Семейный портрет. Во время съемки

Иннокентий Нестеренко

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, как снимать семейный портрет, и, в частности, как фотографировать детей. Мы обсудим, как готовиться до начала съемки, пробежимся по техническим особенностям съемки семейных и детских портретов, остановимся на общении с моделями - со взрослыми и с детьми. В конце будет разбор типичных ошибок и проблем при съемке семейных и детских портретов.

Yoann Jezequel

Подготовка к съемке

До начала съемки обсудите с семьей/с родителями - что именно люди хотят увидеть на итоговых фотографиях. В большинстве случаев людям важно не ваше самовыражение как фотохудожника, а то, понравится ли результат всем присутствующим на фото (или - родителям, если снимаем их ребенка.

Петр Карасев

Исключение - если вы профессионально работаете на свое фото-портфолио, и оплачиваете труд моделей для своих работ. Впрочем, в такой ситуации вам уже не нужны фото-уроки. Короче, важно определиться: хотят ли люди получить классическое семейное фото или им интересны творческие неординарные фотографии.

Elisabeth Smith

Классический портрет:

  • Семья сидит или стоит (или вперемежку, в зависимости от состава участников, от их возраста, количества и от интерьера);
  • Все смотрят в кадр;
  • Мягкое ровное освещение (тут недопустимы творческие решения типа контрастного контрового света);
  • Лучше, если вся семья одета в одном стиле (возможно, даже в каком-то едином цветовом решении). Оптимально - спокойный стиль, без пестрых рисунков и без логотипов.

Brandon Kunefke

Творческая съемка:

  • Можно менять точку съемки (снимать сверху, снизу, в профиль);
  • Можно не показывать людей целиком, фотографировать руки, ноги, профили (можно, например, снять силуэт семьи на фоне яркого неба);

Martin Bennett

  • Можно вообще убрать людей из кадра, оставив в кадре их любимые вещи, инструменты, одежду - это допустимо, если зрителю по фото понятно, что здесь история про семью;

Jorge Rimblas

  • Можно снимать несерьезные фотографии, когда люди корчат смешные рожицы, дразнят друг друга и т.п. - тут пределом будут ваши творческие амбиции и воображение.

Mark Anderson

Общая рекомендация: не увлекайтесь чрезмерно творческой съемкой, если вы не уверены в результате. Новые идеи и творческие пробы - это великолепно! Но разделяйте, когда вы снимаете «для себя», экспериментируя, обучаясь, обкатывая свежие идеи, а когда вы снимаете «для людей». Старайтесь совместить в одной съемке и творческие, и классические фотографии, чтобы подстраховаться на случай неудачных экспериментов.

Tamicski

Проверяем настройки и технику

Перед началом съемки проверьте по пунктам:

  • баланс белого;
  • ISO (чем ниже, тем лучше);
  • экспокоррекцию (если нужно).

Если вы снимаете на выезде, проверьте, что взяли с собой все необходимые карты памяти, вспышки, отражатели. Особенно карты памяти! Зарядите все аккумуляторы. Скорее всего, в процессе съемки у вас уже не будет возможности на это отвлечься, особенно если вы снимаете детей - вам потребуется все ваше внимание.

Ольга Паволга

Во время съемки

Базовые параметры съемки

Обычно портреты снимаются на диафрагме до 5.6, выдержка при этом устанавливается как можно более короткая (не длиннее 1/125). ISO - минимально возможное, так как зернистость кадра на портретах особенно сильно режет глаз. Удобно снимать в режиме полуавтомата, с приоритетом диафрагмы. Выбрав диафрагму 5.6 и минимальное ISO, следите за выдержками, которые будет подбирать камера. Если света недостаточно и выдержки будут слишком длинные, увеличивайте значение ISO. Ну и, конечно, 5.6 - это только ориентировочное значение диафрагмы. В процессе съемки вы определяете нужное вам значение в зависимости от того, как именно вы хотите прорисовать кадр.

На фото ниже: обратите внимание, как задний план выведен в полную нерезкость за счет правильно выбранной диафрагмы.

Elisabeth Smith

Диафрагма выбрана правильно, если:

  • наш самый важный объект съемки, люди, визуально выделены;
  • глубина резкости достаточная, все участники попали в ГРИП;
  • фон размыт достаточно сильно.

