Анри файоль считал основной функцией. Анри Файоль: функции и принципы управления

По образованию и практической деятельности, вошел в историю мировой экономической науки как основоположник классической школы Знаменитые принципы Файоля на сегодняшний день стали основополагающим ориентиром в планировании и практической организации управления любой компании, работающей в условиях рыночной экономики. Будучи директором горнорудной компании, он в 1916 году опубликовал работу, в которой и раскрыл свои 14 принципов Файоля, получившие его имя в знак признательности за вклад в развитие теории менеджмента.

В этом труде А.Файоль обобщил те практические методы управления, которые сам применял, будучи на различных руководящих постах в горнодобывающих предприятиях. Их логическая обработка, классификация и систематизация, в конечном итоге сложились в стройную которая сегодня признана во всем мире.

Исходным пунктом теории Файоля, является выделение как совершенно специфического, особого вида деятельности. Эти функции трактуются Файолем как автономные направления управленческого процесса, в ходе которого происходит качественное изменение бизнес-процесса. Управленческая доктрина Файоля включает следующие направления (функции): планирование, координация, мотивация, контроль и организация. Безусловно, некоторые из этих положений были известны и до Файоля, но его заслуга состоит в том, что он не только их систематизировал и обосновал для принципиально нового для своего времени вида экономической деятельности, но вывел из них принципы управления экономическими процессами и привел все это к стройной системной концепции.

Функции, которые назвал Файоль, принципы управления, сформулированные им, служат руководством в работе по построению эффективной системы управления. Для повышения эффективности персонала компании, Файоль сформулировал 14 принципов управления, каждый из которых вносит свой конкретный вклад в повышение качества менеджмента.

Разделение труда, как управленческой иерархии, обеспечивает увеличение скорости производства работ на всех ее участках за счет аккумулировании усилий на решении самой важной на данный момент задачи. При этом Файоль принципы управления в отношении окончательного решения формулирует таким образом, что его всегда следует принимать единолично руководителю.

Полномочия и ответственность - принцип, который подчеркивает необходимость строгой иерархизации управления компанией, так как иерархия обеспечивает распределение полномочий, четкое разделение труда и ответственности.

Дисциплина способствует наилучшей организации управления. Как указывает Файоль, сама логика процесса, выступает наиболее важным компонентом управления.

Единоначалие обеспечивает оперативность в принятии решений и способствует повышению ответственности любого руководителя среднего уровня.

Единство направления в чем-то компенсирует и сдерживает проявление единоначалия в управлении, оно предполагает учет мнений всех участников выполнения задачи на этапе поиска оптимальных решений, как утверждал Файоль.

Принципы управления, несмотря на то, что они нацелены, прежде всего, на менеджмент, предполагают, что большая доля работы должна быть направлена на персонал. Именно такой работе и посвящены такие принципы, как преобладание корпоративных интересов над личными, стабильность рабочего места и порядок, инициатива и корпоративный дух. Важнейшими принципами, связывающими работу менеджера и работу с персоналом, выступают такие, как справедливость и вознаграждение. Стабильность всей системы управления обеспечивается соблюдением принципов централизации и необходимости создания на предприятии скалярной цепи, то есть такого положения, когда возможна безболезненная замена выбывающего звена в системе прохождения управленческого действия.

Как подчеркивал сам Файоль, принципы управления имеют практически универсальный характер, но при их реализации все равно необходимо учитывать конкретную ситуацию, чтобы применять гибко.

Что такое управление (по определению А.Файоля)?

Управлять, утверждал Файоль, значит вести пред-приятие к: его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

· техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

· коммерческую (закупка, продажа, обмен);

· финансовую (привлечение капиталов и эффектив-ное управление ими);

· охранную (охрана собственности и физических лиц);

· учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

· административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изу-чения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом адми-нистративной функции служит лишь образование соци-ального порядка. В то время как прочие функции (пер-вые пять из шести вышеперечисленных) опери-руют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не под-дается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разде-лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относя-щиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид дея-тельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать осо-бым объектом исследования. Файоль определил, что дея-тельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако несмотря на это, она обязательно должна вклю-чать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и тех-нику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в раз-работке программы действий предприятия по техниче-ским, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на теку-щий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существен-ную часть управления. «Предвидеть -- ... означает исчис-лять будущее и подготавливать его; предвидеть -- это уже почти действовать».

