Производственные предприятия хабаровского края. Заводы хабаровского края

1)Лесная промышленность

Освоением лесных ресурсов в крае по всем видам пользования занимаются более 350 предприятий. На территории Хабаровского края основным видом лесопользования является заготовка древесины. По объемам лесозаготовок край занимает первое место в Дальневосточном регионе.

Основной формой организации лесопользования является аренда участков лесного фонда. По состоянию на 01.01.2012 года в крае передано в аренду для заготовки древесины 240 участков 132 арендаторам, с разрешенным ежегодным объемом рубки 11,6 млн. кубических метров.

Объем производства бревен хвойных и лиственных пород в 2011 году составил 6,0 млн.куб.м (на 0,4 млн.куб.м. больше чем в 2010 году).

Положи-тельная динамика лесного фонда по основным показателям позволяет сде-лать вывод о соответствии его состояния основным принципам организации и ведения лесного хозяйства - неистощительности лесопользования.

В целях более полного использования расчетной лесосеки, вовлечения в рубку малоценных насаждений в Хабаровском крае реализуется 5 приоритетных инвестиционных проектов ООО СП «Аркаим», ООО «Амур-Форест», ОАО «ДальЕвроЛес», ООО «Римбунан Хиджау МДФ» и ОАО «Дальлеспром». По инициативе Правительства Хабаровского края на Дальнем Востоке реализуется проект создания Дальневосточного центра глубокой переработки древесины. Идея проекта появилась с созданием необходимости возрождения деревообработки и целлюлозного производства. Деятельность центра направлена на производство лущеного шпона с объемом выпуска до 300 тысяч и лесопиления с объемами выпуска продукции 230 тысяч, а так же выпуск 750 тысяч кубометров технологической щепы и плит МДФ в объеме 300 тысяч кубометров в год.

Однако, состояние лесных ресурсов еще таково, что при интенсификации лесного хозяйства можно сохранить край в качестве лесного региона страны и не просто лесного региона, но располагающими такими лесными ресурсами, которые смогли бы обеспечить высокие темпы развития всех отраслей хозяйства и особенно связанных с потреблением древесины. И на этой основе повышать благополучие людей.

2)Рыбная промышленность

Основными районами промысла водных биоресурсов для рыбодобывающих предприятий Хабаровского края являются Охотское, Берингово и Японское моря, воды Татарского пролива, река Амур, а также внутренние водоёмы Хабаровского края.

В озерах и реках насчитывается свыше 100 видов рыб, в т.ч. амурская щука, амур, осетр, чебак, серебристый карась, хариус, сом, таймень, ленок, лещ, сазан, налим и др. В прибрежных морских водах - тихоокеанская сельдь, камбала, корюшка, палтус, треска, минтай, навага, скумбрия, кета, горбуша; из морских животных -- тюлень, сивуч, белуха.

Более 70% всего объёма вылова составляет морской промысел, который, в основном, осуществляется в исключительной экономической зоне РФ. До 30% вылова приходится на прибрежное рыболовство и рыболовство в пресноводных водных объектах.

Основу уловов в исключительной экономической зоне Российской Федерации составляют минтай, сельдь, палтус, треска, кальмары и крабы, в прибрежном рыболовстве - лососи, тихоокеанская сельдь (нерестовая), камбала, мойва, крабы, ламинария, морская капуста, в пресноводных водных объектах - лососи, корюшки и частиковые виды рыб.

В реке Амур насчитывается свыше 100 видов рыб. Основными объектами промысла являются проходные лососи (горбуша, кета осенняя и летняя), крупный и мелкий частик, корюшка, минога.

Максимальный объём вылова определяется квотами на каждый промысловый объект. Рекомендации по изъятию ресурсов и распределению квот выдает Федеральное государственное унитарное предприятие «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» (г. Владивосток) и его отделения на Камчатке, Сахалине, в Магадане и Хабаровске. В структуре квот края доля массовых видов (минтая, сельди, лосося) является преобладающей.

В состав промыслового флота рыбохозяйственных предприятий входят:

крупнотоннажные суда, которые могут работать в любом районе мирового океана и выпускать готовую продукцию (разделанную мороженую рыбу, рыбную муку, икру); они могут также принимать сырье от рыбаков. Ёмкость трюмов и температурный режим позволяют использовать эти суда в качестве транспортных рефрижераторов;

среднетоннажные суда, в том числе рыболовные траулеры и траулеры-морозильщики - универсальные суда с неограниченным районом плавания - могут вести промысел тралом, кошельковым неводом, бортовой ловушкой на электросвет; добываемый этими судами сырец передается на перерабатывающие суда (плавбазы, плавзаводы, рефрижераторы) Хабаровского, Приморского, Сахалинского регионов;

флот рыболовных сейнеров с неограниченным районом плавания может вести промысел тралом на небольших глубинах, кошельковым неводом, бортовой ловушкой на электросвет, ловушками донными; они сдают улов на плавбазы;

флот малых рыболовных сейнеров, осуществляющих прибрежный лов.

В целом потенциал отрасли позволяет выпускать более 180 тысяч тонн рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных.

В рыбохозяйственном комплексе края зарегистрировано более 200 предприятий и организаций различных форм собственности и частных предпринимателей. Около 70 национальных организаций и родовых общин осуществляют промысел во внутренних водоемах. Активную деятельность по добыче, переработке и воспроизводству водных биологических ресурсов осуществляют около 100 предприятий.

Морские порты -- Охотск, Аян, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань. Ванино является крупнейшим морским портом края. К портопунктам относятся посёлки -- Охотск, Лазарев, Де-Кастри.

3) Пищевая промышленность

Включает в себя производящую и перерабатывающую промышленность. Крупнейшими производителями являются: ООО «Григ Чернобельского», ОАО «Переяславский молочный завод», ОАО «ДАКГОМЗ», ООО «Колос-пром», ОАО «Ликероводочный завод „Хабаровский“», ООО «Балтимор -- Амур», ОАО «Амурпиво», филиал ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“» -- «Балтика-Хабаровск». Производственный потенциал отрасли был значительно увеличен с вводом в эксплуатацию самого современного в восточной части России и Азиатско-Тихоокеанском регионе пивоваренного завода «Балтика-Хабаровск».

4) Черная и цветная металлургия

Основным металлургическим предприятием края является ОАО «Амурметалл» (г. Комсомольск-на-Амуре) -- единственный производитель черных металлов на Дальнем Востоке. Добычей драгоценных металлов занимается более двадцати предприятий, крупнейшими из которых являются «Артель старателей «Амур»» (входит в Группу компаний «Русская Платина»), ЗАО «Многовершинное».

5) Машиностроение и металлообработка

На предприятиях Хабаровского края создаются океанские и речные суда, самолёты, подъемно-транспортное оборудование, кабельные изделия, производится ремонт судов, строительной и автомобильной техники. Лидером отрасли считается «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» (КнААПО). ОАО «Амурский судостроительный завод» выполнял заказы по строительству модулей и модернизации морских нефтедобывающих платформ «Моликпак» и «Орлан», предназначенных для добычи нефти на шельфе Сахалина. Крупными машиностроительными предприятиями являются: ОАО «Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод», ОАО «Амурский кабельный завод»,ФГУП «Хабаровский судостроительный завод».

В крае созданы две зоны судостроения: «Кораблестроительная „Амур“» и «Судостроительная зона малого тоннажа „Хабаровск“».

6) Транспорт

Расстояние от Хабаровскa до Москвы по железной дороге -- 8533 км, по воздуху -- 6075 км.

а)Автомобильный

Автомобильный код региона -- 27 RUS.

Сеть автомобильных дорог сосредоточена в основном на юге Хабаровского края. Протяженность автомобильных трасс составляет 6000 км, из них 97 % -- дороги с твердым покрытием (2010).

Главные дороги:

* Федеральная магистраль -- М60 «Уссури» (Хабаровск -- Уссурийск -- Владивосток),

* Федеральная магистраль -- М58 «Амур» (Чита -- Невер -- Свободный -- Архара -- Биробиджан -- Хабаровск).

Территориальные дороги:

* Хабаровск -- Комсомольск-на-Амуре (Р454)

* Лидога -- Ванино

* Селихино -- Николаевск-на-Амуре

* Комсомольск-на-Амуре -- Берёзовый

* Берёзовый -- Амгунь -- Герби -- Сулук -- Солони -- Ургал.

Лесные дороги составляют 1560 км.

б)Железнодорожный

Протяженность сети железных дорог -- 2100 км. Основу её составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

Между материком и островом Сахалин действует паромная переправа Ванино -- Холмск.

