Палубный бомбардировщик Westland Wyvern (Великобритания). Вооружение и оборудование


Английский палубный бомбардировщик Westland Wyvern занимает особое место в мировой авиации. Он стал первым в мире боевым самолётом с турбовинтовым двигателем и явился своеобразной лабораторией для отработки многих конструктивных решений, связанных с применением ТВД. История создания этого самолёта начинается с конца 1943 г., когда командование ВМС Англии убедилось в отсутствии нового самолёта для флота. Разработкой задания на новую машину занялся контр-адмирал М. Слаттери, занимавший пост генерального директора программы разработки самолётов для ВМС. М. Слаттери пришел к выводу, что флоту нужен многоцелевой палубный самолёт с высокой скоростью, большим радиусом действия и мощным вооружением. Исходя из этого, командование ВМС в 1944 г. разработало задание 10/44, предусматривающее создание самолёта новой категории T.F. (торпедоносец-истребитель).

За разработку новой машины взялась фирма «Westland». Главный конструктор фирмы Уэльям Петтер до этого никогда не занимался палубными самолётами, но был известен своими оригинальными разработками. В конце 1943 г. конструктор встретился с М. Слаттери и предложил свой проект как основу для палубного истребителя. Получив задание, У.Петтер приступил к аванпроекту будущего истребителя. Первоначально по проекту самолёт должен был иметь поршневой двигатель воздушного охлаждения Н-46 «Игл» (мощность 3500 л.с.) фирмы «Rolls-Royce». Проект предусматривал установку двигателя в центре тяжести будущего самолёта (как у американского истребителя «Эркобра») и трехстоечного шасси. Но чиновники и летчики настояли на переделке проекта по классической схеме, с мотором в носовой части и шасси с хвостовым колесом. Для хорошего обзора вперед и вниз самолёту придали характерное горбообразное очертание фюзеляжа, с кабиной на верхней части горба. Для мотора была выбрана соосная четырехлопастная схема противоположного вращения фирмы «Ротол».

Будущий проект P.10/W-34 был одобрен ВМС, и осенью 1944 г. было заказано 6 прототипов для всесторонних испытаний и 10 машин малой серии. Заказанная малая серия для ВВС вскоре была отменена в связи со скорым окончанием войны. Первый прототип самолёта W-34 был построен летом 1946 г. Первый полет опытной машины с аэродрома Боскомб-Даун совершил летчик-испытатель Гарольд Пенроуз. Осенью 1947 г. этот прототип разбился, но к испытаниям были подготовлены другие машины. Новый истребитель получил название «Wyvern», взятое из древней британской мифологии, что означает «крылатый дракон с двумя орлиными ногами и змеиным хвостом».

Испытания показали, что поршневой двигатель «Rolls-Royce Eagle 22», стоящий на самолёте, оказался слишком сложным и ненадежным в производстве и эксплуатации. Появившиеся тогда в Англии ТРД были еще недостаточно надежными и громоздкими, и У. Петтер обратил внимание на турбовинтовые двигатели, разработка которых еще только начиналась. На тот день в Англии существовал лишь один более-менее отработанный турбовинтовой двигатель RB.39 «Clyde» фирмы «Rolls-Royce». Но уже велись разработки ТВД «Python» на фирме «Армстронг-Сиддли». У. Петтер решил для начала переработать свой самолёт под двигатель «Rolls-Royce Clyde», в результате чего появился проект W-35. В конце 1948 г. двигатели этих фирм были готовы, и фирма «Уэстленд» приняла соломоново решение: готовить к испытаниям один прототип с ТВД «Rolls-Royce Clyde» и три прототипа с ТВД «Python».

Первый полет прототипа Westland Wyvern с ТВД «Rolls-Royce Clyde» состоялся 18 января 1949 г. Через три месяца состоялся полет прототипа с ТВД «Python». Проведенные испытания показали преимущество «Clyde», мотор хорошо вписывался в очертания самолёта, был компактным и довольно мощным - 4500 л. с. К тому же второй прототип самолёта с ТВД «Python» потерпел катастрофу. Но фирма «Rolls-Royce» была завалена выпуском различных ТВД и ТРД, что вскоре привело к прекращению работ по «Rolls-Royce Clyde». Поэтому пришлось остановиться на двигателе «Python», который, к счастью, прошел модернизацию и стал надежней и мощней. С появлением модернизированного двигателя «Python 2» был получен заказ на 20 самолётов T.F.Mk.2 испытательной серии. Самолёт претерпел некоторые изменения, в частности, был усилен фонарь кабины и на стабилизаторе установлены небольшие кили.

Первые серийные машины поступили в ВМС летом 1954 г., через 10 лет после выдачи задания. Морские летчики, никогда не имевшие дела с турбовинтовой техникой, столкнулись с трудностями в эксплуатации. Во время учений на авианосце «Игл» было потеряно пять самолётов - в полете разрушались крыло и хвостовая часть фюзеляжа. Доверие летчиков к этому самолёту было подорвано, да и Суэцкий кризис 1956 г. показал ненадежность «уайвернов». Стало ясно, что машины морально устарели, и все они были сняты с авианосцев и переведены на береговые базы. Так закончилась история самолёта, на который возлагались большие надежды.

