Типовая инструкция по охране труда для машиниста кочегара котельной. Должностная инструкция кочегара производственных печей

После окончания всех ремонтных работ (до нанесения защитных покрытий и изоляции) паровые котлы подвергают гидравлическому испытанию и паровой пробе в присутствии инспектора Регистра.
Гидравлические испытания проводят при условии полного заполнения котла водой и удаления воздуха, при наличии двух опломбированных манометров и при температуре воды и окружающего воздуха не ниже + 5 С. При этом, разность температур воды и окружающего воздуха должна исключать возможность отпотевания.
При испытании давление не должно быстро повышаться, запрещается выполнение на судне работ, вызывающих шум или стук.
Гидравлическое испытание проводят в следующем порядке: подъём давления до рабочего, предварительный осмотр при рабочем давлении, подъём давления до пробного с выдержкой (при отключённом насосе) в течение 10 минут, понижение давления до рабочего и осмотр.
Если во время гидравлического испытания в котле будут услышаны стуки или замечены другие ненормальные явления, испытания прерывают и после выпуска воды котёл тщательно осматривают для определения места и характера повреждения. После устранения дефекта испытание повторяют.
Котёл признают исправным, если при осмотре не обнаружено течи, остаточных деформаций, разрывов швов и других признаков нарушения целостности каких-либо частей и соединений.
Паровую пробу котла проводят в комплексе с арматурой, оборудованием, обслуживающими механизмами и трубопроводами, при рабочем давлении. При этом необходимо убедиться в исправности водоуказательных приборов (водомерных стёкол, пробных кранов, дистанционных указателей уровня воды и т.д.), а также верхнего и нижнего продувания котла. Проверяют состояние арматуры, действие приводов, отсутствие пропусков пара, воды, топлива в сальниках, фланцах и других соединениях.
Предохранительные клапаны проверяют в действии на срабатывание. Они должны быть отрегулированы на следующие давления открытия: Р откр. меньше 1,05Рр (при Рр меньше 1,0 МПа); Р откр. больше 1,03Рр (при Рр больше1,0 МПа), где Рр — рабочее давление.
Максимально допустимое давление открытия клапана не должно превышать 1,1 Рр. Предохранительные клапаны пароперегревателей должны быть отрегулированы на срабатывание с некоторым опережением котельных клапанов.
Проверяют в действии ручные приводы подрыва предохранительных клапанов. При положительных результатах их опломбирует инспектор Регистра.
Проверяют работу систем автоматического регулирования ВПК: безотказность и своевременность срабатывания сигнальных, защитных и блокирующих устройств (при понижении уровня воды в котле ниже допустимого, прекращении подачи воздуха в топку, погашении факела в топке и в других случаях, предусмотренных системой автоматики).
Проверяют работу ВПК при переходе с автоматического на ручное управление и наоборот.
После окончания паровой пробы и устранения выявленных дефектов приступают к изоляции котла. Поверхности котла, подлежащие изоляции, а также каркас и обшивку очищают и окрашивают суриком или краской АЛ 177.
Изоляционный материал размачивают в горячей воде и наносят на горячие изолируемые поверхности слоем 10-30 мм. После высыхания первого слоя накладывают второй и так далее, до получения изоляции нужной толщины. Толщина изоляции зависит от температуры рабочей среды (для котлов — 60-100 мм).
В качестве изоляционного материала для судовых котлов применяют асбест-пушонку, асбестовую ткань, асбестовый картон, асбестовый шнур, диатомит (инфузорную землю), асбозурит (смесь асбеста с диатомитом), совелит и ньювель — смесь магнезии MgO и гидрата окиси магния Mg(OH)2 с асбестом.
Для экономии дорогостоящих изолирующих материалов (совелит, ньювель) изоляцию составляют из разных материалов. Например, первый слой — 10 мм — наносят из асбест-пушонки, второй — толщиной 40-50 мм — из совелита или ньювеля, третий — толщиной 10 мм — из асбозурита.
Изоляционные материалы, наложенные на поверхности котлов, скрепляют металлической сеткой и покрывают обшивкой из оцинкованного кровельного железа. Поверх накладывают стальные бандажи. Котлы изолируют также матрацами из асбестовой ткани с наполнителем из совелита или ньювеля. Матрацы сшивают латунной проволокой, укладывают на изолируемые части котла, обтягивают бандажами и покрывают металлическим кожухом.
Стенки топочной камеры и газоходов водотрубных котлов обшивают съёмными щитами из тонких стальных листов, изолированных асбестовым картоном (или другим изоляционным материалом)толщиной не менее 10 мм. Асбест крепят к щитам болтами, а щиты прикрепляют к каркасу котла на задрайках. Все соединения обшивки котла выполняют на асбестовых прокладках, чем достигается газонепроницаемость обшивки.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 11-06-2003 88 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРОВЫХ И... Актуально в 2018 году

5.14. Гидравлические испытания

5.14.1. Гидравлическому испытанию подлежат все котлы, пароперегреватели, экономайзеры и их элементы после изготовления.

Котлы, изготовление которых заканчивается на месте установки, транспортируемые на место монтажа отдельными деталями, элементами или блоками, подвергаются гидравлическому испытанию на месте монтажа.

