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».

О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».

В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».

Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».

С.И.Карпова, В.В.мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера»

В. Бианки. «Синичкин календарь».

Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка».

В.П. Астафьев. «Капалуха».

Г. Снегирев. «Птицы наших лесов».

Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».

В. А. Алексеев. «Кто как строит».

Ю. Дмитриев. «Кто в лесу живет, и что в лесу растет».

С. Образцов. «Ничего особенного».

В. Степанов. Животный мир Земли. Кто где живет. Энциклопедия «Живой мир».

О. А. Скоролупова. «Весна», «Насекомые», « Перелетные птицы».

С.А.Веретенникова, А.А. Клыков «Четыре времени года»

Подбор познавательной энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника)

Подбор фотографий о птицах.

    Материалы и оборудование для работы.

Разрезные картинки на тему «Птицы»

Изображение различных птиц;

Выполнение проекта

    Решение поставленных задач с детьми:

Беседа на тему «Прилет птиц» (Приложение 1).

Беседа по картине «Птицы прилетели».

Дидактическая игра «Зимующие – перелетные»

Стихи о птицах, о весне (Приложение 2).

Загадки о птицах (Приложение 3).

Составление рассказа по схеме (Приложение 4).

Дидактические игры: «Назови птиц», «Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы».

Чтение рассказов о птицах из книги «Четыре времени года» .

Поиск и анализ необычных, красивых фраз: народные приметы, поговорки, пословицы (Приложение 6).

Чтение энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника).

Беседа – рассуждение из личного опыта « Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!».

Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «На горке».

Игра «Разрезанные картинки».

Пальчиковые игры «Четыре цапли », «Птички и ветер» (Приложение 8).

Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы".

Познавательная беседа на тему " Как нам птицы помогают".

Познавательная беседа на тему "Зимующие и перелетные птицы " (Приложение 9).

Подвижные игры « Гуси-лебеди», « Скворцы и кошка», «Отгадай птицу по движению», «Займи гнездо» (Приложение 10).

Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной»

Подведение итогов

Результат:

Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.

Рассказы детей о наблюдении за птицами.

Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги скворечников по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Изготовление лепбука на тему: «Птицы весной».

МБДОУ детский сад № 14 «Колокольчик»

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

Подготовительная группа Воспитатель: Евтеева Е. Ю.

1.Определение проблемы

15.02. 2018г

2.Выбор цели

3.Определение задач проекта

Разработка проекта

1.Составление плана деятельности,

беседа с родителями «Расскажите детям о птицах»

20.02. 2018г

2.Привлечение внимания родителей к проекту.

Коммуникация

Познание

Социализация

Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал о птицах.

21.02.2018г

3.Подбор источников информации.

Познание

4.Подбор материалов и оборудования для работы

Коммуникация

Познание

Социализация Труд

Выполнение проекта

1. Познавательная беседа "Прилет птиц " (Приложение 1)

Познание

Коммуникация

Рассматривание вместе с детьми иллюстраций о птицах.

26.02.2018г

2.Чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения. (Энциклопедия дошкольника)

Коммуникация

Познание

Социализация

Знакомство с литературой, принесенной из дома

16.02.-28.02.2018г

3.Беседа – рассуждение из личного опыта «Как мы птиц встречали», «Как мы с папой скворечник строили!»

Познание

Коммуникация

Наблюдение вместе с детьми за птицами дома.

01.03.-02.03.2018г

4.Просмотр мультфильма «Серая шейка», «На горке»

Познание

Социализация

Безопасность

01.03.-07.03.2018г

5.Игра «Разрезанные картинки»

Познание

Коммуникация

Социализация

Подбираем вместе с детьми фотоматериал о птицх.