На фото ниже: конкретно в данном случае фотограф вряд ли ошибся. Скорее всего, это творческое фото с намеком на то, кто в семье главный.


Frank Fennema

Выбор объектива

Если у вас есть несколько объективов, скорее всего, вы уже знаете, что объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50мм называется «портретник». И это не случайно. Он действительно лучше всего подходит для съемки портретов: уже нет искажений и еще несложно поместить фигуры в кадр. Для групповых портретов лучше подходят объективы 30мм. В любом случае, избегайте съемки людей широкоугольниками, зумами в широкоугольном положении и особенно художественными объективами типа «фишай». Это очень забавно в процессе, но результат редко нравится моделям.

Редкий пример более-менее удачного кадра, снятого фишаем. Действующие лица в центре.

Chris Leather

Композиция

Расположение людей в пространстве Семейный портрет - это не просто люди, близко прижатые друг к другу, как в метро. Семья - это отношения, связь, история.

Три основных способа показать отношения между людьми в статическом изображении:

На фото ниже: неясно, была ли это идея самой семьи или фотографа, но в фото получилось скорее оригинальным, чем хорошим. Невольно возникает вопрос, в чем причина таких гигантских расстояний между людьми?

Jolynne Aszterbaum

Другой пример:


LalliSig

Физический и/или визуальный контакт поможет избежать пресловутого «эффекта метро», когда вроде бы люди тесно стоят в кадре, но как-то не очень понятно, зачем они это делают. Пусть муж обнимет жену, брат положит руку на плечо сестре, внук сядет на колени к бабушке, и так далее.

Cравните два фото ниже. На первом фото ребёнок играет с отцом, но смотрит на что-то за рамками кадра. На втором фото ребёнок полностью поглощён игрой с родителем. Обе фотографии неплохие, но в семейный альбом мы скорее поставим вторую.


Carl Zoch

Самый простой и действенный способ: позвольте людям самим расположиться на месте съемки и затем вносите свои корректировки. Если люди встали далеко - группируйте их ближе, следите за любыми возможными ошибками.

Elisabeth Smith

Обыгрывайте интересное окружение, если съемка идет в подходящем интерьере или если вокруг красивая природа. Наоборот, компонуйте кадр плотнее, если вокруг много «мусора», который будет только мешать. Если фон слишком пестрый, ставьте людей по возможности дальше от фона - тогда он сможет попасть в зону нерезкости.

На фото ниже: задний план довольно пестрый, но за счет широко открытой диафрагмы он размыт и не мешает зрителю смотреть на людей.


Tom O"brien

Помните, что люди не видят себя со стороны. Руководите! Только вам видно, что широкоплечий дядя Жора полностью заслонил собой хрупкую тетушку Фиму. Только вам видно, кто из семьи самый высокий (а значит, должен быть в центре и сзади, или, возможно, нужно посадить его на стул), а кого нужно выдвинуть на передний план.

Richard Pizzuti

Пожилых людей всегда лучше сажать на стулья и выдвигать на передний план в кадре - не только потому, что пожилые люди часто ниже ростом, а еще и потому, что им просто тяжело долго стоять.

Лестница - великолепный помощник при съемке групп людей. Она помогает поставить людей достаточно компактно и выгодно для съемки (никто не будет потерян в задних рядах).

Льюис Кэрролл. The Rossetti Family

Если семья большая и расстановка может занять много времени, детей ставьте в последнюю очередь. Так будет больше шансов, что к итоговому кадру они еще не успеют заскучать.

Пока большая семья выбирала место съемки, дети уже успели потерять интерес к происходящему.


Михаил Яковис

Расположение фотографа относительно моделей

Лучше всего установить камеру на уровне глаз. Типичная ошибка любительской съемки: гости собрались за столом, а фотограф при этом стоит, снимая всех сверху вниз. Аналогичная типичная ошибка при съемке детей - если фотограф ленится присесть (или даже прилечь) на уровень ребенка.

Teresa Klostermann

Выбираем идеальный свет

Естественный свет (мягкий свет от окна или съемка на природе) всегда оптимален для портретов. Если свет искусственный, старайтесь имитировать естественное освещение: света должно быть достаточно, при этом он должен быть мягким (без резких теней) и равномерным.

