Месопотамия хаммурапи. Законы Хаммурапи (Древняя Месопотамия: Вавилон) и Комментарии к ним

Самое древнее в Месопотамии законодательство связано с именем правителя и реформатора из города Лагаша – Уруинимгины (XXIV в. до н.э. ). Тексты его законов до настоящего времени не сохранились, однако их содержание было изложено в четырех надписях того времени. Известно, что они устанавливали нормы, касавшиеся разного рода податей, были направлены против долговой кабалы, грабежа, воровства и убийства. Позднее появились первые дошедшие до нас письменные законы Ур-Намму , царя III династии Ура (XXI в. до н.э.), законы Липит-Иштара , царя Исина, и законы царства Эшнуны (XX–XIX вв. до н.э.). Но наибольшую известность в древности получили Законы Хаммурапи, судебник старовавилонского царя. По своей юридической технике и ясности изложения норм права они превосходят все другие кодификации Древней Месопотамии.

Что было, когда эта рефлексивная самооценка еще не была? Как люди клевали, прежде чем они были изгнаны из Рая, когда они жили среди богов и повиновались их голосам без какой-либо отдаленной уверенности в себе? Джейн ищет его в самых древних свидетельствах человеческой культуры. Слова и понятия в классическом переводе сознания и аспектах менталитета имеют разное значение в «Илиаде», имея в виду аспекты физического мира вещей. «Психея» означает вещества жизни, которые мы называем кровью и дыханием.

Тимосы означают движение. «Тимосы покидают конечности» означает, что человек больше не двигается. У бушующего моря также есть тимоны. Слово сома, которое позже означает тело и образует контрапункт для души, означает Гомера во множественном числе для мертвых конечностей, труп. Герои Илиады не знают «воли», они не решают - они слушают голоса богов. Где мы будем воспринимать субъективные чувства, боги работают в Илиаде. Люди «Илиады»не знали такой субъективности, как мы, - заключает Джейнс. Объяснение аффектов и импульсов для действия экстернализируется, проецируется.

Общая характеристика Законов Хаммурапи. Текст законов был зафиксирован клинописью на черном базальтовом столбе, найденном французскими археологами в 1901 г. в Сузах, восточнее от Вавилона. Часть текста оказалась стертой. Всего в судебнике 282 статьи, из которых сохранилось 247. Ряд статей удалось затем восстановить по документам из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Текст Законов состоит из трех частей: преамбулы, основной части и заключения.
В преамбуле, в частности, дается религиозно-правовое обоснование власти монарха и определяется цель написания законов: «дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого».

Еще не было языка для описания внутренних чувств. И даже вавилонский правитель Хаммураби разговаривал со своим богом Мардуком лицом к лицу - из которого есть рельефная картина на стеле Кодекса Хаммурапи, в которой показаны как мужчины, стоящие в подобной позе. Люди пришли на вавилонскую стелу «услышать мои слова», как ее называют у подножия стелы. Даже со Священным Писанием правитель говорил с народом, который уже был переходом к великим религиям «осевого периода».

Эти боги являются компонентами человеческого сознания. Они не появляются на большом расстоянии под молниеносным и громким аккомпанементом, не созданным ужасными силами природы, но как люди. Люди галлюцинируют и вербализуют свои галлюцинации как боги. В психологии такие галлюцинации классифицируются как клинические картины, пострадавшие художники, такие как Роберт Шуман. Джейнс подозревает, что в неолитический период они были «нормальными» побочными эффектами усилий по пониманию и оправданию собственных действий.

Судебник Хаммурапи был составлен на основе систематизации обычного и писаного права. Он не является сводом всего действовавшего в Старовавилонском государстве права. Как правило, в нем представлены те случаи, по поводу которых нормы права расходились между собой в разных частях страны. Ряд норм права, бесспорных и хорошо известных жителям, в кодификацию включен не был. Изложение норм права в судебнике носит не общий, а казусный характер: законы рассматривают конкретные случаи (казусы) и определяют их юридические последствия. Нормы права в судебнике сгруппированы по предмету регулирования, переход от одной группы статей к другой осуществляется по принципу ассоциации (обычно последняя статья одной группы содержит некое общее понятие с первой статьей следующей группы).

Оценки, решения, импульсы или моральные сомнения были основаны на голосах Богов, а не на «своих» решениях на я, «душе», я. В сохранившихся текстах из древней Месопотамии слова богов решают, что делать. На конусе из Лагаса читается: Месилин, царь Кия, воздвигший по воле своего божества Кади о посадке этого поля, стелу в этом месте. Нингирсу, герой Энлиля, чей законный повод вел войну против Уммы. По воле Энлиля его великая сеть щелкнула. В этом месте на равнине он воздвиг ее могильный холм. Голоса богов Кади, Нингирсу и Энлиль дают указания, которые правители слышат и только проходят.