6.Пальчиковая игра «четыре цапли » (Приложение 7)

Здоровье

Физкультура

7.Дидактические игры «Назови птиц»,

«Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы»

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

01.03.-07.03.2018г

8.Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Прилетели птицы"

Художественное творчество, Познание,

01.03.-07.03.2018г

9.Познавательная беседа на тему " " Зимующие и перелетные птицы (Приложение 10)

Коммуникация

Познание

Социализация

Безопасность

09.03.2018г

10. Подвижные игры «Гуси - лебеди», «Скворцы и кошка», «Займи гнездо».

Здоровье

Физкультура

Социализация

Безопасность

Приготовление атрибутов для игры

01.03.-16.03.2018г

15.Беседа – обобщение « Как нам птицы помогают!».

Коммуникация

Познание

Социализация

Здоровье

Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о птицах, наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома?

09.03.2018г

Подведение итогов

Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.

Рассказы детей о наблюдении за птицами.

МБДОУ детский сад № 14

«Колокольчик»

Приложение 1.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «ПРИЛЕТ ПТИЦ».

Цель:

    Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни особенностях поведения весной.

Оборудование и материалы:

    Разрезные картинки на тему «Птицы весной» (каждая картинка должна быть своего цвета);

    Иллюстрация на тему «Птицы прилетели»;

Рассматривание иллюстрации «Птицы прилетели»

Что изобразил художник на картине?

Да, наступила весна. И птицы начинают прилетать из теплых стран.

Как называется птица, которая сидит на ветке?

Назовите, какие птицы вскоре прилетят еще.

Как вы думаете, почему они не остаются в теплых краях навсегда?

Как можно назвать эту картину по-разному?

Вспомните и расскажите, как мы все вместе ухаживали за зимующими

птицами: воробьями, галками, воронами, синичками.

    Игра «Зимующие - перелетные птицы»

Взрослый показывает два движения «птички летят», «птички сидят», а дети соответственно называют перелетных птиц: ласточек, кукушек, дроздов, грачей, жаворонков, журавлей, диких уток и т. д. И зимующих: воробьев, голубей, соек, галок, ворон, сорок, щеглов, синиц, дятлов и т. д.

    Рассказ взрослого

У природы свой календарь: прилетели первые грачи. Если грачи не торопятся приводить в порядок гнезда, то близкого тепла не жди. Когда же они начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнезд, кричать и ссориться, то теплый ветер уже назавтра принесет дружную весну.

И все же первыми безошибочно определяют приход весны вороны. Они незамедлительно приступают к устройству гнезд. Снаружи гнездо довольно грубо, зато внутри тщательно выложено мягкими ветками и шерстью животных. И хотя в марте еще холодно, лежит снег, у вороньей пары уже появляются в гнезде первые яйца. Если вороны купаются ранней весной - будет тепло, кричат - к метели. Если ворона прячет клюв под крыло - к холоду, а если села клювом к югу - будет тепло.

Постепенно прилетают остальные птицы. Например, необыкновенный концерт удается иногда подсмотреть на глухом лесном болоте. Артисты - серые журавли. Петь они не умеют, зато любители потанцевать. Кружатся, приседают, размахивают крыльями, даже раскланиваются друг перед другом.

Приложение 2.

СТИХИ О ПТИЦАХ.

Воробушек качаться захотел

Наш воробушек качаться захотел,

В гости к тоненькой былинке прилетел,

Сел на самую вершинку - цинь-цвиринь,

Покачай меня, былиночка, подкинь!..

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит поутру!

Ой, как весело, когда на свете май!..

Ты воробушка, былинка, покачай!

( М. Познанская)

«Весна пришла, Тепло нашла!» -

Кричат во всю детишки.

« Чирик -чирик,

Забудь печаль», -

Хлопочут воробьишки.

Пришел дедок,

Влез на горбок:

«В доме быть не хочется,

теплый ветер дохнул,

Крылом легким махнул,

По бороде лоскочется».

Все ожяло, все расцвело,

И рой детей приветненьких

Несет венок Фиалочек беленьких.

( С. Русова)

Весна встала

И всю землю

От сна разбудила.

Украсила ее рястом,

Барвинком укрыла.

Жаворонок в поле чистом

С той землей встречается.