Пример постановки света без дополнительных источников освещения, мини-студия развернута к окну.


Elisabeth Smith

Если в помещении есть большое светлое окно, ставьте людей лицом к этому окну. Бывает, что обычного интерьерного света (люстры и прочие торшеры) хватает для съемки портретов. Однако будьте внимательны - перед съемкой оцените, равномерно ли освещены все люди, достаточно ли света на лицах.

Если говорить о направлении освещения, то лучше всего работает классическая схема «под углом сорок пять градусов к объекту».

На фото ниже: на первом фото источник света расположен строго сбоку (видно по контрастным теням и жестко очерченному профилю ребенка). Второе фото - гораздо более удачная постановка света для семейного портрета.

Tamicski

Стоит ли использовать вспышку?

Пользоваться ли вспышкой? Да, если более качественные источники света недоступны или их света не хватает. Всегда учитывайте, что при съемке «в лоб» вспышка фотоаппарата (особенно встроенная) часто оставляет неприятные жесткие блики на лице и обычно дает слишком жесткие тени.

Сравните фото: слева фото со вспышкой, справа вспышка с использованием рассеивателя.


Чтобы смягчить этот эффект, следует направлять вспышку в потолок (если вспышка поворотная). Хуже всего, если вспышка встроенная и ее повернуть нельзя. Тогда единственный выход - это компактный рассеиватель/отражатель. Можно приобрести специальный рассеиватель в фотомагазине или прикрепить к камере самоделку из подручных материалов.

Самодельный рассеиватель можно соорудить из чего угодно. В ход идут картон, бумага, фольга, пластиковые баночки из-под фотопленки, пачки от сигарет и даже шарики для пинг-понга. Суть одна - мы хотим, чтобы вместо прямого и жесткого света «в лоб» мы получили более мягкий свет, направленный на модель под углом (например, отраженный от потолка или просто приглушенный каким-либо полупрозрачным материалом).

Пинг-понг

Бумага + фольга + шуруп

Баночка из-под фотопленки

Психологические моменты

Следите за языком тела В процессе съемки следите за тем, как люди стоят, сидят, держат голову. Перед камерой большинство людей склонны складывать руки на груди, скрещивать ноги, «закрываться» разными способами. Бороться с этим бессмысленно, это бессознательная реакция нормального человека на стресс. Позвольте людям пофотографироваться так первое время, но потом, когда они привыкнут к происходящему, попросите их изменить позу - или же просто дайте им что-нибудь в руки, и они сменят положение автоматически.

Ольга Паволга

Еще одна распространенная проблема: «на камеру» люди часто неестественно наклоняют голову (к плечу, друг к другу, к стене, к дереву). Нам обычно кажется, что так мы выглядим «интереснее». Опять же, позвольте моделям позировать так, как им удобнее, но потом попросите встать ровнее. Как правило, это смотрится лучше. Интереснее для зрителя мы выглядим только тогда, когда у него нет нужды гадать, чего ж это нас так скрючило.

Richard Pizzuti

Еще людям кажется, что в групповом фото, если наклонить головы друг к другу, они лучше впишутся в кадр. Нет! Не лучше. Здесь будьте тверды и убедительны. Постарайтесь внушить моделям, что у вас все под контролем, и полголовы сверху никому обрезано не будет, даже если все будут стоять идеально ровно, как стойкие оловянные солдатики.

Tamicski

Чтобы объяснить, что именно вы хотите от модели, используйте однозначные ориентиры.

Хороший пример: «поверните голову к окну!»
Плохой пример: «поверните голову налево!»

Объясняя на словах, можно одновременно показать самому. Копировать всегда проще.

Justin Van Leeuwen

Следите за глазами и за руками моделей

Лучше всего, если люди на фото смотрят в камеру или друг на друга. Если людей мало и все смотрят куда-то в сторону, на неизвестный нам объект за рамками кадра - это, конечно, может быть задумано как изящный художественный прием, но скорее всего будет восприниматься как неаккуратная съемка. Зрителю всегда комфортнее смотреть человеку в глаза - даже если этот человек смотрит на нас с фотографии.

