Авианосец «Адмирал Кузнецов. Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

Кто такие призраки? Говоря о призраках, многие подразумевают души уже умерших людей, которые появляются в нашем мире в видимом обличии. Кто-то верит в их существование, а кто-то напротив, категорически отказывается верить в существование этого явления. Люди, которые видели, как они утверждают приведений, по их свидетельствам, призраки представляют собой бледные образы с неясными очертаниями. То действительно ли существуют призраки, еще не известно. Каждый вправе верить в то, что он видит или слышит.

Во многих легендах пришедших к нам еще с давних времен рассказывается о приведениях, появление которых непосредственно связано с выполнением определенной задачи или же какого-то поручения.

Некоторые призраки возвращаются с целью совершить какое-то возмездие, или же разоблачить преступника виновного в убийстве.

Другие призраки возвращаются для того, чтобы исправить какую-то ошибку или несправедливость, которая была допущена по отношению к кому-либо из ныне живущих.

В том числе приведения могут появляться для того, что бы исправить свою собственную вину за какие-либо совершенным им при жизни поступки.

Существует несколько разновидностей призраков, а именно:

Оседлые призраки – это в свою очередь, призраки, которые появляются перед разными людьми, но это всегда один и тот же призрак, который обитает в данном месте. В таких случаях создается впечатление, что люди их абсолютно не интересуют. А привлекает их в свою очередь именно место, которое они посещают. Стоит отметить, что это могут быть призраки как людей или животных.

Приведения посланцы – в данном случае приведения посещают человека с какой-то определенной целью. Такого рода призраки называются душами умерших, которые возвращаются в мир живых, для того чтобы передать какое-то послание или предупреждение, обычно они появляется семье покойного или друзьям. В таких случаях призрак разговаривает редко, в основном он отдает предпочтение указывать на тот или иной предмет, либо же передавать свое послание посредством жестов.

Души живых . Странно это или нет, но многие сообщения о приведениях связаны непосредственно с явлением душ живых людей. Очевидец в какой-то момент видит перед собой призрак родственника или друга, который попал в беду или же находится при смерти. Сам же этот человек может быть довольно далеко. Такого рода приведения в основном появляются только один раз.

Вернувшиеся – это призраки, которые возвращаются в наш мир по разным причинам, а они в свою очередь могут быть самыми разнообразными. Такие призраки в основном используют людей для достижения своих целей.

Полтергейст . На его появление довольно часто возлагают ответственность за некоторые довольно неприятные выходки сверхъестественных сил, к примеру, летающие по воздуху чашки или тарелки и т.д. Многие считают, что полтергейст вызывается непосредственно призраками, но ведут они себя абсолютно иначе, чем нормальные призраки. Предметы, которые передвигаются посредством полтергейста, приобретают довольно странные свойства. Они в свою очередь могут нагреваться до такой степени, что прикоснуться к ним просто невозможно. Они также имеют способность проходить через двери или окна. И самое странное то, что они могут внезапно возникать в воздухе.

Призраки и страны

Самым первым, дошедшим до нас свидетельством о призраках, содержится в эпосе о Гильгамаше – древних вавилонских преданиях , которые были записаны около 2000 лет до нашей эры. Данное повествование изложено на глиняных табличках. В нем рассказывается о герое Гильгамеше и о призраке его умершего друга, который появился в образе человеческой фигуры.

Верили в существование приведений и древние египтяне . Приведения у них представали с птичьей головой и насилии имя кху, которые в свою очередь и представляли собой души умерших. Считалось, что это злые духи, которые распространяют разного рода заболевания и имеют способность вселяться в животных, вселяя в них заодно и бешенство.

Несмотря на то, что древние китайцы относились к умершим, с большим уважением и даже организовывали в их честь праздники, они очень сильно боялись духов убитых людей, которые непосредственно считались опасными и злобными. Такого рода призрак, как утверждало китайское поверье, являлся в тоже самой одежде, которую носил при жизни. Его появление было довольно впечатляющим. Сначала возникало бесформенное облако, из которого впоследствии вырастала голова и ноги призрака. И только после этого образовывалось тело, окруженное мерцающим зеленым облаком.

Столица Великобритании уже довольно давно и не без оснований славится, как мировой центр сосредоточения разного рода духов и приведений.

Истории из жизни людей

Более 70 лет лондонцы рассказывают историю о том, как вечером 13 июля 1930 года 8000 человек собрались в одном из наиболее роскошных концертных залов, а именно в прекраснейшем Ройял Альберт Холле, не торжественное мероприятие, которое было устроено в честь сэра Артура Конан Дойла, знаменитого писателя и творца знаменитого всем Шерлока Холмса.

Виновник торжества, одетый во фрак, вошел в зал незадолго до начала концерта и расположился на почетном месте рядом со своей супругой Джин, и оставался там до окончания данного мероприятия.

Самое интересное состоит в том, что сэр Артур умер еще за шесть дней до концерта, который в свою очередь и был посвящен его памяти.


Леди Джин, вдова писателя, заранее позаботилась о том, чтобы заказать входной билет и почетное место для усопшего. Эта женщина была известна тем, что являлась одаренным медиумом, то есть могла общаться с духами умерших и организовывать им посещения мира живых. Следовательно, именно поэтому она знала о появлении в концертном зале фантома усопшего сэра Артура. Посетители концерта, которые в лицо знали сэра Артура, восприняли его появление в Альберт Холле с абсолютным спокойствием и хладнокровием характерным англичанам, так как это произошло непосредственно в Лондоне, где встречи с призраками не является чем-то сверхъестественным и редким.