Станция «Хабаровск-2» -- крупнейший железнодорожный узел на ДВЖД. Направления: южное (на Владивосток и Порт Восточный), западное (на Москву), северное (на Комсомольск-на-Амуре)

в)Авиационный

Крупнейший аэропорт в регионе -- Хабаровский, с которого осуществляются регулярные рейсы до Москвы, Владивостока, Южно-Сахалинска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Охотска и других населённых пунктов страны и края, а также регулярные авиарейсы в крупные международные хабы.

Имеются также действующие аэропорты в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Охотске, в Советской Гавани.

Местное воздушное сообщение обеспечивают краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания „Восток“».

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных судоходных путей составляет 2900 км.

Речной порт в Хабаровске -- крупнейший на Амуре. Другие крупные речные порты -- Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре.

Водный транспорт края представлен ОАО «Амурское речное пароходство», морскими и речными портами, судоремонтными верфями и агентскими фирмами. В настоящее время отрасль объединяет более 70 предприятий и организаций.

Морские порты -- Охотск, Аян, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань. Ванино является крупнейшим морским портом края. К портопунктам относятся посёлки -- Охотск,Лазарев, Де-Кастри.

Отходы производства и потребления

В крае развивается подотрасль переработки отходов. Освоена и осуществляется переработка шлаков металлургического производства, иловых осадков сточных вод, изношенных шин, полимеров и других видов отходов. Хабаровский край является единственной в регионе территорией, где созданы мощности по переработке ртутьсодержащих отходов.

По результатам обработанных и систематизированных данных, полученных от основных (крупных) отходообразующих предприятий и организаций, в 2011 году в Хабаровском крае образовалось 80,686 млн тонн отходов производства и потребления, в том числе: I класса опасности для окружающей среды -- 33,611 тонн, II класса -- 320,480 тонн, III класса -- 0,029 млн тонн; IV класса -- 1,620 млн тонн; V класса -- 79,037 млн тонн. Отходы V класса опасности составили 97,98 % , IV -- 2 %, на долю I, II III классов опасности приходится 0,02 %.

Наибольшее количество отходов 2011 году по данным отчетности образовалось в до бывающей промышленности (98 % от общего объема отходов, образующихся в крае). Оставшиеся 2 % представлены следующими отраслями: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесное хозяйство и металлургическое производство.

В 2011 году утверждена краевая целевая программа «Обращение с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года», продолжается работа по реабилитации экологически неблагополучных территорий края.

По числу жителей – 1608,2 тыс. человек на январь 1994 г. – край занимал второе место на Дальнем Востоке. Средняя плотность населения 2 человека на 1 км 2 по переписи 1989 г., а на 1000 мужчин приходится 999 женщин.

Трудоспособное население составляет 63 % жителей. На территории края проживает более 21 % населения дальневосточного экономического региона, здесь расположено 7 городов, 24 поселка городского типа и 484 сельских населенных пункта.

Из трудоспособного населения в промышленности, на транспорте и связи, в строительстве занято около 60 % , в сельском и лесном хозяйстве – 3,5 %, в торговле и общественном питании, в материально–техническом снабжении, в жилищно–коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании – 10,9 %, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, просвещении, культуре и искусстве, науке – 19,7 %.

Хабаровский край многонационален. В 1989 г. русские составляли 86,4 %, украинцы – 6,1 %, народы севера – 1,4 %, белорусы – 1,1 %, татары – 1,0 %. В крае проживают также мордва, евреи, ненцы, чуваши и другие национальности. Среди народов севера наиболее многочисленны нанайцы – свыше 10 000 человек, эвенки – около 4000, ульчи – около 3000, эвены – около 2000, нивхи – свыше 2000, удэгейцы – около 700 человек.

В крае создана многоотраслевая экономика, базирующаяся на использовании богатых и разнообразных природных ресурсов, значительного демографического потенциала, выгодного экономико–географического положения. Ее основу составляют экономика и транспорт. Хабаровский край располагает самым крупным на Дальнем Востоке разнообразным по отраслевому составу машиностроительным комплексом, в котором велика роль находящихся на высоком уровне оборонных отраслей – авиационной и судостроительной. Здесь получили развитие также электротехническое и энергетическое машиностроение, производство подъемно–транспортного оборудования и некоторые другие отрасли. C машиностроительным комплексом связана горная металлургия (производство стали и проката). В цветной металлургии доминируют добывающие производства: добыча оловянных полиметаллических руд, золота, платины. Действует завод по переработке алюминиевого лома. Создаются новые центры добычи драгоценных металлов в Охотском и Аяно–Майском районах.

В крае сформировался самый крупный в экономическом районе лесной комплекс, включающий лесное хозяйство, отрасли промышленности по заготовке и обработке древесины, ремонтно–механические предприятия, научные и проектно – конструкторские учреждения. На край приходится более 40 % дальневосточного экспорта лесоматериалов.

Значительное место в хозяйстве края занимает пищевая промышленность, представленная двумя группами отраслей. Одна из них использует преимущественно местное сырье – рыбное (имеет общегосударственное значение), в меньшей степени – масло жировая промышленность и молочная.


Другая работает на привозном сырье – мукомольная, крупяная, кондитерская, винодельческая, спирто–водочная промышленность, в большей степени – мясная. Главные центры пищевой промышленности – Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Охотск. Легкая промышленность представлена швейными фабриками Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска и Бикина. Хабаровск – единственный на Дальнем Востоке крупный центр химико–фармацевтической промышленности.

Топливно–энергетический комплекс включает нефтеперерабатывающую промышленность общерегионального значения, добычу угля, электроэнергетику. Основу электроэнергетики составляют несколько городских ТЭЦ и разветвленные сети ЛЭП, которые входят в состав ЕЭС юга Дальнего Востока. Особенностью топливно–энергетического комплекса является сильная зависимость его от поставок дальнепривозного топлива (более 80 % необходимого для электростанций угля завозится). Поэтому в последние годы большое внимание уделяется развитию угольной промышленности, в том числе и путем создания малых резервов, и газификации на базе сахалинского газа.

Основная задача сельского хозяйства края в условиях низкой обеспеченности его пахотными землями (0,07 га на 1 жителя – почти в 10 раз меньше, чем в среднем по стране) – удовлетворить потребности населения в молоке и овощах, картофеле и яйцах, свежем мясе.

Повсеместно развито охотничье хозяйство. По объему заготовки пушнины край занимает на Дальнем Востоке 2 место, уступая только республике Саха. В районах Охотского побережья оно сочетается с оленеводством, а в долине Амура – с рыболовством. Развивается охотничий туризм.

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной сети Дальневосточного экономического региона. Здесь получили развитие все основные виды транспорта. Ведущую роль среди них играет железнодорожный транспорт. Морской транспорт представлен Ванинским, Николаевским-на-Амуре и некоторыми более мелкими торговыми портами. Внутренние водные пути обслуживает Амурское речное пароходство, суда которого работают и на морских линиях. В последние годы большое внимание уделяется строительству автомобильных дорог. Создается магистраль федерального значения Чита – Хабаровск – Находка, уникальный железнодорожно–автомобильный мостовой переход через реку Амур у Хабаровска, строятся дороги Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре – Аян – Нелькан. Воздушный транспорт располагает одним из крупнейших в России Хабаровским международным аэропортом, действует развитая сеть местных авиалиний. В ближайшие годы должен получить дальнейшее развитие трубопроводный транспорт: предполагается проложить мощные газопроводы для транспортировки газа с о. Сахалин в Хабаровский край и дальше в Приморье и Еврейскую Автономную область. Важное место в экономике края занимают внешнеэкономические связи.

Промышленный комплекс

Промышленный комплекс составляет основу индустриального и инновационного развития Хабаровского края. На промышленных предприятиях создается высокотехнологичная конкурентоспособная продукция, формируется высококвалифицированный трудовой потенциал.

Значительную долю в промышленном комплексе занимают отрасли машиностроения и металлургического производства.

Основу промышленного производства составляют крупнейшие машиностроительные предприятия, включая оборонные, в области авиастроения и судостроения. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности.

Развитие авиастроительной отрасли в крае предусматривает сохранение и укрепление потенциала военного авиастроения, развитие программы гражданского авиастроения.

Базовые предприятия авиастроительного сектора - филиал ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" (далее - филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ"), Комсомольский-на-Амуре филиал АО "Гражданские самолеты Сухого" (далее - КнАФ АО "ГСС"). Предприятия входят в состав ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

Основу производственной военной программы филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ" составляет выпуск современной боевой авиационной техники для Министерства обороны Российской Федерации. Предприятие производит современные истребители Су-35С, а также реализует программу по созданию истребителя пятого поколения - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации "Т-50".

С 2011 года совместно с КнАФ АО "ГСС осуществляется освоение программы гражданского авиастроения по выпуску регионального самолета "Сухой Суперджет-100" (далее − SSJ-100).