Серийный палубный ударный самолёт Westland Wyvern S.Mk.4 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с закрытой кабиной и убираемым шасси. Фюзеляж - цельнометаллический монокок. Капот двигателя сзади обрезан для более удобного заряжания порохового стартера. Отличительной особенностью были сопла двигателя, расположенные по бортам под задней кромкой крыла. В фюзеляже располагались два топливных бака (перед и за пилотской кабиной). Кабина имела лобовое бронестекло и каплевидный фонарь, сдвигаемый назад. Оснащалась катапультируемым креслом Мартин Бейкер Мк.2В и гироскопическим прицелом Мк.4В. Для посадки на авианосцы в хвостовой части самолёта монтировался посадочный гак.

Крыло имело прямую переднюю грань и заднюю - эллиптического очертания и состояло из двух частей: внутренней (с одним главным и двумя вспомогательными лонжеронами) и внешней, за стойкой шасси (с одним главным и одним вспомогательным лонжеронами). Законцовки крыла при хранении в ангарах авианосца с помощью гидропривода складывалась вверх. В крыле размещались интегральные бензобаки. На верхней поверхности стояли небольшие аэродинамические гребни. Крыло оснащалось крупными закрылками типа LЮнгман¦. Под фюзеляжем располагались два перфорированных тормозных щитка. Хвостовое оперение - цельнометаллическое, отличительной особенностью стала установка на стабилизаторе дополнительных килей. Шасси - классического типа с хвостовым колесом. При помощи гидропривода главные стойки убирались в крыло, а хвостовое колесо - в фюзеляж. Общий объем внутренних топливных баков - 2351 л. Самолёт мог нести 890 л в подвесном подфюзеляжном баке.

СКАЧАТЬ ИГРУ

Основные характеристики

Кратко

Подробно

5.0 / 5.0 / 4.7 БР

1 человек Экипаж

7,7 тонн Вес пустого

11,4 тонн Взлётный вес

Лётные характеристики

9 000 м Максимальная высота

сек 34,8 / 34,8 / 32,0 Время виража

176 км/ч Скорость сваливания

Armstrong Siddeley Python 3 Двигатель

тип

воздушная система охлаждения

Скорость разрушения

844 км/ч конструкции

330 км/ч шасси

1 200 снарядов боезапас

750 выстрелов/мин скорострельность

Подвесное вооружение

3 x бомба 500 LB G.P. Mk.IV Набор 1

3 x бомба M.C. 1000 lb Mk.I Набор 2

8 x ракеты AP Mk I Набор 3

8 x ракеты RP-3 Набор 4

8 x ракеты AP Mk I
8 x ракеты AP Mk I Набор 5

8 x ракеты RP-3
8 x ракеты RP-3 Набор 6

1 x торпеда 18 дюймов Мк. XV (1801 фунт) Набор 7

1 x торпеда 18 дюймов Мк. XV (1801 фунт)
8 x ракеты RP-3
8 x ракеты RP-3 Набор 8

Экономика

Описание


Wyvern S.4 прошел тернистый путь от чертёжной доски до серийного образца. Сказывалась большая масса самолёта и проблемы с доводкой и установкой двигателя. Даже самые мощные поршневые моторы не позволяли развить потенциал конструкции, в следствии чего было принято решение установить новый турбовинтовой двигатель. Единственный готовый к производству и достаточно надёжный Rolls-Royce «Clyde» не мог был установлен на самолёт из-за занятости фирмы производителя. Как следствие было принято решение использовать новый, только разрабатывающийся Armstrong Siddeley «Python». На испытаниях конструкторам пришелся по вкусу идеально отработанный и надёжный «Clyde», но построить его большой серией так и не удалось по указанной выше причине. Возможно, именно использование менее надёжного двигателя и стало решающим в судьбе самолёта. На Вторую Мировую войну он так и не успел, впрочем, это было к лучшему. Даже во время эксплуатации в мирных условиях надёжность самолёта оставляла желать много лучшего. Проблемы с двигателем и общие недоработки конструкции унесли жизни многих пилотов и техников. По сути, большинство Виверн были потеряны в результате несчастных случаев (65 из 127). Неудивительно, что самолёт сразу после поступления на вооружение невзлюбили как техники, так и пилоты.

Ярчайшей особенностью самолёта в игре является его двигатель и всё что с ним связано. Высочайшие скоростные характеристики, большая номенклатура подвесного вооружения и завораживающий, детально воссозданный звук, над которым Gaijin изрядно потрудилась.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Несомненно, наибольшим достоинством самолёта является скорость полёта у земли. На этом боевом рейтинге нет ни одной машины способной догнать Виверну в горизонте. Впрочем, за столь высокие скоростные характеристики приходится платить маневренностью. Благодаря высокой массе набор скорости в пикировании лучше, чем у одноклассников, собственно как и сохранение энергии. Умелый игрок способен получить и сохранять превосходство по высоте продолжая атаковать врага раз за разом. Шасси традиционное, следственно взлёт и посадка не представляют особой сложности. На больших скоростях самолёт отлично управляется, а воздушный тормоз поможет избежать флаттера или сбросить скорость при посадке на авианосец. Самолёт очень тяжелый и обладает сильной инерцией, поэтому при посадке будьте очень осторожны и заблаговременно сбрасывайте скорость. Оптимальной для посадки считается промежуток между от 230км/ч до 250 км/ч.

Живучесть и бронирование

Всё бронирование самолёта сосредоточено вокруг кабины пилота. Конструкция довольно прочна и способна выдерживать большое количество попаданий без существенной потери управляемости. Главным уязвимым местом является огромный двигатель, сразу за которым располагается топливный бак. Из-за низкой манёвренности от лобовой уклониться проблематично, тут либо враг будет уничтожен с большого расстояния, либо Виверна получит серьёзные повреждения. Кроме того, силовая установка не имеет защиты и уязвима даже для зенитных пулемётов. Это делает довольно проблематичным атаку наземных целей.

