Пути решения проблем в центрах социального обслуживания. Социальное обслуживание в Российской Федерации: проблемы и пути решения

Планирование является общей функцией управления, входящей в кольцо управления (рис.7.1). Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

Рис. 7.1. Кольцо управления

Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия (организации), поэтому в данном учебном пособии рассмотрим только те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования. На рис.7.2 представлена классификация видов планирования по некоторым из возможных признаков. Каждый из видов планирования по срокам и по детализации конкретизирует и создает предпосылки для выполнения планов более высокого уровня.

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

· документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы.

· стандартизация. Составление документации должно производиться в соответствии с некими стандартами.

Рис. 7.2. Классификация видов планирования в логистике

· организованность. Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;

· точность. Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования;

· согласованность . Все частные планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования (интеграция планов ), так и в рамках одного уровня (координация планов ). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;

· непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнятся другие, некоторые планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации;

· полнота, т.е. охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе логистической деятельности.

Перед началом планирования необходимо четко определить:
- объект планирования (что планируется);
- субъект планирования (кто планирует);
- горизонт планирования (на какой срок);
- средства планирования (с помощью чего планировать: финансовые средства, вычислительная техника);
- методику планирования (как планировать);
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).

Результаты выполнения планов должны контролироваться. Логистический контроль – это упорядоченный и в идеале непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих расхождений с целью выявления их причин.

7.1. Стратегическое логистическое планирование

7.1.1. Взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий

Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа:
1. Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными;
2. Тактические решения связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском;
3. Операционные решения наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой.

Существует несколько типов стратегических решений (рис.7.3).

Рис. 7.3. Типы стратегических решений

Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.

Пример

Американская компания глобальных экспресс-перевозок UPS (United Parcel Service Inc.), будучи уверенной в том, что обладает эффективной логистикой, разработала бизнес-стратегию, цель которой – предоставление клиентам услуг высочайшего уровня по доставке товаров, информации и капиталов. Таким образом, логистика с одной стороны внесла вклад в формирование бизнес-стратегии, а с другой стороны позволяет ее реализовать путем очень быстрой доставки груза практически в любую точку земного шара. Например, наличие целого таможенного отдела, "работающего" только с грузами UPS, а также уникальная технология "условного выпуска" экспресс-товаров, когда таможенное оформление груза начинается задолго до его фактического прибытия на территорию России – ноу-хау компании, которое позволило разрешить одну из самых сложных проблем. Груз оформляется по временной таможенной декларации и на следующий день доставляется получателю. А уже потом в течение следующих нескольких дней пройдет полное таможенное оформление, гарантом которого выступает компания UPS. Кроме того, клиенты компании имеют удобную возможность наблюдать маршруты своих отправлений и подтверждение о доставке через Интернет. Каждая посылка маркирована специальным штриховым кодом и сканируется на всем пути следования, поэтому проследить ее путешествие на web-сайте компании очень просто. Сегодня этой услугой во всем мире, в том числе и в России, ежедневно пользуется около 4 миллионов человек.

В идеале организации должны все делать как можно лучше с учетом низких затрат, хорошего обслуживания потребителей, быстрой доставки, гибкости, использования высоких технологий и т.д. На практике это, конечно, нереально. Поэтому приходится уравновешивать уровень предоставляемых услуг с затратами. Для этого необходимо выбрать конкретную направленность для своей логистической стратегии, что является ключевым решением . Например, одни организации делают ставку на предоставление дешевых услуг, другие – на высокую скорость доставки, третьи – на предоставление индивидуальных услуг и т. д. К основным направлениям логистических стратегий относятся следующие:
· минимизация логистических издержек;
· повышение уровня обслуживания потребителей;
· основное внимание – временным параметрам: минимизация времени поставок товаров или доставка точно ко времени, указанному заказчиком;
· основное внимание – предоставлению услуг очень высокого качества;
· гибкость предлагаемой продукции предполагает предоставление специализированных услуг или услуг, с учетом требований конкретных заказчиков;
· гибкость объема предлагаемой продукции предполагает особое внимание уделять оперативному реагированию на изменяющийся спрос;
· технология – стремление к разработке и использованию самых современных технологий в области коммуникаций, отслеживания грузов, сортировки упаковок, идентификации продуктов, учета динамики запасов и др.;
· место расположения – стремление оказывать услуги, располагаясь на самых выгодных местах, например, на автобусных остановках в центрах городов.

7.1.2. Типы логистических стратегий

К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.

«Тощая» стратегия

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Первые попытки осуществления «тощих» операций были произведены в производственной сфере по инициативе Toyota. Использованные для этого методы привели к таким высоким результатам, что их начали использовать и в других областях деятельности предприятия и в конечном итоге возникла идея «тощего» предприятия. Известный специалист в области менеджмента Роберт Таунсенд утверждает, что «во всех организациях по крайней мере 50% ресурсов (людей, усилий, места, времени) тратится впустую». Компания Toyota выявила следующие участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы.

· Качество поставляемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих, деталей и т.д.) и ГП может быть слишком низким, чтобы удовлетворить запросы потребителей.
· Неправильный уровень производства или мощностей . Имеет место производство продукции или мощности, которые в настоящее время не нужны.
· Плохо отлаженный процесс . Наличие ненужных операций, слишком сложных или потребляющих слишком много времени.
· Ожидание . Операциям приходится ожидать начала или завершения, материалам – поступления; оборудованию – производства ремонтных работ.
· Перемещение . Продуктам во время операций приходится совершать ненужные, слишком длинные или неудобные перемещения.
· Запас . Наличие слишком большого запаса приводит к излишним сложностям и к повышению затрат.

Типичным подходом к реализации «тощей» стратегии является: подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности; устранение остановок, упрощение перемещений; использование более совершенной технологии для повышения эффективности; размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы; поиск возможностей получить экономию на масштабах; устранение из цепи поставок ненужных звеньев.

Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой стратегией, основанной на динамичности.