Гидравлическому испытанию в целях проверки плотности и прочности всех элементов котла, пароперегревателя и экономайзера, а также всех сварных и других соединений подлежат:

а) все трубные, сварные, литые, фасонные и другие элементы и детали, а также арматура, если они не прошли гидравлического испытания на местах их изготовления; гидравлическое испытание перечисленных элементов и деталей не является обязательным, если они подвергаются 100-процентному контролю ультразвуком или иным равноценным неразрушающим методом дефектоскопии;

б) элементы котлов в собранном виде (барабаны и коллекторы с приваренными штуцерами или трубами, блоки поверхностей нагрева и трубопроводов и др.). Гидравлическое испытание коллекторов и блоков трубопроводов не является обязательным, если все составляющие их элементы были подвергнуты гидравлическому испытанию или 100-процентному контролю ультразвуком или другим равноценным методом неразрушающего контроля, а все выполняемые при изготовлении этих сборных элементов сварные соединения проверены неразрушающим методом контроля (ультразвуком или радиографией) по всей протяженности;

в) котлы, пароперегреватели и экономайзеры после окончания их изготовления или монтажа.

Допускается проведение гидравлического испытания отдельных и сборных элементов вместе с котлом, если в условиях изготовления или монтажа проведение их испытания отдельно от котла невозможно.

5.14.2. Минимальное значение пробного давления Ph при гидравлическом испытании для котлов, пароперегревателей, экономайзеров, а также трубопроводов в пределах котла принимается:

при рабочем давлении не более 0,5 МПа (5 кгс/см2)

Ph = 1,5 p, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2);

при рабочем давлении более 0,5 МПа (5 кгс/см2)

Ph = 1,25 p, но не менее p + 0,3 МПа (3 кгс/см2).

При проведении гидравлического испытания барабанных котлов, а также их пароперегревателей и экономайзеров за рабочее давление принимается давление в барабане котла, а для безбарабанных и прямоточных котлов с принудительной циркуляцией - давление питательной воды на входе в котел, установленное конструкторской документацией.

Максимальное значение пробного давления устанавливается расчетами на прочность по НД, согласованной с Госгортехнадзором России.

Конструктор обязан выбрать такое значение пробного давления в указанных пределах, которое обеспечило бы наибольшую выявляемость дефектов в элементе, подвергаемом гидравлическому испытанию.

5.14.3. Гидравлическое испытание котла, его элементов и отдельных изделий проводится после термообработки и всех видов контроля, а также исправления обнаруженных дефектов.

5.14.4. Организация-изготовитель обязана указывать в инструкции по монтажу и эксплуатации минимальную температуру стенки при гидравлическом испытании в процессе эксплуатации котла исходя из условий предупреждения хрупкого разрушения.

Гидравлическое испытание должно проводиться водой температурой не ниже 5 и не выше 40 град. С. В случаях, когда это необходимо по условиям характеристик металла, верхний предел температуры воды может быть увеличен до 80 град. С в соответствии с рекомендацией специализированной научно-исследовательской организации.

Разница температур металла и окружающего воздуха во время испытания не должна вызывать выпадения влаги на поверхностях объекта испытаний. Используемая для гидравлического испытания вода не должна загрязнять объект или вызывать интенсивную коррозию.

5.14.5. При заполнении котла, автономного пароперегревателя, экономайзера водой должен быть удален воздух из внутренних полостей. Давление следует поднимать равномерно до достижения пробного.

Общее время подъема давления указывается в инструкции по монтажу и эксплуатации котла; если такого указания в инструкции нет, то время подъема давления должно быть не менее 10 мин.

Время выдержки под пробным давлением должно быть не менее 10 мин.

После выдержки под пробным давлением давление снижают до рабочего, при котором производят осмотр всех сварных, вальцованных, заклепочных и разъемных соединений.

Давление воды при испытании должно контролироваться двумя манометрами, из которых один должен иметь класс точности не ниже 1,5.

Использование сжатого воздуха или газа для подъема давления не допускается.

5.14.6. Объект считается выдержавшим испытание, если не будет обнаружено видимых остаточных деформаций, трещин или признаков разрыва, течи в сварных, развальцованных, в разъемных и заклепочных соединениях и в основном металле.

В развальцованных и разъемных соединениях допускается появление отдельных капель, которые при выдержке времени не увеличиваются в размерах.

5.14.7. После проведения гидравлического испытания необходимо обеспечить удаление воды.

5.14.8. Гидравлическое испытание, проводимое на предприятии-изготовителе, должно проводиться на специальном испытательном стенде, имеющем соответствующее ограждение и удовлетворяющем требованиям безопасности и инструкции по проведению гидроиспытаний, утвержденной главным инженером организации.

5.14.9. Допускается гидравлическое испытание проводить одновременно для нескольких элементов котла, пароперегревателя или экономайзера или для всего изделия в целом, если при этом выполняются следующие условия:

а) в каждом из совмещаемых элементов значение пробного давления составляет не менее указанного в п. 5.14.2;

б) проводится сплошной контроль неразрушающими методами основного металла и сварных соединений тех элементов, в которых значение пробного давления принимается менее указанных в п. 5.14.2.