В некоторых случаях призраки оказывают помощь историкам в сопоставлении фактов и восстановлении правдивой картины прошлого, и правильность подсказанных подробностей призраков позднее доказывают исследователи или же найденные документы. Самым ярким примером в данном случае, является гибель второй супруги английского короля Генриха VIII, 29-летней Анны Болейн, которая в 1536 году была казнена, в результате обвинения ее в измене мужу. Ранее историки полагали, что процедура казни Анны была обычной для тех времен, тоесть жертву укладывали головой на плаху, и палач перерубал ей топором шею. Но позже выяснилось, что с Анной Болейн все было по-другому.

В 1972 году проходила экскурсия в замке Тауэр , там была одна молодая девушка в сопровождении родителей. И во время осмотра места казней – Зеленой Башни – перед взором девушки возникло то, что происходило здесь практически четыре с половиной столетия назад. А именно: королева Анна стояла на коленях, немного наклонившись вперед. Палач с мечом (никак не с топором) в руке подошел к ней сзади абсолютно бесшумно, так как был без обуви, в одних чулках. Скорее всего, он просто заранее снял сапоги, для того, чтобы Анна не услышала, как он будет подходить, и чтобы смертельный ужас не охватил ее раньше времени. Королева даже не успела и пошевелиться, как палач взмахнул мечом и одним ударом отсек ей голову. Уже через мгновение он взял отрубленную голову за волосы и поднял ее. Толпа увидела, как мертвое лицо обезобразилось гримасой ужаса.

Окружающие восприняли рассказ девушки со скептицизмом, так как кроме нее никто из туристов больше не видел сцены казни. Но уже через пару месяцев несколькими историками было подтверждено, что действительно гибель королевы Анны произошла именно так, как привиделось девушке. Помимо этого, учеными было установлено, что приговор приводил в исполнение известный своим, довольно деликатным обхождением с осужденными, и специально для этого был приглашен из Франции.

Следует отметить, что пугающие и необъяснимые происшествия за стенами Тауэра продолжаются и по сей день. Однажды, случилось так, что молодой охранник совершал самый обычный ночной обход территории замка. В тот момент, когда он проходил мимо часовни Святого Петра в Оковах, у него появилось огромное желание заглянуть в окно.

Юноша приставил лестницу к стене, поднялся по ней и заглянул внутрь. От того, что он там увидел, он едва не лишился чувств.

Посреди часовни неторопливо прохаживалась группа исторических личностей, знакомых молодому человеку по портретам, которые висели в замке. Впереди шла молодая женщина с длинными черными волосами, судя по всем напоминающую Анну Болейн. За ней шел Томас Мор – государственный деятель и писатель, который был обвинен в измене и казнен в 1535 году. За ними следовала герцогиня Солсбери и Джейн Грей под руку с мужем, лордом Дадли. Шествие замыкали несколько участников бунта 1745 года. Эти люди, обезглавленные в Зеленой Башне, производили довольно жуткое впечатление своим внешним видом: у каждого из них на шее была видна красная кровавая полоса, лица имели мертвенно-бледный оттенок, с синюшным оттенком и с горящими как угли глазами.

Напрашивается вопрос, почему призраки показываются на глаза чаще всего людям в Лондоне. Одна из версий утверждает, что это непосредственно происходит по тому, что в столице Великобритании много детей рождается именно в полночь. В кругу медиумов довольно распространено мнение о том, что именно такие люди могут чувствовать и видеть призраков, а также непосредственно общаться с ними. Но все же данная гипотеза не объясняет, почему же лондонские приведения появляются и перед туристами, которые приезжают со всего мира.

Наверное, каждый англичанин где-то в глубине души готов ко встрече с призраками, хотя врядли когда-нибудь в этом признается.

Компьютерщик из университета Ковентри , Вик Тэнди, тоже относил все эти легенды о призраках к полной чепухе, не стоящей никакого внимания. В один прекрасный вечер он работал, как вдруг его прошиб холодный пот. Он довольно отчетливо почувствовал, как кто-то на него смотрит, и взгляд этот несет в себе что-то зловещее. После это нечто материализовалось в бесформенную массу, пепельно-серого цвета, прошмыгнуло по комнате и вплотную приблизилось к ученому. В размытых очертаниях можно было рассмотреть ноги, руки, а вот вместо головы клубился туман, в центре которого было темное пятно, как будто рот. Через мгновение видение бесследно испарилось в воздухе.

Но, несмотря на то, что ученый пережил жуткий страх и шок, он начал действовать как ученый, тоесть искать причину непонятного явления. Самым простым способом было отнести данное явление к галлюцинациям. Но как они могли возникнуть, ведь ученый не употреблял ни алкоголь, ни наркотики. Что касается непосредственно потусторонних сил, то в них ученый просто напросто не верил. И тогда он решил, что необходимо искать обычные физические факторы.

И стоит отметить, что Тенди их нашел, хотя и получилось это случайно. Ему в какой-то степени помогло его хобби – фехтование. Спустя некоторое время после встречи с призраком ученый захватил с собой домой шпагу, дабы привести ее в порядок для предстоящего состязания. И вдруг в какой-то момент, клинок, зажатый в тиски, стал вибрировать все сильнее и сильнее, как будто к нему кто-то прикасался.

Другой человек именно так бы и подумал. Но ученого это натолкнуло на мысль о резонансных колебаниях, которые в некоторой степени подобны тем, что вызывают звуковые волны. К примеру, когда очень громко играет музыка, посуда в шкафу начинает греметь. Но вот в лаборатории, как ни странно стояла полная тишина. Но ученый тут же замерил звуковой фон с помощью специальной аппаратуры. И как оказалось на самом деле, в комнате стоял невообразимый шум, но не слышно его было потом, что звуковые волны имели довольно низкую частоту, которую человеческому уху не под силу уловить. Это в свою очередь был инфразвук. После недолгих поисков источника звука, он был найден, как оказалось, это был не так давно установленный в кондиционере вентилятор. Как только ученый его отключил «дух» исчез и клинок больше не вибрировал.

