Поза мимика жесты относятся. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение

В процессе любого разговора каждый из собеседников выражает свои мысли не только при помощи речи. Иногда даже во время молчания можно невольно, но более чем ясно, выразить свое мнение и отношение к окружающим. Этому способствует язык тела. Невербальное общение позы, жесты, мимика и их значение для осведомленного в этих тонкостях человека, расскажут в разы больше, чем было произнесено вслух.

Для чего необходимо невербальное общение и его понимание

Знания основных принципов и значения тех либо иных действий невербального общения, несомненно, являются полезными для любой возрастной категории. Нередко жестикуляция способствует более понятному изъяснению информации как для слушающего, так и того, кто на данном этапе ее преподносит. К тому же жесты и мимика, это проявления глубоких внутренних эмоций. Контролировать эти процессы довольно трудно, поэтому разбирающийся в языке тела наблюдатель легко определит истинные эмоции и отношение, возникающие при общении.

Можно выделить сразу несколько причин, по которым полезно хотя бы на поверхностном уровне разбираться в «языке тела»:

  • благодаря движениям рук, позам и мимике лица выражается наиболее точная гамма чувств, для полного описания которой подобрать слова практически невозможно;
  • правильная расшифровка «сигналов тела» способствуют более глубокому взаимопониманию;
  • неконтролируемые движения частей тела, а также позы и мимика выдают оппонента, когда он пытается солгать.

Невербальное общение включает в себя несколько важных проявлений. Стоит отметить, что некоторые из них достаточно просто поддаются тренировке, а со временем и полному контролю. Другие же являются своеобразными личными постоянными детекторами лжи.

К методам невербального общения относятся:

  • мимика;
  • визуальный контакт с собеседником;
  • тембр голоса и его интонация;
  • жестикуляция и позы;
  • прохождение в межличностное пространство.

Невербальное общение позы, жесты, мимика. Проявления каждого из этих типов общения имеют свои особенные значения. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Мимика

Полный контроль человеком всех своих мимических реакций невозможен ввиду того, что проявления эмоций на лице, в большинстве случаев, полностью зависят от мозговой активности. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции, а левое – за анализ и интеллект. Однако действие нейронов от правого полушария активнее, поскольку проявление эмоций является инстинктивным и не требует дополнительной обработки информации. А вот попытка сдержаться, которая наступает на несколько миллисекунд позже, уже является проявлениями анализа.

Очень хорошо натренированный контролировать эмоциональные проявления человек, способен практически моментально подавить мимические изменения на лице. Но при внимательном наблюдении, они все же заметны.

  • Злость всегда проявляется приспущенностью уголков рта, сжатием зубов, а также широко открытым при этом взгляде.
  • Удивление провоцирует самовольное приоткрытие рта, легкое опущение уголков губ, широкое раскрытие глаз и поднятие бровей.
  • При страхе брови несколько сводятся вместе, а губы растягиваются со все также опущенными уголками.
  • Печаль проявляется практически так же, как и страх, лишь только поникший взгляд при грусти позволяет их различить.

Визуальный контакт с собеседником

Наличие и длительность визуального контакта позволяют понять об истинной степени заинтересованности собеседника.

  • Так при восхищении происходит длительное удержание спокойного взгляда.
  • Возмущенный собеседник будет пристально наблюдать за обидевшим его, не отводя глаз.
  • Если собеседник откровенно располагает к себе, зрительный контакт весьма длителен, но с периодическими перерывами через каждых секунд 10.
  • В том случае, когда основной эмоцией является неприязнь, взгляд человека обязательно будет избегать прямого визуального контакта.

Тембр и интонация голоса

Темп разговора, а также его тональность легко могут выдать скрываемые эмоции.

  • При волнении голос становится низким, а слова нередко обрываются.
  • Энтузиазм отмечается четкой речью и высоким тоном голоса.
  • При усталости тональность понижается к концу предложения.
  • Высокомерный человек говорит обычно медленно и с одинаковой монотонной интонацией.
  • Нервозность хорошо проявляется во время разговора, благодаря наличию словесных ошибок, частых остановок в разговоре и кашле.

Вспомните свое поведение в разных ситуациях, что и как вы говорили, и какие испытывали эмоции.

Жестикуляция и смена положения тела

Общая польза от положения тела проявляется в яркой возможности жестикуляции.

