Социальная стратификация теории и виды. Теория социальной стратификации


Большинство современных социологов придерживаются теории социальной стратификации, в основу которой положено деление общества на слои – страты. Понятие «страта» попало в социологию из геологии, где под ним понимают слои, пласты разнородных образований в геологической структуре Земли.

В социологии страта означает достаточно большое количество людей, объединенных определенными социальными связями (экономическими, политическими, культурными, социальными, демографическими и т. д.).

Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое социальное положение (статус), которое характеризуется определенным уровнем материальных благ, престижа, прав и привилегий.

В развитии теории социальной стратификации большой вклад внесли такие социологи, как М. Вебер, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, П. Сорокин.

В отличие от определения класса, в котором основными критериями считаются отношения к средствам производства и способ получения доли общественного богатства, критерии страты сами по себе нейтральны. Так, например, П. Сорокин считает основными следующие критерии страты:

Характер труда (профессия);

Квалификация;

Образование;

Роль в управлении производством;

Доход.

Теория стратификации имеет то преимущество, что позволяет делить людей на самые разные страты: для более точного анализа, требующего дифференциации общества на тонкие слои, можно ввести несколько десятков критериев стратификации (например, не только деньги, но и наличие дома, автомобиля, бассейна, радиотелефона и т. д.); для грубого анализа можно ограничиться несколькими критериями.

Современной российский социолог А. Зиновьев считает, что стратификация советского общества, черты которого еще во многом несет в себе современная Россия, осуществлялась по следующим критериям:

Положение на лестнице социальных позиций;

Престиж профессии;

Размер зарплаты;

Наличие (отсутствие) привилегий;

Характер привилегий;

Возможности использования служебного положения;

Образование;

Культурный уровень;

Бытовые условия;

Доступ к жизненным благам;

Сфера общения;

Перспективы улучшения положения;

перспективы устройства детей.

Как видим, такой подход значительно больше объясняет положение конкретного человека, движущие им силы, социальную структуру общества, чем теория «двух с половиной классов». Это ни в коей мере не означает, что конфликтный подход к анализу общества, положенный в основу марксизма, неверен. Социологи модернизировали классовую теорию. М. Вебер, Р. Дарендорф, Л. Козер считают, что классовые, групповые противоречия и составляют основу социальной динамики.

Теория социальной стратификации позволяет не только определять социальную структуру общества и находить место каждой личности в этой структуре (статус), но и сравнивать, анализировать различные общества, делать выводы об уровнях и тенденциях их развития.

Сравним, например, социальную структуру американского и российского общества (на конец 1980-х – начало 1990-х гг.) (табл. 9).

Главное отличие американского общества от российского состоит в том, что там не все определяется положением личности по отношению к власти, государству. В высших стратах общества есть люди свободных профессий – менеджеры, предприниматели, адвокаты, врачи, профессора университетов. В российском обществе почти всегда государственный чиновник стоит выше человека гражданского общества. Очевидно, при удачном исходе реформ стратификация российского общества в этом отношении будет приближаться к американской.

Большой вклад в развитие взглядов на социальную структуру общества внесли социологи В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, создавшие теорию элит.

Термин «элита» означает «лучшее», «отборное», «избранное».

В социологии под элитой понимают высший привилегированный слой, осуществляющий управление обществом и развитие его культуры.

В. Парето делит все общество на элиту, психологически предрасположенную к управлению, и не элиту – управляемое большинство.

Г. Моска считает, что управляющему классу (элите) необходима опора в обществе, или более многочисленный класс, составляющий подножие, фундамент элиты, т. е. средний класс.

Таким образом, теория элит с точки зрения стратификации общества не противоречит теории среднего класса, в соответствии с которой большинство современного постиндустриального общества составляют люди, которые идентифицируются и самоидентифицируются как средний класс, принадлежат к стратам, занимающим промежуточное положение между элитой (высший класс) и низшими слоями общества. Социологические исследования показывают, что элита индустриальных обществ составляет 1–3%, средние слои 70–75, нижние слои 20–25 % (рис. 4).

В 20-е гг. XX в. американский социолог Р. Парк ввел понятие маргиналов (от лат. margo – край), т. е. людей, не признающих ценности и нормы своего слоя, общества и, таким образом, «выпадающих на обочину», становящихся изгоями. Маргинал – это не обязательно нищий, бездомный. Это борец за свои ценности и нормы. Маргиналом может быть профессор, борющийся против господствующей научной школы; диссидент (инакомыслящий), нонконформист, не признающие господствующих социальных ценностей и норм, бродяга и т. д. Маргиналы составляют незначительную часть общества.