С 2008 по 2017 годы КнАФ АО "ГСС" выпущено 150 самолетов SSJ-100, включая опытные образцы. В рамках государственной программы "Развитие авиастроительной техники" к 2025 году планируется довести выпуск самолетов до 334 единиц.

На авиастроительных предприятиях края осуществлена комплексная модернизация производства. Полный переход на цифровые методы проектирования, технологической подготовки производства позволяет обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность продукции.

Основными предприятиями судостроительной отрасли края являются ПАО "Амурский судостроительный завод" (далее - ПАО "АСЗ") и АО "Хабаровский судостроительный завод" (далее - АО "ХСЗ"). Предприятия входят в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация".

ПАО "АСЗ" является самым крупным на Дальнем Востоке судостроительным предприятием.

По своему техническому оснащению завод способен осуществлять строительство, ремонт и модернизацию кораблей и судов водоизмещением до 10 тыс. тонн.

В течение последних 40 лет завод специализировался на строительстве атомных и дизель - электрических подводных лодок, а также судов специального и гражданского назначения.

За время существования завода с учетом построенных гражданских судов сдано заказчикам около 300 единиц кораблей и судов.

В 2017 году ПАО "АСЗ" сдана дизель-электрическая подводная лодка "Комсомольск-на-Амуре" и Корвет "Совершенный" проекта 20380. Продолжается строительство еще 3-х Корветов данной серии.

Потенциал развития гражданских направлений предприятия высок и базируется на потребностях в продукции судостроения как традиционных отраслей специализации Дальнего Востока (рыбодобыча, лесопромышленный комплекс), так и новых развивающихся направлений. В настоящее время ПАО "АСЗ" осуществляется строительство двух судов снабжения для работы с полупогружными плавучими буровыми установками по заказу ООО "Газфлот".

В 2016 году заключен контракт с ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" на строительство двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов для линии "Ванино - Холмск (о. Сахалин)".

АО "ХСЗ" является одним из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока, специализируется на строительстве кораблей и судов военно-морского флота и судов разных классов гражданского назначения водоизмещением до 2 тыс. тонн. На сегодняшний день предприятие единственное на Дальнем Востоке способно выпускать суда из алюминиево-магниевых сплавов, а также суда с динамическими принципами поддержания.

В рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края" предприятие осуществляет строительство трех скоростных пассажирских судов на 100 мест проекта "А45-2" и судна на воздушной подушке на 50 посадочных мест. В июле 2016 года первое судно проекта "А45-2" "70 лет Победы" передано АО "Хабаровскводтранс" для организации пассажирских перевозок по р. Амур.

В 2016 году заключен контракт на строительство двух плавучих причалов по договору субподряда с ООО "Восточная верфь" для Минобороны России. Первый причал сдан заказчику в 2017 году.

В крае действуют предприятия по производству: патронов к стрелковому оружию, взрывчатых веществ и утилизации боеприпасов, ремонту авиационной техники, капитальному ремонту вооружения и военной техники номенклатуры ПВО и ВВС.

Федеральное казенное предприятие "Амурский патронный завод "Вымпел" (далее − ФКП "АПЗ "Вымпел") - одно из самых современных высокоавтоматизированных предприятий Российской Федерации, выпускающее на базе автоматических роторных и роторно-конвейерных патронных линий последнего поколения боевые и спортивно-охотничьи патроны различных калибров для внутреннего рынка и на экспорт.

В 2010 - 2013 гг. ФКП "АПЗ "Вымпел" совместно с ОАО "Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения" участвовало в разработке нового боевого патрона с улучшенными тактико-техническим характеристиками. С 2014 года осуществляется его серийное производство.

С 2013 года по настоящее время предприятие выполняет ГОЗ для Министерства обороны Российской Федерации по промышленной утилизации патронов стрелкового оружия.

АО "Дальневосточное производственное объединение "Восход" (далее - АО"ДВПО "Восход") специализируется на расснаряжении, утилизации боеприпасов и производстве промышленных взрывчатых веществ (далее - ПВВ): традиционные граммониты, аммониты различной специфики, прогрессивные эмульсионные взрывчатые вещества.

Кроме того, на базе АО "ДВПО "Восход" совместно с профильными научно-исследовательскими институтами проводится непрерывная работа по разработке, сертификации и дальнейшему производству новых видов ПВВ, более эффективных, экологичных, с замещением дефицитных компонентов на более доступные.

Акционерное общество "Хабаровский радиотехнический завод" специализируется на ремонте средств противовоздушной обороны.

Предприятием осуществляется ремонт зенитных ракетных комплексов для зенитных ракетных войск противовоздушной обороны, радиолокационных станций для радиотехнических войск противовоздушной обороны, комплексов средств автоматизации подразделений радиотехнических войск.

АО "179 судоремонтный завод" входит в состав АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" и является одним из старейших судоремонтных предприятий Дальнего Востока. Основными направлениями производственной деятельности завода являются: капитальный ремонт дизелей типа М50, M500, Д6 и Д12, доковый ремонт и сервисное обслуживание кораблей в рамках исполнения ГОЗ. Основными заказчикам являются Тихоокеанский флот и Минобороны России.

Предприятие специализируется на выполнении капитального ремонта вертолётов Ми-8 и Ми-24 всех модификаций, двигателей ТВ3-117, вспомогательных силовых установок Аи-9 и Аи-9В, блоков и агрегатов авиационной техники. Доля военной продукции в общем объеме производства составляет свыше 85 %.

Выгодное географическое положение АО "12 АРЗ", техническая оснащенность, высококвалифицированный кадровый состав позволяют заводу до настоящего времени обеспечивать своевременный и качественный ремонт вертолётной техники, в том числе дислоцированной в Восточном военном округе.

В целях сохранения авиаремонтного производства Правительством Хабаровского края совместно с АО "Вертолеты России" ведется работа по организации производственной деятельности АО "Дальневосточный авиационный сервисный центр" на базе имущественного комплекса ОАО "12 Авиаремонтный завод" (центр по ремонту и обслуживанию вертолетной техники в Дальневосточном федеральном округе).

АО "Дальэнергомаш" специализируется на производстве и сервисном обслуживании компрессорного и энергетического оборудования, выпуске подъемно-транспортного и очистного оборудования для различных отраслей промышленности. На предприятии ежегодно осваивается и производится новая продукция, осуществляется стратегия расширения рынков сбыта.

Предприятие имеет собственный инженерный центр и постоянно работает над модернизацией выпускаемого оборудования, повышая его энергоэффективность и надежность.

АО "Дальэнергомаш" проведены организационно-правовые мероприятия по созданию на территории края машиностроительного холдинга. Объединение родственных предприятий позволило структурировать производственные мощности, исключить дублирование, обеспечить эффективную загрузку оборудования и снизить издержки производства.

Предприятие ООО "ТОРЭКС-ХАБАРОВСК"- единственный на Дальнем Востоке электрометаллургический комплекс, специализирующийся на производстве широкого сортамента продукции из лома черных металлов: сортовой заготовки, арматуры, катанки, проволоки и др.

В 2017 году единый имущественный комплекс ОАО "Амурметалл", находящийся в процедуре банкротства, приобретен ООО "ТОРЭКС-ХАБАРОВСК". И уже в июле 2017 года новым собственником выплавлена первая тонна стали.

На 2018 - 2019 гг. ООО "ТОРЭКС-ХАБАРОВСК" запланирована следующая работа по развитию металлургического производства:

Модернизации секций термоупрочнения для возможности контролируемой прокатки арматуры слиттинг процессом;

Модернизация сортового прокатного стана, в т.ч. модернизация нагревательной печи с увеличением ее производительности, линий упаковки прутков с установкой счетчика прутков, разделителя и необходимого количества вязальных машин, линии упаковки с обвязкой и прессованием бунтов.

Также, прорабатывается вопрос установки мини-доменной печи для производства жидкого чугуна, что позволит снизить производственные издержки и увеличить объем производства, а также получить качественно новый продукт за счет использования перворудного сырья.

ОАО "Дальхимфарм" - одно из крупнейших фармацевтических предприятий Дальнего Востока.

Завод выпускает свыше 150 наименований лекарственных средств, обеспечивает лечебные учреждения Хабаровского края лекарственными препаратами: инъекционные и инфузионные растворы, таблетки, суппозитории, драже, экстракты, сиропы, настойки, мази. В объеме выпуска почти 70,0 % составляют препараты госпитальной медицины.

Предприятие из года в год наращивает объемы выпуска продукции, производство лекарственных средств становится более механизированным, постоянно совершенствуются технологические процессы, проводится модернизация и техническое обновление производства.

В рамках поддержки и развития промышленного производства региона, в декабре 2017 года создан Фонд развития промышленности Хабаровского края. Предметом деятельности Фонда является предоставление предприятиям совместно с федеральным Фондом развития промышленности льготных займов на производство продукции гражданского назначения в соотношении 30% (краевой фонд) на 70% (федеральный фонд). Займы предоставляются в размере от 20 до 100 млн. руб. со ставкой 5% годовых на срок до 5 лет по проектам стоимостью от 40 млн. руб.