  • Собеседник сосредоточен, если он закрыл глаза, потирает подбородок, а также пощипывает переносицу.
  • Явным признаком позитивного настроя является наклоненность всего тела несколько вперед, а также легкое касание рукой щеки.
  • Выражение несогласия, а также страха рассказать лишнего, проявляется в прикрытии ладонью либо пальцем рта.
  • Неуверенность проявляется в поддерживании одного из локтей руки иным, а также потирание ушей.
  • А вот открытость к беседе и оппоненту можно констатировать при расправленных плечах, а также расправленных ладонями вверх руках.
  • Человек закрыт от информации, при скрещивании рук и ног во время разговора.

При общении с ребенком учитывайте его состояние и положение тела.

Межличностное пространство

Расстояние, на которое допускается человек и при этом данный процесс не причиняет морального дискомфорта.

Интимной зоной является расстояние, не превышающее 50 см. Друзья общаются на расстоянии 50 – 120 см. При этом допустимы некоторые касания друг друга, в рамках дружественного взаимодействия.

Свыше 120 см, но не больше 370см, является нормой при общении в строго формальной обстановке. А вот более 370 см присуще для публичных выступлений перед совсем малознакомой аудитории.

Обучение младших школьников невербальному общению

Основной необходимостью ознакомления детей с принципами «языка жестов», является их социальное и личностное развитие. Большинство современных психологов считают, что обучение младших школьников невербальному общению способствует более уютной каждого малыша . Помимо этого, именно так развивается и культурной сдержанности.

Для практики невербального способа общения имеется несколько довольно простых, но действенных упражнений. Основной идеей их использования является эмоциональное раскрытие ребенка, его стимуляция к доверию и развитие способности совершать взгляд на любую ситуацию «со стороны».

Наиболее действенные методы, это упражнения:

  • эмоция;
  • видеокамера;
  • восковая палочка.

Эмоция

Для этой игры необходима предварительная подготовка, которая заключается в заготовке карточек с наименованиями частей тела и эмоций. Вытягивая карточки, необходимо будет выразить загаданную эмоцию выбранной для этого частью тела. Такая оригинальная игра, на первый взгляд не имеющая смысла, позволяет активно развивать в ребенке актерские способности.

Благодаря необходимости проявления заданной эмоции через движения тела, происходит также стимулирование фантазии малыша и устранение стеснительности.

Видеокамера

Упражнение «Видеокамера» является эффективным методом переосмысления конфликтной ситуации. Для его выполнения отводиться любое количество времени, не превышающее 40 минут.

Реализация метода происходит в виде мысленного восстановления начала возникновения конфликтной ситуации, а также событий, связанных с человеком и предшествующих этому. Так в виде просматриваемого киносценария необходимо вспомнить первую встречу и впечатление о собеседнике. Все, что произошло нужно вспомнить максимально подробно и последовательно, включая окружающие детали. Благодаря такой системе происходит довольно быстрое ослабление конфликта.

Восковая палочка

Для выполнения этого игрового упражнения необходимо детям встать в круг, как можно ближе друг к другу. Один из детей становится в центр и полностью расслабляется. Задачей коллектива является его полное удерживание и, одновременно с этим, легкое раскачивание в стороны, выставив руки вперед. Эта игра, для каждого из участников продолжается около 1-2 минут.

Главной целью упражнения является развитие чувства доверия. По окончанию игры для каждого из детей задается несколько вопросов, среди которых: «Кто сумел полностью расслабиться» и «Кому не страшна была возможность упасть».

Общение с животными

Миром необходимо. Общение с домашними питомцами научит детей воспринимать эмоции, настроение и намерение их действий в определенные моменты.

Невербальное общение позы, жесты, мимика и их значение необходимо знать и детям и взрослым. Умение распознавать настроение и как минимум степень дружелюбности общего настроя, поможет детям в будущем избегать неловких и опасных ситуаций, в общении как с животными, так и с людьми. А также минимизирует неконтролируемые манипуляции над ними других людей.

Невербальные средства – мимика, выражение глаз или губ, поза и жесты руками – позволяют выразить то, что скрывает человеческая речь. Для того, чтобы лучше читать людей, понимать их поступки и даже просчитывать некоторые действия наперед, достаточно внимательно следить за жестикуляцией при разговоре.

