Что такое организационный механизм. Организационная структура управления


Рязань – 2010 г.

Методические указания обсуждены на заседании кафедры «Технология общественного питания» протокол № « » 2010 года

Заведующий кафедрой___________ О.В. Черкасов

Одобрено советом (методической комиссией) технологического факультета

«_____» _____________ 2010 года.

Председатель ____________ Е.Н. Бондаренко

Цель работы – изучение категорий нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и видов стандартов, применяемых в Российской Федерации.

В результате выполнения лабораторной работы студенты должны изучить существующиекатегории нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации.

Нормативный документ по стандартизации - это доку­мент, устанавливающий правила, принципы, нормы, харак­теристики, касающиеся объектов стандартизации, различ­ных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

Объектами стандартизации являются продукция произ­водственно-технического назначения, товары широкого по­требления, технологические процессы, формы и методы организации труда и производства, достоверные справоч­ные данные о свойствах материалов и веществ, требования к оформлению документации, правила транспортирования и хранения продукции, бытовые услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации соглас­но ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации. С определенной оговоркой к нормативным документам относятся технические условия .



Наиболее массовым нормативным документом по стан­дартизации является стандарт.

Стандарт согласно ГОСТ Р 1.0-92 - это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием воз­ражений по существенным вопросам у большинства заин­тересованных сторон, принятый признанным органом (организацией, предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от объекта стандартизации и уровня утвер­ждения (принятия) документа стандарты различаются по категориям:

· международный;

· региональный;

· государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);

· межгосударственный (ГОСТ);

· стандарт отрасли (ОСТ);

· стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);

· стандарт предприятия (СТП).

Международный стандарт - стандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации. Такими общепризнанными организациями являются неправительственные организации ИСО (ISO) и 1 МЭК (IEC). Статус стандартов, принятых ИСО и МЭК, - рекомендательный,добровольный.

Региональный международный стандарт - стандарт, принятый международной межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Такими стан­дартами в Европе являются стандарты CEN Европейского комитета по стандартам, ENSI Европейского института телекоммуникационных стандартов и др. Статус подобных стандартов для стран, входящих в региональные объеди­нения (например, ЕС), - обязательный.

ГОСТ - государственные стандарты бывшего СССР , дей­ствующие в качестве межгосударственных стандартов для стран - бывших республик, входивших в свое время в со­став СССР. Применяются без переоформления по постанов­лениям национальных комитетов по стандартизации. ГОСТ по существу является международным стандартом регионального характера. По состоянию на 1 января 2001 г. в Рос­сии и странах СНГ действуют свыше 20 тыс. ГОСТ.

ГОСТ Р - стандарт, принимаемый Госстандартом Рос­сии или Госстроем России. К объектам ГОСТ Р относятся организационно-методические и общетехнические объекты, продукция, работы, и услуги, имеющие межотраслевое, общенародное хозяйственное значение.

ОСТ - отраслевые стандарты, устанавливаются на ана­логичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие су­губо отраслевое значение. ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему феде­ральному органу исполнительной власти, утвердившему (принявшему) отраслевой стандарт, и все прочие предпри­ятия и организации, применяющие (потребляющие) продук­цию данной отрасли. Отраслевые стандарты могут устанав­ливать ограничения ГОСТ и ГОСТ Р в части номенклатуры, типоразмеров, требований, не снижая при этом качествен­ных и эксплуатационных показателей, установленных го­сударственными стандартами. Такие стандарты называют ограничительными.

Фонд отраслевых стандартов составляет около 40 тыс. наименований.

СТО - стандарты научно-технических, инженерных об­ществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, ме­тоды испытаний, технологии, новые принципы организа­ции и управления производством и т. п.

СТП - стандарты предприятий, организаций. Разраба­тываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых (разрабатываемых) изделий, нор­мы и правила в области организации и управления произ­водством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, ти­повые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП могут устанавливать ограничения ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ без ухудшения показателей качества соответствующей про­дукцией или услуги.