Tamicski

Если людей на фотографии больше двух, и все смотрят в разные стороны, картинка перестает восприниматься как совместная фотография. Скорее она будет выглядеть как случайный кадр.

Петр Карасев

Помогите моделям расслабиться

Абсолютно все люди напрягаются перед камерой, осознанно или нет. Начинающему фотографу вдвойне тяжело, т.к. он, скорее всего, сам волнуется и его напряжение неминуемо передастся моделям. Так что будьте готовы к тому, что какое-то количество съемок будут «учебными» - не ждите звездных результатов с первых попыток. Спокойно и внимательно запоминайте все нюансы в процессе съемок и по итогам. Отслеживайте собственные успехи и неудачи - чтобы закрепить в дальнейшем первые и избегать вторых.

Универсальных рецептов, как водится, нет. По большому счету, все средства хороши, лишь бы в итоге все были довольны и расслабленно улыбались на камеру.

Josh and Jamie Noah

Это всегда индивидуально, но чаще всего помогает:

  • Хотя бы поначалу, а в случае непрофессиональных моделей и до конца, руководить. Как встать, куда посмотреть, куда деть руки, чем заняться;
  • Если съемка подразумевает какую-то общую идеи, образ - обсуждать эту идею и этот образ;

H. Hille

  • Показать в процессе съемки несколько кадров с камеры;
  • Комментировать, все что происходит, хвалить!
  • Рассказывать случаи из прошлых съемок, смешить;
  • Дать в руки какой-нибудь предмет, который можно обыграть или на который легко переключить внимание - книга, телефон, музыкальный инструмент, еда;

Marcus Adams. Настоящие Кристофер Робин и Вини-Пух

Руки - это вообще довольно сложный момент, т.к. мы практически никогда не знаем, куда их деть, когда нас фотографируют. Помогите своим моделям. Родителям дайте в руки ребенка. Ребенку дайте в руки игрушку. Женщинам дайте шарфик или бусики. Мужчинам дайте оружие (хотя бы даже и игрушечное). Велик шанс, что автоматически включившийся режим «кокетство» или «игра» пересилит по интенсивности режим «о боже меня фотографируют а как я выгляжу а как надо а я не знаю паника паника».

Впрочем, чувство меры отключать нельзя. На фото внизу: либо сфотографирован читательский клуб, либо фотограф чересчур увлекся идеей «дать человеку в руки книгу, чтобы его поза выглядела более естественной».


Неизвестный фотограф. Художник Джоржд А. Стори с семьей и друзьями.

Животное можно не только дать в руки, а даже и просто пустить в кадр. Котики-собачки помогут и руки занять, и вызвать улыбки, а также покажут пример, как идеально держаться в кадре - будто фотографа вообще не существует. Минус: животное может оказаться неуправляемым, начать себя вести совсем не так, как хочет фотограф (фотограф хочет, чтобы песик сидел, а песик хочет разодрать реквизитный плед в клочья).

Sean Phillips

С едой все сложнее. Никогда не фотографируйте людей во время еды. Это запрещено. Какие бы ни были у вас иллюзии, удачных кадров жующих людей не бывает. Поэтому фотографируем людей с едой исключительно до того, как она будет съедена. Исключение - младенцы, но они скорее всего будут использовать еду не столько как пищу, сколько как украшения и игрушки, а это нам на руку.

Drewmark

Пользуйтесь этими рецептами, ну и конечно же копите собственные ноу-хау, как раскрепощать зажатую публику.

Фотографируя ребенка, помните: дитя скорее всего не понимает, зачем все это нужно. Ему скорее всего тревожно, непонятно, невесело и вообще оно хочет домой и на ручки. Так что для начала забудьте, что вы хотите снять красивую картинку - постарайтесь ненадолго перестать быть фотографом, набраться терпения и наладить контакт с ребенком. Пусть ему для начала станет спокойно, понятно и весело. Дайте ему игрушки, покажите экран камеры с картинками, расскажите, зачем нужны эти кнопки.

SimplyAyJ

Говоря о работе с людьми во время семейной съемки, мы исходим из более общей ситуации, когда вы снимаете незнакомых людей как профессиональный фотограф. Конечно, при съемке родных и друзей проще. Вы уже знаете людей, все более естественно себя ведут, напряжения меньше по обе стороны камеры.