Динамичная стратегия

Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:
· скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;
· способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е.:
· стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей;
· создают удобный доступ потребителей к своей организации;
· гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы;
· проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их;
· совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки;
· заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.

На первый взгляд цели и характеристики «тощих» и динамичных операций кажутся противоречивыми (табл.7.1).

Таблица 7.1

Сравнительная характеристика «тощей» и динамичной логистик

Фактор

«Тощая» логистика

Динамическая логистика

Эффективные операции

Гибкость, обеспечивающая удовлетворение спроса

Удаление всех непроизводительных участков

Удовлетворение потребителей

Ограничения

Обслуживание потребителей

Динамика изменений

Долгосрочная стабильность

Динамичное реагирование на изменяющиеся обстоятельства

Параметры деятельности

Производительность, полнота использования

Время выполнения заказов,

уровень обслуживания

Унифицированная, стандартизированная

Переменная, контроль осуществляется более локально

Управление

В рамках формализованных циклов планирования

Менее структурировано и осуществляется персоналом, наделенным необходимыми полномочиями

Но на практике никакого строгого разграничения между ними нет и организациям не обязательно выбирать только одну из стратегий в ущерб другой. Например, если поставщик улучшает связь со своими заказчиками через электронный обмен данных или продает материалы через веб-сайт, то этим он одновременно сокращает издержки и улучшает качество обслуживания. По существу обе стратегии считают удовлетворение потребителей и низкие затраты доминирующими направлениями, но по-разному описывают процесс достижения цели.

Стратегические союзы

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие.

· Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.

· Стратегия на основе временных параметров . В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется.

· Стратегии на основе защиты окружающей среды . Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.

· Стратегии повышенной производительности . Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).

· Стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д.

· Стратегии диверсификации или специализации . Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности. Например, существуют транспортные компании, предлагающие перевозку любых грузов: от письма до контейнеров. Другие транспортные компании занимаются доставкой только нефти танкерами или только небольших упаковок груза.

· Стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель стратегии –удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.

· Стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д.

7.1.3. Разработка логистической стратегии

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ

· стратегии более высокого уровня (см. рис.7.3), позволяющие понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию.

Кроме того, необходимо учитывать

· среду, в которой ведется бизнес , включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может;

· особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других (рис.7.4).

Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему.

Рис. 7.4. Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии


Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях применяют так называемый логистический аудит . Его цель состоит в сборе значимой информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования. Этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются

· сильные и слабые стороны организации, т.е. ее внутренние операции и особые компетенции;
· возможности и угрозы , проявляющиеся в среде, в которой ведется бизнес.

Ключевым фактором среды, в которой ведется бизнес, является тип спроса , который обуславливает выбор «тощей» или «динамичной» стратегий. Так, «тощая» стратегия работает лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней мере, предсказуем. Динамичная стратегия лучше работает в ситуациях широкого ассортимента продукции, когда сложно точно спрогнозировать спрос, когда он резко меняется, когда операции выполняются на заказ, например, массовое выполнение заказов на модную продукцию и т.п.

Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является системность подготовки стратегических решений, т. е. не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов, которые будут непосредственно заниматься реализацией стратегии. В течение всего процесса разработки стратегии должны рассматриваться практические последствия и практическая возможность реализации любого из принимаемых решений.

Существуют различные рекомендации по шагам разработки логистической стратегии, например:
1) отдавайте приоритет тем областям логистической деятельности, которые обеспечивают долгосрочное улучшение конкурентной позиции предприятия;
2) часто изменяемая стратегия, направленная на использование краткосрочных рыночных возможностей, приносит мимолетные выгоды;
3) будьте осмотрительны, принимая жесткие, негибкие стратегии, которые могут устареть и при этом лишить предприятие возможности маневра;
4) исключайте стратегии, которые могут привести к успеху только при условии реализации наиболее оптимистичных прогнозов. Исходите из того, что конкуренты предпримут ответные меры и могут наступить времена с неблагоприятными рыночными условиями;
5) атакуйте слабые, а не сильные стороны конкурента и др.

Единого, универсального метода разработки логистической стратегии не существует. Логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д., которые представляются в виде стратегического логистического плана, содержащего следующие разделы:
1. Общее резюме, в котором демонстрируется суть логистической стратегии и показывается ее связь с другими частями организации.
2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы ее измерения.
3. Описание способа, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей, изменений, которые для этого будут осуществлены, и того, как будет осуществляться управление ими.
4. Описание того, как отдельные функции логистики (снабжение, транспорт, контроль над запасами, грузопереработка и т. д.) будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.
5. Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.
6. Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.
7. Описание того, как стратегия повлияет на бизнес в целом, особенно с точки зрения целевых показателей этого бизнеса, вклада стратегии в получение ценности для потребителей и удовлетворение их запросов.

7.1.4. Реализация логистической стратегии

Любые стратегии становятся эффективными только тогда, когда они реализованы. Для успешной реализации стратегии надо при ее разработке учитывать, что существуют два типа стратегических решений: первый задает правила и цели, которые надо выполнить, а второй показывает, как надо добиваться выполнения этих правил на практике. Например, стратегическое решение компании о расширении объемов сбыта – это правило, а внедрение дополнительного канала продаж продукции через Интернет – это конкретное средство выполнения правила. Таким образом, общие цели стратегии должны быть подкреплены решениями, связанными с реализацией, которые затем преобразуются в более подробные тактические и операционные решения, в конкретные действия, принимаемые и реализуемые на низших уровнях (рис. 7.5).

Так стратегическое решение второго типа о внедрении дополнительного канала продаж продукции через Интернет приводит к принятию среднесрочных тактических решений по найму и подготовке персонала, по созданию и функционированию электронной страницы, по организации доставки продукции потребителям, по организации электронных платежей; по использованию дополнительных складов и т. д. Эти тактические решения в свою очередь определяют решения операционного уровня, связанные с покупкой соответствующего оборудования, контролем запасов, экспедированием, маршрутами транспорта и т. д.

