Что относится к современным формам социального взаимодействия. Понятие социального взаимодействия его виды и формы

Типы социального взаимодействия :

- Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

- Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Формы социального взаимодействия

Стихийные, неорганизованные: -Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

-Погро м - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

- Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо

Подготовленные :-Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Обращение к научной литературе, изучение передового отечественного и зарубежного опыта деятельности социального педагога, обобщение и анализ собственного опыта как школьного социального педагога дают основание вывести принципы технологии его деятельности в системе взаимодействия с семьёй, что обусловлено задачами данного исследования.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи.

Остановимся несколько подробнее на сущности этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально взаимодействовать ссемьёй, регулировать взаимоотношения в системе «личность - семья -общество», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи семье и детям.

Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.

Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимодействия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.

Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

Принцип сочетания терпимости , уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума , обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества.

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия , связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.

Древние римляне сказали, что человек – общественное животное и, следовательно, человек, живущий в обществе, за­висит от него. Это означает, что он зависит от других индивидов, с которыми вступает в связи, образуя некую социальную общность.

Для осуществления социальной связи необходимо три компонента:

    субъекты связи (от двух и более лю­дей);

    предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

    механизм регулирования взаимоотношений.

Если предмет связи отсутствует, индивиды не контактируют друг с другом и наоборот. Например, парень пытается познакомиться с понравившейся девушкой. От девушки зависит, насколько ей нравится субъект и предмет связи. Если нравится, она дает телефон, соглашается на встречу и т.п., иными словами, выполняет определенные действия по осуществлению социальной связи.

Социальные связи представляют собой зависимость людей, реализованную через социальное действие, осуществляемое с ориента­цией на других людей, с ожиданием соответствующего от­ветного действия партнера.

Социальные связи подразделяются на социальные взаимодействия и социальные отношения. Это разные понятия, более того, в социологической иерархии социальные отношения шире, нежели социальное поведение, социальное действие, социальный контакт и социальное взаимодействие. Что представляют собой эти понятия?

    самое основное понятие – животное поведение , т.е. физические движения тела (еда, движение);

    действие – движение, имеющее цель и значение (ты собираешь ягоды, чтобы их съесть);

    социальное поведение – поведение, ориентированное на других людей;

    социальное действие предполагает ответную реакцию другого человека (парень дарит любимой девушке бриллиантовое кольцо);

    социальный контакт – пара социальных действий;

    социальное взаимодействие (интеракция ) – последовательность социальных действий.

Как вид социальной связи социальное взаимодействие также означает зависимость людей друг от друга: мое дальнейшее действие зависит от ответной реакции партнера. Однако это не значит, что партнеры должны видеть друг друга или взаимодействовать физически. В социальном плане взаимодействуют и друзья по переписке, и генералы, которые готовятся к сражению с противником. Важно, что при взаимодействии учитывается взаимная ориентация партнеров по отношению друг к другу и их ответная реакция. Шпионаж за кем-либо – не социальное взаимодействие, если тот, за кем шпионят, не знает об этом. Два конкурента, сознательно игнорирующие друг друга, также взаимодействуют в социальном плане, т.к. они зависят друг от друга и осуществляют свои действия на рынке в соответствии с действиями конкурента.

Социальные взаимодействия также основываются на социальной зависимости. Проблема социальной зависимости отражает два аспекта: во-первых, речь может идти о зависимостях, возникающих между людьми, живущими в обществе, во-вторых, о зависи­мостях, вытекающих из сознательных воздействий людей друг на друга как на представителей общества. Выражение «А зависит от Б» в первом случае означает, что А в своих действиях должен считаться с существованием Б, его обязанностями и правами. Иными словами, зависимость возни­кает из общей принадлежности к организованной системе. Во втором случае это выражение означа­ет, что Б может непосредственно навязать А определенный способ поведения. Иными словами, и в том, и в другом случае человек (или группа) выстраивает свое поведение в соответст­вии с данными зависимостями, за которыми стоят индивиды.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, в какой степени эта зависимость опре­деляет поведение и сознание человека. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович в своей работе «Основания социологии» отмечал, что ошибка психологов заключается в предположении, будто мыслит человек. В этой связи в индивиде вечно пытаются найти источник мышления и определить, почему он мыслит так, а не иначе. Однако в человеке мыслит не он, а соци­альная группа, и источник его мыслей лежит не в нем, а в социальной среде, в которой он живет. Это означает, что человек может мыслить только так, как его заставляет окружающая социальная среда.