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоя-щего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представ-лена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

· ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.);

· ведущих направлений развития предприятия;

· возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

· Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

· искусства управлять людьми;

· известного нравственного мужества;

· большой активности;

· достаточной устойчивости;

· известной компетенции в производственной области;

· наличия достаточного опыта в делах.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в се-бя обеспечение предприятия необходимыми материала-ми, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социаль-ный организм должен быть способен выполнять все опе-рации, необходимые для осуществления производствен-ного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

· установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

· наблюдение за выполнением программы;

· осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

· правильный подбор административного аппарата;

· точное определение функций;

· согласование усилий для выполнения намеченной работы;

· ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

· поощрение ответственности и инициативы;

· справедливое вознаграждение за труд;

· предупреждение ошибок и недоразумений;

· обязательное соблюдение дисциплины;

· подчинение личных интересов интересам предприятия;

· единство распорядительства;

· всеобщий контроль;

· борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми, и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предпри-ятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

· знать в совершенстве подчиненных ему работников;

· увольнять неспособных работников;

· хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

· подавать положительный пример;

· производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

· проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

· стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

· не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различны-ми частями предприятия путем установления рациональ-ных связей в производстве. Эти связи носят самый раз-нообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку -- связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда от-носятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем -- с другой.

Управление предприятием через функцию координи-рования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

Контроль. Задачей контроля является проверка ис-полнения в соответствии с принятой программой. Кон-троль должен осуществлять контролер, отвечающий сле-дующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управ-ление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распо-рядительство, координирование и контроль).

Файоль отмечал, что никаких возражений не вызыва-ет включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительст-во», которую можно изучать и отдельно. Включение рас-порядительства в перечень основных функций управле-ния он объяснял следующими причинами:

С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.

Тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять -- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть -- учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать -- строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться -- заставлять персонал надлежаще работать; ко-ординировать -- связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать -- заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным; правилам и отданным распоряжениям.

Файоль выделял еще шестую -- административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воз-действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

Фойоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внут-ренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенст-вования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и под-вижны, и их применение зависит от меняющихся об-стоятельств, от состава работников и т. д.

Анри Файоль и его концепция управления

Менеджмент - это совокупность принципов, форм и правил, применяющаяся в коммерческих и некоммерческих организациях с целью наиболее рационального управления участниками той или иной организации.

Подходы к управлению стали развиваться вместе с тем, как люди стали объединяться в сообщества. Однако, как наука менеджмент получил свое развитие, когда принципы управления стали выделять в отдельный вид деятельности в организациях. Взгляды на управление менялись под воздействием демографических факторов, политических, социальных, технологических поэтому в разных странах в разный момент времени применялись самые разные формы управления.

Основоположник научного управления - Фредерик Тейлор заложил основы менеджмента как науки, на примере одного предприятия он сформулировал принципы стимулирования рабочих, принципы труда и отдыха с целью повышения производительности.

Школа человеческих отношений рассматривала организацию как социальную структуру и формулировала принципы, исходя из постулата неформальных отношений между участниками.

Бихевиористская школа ставила в центр изучения конкретного сотрудника с целью раскрытия его потенциальных возможностей как сотрудника организации с повышением его производительности труда.

Представители количественной школы особое внимание уделяли сбору информации, созданию математических и статистических моделей, стремясь при этом повысить информированность руководителя о делах на предприятии.

Остановимся подробнее на классической школе управления. Целью деятельности ее представителей было сформулировать общие принципы управления на всех уровнях организации. Основоположником классической школы управления, ее также называют административной школой управления, является французский инженер Анри Файоль. Популярность принципов управления, которые Анри Файоль изложил в своем труде «Общее и промышленное управление», была обусловлена хорошими результатами на практике. Файоль в течение тридцати лет возглавлял промышленный концерн «Комамбо», который в период правления Файоля процветал и обеспечивал Франции высокую обороноспособность во время Первой мировой войны.