Кроме того существуют:

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей. К нему можно отнести Государственные стандарты и стандарты отрасли.

Стандарт административно-территориальной единицы - стандарт, принятый на уровне одного субъекта - Российской Федерации и доступный широкому кругу потребителей.

Предварительный стандарт - временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей; информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия и введения в действие стандарта.

Стандарт на совместимость - стандарт, устанавливающий требования касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.

Стандарт с открытыми значениями - стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть установлены значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использо­вать СТП для освоения государственных, международных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и т. п., закупаемым у других ор­ганизаций и предприятий. СТП обязателен, для предпри­ятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на раз­работку, производство, поставку продукции или пред­оставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйствен­ной деятельности - участников договора.

Относительно новым для российской стандартизации является введение в перечень нормативных документов тех­нического регламента.

К техническим регламентам следует относить законо­дательные акты и постановления Правительства РФ, со­держащие требования, нормы и правила технического ха­рактера; государственные стандарты РФ в части устанав­ливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетен­цию которых в соответствии с законодательством РФ вхо­дит установление обязательных требований.

Технический регламент содержит технические требова­ния или непосредственно (например, обязательные требо­вания государственных стандартов), или путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стан­дарта.

К нормативным документам относятся также общерос­сийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).

ОКТЭИ - это систематизированные своды классифика­ционных группировок определенных объектов классифи­кации, содержащие их условные цифровые коды и наиме­нования. Разрабатываются на продукцию, услуги, докумен­тацию, производственные процессы и их составные элементы, имеющие общегосударственное хозяйственное применение. Примером ОКТЭИ могут служить такие, как Общероссийский классификатор продукции ОКП; предприятий и организаций - ОКПО; управленческой документации ОКУД и др., свыше 30 наименований.

Правила по стандартизации (ПР) - нормативный до­кумент по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.

ПР разрабатывается на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач орга­низации и управления работами по стандартизации, метро­логии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обя­зательных требований технических регламентов, государ­ственных и межгосударственных стандартов. Если ПР про­шли регистрацию в Министерстве юстиции России, то тре­бования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Норма - нормативный документ, содержащий положе­ния, устанавливающие количественные меры или качес­твенные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.

Технические условия (ТУ) - документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда стан­дарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть пробная продукция или продукция разовой поставки, вы­пускаемая небольшой партией, а также произведения худо­жественных промыслов и т. п.

В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отне­сены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нор­мативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. ТУ разрабатывают в соответствии с ГОСТ 2.114-95". Фонд ТУ насчитывает око­ло 150 тыс. наименований.

Организационная структура и организационные механизмы управления.

Процессы управления и структура управления.

Процессы управления и структура управления - две нераздельные стороны организационной системы. В случае если структура отражает более или менее устойчивую упорядоченность ее элементов и отношений, то процессы характеризуют динамику этих элементов и отношений во времени.

Организационные процессы бывают описаны по-разному. Известны их классификации с общесистемных позиций, в основу которых положено подразделœение процессов на производственные, поддерживающие, обеспечивающие, адаптирующие, управляющие или же выделœение процессов переработки материалов, энергии и информации. В ряде случаев в организационной системе выделяют процессы идентификации (конструирования, проектирования, планирования и др.), обеспечения ресурсами и поддержания их на должном уровне, создания выходов, обеспечения функционирования, поддержания целостности организации (к процессам этого класса относится и управление).

При анализе и проектировании организаций следует рассматривать отношения их элементов, структуру, а также механизм взаимодействия этих элементов в рамках определœенных целœей и заданной структуры организации. Организационная структура и организационный механизм во всœем многообразии их проявлений образуют организационные формы управления.

Типы структурных отношений, возникающих между подразделœениями и должностями в аппарате управления.