Социальная структура постиндустриального общества представляет собой ромб или усеченный ромб в отличие от треугольника, пирамиды социальной структуры индустриального общества. Изменения социальной структуры происходит за счет резкого увеличения среднего класса и его большей дифференциации и значительного уменьшения численности нижних слоев в процессе сокращения ручного труда.



А) К. Маркс и его сторонники главной формой соц. стратификации считали общественный класс.

Сама теория классов появилась до Маркса (Платон, утописты, Просвещение – Смит).

К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов.

Главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средство производства. Деление на класс собственников-эксплуататоров и класс эксплуатируемых, у которых отсутствовала собственность. Т.е. главным стратификационным фактором является экономический фактор, Маркс считал его наиболее объективным. Между классами возникают непримиримые противоречия, выливающиеся в классовую борьбу.

Б) М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль­ной структуре классы и использовал для этого экономичес­кий критерий - богатство, т. е. накопленный доход.

Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значи­мые для каждого человека группы, названные им статусними . Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно от­нести касты, сословия. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них - этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновре­менно критерием их выделения является престиж - оценка их социального положения общественным мнением.

Если классы различаются жизненными шансами, то ста­тусные группы - стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в обра­зе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

По Веберу главные критерии стратификации - богатство (экономический), власть (политический), престиж (социальный в узком смысле).

В) П. Сорокин, исследуя структуру общества, выделил 3 стратификационные структуры: экономическую, политическую, профессиональную. Одновременно, он считал невозможным с определенностью «привязать» людей к определенной страте. Например, видный политик, бизнесмен и музыкант занимают высокое положение в обществе, но критерии их принадлежности к элите различны. Человек может принадлежать к нескольким стратам. МНОГОМЕРНОСТЬ СТРАТИФИКАЦИИ делает общество устойчивым.



Исторические типы стратификации. Общества с закрытой и открытой структурой

В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены . Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .

А) Рабство

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства .

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Б) Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты (варны) : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

В) Сословия

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству . Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов . Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

Г) Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Принадлежность к классу не закрепляется юридически и не передается по наследству, поэтому общество открытое. Деление чисто экономическое, основной критерий – доход, богатство, собственность.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства.

  1. Стратификация современного общества. Понятия «элита», «высший класс», «средний класс», «низший класс», «люмпены» и «маргиналы».

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами. И соответственнорасслоение общества - его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

В современной социологии стратификацию общества принято тоже представлять через понятие «класс». (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это не классы по Марксу, это страты, слои современного общества).

Средний класс играет в обществе особую роль , образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость . В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

Современный социолог Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:

· совокупность социальных групп , занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющая роль посредника между верхами и низами ;

· экономически независимая часть общества , уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;

· наиболее квалифицированные, социально активные граждане , способствующие прогрессивному развитию общества;

· основные носители общественных интересов , национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои.

Все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения .

По сути, средний класс является уникальным понятием в мировой истории. Его стали различать только в двадцатом веке. Его роль в обществе достаточно специфическая. Средний класс является неким стабилизатором общества. Устойчивый средний класс – залог стабильности в обществе, броня, что не дает развиваться межнациональным конфликтам. Средний класс является самым широким потребительским рынком для среднего и мелкого бизнеса.

Высший класс - социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный крупный бизнес или владеющих пакетами акций на большую сумму. В.к. объединяет наиболее богатых и влиятельных членов общества. В нормальном обществе их должно быть не более 10% населения. Больше – сильная дифференциация. группы людей, владеющих значительным (как правило, унаследованным, либо приобретенным - реже) богатством и отличающихся особым образом жизни. Так как число таких семей относительно мало, сеть отношений (например, образование в привилегированных учебных заведениях, проведение досуга) играет важную роль в поддержании особого образа жизни и высокого социального статуса, а также экономической и политической власти, которой пользуется высший класс. Люди с соответствующим происхождением имеют элитные профессии - администраторы на государственной службе, юристы, высшие военачальники, т.е. занимают положение, которое по праву считается принадлежащим высшему классу.