Право собственности и обязательства. Законы Хаммурапи выделяют различные формы земельной собственности: царскую, храмовую, общинную. Частная собственность на землю в это время только зарождалась. Земля еще не стала в полной мере предметом купли-продажи. Продажа земли другому лицу расценивалась как «несчастье», а ее приобретение как «несправедливость». Желая ограничить отчуждение земли, царь мог издавать так называемые «указы о справедливости» (мишарум ), посредством которых в некоторых случаях можно было вернуть уже проданные земли прежнему владельцу. Достаточно свободно земля могла передаваться только в пределах одной общины, между родственниками, не выходя за рамки их круга. Царские и храмовые земли постоянно расширялись за счет общинных земель. Из царского земельного фонда шли пожалования за службу. Такие наделы царской земли находились в держании служащих лиц. В определенных случаях закон допускал их отчуждение другому лицу, но при условии передачи ему служебных обязанностей прежнего держателя надела (Законы Хаммурапи (далее – ЗХ), § 40). Как правило, это было доступно высокопоставленным лицам (жрицам, крупным ремесленникам и др.).

Как можно дешифровать написание стелы ночью? «Гладкость ее поверхности заставляет его осознавать его слух; письменное письмо дает ему слушание; свет факела помогает ему лучше слышать». Чтение клинописи воспринималось как слух. Закон Стела с полурельефом: Хаммурапи стоит перед своим богом.

Хаммурапи был величайшим из всех царей-губернаторов, представителей Мардука, городского бога Вавилона. Хаммурапи царствует над своей империей с несметным количеством писем, глиняных табличек и стелей. В приблизительно двух с половиной метрах высотой стелы из черного базальта текст делится, что фиксирует правила жизни вместе. Рядом со стелой стояла статуя правителя. У подножия стелы сказано, что нужно подойти к статуе Хаммурапи «услышать мои слова». Полурельеф показывает, что Хаммурапи и Мардук, глядя на уровень глаз, не видят смирения перед Богом.


Земля широко сдавалась в аренду и закладывалась в обеспечение ссуд. Применялось два вида земельной аренды: с уплатой денег за аренду вперед и с уплатой доли урожая после его снятия. Плата при аренде поля доходила до 1 / 2 урожая, при аренде сада даже выше – до 2 / 3 . (Льготные условия устанавливались при сдаче в аренду необработанного участка земли.) В случае неурожая (наводнения или другого стихийного бедствия) ответственность возлагалась только на арендатора: он при любых обстоятельствах обязан был оплатить свою аренду. Иначе закон относился к должнику и в ряде случаев вставал на его защиту. В случае неурожая должник мог не исполнять долговые обязательства и уничтожить договор (дословно: «увлажнить» глиняную табличку) (ЗХ, § 48). Законы вводили ограничения ссудного процента: можно было взимать до 33 1 / 2 % с хлеба и до 20% с серебра. Взимание кредитором большего процента влекло для него потерю всей суммы долга. Он также терял право на возвращение долга и в случае самовольного изъятия имущества у должника. Для обеспечения кредитных обязательств был предусмотрен институт заложников (непутум ). Такой заложник (обычно член семьи должника) помещался в дом кредитора и содержался там (как в тюрьме) до выплаты долга. Смерть такого заложника по вине кредитора могла повлечь уголовную ответственность для него.

То, что Мардук диктует, - это воля Хаммурапи, или, другими словами: то, что хочет Хаммурапи, - это воля Бога. В клинописной литературе всегда говорят боги. Говорящие гости были ритуально поддержаны с моющими приемами. На шумерских клинописных табличках для божеств, с которыми необходимо возобновить приношение богов, предписаны очень сложные обряды для полоскания рта. В свете капающих факелов бог с его инкрустированным лицом драгоценностей был доставлен на берег реки, где он несколько раз ополаскивался церемониями и призывами, лицо его поворачивалось на восток, на запад, на север и, наконец, на юг.

Помимо договоров купли-продажи, имущественного найма, займа Законы Хаммурапи знают также договоры личного найма, хранения (поклажи), мены, поручения, товарищества. Если соглашение предполагало отчуждение вещи, то договор требовал письменного оформления, присутствия свидетелей, принесения клятв. Особое значение придавалось гарантиям обеспечения нового приобретателя вещи от эвикции, от притязаний на вещь со стороны государства (если речь шла о неотчуждаемом имуществе, изъятом из оборота – например, об илку, земельном наделе воина). Помимо обязательств, вытекающих из договора, Законы говорят и об обязательствах, вытекающих из причинения вреда (из деликтов). Лицо, причинившее материальный ущерб, обязано было его возместить (например, в случае затопления судна на реке из-за столкновения, потравы поля и др.).