Рис. 7.5. Уровни решений в логистике

В общем случае анализ логистической стратегии приводит к постановке и решению на нижних уровнях управления следующих возможных вопросов:
· Следует ли нам изменить складские и транспортные операции?
· Изменится ли наш подход к планированию и составлению графиков работы?
· Имеются ли у нас необходимые ресурсы, если нет – можем ли мы их получить?
· Имеется ли у нас подготовленный персонал, и сможем ли мы в случае необходимости подготовить его?
· Как выбранная стратегия повлияет на нынешних и потенциальных потребителей?
· Какое влияние она окажет на персонал, сооружения, организацию деятельности, технологию и т. д.?

При переходе к реализации стратегии необходимо рассматривать решения по каждой логистической функции, от снабжения до поставки. Но различные авторы выделяют следующие наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения.

1. Структура ЛЦ . С точки зрения организации, цепь поставок состоит, во-первых, из нескольких уровней поставщиков, в которые входят источники сырья, промежуточные производители, посредники, а во-вторых, из нескольких уровней потребителей, перемещающих ГП до конечных пользователей. Различные стратегии приводят к разным типам цепей поставок, отличающиеся длиной (количеством уровней), шириной (количеством параллельных маршрутов), пропускной способностью, типом посредников, степенью контроля над логистикой, качеством услуг и затратами.

2. Размещение элементов инфраструктуры . После выбора структуры ЛЦ необходимо выяснить, где лучше всего разместить некоторые элементы ЛЦ, такие как промышленные предприятия, оптовые предприятия, склады, логистические центры и т.д. Вопрос размещения следует рассматривать очень тщательно, т. к. это решение оказывает значительное и долгосрочное влияние на многие показатели будущей работы. Кроме того, после того как сооружение начало действовать, его, как правило, трудно и очень дорого закрыть или переместить в другое место.

3. Стратегические взаимоотношения . Иногда лучше заниматься логистикой самостоятельно, в других случаях целесообразно воспользоваться услугами специализированных структур. Такой вид деятельности называют аутсорсингом, привлечением третьей стороны или контрактной логистикой.

4. Организация вспомогательных процессов , т. е. таких видов деятельности, которые способствуют эффективной работе ЛЦ. К ним относятся организация технического обслуживания оборудования, информационные технологии обработки информации, электронный обмен данными, использование возможностей Интернета, различные системы управления МП, например, «точно в срок» и т. д. Идея усовершенствования вспомогательных процессов становится крайне важной в тех случаях, когда конкурирующие организации по объективным причинам имеют одинаково эффективные структуры цепей поставок. В этом случае конкурентные преимущества могут заключаться в лучшей организации вспомогательных процессов.

Предыдущая

Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа:

1. Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными.

2. Тактические решения – связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском.

3. Операционные решения – наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой.

Существует несколько типов стратегических решений:

  • для организации в целом;
  • для каждого вида бизнеса организации;
  • для каждой функции.

Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает, как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию.

Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок, и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.

Виды логистических стратегий

К наиболее общим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах.

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т.е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:

· скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;

· способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е. стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей; создают удобный доступ потребителей к своей организации; гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы; проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их; совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки; заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации. Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями. К другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие:

  • Стратегия дифференциации.
  • Стратегия на основе временных параметров.
  • Стратегии на основе защиты окружающей среды.
  • Стратегии повышенной производительности.
  • Стратегии с добавленной стоимостью.
  • Стратегии диверсификации или специализации.
  • Стратегия фокусирования.
  • Стратегии роста.

Планирование использования мощности

Планы использования мощностей позволяют гарантировать, что для удовлетворения долгосрочного спроса имеющихся у организаций мощностей будет достаточно. Под мощностью операции понимается ее максимальная пропускная способность в заданный промежуток времени. Ограничение по мощности означает, например, что предприятие может выпустить не более определенного количества продукции за неделю, самолет может взять на борт только ограниченное количество пассажиров, университет может принять на обучение не больше определенного количества студентов и т.п.

Мощность цепи поставок определяет максимум товаров, которые могут быть доставлены к конечным потребителям в заданное время. Различают проектную мощность, т. е. максимальную мощность, которую организация может развить в идеальных условиях отсутствия сбоев, проблем, и эффективную мощность, т.е. максимальную мощность, которую организация может развить в реальных условиях с учетом временных сбоев. При планировании цепей поставок необходимо учитывать, что фактическая мощность цепи поставок, чаще всего достигаемая на практике, ниже проектной и даже эффективной мощностей.

Цепь поставок состоит из множества звеньев, имеющих различные мощности. Поэтому какие-то из звеньев, имеющие наименьшую мощность, ограничивают общую пропускную способность цепи и становятся узким местом цепи поставок. Цель планирования использования мощностей – сопоставить имеющуюся мощность отдельных элементов с предъявляемым к ним спросом. Любое несоответствие может оказаться дорогостоящим. Если мощность ниже спроса, узкие места ограничивают перемещение материалов, и качество обслуживания потребителей снижается; если мощность выше уровня спроса, организация часть мощности не использует, что также приводит к неэффективным издержкам. Сформулируем основные шаги стандартного подхода к любому типу планирования, который называют планирование требований по ресурсам, для планирования мощностей:

1) изучить прогноз спроса и определить требуемую мощность;

2) определить мощность, имеющуюся в настоящее время;

3) выявить разницу между требуемой и имеющейся мощностями;

4) предложить альтернативные варианты, позволяющие устранить эту разницу;

5) сравнить планы и выбрать из них лучший;

6) реализовать лучший вариант, при необходимости модифицировать план;

7) контролировать результаты.

Существуют два способа краткосрочной корректировки мощности:

1) управление мощностью – с целью ее соответствия существующему спросу посредством изменения часов работы, найма внештатного персонала для работы в часы пик, аренды дополнительных сооружений, использование запасов для обслуживания спроса при пиковых нагрузках и т.п.;

2) управление спросом – с целью его соответствия имеющимся мощностям посредством изменения цены, объема маркетинговых усилий, ограничения числа обслуженных потребителей предъявлением определенных к ним требований (возраст, уровень знаний, наличие прописки и др.), изменения спроса выгодными предложениями в период традиционно низкого спроса и т.п.