Используйте реквизит

Richard Pizzuti

При съемке младенцев реквизит важен неимоверно. Поглядите на фото младенцев, чем они заняты? На девяноста фотографиях из ста они спят. Это их основное занятие. Они не будут смеяться, играть на гитаре, обнимать мамочку. Поэтому и фотографию будет «делать» именно реквизит и окружение: кто держит ребенка и как именно он его держит.

Toni Field

Для детей постарше любые предметы - отличный способ отвлечься и развлечься. Фотографу остается только ловить удачные моменты. Взрослым тоже на порядок проще «вести» себя перед камерой, если у них есть чем заняться.

Toni Field

Универсальных рецептов нет и тут, пробуйте все доступное. Некоторые дети лучше всего чувствуют себя в кадре с любимой игрушкой (опять же, хорошая память на будущее для них самих). А кто-то, наоборот, будет в восторге от возможности поиграть с чем-то новым. Для младенцев беспроигрышный вариант: положить их на мягкий плед, шерсть или фактурное ворсистое одеяло.

Elisabeth Smith

Типичные проблемы и ошибки

Свет мешает моделям

Свет из-за спины - наш коварный враг. Один из худших вариантов съемки людей - при солнечном свете, когда фотограф стоит спиной к солнцу. Кажется, что это оптимальное световое решение: ведь все так хорошо освещено! На деле вы получите ужасную фотографию людей, которые либо мучительно морщатся и щурятся, либо прикрывают лицо рукой от солнца, а заодно и от камеры.

На фото ниже: могла бы получиться хорошая семейная фотография. Обратите внимание на лица людей - невольно щурятся абсолютно все.


Kaunis Hetki

Если вы снимаете на улице, то ищите затененное место, без прямого солнца и без чрезмерного светового контраста. Тень от деревьев, как правило, подходит идеально. Помните только, что камера рисует световые пятна не совсем так, как видит человеческий глаз. На фото любые границы света и тени будут на порядок жестче, чем видно невооруженным глазом.

Петр Карасев

Слишком много фона в кадре

Если окружающее пространство можно интересно обыграть - используйте его, но не забывайте, что именно вы сейчас снимаете. Главным объектом в кадре должны всегда оставаться люди, даже если интерьер гостиницы (или закат на океанском побережье) умопомрачительно красив.

Sean Phillips

Слишком большого количества деталей в кадре тоже лучше избегать. Если вы посмотрите на серию профессиональных семейных фотографий и серию любительских, вы сразу обратите внимание на этот момент. В профессиональных фотографиях в кадр не попадает ничего лишнего - фотограф за этим тщательно следит.

Почему так? Все, что попадает в кадр, воспринимается как элемент истории, зритель невольно ищет в деталях смысл. Посмотрите на фото ниже: изображение королевской семьи в Букингемгском дворце. Сравните со вторым фото, где в фоторедакторе обрезан фон и количество деталей в кадре сократилось в разы. На первом фото сразу читается статус семьи, ее положение в обществе. Более плотное кадрирование: нам становится важнее человеческая суть, это же в конце концов просто семья, - родители, дети, муж и жена, сын, дочь. Если бы они были еще и одеты по-простому, то стало бы непонятно, почему такая странная расстановка людей, почему отец стоит так отстраненно?


Sir John Lavery

Формат семейного фото позволяет предельно тесно кадрировать изображение.

Gregorcinema

Все важное должно быть видно!

Детали не должны заслонять основной объект. Особенно важно за этим следить при съемке детей. В силу того, что дети небольшие, их и так хуже видно. Плюс они более подвижны, чем взрослые, поэтому могут быстро сменить положение и потеряться на фоне реквизита.

Ольга Паволга

Детей снимаем быстро

С опытом фотографы неминуемо выясняют: дети устают быстрее. А если ребенок устал, хороших фотографий не получится никакими способами - вы получите слезы, сопли и нежелание маленького человека договариваться с вами. Поэтому старайтесь отснять детские портреты предельно быстро.

Ольга Паволга

Если нормальная фотосессия со взрослыми может длиться по два-три часа, то с ребенком лучше уложиться в тридцать-сорок минут. Дольше можно работать только при активном участии других людей (и детей), которые будут весело и задорно развлекать друг друга.

