Тренинг тренеров: секреты мастерства. Роль ведущего в организации психологического тренинга







Я могу выслать вам подробную программу. Для этого укажите свои контакты в форме справа.

Оставить заявку

Для кого

Наш тренинг подходит как опытным тренерам, так и начинающим.
Он одинаково полезен как для бизнес-тренеров, так и для ведущих психологических тренингов.
И подходит для корпоративных тренингов, и для открытых.
Обычно у людей это вызывает удивление, но тренинг действительно полезен каждому, кто связан с тренерской деятельностью.
Если у вас возникает такой вопрос, я готова вам все объяснить по телефону. Укажите свои контакты, и я с вами свяжусь.

Оставить заявку

О тренере

Автор и ведущая тренинга - генеральный директор Тренинг-центра "Синтон" и тренер с 20 летним опытом.
Ольга сконцентрировала в тренинге опыт 30-летней работы крупнейшего Тренинг-центра России, который развивался под ее руководством. Прошло уже более 60 выпусков "Тренинга тренеров". Подготовлено более 1500 тренеров, которые успешно работают по всей России.
В Университете практической психологии Ольга заведует кафедрой ведения тренингов.
Создатель и главный редактор крупнейшего портала для тренеров Тренерская.ру

Оставить заявку

Стоимость



1. Основной курс
2. Продвинутый курс
3. Максимальный пакет

Оставить заявку

Записаться на тренинг

Записаться на тренинг

Дата

Тренинг находится в предварительной записи.

Если вам по каким-то причинам не подходят эти даты, вы можете узнать следующие даты тренингов у меня, отправив мне письмо в форме справа.

Оставить заявку

Место проведения

Тренинг проходит в Москве, по адресу:
Окружной проезд, д. 15, корп. 2 здание НИИ «ГИПРОРЕЧТРАНС». .
Наш тренинг проходит в зале с уютной атмосферой и приветливыми сотрудниками.
О парковке, близлежащих отелях и ресторанах, где можно приятно пообедать во время прохождения тренинга, вы более подробно можете узнать у меня, оставив свои контакты в форме справа.

Оставить заявку

Стоимость участия

Есть 3 варианта участия в тренинге которые отличаются по содержанию и цене. Стоимость зависит от ваших целей на тренинг и составит от 15000 до 47000 руб.
Я буду рада проконсультировать и подобрать для вас индивидуальный вариант участия, исходя из ваших целей и специфики вашей тренерской работы. Для этого отправьте мне запрос в форме справа.

Оставить заявку

Почему мы?

Синтон - крупнейший Тренинг-центр России. Мы работаем в сфере тренингов с 1983 года и, по-сути, во многом создали эту отрасль в России.
Ольга Паратнова 10 лет являлась генеральным директором Синтона, провела этот тренинг уже 68 раз и подготовила более 1500 тренеров, которые успешно работают по всей России.
За 3 дня вы сможете перенять колоссальный опыт, накопленный Синтоном за 33 года. Тренинг проводится уже 12 лет, многие участники приходят по рекомендациям и записываются за несколько месяцев вперед.
Если вы планируете участие или просто думаете, рекомендую оставить заявку. Это увеличит вероятность того, что вы попадете в данный набор.

Оставить заявку

Получить программу

Сложно рассказать коротко про 3 интенсивных дня, увлекательные и наполненные тренерской практикой. Но если очень коротко:
1 день - ключевые тренерские компетенции. Создание упражнений и их модификация;
2 день - управление групповой динамикой, виды упражнений в тренинге и разработка мини-программ;
3 день - разработка авторской программы тренинга, работа со сложными участниками;
4 день - защита и 1,5 часовое проведение демо-тренинга с развернутой обратной связью по его итогу.

Я могу выслать вам подробную программу, для этого укажите свои контакты в форме справа.

Получить программу

Получить материалы

В этом тренинге собран 30 летний опыт нашего Тренинг-центра по проведению тренингов. Сложно описать все в двух словах, поэтому, чтобы лучше понять суть и содержание нашей программы, мы собрали для вас материалы, которые помогут во всем разобраться и понять отличия нашего тренинга от других предложений на рынке.
Я вышлю их вам на электронную почту. Для этого укажите свои контакты в форме справа.