В роще трелью серебристой

Пташка заливается.

( По Т. Г. Шевченко)

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля? А журавлик отвечает:

- Лучше нашей не бывает!

( Платон Воронько)

Травка зеленеет

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой...

Л. Плещеев

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный-

Всё вторит весело громам.

Ф. Тютчев

Приложение 3.

ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

***

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

***

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ... (снегири)

***

На шесте дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его... (скворец)

***

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам - враг. (Грач)

***

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)

Приложение 4.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМЕ

Задание . Расскажи Буратино, как можно узнать птиц. В этом тебе помогут картин ки-модели.
Подсказка для взрослого. Задание выполняется детьми в заключительной части занятия «Птицы» или после занятия в качестве индивидуальной работы. Дети рассказывают Буратино о су щественных признаках птиц: у птицы есть клюв (1); тело птицы покрыто перьями (2); у птиц есть крылья (3); у птиц две ноги (4); птицы высиживают птенцов из яиц (5).

Задание. Где чье гнездо? Проведи линию от каждой птицы к ее гнезду. Назови дете нышей этих птиц.

Подсказка для взрослого. Это задание выполняется детьми после проведения занятия по теме «Птицы».

Приложение 5.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.

Народные приметы

Весна, зажги снега, заиграй овражки!

Вода с гор потекла, весну принесла!

В марте курица напьётся из лужицы!

Апрель с водою - май с травою!

Аи-аи, месяц май: и тёпел, и холоден!

Народные загадки

1. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает - Когда это бывает?

2.Что вниз вершиной растёт?

3. Летит - молчит, сядет - молчит,

а как умрет, так и заревёт.

4. Ваз рук, без топорёнка построена избёнка,

5. Не зверь, не птица - нос, как спица.

6. Чёрен, да не бык, шесть ног без копыт , летит- воет, а сядет - землю роет.

7. В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек.

8. Синенька шуба покрыла весь мир. -

9. На заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.

Народные пословицы

На поле опоздать, так возле щей воды хлебать.

Навоз отвезём, так и хлеб привезём,

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Пахать, так не дремать.

Журавль летит высоко, видит далеко.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Воробей мал, да удал.

Где воробью ни летать, а всё дома ночевать.

Старого воробья на мякине не проведёшь,

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Скороговорка

На дворе трава, на траве дрова.

Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

Приложение 6.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковая игра «ЧЕТЫРЕ ЦАПЛИ»

Четыре длинных цапли шагать руками в воздухе
Выходят на охоту, руки «клювиками»
А дождик по болоту стаккато в воздухе
Кап, кап, кап. пальцами по ладони
Идут четыре цапли шагать руками в воздухе
И стряхивают капли, «стряхивать» с себя
А клювы звонко щелкают раскрывать и закрывать «клювики»
Цап, цап, цап щелчки.

Пальчиковая игра «ПТИЧКИ И ВЕТЕР»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

(большие пальцы обеих рук сцеплены, изображая крылья птиц)

(машем руками, как крылышками)

Песни распевают.

(кисти рук имитируют открытые клювики птиц)

Буйный ветер налетел,

(Выполняем волнообразные движения запястьями)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

(сводим кисти рук вместе, образуем кокон)

Там не тронет их никто.

(«грозим» указательными пальцами обеих рук)

Приложение 7.

Беседа

«ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».

Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезно вение основного корма, замерзание водоемов, земли, отми рание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установле ния связи между характером корма и возможностью его добы вания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, пере летные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Содержание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображе нием зимующих и перелетных птиц.

Вопросы:

1. Какие из птиц вам знакомы?

Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, соро ки, дятлы)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
(Зимующие, оседлые.) Каких птиц не видно в последнее вре мя? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.) Куда ис чезли эти птицы? (Улетели в теплые края.)

Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные.)

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от
нас на зиму? (Боятся холодов.)

Вспомните, чем питаются птицы? (Спрятались насеко мые, поэтому первыми улетают птицы, которые пита лись насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее
всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.)

Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, сини цы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры Деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду ятицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимне е время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Для подкормки птиц пригодны семена различных растений - коно пли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки сала.

Зимой мы помогали птицам, подкармливали их.

Весной нужно встретить перелетных птиц, построить им скворечники.

А летом птицы помогут лю дям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

Физкультминутка

Дидактическая игра «Что за птица?».

Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица (можно заранее детям выучить загадки):

Умный мальчишка В сером армячишке Прыгает, шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ... (снегири)

На шесте дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его... (скворец)

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам - враг. (Грач)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»? (Кукушка)

Можно использовать загадки-описания (внешний вид птицы, чем питается, где живет.. .), составленные детьми.

Приложение 8.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:

- Гуси-лебеди, домой! Гуси отвечают:

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

«Скворцы и кошка»

Выбирается 6-8 детей – «скворцов», один ребенок - «кошка». На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5-6 человек берутся за руки и образуют кружки - «скворечники». В каждом размещается по два «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечнике», в котором может находиться только два «скворца». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется.

Интегративный блок: формирование целостной картины мира, аппликация.

  • учить детей составлять описательный рассказ по картинам;
  • учить правильно составлять изображение из частей.

Задачи: познакомить детей с перелетными птицами средней полосы России; развивать монологическую и диалогическую речь; учить образовывать приставочные глаголы; развивать мелкую моторику; учить правильно составлять изображение из частей; находить место той или иной части в аппликации, аккуратно наклеивать.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением весенних пейзажей, фотографии перелетных птиц: грачи, скворцы, соловей, жаворонок; бумага, ножницы, клей.

Ход занятия

Педагог: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о перелетных птицах – птицах, которые улетают от нас осенью в теплые края и весной возвращаются к нам обратно. Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в начале весны. Называется она “Весенняя песня”. Послушайте, пожалуйста, внимательно.

Весенняя песня

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края весна-красна. Собралась она леса в зеленую листву нарядить, на лугах пестрый ковер из трав и цветов раскинуть. Да только никак зима уходить не хочет, понравилось ей у нас гостить.

  • Когда ты к себе на север уйдешь? – спрашивает ее весна.
  • Подожди, - отвечает зима, - твое время еще не пришло.

Ждала, ждала весна и ждать устала. А тут еще все птицы, звери и насекомые стали просить ее:

Прогони зиму, заморозила она нас совсем, дай погреться на солнышке, поиграть в зеленой траве.

Вновь весна спрашивает зиму:

Скоро ты уйдешь?

А зима хитра; вот что придумала.

Старая стала, - отвечает весне, - все месяцы перепутала, не помню, когда мой срок наступает в дальний путь собираться. Давай так договоримся: как запоет по-весеннему первая перелетная птица, так я и отправлюсь на север.

Согласилась весна и стала с нетерпением ждать птиц, которые прилетают к нам весной.

Первые стаей прилетели грачи . Грач – это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым книзу клювом; с черным оперением. Грачи прилетели на родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распустили они крылья, кричат, шумят, зовут весну.

Слышишь, как грозно грачи кричат? – говорит весна зиме. Но зима и слушать не стала.

Да разве это пение? – ответила она. У меня снегири и клесты с утра до ночи в лесу кричат. Я это за пение не считаю.

Загрустила весна, но скоро стая скворцов прилетела. Окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок.

Скворцы, узнав про хитрую зиму, взлетели на дерево и запели. Далеко по лесу разнеслась веселая весенняя песня скворцов.

Слышишь, как радостно поют скворцы? Пора тебе уходить, - говорит весна зиме.

А зима только рукой махнула.

Послушай, - отвечает она, - когда в метель скрипят старые сосны и ели, еще забавнее получается. Скворцы твои плохо поют. Какая же это песня? Вздохнула весна. Пришлось ей другого певца искать.