Термин «низший класс » используется в отношении тех, кто занимает нижнюю ступеньку социальной лестницы. Люди не имеющие постоянного дохода, в следствии отсутствия профессии, невостребованной обществом профессии. Живут случайными заработками, натуральным хозяйством и т.д. Разнорабочие, строители, дворники, простые продавцы, кассиры, люди, подрабатывающие случайной работой. В России, по оценкам некоторых экспертов, это около 70% населения, в частности все бюджетники и большинство жителей деревни.

Элита (разное понимание) – люди обладающие значительными рычагами власти и влияния в данном обществе. Политическая элита (руководство страны), экономическая (олигархи), культурная (интеллектуальная и художественная).

Люмпены и маргиналы . Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об­щества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen - «лох­мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно

Общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Как прави­ло, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе­ления) опасно для общества, так как она служит питатель­ной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у марги­нальных слоев (от лат. marginalis - «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.

Нахождение человека как бы между двумя структурами называется в социологиимаргинальностью.

Маргинал - это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде.

Один из основ­ных каналов маргинализации - массовая миграция из се­ла в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х - 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся инду­стриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальны­ми связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общест­венным положением, стремились к твердому, установленно­му государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, замет­но снижало революционное ожидание перемен.

Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешны­ми в профессиональной деятельности. (Уметь выделять плюсы и минусы маргинализации!!!)

  1. Социальная структура современного российского общества.

Структура российского общества XXI в. существенно изменилась . Вместо советской трехчленки (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция) появилось несколько реальных многочисленных слоев населения, новых страт, прежде всего в результате экономических реформ 1990-х гг. В ходе их проведения быстро выросли финансовая сфера, частный сектор. Решающую роль приобрел критерий собственности и доходов. Сформировались социальные субъекты, соответствующие по своим профессиональным и личностным качествам требованиям рыночной экономики. По мнению Т. И. Заславской, структура современного российского общества включает в себя пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый слой и социальное дно (андеркласс).

Особенностью социальной структуры совершенного российского общества является то, что в нем имеется большой социальный слой (примерно 25-30%), представители которого обладают многими основными признаками среднего класса. Это врачи, учителя, преподаватели вузов, юристы, инженерно-технические работники, деятели науки и культуры, мелкие предприниматели, обладающие достаточной социальной активностью и находящиеся в возрасте от 25 до 50 лет. В любой развитой стране эти социальные группы занимают положение среднего класса. Однако в России в силу различных причин эта категория граждан имеет весьма низкие материальные доходы и не может самореализовываться как средний класс.

Сохраняется сильная дифференциация . Разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных составляет примерно 30-40, т. е. наиболее состоятельные в 30-40 раз богаче бедных. Россия в 2008 г. вышла на четвертое место в мире по количеству долларовых миллиардеров.

Все социологи признают, что в обществе широко распространено неравенство, те есть общество жестко стратифицировано. Однако в вопросе: в чем заключаются причины и сущность стратификации, даются различные ответы и зачастую прямо противоположные.

Таким образом, существует большое количество теорий социальной стратификации.

1. Одно из самых первых объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом . Это – Функционалистская теория социальной стратификации (Э. Дюркгейм, Талкот Парсонс, Кингсли Дэвис, Уилбер Мур ).

Это учение выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствии обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

В работе «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельности считаются наиболее важными, чем другие. В одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения. Другое общество считает социальной ценностью материальное богатство. Все функции общества – закон, религия, семья, труд и т.д. могут образовывать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. И чем функция важнее, тем больше привилегий и ответственности у человека, который ее выполняет (отсюда навысшее положение в традиционных обществах занимают представители религиозного культа).

Важность функций различается в зависимости от особенностей социальной системы. Должности, которые существенны в одном обществе, могут быть ненужными для другого. Например, в СССР секретарь горкома комсомола – это была очень престижная и важная должность,
в это же время в других странах мира такой должности вообще не существовало.

Однако некоторые функции являются основными для всех обществ. К ним относится религия, управление, а в более сложных – технология.

Функционалисты используют понятие «заменяемости функций». Трудно заменяемые функции являются наиболее престижными и привилегированными. Например космонавт – очень престижная и высокооплачиваемая профессия, поскольку требует очень сложного трудоемкого обучения и тренировки, соответственно эти люди трудно заменяемы. В то время как профессия уборщика не требует никакой подготовки, эти люди легко заменяемы, и соответственно профессия низкооплачиваема и не престижна. Таким образом, по мнению К. Девиса и У. Мура, общество должно предоставлять специалистам высокого технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении.