В качестве священной воды использовалось множество ингредиентов: коры тамариска, различные травы, сера, различные камеди, соли и масла, а также мед и различные драгоценные камни. У ворот храма снова состоялась церемония. Затем священник взял бог «за руку» и сопроводил его на трон в нише, где был открыт золотой купол, и устье статуи снова было вымыто.

Даже в Древнем Египте иероглифы обычно считались «Писанием богов». Глаз Гора, также называемый Уятским Глазом, является древним египетским символом бога света Хоруса. Соответствующий иероглифический характер был приписан магическому значению. Проводимый как амулет, он по-прежнему защищает от «сглаза», он приносит силу и плодовитость.

Брачно-семейное и наследственное право. Брак представлял собой сделку жениха с отцом или другим опекуном невесты. Согласия невесты на заключение союза не требовалось. Минимальный брачный возраст в Законах Хаммурапи не устанавливался. На практике вполне допускались браки с 7–9-летними девочками. В целом брак носил моногамный характер, только в одном случае могло иметь место двоеженство: если супруга заболела проказой, муж мог привести в дом вторую жену (ЗХ, § 148). Законодатель допускал также возможность содержания особой наложницы (не рабыни): если супруга бесплодна от природы или бездетна по обету (как жрица) и не хочет предоставить мужу рабыню для производства потомства. В случае же предоставления рабыни, дети, рожденные ею от хозяина, считались законными детьми жены.

Осирис был галлюцинированным голосом покойного короля, чьи учения все еще были чем-то вроде его и продолжали контролировать поток Нила. Таким образом, имело смысл бальзамировать тело и снабжать его пищей и напитком, с рабами и женщинами. Хорус, как сын Осириса, одновременно является своим единосущным «актом представительства», потому что в нем живет галлюцинированный голос короля. Даже в древних египетских мирах воображение правители богоподобны, а боги - человеческие.

Как и в учебнике, объясняется новая готическая картина: тиран стоит, горд и прав, но он изображен второй раз, на коленях. Не перед Богом, а перед его пустым троном. Бог отсутствует, человек становится смиренным. Во всей предыдущей истории ни один король никогда не изображался на коленях. На протяжении всей предыдущей истории нет визуального представления, которое предлагает отсутствующего бога, - утверждает Джейнс. Все фотографии Хаммурапи показывают короля, стоящего прямо к Богу и слушая, более ранние цилиндрические печати показывают земному правителю лицом к лицу с человеческим богом.

Законность браку придавало наличие письменного контракта. Заключение брачного союза требовало материальных вложений с обеих сторон. Сначала жених должен был внести задаток на свадебный пир (библум ), затем выплатить выкуп за невесту (терхатум ). Родители невесты давали за ней приданое (сериктум ). Оно являлось наследственной долей невесты в доме отца, поэтому могло значительно превосходить по размерам выкуп, уплаченный женихом. После кончины жены такое приданое переходило в наследство детям, рожденным в браке, при их отсутствии – возвращалось в прежнюю семью жены.

На спиральных печатях нового времени божество представлено символом. Со времен каменного алтаря Нинурта вавилонское стихотворение «Людлул бельнемики» передается, что выражает божественное отчаяние, как оно появляется снова и снова в Псалмах Ветхого Завета. Как говорится: Бог мой оставил меня и исчез, моя богиня бросила меня и ушла. Добрый ангел, который сошел на мою сторону, встал и ушел. Даже молитвы и жертвы не помогли. Только в храме Мардука, который «разбросал свои ошибки на ветру», он получает помощь - он поправляется.

Хотя древние боги были связаны с солнцем, луной и звездами, они «жили» вместе на земле среди людей и жили в храме, где их заботились и кормили. Только когда божественные голоса больше не слышались, земля стала площадкой ангелов и демонов - невидимых, неприступных богов представляли в облачной сфере. Только крылатые ангелы могли иметь к ним доступ.

Муж обладал значительной властью в отношении супруги. Он мог отдать ее в залог за свои долги. Он мог наказать жену за прелюбодеяние, предав ее смерти вместе с сожителем (ЗХ, § 129). Развод для мужа был установлен в более свободной форме, чем для жены. Однако необходимо было представить некоторые обоснования для расторжения союза: бесплодие супруги, ее расточительность или дурное поведение. В случае невиновности женщины при разводе ей возвращалось приданое и выплачивалась особая разводная плата. Развод по инициативе жены мог быть осуществлен в судебном порядке и только в специально оговоренных законом случаях: 1) при ложном обвинении жены в прелюбодеянии; 2) при длящейся измене мужа; 3) при оставлении мужем общины; 4) при второбрачии мужа (больная проказой женщина могла уйти из семьи).