Планирование размещения элементов инфраструктуры

Одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются организации – выбор хорошего места размещения. Размещение связано с отысканием лучших географических точек месторасположения элементов ЛЦ (заводов, складов, магазинов, ресторанов, офисов и т.п.). Решения по размещению элементов ЛЦ чрезвычайно важны, поскольку они влияют на показатели деятельности организации в течение многих лет, т.е. имеют долгосрочный характер. Если организация совершит ошибку и откроет сооружение в неудачном месте, вложив в него значительные средства, то исправить ситуацию, переехав на новое место будет не так просто, это потребует больших финансовых, трудовых, временных затрат, приведет к потере времени, клиентов, замораживанию капиталов, снижению конкурентоспособности.

При выборе мест размещения следует учитывать следующие факторы:

  • Место размещения заказчиков.
  • Место размещения поставщиков и материалов.
  • Культура.
  • Отношение органов власти и их планы.
  • Прямые и косвенные затраты.
  • Отношение общественности.
  • Операции.
  • Размер и конфигурация участка.
  • Транспортная доступность местности.
  • Конкуренты, их число, мощь, расположение.
  • Потенциал расширения или осуществления изменений.
  • Ситуация на местном рынке рабочей силы, численность работников, их квалификация и производительность.
  • Политическая стабильность.
  • Природные условия.
  • Обменные валютные курсы.

Существует фактор, которым не следует пользоваться при решении задачи размещения, – личные предпочтения менеджера. Иногда менеджеры выбирают местность, где они выросли или когда-то отдыхали. Такой выбор априорно не является плохим, но он зачастую становится таким, так как его главный недостаток – низкая надежность вследствие отсутствия объективного анализа месторасположения.

Тактическое планирование

Обобщенное планирование относится к категории тактических решений, в ходе которых прогнозный спрос и наличная мощность преобразуются в графики по видам деятельности. На этом уровне планирования разрабатываются обобщенные планы и основные графики. В обобщенных планах ведется анализ по группам видов деятельности, по каждому сооружению, как правило, на каждый месяц, при этом деталей работы планирование не касается.

Так, например, в обобщенном плане может быть указано количество груза, которое будет перемещаться через логистический центр, но разбивка общего груза по типам упаковок или содержимому не будет производиться. После составления обобщенных планов разрабатываются основные графики, т.е. документы, разбивающие обобщенный план на составляющие и показывающие виды деятельности, как правило, на каждую неделю. Планирование не заканчивается на этапе составления основного графика, так как необходимо разработать подробные расписания для всех видов работ, оборудования, сотрудников, материалов, сооружений и других ресурсов, требуемых для выполнения задач, установленных в основном графике. Для этого используется составление краткосрочных графиков. Краткосрочные графики определяют последовательность выполнения видов деятельности, ресурсы и время, когда они должны быть выполнены.

Источник - МАРКЕТИНГ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.

Пути совершенствования социального обслуживания населения как элемента социальной политики на примере муниципальных образований "Котлас" и "Котласский район"

3.1 Проблемы социального обслуживания и пути их решения

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, мало обеспеченность, безработица.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако, здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы: увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации; увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве; оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. Постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Анализ правовых основ государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII вв.)

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения

Возбуждение уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве

Проблемы, споры связанные со стадией возбуждения уголовного дела являлись весьма актуальными в советское время и остаются таковыми в современной России. После распада СССР, как известно...

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования

Несмотря на более чем десятилетнюю историю российская модель выстраивания национальной пенсионной системы все еще далека от завершения. Наряду с очевидными успехами реформирования...

Защита конфиденциальной информации

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач. Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России - осуществление комплексного учета интересов личности...

Особенности дееспособности несовершеннолетних

Характеризуя дееспособность несовершеннолетних, ученые используют такие определения, как "частичная", "неполная", "ограниченная", "исключительная", чтобы подчеркнуть разницу в правовом статусе лиц до 14 лет и с 14 до 18 лет ...

Особенности осуществления предвыборной агитации

Требует дальнейшего урегулирования вопрос о перечне помещений, которые могут выделяться для проведения публичных агитационных мероприятий. Необходимость в данном, официально утвержденном перечне, очевидна...

Из приведенного выше анализа можно выделить ряд проблем, которые существуют на сегодняшний день в процедуре проведения земельных торгов(аукционов...

Проблемы взаимоотношений государства и общественности в России

Формирование гражданского общества - процесс исторический. Его интенсивность зависит как от состояния общественного сознания, так и от понимания роли и сути этого процесса государством: таковы реалии посттоталитарного переходного периода...

Первая проблема в изучении услуг носит скорее цивилистический, научный характер. Изучение услуг как объекта гражданских прав может проходить по двум направлениям. В одном случае возможно выявление общих...

Трудовые пенсии по инвалидности

правовой инвалид социальный В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около тринадцати миллионов инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны...

1

Настоящая статья посвящена исследованию опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (на примере ГБУ СО «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края). Был проведен опрос 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента. Основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды, являются: состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество. В статье проанализирован и опыт и перспективы внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

социальное обслуживание на дому

граждане пожилого возраста

социальные услуги

инновационные технологии

1. Макарова Е.О. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг социального обслуживания населения // Социальное обслуживание. – 2015. – № 2. – С. 26–39.

2. Малахин И.А. Чудакова Ю.В. Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 12–4(40). – С. 97–100.

3. Официальная статистика. Население. Территориальный органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. [Электронный ресурс] http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/population.

4. Рожина С.В. Современные подходы к предоставлению социальных услуг в комплексном центре социального обслуживания населения (на опыте работы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Валуйки и Валуйского района» Белгородской области) // Социальное обслуживание. – 2015. – № 1. – С. 23–28.