Общий принцип управления по Файолю - вести предприятие к цели, извлекая стопроцентную отдачу из всех возможных ресурсов.

В более широком смысле его принципы можно разделить на 6 групп:

  • - технические (управление производством);
  • - коммерческие (управление закупками, продажами);
  • - финансовые (эффективное управление капиталом);
  • - охранные;
  • - административные (контроль за выполнением указаний).

Первые четыре группы Файоль не рассматривает подробно, потому что эти сферы являются объектом, на которые распространяются административные функции управленцев.

Особое значение Файоль уделял личности руководителя. Согласно его видению процесса управления, руководитель обязан четко видеть цель организации, обладать знаниями в предметных областях производства, технологии производства, знать принципы рациональной логистики, рационально определять состав трудовых ресурсов, осуществлять мониторинг за актуальным состоянием на рынках сбыта, анализировать деятельность конкурентов, а также обладать талантом предвидения. Известна его цитата: «Предвидеть - это уже почти действовать».

Но основными принципами управления, которые должны строго соблюдаться успешным руководителем считаются следующие:

  • 1) Разделение труда
  • 2) Полномочия и ответственность
  • 3) Дисциплина
  • 4) Единство распорядительства
  • 5) Единство направления
  • 6) Подчинение личных интересов общим
  • 7) Вознаграждение
  • 8) Централизация
  • 9) Иерархия
  • 10) Порядок
  • 11) Справедливость
  • 12) Постоянство состава
  • 13) Инициатива
  • 14) Корпоративный дух.

Рассмотрим подробнее все четырнадцать принципов. В основе принципа разделения труда лежит стремление получения наибольшего эффекта от труда рабочих при затрате постоянных усилий.

Второй принцип «Полномочия и ответственность» несут в себе мысль о том, что успешное предприятие может существовать только тогда, когда ответственность и полномочия взаимосвязаны между собой. Нарушение баланса этих двух составляющих ведет к упадку компании как единого организма. Без наделения полномочиями немыслимо управление в принципе и соблюдение ответственности, без ответственности бессмысленны любые полномочия.

Дисциплина по Файолю - это проявление знаков уважения сотрудниками предприятия на всех уровнях, они могут проявляться в соблюдении договорных обязательств как между коллегами, так и между сотрудниками организации и внешними участниками рынка. В случае нарушения дисциплины к сотрудникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как управленцами высшего звена, так и рядовыми рабочими.

Принцип единства распорядительства заключается в наличии и одного сотрудника только одного прямого руководителя. Работник должен получать задания и указания, а также отчитываться по результатам их выполнения только своему прямому руководителю. Этот принцип противоречит рекомендациям школы научного управления Тейлора. Они утверждали, что у одного работника может быть несколько функциональных руководителей.

Принцип единства направления состоит в организации рабочих групп так, чтобы они были объединены одной конкретной целью, группа подчиняется одному руководителю, члены группы несут ответственность за работу группы.

Одной из самых трудных задач, которые стоят перед руководителем, по мнению Файоля, - это установление баланса между частными интересами каждого работника и общими интересами компании. До сих пор этот принцип считается одним из самых сложных в управлении.

Вознаграждение персонала должно быть справедливым и максимально возможно удовлетворять обе стороны производственного процесса.

Централизация управления в разной степени присутствует на любом предприятии. Вопрос о степени централизации или децентрализации решается в компании исходя из ее размеров, видов деятельности и других факторов. Согласно учению классической школы, степень централизации должна обеспечивать наилучшие результаты деятельности компании. Руководитель обязан выбрать оптимальное соотношение между централизацией управления и децентрализацией.

Соблюдение принципа иерархии обеспечивает в свою очередь соблюдение и принципа единства распорядительства. Смысл иерархии заключается в построении цепи подчиненных друг другу служащих организации.

