Законы хаммурапи сообщение. Вавилонский царь хаммурапи и его законы

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Позже, однако, по крайней мере, в городах, где существовала демократия, законодательный процесс основывался на большинстве голосов людей. Появление демократического законодательства, по-видимому, привело к расширению значения номои, чтобы охватить закон - в единственном смысле, который теперь признан, то есть как в обычном, так и в обычном. Письменный закон - это теперь не только простой закон, но и его единственный источник; не было никаких следов того факта, что в этот момент обычай по-прежнему считался бы источником права.

Последнее, например, Персов, возглавляли тираны, которые руководствовались только по своей воле, в то время как греки, хотя, конечно же, Геродот, хотя и казалось бы свободным, все еще обладал законом, которого они боялись более сильным, чем боялись своего царя-тирана, Хотя мы не можем видеть в этом утверждении то, что мы называем верховенством закона, идея Геродота выражает существование объективированного права, отличного от неопределенности прошлого. Таким образом, литературная традиция сек.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.

КАРТОЧКА № 14

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»
Для этого вспомни:
— Какие природные явления происходили с реками в этих странах?
— Как называются эти реки?
— Почему говорят, что обе эти реки давали возможность заниматься земледелием?
— Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?
— Какие признаки цивилизации существовали здесь?
Сделай вывод.

Тем не менее свобода была определена ими как послушание закону. Это различие, сделанное греками в отношении владения письменным правом, может иметь связь с сильной разницей отношения к законному праву между греками и средневековым и современным миром. Хотя в глазах современного мира исходный текст закона не имеет ничего святого в том смысле, что ничто не помешало бы его изменению в соответствии с новым экономическим и социальным контекстом, греки были сначала противниками этой идеи. Общая тенденция сохранять неизменные законы подтверждается литературой: Эшилом, Тукидидом, Аристотелем и процедурой редактирования нового закона.

Примерный ответ учащегося

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Таким образом, процесс редактирования нового закона проходил в Афинах, окруженном грозными барьерами. Тот, кто хотел предложить новый закон, должен был предложить какое-то обвинительное заключение в отношении закона, который хотел бы быть изменен, и подвергнуть риску быть обвиненным в неконституционном поведении, если он пренебрег этой формальностью или если его предложение будет рассмотрено как оскорбительные фундаментальные ценности. В последующие годы начало упадка Афин привело к отказу от этой жесткости.

Новые законы умножились, законодательный процесс стал двигателем политической стратегии, и регистрация законов стала хаотичной. Все, что можно сказать, состоит в том, что номий воспринимались как постоянные общие положения, а петифизм - это специальные меры; однако Аристотель использовал это слово в смысле чего-то, что изменило общий закон, чтобы установить справедливость в конкретном случае, а псевдофизм иногда включался в его номинальную категорию.

Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.

2. Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания (5 человек).

а) У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает — себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

В то время, когда греческие философы начали размышлять о состоянии человека, они обнаружили себя и своих соседей, уже живущих в городе, многие из которых были старыми, их происхождение было легендарным царством. Поскольку городское существование кажется имманентным, его нельзя рассматривать только как вопрос истории, но оно предполагает больше гипотез. Платон в своей работе Протагор, кратко обращаясь к проблеме, показывает, что, хотя первобытный человек имел способность самостоятельно относиться к самому себе, у него не было возможности защищаться от диких животных; на таком уровне у него не было того, что мы могли бы назвать социальными навыками - способностью жить вместе с другими людьми; постепенно люди научили общаться, чтобы защитить себя, установив для этой цели цитадели.

— Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. (Если человек брал в долг, то он попадал в зависимость от господина, так как урожай у него мог не уродиться.)

б) Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чем писал? За что и как был наказан?

В течение долгого времени они не понимали из-за их плохого отношения друг к другу, но в конечном итоге Зевс вдохновил на взаимное уважение и чувство справедливости, которое позволяет обществу существовать. В своей последней опере «Законы» Платон повторяет изложенную выше идею. Таким образом, он указывает, что первые политические акты народа исчезли в Потопе, событие, после которого было создано новое начало. Питание было много, и люди уважали друг друга. Никаких формальных законов не требовалось, но по их патриархальным обычаям и обычаям они постепенно воссоединялись в больших сообществах и, в конечном счете, в национальных политических структурах.

3. Решение задач с классом на выбор учителя.

а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

— Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

Важное значение для Аристотеля - акцент на естественном характере этих семейных и политических образований. Размышляя над идеей, которая, естественно, для каждого заключается в достижении большего совершенства в реализации его собственной цели, он представляет цитадель как идеальную среду для достижения идеальной жизни, а человеческий инстинкт воссоединить такие сущности, как на что-то естественное для человека на пути к достижению этой цели. Этот аспект не путает человека с теми животными, у которых есть стая паствы, потому что он единственный, у кого есть способность отличать добро от зла.