Тот, кто желает скрыть некоторую информацию, не высказывая ее, непременно выдаст себя с головой в жестах или выражении лица.

Например:

Прищуренные глаза выкажут недоверие, а открытый взгляд – любопытство и заинтересованность;

Скрещенные на груди руки – зажатость;

Постоянные прикосновения к собеседнику – внутреннюю неуверенность.

1. Жесты - способ знакового использования рук. Можно, например, призывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отмахивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим приветствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед молитвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные аплодисменты. С древних времен нашего, русского язычества до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жестов, способных производить звук, причем громкий.
Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалистов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытянутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановиться, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед.
Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вторичного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного языка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение.
Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые распространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, понимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика - способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть приподняты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель.
Мимика как способ общения присутствует и у высших животных – человекообразных обезьян. Однако хотя их гримасы порой и похожи на человеческие, но выражают зачастую другие смыслы. К примеру, оскал, который мы могли бы посчитать улыбкой, у обезьян выражает угрозу. Обезьяна попросту поднимает десны и демонстрирует клыки. Точно так поступают многие млекопитающие – собаки, тигры, волки и так далее. Кстати, такой же знак угрозы видимо, был свойственен когда-то и человеку – у некоторых первобытных народов оскал также является не только улыбкой, но и знаком угрозы или ожесточения. Клыки для них подсознательно еще являются боевым оружием. Да и в нашей культуре хранится память именно о таком значении этой гримасы: фразеологизм показать зубы означает «продемонстрировать некую угрозу или сопротивление».
К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетничают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Прямой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного человека. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни. В животном мире и у первобытных народов прямой взгляд в глаза часто является вызовом. Известно, к примеру, что гориллы терпят людей возле себя, но при этом человек не должен глядеть вожаку в глаза, поскольку вожак воспримет это как претензию на его статус, на лидерство в стаде. Были случаи, когда самец гориллы нападал на телеоператора, воспринимая блеснувший объектив телекамеры как прямой взгляд в глаза, как вызов. И по сей день прямой взгляд в глаза считается смелым, открытым; известно также, что люди отводят глаза, когда робеют или не уверены в себе.

3. Положение тела - способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к хищника.
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво.
Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек напряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии.
Расположение тела в пространстве также может быть информативным. Например, известен феномен личного пространства, который в европейской культуре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Иными словами социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личностями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть маркером, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собеседников.
Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собеседниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что американец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для американца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у японца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, старается сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Например, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время разговора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения.

кинесика мимика жест общение

Кинесика (др.-греч. кЯнзуйт -- движение) -- совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения

Областью изучения кинесики выступают беззвучные невербальные средства общения, такие как: язык телодвижений, язык тела, язык жестов (мимика, взгляд, жесты, позы и пр.) К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как мы видим, кинесика - понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика - это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются «широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм.

Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица - мимика, всего тела - пантомимика, рук и кистей рук - жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению - выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями. Польский психолог Я. Рейковский предлагает разделять такие компоненты невербального поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. К эмоциональным действиям он относит все те невербальные действия человека, которые вызваны эмоцией и направлены на то, чтобы эту эмоцию выразить и разрядить. Например, по мнению Я. Рейковского, в том случае, когда человек узнает о смерти своего родственника и начинает рыдать, падать - это выразительные движения, в том случае, когда человек надевает траурную одежду, начинает причитать - он выполняет специфические эмоциональные действия. Эмоциональные действия выступают как форма мотивированного поведения и являются приобретенными. Тем самым подчеркивается конвенциальный характер эмоциональных действий в отличие от выразительных движений, являющихся формой непосредственного выражения состояний человека.

Кинесические средства -- это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особое, невербальное общение. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербального общения: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д. Мы выражаем свое состояние невербальным способом: недоверчиво приподнимаем одну бровь, потираем нос от любопытства, стискиваем руки перед грудью, чтобы изолировать себя или защититься, пожимаем плечами, демонстрируя безразличие, заговорщицки подмигиваем, барабаним пальцами в нетерпении, хлопаем по лбу, обнаружив свою оплошность.

Особая роль в передаче информации отводится мимике -- движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики -- ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1)

Таблица 1

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Презрение

Страдание

Удивление

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Уголки рта опущены

Уголки рта опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза сужены

Глаза ширако раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния.