Стоит отметить, что инфразвук это такая вещь, которая несет в себе довольно много сюрпризов. На протяжении многих лет моряков мучила тайна «летучих голландце в» - кораблей, которые блуждают по морям без экипажа. При этом суда были в полном порядке, но куда же тогда могли подеваться люди? Последней из серии «летучих голландцев» была «Мария Целеста» - превосходная шхуна, которую однажды в океане заметил другой корабль.

Приблизившись к шхуне, а позднее высадившись на нее, моряки с другого корабля не смогли ничего толком понять: в камбузе был еще горячий обед, в корабельном журнале не успели высохнуть чернила, которыми писал капитан, а людей не было. Все куда-то исчезли. На протяжении нескольких десятилетий эта загадка не давала покоя, но потом ее все-таки разгадали. Как оказалось во всем виноват инфразвук частотой семь герц, который непосредственно в определенных условиях создают океанские волны. Что касается человека, то этот звук вызывает у него просто невообразимый ужас. Люди просто сходят с ума, и для того, чтобы спастись бросаются за борт.

И ученый задумался, не связан ли инфразвук с его ночным кошмаром. Замеры частоты инфразвука в лаборатории показали 18,98 герца, а это практически соответствует той частоте, при которой глазное яблоко человека начинает резонировать. Следовательно, судя по всему, звуковые волны заставили колебаться глазные яблоки Вика Тенди и вызвали тем самым обман зрения, тоесть он увидел фигуру, которой не было на самом деле.

Последующие исследования показали, что в естественных условиях волны такой низкой частоты могут возникать довольно часто. К примеру, инфразвук может образовываться, когда сильные порывы ветра сталкиваются с дымовыми трубами или башнями. Особенно часто звуковые волны такого типа начинают рокотать в коридорах, которые непосредственно имеют форму туннеля. Поэтому совсем не случайно то, что довольно часто люди встречаются с приведениями именно в таких коридорах, длинных и извилистых коридорах старых замков.

Вик Тенди опубликовал результаты своей работы в журнале Общества физических исследований. Которое было образовано в 1822 году и объединяющее британских парапсихологов и естествоиспытателей, задача этого общества – это найти разумное объяснение паранормальным явлениям. Поэтому не стоит удивляться тому, что профессиональные «охотники за призраками» с большим воодушевлением приняли идею Тенди. Таким образом, один из ведущих парапсихологов Тони Корнэлл считает, что эта идея позволит объяснить многие загадочные явления.


Что касается других ученых, то у них это теория вызывает сомнения. Физики, которые непосредственно исследуют влияние инфразвука на организм человека, отмечают, что люди, которые принимают непосредственное участие в экспериментах, жалуются на усталость, сильное давление в глазах или ушах, но вот что касается галлюцинаций, особенно в виде привидений, то их ни у кого не наблюдалось. У водителей автомобиля тоже не возникает никакого обмана зрения, хотя давно известно, что когда машина высокой скорости преодолевает сопротивление воздуха, уровень инфразвуковых волн в салоне очень высок.

Как появляются приведения?

Как уже говорилось, теорий появления призраком много. В качестве примера приведем еще теорию Владимира Витвицкого, заведующего отделом информационных технологий Политехнического музея в Москве. Этот человек довольно давно и серьезно занимается изучением оптических иллюзий и обманов, он считает, что большинство странных видений объясняется несложными физическими законами. Он считает, что в данном случае, все дело в свете. По его мнению, человеческий глаз воспринимает не сами предметы как таковые, а только свет, который от них отражается.

После чего с помощью сетчатки глаза светлые и в то же время темные пятна с полутонами переводятся в цифровой код или, если сказать проще, в электрические импульсы, и они в свою очередь поступают в мозг. Далее мозг их расшифровывает и по полученной информации создает образ предмета в сознании человека. Это вполне обычная, стандартная схема построения того, что люди считают изображением реального мира. Но стоит отметить, что ее можно нарушить, сделать это можно следующим образом, свет должен отражаться не по тем принципам, к которым приучен человеческий глаз и мозг.

Таким образом, строятся многие фокусы иллюзионистов в цирке. Наиболее простой способ это сделать их при помощи системы зеркал, которые в свою очередь перенаправляют потоки света, отраженного от настоящих предметов, куда-нибудь в другую точку, где тот, таким образом, продуцируется и появляется перед нами.

Такие же фокусы способна творить и природа. Все мы знаем, что такое миражи – так вот это и есть самое известное явление из этого ряда. Иногда странники видят в пустыне озеро, или даже целый город, они идут к нему, но это в итоге оказывается всего лишь оптическим обманом. Как объясняет физик, на самом деле город или озеро действительно существует, только находится оно где-то очень далеко, за горизонтом, расстояние может быть даже в тысячу километров. Естественно, что увидеть с такого расстояния город просто не реально.

Но воздух, на разных высотах имеет разную плотность, это непосредственно зависит от распределения температуры и влажности. Учеными было выяснено, что свет отражается от более плотного воздушного слоя как от зеркала. Подобного типа зеркал в определенный момент может быть довольно много, вот они и уводят изображение города далеко от его реального месторасположения, и потом просто фокусируют его в другом месте.

Но объяснить только физическими свойствами можно далеко не все. Профессор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова доктор медицинских наук Юрий Сиволап, рассказывал, что в некоторых случаях иллюзии возникают в сознании человека. При всем этом, с точки зрения психиатрии, сверхъестественные явления возникают из-за двух компонентов, а именно: недостатка внешней информации и игры воображения человека. Довольно большую роль при всем этом играет готовность человека к восприятию объекта. Человек просто ждет чуда, а тот, кто ждет практически всегда увидит то, чего он хочет, считает Юрий Сиволап. Такое явление довольно часто встречается у людей, которые имеют творческий склад ума, или у того, кто в свою очередь увлечен изучением паранормальных явлений.