Распорядительство-подчинœение . Это отношение возникает, когда один из органов наделяется полномочиями и реальной возможностью предписывать другому, что и когда тот должен делать и какие средства для этого он может использовать. Соответственно подчинœенный орган находится в условиях, когда он добровольно или вынужденно должен выполнять полученные задания.

Линœейное руководство - наиболее прямой и непосредственный тип отношений распорядительства-подчинœения, характеризуемый полной ответственностью руководителя за результаты деятельности его подчинœенных и соответственно его наиболее широкими прямыми полномочиями по изданию приказов и распоряжений, касающихся как целœей и задач, которые ставятся перед подчинœенными, так и их действий, направленных на достижение этих целœей и задач. Отношения этого типа сопровождаются вертикальными связями и могут иметь кроме отмеченного выше линœейного распорядительства ряд модификаций. К ним относятся; функциональное руководство, характеризующееся тем, что в рамках установленных линœейным руководителœем целœей уточняются конкретные задачи, ресурсы, ограничения, условия и т. п. Особой частью отношений типа “распорядительство -- подчинœение” являются отношения “контроля -- подотчетности”. Контроль состоит в получении крайне важно й информации о подконтрольном объекте и воздействии контролирующего органа на контролируемый для обеспечения выполнения принятых решений и поддержания установленных стандартов деятельности. Подотчетность выражается не только в информировании о проделанной работе и ее результатах, но и в подчинœении контролирующему органу.

Совместное принятие решений (соподчинœение). Этот тип отношений характеризуется примерным равноправием всœех взаимодействующих органов в процессе принятия решений. Цель отношений состоит в выработке наиболее правильных и взаимоприемлемых оценок проблем, альтернатив их решений, курсов действий и пр.

К другим отношениям, возникающим в процессе совместной выработки и принятия решений, можно отнести:

коллегиальное рассмотрение проблем, их изучение и оценку, совместную разработку альтернатив их решения;

согласование - подтверждение правильности и обоснованности выработанных оценок, формулировок, альтернатив и т. п.;

визирование - подтверждение согласия на изменение условий работы, принятых целœей, критериев и т. и.;

соисполнение - выполнение самостоятельной части этапа принятия решений с учетом результатов, условий и ограничений, предложенных другими участниками работ;

доработка-изменение результатов деятельности других подразделœений в рамках одной стадии процесса принятия решений с целью приведения их в соответствие с целями и критериями более высокого уровня, достижения общности терминологии или формы балансирования ресурсов, корректировки сроков исполнения.

Связи, возникающие в рамках совместного принятия решений, часто являются горизонтальными (благодаря равноправию органов, вступающих во взаимодействие). Органы, находящиеся в отношениях равноправного, определяемого структурой процесса принятия решений, соподчинœения, принадлежат к одному уровню организационной структуры. Οʜᴎ не находятся в отношении “распорядительство-подчинœение” и образуют понятие “звено управления” как совокупность органов, находящихся на одном уровне структуры управления.

Техническое взаимодействие. Такое взаимодействие возникает между органами управления при наличии разделœения и кооперации труда в процессах, непосредственно не относящихся к принятию решений в узком смысле, т. е. как к акту выбора решений. Формой технического взаимодействия служит разделœение труда между подразделœениями и исполнителями по сбору, фиксации, хранению и поиску информации, выполнению расчетных, экспериментальных и т. п., а также по делопроизводственному, техническому, административному и хозяйственному обслуживанию подразделœений и отдельных работников.

Упорядоченность перечисленных выше отношений между органами и должностями аппарата управления проявляется прежде всœего в распределœении ответственности и прав, которыми наделяются каждый руководитель или функциональное звено. Понятие “ответственность” в общем виде определяется задачами, возложенными на конкретный орган управления (подразделœение, должность) и соответствующими формами поощрения или наказания за их выполнение или невыполнение.