Вооружение

Курсовое вооружение

Эти пушки хорошо знакомы всем любителям Британской авиации. 4 пушки Hispano Mk.V обеспечивают идеальный баланс между баллистикой, скорострельностью и убойной силой. Более того, они считаются одними из лучших в игре даже для боёв на пятом ранге. Огромный боекомплект и долгий перегрев позволяют открывать огонь вообще во всех случаях, когда есть хоть малейший шанс поразить противника. Для поражения вражеских самолётов лучше всего подходит лента для поражения воздушных целей. Лента для поражения наземных целей имеет достаточно высокую бронепробиваемость для борьбы с лёгкими дотами и танками противника.

Подвесное вооружение

Внушительная номенклатура подвесного вооружения позволяет выполнять самые разнообразные задачи. Благодаря воздушному тормозу умелый пилот сможет выполнять практически вертикальные заходы, доводя точность ракетно-бомбового вооружения до идеальной. 3х1000 фунтовые бомбы. Наиболее универсальный вариант, подходит для уничтожения всего: от танков и лёгкой техники, до баз и кораблей. 16 ракет RP-3. Имеют низкую точность и скорость полёта, посредственную баллистику. Лучше всего их применять против кораблей в связке с торпедой. 16 противотанковых АР ракет. Наиболее эффективны против бронетехники и точечных целей, отличаются большой скоростью полёта и высокой точностью.

Применение в бою

Вне зависимости от режима игры и выполняемой задачи пилоту Виверны необходимо полагаться на скорость и высоту. Ни в коем случае не вступать в манёвренный бой, ведь в нём Виверна уступает даже некоторым двухмоторным истребителям. Атаки с высоты и на проходах - ключевая тактика для выживания в бою. В случае, если враг выше вас и имеет преимущество в скорости или высоте необходимо отступить к союзникам набрав скорость в пологом пикировании. Кроме того, благодаря высокой скорости,большому боезапасу и бомбовой нагрузке. Виверна способна первой прилететь к вражеским наземным целям, уничтожить большое их количество и отступить ещё до того как враг успеет ответить.

  • Аркадные бои

Наибольшую пользу Виверна способна принести именно как высотный перехватчик вражеских бомбардировщиков. Мощное вооружение вполне способно уничтожать их всего за несколько секунд, а большая скорость не оставит врагу шанса на побег. Впрочем, расслабляться и заходить на врага сзади не стоит. Если преимущества по высоте нет, то лучше атаковать сбоку или снизу, сосредотачивать весь огонь на одном крыле.

Кроме того, Виверна может быть крайне эффективным захватчиком вражеских аэродромов. Благодаря высокой скорости можно выбрать точку, которая находится в тылу противника и слабо охраняется. Скорее всего, враг даже не успеет среагировать и перехватить идущую на полной скорости Виверну, а эффективный воздушный тормоз поможет её пилоту выполнить посадку с первой же попытки.

  • Реалистичные бои

В начале боя правильным решением будет набор высоты немного в стороне от поля боя. Лучше дать союзникам завязать бой с врагом и только тогда атаковать уже отвлечённых врагов используя свою скорость и высоту. Первым делом необходимо уничтожать противников, которые находятся выше, ведь именно они представляют наибольшую опасность для любого пилота.

Эффективной тактикой будет использование бомбардировщиков в качестве приманки прикрытие бомбардировщиков. Заметив одинокого бомбардировщика у земли целые полчища врагов захотят его сбить забывая об осторожности. У земли практически любой враг из охотника превращается в беспомощную жертву. Просто делайте заход за заходом, рано или поздно враг будет повержен.

  • Симуляторные бои

Благодаря скорости, мощному вооружению и большому боезапасу Виверна становится идеальным охотником на вражеские бомбардировщики. Наилучшей позицией будет зона перед союзной базой, именно по такому курсу будет лететь большинство вражеских бомбардировщиков. Их уничтожение не будет проблемой для 4х пушек Hispano Mk.V, а большой боекомплект позволит сбить большое количество врагов без возвращения на аэродром для перезарядки.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошее пушечное вооружение
  • Разнообразное подвесное вооружение на все случаи жизни (особенно хороши варианты с 16 ракетами в совместных боях)
  • Отличная скорость у земли

Недостатки:

  • Двигатель не рассчитан на большие высоты
  • Недостаточная манёвренность

Историческая справка

В конце 1943 года командованию ВМС Англии потребовался новый самолёт для флота из-за устарелости всех ныне стоящих на вооружении экземпляров. Работу поручили М. Слаттери и всего через несколько месяцев он предоставил командованию требования, необходимые для нового самолёта, а вскоре командование по нему разработало новое задание 11/44 на постройку истребителя-торпедоносца (torpedofighter). Работу поручили фирме Westland, которая ранее никогда не занималась конструированием и производством палубных самолётов.

Проект P.10/W-34 или Wyvern T.F.Mk.1был представлен военным уже в 1944 году и фирма осенью того же года получила получила заказ на 6 машин для испытаний и 10 машин малой серии для ВМС. Данная модель оснащалась 24 цилиндровым поршневым двигателем «Eagle», мощностью 3500 лошадиных сил.