Случается и так, что человек не хочет чего-то видеть, просто из чувства страха. В и таком состоянии страха, он, к примеру, будет идти ночью через кладбище, и вдруг ему привидится вместо креста какая-то фигура, которая к тому же еще и начнет приближаться. Но нормальный человек не сможет увидеть приведение в деталях. Для этого в свою очередь необходимо либо большое внушение либо болезнь, утверждает профессор. Ко всему прочему, главное отличие галлюцинаций от иллюзий состоит в том, что иллюзии не возникают из ничего, они появляются в результате измененного видения другого предмета. А вот галлюцинации – это в свою очередь плод больного сознания.

Но видеть человека то, чего на самом деле нет, может заставить не только особая впечатлительность. По словам Юрия Сиволапа, у человека были отмечены такие состояния, когда в его, казалось бы, бодрствующее сознание врываются сны, в буквальном смысле. К примеру, при довольно длительных переездах на дальние расстояния утомленный мозг человека может входить в некоторое граничащее со сном и реальностью состояние. Таким образом, человек может видеть некие объекты открытыми глазами, информация подается в мозг, а там уже параллельно запускается механизм сна, и образы оттуда накладываются на реальный мир.


С одной стороны, казалось бы, и нашли разгадку причины появления привидений, но с другой стороны, только множество вопросов, на которые нет ответов. А вот что касается призраков то они и до сих пор встречаются, и не только на Британских островах. Утверждать безоговорочно, что это обман зрения или действительно гости из потустороннего мира нельзя. Верить в существование призраков или отвергать данное явление - это непосредственно право каждого человека.

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия в порядке присвоения: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) - тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2016 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» - видео

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР - «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года - заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Служба ТАКР «Адмирал Кузнецов»

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу ТАВКР «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель КБ Сухого В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель КБ Микояна Т. О. Аубакиров). Также в этот день совершил первую посадку на палубу учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ (лётчик-испытатель КБ Сухого Игорь Вотинцев и лётчик-испытатель ЛИИ Александр Крутов). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16,2 тыс. миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.

В декабре 1991 года в адрес командира корабля поступила телеграмма от Президента Украины Леонида Кравчука, в которой объяснялось, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения он должен оставаться на севастопольском рейде. Командование ВМФ РФ приняло решение о его переходе на Северный флот. Ночью корабль покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. 1-24 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево, Мурманской области.

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально передан от Украины к Россией и зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. В 1992-1994 гг. продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия Российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 стал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17 - 18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта - учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта - проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погиб атомный ракетный подводный крейсер К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005-2007 гг нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007, в составе корабельной ударной группы, вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

5 декабря 2007 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

6 декабря 2011 года ТАВКР отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море - к берегам Сирии.

По заявлению представителей Минобороны России, ТАВКР требует капитального ремонта и, возможно, пройдёт его с 2012 по 2017 год на судостроительном предприятии «Севмаш», однако из-за недостатка финансирования ремонт откладывается на неопределённый срок.

Седьмой дальний поход корабля был завершен в мае 2014 года.

С 14 мая по 20 августа 2015 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково.

С января по 15 июня 2016 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности перед дальним морским походом.

В начале июля 2016 года было сообщено, что корабль возглавит постоянную группировку ВМФ в Средиземное море в период с октября 2016 года по январь 2017 года, будет участвовать в операции России в Сирии (ранее поход заявлялся на лето 2016 года).

8 августа 2016 штатный истребитель МиГ-29КР из состава 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота совершил первую посадку на палубу крейсера; сообщено также, что с половины августа до 1 октября судно будет на 35-м судоремонтном заводе для прохождения второго этапа сервисного обслуживания и восстановления технической готовности.

15 октября 2016 года в 15:30 корабельная группа во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отправилась в первый боевой поход к берегам Сирии. Также в состав группы вошли ТАРКР «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения.

Оценка и перспективы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть, способным принимать самолёты горизонтального взлёта и посадки с высокими боевыми качествами), ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАВКР типа «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлётно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта). С другой стороны, применение трамплина позволило значительно сэкономить на массе, внутреннем объёме и энергетике, необходимых для размещения, обслуживания и питания системы паровых катапульт. Также, отказ от сложной системы паровых катапульт повысил боевую устойчивость авиаполка в случае отказов из-за неполадок или боевых повреждений всей системы, и, как следствие, невозможности использования авиаполка ТАВКР. Отсутствие специализированных самолётов ДРЛОиУ, которые могли взлетать с трамплина, обусловило небольшую дальность радиолокационного обнаружения. В результате, возможности ТАВКР по загоризонтному обнаружению ограничивались вертолётами ДРЛО, имевшими малый радиус действия. Эксперты BBС комментируя данные недостатки отмечают, что "возможный скептицизм по этому поводу стоит несколько умерить", т.к. само поддержание авианосца и его ордера в боеспособном состоянии и способность их к дальнему походу представляет серьезную проекцию силы.

Преимуществом необычной конструкции авианосца соединяющего в себе вооружение ракетного крейсера (авианесущий крейсер) заключается в том, что «Адмирал Кузнецов» является фактически единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Чёрном море. Дело в том, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы, но не запрещает для СССР и России проход ракетных крейсеров, которые дополнительно являются авианосцами.