А тут, откуда ни возьмись, соловей прилетел. Соловей – маленькая птичка, перья серенькие, клюв несильный, но какой хороший лесной артист.

Долго мы тебя ждали! – говорит весна соловью. – Надеемся, ты нам поможешь зиму прогнать.

Раздалась весенняя песня соловья, которую было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.

Ой, как звонко и красиво соловей распелся, - говорят люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.

Полетела весна к зиме.

Слышишь, как громко поет в лесу соловей? Люди в деревне говорят, что это к теплу он так распелся; значит, пора тебе улетать домой – на север.

А какое тебе дело до людей? – отвечает зима. Ты заставь всех птиц петь радостно, по-весеннему, тогда я и уйду.

Ничего не ответила ей весна. Загрустила сильно, думает, какого певца найти, чтоб зима не сумела отговориться.

Так ничего и не смогла придумать весна за целый день. Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно взошло солнышко. Оно осветило леса и поля, еще покрытые снегом. Вдруг с ветки одного из деревьев взлетел жаворонок. Жаворонок – серая птичка, немного крупнее воробья. Благодаря серой окраске он умеет затаиваться на земле так, что становится совершенно незаметным. На лапках у него задние пальцы имеют длинные прямые когти, которые дают устойчивость птице.

Жаворонок затрепетал крылышками и стал медленно подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю его радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и весеннее пробуждение природы, и еще что-то такое светлое, радостное, что словами и передать нельзя.

Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже глухим местам трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо вылезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись, расправляли крылышки, усики, ножки. Вылез из норки худой и голодный еж; даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери, птицы, насекомые слушали долгожданную песню жаворонка и думали об одном: что сейчас уже не страшен зимний холод, что нечего его бояться, потому что наступают светлые весенние дни.

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком.

Что же, и это не песня? – Спросила весна зиму.

Но зима ничего ей не ответила: она собиралась в дальний путь – на север.

Вопросы педагога.

  1. Ребята, вам понравился рассказ? Как он называется?
  2. О каких временах года говорилось в рассказе?
  3. Хотела зима уходить? Какое условие поставила зима весне?
  4. Какие птицы прилетели первыми?
  5. Какие птицы прилетели вторыми?
  6. Какая птица прилетела третьей?
  7. Какая птичка спасла все живое от суровой и долгой зимы?

Физкультминутка “Скворечники”

Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.

Итак, мы с вами решили понаблюдать за птицей и остановились немного подальше от гнезда.

Птица из гнезда вы летела и дальше по летела. Гнездо вокруг об летела и от гнезда от летела. За дерево за летела, из-за дерева вы летела и вдаль у летела. Потом при летела и в гнездо за летела.

Речевая игра “Чего не бывает”

  1. Птенцы
  2. высиживают яйца.
  3. Из яиц птиц вылупились крокодильчики .
  4. Дети сделали для аистов скворечники.
  5. Тело птиц покрыто шерстью .
  6. Животные
  7. строят гнезда.
  8. Скворец живет в будке .

Речевая игра “Скажи наоборот”

(подбор антонимов)

  1. Зимой холодно, а весной … тепло.
  2. Птицы могут летать высоко и … низко.
  3. Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
  4. Зима ушла, а весна … пришла.
  5. Зимой дни короткие, весной … длинные.
  6. Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
  7. Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
  8. Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.

Ребята, сейчас мы отправимся в наши творческие мастерские, превратимся в маленьких волшебников и сделаем аппликацию “Перелетная птичка”.

Давайте подготовим наши руки к работе и проведем пальчиковую гимнастику. Большой палец “здоровается” с каждым поочередно, начиная с мизинца:

Птичка крылышками машет,
Птичка зернышки клюет,
Птичка ветки собирает,
Птичка гнездышко совьет.

Сейчас мы вместе вспомним части тела птицы: голова, клюв, шея, туловище, лапы, крылья.

В конвертах у каждого из вас находятся вырезанные из бумаги части тела птички. Сначала вам нужно будет расположить изображение птицы на бумаге (демонстрация образца).