Можно согласиться с утверждением Л. Гумпловича о том, что личность есть результат взаимодей­ствий с социальной средой. И не только потому, что она оказы­вает на человека сильное социальное воздействие, но и потому, что интеграция человека в социальную среду обеспечивает ему комфортность жизнедеятельности в виде наград и поощрений. Следовательно, потребность человека интегрироваться в социальную среду есть не только биологическая, психологическая, но и социальная необходимость для его выживания.Такого рода взаимодействия порождают территориальные, национальные, языковые, профессиональные общности.

Однако данные процессы связаны не только с изменяющимися интересами и потребностями самого че­ловека, но и с интересами социальной среды, в которую он включен. Например, рабочий учился заочно, получил высшее образование и перешел в более высокую социальную страту; в этом случае речь идет о дезинтеграции с представителями низшей страты. Он стал менеджером, усвоил модели поведения менеджеров своего эшелона (креативность, лидерство и т.п.) и активно демонстрирует их – интеграция с представителями новой страты. Если он не будет это делать, его не будут повышать.

Итак, социальные взаимодействия – это система­тические, регулярные социальные действия партнеров, на­правленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, при­чем ответная реакция порождает новую реакцию воздей­ствующего.

Виды социальных взаимодействий . Они подразделяются на:

    случайные (социальные контакты) – не планируются и не повторяются (вопрос случайного прохожего как пройти к БГЭУ). Социальный контакт не предполагает продолжения или последствия: если объект (субъект) связи не нравится, его можно заменить другим;

    повторяющиеся – не планируются, но имеют место время от времени (встреча с соседом из другого подъезда);

    регулярные – не планируются, но очень распространены, возникает вопрос, если взаимодействие не имеет место (ежедневная встреча с знакомым студентом другого факультета);

    нормированные – планируются и регулируются традицией или законом (трудовые и семейные отношения, учебный процесс в вузе), всегда вызывают вопрос, если не случаются (студент прогулял занятие).

Характеристики социальных взаимодействий. Американский ученый Р. Руммель классифицирует взаимодействия по их значению, направлению, интенсивности, экстенсивности, длительности и степени организации.

Значение социального взаимодействия – понимание поведения индивида как конкретного действия, акта или практики.

Направление зависит от того, как направлены действия партнеров: по отношению друг к другу или нет, включают ли они общие интересы и т.п.

- солидарные взаимодействия – акты с совместными намерениями и ориентацией партнеров на оказание помощи друг другу по реализации этих намерений (действия родителей по воспитанию детей).

- антагонистические взаимодействия имеют место, когда партнеры мешают друг другу достичь их цели (два сотрудника, собирающие друг на друга компромат, чтобы получить повышение).

Интенсивность (= глубина). Социальные взаимодействия могут быть высокой интенсивности (глубокие, сильно мотивированные взаимодействия имеют место при заключении брака, организации забастовки, на войне) и низкой интенсивности (имеют место при обсуждении, какой фильм смотреть, как провести выходные и т.п.).

По степени экстенсивности (= протяженности) взаимодействия могут быть экстенсивными (широкими) и ограниченными (узкими). Если взаимодействия направлены, например, на победу врага в войне, победу на выборах, – они экстенсивные. Если они ограничены конкретными действиями (кому мыть посуду после еды), то это – ограниченные взаимодействия.

Продолжительность : взаимодействия могут быть продолжительными (семейные отношения) и непродолжительными (пикник за городом).

По степени организованности взаимодействия могут носить организованный характер, если они регулируются законами и нормами общества (деятельность профсоюзов, учебный процесс) и неорганизованный (подготовка к вылазке на природу, решение сбежать с лекции).

В целом, социальные интеракции имеют различные комбинации характеристик. Они могут быть солидарными, интенсивными, короткими, ограниченными и неорганизованными (сексуальные отношения), антагонистическими, интенсивными, экстенсивными, продолжительными и организованными (война) и т.д.