Наличие совершенных для своего времени ПКРК «Гранит» с технологиями прорыва ПРО/ПВО призвано было создать кораблю преимущества в дуэли с другими авианосцами и их ордерами, так как ПКРК «Гранит» был рассчитан на то, чтобы, не поднимая своё авиакрыло, «Адмирал Кузнецов» мог ракетным залпом атаковать вражескую авианосную группу. Для удара на большую дальность комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95РЦ, вертолётов Ка-25Ц или других комплексов получения ориентировочных координат целей. Довольно популярна городская легенда, что ПКРК «Гранит» не может функционировать без целеуказания МКРЦ «Легенда», которая выведена из эксплуатации. Однако даже первоначальные версии ПКРК «Гранит» не требуют управления в полёте и при атаке цели, так как требуют просто введения координат цели полученных каким-либо способом при пуске, далее ракета следовала по инерциальной системе навигации и на финишном участке самостоятельно находила цели по своей РЛС. В 2001 году «НПО Машиностроения» по Постановлению Совета министров России начало работы по модернизации бортового оборудования ракет комплекса «Гранит» по переводу навигационной и вычислительной электроники на одну элементную базу с экспортным вариантом ПКРК «Яхонт» с его системами навигации и радиоэлектронного оборудования. Одновременно предусматривается продление срока службы ракет до 30 лет, а срока службы корабельных элементов комплекса - пожизненно для носителя. 16 октября 2016 года был испытан ранее не анонсированный вариант модернизации «Гранитов» для атаки по береговым целям, многие эксперты как Константин Сивков считают, что это наиболее вероятное использование Гранитов заканчивающих свой срок службы. Граниты могут быть очень эффективны для поражения площадных целей при условии подавления или отсутствия у противника локального ПРО, т.к. имеют рекордную массу и дальность для забрасываемых ракетами боеприпасов - 750 кг на 700 км.

Из-за размещения ракет «Гранит», авианосец имеет сравнительно небольшой ангар.

В апреле 2016 National Interest и другие источники сообщили об планах ВМФ РФ заменить «Гранит» на универсальные пусковые установки на базе ЗС-14 для более компактных крылатых ракет семейств «Калибр» и «Оникс», а также новой ракеты «Циркон», которая имеет гиперзвуковую скорость для прорыва современных систем ПРО. Судя по космическим снимкам стоящего на ремонте "Адмирала Нахимова" там уже ведется демонтаж пусковых установок Гранитов и монтаж ЗС-14 «Адмирал Кузнецов» в свою очередь должен встать на комплексный ремонт и модернизацию с 2017 года, в ходе которой ожидается смена «Гранитов» на современное ракетное вооружение.

Эксперты BBC оценивая проект авианосца отмечают, что самое его главное значение для ВМФ РФ это поддержание опыта использования авианосцев и наличие как специалистов, так и летчиков умеющих обращаться с оборудованием на авианосцах. Это позволяет как эффективно модернизировать авианосец, так и использовать опытный персонал для создания новых российских авианосцев. В этом плане эксперты BBC отмечают, что если авианосец будет применен в реальной ударной операции в Сирии, то ВС РФ получат опыт, который имеют немногие страны в мире.

Командиры авианосца «Адмирал Кузнецов»

За время службы кораблём командовали:

Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
- контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) И. Ф. Санько (1992-1995);
- контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) А. В. Челпанов (1995-2000);
- капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
- капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
- капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
- капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011).

Происшествия на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

19 октября 1995 года произошла авария вертолёта Ми-8. Во время руления по полетной палубе вертолёт был опрокинут сильным боковым ветром. Повреждений корабль не получил. У летательного аппарата был полностью разрушен несущий винт. Фрагмент лопасти попал в руку офицеру и вырвал кость.

18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра. Среди предполагаемых причин аварии - ошибка экипажа и усталостное напряжение металла. Самолёт был доставлен на 121 АРЗ (Кубинка), но признан неремонтопригодным, после чего был списан.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАВКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишёра. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.

6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецкой ВМБ Акзас на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами экипажа корабля. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов, ТАВКР не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.

Вооружение авианосца Адмирал Кузнецов

Навигационное вооружение: Комплекс «Бейсур»

Радиолокационное вооружение: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач»
- СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»

Зенитная артиллерия: 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)

Ракетное вооружение: 12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)

Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)

Самолеты авианосца Адмирал Кузнецов

Авиационная группа: 50 самолётов и вертолётов
- По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПС
- Фактически: 14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ

Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов

Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное

Размеры авианосца Адмирал Кузнецов

Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая
- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая
- Высота: 64,49 м габаритная
- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме
- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м
- Наибольшая: 10,4 м
- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов

Котлотурбинная, четырёхвальная
- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4
- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4

Мощность
- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.
- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт
- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт
- Движитель: 4 пятилопастных винта
- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания

При скорости: 29 узлов - 3850 миль; 18 узлов - 7680 миль; 14 узлов - 8417 миль
- Автономность плавания: 45 суток

Слабое место на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», о котором говорили многие военные эксперты, но упорно замалчивали должностные лица Минобороны, привело к еще одной потере самолета палубного базирования. Всего через три недели после падения в воду легкого истребителя МиГ-29 в воды Средиземного моря «нырнул» уже тяжелый истребитель Су-33.

Когда 14 ноября с.г. при заходе на посадку рухнул в волны Средиземного моря МиГ-29 из состава авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов», в военном ведомстве отделались объяснением аварии расплывчатым определением - «по причине технической неисправности». Без каких-либо комментариев. Расчет, видимо, был на то, что утонувший в нескольких километрах от авианосца легкий истребитель находится на глубине, его невозможно осмотреть, летчик катапультировался и был спасен, назначена солидная комиссия для расследования аварии, имеющая возможность в силу этих обстоятельств достаточно долго размышлять над случившимся. Поэтому все попытки СМИ осмыслить обстоятельства потери МиГ-29 вызывали резкое недовольство в Минобороны. Вплоть до отправки по изданиям «нот протеста», одна из которых пришла и в «Независимое военное обозрение».