2. Наиболее известной и противоречивой является марксистская теория социальной стратификации (теория экономического детерминизма ).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации.

Маркс делит историю человеческого общества на периоды в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров. О н назвал это способом производства: рабовладельческий период (способ производства: труд рабов); период феодализма (сельское хозяйство); период капитализма (наемный труд).

Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. Экономическая организация по Марксу – основной аспект жизни общества. В неё входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства. И, согласно теории Маркса, стратификация связана с понятием «Частная собственность» . Это частная собственность на средства производства, которая позволяет эксплуатировать чужой труд. Тогда по экономическому признаку (наличие частной собственности) люди делятся на классы. Класс, имеющий собственность, контролирует и определяет общественные отношения.

Господствующий класс владеет средствами производства (капиталом, фабриками, сырьем) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс осуществляет судьбу тех, кто на него работает, а представители этого класса занимают наивысшее общественное положение.

3. Теория Макса Вебера

Макс Вебер, в отличие от Маркса, не считал организацию экономики основой стратификации. Он выделил три основных компонента неравенства, которые считал взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми:

1). Имущественное неравенство . Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата. Богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, акций и ценных бумаг. Вебер указал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, торговцы и т.д. изначально имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров благодаря наличию имущества определенного оценочного уровня.

2). Престиж . Группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж. Вебер ввел понятие статусных групп. Члены статусных групп ведут особый образ жизни. Заметно сходство в их манере говорить и в стиле одежды; они устраивают похожие вечеринки, пьют одинаковые напитки и т.д. Причем статусные группы существуют во всех классах.

Престиж важен не менее богатства и может совершенно от него не зависеть. Например, профессора университетов, государственные служащие имеют более высокий престиж, чем торговцы рынков или крупье в казино или «новые русские», которые имеют во много раз больше денег.

3). Власть . Вебер отметил, что помимо денег и престижа в системе стратификации немалую роль играет власть, имеющая политический характер. Здесь подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику, даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Политические партии и группы, объединенные общими интересами, формируют систему власти в обществе, и принадлежность к властной группе не в последнюю очередь определяет положение человека в стратификационной системе.

4. Теория стратификации Ллойда Уорнера

Американский социолог Ллойд Уорнер создал так называемую репутационную теорию стратификации . Он осуществил исследование небольшого американского городка и построил свою теорию на основе высказываний жителей этого городка друг о друге.

Согласно его теории существует три критерии определения статуса человека: 1) Престиж профессии. 2) Уровень дохода в год, а также собственность, которой обладает этот человек. 3) Образование – уровень и место получения.

Все общество делится на три слоя – высший, средний, низший, которые, в свою очередь, делятся каждый на две категории.

1). Высший класс.

а) Высший высший класс . (Знатное происхождение – богатство не в первом поколении; собственность более чем на 1 миллион $; престижная частная школа; престижный университет). Сюда относятся управляющие общенациональными корпорациями и банками, владельцы престижных фирм, высшие военные и государственные чины, архиепископы.

б) Нижний высший класс . (Чаще всего это нувориши – люди, разбогатевшие в первом поколении. Они могут не иметь престижного образования и не явялются выходцами из аристократических семей. Это люди шоу-бизнеса, разбогатевние на биржевой игре и т.д. Им свойственно выставлять напоказ свое богатство).

2). Средний класс .

а) Высший средний класс . (Высокообразованные лица, занятые интеллектуальным трудом – профессора вузов, учителя, ученые; деловые люди, имеющие высокие доходы – врачи, юристы, владельцы средних фирм).

б) Нижний средний класс . («Беловоротничковая» интеллигенция: канцелярские служащие, секретари, кассиры, делопроизводители).

3). Низший класс.

а) Высший низший класс (рабочий класс). (Характерный признак – физическая работа – монотонная, скучная, неинтересная, для которой не нужно образования – заводские рабочие и прочие работники физического труда).

б) Нижний низший класс . (Люди работающие «на хозяина» – домашняя прислуга, посудомойки, садовники, привратники, дворники
и т.д. А также «андер-класс» (маргинальные элементы) нищие, бродяги, проститутки, торговцы наркотиками).