5. Савченко В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России // Региональная экономика. – 2012. – № 321. – С. 40–46

6. Хорева О.О., Муравьева В.Н., Ульянченко И.И., Савченко В.В. Состояние стоматологического здоровья граждан пожилого возраста, проживающих в геронтологических учреждениях социальной защиты населения Ставропольского края // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2014. – № 4 (36). – С. 366–368.

Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется динамичным увеличением доли граждан пожилого возраста в общей численности населения края. На 1 января 2014 года численность лиц старше трудоспособного возраста по Ставропольскому краю составила 25,5 % процента от численности всего населения Ставропольского края. Помимо этого, наблюдается увеличение доли граждан пожилого возраста старше 80 лет, и в дальнейшем их количество будет увеличиваться .

Такая тенденция в обществе предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, созданию комфортных условий для жизни старшего поколения, повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов, поддержанию активного долголетия, преодолению психологического дискофорта, связанного с ощущением беспомощности и одиночества .

У пожилых людей в современном мире появляются новые социальные потребности, что обуславливает необходимость внедрения инноваций в социальную сферу как ведущий инструмент повышения качества их жизни . Самой распространённой формой социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание.

Цель исследования: анализ опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому.

Материалы и методы исследования

В ходе оценки был проанализирован опыт деятельности Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края. С целью изучения удовлетворенности качеством оказания социальных услуг и анализа потребностей внедрений инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому был проведен социологический опрос. В исследовании приняли участие 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента.

Результаты исследования и их обсуждения

В Изобильненском центре социального обслуживания населения функционируют 14 отделений социального обслуживания населения на дому, которые охватывают 28 населенных пунктов района. Основными клиентами Изобильненского центра социального обслуживания являются граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в сельской местности. В сельской местности расположено 11 отделений социального обслуживания на дому. Во 2 квартале 2015 года отделения социального обслуживания дому оказали услуги 1 410 человек. Основную долю обслуживаемых составили женщины, они составляют 82 % от общего числа обслуживаемых. По итогам 2 квартала 2015 года бесплатную помощь получили - 6,6 % клиентов, с частичной оплатой 78,7 %, с полной оплатой - 14,7 %. Численность лиц, ожидающих очереди для принятия на обслуживание в отделения составляет 5 человек.

85 % опрошенных нами клиентов полностью удовлетворены качеством оказания социальной помощи, 12,5 % отметили, что удовлетворены в большей степени да, чем нет, и лишь 2,5 % отметили, что больше нет, чем да.

88 % опрошенных в целом удовлетворены разнообразием предоставляемых социальных услуг

Самой актуальной проблемой для граждан пожилого возраста и инвалидов является состояние здоровья. Состояние здоровья беспокоит 93,3 % опрошенных, материальные трудности испытывают 53,3 % опрошенных, с социально-бытовыми проблемами сталкиваются 33,3 % опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее значимые проблемы клиентов отделений социального обслуживания на дому

Самыми востребованными социальными услугами для клиентов отделений социального обслуживания на дому являются социально бытовые услуги. Более 91 % клиентов отделений социального обслуживания на дому являются получателями именно социально-бытовых услуг (приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений). 19,5 % клиентов являются получателями социально-психологических услуг, 16,8 % - социально-медицинских, а 12 % - социально-правовых услуг.

В ходе исследования оценивалась потребность в дополнительных социальных услугах, которые хотелось бы получать гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Более 50 % граждан испытывают по потребность в предоставлении медицинских услуг на дому (установка капельниц, выполнение уколов, предоставление физиологических процедур и др.). 34 % опрошенных испытывают потребность в предоставлении услуг социального такси. Ограничение жизнедеятельность большинства клиентов отделений социального обслуживания на дому приводит к актуальности предоставления парикмахерских услуг, а также услуг мастера по маникюру и педикюру на дому. Потребность в повышении разнообразия услуг по организации конструктивного досуга испытывают 15 % опрошенных. 10 % граждан пожилого возраста нуждаются в получении квалифицированной консультаций юриста на дому (рис. 2).

Рис. 2. Дополнительные виды социальных услуг, в которых испытывают потребность клиенты отделения социального обслуживания на дому

Согласно результатам проведенного исследования не менее актуальной проблемой является и повышение информированности граждан пожилого возраста и инвалидов о перечне услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам учреждениями социального обслуживания на дому. Большая часть респондентов 56,4 % отметили, что узнали о возможности получения социальных услуг из блажащего окружения (родственники, знакомые, соседи), 34,5 % получили информацию о возможности получения социальных услуг на дому от специалистов учреждения. Остальные отметили другие источники получения информации: органы муниципальной власти, медицинские учреждения, средства массовой информации.

В центре активно развиваются инновационные формы социальной поддержки граждан.

Услуга «Домашний помощник» направлена на оказание одиноким (одинокопроживающим) вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной войны в выполнении трудоемкой домашней работы. Данный вид услуг оказывает социальный работник мужчина. Каждый обратившийся в центр сможет получить помощь специалиста в мелком ремонте, ремонте электрики, сантехники, сборке мебели и т.д.

Услуга «Санаторий на дому» направлена на максимальное восстановление здоровья и способности к самообслуживанию пожилых людей в комфортных и привычных для них условиях. Терапия включает комплекс услуг для улучшения самочувствия, повышения иммунитета, а также просветительскую работу с пациентами по санитарной гигиене и диетологии. Программа по улучшению качества жизни пенсионеров полностью ориентирована на их потребности и включает в себя десятидневный реабилитационный курс. В перечень услуг входит обследование врача и назначение процедур с проведением мониторинга состояния здоровья. При этом учитывается диагноз основного и сопутствующего заболевания, общее самочувствие клиента. Затем составляется индивидуальный план реабилитации, включающий магнитотерапию, рефлексотерапию на аппаратах «ДЕНАС», ингаляции, водные процедуры, витаминотерапию и др.