Итак, отправляемся в творческую мастерскую: сначала – девочки, потом – мальчики.

Открываем конверты, располагаем изображение на бумаге. Открываем клей-карандаш, аккуратно наклеиваем сначала туловище, потом – голову и клюв. Прижимаем изображение салфеткой.

После занятия мы разместим все работы на доске и посмотрим, какая замечательная стая птиц у нас получилась.

Педагог: О чем мы с вами беседовали на сегодняшнем занятии?

Что вам запомнилось из нашего занятия?

Молодцы, ребята, вы хорошо занимались!

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! М.: Баланс, 2006 г.
  3. Лифц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс, 2010 г.
  4. Агронович З.Е. Времена года. М.: Детство-Пресс, 2004 г.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 2010 г.

Прогулка на участке детского сада
“Наблюдение за птицами”

Цель: расширить представления детей о перелётных птицах.

Ход наблюдения/

  1. Рассказать детям о том, что птицам стало тепло, но земля ещё холодная, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
  2. Нам надо ещё подкармливать птиц.
  3. Насыпать в кормушки зёрен, крошек, семечек.
  4. Учить детей заботиться о птицах.

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.

Т. Ладонщиков

Какие птицы прилетают к нам на участок?

А скворцы - зимующие или перелётные птицы?

Где живут скворцы, когда прилетают из тёплых стран?

А есть ли у нас такой домик?

Для чего скворцам нужен скворечник?

Давайте сейчас понаблюдаем за нашими скворушками. Что они делают?

Рассказать о заботе птиц о своём потомстве.

Отметить строение тела птиц, их повадки.

Если во время прогулки в парке вы увидели скворцов, знайте, что весна наступила. Эти птицы прилетают к нам, когда снег ещё лежит на земле. Обратите внимание детей на пёстренькие пёрышки скворцов, на то, как суетятся они, устраивая гнёзда в своих домиках-скворечниках: носят былинки, делают мягкую подстилку.

На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец. (Скворец)

Учимся наблюдать за изменениями в природе

Расскажите детям, что скворцы, грачи, зяблики не только радуют нас своими песнями и украшают наши парки и леса, но и охраняют зелёные насаждения от вредителей, сберегают урожай на полях, в садах и огородах. Покажите детям скворечники, которые развешены для птиц, расскажите о том, что никогда нельзя трогать птичьи яйца и птенцов, если гнездо с ними устроено в траве.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают “стайками”, все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются “клином” в виде треугольника; другие выстраиваются “цепочкой”, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Игры

Игровое упражнение “У кого кто?”

У грача – грачонок - грачата.

У утки – утёнок - утята

У лебедя – лебедёнок - лебедята

У соловья – соловьёнок - соловьята

У журавля – журавленок - журавлята

У дрозда – дроздёнок - дроздята

У чижа – чижонок - чижата.

У аиста – аистёнок - аистята

У скворца – скворчонок - скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

Аист заботится об аистятах.

Грач заботится о грачатах.

Журавль заботится о журавлятах.

Лебедь заботится о лебедятах.

Чиж заботится о чижатах.

Соловей заботится о соловьятах.

Дрозд заботится о дроздятах.

Утка заботится об утятах.

Скворец заботится о скворчатах.

Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

Игровое упражнение “Кто кем станет?”

Грачонок станет грачом.

Соловьёнок станет соловьём.

Скворчонок станет скворцом.

Лебедёнок станет лебедем.

Утёнок станет уткой.

Аистёнок станет аистом.

Журавлёнок станет журавлём.

Упражнение “Отгадай и присядь”

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение “Скажи одним словом”

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Приложение 1 (загадки для перелетных птиц)

Приложение 2 (стихи про птиц)

Приложение 3 (народные приметы про перелетных птиц)

Приложение 4 (описание птиц)

Приложение 5 (музыкальный досуг "Прилетайте, жаворонки")

Приложение 6 (план реализации подпроекта "Перелетные птицы")

Приложение 7 (экологическая газета "Прикоснись к природе сердцем")

Елена Евсеенко
Познавательный проект «Пришла весна, прилетели птицы.»