О принципе порядка Файоль писал следующее: «место - для всего и всё на своем месте». Работник должен быть обеспечен всем необходимым для работы, поэтому непосредственный руководитель должен хорошо знать рабочий процесс своих подчиненных и следить за обеспечением их всем необходимым. Однако этот принцип также касается социальной составляющей организации. Каждое место должно занимать определенный человек, и каждый человек на своем месте.

В принцип справедливости Файоль вкладывал и стремление руководителя мотивировать сотрудника на работу, а также, сочетая благосклонное отношение к работнику с правосудием, поощрить персонал.

Что касается сменяемости рабочих и служащих на своих местах, Файоль был приверженцем к стремлению максимально сохранить постоянный состав компании. Разумеется, все время состав компании не может не меняться: люди уходят на пенсию, в декретный отпуск, могут уволиться по собственному желанию, могут не хотеть занять более ответственное место работы. Но принцип постоянства подразумевает избегать так называемой «текучки кадров», так как она является прямым показателем плохого состояния компании в силу разных обстоятельств.

Инициатива - это проявление лидерских качеств работника с целью решения общей для группы и компании задачи.

Файоль считал правильным поощрение коллективизма во всех его проявлениях, поэтому руководитель должен направлять коллектив в русло объединения, а не наоборот.

Подводя итог, необходимо уточнить, что применение сформулированных Файолем принципов не обязательно только на производстве, они универсальны и подходят абсолютно для любой организации. Файоль писал, что помимо внедрения и соблюдения этих принципов необходимо также строить краткосрочную и долгосрочную стратегии предприятия, учитывая все социальные, политические и другие факторы. Также основоположник классической административной школы управления считал, что независимо от целей предприятия руководитель должен применять метод анализа всех процессов, происходящих на его предприятии с целью их структурирования для обеспечения наилучшего функционирования компании.

Анри Файоль (29 июля 1841, пригород Стамбула Турция — 19 ноября 1925) - французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. Он был удостоен звания офицера ордена Почетного легиона, других государственных наград и научных званий.

Родился Анри Файоль в пригороде Стамбула, Турция. В этом время его отец руководил работами по строительству моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville. Сначала в должности инженера, а затем (с 1871) - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. Приняв компанию в крайне неблагополучном экономическом состоянии, фактически на грани банкротства Файоль к 1918 году вывел фирму в число самых успешных национальных предприятий.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые однако были приняты достаточно поздно. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья на эту тему вышла в 1900 г. В 1916 в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован труд Файоля «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении, он часто переиздается отдельной книгой, а другие его работы известны мало.

Английский перевод этой книги появился под названием «General and Industrial Management». Он был выполнен Counstauce Storrs и впервые опубликован в 1949 г. Разгорелись настоящие дебаты по расширенному толкованию названия работы, в частности, над трактовкой французского слова «администрация», замененного термином «менеджмент».

В последние годы своей жизни он изучал проблемы государственной сферы общественных услуг, а также читал лекции в Высшей Школе Военного Министерства.

Труды Файоля прошли испытание временем и на сегодняшний день являются достойным примером подхода к управлению организациями. Многие современные учебники по теории менеджмента включают в себя слегка модифицированные принципы управления Анри Файоля.

На русский язык книга А. Файола "Общее и промышленное управление" была переведена в 1923 году, переводчик Б.В. Бабин-Корень.

Работы А. Файоля на русском языке:

  1. Файоль А. "Общее и промышленное управление". М., 1923 (1916).
  2. Файоль А. "Позитивное управление". М., 1924.
  3. Файоль А. "Учение об управлении. Доклад на Втором международном съезде по управлению". Рязань, 1924.

Публикации на сайте:

Введение

Классическая или, как ее еще называют, администра¬тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родона-чальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инже¬нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо¬ложников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга¬низации труда отдельного ра-бочего, представители клас¬сической школы занялись разработкой под-ходов к совершен¬ствованию управления организацией в целом. По-добный подход в известной мере объясняется и тем обстоятель¬ством, что Тейлор и Ф. Гилберт начинали свою деятель¬ность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководи¬телей высшего звена управления в большом бизнесе. Так Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888—1918) был управ¬ляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо».