Однако вскоре из разных источников, заслуживающих доверие, стала поступать информация о том, что проблемы были не у упавшего самолета, а в оборудовании взлетно-посадочной палубы «Адмирала Кузнецова». При посадке тройки летавших на разведку самолетов второй из садившихся порвал своим гаком трос авиафинишера, а высвободившийся конец еще и запутался за другой трос. Ликвидировать аварию на палубе быстро не удалось. Поэтому МиГ-29 оказался лишенным возможности посадки и, выработав остатки топлива, был обречен на падение в воду.

В Минобороны не стали тогда комментировать эту версию. Теперь же все стало настолько очевидным, что ведомству пришлось подтвердить причину вчерашней аварии.

«После выполнения боевой задачи в небе Сирии при совершении посадки на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса авиафинишера выкатился за пределы палубы истребитель Су-33, - сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны. - Пилот катапультировался и силами поисково-спасательной службы был сразу доставлен на борт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Здоровью летчика ничего не угрожает. Российская корабельная авианосная группа продолжает действовать в Средиземном море по плану дальнего похода. Полеты палубной авиации продолжаются в соответствии с задачами».

Конечно, хорошо, что в обоих случаях летчики остались целы и не пострадали. Это позволило пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову вчера отметить, что военные летчики выполняют напряженную, героическую работу и, главное, что после аварии остался жив пилот.

И все же опять есть ощущение недоговоренности. В чем, собственно, проблема: тросы слабые у авиафинишера, летчики плохо обучены правильной посадке на палубу или в самой конструкции нашего единственного авианосца имеется серьезный изъян?

«И у американцев тоже бывают аварии, ведь взлет и посадка на авианосец это вершина летного мастерства, - сказал «НГ» полковник в отставке Виктор Алкснис, многие годы прослуживший в авиации. - Но в данном случае проблема не в этом. «Адмирал Кузнецов» проектировался под специальный самолет вертикального взлета и посадки Як-141. Такой самолет был создан и даже выпущен в количестве четырех экземпляров в 1990 году. Но после распада СССР проект закрыли. Начались судорожные попытки приспособить для полетов с «Кузнецова» серийные самолеты «Су» и «МиГ». Но если модернизированный самолет МиГ-29 еще как-то можно было использовать, то Су-33 оказался слишком тяжелым для использования с палубы авианосца. Именно он рвет тросы авиафинишера. При этом оба самолета могут взлететь с палубы лишь при минимальной заправке топливом и при минимальной боевой нагрузке. То есть причина отнюдь не в плохом качестве тросов авиафинишеров. К сожалению, проблема носит системный характер. На «Кузнецове» нет катапульты, нет атомной силовой установки, мала полетная палуба».

И раз уж эксперт сравнил российскую авианосную аварийность с американской, то есть смысл напомнить некоторые данные. До вчерашнего дня считалось, что за последние 25 лет в российском ВМФ произошли три аварии на авианосцах. В 1991 году на палубу «Адмирала Горшкова» (проданного впоследствии Индии) упал новейший тогда истребитель Як-141. В сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на «Адмирала Кузнецова» Су-33. В середине минувшего ноября, увы, «нырнул» МиГ-29. И вот 5 декабря 2016 года Су-33 повторил аварию 2005-го. У американцев потери были вроде бы побольше… Только за последние 10 лет в ВМС США разбились пять палубных самолетов. Хотя это только случаи, когда самолеты взлетали именно с авианосцев. Аварий и катастроф палубной авиации при полетах с наземных аэродромов было намного больше. Впрочем, надо заметить, что авианосцев у США 10. И действуют они в Мировом океане гораздо активнее, чем российский «Адмирал Кузнецов». Так что на поверку выходит, что у россиян аварийность авиакрыла больше.

В общем, отечественную концепцию применения авианосных ударных групп нужно бы критически пересмотреть. Раз уж Россия взялась решать с помощью «Адмирала Кузнецова» практические задачи.

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости, Андрей Коц . Единственный в России "плавучий аэродром" — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Кузнецов" — . Самому большому кораблю отечественного ВМФ в декабре исполняется 30 лет — возраст для стальной махины, бороздящей океан, более чем почтенный. Некоторые узлы и агрегаты "Кузнецова" давно требуют замены. Авианосец как следует подлатают и модернизируют, после чего в 2020-2021 годах он вернется в боевой состав Северного флота. Предполагается, что после заслуженного "санаторно-курортного отпуска" корабль останется в строю еще около 20 лет и параллельно с боевой службой будет использоваться для тренировки летчиков палубной авиации. А за это время, будем надеяться, в составе флота уже появятся .

Котлы и ракеты

Напомним: последний раз "Адмирал Кузнецов" попал в прицел мировой прессы в ноябре 2016-го — феврале 2017 года, когда ТАВКР в составе оперативного соединения ВМФ России выполнял боевые задачи у берегов Сирии. Западные СМИ необычайно развеселил густой черный дым, которым чадил в небо корабль, проходя вдоль европейского побережья. Его называли "дряхлым", "устаревшим", шутили, что он потонет на полпути. За авианосец тогда вступились моряки. В частности, экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов сообщил, что "только дилетанты не знают, что двигательная установка, работающая на таком дешевом топливе, как мазут, всегда отличается повышенным дымообразованием". Несмотря на насмешки, "Кузнецов" дошел до места назначения, выдерживая заданную скорость. И спустя пару месяцев благополучно вернулся в пункт базирования после выполнения боевых задач.