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются - расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены для субъекта нечетко. Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

П. Экман с коллегами также создал методику для измерения выражения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица: брови - лоб; глаза - веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений - FAST». С помощью этого метода можно провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней компонентов выражения шести основных эмоций. Принцип FAST следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Зоны лица

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Прервать контакт

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Усилить контакт

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Продолжить контакт

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Продолжить контакт

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Страх и желание уйти

Уйти от контакта

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова -- на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается -- больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера -- только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело -- главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Дистанция

Невербальные средства общения

Психологи считают, что в процессе взаимодействия людей 60–80 % коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств и только 20–40 % – за счёт вербальных. По этой причине языком невербального общения крайне важно научиться владеть профессионально.

Дистанция, которую соблюдают люди при общении, уже о многом может свидетельствовать. Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения. В качестве примера можно привести пространственные зоны, выделяемые А. Пизом в книге ʼʼЯзык телодвиженийʼʼ.

1. Интимная зона (от 15 до 46 см). В эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте. Это дети, родители, супруги, родственники и близкие друзья.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м). На таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м). Такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми: с водопроводчиком, пришедшим заняться ремонтом, с новым служащим на работе, с людьми, с которыми знакомы не очень хорошо.

4. Общественная зона (более 3,6 м). Такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.

Естественно, что в конкретных ситуациях общения соблюдение дистанций зависит также от национальности, климатической зоны (южанин – северянин), места проживания (городской житель – сельский), темперамента и других факторов.

В процессе речевой коммуникации порой важнее не то, что говорят, а то, как проявляются при этом эмоции, каковы манеры, жесты партнеров. Иногда сообщение воспринимается неверно только из‑за того, что оно сопровождается ʼʼпротиворечивыми жестамиʼʼ.

Приведем основные невербальные средства, которые сопровождают речевое общение и оказывают влияние на его эффективность.

Мимика. Выражение лица нередко является главным показателœем чувств говорящего. Как правило, положительные эмоции распознаются гораздо легче, чем отрицательные. Но даже легко распознаваемая мимика нередко бывает весьма кратковременной и для

понимания требует специальной подготовки.

Приведем некоторые примеры тестирования мимических реакций.

В случае если человек улыбается, то это еще не означает, что он настроен открыто и дружелюбно. Важно понимать, как и почему он улыбается:

‣‣‣ кривая улыбка – человек пытается взять себя в руки и не показать свою нервозность или обеспокоенность;

‣‣‣ брови опущены – хочет продемонстрировать свое превосходство над собеседником;

‣‣‣ улыбка без подъема нижних век – знак того, что человек крайне неискренен;

‣‣‣ улыбающийся человек широко раскрывает глаза – свидетельство скрытой угрозы;

‣‣‣ лицо вытянуто, голова приподнята вверх – верный признак высокомерного поведения или презрения;

‣‣‣ нос наморщен, брови опущены, нижняя губа немного выпячена вперед, рот закрыт, глаза словно косят в сторону – человек испытывает отвращение.

Во время общения люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но если собеседник заглядывал вам в глаза меньше 1/3всœего периода общения, значит, он говорил неправду или пытался что‑либо скрыть. Непроизвольное движение глаз (так называемые бегающие глаза) свидетельствует о том, что человек испытывает чувство тревоги, стыда, страха или чувствует подвох в ваших словах.

В случае если собеседник пристально смотрит вам в глаза, при этом его глаза сужены – он явно испытывает враждебность к вам либо желание доминировать в общении. В случае если же собеседник, напротив - переводит взгляд с одного предмета на другой, значит, его интерес к теме снизился.

Поза. Умение принимать правильную позу в какой-либо ситуации общения, особенно при публичном выступлении, свидетельствует о профессионализме. Конечно, не имеет особого значения, в случае если в беседе с друзьями вы сидите, развалившись на стуле, наваливаетесь всœем телом на стол или подпираете дверной косяк. Но при публичном выступлении умение держаться придает уверенность

Жесты. Чтобы быть понятым, человек должен соединить свои слова в предложения. То же и с жестами. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию собеседника. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия. Можно понять, как встречено то, что мы говорим, – с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоконтролем или скучают.