Другая точка зрения на социальную структуру общества существует в теории социальной стратификации, где иерархическая организационная структура социального неравенства представляется в виде разделения всего общества на страты («страта» с латинского – слой). При этом фиксируется два важных момента: во-первых, социальная стратификация - это ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении, чем низшие (по вознаграждениям, льготам, преимуществам в услугах); во-вторых, верхние слои значительно меньше по отношению к количеству всех членов общества.

Питирим Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная.

Наиболее влиятельной в настоящее время на процесс формирования социальных страт можно считать теорию К. Дэвиса и У. Мура . Согласно ей, каждое общество должно решать проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре по следующим направлениям:

1. Распределять индивидов по социальным статусам (c учетом их возможностей и мотиваций).

2. Для осуществления распределения индивидов по социальным статусам необходимо реализовать практику вознаграждения.

В любой социальной системе вознаграждение должно быть дифференцировано в соответствии с занимаемым социальным статусом.

Следовательно, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях исполнения роли и трудности заполнения социального статуса, необходимого для общества.

В традиционном обществе количество признаков, определяющих расслоение, возрастает. Кроме пола и возраста возникают дифференциации, основанные на разделении труда. Это, в целом, приводит к возникновению различных стратификационных общественных систем, к которым можно отнести сословное российское дореволюционное общество, где существовало пять сословий: дворянское, военное, мещанское, крестьянское и церковное. Всем известно также, что в Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. Так, в 40-х гг. XX века в Индии было 3,5 тысячи различных каст и подкаст. Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаические касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Древний Египет, Перу и др.).

Среди моделей стратификации, принятых в современной западной социологии наиболее известной является модель, по которой общество делится на классы:

    Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, у которых имеются значительные ресурсы власти, богатства и престижа в масштабах государства.

    Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам.

    Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту.

    Низший-средний класс составляют наемные рабочие – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники и т.д.

    Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе.

    Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения .

Но эта модель неприемлема для стран Восточной Европы и России. Так, по ряду последних исследований, на современном этапе структура нашего общества выглядит следующим образом:

    Общероссийские элитные группы, идентичные западному высшему-высшему классу.

    Региональные и корпоративные элитные группы, обладающие большим состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

    Российский верхний средний класс, обладающий доходами и собственностью, обеспечивающими западные стандарты потребления.

    Российский динамический класс, обладающий доходами, обеспечивающие удовлетворение российских стандартов потребления.

    Аутсайдеры, характеризующие низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

    Маргиналы с низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей деятельности.

    Криминалитет, обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности .

Таким образом, социально-классовая структура современного общества строится на основе неравенства с учетом гетерогенности, на базовых параметрах общества, к которым относится ряд ранговых показателей. Социальные слои (страты) можно объединить в социальные классы, которые обладают уникальными специфическими чертами и подвержены изменениям в ходе общественного развития.

Большой вклад в ее разработку внес русско-американский социолог П.Сорокин. Страта в переводе с лат. – слой.

Страта – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Каждая страта имеет свой статус , т.е. место в иерархии, свое положение в обществе. Статус группы характеризуется престижем. Престиж – это оценка статуса страты закрепленная в общественном мнении.

Под социальной стратификацией понимается наличие в обществе социальных групп, представители которых отличаются объемом власти и материального богатства, источником его получения, образом жизни, образованием, объемом прав и обязанностей, привилегий и престижа и др. моментами. То есть речь идет о социальном расслоении общества, благодаря которому обществом может стимулировать одни виды деятельности и подавлять другие.

Иерархия групп может выстраиваться по экономическому признаку, по политическому признаку, по профессиональному признаку.

Очень важным является осознание, во-первых, неравенства страт, во-вторых, своего положения, ибо это становится основой для социального действия: человек стремится занять более престижное социальное положение.

Важным показателем общества является степень неравенства : большая степень неравенства чревата социальными потрясениями, но и уравниловка не стимулирует развитие.

Фактором, удерживающим общество в состоянии динамического равновесия, является средний класс. (Это понятие использовали Зиммель, М.Вебер и др.). Средний класс – это и не бедные, и не богатые. Это люди, как правило, с достаточным доходом и определенным образованием. Средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта. Его представители являются основными потребителями товаров и услуг и придают обществу устойчивость.

Человека, который утратил свой прежний социальный статус и не может выполнять роль, соответствующую новому статусу, называют маргинальной личностью (он между стратами).

Взаимодействие страт, классов, профессиональных и других групп в обществе может характеризоваться консенсусом или конфликтом.