Министерство промышленности и транспорта края во взаимодействии с Минпромторгом России осуществляет подготовку ведомственного приоритетного проекта "Развитие промышленности в г. Комсомольске-на-Амуре", включающего в себя 47 мероприятий, рассчитанных на реализацию в период 2018 - 2025 г. и направленных на создание новых производств, увеличение загрузки производственных мощностей основных промышленных предприятий, увеличение количества новых и модернизированных рабочих мест, а так же среднемесячной заработной платы.

Автомобильные дороги

Протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет 3980,60 км, из которых:

1673,80 км с усовершенствованным покрытием.

2306,80 км с гравийно-щебеночным и грунтовым покрытием. Протяжённость автозимников составляет 248,70 км.

Функции государственного заказчика строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения возложены на краевое государственной казённое учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог".

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в Хабаровском крае составляет 12 километров на 1000 кв. км территории, при среднем показателе по России 62 километр.

Общая протяжённость автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований, составляет 5 954 км.

По территории края проходят автодороги общего пользования федерального значения общей протяжённостью 454,4 км, в том числе:

Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток км 12 - км 240. Протяжённость автодороги отвечающей нормативным требованиям - 49,1 км;

Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-375 "Восток" Хабаровск -Находка км 5 - км 209+300. Протяжённость автодороги отвечающей нормативным требованиям - 23,2 км;

Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск км 2160- км 2165 (автодорожный мост через р. Амур у г. Хабаровска с автодорожными подходами). На всём протяжении отвечает нормативным требованиям.

Указанные участки автодорог находятся на балансе федерального казённого учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток". Данное учреждение обеспечивает содержание и ремонт закреплённых автодорог.

Заказчиком на выполнение работ по строительству и реконструкции участков федеральных автодорог определено федеральное казённое учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства".

Основные подрядные работы на объектах дорожного хозяйства выполняют Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие "Крайдорпредприятие", ОАО "Дальстроймеханизация", ОАО "Дальмостострой", ОАО "Передвижная механизированная колонна № 83", и целый ряд других организаций, задействованных в дорожном комплексе Хабаровского края.

Крупнейшими автомобильными дорогами регионального значения являются строящиеся автомобильные дороги:

- "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре", обеспечивает выход сети российских автодорог к крупнейшим административным центрам края г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре, а также к портам Хабаровского края Ванино и Советская Гавань. В 2017 году завершено строительство этой трассы общей протяженностью 319 километров;

- "Селихино - Николаевск-на-Амуре", которая проходит по территории трех районов и является единственной наземной транспортной связью столицы края и Комсомольска-на-Амуре с населенными пунктами в нижнем течении р. Амур, морскими портами Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре;

- "Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын", которая обеспечит связь краевого центра и г.Комсомольска-на-Амуре с муниципальными центрами Верхнебуреинского района и района им.Полины Осипенко.

С 01 января 2012 г. создан дорожный фонд Хабаровского края. Основным целевым назначение дорожного фонда является строительство (реконструкция), ремонт и содержание действующей сети автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения края в состоянии, обеспечивающем сохранность автомобильных дорог и безопасность дорожного движения.

Автомобильный транспорт

Автомобильный и городской пассажирский транспорт Хабаровского края - это более 1,5 тыс. владельцев грузового автотранспорта различной формы собственности, занимающихся перевозками грузов транспортом общего пользования. Пассажирскими перевозками в крае на регулярной основе занимаются 145 автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, 2 предприятия городского электрического транспорта. На территории края зарегистрировано более 40,0 тыс. единиц грузового и более 6,0 тыс. единиц пассажирского автотранспорта. Из них около 1 400 автобусов задействованы на регулярных перевозках пассажиров транспортом общего пользования. Число работающих в сфере пассажирских перевозок в крае насчитывает более 3,0 тыс. человек, а в целом в автотранспортном комплексе края, с учетом грузового автотранспорта, вспомогательных организаций, обеспечивающих основную деятельность транспорта общего пользования, трудится около 10,0 тыс. человек.

Маршрутная сеть пассажирских перевозок Хабаровского края состоит из 281 автобусного (125 городских, 116 пригородных, из них 20 сезонных дачных, 40 междугородных), 7 трамвайных, 4 троллейбусных маршрутов.

Межмуниципальные регулярные перевозки пассажиров в крае осуществляются по 91 маршруту, в том числе 56 пригородным и 35 междугородным. Перевозка пассажиров по межмуниципальным маршрутам обеспечивается 20 транспортными предприятиями, которые ежедневно выпускают на линию более 240 автобусов.

По итогам 2017 года автомобильным транспортом края перевезено 69,73 млн. тонн грузов, грузооборот превысил 846 млн. тонно-километров. Перевезено пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом более 105 млн. человек, пассажирооборот составил более 1109 млн. пассажиро-километров. Регулярность движения транспорта на автобусных маршрутах в межмуниципальном сообщении составила 97,3 % при заданной 95 %.

Одним из перспективных направлений развития автомобильного транспорта, позволяющим сокращать производственные затраты, повышать привлекательность перевозочной деятельности для предпринимательства, а также, снижать негативное влияние транспорта на экологию, является перевод транспортных средств на газомоторное топливо.

В настоящее время на территории края продолжается работа в данном направлении. В 2017 году транспортными предприятиями г. Хабаровска и администрацией города приобретено 15 газомоторных автобусов отечественного производства (НефАЗ и ВолгоБас), которые эксплуатируются на муниципальных маршрутах. Всего же в настоящее время на маршрутах регулярных перевозок г. Хабаровска эксплуатируется 45 газомоторных автобусов. В 2018 году запланировано дальнейшее увеличение парка газомоторных транспортных средств на 30 единиц. На указанные цели в бюджете г. Хабаровска запланированы средства более 71 млн. рублей.

Активно ведущееся в крае дорожное строительство предоставляет для автотранспортников широкие перспективы развития маршрутной сети перевозок. Сдача в эксплуатацию "Автомобильной дороги г. Хабаровск - с.Лидога - р.п. Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре" позволяет значительно увеличить объёмы перевозок грузов в порты Тихоокеанского побережья края и на остров Сахалин, а также открыть регулярное автобусное движение по данной дороге и расширить возможности транспортного сообщения для населения, проживающего в указанном регионе.

В 2018 году проводится работа по открытию регулярных пассажирских перевозок из г.г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в п. Ванино и г. Советская Гавань. Уже установлены соответствующие междугородные маршруты, ведется подготовка к проведению открытого конкурса по выбору перевозчиков.

Одной из основных задач по организации транспортного обслуживания жителей края, стоит задача организации сезонных (дачных) перевозок по маршрутам пригородного сообщения в пригородной зоне г.г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. На решение данной задачи в бюджете Хабаровского края предусмотрены средства более 52 млн. рублей.

Состояние и развитие водных перевозок в Хабаровском крае

В Хабаровском крае регулярные пассажирские перевозки на речном транспорте осуществляют ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" и ООО "КомПасс".

ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" работает на трех городских и трех краевых маршрутах у г. Хабаровска на теплоходах "Москва" и "Москвич", и на скоростной линии Хабаровск - Победа на теплоходе "Заря", а также на 2 пригородных маршрутах у г. Николаевска-на-Амуре на теплоходе "Ом-5".

ООО "КомПасс" работает на двух пригородных маршрутах из Комсомольска-на-Амуре в Пивань и Нижние Халбы на теплоходе "ОМ-8", на скоростной линии Комсомольск-на-Амуре - Николаевск-на-Амуре на двух теплоходах "Метеор".

В 2017 году с целью обеспечения безубыточности перевозок с предприятиями заключались договоры на выполнение перевозок на краевых субсидируемых маршрутах, соглашения о предоставлении субсидий из краевого бюджета для возмещения части затрат на эксплуатацию флота.

Согласно федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация и субсидирование речных перевозок в границах г. Хабаровска относятся к полномочиям администрации городского округа "Город Хабаровск".

Средний возраст судов, работающих на внутри муниципальных линиях составляет 25 лет.

В целях обновления речного флота в 2016 году в рамках Государственной программы "Развитие транспортной системы Хабаровского края" на АО "Хабаровский судостроительный завод" по договору финансовой аренды (лизинга) с ЗАО "Гознак-лизинг" достроено и в 2017 году введено в эксплуатацию АО "Хабаровскводтранс" скоростное пассажирское судно глиссирующего типа А45-2 "70 лет Победы" на 100 человек, которое перевозило туристов на международной линии Хабаровск - Фуюань.