Услуга «Сиделка». Услуги сиделок оказываются гражданам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, нуждающимся в постоянном или временном уходе в привычной для них социальной среде.

В целях совершенствования оказания паллиативной помощи особую актуальность приобретает развитие социальный услуги «хоспис на дому». Целью оказания данной услуги является оказание квалифицированной комплексной социально-медицинской помощи гражданам в терминальной стадии любого хронического заболевания (онкология, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхо-легочной и сердечно-сосудистой системы и другие). Содержание данной услуги предполагает оказание не только социальных услуг квалицированного ухода за тяжело бальными людьми, но и предоставление психологической помощи членам семьи, обучения их навыкам общего ухода за больными.

Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Пожилой человек входит в приемную семью с целью получения необходимо ухода, решения проблемы одиночества, получение чувства полезности для окружающих. С другой стороны семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку получает определённое вознаграждение. В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество. Развитие института приемной семьи для пожилых людей позволяет решить проблемы социальной защищенности пожилых людей в обществе, снижение развитие социальной активности граждан и гражданской позиции.

Выводы

В целом клиенты стационарного отделения социального обслуживания на дому удовлетворены качеством и разнообразием предоставляемых услуг. Наиболее востребованными услугами, являются услуги социально-бытового характера, приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений. Самыми основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды - это состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество.

Среди дополнительных услуг, в которых нуждаются клиенты отделения социального обслуживания на дому, самыми актуальными являются медицинские услуги, предоставления автотранспорта, «услуга парикмахер на дому», организация культурных и досуговых мероприятий.

В центре активно внедряются инновационные технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: услуги «домашний помощник», «санаторий на дому», «сиделка». Перспективным является внедрение таких инновационных технологии как «хоспис на дому», модель приемной фостерной семьи.

Одним из условий внедрения инновации в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому является расширения степени участия негосударственного сектора (некоммерческих организаций и частного бизнеса) в оказании социальных услуг населению. Это позволит развивать конкуренцию и в результате формировать более гибкую сферу социальных услуг, снижать стоимость предоставляемых услуг, уменьшать долю бюджетных средств при финансировании государственных учреждений.

Библиографическая ссылка

Бородина О.Д., Савченко В.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-2. – С. 321-324;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8575 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1 000руб.

Описание

Развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования, которые учитывают особенные потребности граждан, которые следует реализовать его в более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной государственной системе социальных услуг.
Наличие общих законов и стандартов медицинской помощи, является активом правительства, институциональные системы социальной работы, это был недостаток, давая адресной помощи «безличный» характер, когда специфические потребности клиента "не вписываются" в списке универсальный гарантировано. Если вам нужны дополнительные услуги, клиент должен оплатить или примириться с невозможностью их получения. Во многих случаях, даже минимальная плата за конкретную услугу рассматривается как моральный вред, оскорбление.
Весь комплекс социальных у...

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН 5
1.1 Стационарное социальное обслуживание: понятие, принципы, правила приема 5
1.2 Формы стационарного социального обслуживания 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ РОЛИ 14
2.1 Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решения 14
2.2 Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что постепенно увеличивается доля пожилых людей и инвалидов в населении в современном мире, эти тенденции характерны для нашей страны. Их доход значительно ниже среднего показателя, а в потребности здравоохранения и социального обеспечения гораздо выше.
Инвалидность и старость - это проблема не только индивида, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан, которая остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих их людей, которые будут выражаться не в жалости, а в человеческом сострадании и равном отношении к ним в качестве сограждан.
Развитие социальных услуг для пожилых людей и инвалидов придаётся в нашей стране с каждым годом все большее значение, оно рассматривается как кр айне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышает эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Фрагмент работы для ознакомления

Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимися в постоянных или временных нестационарных социальных услугах, которые частично утратили способность к самообслуживанию в домашних условиях в виде социальных, социально-медицинских услуг и других видов помощи.Среди домашних социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, включают в себя:1) услуги общественного питания, включая доставку продуктов на дом;2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;3) содействие в получении медицинской помощи, включая поддержку медицинских учреждений;4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;6) содействие в организации ритуальных услуг;7) другие надомные социальные услуги.В дополнение к надомным социальным услугам, при условии, списки гарантированных государством социальных услуг, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями могут быть предоставлены дополнительные услуги на полную или частичную оплату.б) Социально-медицинская помощь на домуСоциально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении требующих надомных социальных услуг для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), серьезных заболеваний (в том числе рак) в поздних стадиях заболеваний, требующих лечения в специализированных медицинских учреждениях.в) Срочное социальное обслуживаниеСрочное социальное обслуживание предоставляются в целях предоставления чрезвычайной разовой помощи гражданам и инвалидам, остро нуждающихся в социальной поддержке.Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;2) предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;3) разовая материальная помощь;4) содействие в получении временного жилья;5)организация юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;6) организация экстренной медицинской и психологической помощи при содействии для работы психологов и священнослужителей и выделением для целей дополнительных телефонных номеров;7) другие чрезвычайные социальные услуги.г) Социально-консультативная помощьСоциально-консультативная помощь гражданам и людям с ограниченными возможностями с целью их адаптации в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также для обеспечения взаимодействия между личности, семьи, общества и государства.Социально-консультативная помощь гражданам и инвалидам направлена ​​на их психологические усилия по активизации поддержки в решении своих собственных проблем и предусматривает:1) выявление лиц, нуждающихся в консультационной помощи;2) предотвращение различных видов социально-психологических отклонений;3) работать с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалидов, организации их досуга;4) консультации по вопросам профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;5) в целях обеспечения координации деятельности государственных учреждений и общественных организаций для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;6) правовая помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;7) другие меры по созданию здоровых отношений и создания благоприятной социальной среды для пожилых людей и инвалидов.Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли2.1 Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решенияАнализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов, доказывает, что они являются наиболее социально уязвимой категорией населения, нуждающихся в особой заботе и социальной защиты со стороны государства. Почти в тот же день большинство пожилых людей потеряли все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и гарантироваться "достойную старость и достойные похороны." Обесценение были все достижения своей прошлой жизни: идеалы своей юности и зрелости признаны ложными, и они не только потеряли уважение молодого поколения, но постоянно являются "бременем для работающего населения".Таким образом, основной задачей учреждений социальной защиты, особенно социальных центров обслуживания (ЦСО) является поддержание активного образа жизни старшего поколения, предоставляя им разнообразную социальную и психологическую помощь.Переходные формы социальных услуг, направленных на оказание социальной помощи и услуг для пожилых людей, которые предпочитают оставаться в привычной домашней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания, в первую очередь следует ставить социальные услуги на дому.Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987году и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В настоящее время - это одна из основных социальных услуг ЦСО, главной целью которых как можно больше продлить пребывание пожилых людей в их привычной среде, поддерживать их личный и социальный статус, для защиты своих прав и законных интересов.Отдел социального обслуживания (ОСО) осуществляют свою деятельность в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Перечень обеспечивает предоставление следующих услуг:- Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих блюд;- Помощь в приготовлении пищи;- Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;- Содействие в организации ремонта и уборки помещений;- Оказание помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг;- Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и возвращение их с доставкой;- Обеспечение ухода на основе состояния здоровья;- Оказание помощи в оказании медицинской помощи в рамках базовой программы целевых программ и региональных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и региональных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями по уходу;- Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;- Психологическая поддержка;- Посещение стационарных медицинских учреждений, с тем чтобы оказать моральную и психологическую поддержку;- Содействие в госпитализации, поддержки требует учреждений здравоохранения.В трудное время для нашей страны, работа социальных служб должно быть ограничено, а не только в обеспечении граждан, обслуживаемых социальных услуг, но и в обеспечении социальной и психологической помощи (слушать, понимать и давать советы, насколько возможно для удовлетворения духовных потребностей пожилого человека).Основываясь на опыте ЦСО, следует проанализировать трудности в отделе социальных услуг на дому, что в свою очередь влияет на качество услуг гражданам.Как правило, пригодность для работы с пожилых людей и людей с ограниченными возможностями на дому, в первую очередь, определяется выносливостью и физической силой социального работника. Это связано с тем, что деятельность отдела - связана с большей физической активностью очень тяжелая работа. В настоящее время ставка устанавливается максимально допустимые нагрузки для женщин в доставке продуктов в домашних условиях, в палате за одно посещение - до 7 кг.Если социальный работник не превышает норму, то один визит он приносит при работе на одном (8 человек) - 56 кг, во время работы на 1 курса (12 человек) - 84 кг.Согласно последним правилам социальный работник должен посетить палаты по крайней мере, 2-3 раза в неделю. Если необходимо по запросу лиц, обслуживаемых посещений на дому может осуществляться 3 раза в неделю.Как социальный работник на полную рабочую неделю приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку, и до 168 кг - в размере 1,5.Список продуктов, которые приобретаются с обслуживанием граждан, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупы, овощи, мясо и т.д. Согласно оценке приносимых продуктов, следует сказать, что все зависит от диапазона материала хорошо обслуживается человек, как правило, получают пенсию, в более редких случаях, дополнительные помощь друзей и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, будут получать минимальную пенсию, все социальные услуги и доставку товаров первой необходимости, как будто несет социальный работник.Эта проблема может быть решена или облегчить работу сотрудников по следующим направлениям:- В каждом центре социального обслуживания должны быть доступны транспортные средства и нормальной материально-технической базы для приобретения и обслуживания автомобилей. На сегодняшний день, 110 центров, только 10 из них имеют автомобиль, хотя иллюстративная штатное расписание центра каждого из структурных подразделений центра должен быть автомашины.- В штатном расписании ввести ставку погрузчика или добавить эту норму в качестве внутреннего выравнивания - водителя. Так как любой продуктовом, одежду, или гуманитарной помощи, предоставляемой по центру, освобождается силовым центром работников.Отдел дневного пребывания (ОДП) - визитная карточка любого социального обслуживания. Основная задача - обеспечение пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, предоставляя им активный образ жизни, адаптация их жизни в «своей» среде. Как своего рода полупродуктов стационарных социальных услуг включает в себя социально-бытовых, медицинских и культурных услуг пожилым людям, организации еды и отдыха.Отрасли рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких пенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организованной на основании разрешений на срок 4 недели (в некоторых случаях, на 2-х недель).