Из-за слишком многих проблем с первым двигателем и недостаточной мощности, было решено выбрать для Виверны новый, более мощный и надёжный двигатель. Рассматривался даже вариант установки на самолёт ТРД (турбореактивный двигатель), однако все фирмы, производившие их уже были заняты производством их для других самолётов, поэтому выбор пал на ТВД (турбовинтовой двигатель). На момент этого решения в стране был только один подходящий по мощности и достаточно надёжный двигатель - «Clyde» фирмы Rolls-Royce, мощностью 4500 лошадиных сил. Также к тому моменту велась разработки фирмой Armstrong Siddeley двигателя «Python», однако до способности установки на самолёт ему было ещё далеко. Получив заказ на модернизацию своего двигателя под новый самолёт, фирма Rolls-Royce целых два года занималась улучшением и приспосабливанием своего творения под новый самолёт, а к моменту завершения, а если точно - 1948 году, двигатель «Python» довели до «лётного» состояния, из-за чего на испытания фирма-конструктор Виверны приняла один двигатель «Clyde» и три двигателя «Python». Конечно, из-за лучшей надёжности и более доскональной доработки, двигатель фирмы Rolls-Royce (данную модель самолёта и назвали Wyvern T.F. Mk.2) пришёлся конструкторам по душе больше, но на тот момент фирма не смогла принять столь крупный заказ из-за занятости - она большими объёмами производила турбореактивные двигатели на тот момент. Поэтому пришлось выбрать двигатель «Python», который, однако, всё же отправили на доработку, после завершения которой двигатель стал называться «Python 2» и имел мощность 3670 лошадиных сил.

Силуэты Mk.3 и Mk.4

В единичном экземпляре был построен самолёт модели Wyvern T. Mk.3. Это был двухместный тренировочный самолёт, который потерпел крушение при первом же полёте, поэтому от дальнейшего развития этой модели отказались.

К подходу 4-й модели самолёта, правительство пересмотрело необходимость в таком типе, как истребитель-торпедоносец и постановило незначительно переработать самолёт под штурмовую модель - Wyvern S. Mk.4, где «S» означает «Strike». Именно эта модель была «основной» для Виверны - самолётов этой модели было выпущено 98 штук из 127 всех моделей (включая Mk.4) и только эта модель принимала участие в боевых действиях. Серийный выпуск Mk.4 начался в 1953 году.

На авианосцах пилоты и обслуживающий персонал Виверн сразу невзлюбили - их двигатели часто ломались, а в воздухе самолёт и вовсе имел особенность разрушения крыльев и хвостовой части фюзеляжа, чуть реже - самовозгорание двигателя. Единственное боевое применение у Виверн было во время Суэцкого кризиса, 1956 года. Тогда Виверны совершили 79 боевых вылетов, атакуя позиции противника различными видами неуправляемого оружия. За всё время боевых действий было потеряно три самолёта, что является невероятно малой частью, относительно потерь из-за различных поломок - 65 единиц.

Виверна планировалась как замена морально устаревшим самолётам для противодействия вражеской авиации на морской глади и уничтожению кораблей противника, но её разработка затянулась настолько, что она уже не могла справится ни с тем ни с другим заданием, да и сама уже морально устарела к моменту её первого боевого применения. Однако, став первым самолётом с турбовинтовым двигателем, стоявшим на вооружении армии, она определённо заслуживает место в анналах истории мировой авиации.

К сожалению, из-за многочисленных недоработок как самого самолёта, так и двигателя, многие невзлюбили столь примечательный самолёт. Возможно, вполне заслуженно - эти самые недоработки унесли жизни многих пилотов и практически все потери Виверн (65 из 127) были техническими, а не боевыми.

Медиа

Обзор от War Thunder Wiki

Обзор Wyvern S.4 от BlackCross


См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Airwar.ru;
  • другая литература.

Сборка этой модели была начата довольно давно, года 3 назад и внезапно продолжена в начале июля 2011г, в рамках недавно завершившегося турнира по палубной авиации.

Окрашивать решил полностью акрилом Tamiya с фирменным растворителем X-20A Acryllic thinner. Забегая вперёд, замечу, что ни разу об этом не пожалел, а от работы с этими красками получил удовольствие, настолько качественная и приятная в работе модельная химия. Само собой, и результат радует. Правда, некоторые мелкие детали окрашивал другими красками, да и финишное покрытие из лака Mr.Color . Так что на 100% "акриловой" модели не получилось...
Для начала нанёс линии прешейдинга чёрной XF-1 Flat black.

Нижние и боковые поверхности окрасил цветом XF-21 Sky, добавив немного глянцевого лака X-22 Clear, чтобы убрать излишнюю матовость акрила.
Нанесение основного цвета на прешейдинг можно условно разделить на три этапа - точечное закрашивание панелей внутри линий расшивки , нанесение основного тонкого слоя поверх и нанесение более разбавленной краски основного цвета для того, чтобы отрегулировать контрастность эффекта от прешейдинга.

С помощью того же скотча Tesa сделал маски для нанесения верхнего цвета Extra Dark Sea Grey. Крупнейший недостаток красок Tamiya это узкая палитра, поэтому пришлось намешивать нужный оттенок самому. За основу был взят XF-24 Dark Grey с добавлением XF-8 Flat blue и XF-1 Flat black. Глянцевый лак добавлял и в эту смесь. Потом ограничил масками ниши шасси и закрылков, окрасив их эмалью X-11 Chrome silver. Сверху все поверхности задул акриловым глянцем Х-22 и перевёл декали .