б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

Греческое поклонение также касалось отношений между человеком и остальным обществом или между человеком и государством. Отвечая на вопрос о том, что требует гражданин соблюдать закон, греческая философия предсказывала самую плодотворную политическую и правовую теорию Европы, а именно идею о том, что подчинение закону о безопасности основано на предполагаемом первоначальном контракте, к которому относится каждый отдельный гражданин.

Проблема также уходит корнями в философию сложной школы, которая активировалась в период, сразу после Пелопоннесской войны. В контексте двусмысленности слова номосов они утверждали, что, поскольку они юридически отличаются от одного места к другому, их следует рассматривать как более относительные, чем абсолютные. Другими словами, может ли закон иметь более моральный контент, чем обычай, который имеет различный контент от одного народа к другому? Почему бы не соблюдать плохой закон, если никто не может стигматизировать отказ племени уважать обычай, признанный другим?

— Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 15 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

Софисты пытались ответить на эти вопросы, считая, что законы условны, условны, случайны и переменны. Этот ответ, действительный только для обычая, помещал даже закон под знаком относительного и безразличия, устраняя моральные цепочки, которые лежали в основе обязанности уважать его. Для этого номоса, который был условным, софисты воспротивились природе, которая неизменна. Это не то, что позднее было названо естественным, понятным разумом, а скорее естественной физической вселенной и инстинктивной природой ее человеческих обитателей, которая была везде одинаковой.

III. Изучение новой темы

План

1) Вавилон — главный город Двуречья.
2) Законы царя Хаммурапи.

На доске: тема урока.

1. Рассказ учителя.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

Важнейшим следствием сложных теорий было устранение морального содержания из слабо развитой правой идеи, нарушение правовой системы любого следа рациональной и постоянной власти. Первым философом, который отвергал спекуляции софистов, был Сократ. Диалог Крита Платона показывает последние моменты в жизни великого философа, который, приговоренный к смертной казни путем отравления по причине, которая явно несправедливо, не отказывается от настойчивости своих друзей, чтобы убежать, но решает подчиниться приговору, несмотря на несправедливости.

Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

Аргументируя свой выбор, он представляет собой диалог, в котором персонифицированный закон убеждает в справедливости обязанности уважать его, долг, основанный на конвенции, но в другом смысле для софистов. Обращаясь к Сократу, персонифицированный закон обращает внимание на тот факт, что она считает, что тот, кто согласился подпасть под ее заболевание, как желающий быть связанными правилами, которые она приказала; в то же время несоблюдение закона рассматривается как нарушение понимания подчинения, что приведет к разрушению закона и государства.

2. Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.
§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета — около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату… 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Эти аргументы придают особую силу элементу конвенции об увольнении, как закон, на котором строятся как закон, так и государство. Теория взаимного соглашения как основы государства и права имела особое эхо в секундах. Таким образом, Демосфен в своем выступлении против Мидия обращает внимание жюри на размышления о том, что безопасность каждого зависит от абсолютной разобщенности каждого в соблюдении законов.

Аристотель, с другой стороны, отвергает идею государства только из инстинкта чистого животного человека, рассматривает человека как помещика, отличного от других животных, от его склонности ассоциироваться в социальных структурах, формула, которая, хотя и не явная может включать модель коллективного подчинения и сотрудничества. Греческие язычники не сомневались в правильности. Однако греческая литература не так легко справляется с этой проблемой. Таким образом, Аристотель рассматривает право как своего рода порядок; хорошее право должно означать хороший порядок.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 59-63.

3. Беседа по вопросам к документу.

— На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человека (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)
— Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)
— Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)
— Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)
— Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)
— Как наказывали рабов? (Наносили увечье — отрезали ухо, но не убивали.)
— Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)
— С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

Но закон имеет принудительную силу, являясь рациональным продуктом разума. Проблема возобновляется позже Ксенофонтом, описывая предполагаемый разговор между Перилле и Алкивиадом, пытаясь ответить на вопрос о том, что правильно. Греки знали о различиях между законами разных народов, и некоторые из них даже использовали это, чтобы отрицать любое моральное обязательство уважать закон того или иного города. Таким образом, Аристотель признает необходимость адаптации законов различных характеристик и обстоятельств, принадлежащих людям, где они редактируются.

ВАРИАНТ 2

Учащимся после ознакомления с выдержками из законов Хаммурапи предлагается написать сочинение «Хаммурапи как мудрый правитель» (на это задание следует дать 20 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

IV. Закрепление изученного материала

— Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)
— Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)

Восприятие права как выражения интереса доминирующего класса, связанного с современной эпохой с марксистской критикой буржуазного общества, появляется в греческом мире в часто повторяющемся принципе, что закон должен быть на благо всего народа, к которым каждая форма правления выпускает свои собственные законы, которые выгодны правителям, а люди, которые отклоняются от них, квалифицируются как злодеи. В том же диалоге Сократ выступает против вывода о том, что справедливость является, по сути, интересом самого сильного, в то время как это не противоречит тому, что на самом деле происходит на практике.

V. Подведение итогов урока

Вариант урока 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагаемые к уроку.