Специалисты‑коммуникаторы обращают пристальное внимание на инстинктивные проявления невербалики. Οʜᴎ отмечают, под каким углом вы поворачиваете к ним свое тело и куда (вперед или назад) наклоняетесь, отвечая на их вопросы. Расслаблены ли ваши руки, обращены ли они ладонями вверх, демонстрируя согласие с теми мыслями, которые вы при этом озвучиваете, либо слегка сжаты в кулаки, выдавая противоречивость ваших мыслей.

Судьи и адвокаты пристально изучают поведение истца и ответчика, отмечая, когда они на доли секунды отводят глаза в сторону при обсуждении важных спорных вопросов. Иногда адвокаты даже приглашают на заседание суда помощника, чья единственная задача – следить за поведением истца и ответчика и отмечать малейшие признаки беспокойства. Интересно, что на роль такого помощника чаще всœего выбирают женщин, поскольку большинство женщин более внимательны к сигналам тела, чем мужчины.

  • 22. Организация деловых переговоров - процесс состоящий из этапов:
  • 3. Завершение переговоров
  • 4. Анализ итогов
  • 23.Методы и навыки деловых переговоров.
  • 24. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров:
  • 25. Слушание – главнейший компонент общения: виды и приемы слушания.
  • 26. Слушание в деловой коммуникации. Правила эффективного слушания.
  • 27. Техника и тактика аргументирования.
  • 1.Выбор техники аргументирования. В зависимости от особенностей партнеров выбираются различные методы аргументирования.
  • 3 Выполнение условий соглашения. Необходимо помнить, что даже самый блестящий результат переговоров заметно потускнеет, если возникнут проблемы с выполнением взятых на себя сторонами обязательств.
  • 29.Как подготовить устное выступление Использование презентации при выступлении.
  • 30.Роль невербальных особенностей в процессе установления деловых коммуникаций.
  • 31.Основные типы невербальной коммуникации
  • 32.Кинестетические особенности невербального общения жест, мимика, поза.
  • 4. Мимика
  • 33.Речь и личность, элементы восприятия человека по речевому поведению; индикаторы восприятия психологических составляющих голос, пространство, время
  • 34. Особенности языка тела, которые следует учитывать во время деловой коммуникации
  • 35.Понятие “личность”. Значение личности в практике делового общения.
  • 36.Взаимосвязь типов личности и делового общения.
  • 37.Оценка поведения личности в деловом общении. Характеристика имиджа делового человека.
  • 1 Психоэмоциональной защиты
  • 39.Документационное обеспечение делового общения: общие правила оформления документов.
  • 40.Понятие нетворкинга и его основные характеристики.
  • 41. Техника и правила эффективного нетворинга.
  • 42. Деловая коммуникация в компьютерных сетях: общая характеристика.
  • 43.Электронная коммерция и деловая коммуникация.
  • 44​. Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах.
  • 45. Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи.
  • 46. Деловая коммуникация в блогах.
  • 47.​ Сущность межкультурных различий в деловой коммуникации. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели.
  • 48.Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых аспектов деловой культуры.
  • 49. Невербальная семиотика и ее значение в деловой и межкультурной коммуникации.
  • 1 Регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  • 2 Обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста
  • 3 Выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
  • 50. Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах.
  • 31.Основные типы невербальной коммуникации

    Рассмотрим основные типы невербальной коммуникации:

    Кинесика –совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды.

    Тактильное поведение – направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении

    А) профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения осмотр врача

    Б) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи

    в дружеская или любовная.

    Сенсорика – основана на чувственном восприятии другого человека и ощущении.

    Проксемика – использование пространственных отношений при коммуникации.

    Сущ. 4 зоны:

    - интимная зона 40-65см

    - личная зона 60-120см

    - социальная зона 120-260см

    - публичная зона 260-360см

    Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации

    -полихромная

    -монохномная – время всегда отслеживается

    Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

    32.Кинестетические особенности невербального общения жест, мимика, поза.

    Невербальное общение – это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

    Поза

    Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений поз. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к другим лицам. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Она воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

    Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

    Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

    Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.

    Жесты

    Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Вообще интенсивность жестикуляции растет вместе с ростом эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

    Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть основные сходные жесты, среди которых можно выделить: коммуникативные жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.; модальные, т.е. выражающие оценку и отношение жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.; описательные - те, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания. Например.

    Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным.

    Наиболее часто употребляемые движения головы – это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой.

    Выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес. И, наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.

    Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т.д.