В настоящее время на заводе идет достройка еще двух судов данного класса и судна на воздушной подушке проекта СВП-50 пассажировместимостью 50 человек с плановыми сроками ввода в эксплуатацию соответственно в 2019 и 2018 годах.

Данные суда предназначены для удовлетворения потребностей в транспортном обслуживании протяженных межмуниципальных маршрутов.

Протяжённость внутренних водных путей составляет 1 830 км с гарантированными габаритами судовых ходов на водных путях Амурского бассейна Хабаровского края.

Речным транспортом в навигацию 2017 года перевезено 360 тыс. пассажиров.

В Хабаровском крае насчитывается 6 морских портов: Охотск, Николаевск-на-Амуре, мыс Лазарев, Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, из них порт мыс Лазарев не функционирует с 2009 года.

Основными морскими портовыми районами являются Ванинский и Де-Кастри. Их совместная доля от всей переработки морских грузов в крае в 2017 году составила 98%, в том числе Ванино - 69,3%, Де-Кастри - 28,7%.

В крае действует один речной порт - ОАО "Хабаровский речной торговый порт". Кроме переработки грузов, порт производит добычу песка и песчано-гравийной смеси. Имеет в собственности морской и речной флот.

Состояние и развитие авиаперевозок в Хабаровском крае

Авиаперевозки в Хабаровском крае выполняются на 14 социально значимых маршрутах.

Краевая авиакомпания "Хабаровские авиалинии" осуществляет регулярные рейсы на самолётах Ан-24 и Л-410 из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, Охотск, Комсомольск-на-Амуре, Нелькан, Советскую Гавань, Богородское, Аян, Чумикан, Херпучи и Чегдомын.

Авиакомпания "Восток" выполняет полёты на вертолёте Ми-8 из Николаевска-на-Амуре в Тугур, Тором, Чумикан, Удское, а также
из Хабаровска в Новокуровку и Победу в периоды распутицы в апреле
и ноябре.

Для организации регулярного воздушного сообщения и обеспечения его доступности для населения Правительство края осуществляет субсидирование авиаперевозок из краевого бюджета.

За 2017 год на регулярных рейсах перевезено 64 695 пассажиров, 106,4% по сравнению с 2016 годом, 547 320 кг почты и груза, что составило 101,4% к показателю 2016 года, сумма субсидии составила 390,1 млн. рублей.

В 2017 году организованы рейсы по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Аян - Нелькан 2 раза в месяц по второму и третьему понедельникам.

По обращениям глав муниципальных районов в 2017 году
КГУП "Хабаровские авиалинии" организовано 18 дополнительных рейсов (6 рейсов в Охотск, 5 рейсов в Чумикан, 3 рейса в Николаевск-на-Амуре, 2 рейса в Аян, 2 рейса в Советскую Гавань).

Министерством в декабре 2017 года решен вопрос базирования отдельного вертолета Ми-8 АО "Авиакомпания "Восток" в аэропорту Николаевск-на-Амуре для выполнения рейсов по маршруту Николаевск-на-Амуре - Тугур - Чумикан - Тором - Удское. Это позволило исключить задержки рейсов в случаях выполнения полетов санитарной авиации. Также проведена работа по открытию предварительной продажи авиабилетов, размещения и питания пассажиров в случае задержки рейсов. Кроме того, в июле и августе текущего года запланированы 2 дополнительных рейса по данному маршруту для удовлетворения спроса.

В декабре 2017 года закуплено новое воздушное судно L-410 UVP-E20.

Рассматривается возможность замены устаревших самолетов Ан-24,
Ан-26 на Ил-114-300 (3 единицы), начало серийного производства которых намечено на 2022 год.

Министерством оказано содействие АО "Авиакомпания "Восток" по заключению контракта на поставку воздушного судна Ми-8, оборудованного санитарным модулем. Вертолет поступил в авиакомпанию 28 декабря 2017 года, с 01 января 2018 года находится на дежурстве для выполнения полетов по оказанию экстренной медицинской помощи.

По поручению Губернатора в 2017 году министерством промышленности и транспорта края совместно с КГУП "Хабаровские авиалинии" и акционерным обществом "Ургалуголь" проведена работа по организации полетов в рабочий посёлок Чегдомын. Произведён ремонт грунтовой взлетно-посадочной полосы, построено здание аэровокзала и две вертолетные посадочные площадки.

Состояние и развитие железнодорожных перевозок в Хабаровском крае

По территории края пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем сообщении обеспечивает Дальневосточный филиал акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" и в пригородном сообщении - акционерное общество "Экспресс Приморья" (протяженность железных дорог в крае составляет 2150 км, в пригородном сообщении - 177 км.).

Наиболее востребованными направлениями из Хабаровска являются Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Владивосток, Благовещенск, Чегдомын. В пригородном сообщении перевозки осуществляются круглогодично до станций Волочаевка-1, Вяземская и Хор, а в дачный сезон дополнительно вводятся электропоезда до станций Николаевка и Кругликово.

В 2017 году железнодорожным транспортом перевезено 4,6 млн. пассажиров или 99 % к уровню 2016 года. (в том числе в дальнем сообщении 3,7 млн. человек или 101 % к уровню 2016 года и в пригородном сообщении 974 тыс. человек или 92 % к предыдущему году (1,0 млн. человек).

Снижение показателей связано с повышением тарифа на пригородное сообщение в 2017 году на 5,4 % (с 24 до 25,3 рублей за 10 пасс-км), а также по причине роста числа граждан, владеющих личным автотранспортом.

В 2017 году перевозчику перечислена субсидия из краевого бюджета в сумме 70,4 млн. рублей, которая при установленном тарифе для населения 25,3 рублей за 10 пасс-км и объеме вагонокилометровой работы в размере 1,716 млн. ваг-км позволила обеспечить потребности населения края в пригородном железнодорожном сообщении и безубыточность перевозок. В 2016 году субсидия составила 65,56 млн. рублей.

В 2018 году схема курсирования пригородных поездов сохранена, с перевозчиком заключен договор и соглашение, тариф сохранен на уровне прошлого года. (субсидия из краевого бюджета составляет 75,49 млн. рублей с тарифом для населения 25,3 рублей за 10 пасс-км).

Во исполнение п. 17 раздела I долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, совместно с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" утвержден план по обновлению пассажирского подвижного состава поездов, курсирующих в направлении г. Комсомольска-на-Амуре.

Согласно плану перевозчиком в период с 2018 по 2020 годы планируется осуществить замену 46 выбывающих по сроку службы вагонов, из них в 2018 году - 16 вагонов.

В рамках выполнения данного пункта в текущем году из Тверского вагоностроительного завода поступили 10 новых улучшенных плацкартных вагонов, которые введены в эксплуатацию в составе поезда № 667/668 Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре с 03.02.2017.

Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.

Инвестиционный проект утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 2116-р. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2017 № 2958-р внесены изменения в части продления сроков реализации инвестиционного проекта - c 2017 по 2019 годы.

Целью проекта является развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение пропускной и провозной способностей Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, развитие сортировочных, предпортовых и припортовых станций и пограничных переходов Дальнего Востока, реконструкция и модернизация верхнего строения пути и искусственных сооружений, строительство технологического жилья.

В соответствии с паспортом проекта провозная способность железной дороги на различных участках увеличится от 1,3 до 2,5 раз по сравнению с уровнем 2012 года, в том числе на участке Комсомольск-Сортировочный - Ванино должна увеличиться в 2 раза и составить 37,1 млн. тонн грузов в 2019 году.

В рамках проекта с 2008 по 2016 годы ОАО "РЖД" при поддержке Инвестиционного фонда Российской Федерации проведена реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. За данный период профинансировано и освоено 56,6 млрд. рублей, из них средства Инвестиционного фонда 17,3 млрд. рублей, средства ОАО "РЖД" - 39,3 млрд. рублей.

Выполнены реконструкция и строительство 16 разъездов, 23 станций, построены двухпутные вставки на перегонах Пивань - Кумте, Гурское - Почепта, Кото - Джигдаси, Джигдаси - Кенада, вторые пути на перегонах Новый Кузнецовский - Западный портал, Имбо - Усть-Орочи, Кун - Пони, Оунэ - Косграмбо. В 2012 году с опережением графика строительства завершено сооружение и сдан в постоянную эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель вместо запланированного ввода в 2013 году.

В границах Хабаровского края инвестиционной программой ОАО "РЖД" в 2017 году было освоено 15,0 млрд. рублей. Из них на развитие железнодорожной инфраструктуры Комсомольского региона вложено 13,48 млрд. рублей. Проведены работы по реконструкции 8 станций (Акур, Селихин, Подали, Эльбан, Мылки, Менгон, Хуту, Разъезд 303 км.), строительство 2 пути и 2 двухпутных вставок (Эворон - Мони, Кото - Джигдаси, Эльдиган - Тудур), строительство 4 станций и разъездов (Алкан, Гвоздевский, Дидон, Галицкий).