Когда в седьмом веке история Великого Потопа, которая позже упоминается как «Наводнение» в Ветхом Завете, включена в цикл Гильгамеша, она оправдывала уход Богов с земли с природной катастрофой: Даже Боги были охвачены ужасом перед лицом наводнения. Они сбежали в небо Ану.

С этого момента воля молчащих богов должна определяться косвенно - через тексты предзнаменования, ороракели или предвидение. Огромные коллекции таких высказываний были собраны в первом тысячелетии. Медицина была основана на таком опыте, событие, с которым встречалось явление. Астрология: состояние звезд при рождении, интерпретируемое по образцам аналогии предзнаменования, предает по сей день судьбу нового человека. Мечты понимались как божественные знаки и предсказания, так как поздний ассирийский период они собираются в книгах сновидений.

Наследование велось по закону и по завещанию. Но завещательное право еще не было развито. Аналогом завещания было прижизненное дарение имущества жене или ребенку, которое затем исключалось из наследования по закону. Отцу было также предоставлено право лишить наследства сына (при вторичной его виновности перед отцом и только по суду). Наследование по закону осуществлялось через равные доли для каждого из детей (сыновей и дочерей). Одинаково с законными детьми могли наследовать имущество усыновленные. При отсутствии особого прижизненного дара жене, она тоже вступала в наследство наравне со своими детьми.

Точно так же культура Лос-оракулов наполняет сиротское место божественными голосами. Из практики представления предготовленных богов с помощью продовольственных предложений все более символическими жертвенными ритуалами стали отсутствующие боги. В то же время источники раскрывают субъективное самосознание правителей. Написание глиняных табличек было «услышано» их адресатами, они являются приказами правителя. Например: Поговорите с Синидинамом, вот что говорит Хаммурапи. Почему вы его не отправили?

Удостоверьтесь, что он на дороге день и ночь, так что он спешит. Или следующее письмо: Поговорите с Синидиннамом, вот что говорит Хаммураби. Пусть богини отправятся в Вавилон в процессуальной коре, как в святилище. И храмовая женщина должна следовать за ними. Чтобы накормить богинь, вы предоставите овец. Убедитесь, что вы прибыли в Вавилон без перерыва. В письме, конечно, говорится, что боги хотят есть что-то в своем путешествии. В письмах ассирийского государства седьмого века, около тысячи лет спустя, появляется мир чувств, страхов, жадности, мятежа и сознания.

Уголовное право. Законы Хаммурапи не содержат полного перечня всех совершаемых преступлений. Так, в них совсем не говорится о преступлениях против государства. Преступные деяния, указанные в судебнике, можно разбить на следующие группы: 1) религиозные (например, чародейство); 2) должностные (преступление судьи, изменившего первоначальный приговор);
3) воинские (дезертирство, преступления воинских начальников в отношении подчиненных);
4) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, клевета); 5) имущественные (различные виды краж, грабеж, повреждение или уничтожение чужого имущества, мошенничество); 6) против семьи и нравственности (кровосмешение, прелюбодеяние жены, изнасилование, увоз замужней женщины, похищение ребенка и др.).

В письме ассирийского правителя к его недостойным Вавилонящим правителям в завоевании Вавилонии примерно с 670 года даже проявляется сарказм: Послание короля к псевдовавилонам. Итак, у вас есть - Небеса помогают вам - превратились в вавилонян! И время от времени вы делаете обвинения против моих слуг - ложные обвинения, - что вы кипятили с вашим Учителем. Археология сознания в Ветхом Завете.

На Ближнем Востоке, к концу второго тысячелетия, в то время, когда в Ветхом Завете появились повествования, полукочевые племена, не пастырские, без пастбищ. Конечно, они сражались за хорошие пастбища и водопады и расстроили зону для торговцев. Для жителей поселенных поселений они были разбойниками и бомжами. В плохие времена они вызвались за крепостничество, примером чего было то, что все искали «обетованную землю». На вавилонском языке эти дезертиры назывались хабиру на клинописных табличках, и они стали Евреями.