Данные характеристики использовал и П. Сорокин для выделения 3 типов взаимодействий (в русскоязычной литературе: взаимоотношений):семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидар­ны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);договорный тип (отношения сторон, взаимодействующих в рамкахдоговора, ограничены по времени и направ­лены на получение взаимной выгоды или «как можно большего за меньшее»);принудительный тип (антагонизм от­ношений с различными формами принуждения: экономическим, физическим, психологическим и др.). Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. В обществе часто наблюдаются смешан­ные типы социальных взаимоотношений.

Уровни с оциальных взаимодействий. При анализе социальных взаимодействий выделяют три уровня. Межличностные взаимодействия могут быть представлены взаимодействием между двумя индивидами (диада или пара); между тремя индивидами (триада ); между одним индивидом и многими (например, актер – зрители); между многими и мно­гими индивидами (покупатели – продавцы). При взаимодействиях на межличностном уровне большую роль играют факторы, связанные с установками и ориентациями субъектов взаимодействий. Субъекты также предо­пределяют и характер взаимодействий, так как формиро­вание установок и ценностных ориентаций связано с процес­сами социализации индивидов, усвоения ими социального опыта. Межличностные взаимодействия в значительной степени детерминированы психическими и физиологическими факторами, что связано с фактом непосредственного общения субъектов и характером их социального поведения.

Групповые взаимодействия представляют более высокий уро­вень взаимодействий, при котором проявляются социальные установки группы и ценности, разделяемые большинством или почти всеми членами группы. Их субъектами являются не отдельные индивиды, а груп­пы. Груп­повые взаимодействия также можно наблюдать (столкновения между классами – буржуазией и пролетариатом, этническими группами в Югославии – сербами и хорватами) и эмпирически фиксировать их характер, определять тип отношений между группами и т.д.

Социетальные взаимодействия (уровень общности и об­щества) часто называют социальными отноше­ниями. Их трудно наблюдать, т.к. субъекты взаимодействий (страны) могут непосредственно и не контак­тировать. Если страны воюют или сотрудничают, эти взаимодействия можно наблюдать и фиксировать в виде политических, экономи­ческих договоров и т.д. На этом уровне отношений действуют как бы другие зако­ны. Они представлены в виде культуры, морали, права, которые придают взаимодействиям нормированный характер.

Действительно, социальные взаимодействия часто служат основой для социальных отношений – отношений между людьми как представителями социальных групп и социальных институтов. Исходя из этого, можно утверждать, что групповые взаимодействия также можно считать социальными отношениями. Социальные отношения – это устойчивая система норми­рованных взаимодействий между субъектами на основе определенной платформы (т.е. интереса или цели, кото­рую хотят достичь объединившиеся люди). Например, инсти­туты принуждения (суд, тюрьма) создаются с целью поддержания общественного порядка, наказания тех, кто не желает подчиняться нравственным и правовым нормам, по­сягает на общественные ценности (духовные или материаль­ные).

Социальное взаимодействие - это один или несколько способов реализации социальных связей. Сегодня существует две позиции относительно того, считать ли любое взаимодействием или нет. Можно предположить, что только то из них может считаться актом взаимодействия, которое получило ответную реакцию.

Эта является очень важной, поскольку способствует развитию как отдельной личности, так и целой системы. В одиночестве человек не в состоянии удовлетворить свои потребности, организовать себе комфортные условия (не говоря уже о психологической потребности взаимодействия) и реализовать свои намерения.

Прежде чем начать детальное рассмотрение социального взаимодействия, необходимо определить понятие взаимодействия: это двусторонний процесс, в котором люди оказывают влияние друг на друга.

Формы социального взаимодействия

В современной науке выделяют три формы этого процесса:

  1. Конфликт. В этом случае стороны имеют противоположные позиции, и они скрыто либо открыто конфликтуют между собой.
  2. Конкуренция. Здесь личности ведут борьбу между собой за ценностные или материальные блага. Такое взаимодействие не подразумевает открытой вражды на почве конкуренции.
  3. Кооперация. Является созидательной формой, которая в большей мере обогащает обе стороны опытом, знаниями и приводит зачастую к положительному результату. Здесть индивидуумы сотрудничают для того, чтобы добиться общей цели.

Социальное взаимодействие: условия

П. Сорокин выделяет несколько условий, без которых невозможно взаимодействие социального характера:

  1. Обладание и психикой. Индивидуумы благодаря этим средствам могут понять, что ощущает другой человек с помощью вербальных и невербальных знаков: жестов, голосовой интонации, мимики и др.
  2. Использование одной системы символов. Чтобы понять мысли и речь другого человека, необходимо, чтобы он излагал их известными выражениями. Носители разных языков, безусловно, также могут общаться, однако это будет неполноценным взаимодействием, поскольку восприятие друг друга может быть искажено.