Осуществлено строительство пункта технического обслуживания локомотивов по станции Комсомольск-Сортировочный. Оснащенный современным технологическим оборудованием комплекс, позволит повысить надежность и эффективность использования локомотивного парка, обеспечить безопасность перевозочного процесса.

Реализация проекта позволила увеличить провозную способность БАМ на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань с 8,1 млн. тонн грузов в год в 2008 году до 33,6 млн. тонн в настоящее время.

В 2018 году в инвестиционной программе ОАО "РЖД" на развитие железнодорожной инфраструктуры в границах края предусмотрено - 21,48 млрд. рублей, продолжаются работы по реконструкции станций и разъездов, строительству вторых путей и двухпутных вставок на перегонах.

Дополнительная информация

Территория

Территория края, вытянутая вдоль побережья Охотского моря на многие сотни километров, по транспортной доступности, уровню освоенности и характеру расселения четко разделяется на три зоны, значительно различающиеся по природным условиям.

В наиболее освоенной и густонаселенной южной зоне роль каркаса выполняет Транссибирская железнодорожная магистраль. Здесь концентрируется более 60 процентов населения Хабаровского края.

Физико-географические условия на большей части края неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, заселение территории было в основном индустриальным, поэтому процессы урбанизации начались давно.

В административно-территориальном отношении Хабаровский край делится на 17 муниципальных районов.

Населенные пункты

В крае - семь городов (шесть - краевого и один - районного подчинения), 24 поселка городского типа, 457 сельских населенных пунктов.

Ядро этой зоны - Хабаровск, где живет половина городского населения края. Второй крупный город - Комсомольск-на-Амуре. Он расположен в срединной зоне, где распространены также небольшие селения золотодобытчиков и временные поселки леспромхозов. Север края - это территория очагового освоения, здесь основную часть населенных пунктов составляют поселения старателей-сезонников и рыбацкие поселки на побережье Охотского моря.

Национальный состав населения

В национальном составе Хабаровского края преобладают русские. Коренное население представлено малочисленными народами Севера. Это нанайцы, нивхи, эвенки, ульчи, эвены, орочи, удэгейцы, негидальцы. Доля коренных народов в северных районах составляет от 20 до 50 процентов.

Социальный срез

Социальные преимущества Хабаровского края заключаются в том, что это достаточно освоенный и индустриально развитый регион Дальнего Востока. Он пережил сильнейший промышленный спад и разрыв хозяйственных связей с западными районами России, но адаптировался к новым экспортным возможностям не только сырьевых отраслей, но и отдельных предприятий военно-промышленного комплекса. Это позволило повысить доходы населения и значительно снизить безработицу, уменьшить миграционный отток. Край имеет развитую систему профессионального образования, его столица - ведущий центр высшей школы на Дальнем Востоке.

К социальным проблемам относятся:

Концентрация экономики в двух крупнейших городах;

Социально-экономическая поляризация между этими центрами и периферией;

Обезлюдение северных районов и "сжатие" освоенного пространства из-за миграционного оттока;

Старение населения и рост естественной убыли;

Плохое состояние здоровья дальневосточников и низкая продолжительность жизни, особенно мужчин.

  • Районы края
  • 1. Амурский муниципальный район
  • 2. Аяно-Майский муниципальный район
  • 3. Бикинский муниципальный район
  • 4. Ванинский муниципальный район
  • 5. Верхнебуреинский муниципальный район
  • 6. Вяземский муниципальный район
  • 7. Комсомольский муниципальный район
  • 8. Нанайский муниципальный район
  • 9. Николаевский муниципальный район
  • 10. Охотский муниципальный район
  • 11. Муниципальный район имени Лазо
  • 12. Муниципальный район имени Полины Осипенко
  • 13. Советско-гаванский муниципальный район
  • 14. Солнечный муниципальный район
  • 15. Тугуро-чумиканский муниципальный район
  • 16. Ульчский муниципальный район
  • 17. Хабаровский муниципальный район

Верхнебуреинский муниципальный район

Расположен в западной части Хабаровского края. Площадь - 63,6 тысячи кв. км. Население - 31,1 тысячи человек. Административный центр - поселок Чегдомын.

Важнейшими природными ресурсами района являются лесные: площадь земель лесного фонда - 6,3 миллиона га, запасы древесины - 552,8 миллиона кубометров. На территории открыто и разведано 241 месторождение и проявление полезных ископаемых (свинца, цинка, меди, молибдена, вольфрама), три рудно-россыпных узла золота. Ведущее место принадлежит углю: прогнозные ресурсы Буреинского каменноугольного бассейна оцениваются в 9,6 миллиарда тонн. Район перспективен на выявление нефти и газа. Разведанных запасов олова достаточно для работы горнодобывающего предприятия в течение 50 лет.

Основные отрасли хозяйства: угольная, горнодобывающая, лесная и лесоперерабатывающая, железнодорожный транспорт. Крупнейшие предприятия района: ОАО "Ургалуголь" (годовая мощность шахты "Ургальская" - 1,7 млн тонн), ООО "Востоколово". В Верхнебуреинском районе развивается экстремальный туризм с лицензионной охотой на медведей, изюбрей, лосей. Сейчас по инициативе компании "СУЭК" и фонда "Новая Евразия" разрабатывается программа "Чегдомын плюс". Цель - превращение рабочего поселка в перспективный современный город.

Бикинский муниципальный район

Расположен на крайнем юге Хабаровского края. Площадь - 2,5 тысячи кв. км. Население - 27,5 тысячи человек. Административный центр - город Бикин. Через город проходит Транссибирская магистраль.

Большую часть территории района занимают горные отроги Сихотэ-Алиня. Имеются месторождения подземных вод, огнеупорных глин, строительных материалов. Растительный мир района уникален тем, что здесь сохранились представители третичной эпохи (семейство аралиевых), а также большим разнообразием эндемиков Дальнего Востока.

По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием Бикинский район занимает одно из первых мест в Хабаровском крае. Основные отрасли хозяйства: лесная и деревообрабатывающая, пищевая, легкая промышленность, топливно-энергетическая. В числе крупнейших предприятий - ГП "41-й лесопромышленный комбинат", ОАО "Бикинский лесной комплекс", ООО "БАСК-Инфо", КГУСП "Лермонтовское", ООО "Факел" (швейное производство).

В Бикинском районе функционирует единственный в Хабаровском крае таможенный переход на границе с КНР "Покровка - Жаохэ" пропускной способностью 100 автомобилей и 300 человек в сутки.

Муниципальный район имени Лазо

Расположен в южной части Хабаровского края. Площадь - 31,8 тысячи кв. км. Население - 49,6 тысячи человек. Административный центр - рабочий поселок Переяславка.

В районе открыты месторождения золота, кирпичных и тугоплавких глин, угля, кварцевых песков, базальта, песчано-гравийных материалов, минеральных вод, торфа.

Через территорию района проходят Транссибирская железнодорожная магистраль (50 км) и автомагистраль федерального значения Хабаровск - Владивосток.

Основные отрасли хозяйства: лесная, пищевая, сельское хозяйство, золотодобыча. Крупнейшие предприятия: по заготовке и переработке леса - ООО "Римбунан Хиджау Интернешнл", ОАО "Исток", ООО "Рос ДВ", ООО НО "Чуин", ООО "Фитонцид", пищевые - ЗАО "Переяславский молочный завод", ОАО "Мухенхлеб"; сельскохозяйственные - КГУСП "Лазовское", КГУСП "Полетненское", КГУСП "Хорское", КГУСП "Киинское", ООО "ЛазоМолАгро"; золотодобывающее - ООО "Рос ДВ".

В поселке Хор ведется строительство завода по производству плит MDF/THDF: срок сдачи первой очереди - 2009 год, второй - 2011-2012 годы.

В районе им. Лазо расположен Центр реабилитации диких животных "Утес". Создана охраняемая природная территория площадью 363 тысячи гектаров.

Комсомольский муниципальный район

Расположен в центральной части края, приравнен к районам Крайнего Севера. Площадь - 25,2 тысячи кв. км. Население - 31,8 тысячи человек. Город Комсомольск-на-Амуре не входит в состав района.

По характеру рельефа территория района делится на две части - низменные места поймы реки Амур и возвышенности, подступающие к берегам Амура.

Общая площадь государственного лесфонда в районе - 2,3 миллиона гектаров. Запасы древесины оцениваются в 210,6 миллиона кубометров. Имеются месторождения строительных материалов, угля, торфа, золота, минеральных красок, гранитов.