Ольга Паволга

Верните конфету младенцу!

Если при съемке детей в качестве реквизита была использована привлекательная еда, то нельзя не дать детям эту еду в конце. Ну то есть можно, но скорее всего вы получите слезы и рев.

Elisabeth Smith

Ребенку должно быть комфортно во время съемки

Дети до пяти лет дети часто боятся незнакомой обстановки. Будьте готовы к тому, что домашнему ребенку может быть страшно или просто некомфортно сидеть на траве, например. Если речь идет про нарушение запретов, то детям часто бывает сложно «по указанию» испачкать ладошки в краске или варенье, распустить косички. Если очень сильно хочется именно так организовать съемку, просите помощи тех, кому ребенок доверяет - пусть это будет максимально комфортно для малыша.

Elisabeth Smith

Не забывайте про личный контакт

Даже когда вы фотографируете чужих людей, постарайтесь сразу запомнить имена (может быть непросто при съемке больших семей). Называйте людей по имени как можно чаще, это нам всем нравится.

Toni Field

Проверяйте кадры в процессе съемки

Один из важных нюансов при съемке групп: каждый из фотографируемых будет жить в каком-то своем ритме (если только вы фотографируете не военный парад). Вам нужно сфотографировать этакое броуновское движение случайных улыбок, морганий, почесываний за ухом, поправляемых причесок, взглядов «а где же Вася?» и так далее. Конечно, вы можете (и будете) вмешиваться. После фразы «внимание, снимаю» хотя бы половина семьи постарается улыбнуться и вообще сделать свое лучшее лицо.

Tangeman

Однако, даже если вам кажется, что все идеально, не забывайте использовать преимущества цифровых камер. Проверьте, действительно ли все так хорошо. Это займет секунды. Проще проверить результат сразу и переснять групповое фото, чем решить «А, хоть один из десяти кадров да будет удачным!», и потом «переклеивать» отдельным участникам открытые глаза вместо закрытых в фоторедакторе.

В общем, при съемке групповых снимков нужно проверить, что:

  • У всех открыты глаза;
  • Все попадают в зону резкости;
  • Все участники более-менее равномерно освещены;
  • Никто не заслонен ни другим участником, ни колонной, ни внезапно влетевшей в кадр птицей;

Sam van Vlerken

Резюме

Используйте все возможные шаблоны и заготовки, но не зацикливайтесь на них. Не всем подходит одно и то же. И самый лучший кадр, возможно, получится, когда вы сможете поймать случайный удачный момент в перерыве между фотосессиями. Постарайтесь максимально подготовиться к съемке, но при этом помните, что семейные портреты гораздо ближе к репортажной съемке, чем к съемке натюрморта. Вы можете подсказать своим моделям более-менее выигрышные позы и реквизит, но основная работа фотографа все равно в том, чтобы постоянно ловить и в итоге поймать оптимальный момент, лучший кадр, удачный свет, улыбку и жест.

Удачи и вперед, к новым шедеврам!