В качестве главного, хотя и не единственного, принципа при определении наказания Законы проводят принцип талиона. В основном он действовал в тех обстоятельствах, когда преступник и его жертва имели равный статус, в частности, являлись авилумами. Если преступление было совершено в отношении лица, низшего по положению (авилумом против мушкенума), выплачивался штраф.
В случае невозможности прямого осуществления принципа талиона, могло применяться фиктивное воздаяние «равным за равное», символический талион . Так, кормилица, виновная в подмене умершего младенца, наказывалась отрезанием груди; сын, ударивший отца, лишался пальцев (ЗХ, § 194, 195). Применение принципа талиона исключало оценку субъективной стороны преступления, установление умысла, неосторожности, случайности. Впрочем, судебник Хаммурапи уже знает такое понятие, как неумышленное преступление, которое наказывается менее сурово, чем умышленное. Так, соучастие жены в убийстве мужа наказывалось смертной казнью, но неумышленное убийство врачом пациента во время операции влекло наказание в форме отрезания пальцев (ЗХ, § 153, 218). Неумышленное убийство путем нанесения побоев в драке тоже не влекло смертной казни, убийца лишь платил штраф (ЗХ, § 207, 208). Но умысел при совершении преступления учитывался далеко не всегда. В некоторых случаях Законы применяли объективное вменение. Если во время обрушения дома, построенного нерадивым строителем, погибал сын хозяина дома, казни предавали сына строителя (ЗХ, § 230). Знают Законы и коллективную ответственность членов общины.

В трудах Ветхого Завета встречаются снова и снова фрагменты более старых повествований и индивидуальных мотивов распада старой личности с видными богами и высшими последователями скрытого бога Яхве. Редакционная компиляция писем привела, как мы знаем, к некоторым расхождениям, например, двойной истории творения. История Потопа - монотеистическая ревизия древних шумерских надписей. В то время, когда тексты были сделаны, священники Евреев очистили храм остатков древних культов - и сражались со своими последователями, и их писания рассказывают о них.

Применяемые наказания были довольно разнообразны. Но обращает на себя внимание частое применение смертной казни. Она использовалась как в простой (утопление), так и в квалифи-цированной форме (сожжение, сажание на кол, разрывание на части). Помимо смертной казни применялись: телесные наказания – болезненные и членовредительные, обращение в рабство, изгна-ние из общины, штрафы, наложение позорящих знаков, смещение с должности. Цели наказаний – возмездие и устрашение. Наказания часто носили характер мучительный и жестокий, могли приводиться в исполнение немедленно и публично (смертная казнь, членовредительные наказания).

Судебный процесс. Различий между гражданским и судебным процессом еще не было. Процесс в целом носил обвинительный характер. Дело возбуждалось по инициативе заинтересованной стороны, и она сама должна была заботиться о поддержании своих претензий к противной стороне. В качестве доказательств могли привлекаться письменные документы, свидетельские показания, клятвы, ордалии. Ордалия (испытание стихиями) могла состоять в испытании водой. По § 2 Законов Хаммурапи обвиняемый в чародействе должен был броситься в реку, если река (бог реки) им овладеет, то он признавался виновным. Принесение клятвы тоже, по сути, было разновидностью «божьего суда»: считалось, что ложно клянущийся обязательно навлечет на себя кару богов. Отказ от участия в ордалии или принесения клятвы означал признание обвиняемым своей вины. Возможно, во время следствия применялись пытки, но сведения об этом не сохранились. В конце процесса судья обязан был выдать документ с печатью, где было обозначено судебное решение. С выдачей документа дело считалось закрытым. Если затем судья изменял приговор, он подвергался штрафу в 12-кратном размере от суммы иска и навсегда отстранялся от ведения судопроизводства (ЗХ, § 5). Очевидно, что в вавилонском суде применялось правило: по одному делу решение дважды не выносится.

Контрольные вопросы

1. Дайте периодизацию династической истории Древнего Египта.

2. Что такое восточная деспотия? Укажите ее особенности на примере Древнего Египта и Месопотамии.

3. Какие реликты матриархата сохранились в древнеегипетском праве?

4. В чем заключалась судебная реформа царя Хаммурапи?

5. Как применялся принцип талиона по Законам Хаммурапи?


Ч ерный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие cтатьи частично восстанавливаются по фрагментам копий "Законов", записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.
Для работы с "Законами" необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи - так называемом Старовавилонском периоде (кон.XX - нач.XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское "царство Шумера и Аккада" обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) - незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию - объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем - Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы "Шумера и Аккада", некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.
"Законы" были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.
"Законы" принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Язык "Законов" - классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме. Для удобства большинство добавлений, с уверенностью восстанавливаемых по смыслу, прямо включено в текст. Перевод Якобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М.1980. С.152-177 ) в частичной обработке Немировского А.А. Комментарии Немировского А.А.