Декали перевелись идеально, благодаря тонкой и эластичной лаковой подложке, которая становится абсолютно незаметна после высыхания изображения. Не требуется даже применение специальной химии.
Поверх декалей нанёс ещё один слой глянца и по Extra Dark Sea Grey сделал смывку с помощью Dark Wash от MiG Prod. По более светлому Sky смывку не делал вообще - линии расшивки и так получились достаточно заметными. Выхлопные трубы ТВД окрасил двумя оттенками Alclad II , кок - акрилом XF-7 Flat red, лопасти винтов и их законцовки - Mr.Color. Покрышки пневматиков, по традиции, задул XF-69 NATO Black.
Полуматовое финишное покрытие лаком Mr.Color и окраска БАНО цветными эмалевыми лаками X-25 Clear green/X-27 Clear red завершило покрасочные и отделочные работы.
Немного о "подвеске". В комплекте имеются бомбы, торпеда и пакеты НУРСов, но ничего из этого арсенала устанавливать не хотелось. Остановился на подвесных баках. Но пришлось изготовить направляющие для НУРС, т.к. сами ракеты пришлось срезать с пилонов.

По-хорошему, работы с этой моделью намного больше, начиная от переделки ниш шасси и деталировки кабины пилота. И пусть меня опять попинают ненавистники "изкоробочной" сборки, но большего делать просто не хотелось. Самый главный результат достигнут - удовольствие получено, долгострой доделан, а громоздкая коробка, инструкция и остатки деталей отправились в мусорку.

СКАЧАТЬ ИГРУ

Основные характеристики

Кратко

Подробно

5.0 / 5.0 / 4.7 БР

1 человек Экипаж

7,7 тонн Вес пустого

11,4 тонн Взлётный вес

Лётные характеристики

9 000 м Максимальная высота

сек 34,8 / 34,8 / 32,0 Время виража

176 км/ч Скорость сваливания

Armstrong Siddeley Python 3 Двигатель

тип

воздушная система охлаждения

Скорость разрушения

844 км/ч конструкции

330 км/ч шасси

1 200 снарядов боезапас

750 выстрелов/мин скорострельность

Подвесное вооружение

3 x бомба 500 LB G.P. Mk.IV Набор 1

3 x бомба M.C. 1000 lb Mk.I Набор 2

8 x ракеты AP Mk I Набор 3

8 x ракеты RP-3 Набор 4

8 x ракеты AP Mk I
8 x ракеты AP Mk I Набор 5

8 x ракеты RP-3
8 x ракеты RP-3 Набор 6

1 x торпеда 18 дюймов Мк. XV (1801 фунт) Набор 7

1 x торпеда 18 дюймов Мк. XV (1801 фунт)
8 x ракеты RP-3
8 x ракеты RP-3 Набор 8

Экономика

Описание


Wyvern S.4 прошел тернистый путь от чертёжной доски до серийного образца. Сказывалась большая масса самолёта и проблемы с доводкой и установкой двигателя. Даже самые мощные поршневые моторы не позволяли развить потенциал конструкции, в следствии чего было принято решение установить новый турбовинтовой двигатель. Единственный готовый к производству и достаточно надёжный Rolls-Royce «Clyde» не мог был установлен на самолёт из-за занятости фирмы производителя. Как следствие было принято решение использовать новый, только разрабатывающийся Armstrong Siddeley «Python». На испытаниях конструкторам пришелся по вкусу идеально отработанный и надёжный «Clyde», но построить его большой серией так и не удалось по указанной выше причине. Возможно, именно использование менее надёжного двигателя и стало решающим в судьбе самолёта. На Вторую Мировую войну он так и не успел, впрочем, это было к лучшему. Даже во время эксплуатации в мирных условиях надёжность самолёта оставляла желать много лучшего. Проблемы с двигателем и общие недоработки конструкции унесли жизни многих пилотов и техников. По сути, большинство Виверн были потеряны в результате несчастных случаев (65 из 127). Неудивительно, что самолёт сразу после поступления на вооружение невзлюбили как техники, так и пилоты.

Ярчайшей особенностью самолёта в игре является его двигатель и всё что с ним связано. Высочайшие скоростные характеристики, большая номенклатура подвесного вооружения и завораживающий, детально воссозданный звук, над которым Gaijin изрядно потрудилась.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Несомненно, наибольшим достоинством самолёта является скорость полёта у земли. На этом боевом рейтинге нет ни одной машины способной догнать Виверну в горизонте. Впрочем, за столь высокие скоростные характеристики приходится платить маневренностью. Благодаря высокой массе набор скорости в пикировании лучше, чем у одноклассников, собственно как и сохранение энергии. Умелый игрок способен получить и сохранять превосходство по высоте продолжая атаковать врага раз за разом. Шасси традиционное, следственно взлёт и посадка не представляют особой сложности. На больших скоростях самолёт отлично управляется, а воздушный тормоз поможет избежать флаттера или сбросить скорость при посадке на авианосец. Самолёт очень тяжелый и обладает сильной инерцией, поэтому при посадке будьте очень осторожны и заблаговременно сбрасывайте скорость. Оптимальной для посадки считается промежуток между от 230км/ч до 250 км/ч.

Живучесть и бронирование

Всё бронирование самолёта сосредоточено вокруг кабины пилота. Конструкция довольно прочна и способна выдерживать большое количество попаданий без существенной потери управляемости. Главным уязвимым местом является огромный двигатель, сразу за которым располагается топливный бак. Из-за низкой манёвренности от лобовой уклониться проблематично, тут либо враг будет уничтожен с большого расстояния, либо Виверна получит серьёзные повреждения. Кроме того, силовая установка не имеет защиты и уязвима даже для зенитных пулемётов. Это делает довольно проблематичным атаку наземных целей.