Социальное взаимодействие: сферы реализации

В зависимости от сферы, в которой взаимодействуют элементы, зависит получаемый опыт. Существует множество подобных сфер, и мы здесь выделим наиболее обширные.

  1. Политическая. Здесь происходит противоборство или сотрудничество представителей власти или общественных движений.
  2. Экономическая. Практически каждый человек получал этот опыт социального взаимодействия, так как здесь происходит связь между работодателем и сотрудником.
  3. Профессиональная. Здесь люди выступают в первую очередь как представители разных профессий.
  4. Семейная. Самый яркий пример - взаимодействие родственников во время бракосочетания их детей, когда одна семья связывается с другой и происходит ознакомление с традициями.
  5. Религиозная. Взаимосвязь с представителями разных религий или атеистами.

Социальное взаимодействие: типы

Возможны три типа социального взаимодействия:

  1. Идейный обмен. Люди предоставляют друг другу различного рода информацию, в числе которой собственные размышления и объективные факты.
  2. Волевой обмен. В этом случае индивидуумы согласуют свои действия для того, чтобы достичь общей цели.
  3. Обмен чувствами. Здесь людей побуждает к взаимодействию эмоциональная сфера, когда они сплачиваются либо разъединяются на основе своих эмоциональных ощущений.

Социальное взаимодействие: виды

Виды контакта зависят от того, каким образом он осуществляется:

  1. Вербальное взаимодействие (с помощью слов).
  2. Невербальное (с помощью мимики и жестов).
  3. Физическое.

Формы социальных взаимодействий

Понятие социальных связей, их виды

Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности.

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко­торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту­пает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу. Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека . К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.

В течение всей жизни человек связан с другими людьми посредством социальных связей, которые проявляются в различных видах и формах.

Социальные взаимосвязи между членами общества или социальной группы крайне разнообразны. В процессе общения с другими людьми человек постоянно отбирает из большого количества разнообразных связей именно те, которые он считает нужным усиливать и развивать. В связи с этим каждый индивид проходит несколько этапов в освоении социальных связей, прежде чем достигает состояния социальных отношений.

Кроме того, именно социальные связи являются основой группообразующих процессов , первым шагом в образовании социальных групп (Рис. 1).

Рис.1. Виды социальных связей

Итак, рассмотрим основные виды социальных связей:

Социальные контакты. Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе. Отметим, что при пространственном контакте индивид не может выделить из общего количества окружающих его людей никаких отдельных обособленных объектов. Он оценивает окружающих людей как некоторое целое.

Выделение из пространственного окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей.

Последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Примером такого контакта может служить покупка газеты, когда покупатель, не обращая внимания на продавца, отдает деньги и получает газету.

Каждый раз, когда индивид начинает общение с другими людьми, он обязательно должен пройти все эти три вида контактов, для того чтобы перейти к более сложным социальным связям.

Более сложный вид социальных связей – это социальное действие . Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано Максом Вебером.

В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Социальные действия - это определенная система по­ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.

Любое социальное действие представляет из себя сис­тему, в которой можно выделить следующие элементы:

ü субъект действия, воздействующий индивид или об­щность людей;

ü объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

ü средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое измене­ние;

ü результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведе­ние» и «действие». Если поведение - это ответная реак­ция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или на­меренным, осознанным), то действие - это только неко­торые виды поведения.

Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Наиболее детально социальное взаимодействие изучил П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.

В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.

Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:

ü наличие двух или более индивидов , обуславливающих поведение и переживания друг друга;



ü совершение ими каких-то действий , влияющих на взаимные переживания и поступки;

ü наличие проводников , передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).

Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл. Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.

В системе отношений можно выделить следующие элементы:

ü субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

ü связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

ü определенная система обязанностей и долженствова­ний или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Среди всего разнообразия социальных отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

Формы социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей . Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "co " - "вместе" и "operari " - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация, прежде всего, связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии (социальном альтруизме). Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, как правило, в обоюдной пользе.

Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).

Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей , набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности ; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции ; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами.

Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.

С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.