I. Игра

Учитель выбирает 6 человек, которым поручает в качестве домашнего задания написать коллективное сочинение от имени вавилонского царя XVIII в. до н. э. «Мои законы». На уроке представители этой группы зачитывают сочинение. После этого учитель и учащиеся задают авторам вопросы, вступают с ними в дискуссию. Авторы отстаивают свои положения исходя из мировоззренческих установок гуманизма.

Основной вопрос юриспруденции заключается в том, должно ли право, чтобы считаться таковым, должно соответствовать только определенным формальным критериям или должно соответствовать постоянному, высокому и естественному стандарту. Что это за высокий стандарт? Этот вопрос не был явно сформулирован древнегреческими философами, но проблема не пропадает из литературы того времени. Таким образом, Софокл в Антигоне находится в конфликте с этой проблемой: это решимость Антигоны похоронить его брата, убитого в борьбе, труп которого оставил король Тебе в пользу диких зверей.

Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку пять, отличную оценку получают также учащиеся, активно принимавшие участие в дискуссии.

II. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая существует до сих пор.

Дополнительный материал

Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) — шестого царя первой Вавилонской династии — найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — ок. 630 гг. до н. э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове…» В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурагш стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства.
В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, торговля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие.
Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве-должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, лишении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяйственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем.
В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного — 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.
Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили. Им наносили физическое увечье — отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев. Но их ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.
Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось на царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным видом этого довольствования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.
Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя. Из плена воина выкупали. Вернувшемуся из плена воину возвращали его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолетнему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца.

Урок 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1


      Организационный момент


      Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье»


1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.

^ КАРТОЧКА № 14

    Как называются эти реки?

Примерный ответ учащегося

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.

2.Индивидуальная работа . Выполнение письменно на листочках специального задания (5 человек).

    (Если человек брал в долг, то он попадал в зависимость от господина, так как урожай у него мог не уродиться.)


б) Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чем писал? За что и как был наказан?

3.Решение задач с классом на выбор учителя.

а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.


    Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)


б)


4 . Устный ответ ученика по карточке № 15 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Изучение новой темы

План

1.Вавилон - главный город Двуречья.

2.Законы царя Хаммурапи.

На доске: тема урока.

1.Рассказ учителя .

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

Аргументируя свой выбор, он представляет собой диалог, в котором персонифицированный закон убеждает в справедливости обязанности уважать его, долг, основанный на конвенции, но в другом смысле для софистов. Обращаясь к Сократу, персонифицированный закон обращает внимание на тот факт, что она считает, что тот, кто согласился подпасть под ее заболевание, как желающий быть связанными правилами, которые она приказала; в то же время несоблюдение закона рассматривается как нарушение понимания подчинения, что приведет к разрушению закона и государства.

2. Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

§ 7.

§ 53

§ 59.

§ 229.

§ 274.

§ 48.

§ 205.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 59-63.

3. Беседа по вопросам к документу.

    (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

    (Золото, серебро.)

    (Волов, овец, ослов.)

    (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

    (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

    Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)

    (Убивали.)

    (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)


ВАРИАНТ 2

Учащимся после ознакомления с выдержками из законов Хаммурапи предлагается написать сочинение «Хаммурапи как мудрый правитель» (на это задание следует дать 20 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).


    Закрепление изученного материала

    Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)

    Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)


    Подведение итогов урока

    1. Подведение итогов урока


В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая существует до сих пор.
^ Домашнее задание: прочитать § 14 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают законы Хаммурапи?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 53 (с. 44).

Дополнительный материал

Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой Вавилонской династии - найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - ок. 630 гг. до н. э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове...» В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства.

В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, торговля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие.

Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве- должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, лишении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяйственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем.

В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.

Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убывали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев. Но и* ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось па царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным вйДОм этого довольствования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.

Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя- Из плена воина выкупали. Вернувшемуся из плена воину возвращал^ его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолетнему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца.

КАРТОЧКА № 14
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?» Для этого вспомни:
    Какие природные явления происходили с реками в этих странах? Как называются эти реки? Почему говорят, что обе эти реки давали возможность заниматься земледелием? Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?

    Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.

Законы царя Хаммурапи § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.
§ 53 . Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26.

Вопросы.

    На какие группы делилось население Вавилонского царства?

    Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?

    Каких домашних животных разводили жители Вавилона?

    Что умели делать жители этой страны?

    Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?

    Как наказывали рабов?

    Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?

    С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?

Законы царя Хаммурапи § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.
§ 53 . Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Вопросы.

    На какие группы делилось население Вавилонского царства?

    Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?

    Каких домашних животных разводили жители Вавилона?

    Что умели делать жители этой страны?

    Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?

    Как наказывали рабов?

    Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?

С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?

Законы царя Хаммурапи § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.
§ 53 . Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Вопросы.

    На какие группы делилось население Вавилонского царства?

    Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?

    Каких домашних животных разводили жители Вавилона?

    Что умели делать жители этой страны?

    Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?

    Как наказывали рабов?

    Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?

    С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?