Вооружение

Курсовое вооружение

Эти пушки хорошо знакомы всем любителям Британской авиации. 4 пушки Hispano Mk.V обеспечивают идеальный баланс между баллистикой, скорострельностью и убойной силой. Более того, они считаются одними из лучших в игре даже для боёв на пятом ранге. Огромный боекомплект и долгий перегрев позволяют открывать огонь вообще во всех случаях, когда есть хоть малейший шанс поразить противника. Для поражения вражеских самолётов лучше всего подходит лента для поражения воздушных целей. Лента для поражения наземных целей имеет достаточно высокую бронепробиваемость для борьбы с лёгкими дотами и танками противника.

Подвесное вооружение

Внушительная номенклатура подвесного вооружения позволяет выполнять самые разнообразные задачи. Благодаря воздушному тормозу умелый пилот сможет выполнять практически вертикальные заходы, доводя точность ракетно-бомбового вооружения до идеальной. 3х1000 фунтовые бомбы. Наиболее универсальный вариант, подходит для уничтожения всего: от танков и лёгкой техники, до баз и кораблей. 16 ракет RP-3. Имеют низкую точность и скорость полёта, посредственную баллистику. Лучше всего их применять против кораблей в связке с торпедой. 16 противотанковых АР ракет. Наиболее эффективны против бронетехники и точечных целей, отличаются большой скоростью полёта и высокой точностью.

Применение в бою

Вне зависимости от режима игры и выполняемой задачи пилоту Виверны необходимо полагаться на скорость и высоту. Ни в коем случае не вступать в манёвренный бой, ведь в нём Виверна уступает даже некоторым двухмоторным истребителям. Атаки с высоты и на проходах - ключевая тактика для выживания в бою. В случае, если враг выше вас и имеет преимущество в скорости или высоте необходимо отступить к союзникам набрав скорость в пологом пикировании. Кроме того, благодаря высокой скорости,большому боезапасу и бомбовой нагрузке. Виверна способна первой прилететь к вражеским наземным целям, уничтожить большое их количество и отступить ещё до того как враг успеет ответить.

  • Аркадные бои

Наибольшую пользу Виверна способна принести именно как высотный перехватчик вражеских бомбардировщиков. Мощное вооружение вполне способно уничтожать их всего за несколько секунд, а большая скорость не оставит врагу шанса на побег. Впрочем, расслабляться и заходить на врага сзади не стоит. Если преимущества по высоте нет, то лучше атаковать сбоку или снизу, сосредотачивать весь огонь на одном крыле.

Кроме того, Виверна может быть крайне эффективным захватчиком вражеских аэродромов. Благодаря высокой скорости можно выбрать точку, которая находится в тылу противника и слабо охраняется. Скорее всего, враг даже не успеет среагировать и перехватить идущую на полной скорости Виверну, а эффективный воздушный тормоз поможет её пилоту выполнить посадку с первой же попытки.

  • Реалистичные бои

В начале боя правильным решением будет набор высоты немного в стороне от поля боя. Лучше дать союзникам завязать бой с врагом и только тогда атаковать уже отвлечённых врагов используя свою скорость и высоту. Первым делом необходимо уничтожать противников, которые находятся выше, ведь именно они представляют наибольшую опасность для любого пилота.

Эффективной тактикой будет использование бомбардировщиков в качестве приманки прикрытие бомбардировщиков. Заметив одинокого бомбардировщика у земли целые полчища врагов захотят его сбить забывая об осторожности. У земли практически любой враг из охотника превращается в беспомощную жертву. Просто делайте заход за заходом, рано или поздно враг будет повержен.

  • Симуляторные бои

Благодаря скорости, мощному вооружению и большому боезапасу Виверна становится идеальным охотником на вражеские бомбардировщики. Наилучшей позицией будет зона перед союзной базой, именно по такому курсу будет лететь большинство вражеских бомбардировщиков. Их уничтожение не будет проблемой для 4х пушек Hispano Mk.V, а большой боекомплект позволит сбить большое количество врагов без возвращения на аэродром для перезарядки.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошее пушечное вооружение
  • Разнообразное подвесное вооружение на все случаи жизни (особенно хороши варианты с 16 ракетами в совместных боях)
  • Отличная скорость у земли

Недостатки:

  • Двигатель не рассчитан на большие высоты
  • Недостаточная манёвренность

Историческая справка

В конце 1943 года командованию ВМС Англии потребовался новый самолёт для флота из-за устарелости всех ныне стоящих на вооружении экземпляров. Работу поручили М. Слаттери и всего через несколько месяцев он предоставил командованию требования, необходимые для нового самолёта, а вскоре командование по нему разработало новое задание 11/44 на постройку истребителя-торпедоносца (torpedofighter). Работу поручили фирме Westland, которая ранее никогда не занималась конструированием и производством палубных самолётов.

Проект P.10/W-34 или Wyvern T.F.Mk.1был представлен военным уже в 1944 году и фирма осенью того же года получила получила заказ на 6 машин для испытаний и 10 машин малой серии для ВМС. Данная модель оснащалась 24 цилиндровым поршневым двигателем «Eagle», мощностью 3500 лошадиных сил.