Организационная структура и организационные механизмы управления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационная структура и организационные механизмы управления." 2017, 2018.

Cтраница 1


Организационный механизм управления конкретной промышленной компанией (предприятием, корпорацией) должен быть построен на гибком сочетании принципов централизации и децентрализации. Это определяется объективными потребностями развития общественного производства. С одной стороны, рост масштабов и сложности производства, территориальная разобщенность предприятий в рамках крупных предприятий и корпораций, диверсификация выпускаемой ими продукции объективно вызывают необходимость увеличения числа организационных (структурных) подразделений и предоставления последним оперативной самостоятельности. Все это ведет к децентрализации управления. С другой стороны, происходят непрерывные изменения в условиях производства, связанные с развитием научно-технического прогресса (НТП), глобализацией рынка и ужесточением конкуренции. Ориентация производства на определенный рынок и конкретного потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении централизованного маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и методов сотрудничества с банками и промышленными предприятиями, осуществления жесткого контроля и координации деятельности всех подразделений. В этом проявляется объективная потребность усиления централизации управленческой деятельности внутри компании.  

Организационный механизм управления компанией имеет множество компонентов, но обязательно должен представлять единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. Особенно много проблем в области организации менеджмента имеется в настоящее время в России в силу особенностей современного состояния ее переходной экономики.  

Организационный механизм управления ТНК построен на гибком сочетании принципов централизации и децентрализации. Рост масштабов и сложности производства, территориальной рассредоточенности предприятий, диверсификации выпускаемой продукции объективно вызывает необходимость увеличения числа организационных подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности, что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные изменения в условиях производства, связанные с развитием научно-технической революции, ориентация производства на определенный рынок и конкретного потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления жестких контроля и координации деятельности всех подразделений. В этом проявляется объективная потребность усиления централизации управленческой деятельности.  

Организационный механизм управления ТНК построен на гибком сочетании принципов централизации и децентрализации. Рост масштабов и сложности производства, территориальной рассредоточенное предприятий, диверсификации выпускаемой продукции объективно вызывает необходимость увеличения числа организационных подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности, что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные изменения в условиях производства, связанные с развитием научно-технической революции, ориентация производства на определенный рынок и конкретного потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления жестких контроля и координации деятельности всех подразделений. В этом проявляется объективная потребность усиления централизации управленческой деятельности.  

Совмещение алгоритма организационного механизма управления с алгоритмом технологической обработки информации, осуществляемое путем построения органиграмм, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами системы управления, возникающими при организации кооперированного выполнения ее задач и функций.  

При создании правовых и организационных механизмов управления деятельностью по охране и использованию окружающей среды стратегия природоохранных органов должна учитывать необходимость создания единой нормативной базы экологического менеджмента (см. § 2 главы 3) и следующие подходы и направления.  

Но эффективное функционирование организационного механизма управления возможно лишь при наличии правового поля, которое обеспечивает разграничение сфер компетенции и взаимной ответственности между структурами разных уровней.  

Новые методические приемы позволяют значительно усовершенствовать организационный механизм управления благодаря более гибкой регламентации организационных связей, лучшей сбалансированности полномочий, созданию более благоприятных условий для развития неформальных отношений. Некоторые преимущества такой методики показаны в табл. 3 на примере отличий разрабатываемых положений о должностях.  


Организационный раздел предполагает разработку в системе РУТ организационного механизма управления внедрением последней и контроля за ее исполнением.  

В книге рассмотрены вопросы построения организационных структур и создания организационного механизма управления подразделениями, связанными с научно-техническим развитием крупных предприятий, объединений и промышленных комплексов. Специальный раздел книги посвящен рассмотрению организационных форм программно-целевого управления созданием и внедрением новой техники на разных уровнях. Даются конкретные рекомендации по развитию программно-целевого подхода в организации управления.  