Черный дым на ходовые качества корабля никак не повлиял. Тем не менее известно, что в ходе грядущего ремонта на авианосце заменят четыре котла силовой установки из восьми. Два из них уже изготовлены на Балтийском заводе. Кроме того, ТАВКР получит новейшие средства связи, навигации, боевого управления и системы РЭБ. Сообщалось, что морякам обеспечат автоматизированные рабочие места, которые будут оборудованы в том числе видеосвязью.

Как сообщал в начале года глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, на корабле будет изменен состав вооружения. Возможно, речь идет о замене противокорабельных ракет "Гранит", принятых на вооружение еще в 1983 году, на более современные, например морские "Калибры" с проникающей боевой частью фугасного действия. Эти меры, впрочем, могут потребовать перестройки корабельных пусковых шахт — габариты у "Калибров" и "Гранитов" разные. В то же время состав авиакрыла ТАВКР из истребителей Су-33 и МиГ-29К менять пока не планируется.
Впрочем, не все специалисты считают, что "Адмиралу Кузнецову" нужно противокорабельное вооружение. Этот корабль в современных реалиях играет скорее оборонительную, нежели ударную роль.

"Это достаточно специфический авианосец, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Его авиакрыло состоит только из истребителей, что определяет задачи корабля исключительно как оборонительные. На нем никогда не будет самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и прочих, необходимых для проведения полноценных экспедиционных ударных операций. Вдобавок на "Кузнецове" установлен комплекс противокорабельных ракет "Гранит". Зачем он этому кораблю нужен — непонятно. В рамках модернизации, на мой взгляд, нужно ударное вооружение с авианосца демонтировать, как это сделали китайцы со своими первыми авианосцами — кораблями, по сути, того же проекта, что и "Адмирал Кузнецов". А за счет освободившихся объемов увеличить возимый запас топлива и боеприпасов авиакрыла".

Не исключено, впрочем, что, говоря об изменении состава вооружения ТАВКР, глава ОСК Алексей Рахманов имел в виду модернизацию зенитно-ракетных систем корабля. На сегодняшний день крейсер от угрозы с воздуха прикрывают четыре пусковые установки ЗРК "Кинжал" и восемь пусковых установок "Кортик". На замену последним в России была разработана морская модификация сухопутного зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С" — "Панцирь-М". В серийное производство она пошла в 2015 году. Впрочем, как сообщил Рахманов в интервью "Газете.ру" в начале недели, точный объем работ по ремонту и модернизации будет утвержден после окончательного принятия госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы.

Босфорский прорыв

Характеристики "Адмирала Кузнецова" и маршрут следования к берегам Сирии Авианосец "Адмирал Кузнецов" во главе группы кораблей Северного флота выполняет задачи в Средиземном море у берегов Сирии. Характеристики тяжелого авианесущего ракетного крейсера и маршрут продвижения группировки МВС России к берегам Сирии - в инфографике сайт.

"Адмирал Кузнецов" был спущен на воду 4 декабря 1987 года (тогда он назывался "Тбилиси"). Стоит вспомнить, что у него с самого начала боевой службы была непростая судьба. Корабль построили на Николаевской верфи, в 1991 году он был приписан к Северному флоту СССР, но первое время оставался в Черном море. В ноябре того же года председатель Верховной рады Украины Леонид Кравчук отправил командиру авианосца Виктору Ярыгину телеграмму, в которой говорилось, что "Адмирал Кузнецов" является собственностью Незалежной и должен оставаться на севастопольском рейде. Капитан первого ранга следовать указаниям отказался: на тот момент Украины как государства формально не существовало, референдум о независимости должен был состояться только 1 декабря.

За день до этого события "Адмирал Кузнецов" снялся с якорей и взял курс на Босфор. Пролив удалось пройти без официального разрешения Турции, чьи власти, впрочем, не решились останавливать могучий корабль. С 1 по 24 декабря 1991 года авианесущий крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяеве Мурманской области. На всем маршруте за ним на почтительном удалении двигались корабли НАТО. А следом за своим кораблем в Россию ушла большая часть летчиков 100-го авиаполка корабельной авиации под командованием легендарного Тимура Апакидзе. Вскоре они составили ядро 279-го полка корабельной авиации России. А пилоты, принявшие украинскую присягу, в скором времени были уволены в связи с расформированием части.

В 1991 году "Адмирал Кузнецов" едва не повторил судьбу второго авианосца серии — ТАВКР "Варяг", который украинцы продали Китаю по цене металлолома (в 2012 году корабль вошел в состав ВМС НОАК под именем "Ляонин"). Увести "Кузнецова" на Северный флот успели буквально в последний момент. С тех пор авианесущий корабль побывал во многих дальних походах и за десятилетия своей эксплуатации не перенес ни одной серьезной поломки. А все ремонтные работы носили исключительно плановый и профилактический характер.

21:46 — REGNUM

Российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» осенью будет переброшен в Средиземное море, к берегам Сирии. Согласно данным военного источника, авиагруппа корабля будет наносить удары по позициям боевиков ИГИЛ («Исламское государство» — террористическая организация, запрещённая в РФ) и других бандформирований на территории Сирии с октября 2016 по январь 2017 года. Интересно, что слухи об отправке «Адмирала Кузнецова» на своё первое боевое задание появлялись и раньше, однако были опровергнуты после частичного вывода российской боевой авиации с авиабазы «Хмеймим» в Сирии. Теперь же планы, по-видимому, снова поменялись.

«Сложный» корабль требует обкатки перед глубокой модернизацией

«Адмирал Кузнецов», вошедший в состав ВМФ в 1991 году, изначально получился достаточно проблемным кораблём. Во многом из-за того, что корабль был задуман многофункциональным — он выполняет функции как ракетного крейсера («Кузнецов» несёт 12 тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»), так и авианосца. По сравнению с теми же американскими авианосцами класса Nimitz российский аналог обладает заметно меньшим водоизмещением (59 тысяч тонн против 101 тысячи тонн) и меньшим авиакрылом — 50 машин (вертолёты и самолёты) против 66 (однако, при надобности оно может составлять и 90 единиц).