Файоль первым отказался от взгляда на управление как “исклю-чительную привилегию” высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации.

Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наи¬более значительной фигурой в науке управления первой поло¬вины XX в. С его именем главным образом связано возникновение классической (административной) школы.

«Управлять - значит, вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности

из всех имеющихся в ее распоряжении

ресурсов».

А. Файоль

1. Личность Анри Файоля

Анри Файоль (1841-1925) родился в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Файоль учился в Лионском лицее, а затем в Национальной высшей школе горного дела в городе Сент-Этьен, которую он закончил в 1860 г. в возрасте всего 19 лет. После этого он поступил в горнодобывающую компанию Commenry, Fourchambault and Decazeville, с которой оказались, связаны последу-ющие 65 лет его жизни.

Анри Файоль был по образованию горным инженером. Будучи французом, по происхождению, он всю жизнь проработал во француз-ском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ¬ляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны .

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр админи-стративных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической дея-тельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Файоль считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производ-ством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промыш-ленное управление», написанная в 1916 г. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

2. Управление по А. Файолю

Управлять, утверждал Файоль, значит вести пред¬приятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Файоль зачастую употреблял термин «администрирование» вместо термина «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика выпестовалась самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок. Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);

коммерческая (закупка, продажа, обмен);

финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

охранная (охрана собственности и физических лиц);

учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом админи-стративной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал» .

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции инте-ресуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

3. Функции управления

Заслуга Файоля заключается в том, что он разде¬лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и спе-цифические, относя¬щиеся непосредственно к управлению про-мышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид дея¬тельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать осо¬бым объектом исследования. Файоль определил, что дея¬тельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обяза-тельно должна вклю¬чать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и тех¬нику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в раз¬работке про-граммы действий предприятия по техниче¬ским, финансовым, коммер-ческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на теку¬щий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существен¬ную часть управления. «Предвидеть — ... означает исчис¬лять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать».

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоя¬щего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представ¬лена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

Ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, вели-чина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.);

Ведущих направлений развития предприятия;

Возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

Искусства управлять людьми;

Известного нравственного мужества;

Большой активности;

Достаточной устойчивости;

Известной компетенции в производственной области;

Наличия достаточного опыта в делах.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль по-нимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в се¬бя обеспечение предприятия необходимыми материала¬ми, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социаль¬ный организм должен быть способен выполнять все опе¬рации, необходимые для осуществления производствен¬ного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

Установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответ-ствия между ними и материальным и социальным организмами;

Наблюдение за выполнением программы;

Осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

Правильный подбор административного аппарата;

Точное определение функций;

Согласование усилий для выполнения намеченной работы;

Ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

Поощрение ответственности и инициативы;

Справедливое вознаграждение за труд;

Предупреждение ошибок и недоразумений;

Обязательное соблюдение дисциплины;

Подчинение личных интересов интересам предприятия;

Единство распорядительства;

Всеобщий контроль;

Борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми, и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предпри¬ятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распоряди-тельства, должен придерживаться следующих правил:

Знать в совершенстве подчиненных ему работников;

Увольнять неспособных работников;

Хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

Подавать положительный пример;

Производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

Проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

Стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

Не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

Координирование. Его главной целью является достижение соот-ветствия и согласованности между различны¬ми частями предприятия путем установления рациональ¬ных связей в производстве. Эти связи носят самый раз¬нообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда от¬носятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой.

Управление предприятием через функцию координи¬рования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

Контроль. Задачей контроля является проверка ис¬полнения в соответствии с принятой программой. Кон¬троль должен осуществлять контролер, отвечающий сле¬дующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воз-держиваться от вмешательства в управление и исполнение дел. Кон-троль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия .

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управ¬ление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распо¬рядительство, координирование и контроль).

Файоль отмечал, что никаких возражений не вызыва¬ет включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительст¬во», которую можно изучать и отдельно. Включение рас¬порядительства в перечень основных функций управле¬ния он объяснял следующими причинами:

С распорядительством непосредственно связано формирование пер-сонала предприятия и аппарата его управления.