Из-за слишком многих проблем с первым двигателем и недостаточной мощности, было решено выбрать для Виверны новый, более мощный и надёжный двигатель. Рассматривался даже вариант установки на самолёт ТРД (турбореактивный двигатель), однако все фирмы, производившие их уже были заняты производством их для других самолётов, поэтому выбор пал на ТВД (турбовинтовой двигатель). На момент этого решения в стране был только один подходящий по мощности и достаточно надёжный двигатель - «Clyde» фирмы Rolls-Royce, мощностью 4500 лошадиных сил. Также к тому моменту велась разработки фирмой Armstrong Siddeley двигателя «Python», однако до способности установки на самолёт ему было ещё далеко. Получив заказ на модернизацию своего двигателя под новый самолёт, фирма Rolls-Royce целых два года занималась улучшением и приспосабливанием своего творения под новый самолёт, а к моменту завершения, а если точно - 1948 году, двигатель «Python» довели до «лётного» состояния, из-за чего на испытания фирма-конструктор Виверны приняла один двигатель «Clyde» и три двигателя «Python». Конечно, из-за лучшей надёжности и более доскональной доработки, двигатель фирмы Rolls-Royce (данную модель самолёта и назвали Wyvern T.F. Mk.2) пришёлся конструкторам по душе больше, но на тот момент фирма не смогла принять столь крупный заказ из-за занятости - она большими объёмами производила турбореактивные двигатели на тот момент. Поэтому пришлось выбрать двигатель «Python», который, однако, всё же отправили на доработку, после завершения которой двигатель стал называться «Python 2» и имел мощность 3670 лошадиных сил.

Силуэты Mk.3 и Mk.4

В единичном экземпляре был построен самолёт модели Wyvern T. Mk.3. Это был двухместный тренировочный самолёт, который потерпел крушение при первом же полёте, поэтому от дальнейшего развития этой модели отказались.

К подходу 4-й модели самолёта, правительство пересмотрело необходимость в таком типе, как истребитель-торпедоносец и постановило незначительно переработать самолёт под штурмовую модель - Wyvern S. Mk.4, где «S» означает «Strike». Именно эта модель была «основной» для Виверны - самолётов этой модели было выпущено 98 штук из 127 всех моделей (включая Mk.4) и только эта модель принимала участие в боевых действиях. Серийный выпуск Mk.4 начался в 1953 году.

На авианосцах пилоты и обслуживающий персонал Виверн сразу невзлюбили - их двигатели часто ломались, а в воздухе самолёт и вовсе имел особенность разрушения крыльев и хвостовой части фюзеляжа, чуть реже - самовозгорание двигателя. Единственное боевое применение у Виверн было во время Суэцкого кризиса, 1956 года. Тогда Виверны совершили 79 боевых вылетов, атакуя позиции противника различными видами неуправляемого оружия. За всё время боевых действий было потеряно три самолёта, что является невероятно малой частью, относительно потерь из-за различных поломок - 65 единиц.

Виверна планировалась как замена морально устаревшим самолётам для противодействия вражеской авиации на морской глади и уничтожению кораблей противника, но её разработка затянулась настолько, что она уже не могла справится ни с тем ни с другим заданием, да и сама уже морально устарела к моменту её первого боевого применения. Однако, став первым самолётом с турбовинтовым двигателем, стоявшим на вооружении армии, она определённо заслуживает место в анналах истории мировой авиации.

К сожалению, из-за многочисленных недоработок как самого самолёта, так и двигателя, многие невзлюбили столь примечательный самолёт. Возможно, вполне заслуженно - эти самые недоработки унесли жизни многих пилотов и практически все потери Виверн (65 из 127) были техническими, а не боевыми.

Медиа

Обзор от War Thunder Wiki

Обзор Wyvern S.4 от BlackCross


См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Airwar.ru;
  • другая литература.

5:08 / 06.06.15
Оружие мира: палубный бомбардировщик Westland Wyvern (Великобритания)

Английский палубный бомбардировщик Westland Wyvern занимает особое место в мировой авиации. Он стал первым в мире боевым самолётом с турбовинтовым двигателем и явился своеобразной лабораторией для отработки многих конструктивных решений, связанных с применением ТВД.

Палубный бомбардировщик Westland Wyvern / Фото: www.dogswar.ru


История создания этого самолёта начинается с конца 1943 г., когда командование ВМС Англии убедилось в отсутствии нового самолёта для флота. Разработкой задания на новую машину занялся контр-адмирал М. Слаттери, занимавший пост генерального директора программы разработки самолётов для ВМС. М. Слаттери пришел к выводу, что флоту нужен многоцелевой палубный самолёт с высокой скоростью, большим радиусом действия и мощным вооружением. Исходя из этого, командование ВМС в 1944 г. разработало задание 10/44, предусматривающее создание самолёта новой категории T.F. (торпедоносец-истребитель).


За разработку новой машины взялась фирма «Westland». Главный конструктор фирмы Уэльям Петтер до этого никогда не занимался палубными самолётами, но был известен своими оригинальными разработками. В конце 1943 г. конструктор встретился с М. Слаттери и предложил свой проект как основу для палубного истребителя. Получив задание, У.Петтер приступил к аванпроекту будущего истребителя. Первоначально по проекту самолёт должен был иметь поршневой двигатель воздушного охлаждения Н-46 «Игл» (мощность 3500 л.с.) фирмы «Rolls-Royce». Проект предусматривал установку двигателя в центре тяжести будущего самолёта (как у американского истребителя «Эркобра») и трехстоечного шасси. Но чиновники и летчики настояли на переделке проекта по классической схеме, с мотором в носовой части и шасси с хвостовым колесом. Для хорошего обзора вперед и вниз самолёту придали характерное горбообразное очертание фюзеляжа, с кабиной на верхней части горба. Для мотора была выбрана соосная четырехлопастная схема противоположного вращения фирмы «Ротол».