Базовая отрасль экономики - лесная (доля в объеме промышленного производства района - 85 процентов). Ведущие предприятия - ЗАО "Шелеховский КЛПХ", ООО "Тапир", ООО "Комсомольский КЛПХ". Кроме того, ведется добыча и переработка рыбы, добыча золота. Сельхозпроизводством заняты КГУСП "Комсомольское", 54 фермерских хозяйства. Охотохозяйственную деятельность осуществляют: ООО "Промысловик", ООО "Курга" и общество охотников и рыболовов.

В селе Хурба находится Комсомольский-на-Амуре аэропорт.

На территории Комсомольского района располагаются шесть памятников природы, в том числе озеро Хумми и карстовая пещера Кокдзяму.

Амурский муниципальный район

Расположен в центральной части Хабаровского края. Площадь - 16,4 тысячи кв. км. Население - 71,2 тысячи человек. Административный центр - город Амурск.

Основная часть территории района расположена в пределах заболоченной Средне-Амурской равнины (70 процентов) и прилегающих к ней горных массивов, которые занимают около 30 процентов территории. Основная водная артерия - река Амур.

На территории района находится Болоньский государственный природный заповедник международного значения, где обитают более 150 видов птиц, из которых 33 внесены в Красную книгу. Уникален водно-болотный комплекс заповедника.

В пределах Амурского района известны месторождения бурого угля, торфа, глин, залежи песчано-гравийных смесей, известняков, фосфоритов, рудопроявления золота, олова, вольфрама, свинца, марганца и родонита.

Основные отрасли хозяйства района: энергетическая, оборонная, машиностроительная, лесоперерабатывающая и пищевая. В числе крупнейших предприятий - Амурская ТЭЦ-1, Амурский патронный завод "Вымпел", ФГУП ДВПО "Восход", Амурский деревообрабатывающий комбинат и ООО "Амуркамень".

В Амурске действует Ботанический сад с оранжереей и лесопитомником.

Ванинский муниципальный район

Расположен на востоке Хабаровского края, на берегу Татарского пролива. Площадь - 25,7 тысячи кв. км. Население - 41,0 тысячи человек. Административный центр - рабочий поселок Ванино.

Площадь лесов в районе - 2,5 миллиона га, запасы древесины оцениваются в 224,8 миллиона кубометров.

Порт Ванино, расположенный на берегу глубоководной бухты, является восточными морскими воротами страны: здесь действуют паромная переправа между материком и островом Сахалин. Порт является составной частью Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла. В бухте Мучке построен балкерный терминал мощностью 12 миллионов тонн угля в год.

Основные отрасли хозяйства района: транспорт, лесная, рыбная, связь. В числе ведущих предприятий: ОАО "Ванинский морской торговый порт", ЗАО "Трансбункер", ОАО "Ванинолесэкспорт", ЗАО "Форист Старма", СП "Аркаим", рыболовецкий колхоз "50 лет Октября", ФГУП "Росморпорт", ФГУ "АМП", национальные общины "НКХ", "Север", "Ороч".Среди достопримечательностей района - лежбище ластоногих и каменная роща. В Ванинском районе находится национальный природный парк "Теплый ключ" с курортом местного значения (минерально-подземные воды).

Города-побратимы Ванино - Исикари (Япония) и Есу (Южная Корея).

Советско-Гаванский муниципальный район

Расположен на южном берегу глубоководного залива Советская Гавань, удобного для захода судов с любой осадкой. Отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Площадь - 15,6 тысячи кв. км. Население - 45,5 тысячи человек. Административный центр - город Советская Гавань.

Район входит в Ванино-Советско-Гаванский промышленно-транспортный узел. Основные отрасли хозяйства: рыбная, лесная и деревообрабатывающая, транспортная. Ведущими предприятиями района являются: рыбодобывающие и рыбообрабатывающие - ООО "Восточная производственная компания", рыбоцех "Посейдон", ООО "Юго-Восток", ООО "ДВ Рыбак", РК "Простор", ООО "Востокрыбпром", ООО "Поллукс", рыборазводный завод ООО "Комета"; лесоперерабатывающие - ООО "Ванино-Тайрику", СП "Совгаванский ЛПК", ООО "Фарт", ООО "Гермес ЛТД"; строительное - ООО "ПСП "Завод железобетонных изделий"; судоремонтное - ООО "Первый судоремонтный завод"; транспортные - ООО СП "Совгаваньпорт", ЗАО "Гаваньбункер".

В июне 2008 года принято решение о создании в заливе Советская Гавань морской портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).На территории района организован государственный заповедник "Ботчинский" для сохранения популяции уссурийского тигра.

Николаевский муниципальный район

Расположен на северо-востоке Хабаровского края. Площадь - 17,2 тысячи кв. км. Население - 38,4 тысячи человек. Административный центр - город Николаевск-на-Амуре, основанный в 1850 году. В районе учтено 44 месторождения россыпного золота и два месторождения рудного золота. Есть проявления алунитов, аметиста, фарфорового камня, крупные залежи цеолитов, запасы сапропеля, буроугольное месторождение. Отмечены перспективные для поиска нефти и газа впадины.

Хозяйственная специализация района во многом определяется водно-биологическими ресурсами реки Амур, его лимана и Татарского пролива. Основные отрасли: добыча цветных металлов, строительство, энергетика, заготовка и переработка древесины, добыча и переработка рыбы. Крупнейшие предприятия - ЗАО "Многовершинное" (занимает по объемам добытого золота третье место в России и второе - в Хабаровском крае), ЗАО "Николаевская-на-Амуре РЭБ флота", ООО "Нижнеамурская горная компания", артель старателей "Заря", ЗАО "Форпост".

На территории района созданы заказники - охотничий "Приозерный" и рыбохозяйственный на реке Ул, имеется восемь особо охраняемых природных территорий, в том числе птичьи базары и лежбища ластоногих. Памятником истории является Чныррахская крепость, построенная в1855 году.

Охотский муниципальный район

Расположен вдоль северного и северо-западного побережья Охотского моря. Площадь - 159,0 тысячи кв. км. Население - 10,4 тысячи человек, из них 1,4 тысячи - представители коренных малочисленных народов Севера. Административный центр - поселок Охотск, основанный в 1647 году, колыбель Тихоокеанского флота. Охотский район лежит в лесотундровой зоне. Рельеф района - система горных хребтов и отрогов. Реки несудоходны.

Фауна северной части Охотского моря насчитывает 123 вида рыб. Промысловое значение имеют: лососевые, сельдь, палтус, треска, навага, минтай, мойва, креветки, крабы. Недра богаты полезными ископаемыми: золото-серебряные руды (месторождения "Хаканджинское", "Юрьевское"), россыпное золото, бурый уголь. Добычу угля на разрезе "Мареканский" ведет ОАО "Ургалуголь". Выявлены месторождения полудрагоценных камней, поделочно-облицовочных пород (мареканит, сферолиты).

Основные отрасли хозяйства: золотодобывающая и рыбная. Ведущее предприятие по добыче драгоценных металлов - ОАО "Охотская горно-геологическая компания". Добычу рыбы ведут рыболовецкие колхозы им. Ленина и им. Вострецова, артель "Иня", ООО "Дальпродуктсервис". На территории района находятся два рыбоводных завода. В 2007 году ими выпущено 7,7 миллиона штук молоди кеты.

Ульчский муниципальный район

Расположен в низовьях Амура, приравнен к районам Крайнего Севера. Площадь - 39,1 тысячи кв. км. Население - 22,4 тысячи человек. Административный центр - село Богородское.

Район располагает залежами золота, бурых углей, молибдена, пирита, строительных материалов, обнаружены железорудные проявления и вольфрамо-оловянные месторождения. У озера Кизи предполагаются крупные запасы нефти и газа. Имеются минеральные источники, на базе которых функционирует бальнеологический комплекс в селе Аннинские Минеральные Воды (с 1886 года).

Основные отрасли хозяйства района: лесная, золотодобывающая и рыбная. Доля лесной промышленности в выпуске товарной продукции - около 90 процентов. В районе 29 предприятий-лесозаготовителей, крупнейшие из них - ООО "Де-Кастрилес", ООО "Римбунан Хиджау ДВ", ООО "Киселевское". Добычу золота ведут четыре артели - "Чэатын", "Приморье", "Ульчская", "Альфа". Ловом занимаются три колхоза и более 20 национальных предприятий.

В районе есть заказник республиканского значения "Удыль", где гнездятся белоплечий орлан и гусь-сухонос. На Калиновском и Тырском утесах открыты древние петроглифы, на острове Сучу - средневековое городище.

Аяно-Майский муниципальный район

Расположен в северной части края на побережье Охотского моря. Площадь - 167,7 тысяч кв. км. Население - 2,8 тысячи человек, из них 1,3 тысячи - представители коренных малочисленных народов Севера. Административный центр - село Аян, основанное в 1844 году.