Итак, теория социальной стратификации – это многомерный подход к структурированию общества. Следует отметить, что есть и понятие социальной дифференциации. Оно шире понятия социальной стратификации, т.к. не связано с неравенством, а подразумевает любые отличия.

Теория социальной мобильности

Эта теория дополняет теорию социальной стратификации.

Изменение статуса индивидов или групп в обществе называется социальной мобильностью . Она бывает горизонтальная и вертикальная. Мобильность дает ощущение открытости общества .

Перемещение индивида по социальным слоям осуществляется с помощью социальных лифтов. Социальные лифты – это такие социальные институты как образование, брак, собственность, наследование, политика, военная служба и т.п.

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

Главная идея основателей этой теории – В.Парето (1848-1923) и Моска (итал.), - в том, что общество делится на управляющих и управляемых . Т.е. они исходят из того, что в обществе главные – политические отношения.

Элита – это незаурядные личности, масса – остальные люди, подверженные верованиям, чувствам. Массы разрознены, неорганизованны и не способны к коллективным действиям без руководства организованного меньшинства.

Два главных качества управляющей элиты: 1. умение убеждать, манипулировать человеческими эмоциями (это «лисы»); 2. умение применять силу (это «львы»).

Вся история – история смены элит – это история насилия, афёр, дворцовых переворотов и т.п. Эти взгляды – оправдание тоталитаризма. (В них можно найти связь с взглядами мыслителя эпохи Возрождения Н.Макиавелли и философа 19 в. Ф.Ницше).

Немецкий социолог К.Мангейм (1893-1947) (осмысливая фашизм), считал, что препятствием тоталитаризму может быть конкуренция относительно открытых элит за позиции власти , считал, что необходимо сохранять оптимальные отношения между элитой и массой . Это важные черты демократии . В 60-70-е годы 20 века развивается идея плюрализма элит, важности нахождения консенсуса между ними относительно существующей системы (например, в США есть много партий, однако за власть реально борются две партии – республиканцы и демократы, их программы отличаются лишь незначительными деталями).

Выделяют следующие типы элит : 1. политическая; 2. экономическая; 3. военная; 4. научная и техническая; 5. культурная и духовная; 6.теневая контрэлита (оппозиция).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно обратить внимание на взаимозависимость элементов социальной сферы, ее целостность. Как ее достичь? Так, при капитализме конкретные особенности таких классов как буржуазия и пролетариат ведут к их противостоянию. Но тогда, система может стать нестабильной. Требуется найти нечто общее для разных классов, что сможет объединить людей. Для своего оптимального развития капитализм «требует» такую общность, как нация. В итоге образуется качественно определенная система социальной жизни капитализма.

На каждом конкретном этапе развития общества ведущей становится та или другая общность. Сегодня особенно велика роль такой общности как народ страны . Если говорить про мир в целом, то возрастает роль такой общности как человечество. Все общности должны развивать себя через приоритет общечеловеческих интересов.

Для формирования социальной структуры современного белорусского общества (собственно, для обществ всех постсоветских стран) характерны следующие особенности: 1) деформация социальной структуры под влиянием длительного господства административной системы, рыночных трансформаций, а также процессов глоба­лизации; 2) появление новых социальных общностей, характерных для обществ с рыночными отношениями, - предпринимателей, менедже­ров, безработных и др.; 3) сильное расслоение, дифференциация социальных общностей, возникновение новых принципов расслоения по сравнению с дореформенным периодом; 4) формирование нового ком­плекса социально-экономических интересов личностей и групп; 5) кон­фликтность новой социальной структуры на основе различай, связан­ных с властью и собственностью; 6) появление конфликтности отноше­ний на уровне массового сознания, что затрудняет интеграцию и подры­вает основы социального партнерства.

Следует сопоставить социальную сферу с политической сферой жизни общества. Раскрывая политическую сферу жизни общества, мы использовали такие понятия как правовое, демократическое государство и гражданское общество. Граждане – это не подданные. Граждане – это люди, которые принимают личные решения и, следовательно, являются личностями. В таком случае они составляют гражданское общество, организовываются в различные организации, выражающие их интересы и защищающие их права. В эти организации могут входить люди принадлежащие к разным социальным слоям и разным социальным группам. Гражданское общество соотносится с демократическим правовым государством, которое и дает людям возможность свободно решать их частные проблемы.