Тождественность принципов управления и принципов распоря-дительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и кон-тролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать про-грамму действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; ко¬ординировать — связывать, объ-единять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным; правилам и отданным распоряжениям.

Файоль выделял еще шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воз¬действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внут¬ренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет со-вершенст¬вования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и под¬вижны, и их применение зависит от меняющихся об¬стоятельств, от состава работников и т. д.

4. Классификация принципов управления по А. Файолю

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть, применим как для сферы производ-ственного, так и управленческого труда. Разделе¬ние труда эффективно до определенных размеров, при дос¬тижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью пони-малось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предпри¬ятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут при¬меняться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабо¬чих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4.Единоначалие (единство распорядительства). Работ¬ник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руко-водителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в про¬тиворечие с ре-комендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.

7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Ра-ботники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизаци¬ей и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую степень, централизации, а крупные — меньшую. Выбор правиль¬ного соотношения между цен-трализацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших ре-зультатов.

9.Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь — это ряд руково-дящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от выс-ших руководителей до руково¬дителей низового звена). Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура управления организацией тре¬бует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходи¬мым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте».

11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справед¬ливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленче¬ского персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претво-рение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль ука¬зывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилет¬ия изменения .

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Наруше¬ние этого принципа приводит к неправильному разгра¬ничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными пра¬вами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению про¬гноза и плана. Он указал на необходимость краткосроч¬ного и долгосрочного планирования в каждой организа¬ции, а также на необходимость планирования в нацио-нальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или мень¬шей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руково¬дящих кадров, решительно выступая против существую¬щей системы, опирающейся на инженерные дисципли¬ны. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управлен¬ческих работников может быть достигнуто по мере про¬движения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу — научить промышленных ад¬министраторов такому управлению занятыми на пред¬приятии рабочими, которое обеспечивало бы наиболь¬шую индивидуальную и коллективную производитель¬ность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпри¬нимателем. По-следнее требует создания науки об управ¬лении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;

Подлинная компетентность в деятельности кон¬кретного предприятия.

5. Советы А. Файоля молодым управляющим

Особого внимания заслуживают советы Файоля моло¬дым управля-ющим (менеджерам). Наиболее интересными среди них являются сле-дующие:

1.дополняйте свои технические знания «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и кон¬тролировать». «Вас будут судить не по вашим зна¬ниям, а по вашим действиям»;

2.получайте «необходимые ценные дополнения к вашему образованию» общением с руководителя¬ми;

3.при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;

4.при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;

определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;

оценить целесообразность своих действий;

уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Многие принципы управления до сих пор имеют практичес¬кую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятель¬ности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

Заключение

Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Его работы носят уникальный характер и их трудно переоценить. Файоль подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и ответственности. Начиная свою деятель¬ность в качестве руководи¬телей высшего звена управления в большом бизнесе, он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и админи-стрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производи-тельности труда или к планированию деятельности подчиненных ор-ганизационных единиц, - оно должно стать предметом более при-стального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Список литературы

1. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Базарова. - М.: Юнити, 2005. - 560 с.

2. Виханский, О. Л. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: учебное пособие / О. Л. Виханский - М.: Инфра-М, 2006. - 312 с.

3. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст]: учебное пособие / А. П. Егоршин - М.: Инфра-М, 2003. - 302 с..

4. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / А. И. Кравченко - М.: Академический Проект, 2006. - 352 с.

5. Маркович, Д. Социология труда [Текст]: учебное пособие / Д. Мар-кович - М.: Экономика, 2005. - 404 с.

6. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / Е. В. Маслов. - М.: Инфра-М, 2005. - 312 с.

7. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / М. Х. Мескон. - М.: Дело, 2002. - 290 с.

8. Румянцева, З.П. Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие / З. П. Румянцева - М.: Инфра-М, 2003. - 411 с.

9. Семенова, И.И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов / И. И. Семёнова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

10. Шелдрейк, Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации [Текст]: пер. с англ. под ред. В.А.Спивака / Д. Шелдрейк - С-Пб.: Питер, 2001. - 340 с.