Леса занимают 75 процентов площади района. Запас древесины - 871,14 миллиона кубометров. На территории района открыты месторождения россыпного и рудного золота, залежи магнитного железняка, строительных материалов. Север Аяно-Майского района перспективен на выявление нефти.

Основные отрасли хозяйства района - горнодобывающая и рыбная. Ежегодно в районе добывается до 2500 килограммов золота и до 4500 - платины, вылавливается до 150 тонн рыбы лососевых пород, до 5 тысяч тонн нерестовой сельди, 150-200 тонн краба. В экономике национальных хозяйств ведущее место занимают оленеводство и пушной промысел. Крупнейшие предприятия района: артели старателей "Амур", "Восток", "Прибрежная", рыболовецкий колхоз "Восход", ООО "Оризон", ООО НПФ "Континент", ООО "Ламисайенс". Среди достопримечательностей района - Ингилийское кимберлитовое поле, Бокурский мезозойский щелочной вулкан, Ципандинская пещера со сталактитами. Здесь находится полюс холода Хабаровского края - Мар-Кюэль.

Вяземский муниципальный район

Расположен в южной части края. Площадь - 4,3 тысячи кв. км. Население - 25,3 тысячи человек. Административный центр - город Вяземский.

Восточную и юго-восточную части района занимают отроги Сихотэ-Алиня, западную и северо-западную - равнина с заболоченными понижениями. В районе находится 10 месторождений полезных ископаемых: семь - строительных материалов, одно - цветных камней и два - торфа.

Основные отрасли хозяйства - промышленность (деревообрабатывающая, пищевая, горнодобывающая, строительных материалов), сельское хозяйство, железнодорожный транспорт. Вяземский район входит в состав сельскохозяйственной зоны Хабаровского края, специализируется на производстве сои, зерна, картофеля, овощей, молочном животноводстве, пчеловодстве. Сейчас в селе Красицком ведется строительство современного животноводческого комплекса "Вяземские молочные фермы", рассчитанного на 3100 голов крупного рогатого скота. Ведущие предприятия района - Вяземский кирпичный завод, КГУСП "Котиково", ООО "Агро-Бизнес", ООО "Амурметалл-Ресурс", ООО "Вяземский молочный комбинат", ООО "Бриз".

Основные достопримечательности - петроглифы и городище у села Шереметьево, минеральный источник в поселке Шумный и Лотосовое озеро.

Муниципальный район имени Полины Осипенко

Расположен в бассейне реки Амгунь, приравнен к районам Крайнего Севера. Площадь - 34,6 тысячи кв. км. Население - 6,1 тысячи человек, в том числе 0,4 тысячи - коренные малочисленные народы Севера. Административный центр - село имени Полины Осипенко, основанное в 1870 году.

Около 68,8 процента территории района покрыто лесами, преимущественно хвойными (75 процентов). Запасы древесины - 280,4 миллиона кубометров. Полезные ископаемые: золото, цементное сырье, алуниты, вольфрам, торф, минеральные воды, сапропель.

Основные отрасли хозяйства: золотодобывающая, лесная, добыча и переработка рыбы, охотничий промысел, сбор недревесных продуктов леса. Ведущие предприятия: золотодобывающие - ПК АС "Прибрежная", ЗАО "Дальзолото"; геологоразведочные - ОАО "Дальневосточные ресурсы", ООО "Ресурсы Албазино"; лесозаготовительные - ООО "Ресурс", ООО "Кербирегионлес", ОАО "Интер Форрест", ООО "Среднеамгуньский леспромхоз", ЗАО "Лесной комплекс", ООО "Дальпромтех", ЗАО "Лесстройкомплекс"; охотничье-промысловые - Полины Осипенковский охотпромхоз, ООО "Кур Восток Урми", ООО "Охотник"; рыбодобывающий колхоз имени Кирова. В селе Херпучи и поселке Октябрьский расположены аэропорты местных авиалиний.

Солнечный муниципальный район

Расположен в центральной части Хабаровского края. Площадь - 31,1 тысячи кв. км. Население - 35,9 тысячи человек. Административный центр - рабочий поселок Солнечный.

Солнечный район относится к числу многолесных (лесами покрыто 78 процентов его территории), средний запас древесины - 120 м/га, преобладают хвойные породы деревьев. Имеются запасы оловянных и олово-полиметаллических руд (более 50 процентов российских запасов олова), разведаны месторождения известняков, туфа, базальта, тугоплавких и керамзитовых глин, бурого угля, минеральных вод.

Основные отрасли хозяйства района: лесная и горнодобывающая. Из 14 районов края, ведущих лесозаготовки, Солнечный занимает лидирующее место по всем основным показателям (по итогам 2007 года). В лесной отрасли действуют КГУП "Амгуньское лесное хозяйство", четыре лесничества и 18 предприятий-арендаторов. Заканчивается строительство лесопильного завода по производству пиломатериалов в п. Березовый. Одно из крупнейших предприятий района - Солнечный ГОК. За 2007 год добыто олова в концентрате - 280 тонн, меди - 1690,83 тонны.

В районе действуют горнолыжный комплекс "Холдоми" и центр зимнего спорта и туризма "Амут".

Тугуро-Чумиканский муниципальный район

Расположен в бассейне рек Уды и Тугура, считается приравненным к районам Крайнего Севера. Площадь - 96,1 тысячи кв. км. Население - 2,5 тысячи человек, более 50 процентов жителей района - представители коренных малочисленных народов Севера, в основном эвенки. Административный центр - село Чумикан, основанное в 1890 году.

В рельефе района господствующее положение занимают горы. Среди полезных ископаемых отмечены золото, титан, фосфатное сырье, железные и марганцевые руды, фосфориты, ртуть, самоцветы, уголь.

Основные отрасли экономики Тугуро-Чумиканского района: золотодобывающая, рыбная, охотничье хозяйство. Добычу золота ведет артель старателей "Восток". Выловом и переработкой рыбы занимаются ООО "Сонико-Чумикан", ООО "Национальное предприятие "Фактория Лумукан".

Транспортные связи осуществляются авиацией, автозимником, с июля по октябрь - морем.

В состав района входят Шантары - архипелаг из 15 островов, являющийся особо охраняемой природной территорией. К 2010 году планируется создание национального парка "Шантарские острова" общей площадью 512 тысяч кв. км, сочетающего островную и морскую системы.

Нанайский муниципальный район

Расположен в центральной части Хабаровского края. Площадь - 27,6 тысячи кв. км. Население - 20,0 тысячи человек, в том числе 4351 представитель коренных малочисленных народов Севера (нанайцы, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены). Административный центр - село Троицкое, основанное в 1859 году русскими переселенцами.

Фонд водоемов района состоит из 18 крупных рек, 9 озер. Промысловое значение имеют 40 видов рыб. В пределах района имеются месторождения бурого угля, торфа, строительных материалов, минеральных вод. Площадь охотничьих угодий - 2,5 миллиона гектаров, на них обитает более 20 видов промысловых зверей. Расчетная лесосека района - 1,7 миллиона кубометров.

Ведущие отрасли хозяйства - лесозаготовительная и лесоперерабатывающая. Традиционной является добыча и переработка рыбы. Ведущие предприятия района: ООО "Восход", ООО "Лидога-Трейдинг", ЗАО "РА", ООО "Амурстрой". Перспективны заготовка и переработка недревесных ресурсов леса, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, производство кирпича, развитие народных промыслов и туризма. С 1994 года в районе реализуется канадско-российский проект "Модельный лес "Гассинский". С 1991 года восстановлены и развиваются этнические связи нанайцев, проживающих в Хабаровском крае, и нанайцев (хэджэ), живущих в провинции Хэйлунцзян (КНР).

Хабаровский муниципальный район

Расположен на юго-западе края. Площадь - 30,0 тысячи кв. км. Население - 92,7 тысячи человек.

Район состоит из двух чересполосных частей, одна из которых расположена вокруг города Хабаровска, а другая - по левому берегу реки Амур, в бассейне реки Тунгуска и ее притоков.

В Хабаровском районе выявлен ряд месторождений нерудных полезных ископаемых. Эксплуатируется месторождение легкоплавких глин Краснореченское, ведется добыча строительного камня в Корфовском карьере.

Основные отрасли экономики района: лесная и деревообрабатывающая, производство стройматериалов, пищевая, транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство. Ведущие предприятия: лесной отрасли - ООО "Востокэкспортлес", ООО "Уликанское", ООО НО "Чуин", ОАО "Чэатын", ООО "Магдуса"; сельскохозяйственные - КГУСП "Заря", ООО СХПО "Хабаровское".

На территории района находятся заповедник "Большехехцирский", зоосад "Дальневосточный", санатории "Уссури" и "Дружба".

Одним из центров нанайской национальной культуры является село Сикачи-Алян. Вблизи села - уникальный археологический памятник "Сикачи-Алянские петроглифы".