Петр Карасев

БЕРЕМ ПРИМЕР С ШВЕЙЦАРИИ ИЛИ КАК НЕ ЖИТЬ НА ПОМОЙКЕ Обычно туристы, побывавшие в Швейцарии, восхищаются чистотой городов и сел страны, но редко интересуются, каким образом это достигается. Система сортировки мусора, практикуемая уже во многих странах мира, в Швейцарии доведена абсолютно до крайности. Почти до абсурда. Сортируют всё, что поддается сортировке. Эта система не знает исключений - все обязаны раскладывать мусор по разным контейнерам. Это полная демократия, где участвуют все. И это полное отсутствие демократии, где ничьи возражения и дискуссии не принимаются: не согласен - плати штраф. Подобный подход к утилизации мусора возможен только в Конфедерации Хельветике. Такой менталитет. Всем нравится жить чисто. Факт, что ты богат, не возвышает тебя над законом. Нередко можно увидеть граждан, высаживающихся из Порше и без комплекса неполноценности выгружающих пустые бутылки в пункт сдачи тары. Швейцария лидирует в мире по количеству сдаваемых бутылок - более 90% тары возвращается на заводы по вторичной переработке стекла. Программа по приему и переработке использованного стекла началась в 1972 году и до сих пор успешно реализуется. Только при возвращении некоторых пивных бутылок в магазин, можно получить обратно свой залог. В остальных случаях, те, кто сдают бутылки, ничего за это не получают. Но при этом еще должны снять крышки и рассортировать бутылки и банки в зависимости от цвета стекла. Белое, коричневое, зеленое - отдельно. Бумага перерабатывается отдельно от картона (переработка картона стоит дороже), поэтому от граждан требуют сдавать одно отдельно от другого. Почти треть печатной продукции, произведенной в стране, возвращается в пункты приема вторсырья. Никому в голову не придет выбрасывать в мусор использованные батарейки. Поэтому, 60% всех продаваемых в Швейцарии батареек сдаются обратно и не выбрасываются в мусорное ведро. Отдельно сдаются РЕТ-бутылки, отдельно - старые электрические приборы и домашняя техника, отдельно - строительный мусор, отдельно - лампы дневного света, отдельно - консервные банки (сдающие обязаны самостоятельно спрессовать жесть с помощью магнитного пресса), отдельно - трупы животных (за это надо платить, но закапывать их запрещается), отдельно - остатки растительного масла, отдельно - остатки машинного масла (менять масло в собственном автомобиле категорически запрещено - это за вас сделают на тех.станции за 50 франков). От одного только списка становится страшно. Можно этого и не делать, а выбрасывать все в мусорное ведро, скажете вы. Можно. Но тогда придется разориться на налог, который взимается с каждого килограмма отходов. На каждый мусорный кулек наклеивается марка, свидетельствующая об уплате налога. Выбросить пять килограмм мусора стоит 2-3 франка (цена варьируется в зависимости от кантона). Поэтому, большинство местных жителей несет все что можно в пункты по приему вторсырья, где отдать старый компьютер или старую детскую коляску ничего не стоит. Существует даже утрированный пример, о том как правильно выбросить использованный чайный пакетик: этикетку - к картону, сам пакетик - к старой бумаге, заварку - в компост, скрепку - к использованному металлу, а ниточку - в маркированный мусорный кулек. Можно было бы сказать, что это шутка….но не в Швейцарии. Были и есть умельцы, пытающиеся избавиться от отходов, не наклеивая марку. Но и на таких нашлась управа - мусорная полиция. Специалисты с помощью современных технологий анализируют мусор, оставленный не в том месте или без оплаты налога - находят нарушителя (это не прикол) и штрафуют его/ее. Штрафы высокие. Новая Цюрихская газета писала о случае, когда человек по дороге на работе, просто выбросил из окна автомобиля домашний мусор в бумажных мешках. Полиция вычислила его. Нарушителя судили и наложили штраф: 6000 франков за утилизацию мусора и очистку трассы, 3000 франков за нарушение закона и 530 франков судовых расходов. Итого, 9530 франков за проделку! Это очень жестокое наказание по швейцарским меркам, поскольку каждый с любовью считает каждый раппен. Таков менталитет. В 80-е годы, когда маркировка мусора была введена только на юго-востоке страны, стало распространяться явление, так называемого, мусорного туризма. На выходные люди брали свои семьи, забивали багажники накопившимися за неделю отходами и ехали в другую часть страны на пикник. И по стране путешествовали и мусор бесплатно выбрасывали. Только в Цюрих было свозили свыше 3000 тонн “нелегальных” кульков с отходами в день. Поэтому, всем кантонам и общинам пришлось ввести пошлину на мусор. Еще в 80-е годы ХХ века экологическая ситуация в Швейцарии была катастрофической - все реки и озера загрязнены фосфатами и нитратами, земля - тяжелыми металлами, биоразнообразие стремительно уменьшалось, а растущее общество потребления производило огромное количество мусора. Очень скоро жители стали задыхаться от собственного мусора, производственных и сельскохозяйственных загрязнений. На такой маленькой территории не было обширных площадей, чтобы можно было сбросить отходы и забыть о них. Тогда-то и встал вопрос выработки новой экологической политики, которую стали с педантизмом воплощать. На это ушло два десятилетия, но результат превзошел все ожидания. Швейцария сейчас - одна из самых экологически чистых стран мира, с развитым общественным транспортом и чистым горным воздухом. Из любого озера и, естественно, из-под крана можно без опасений пить воду. В чем причина такого успеха? Причина в том, что государство - это они. Швейцарцы поручили себе убрать собственную страну, и преуспели. Остальное было лишь делом времени. Вывод прост... люди захотели - люди сделали! Раскидайте это сообщение друзьям, и организуйте вместе экологические группы, которые следят хотя бы за своим мусором. Лениво? Понимаю! Но на помойке жить ещё больше не хочется. Так что действуем – все в наших руках!