Рабочий отдел дневного ухода строится в соответствии с утвержденным Положением о центре социального обслуживания.Департамент центров дневного ухода за детьми, в соответствии с утвержденным порядком дня, начинайте обслуживание, в 10 ч. 00 мин. Офис уже встретил своих посетителей на входе в центр, после чего они были проведены по центру и знакомы с его работой.Дружелюбный и любезный персонал отношение центра, приветствуя пенсионеров, сразу же создают атмосферу дружелюбия и расположения.В каждом центре тщательно продумано оформление, интерьер создает уют, поднимает настроение. На стендах отражается жизнь как центра и Департамента дневного ухода. Пенсионеры могут найти информацию о работе социальных служб, для проведения мероприятий, посвященных различным праздникам, смотрите фотографии на работе ОДП.В лице директора Центра администрирования, он встретился с группой пожилых людей, рассказывая им об отделе, его функций и различных форм помощи, которую они могут получить в ходе визита в ОДП.После этого предложения посетить обслуживаемых медицинский кабинет, где медсестра по просьбе пенсионера измерения артериального давления, рассказывает о различных лекарственных препаратах, используемых в конкретных обстоятельствах. В случае плохого состояния здоровья оказывает первую медицинскую помощь, предоставляет консультации по вопросам, представляющим интерес.Для тех, кто хочет посетить зал физиотерапии, медсестра проводит занятия физиотерапию, говорит о цели различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут делать физические упражнения, необходимые для восстановления потерянной здоровья из-за операции или стрессовых ситуаций.Особая благодарность выражается в горячих отставных центров питания. Для посещения Департамента дневного ухода, похмелья расчета меню с указанием веса порций, стоимость продуктов питания и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остатка денежных средств для пенсионеров формируются дополнительные продовольственные пакеты и даты отпуска для сотрудников отделения пытаются сделать эти обеды действительно праздничными.Учитывая резкий рост цен и обнищание населения, особенно бедственное положение пенсионеров и инвалидов были.Для лиц, попавших в экстремальные условия и остро нуждающихся в натуральной или вещевой помощи, при центрах открыты Отделения срочного социального обслуживания (ОССО).Основным направлением деятельности филиалов неотложной помощи являются:-Оказание помощи одежды (одежды, обуви, постельных принадлежностей и тому подобное);-Предоставление продовольственной помощи (продовольственные посылки или ваучеры на бесплатное питание);- Предоставление гуманитарной помощи;- Психологическая поддержка;-Проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.Учитывая резкий рост цен и обнищание населения, особенно бедственное положение пенсионеров и инвалидов.Именно центры социального обслуживания, в первую очередь обязаны прийти к ним с предложениями о помощи, которые могут быть не только в виде ваучеров на ЦСО, вещей и продуктовых наборах. Также становится важным для пенсионеров психологическая помощь и общение, участия в культурных мероприятиях, работе и кружках деятельности.В это трудное время, более чем когда-либо необходимо быть внимательным, отзывчивым и проявлять доброжелательное отношение ко всем престарелым и нетрудоспособным гражданам, которые посещают центры социального обслуживания.С учетом вышеизложенного, очевидно, что благодарность и признание со стороны подопечных зависит, прежде всего, от руководителя центра, от его способности и готовности осуществлять свою работу должным образом на его успешное сотрудничество с благотворительными и общественными организациями.2.2 Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализацииСоциальные услуги должны быть доступны для всех, без исключения, людей пожилого возраста. Они должно быть организовано таким образом, чтобы гарантировать, что соответствующие меры не только для обеспечения пожилых людей гарантировано социальных услуг, но и создать условия для реализации личностного потенциала в старости.Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, матери-одиночки и т.д.) в нестационарных формах развиваются в сложных условиях, в первую очередь, из-за отсутствия финансирования. Ситуация усугубляется еще и значительное число бедных людей, требующих социальной поддержки, а также тот факт, что органы социального обеспечения в области народонаселения все чаще вынуждены брать на себя непрофильные функции, такие как медицинские, потребительские и коммерческой службы граждане.Тем не менее, несмотря на все трудности, в целом удалось сохранить сеть стационарных учреждений, но и в некоторой степени, чтобы развернуть его.Хотя система социальных услуг развивались бы гораздо успешнее, если там было меньше нерешенных вопросов, как от юридических и организационных планов.Прежде всего, она еще не была разработана концепция государственной социальной защиты, отсутствие законодательных рамок и правил, касающихся социальных услуг для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, многодетных семей, неполных семей и других. Существующие как несколько статей по этой проблеме часто иногда "замедлить" процесс социальной помощи.Установлено, для обеспечения компьютеров и других вычислительных устройств, но только в одном направлении: пенсию. Социальные услуги центра компьютеры практически выделяются централизованно российским Министерством социальной защиты и Комитетом приобретенной социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится к тому, отсутствия финансирования. В связи с этим, в небольшой работе ЦСО по сбору и анализу данных о населении и введение полученной информации в компьютеры. Все это влияет на качество планирования и проведения различных социальных программ. В настоящее время общество настолько велико, что расслоение принимать во внимание все группы людей, находящихся в неблагоприятном положении, и чем больше отдельная семья, старые методы невозможно.Органы исполнительной власти, создание центров социального обслуживания, так как государственные учреждения предназначены для поддержки населения, с первого дня существования поместить их в унизительное положение, заставляя выйти и искать или попросить о помощи для себя. Почему эти центры финансируются частично: наемных работников, ремонта, оборудования и бытовых расходов? Но есть и сила посетителей, культурные мероприятия, экстренной социальной помощи и других видов деятельности ЦСО, которые требуют стабильного бюджетного финансирования. В это время некоторым ЦСО помогает Департамент пенсионного фонда. А завтра, возможности этой организации достаточно только для выплаты пенсий, которая в настоящее время имеет место в ряде регионов России, так как предприятия остановки, а денежные потоки значительно снижаются.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации: «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» [Текст]: от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ (ред. от 27.06.2013)
2. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [Текст]: от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.)
3. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" [Текст]: от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)
4. Федеральный закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" [Текст]: от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
5. Закон о монетизации льгот (Принят 05.08.2004. Вступил в силу 24.08.2006)
6. Порядок и условия зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому [Текст]: Утв. Приказом Министерства социальной защиты населения РФ от 15.09.1995. №218.
7. Делягин, М.Н. Замена льгот на компенсации выгодна бюджету, а не людям [Текст]: учебное пособие // Человек и труд. 2004. № 7. С. 20-29
8. Госпорьян А. Анализ практики социального обслуживания населения [Текст] // Социальное обеспечение. 2004. № 12. С. 2-12.
9. Григорьева, И.Н. Особенности системы обслуживания пожилых в России [Текст]: учебное пособие // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 154-166.
10.Кукушин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов. – Москва, 2009.
11.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов. – Москва, 2010.
12.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов /Человек: его сущность, развитие, проблемы. Вып. 1/ - Ростов-на-Дону, 2010.
13.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: Учебник – Москва, 2011.
14.Денисова Г.С. Радовель М.Р. Этносоциология: Учебное пособие для студентов – Ростов-на-Дону, 2010.
15.Дмитриев А.В. Конфликтология.: Учебное пособие – Москва, 2011.
16.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов – Москва, 2009.
17.Ионин Л.Г. Социология культуры. – Москва, 2009.
18.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2008.
19.Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. – Москва, 2011.
20.Социология. Краткий тематический словарь /Под общ.редакцией Ю.Г.Волкова. – Ростов-на-Дону, 2010.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.