Организационная схема взаимосвязей органов программно-целевой и линейно-функциональной структур в совокупности матрицами распределения между ними функций и полномочий дают необходимое представление об организационном механизме управления в условиях матричной структуры. Их разработка является одной из основных задач организационного проектирования и необходимым условием успешного внедрения новых организационных форм управления научно-техническим прогрессом.  

Перечень подразделений, занятых испытаниями и доводкой конструкций, должен быть установлен в зависимости от конкретного содержания работ. Однако их особенности и организационный механизм управления конструкторской подготовкой позволяют предположить, что здесь недопустимо полное копирование структуры проектных подразделений.  

Следует отметить, что, несмотря на достаточно сходное понимание большинством специалистов сущности функций управления, в научной литературе нет единого общепризнанного определения этого понятия. В связи с этим при рассмотрении организационного механизма управления целесообразно дать, может быть, и не совсем полное, но операциональное значение понятия функция управления, с тем чтобы однозначно использовать его для анализа и выводов.  

Однако возможности перестройки сложившейся линейно-функциональной структуры технических служб предприятий и объединений ограничены в силу их тесной зависимости от производственной структуры последних. Поэтому реальным направлением решения поставленной съездом задачи должно стать совершенствование организационного механизма управления научно-техническим прогрессом, создание новых форм организационных связей и перераспределение их на основе программно-целевого подхода.  

Составляющие организационного механизма управления (структурные, организационно-административные, информационные механизмы) обладают свойством комплексности воздействия, поскольку, будучи организационными по основному характеру их воздействия, они носят одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и в силу этого имеют сильные взаимосвязи с последними.

Для низового (предприятие) и среднего (корпорация) уровней организации производства и управления характерен следующий состав структурных механизмов развития: механизм гибкой перестройки системы целей (выделение приоритетов), механизм усиления организационного потенциала предприятий и корпораций за счет рационализации структуры организации (структурной перестройки) и механизм взаимодействия и взаимопроникновения субъектов хозяйствования. На региональном и межрегиональном уровнях данный состав дополняется механизмом структурной перестройки экономики.

Основными составляющими организационно-административного механизма являются программно-целевое планирование развития производства (инвестиционные программы, бизнес-планы), стандартизация и сертификация. Программно-целевое планирование имеет организационно-экономическое содержание, стандартизация и сертификация - организационно-техническое. Этим механизмам свойственна административная природа воздействия, так как они носят обязательный характер. Комплексность их воздействия может быть достигнута включением планов стандартизации и сертификации в состав целевой программы.

Отметим, что на государственном уровне управления стандартизация и сертификация носят не только обязательный характер (как нормы права), но в ряде случаев содержат рекомендательные нормы, обеспечивая тем самым свободу выбора.

Как нормы права они являются механизмами реализации промышленной политики государства, то есть механизмами государственного регулирования производства.

В рыночной экономике, в условиях децентрализации управления, возрастает роль информационных механизмов, особенно для производств, потенциал которых соответствует постиндустриальной эпохе. Включение предприятий и корпораций в международную производственную кооперацию возможно при условии существенного роста их информационного потенциала. Информационный механизм должен стать важнейшей составляющей комплексного механизма управления деятельностью и развитием производства.

Для современного этапа развития производства целесообразно формирование информационного механизма в составе:

Механизма организации оперативной и фундаментальной научно-технической информации о новейших достижениях отечественной и зарубежной науки и техники;

Механизма распространения (диффузии) нововведений на основе разнообразных контактов разработчиков и потребителей технических и организационных новшеств;

Механизма маркетинговой информации о состоянии рынка потребительских товаров, рынка технологий и рынка промышленной (интеллектуальной) собственности;

Механизма рефлексивного взаимодействия предприятий, конкурирующих на рынке, и соперничающих организаций - разработчиков новых видов продукции и технологий. Структура организационного механизма управления акционерным предприятием показана на схеме 1.4.

Схема 1.4. Структура организационного механизма

управления акционерным предприятием