Творческая фотография, наверное, один из крайних этапов роста профессиональных фотографов. Пройдя долгий или короткий путь (это кому как повезет) от первой случайной фотографии понравившегося объекта до профессиональных кадров с осознанно выбранными или созданными сюжетами, любому художнику требуются новые задачи. И в этот момент начинается самостоятельное творчество, когда фотограф пытается взглянуть на обычные предметы под «новым углом», раскрыть другую их сущность, или заглянуть по ту сторону действительности. Мало уже запечатлеть спешащую толпу на площади, еще хочется показать ее ритм, самостоятельную жизнь…

Вот в этом разделе мы и попробуем рассказать с помощью профессиональных фотографов о новых интересных идеях и о возможностях современной техники, рассмотрим различные приемы и методы, которые применяют в своей работе лучшие фотографы мира.

Е сть что-то такое в ночной фотосъемке, что воодушевляет меня на подвиги, и от чего я не откажусь, в какой бы точке мира не находился. И это фотосъемка проезжающих по автотрассе машин, которых не видно в кадре, но виден световой след, который они оставляют после себя. Эта фотосъемка кардинально отличается от фотосъемки звездных путей, ночного неба и звезд, а так же молний и всего прочего, что может хоть как то связано с темным временем суток. Вы можете находиться в любом городе мира, и если у вас есть штатив, с «фотоплощадки» вы обязательно уйдете с чем-то уникальным.

Н е так давно мы познакомились со стилем пин-ап . Потом посмотрели работы современного фотохудожника , работающего с моделями и молоком в стиле пин-ап. Но вот такого мы не видели и не знали. Подводная фотосессия в стиле пин-ап, сделанная аж 1938 году.

В 30-х годах прошлого века Мозерт снимал креативные фотографии под водой, придумывая забавные сцены и даже устраивая костюмированные представления.

Брюс Мозерт (Bruce Mozert) американский фотограф 1916 года рождения. В 1938 он прибыл в Майами с заданием фотографировать женскую обувь. Там Мозерт узнал, что в Силвер-Спрингс проходят съёмки одного из фильмов о Тарзане со знаменитым пловцом Джонни Вайсмюллером в главной роли и отправился туда, чтобы сделать несколько кадров со знаменитостью.

П ожалуй, нет такого фотографа, кото­рый не создает за свою долгую жизнь в фотографии коллекцию «выставочных» работ. Это совсем не означает, что все эти фотографии сразу же и обязатель­но попадают на выставку. Обычно они создаются, что называется, «для себя», то есть в стол, как принято говорить.

Ну и, конечно, где-то уж в самой глу­бине души тлеет маленькая искорка на­дежды, что и эту твою работу когда-нибудь увидит зритель, ведь для ху­дожника это чрезвычайно важно.

У Вадима Кузнецова есть такие строчки:

Н е стоит смотреть эти фотографии, если вы сейчас сильно голодны! Можно захлебнуться слюной и умереть! Поэтому, лучше сначала покушайте, а потом приступайте к просмотру. Так будет безопасней!

Все мы любим вкусную еду, она радует не только наши вкусовые рецепторы, но и наши глаза. Поэтому ничуть не меньше мы любим и красивые фотографии на которых изображены вкусные блюда. Бывает такое, что хочется съесть бумагу, на котором изображено какое-нибудь лакомство.

Не так давно на сайте 500px.com был проведен очередной фото-квест, организаторы которого попросили фотографов предоставить свои лучшие фотоснимки еды. Каков был результат? Тонны цифровых фотографий «упали» на стол жюри, которое в свое очередь чуть не заработало расстройство желудка. Блюда просто съедали членов жюри.