Будущий проект P.10/W-34 был одобрен ВМС, и осенью 1944 г. было заказано 6 прототипов для всесторонних испытаний и 10 машин малой серии. Заказанная малая серия для ВВС вскоре была отменена в связи со скорым окончанием войны. Первый прототип самолёта W-34 был построен летом 1946 г. Первый полет опытной машины с аэродрома Боскомб-Даун совершил летчик-испытатель Гарольд Пенроуз. Осенью 1947 г. этот прототип разбился, но к испытаниям были подготовлены другие машины. Новый истребитель получил название «Wyvern», взятое из древней британской мифологии, что означает «крылатый дракон с двумя орлиными ногами и змеиным хвостом».

Фото: www.dogswar.ru


Испытания показали, что поршневой двигатель «Rolls-Royce Eagle 22», стоящий на самолёте, оказался слишком сложным и ненадежным в производстве и эксплуатации. Появившиеся тогда в Англии ТРД были еще недостаточно надежными и громоздкими, и У. Петтер обратил внимание на турбовинтовые двигатели, разработка которых еще только начиналась. На тот день в Англии существовал лишь один более-менее отработанный турбовинтовой двигатель RB.39 «Clyde» фирмы «Rolls-Royce». Но уже велись разработки ТВД «Python» на фирме «Армстронг-Сиддли». У. Петтер решил для начала переработать свой самолёт под двигатель «Rolls-Royce Clyde», в результате чего появился проект W-35. В конце 1948 г. двигатели этих фирм были готовы, и фирма «Уэстленд» приняла соломоново решение: готовить к испытаниям один прототип с ТВД «Rolls-Royce Clyde» и три прототипа с ТВД «Python».

Первый полет прототипа Westland Wyvern с ТВД «Rolls-Royce Clyde» состоялся 18 января 1949 г. Через три месяца состоялся полет прототипа с ТВД «Python». Проведенные испытания показали преимущество «Clyde», мотор хорошо вписывался в очертания самолёта, был компактным и довольно мощным - 4500 л. с. К тому же второй прототип самолёта с ТВД «Python» потерпел катастрофу. Но фирма «Rolls-Royce» была завалена выпуском различных ТВД и ТРД, что вскоре привело к прекращению работ по «Rolls-Royce Clyde». Поэтому пришлось остановиться на двигателе «Python», который, к счастью, прошел модернизацию и стал надежней и мощней. С появлением модернизированного двигателя «Python 2» был получен заказ на 20 самолётов T.F.Mk.2 испытательной серии. Самолёт претерпел некоторые изменения, в частности, был усилен фонарь кабины и на стабилизаторе установлены небольшие кили.

Первые серийные машины поступили в ВМС летом 1954 г., через 10 лет после выдачи задания. Морские летчики, никогда не имевшие дела с турбовинтовой техникой, столкнулись с трудностями в эксплуатации. Во время учений на авианосце «Игл» было потеряно пять самолётов - в полете разрушались крыло и хвостовая часть фюзеляжа. Доверие летчиков к этому самолёту было подорвано, да и Суэцкий кризис 1956 г. показал ненадежность «уайвернов». Стало ясно, что машины морально устарели, и все они были сняты с авианосцев и переведены на береговые базы. Так закончилась история самолёта, на который возлагались большие надежды.

Серийный палубный ударный самолёт Westland Wyvern S.Mk.4 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с закрытой кабиной и убираемым шасси. Фюзеляж - цельнометаллический монокок. Капот двигателя сзади обрезан для более удобного заряжания порохового стартера. Отличительной особенностью были сопла двигателя, расположенные по бортам под задней кромкой крыла. В фюзеляже располагались два топливных бака (перед и за пилотской кабиной). Кабина имела лобовое бронестекло и каплевидный фонарь, сдвигаемый назад. Оснащалась катапультируемым креслом Мартин Бейкер Мк.2В и гироскопическим прицелом Мк.4В. Для посадки на авианосцы в хвостовой части самолёта монтировался посадочный гак.

Крыло имело прямую переднюю грань и заднюю - эллиптического очертания и состояло из двух частей: внутренней (с одним главным и двумя вспомогательными лонжеронами) и внешней, за стойкой шасси (с одним главным и одним вспомогательным лонжеронами). Законцовки крыла при хранении в ангарах авианосца с помощью гидропривода складывалась вверх. В крыле размещались интегральные бензобаки. На верхней поверхности стояли небольшие аэродинамические гребни. Крыло оснащалось крупными закрылками типа LЮнгман¦. Под фюзеляжем располагались два перфорированных тормозных щитка. Хвостовое оперение - цельнометаллическое, отличительной особенностью стала установка на стабилизаторе дополнительных килей. Шасси - классического типа с хвостовым колесом. При помощи гидропривода главные стойки убирались в крыло, а хвостовое колесо - в фюзеляж. Общий объем внутренних топливных баков - 2351 л. Самолёт мог нести 890 л в подвесном подфюзеляжном баке.

На серийных Westland Wyvern S.Mk.4 стояли ТВД Armstrong Siddeley A.S.P.3 Python мощностью 3670 л. с. (плюс 535 кг тяги). На самолётах устанавливались два четырехлопастных винта противоположного вращения фирмы Ротол диаметром 3,97 м. В нижней части фюзеляжа у передней кромки располагались маслорадиаторы.

Вооружение Westland Wyvern состояло из четырех 20-мм крыльевых пушек British Hispano Mk.V с боезапасом по 200 снарядов. Под центропланом могла подвешиваться 510-мм авиаторпеда весом 1135 кг или одна мина Мк.III весом 826 кг или одна тысячефунтовая (454 кг) бомба. Под крыльями монтировались подвески еще на две такие бомбы и направляющие по 16 НУР RP-3 весом 11,4 или 27 кг.