Помимо этого, отказ от паровой катапульты в пользу трамплина на «Адмирале Кузнецове» привёл к тому, что авианосец не получил самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), из-за чего «контролирует» намного меньшую площадь, чем американские авианосцы. Ну и самая главная проблема единственного российского авианосца — это его силовая установка. В отличие от Nimitz, оснащённых атомным реактором, на «Кузнецове» использована котлотурбинная установка, которая к тому же показала себя крайне ненадежной. Бесконечные поломки и долгие ремонты давно вошли в привычку, если речь идёт об этом корабле. Проблема ненадежной силовой установки заключается ещё и в том, что корабль неспособен долгое время удерживать «полный ход», что необходимо для взлёта боевой авиации с полной подвеской оружия и топлива. В итоге самолёты взлетают либо с ограниченным запасом топлива, либо с уменьшенным боезапасом.

Ко всему прочему, авиакрыло авианосца так никогда и не приближалось по численности к «штатному» — как правило, на корабле находится не более 7−8 тяжелых палубных истребителей Су-33. А сами эти истребители на данный момент способны решать лишь задачи завоевания господства в воздухе, а по наземным целям они могут применять лишь свободнопадающие бомбы и неуправляемые авиационные ракеты, так как их бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) соответствует базовой модели истребителя Су-27, а реальной модернизации бортов пока не проводилось.

Несколько ситуацию исправляет лёгкий истребитель МиГ-29К, который изначально был разработан под требования индийский военных, а позже заказан и для российского флота. Эта машина оснащена современным БРЭО, которое позволяет применять большую номенклатуру оружия воздух — поверхность. По данным военных источников, в Сирию «Адмирал Кузнецов» отправится с авиакрылом из 15 самолётов (видимо, 8 Су-33 и 7 МиГ-29К) и примерно 10 вертолётов (штурмовые Ка-52К, многоцелевые Ка-27 и вертолёты ДРЛО Ка-31). В такой конфигурации, корабль «заполнен» авиацией примерно на 50−60% от штатных тактико-технических характеристик, что позволит провести хотя бы учебно-боевую операцию в Сирии. Малое количество бортов объясняется во многом отсутствием достаточного количества лётчиков палубной авиации.

С учётом того, что весной 2017 года «Адмирал Кузнецов» отправится на долгий капитальный ремонт с модернизацией, операция в Сирии станет хорошим полигоном для того, чтобы выявить наиболее слабые места корабля. Полученный опыт позволит оптимально провести модернизацию корабля и авиакрыла. Боевой опыт для лётчиков тоже очень важен. Тем же самым можно объяснить и появление на «Кузнецове» штурмовых вертолётов Ка-52К, которые изначально были построены для злополучных «Мистралей» и мало подходят для полноценного авианосца — просто имеется задача максимально испытать технику в боевых условиях.

С учётом того, что количество боевых самолётов на авиабазе «Хмеймим» сейчас заметно ниже, чем в начале операции, удары МиГ-29К могут оказаться некоторым положительным вкладом в общий расклад сил, однако, никакого перелома ждать не стоит. Что касается Су-33 — то они будут оказывать авиационное прикрытие для ударных машин. Их собственный ударный потенциал мало подходит для сирийского конфликта.

В том состоянии, что сейчас, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является очень малоэффективной силой. Учитывая то, что даже теоретических перспектив получить новый авианосец раньше, чем к середине 2030-х, не имеется (строительство вряд ли начнется до 2025 года, а продлится при этом около 10 лет), очень важно привести в боеспособное состояние хотя бы единственный «Кузнецов». Даже если только с целью сохранить кадры, способные обслуживать такой корабль и воевать на нём. При правильном же подходе возможно сделать из «Адмирала Кузнецова» корабль, способный краткосрочно решать боевые задачи на уровне контингента ВКС РФ на авиабазе «Хмеймим» в любой точке мира. Для этого необходимо сделать несколько основных шагов во время модернизации:

1) Заменить силовую установку корабля. Идеальным было бы использование ядерного реактора. Это позволит кораблю без проблем удерживать «полный ход», что позволит самолётам взлетать с полной боевой загрузкой, а также в разы повысит надежность.

2) Провести глубокую модернизацию имеющихся истребителей Су-33, с установкой современного БРЭО, соответствующего таким машинам, как Су-30СМ или Су-35С. В такой конфигурации 14 Су-33 и 12 МиГ-29К смогут выполнять как ударные задачи, так и завоевывать превосходство в воздухе.

3) Несколько «разгрузить» корабль, убрав с него пусковые установки ПКР П-700 «Гранит», которые, по некоторой информации, после одного из происшествий на корабле и вовсе находятся в нерабочем состоянии. Лучше, чтобы авианосец был авианосцем.

4) Установить на корабль современное радиоэлектронное оборудование.

5) За время ремонта и модернизации обучить достаточное количество лётчиков палубной авиации, а также «привести в порядок» корабли снабжения. Иначе развернуть на корабле штатные 50 летательных аппаратов будет невозможно.

Такая программа модернизации продлится не менее 4 лет, однако на выходе будет получен практически новый боевой комплекс. С учетом очень и очень смутных перспектив строительства новых авианосцев (помимо всего прочего, имеются большие вопросы по целесообразности такого проекта на данный момент, учитывая состояние судостроительной отрасли и географическое положение России), можно сделать из «сырого» «Адмирала Кузнецова» корабль, который сможет решать боевые задачи ещё до 40 лет.