Познавательный проект «Пришла весна ,прилетели птицы

Образовательное учреждение : МБДОУ ДС КВ №5 ст. Ясенская МО Ейский район.

Вид проекта : познавательно- творческий .

Цель проекта :

Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц

Развитие познавательного интереса к родной природе

Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам

Развитие у детей устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями.

Задачи проекта :

Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных птиц

Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелета

Развивать логические умения : доказательство, синтез, анализ

Устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы

Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность

Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством

Развивать художественно-творческую деятельность

Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Предполагаемый результат :

Выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование,)

Совместные работы родителей и детей

Речевое творчество детей

Дидактические игры и пособия

Досуг «День птиц »

Актуальность : позволит расширить и углубить знания детей о птицах , послужит формированию бережного отношения к птицам , осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели.

Продолжительность : краткосрочный.

Планирование деятельности.

Д/и «Назови перелетных птиц » , "Угадай по описанию", «Назови птенцов перелетных птиц » , «Ай да птица , что за птица , «Назови одним словом» , «Назови ласково, «Птицы и их детеныши » ," Раздели птиц на перелетных и зимующих", «Составь рассказ о птице , «Сколько птичек?» , «Чей хвост длиннее?» , «Четвертый лишний» .

Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , Г. Снегирев «Птицы наших лесов » , В. Бианки «Синичкин календарь» , «Чей нос лучше» , Разучивание наизусть стихотворения «Перелетные птицы » , рассказы о птицах - «Скворцы» Куприн А. И., «Жаворонок» Соколов-Микитов Иван Сергеевич, В. Берестов "Птицы ", А. Яшин "Покормите птиц зимой ".

П/и «Птицы , гнезда, птенцы» , «Стайка» , «Птица раз , птица два » , «Птички в гнездышках» , «Птица и кошка » , «Перелет птиц » , "Воробушки и автомобиль" «Поймай и назови» (с мячом, «Лягушка и цапля» , "Лиса в курятнике"«Гуси-лебеди» , «Охотники и утки» , «Птички и бабочки» .

Загадки о перелетных птицах .

Составление рассказа по картине А. К. Саврасов «Грачи прилетели »

Консультация для родителей "Кормушки своими руками".

Аппликация «Скворечник для скворца» .

Рисование «Жаворонок»

Лепка "Птицы на кормушке "

Выставка книг по теме «Перелетные птицы » с иллюстрациями.

Беседа "Что мы знаем о птицах "

Раскрашивание силуэтов птиц .

Пальчиковая гимнастика "Воробушки и птички","Птенцы в гнезде".

Разучивание поговорок "Всякая птица своим пером гордится","У каждой пташки свои замашки".

Беседа : «Почему перелётные птицы осенью покидают нас

Наблюдение за перелетными птицами .

Ручной труд оригами "Лебедь"

Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы »

Методическая литература.

И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать : времена года.

В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова.

Агеева И. Д. 500 загадок-складок для детей.

Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

Елисеева Л. Н. Хрестоматия. Пособие для воспитателя детского сада.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» Цель занятия: Развивать художественное восприятие, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание весенней природы,.

«Пришла весна - прилетели птицы». Конспект НОД в области «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144» города Чебоксары Чувашской Республики..

Мы вставали ночкой даже, Из окна смотрели в сад. Ну когда же, ну когда же Гости наши прилетят? Ну когда же гулкой стаей Защебечут у окна?.

С наступлением весны,природа начинает пробуждаться. На деревьях набухают почки и через какое то время появляются первые листочки и цветочки. В.

Конспект контрольно-учетного (итогового) занятия «Пришла весна, прилетели птицы» Цель: закрепить представления детей о весне, весенних признаках, перелетных птицах Задачи: 1. Обобщить знания детей о перелетных птицах,.