Получить материалы

Узнать подробнее

Оставьте заявку и мы вышлем вам подробную программу 3 дней Тренинга Тренеров Ольги Паратновой. Перезвоним и с радостью ответим на все интересующие вопросы.

Заказать звонок

Получить полную программу

Оставьте заявку и мы вышлем вам подробную программу 3 дней Тренинга Тренеров Ольги Паратновой. Перезвоним и с радостью ответим на все интересующие вопросы.

Получить программу

Забронировать пакет "Стандарт"

Мы разработали несколько вариантов участия в тренинге, которые включают в себя различные блоки и отличаются по цене. Вы можете выбрать наиболее подходящий для себя формат.
Есть три варианта участия в тренинге:
1. Основной курс
2. Продвинутый курс
3. Максимальный пакет
Стоимость пакетов варьируется от 19000 до 47000 руб. Это зависит от выбранного пакета и сроков оплаты. Оставьте заявку, я с радостью подробно расскажу о каждом пакете и под ваши задачи вместе подберем индивидуально для вас вариант участия в тренинге.

Получить программу

Забронировать пакет "Оптимум"

Мы разработали несколько вариантов участия в тренинге, которые включают в себя различные блоки и отличаются по цене. Вы можете выбрать наиболее подходящий для себя формат.
Есть три варианта участия в тренинге:
1. Основной курс
2. продвинутый курс
3. Максимальный пакет
Стоимость пакетов варьируется от 19000 до 47000 руб. Это зависит от выбранного пакета и сроков оплаты. Оставьте заявку, я с радостью подробно расскажу о каждом пакете и под ваши задачи вместе подберем индивидуально для вас вариант участия в тренинге.

Получить программу

Забронировать пакет "Мастерский"

Мы разработали несколько вариантов участия в тренинге, которые включают в себя различные блоки и отличаются по цене. Вы можете выбрать наиболее подходящий для себя формат.
Есть три варианта участия в тренинге:
1. Основной курс
2. Продвинутый курс
3. Максимальный пакет
Стоимость пакетов варьируется от 19000 до 47000 руб. Это зависит от выбранного пакета и сроков оплаты. Оставьте заявку, я с радостью подробно расскажу о каждом пакете и под ваши задачи вместе подберем индивидуально для вас вариант участия в тренинге.

Какой он - ведущий тренинга?

Ведущий тренинга обладает такими качествами, как уравновешенность, рассудительность, психологическая зрелость, восприимчивость к новому и необычному, воображение, уверенность в себе, ум, энтузиазм, умение доминировать, толерантность, миролюбие, демократизм, желание помочь людям; такими способностями как коммуникативная, организаторская, способность к эмпатии, эмоциональная устойчивость.

Ведущий тренинга умеет действовать в теплой искренней и эмпатичной манере, создавать в группе позитивную обратную связь и проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации.

Положительные спонтанные эмоции ведущего по закону эмоционального «заражения» вызывают соответствующую эмоциональную реакцию у членов группы. Поэтому, при работе в группе ведущий умеет отбросить все негативное содержание человеческих отношений, не проявляет накопленные отрицательные переживания.

Ведущий тренинга умеет наблюдать как за каждым участником, так и за процессом работы группы в целом, быть комментатором и экспертом, помогающим участникам объективно оценивать свое поведение, объясняющим сложные поведенческие реакции.

Ведущий тренинга является образцом участника, демонстрируя открытость, искренность, доверительность, высокий уровень межличностного функционирования.

Правила группы

В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы – правила работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.

  • "Здесь и теперь"

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент.

  • Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

  • Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться от первого лица и говориться конкретному человеку, без использования третьего лица (например не «Ваня вел себя агрессивно», а «Ваня я увидел в твоем поведении агрессию») т.е через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

  • Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

  • Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Правила группы, это законы по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания благоприятной обстановки, в которой каждый студент может открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не бояться стать объектом насмешек, быть уверенным в том, что все сказанное в группе не выйдет за пределы группы.

Этапы групповой динамики

Групповая динамика – это развитие отношений между участниками, совокупность всех процессов, происходящих по мере развития и изменений группы.
Групповая динамика строится на чувстве сплоченности и доверия между участниками.


Задачи тренера:

участников на группу или процесс в целом

  • на этой стадии применять работу в парах, тройках а не целой группой

Начальная стадия

На этой стадии члены группы склонны испытывать тревогу (в том числе и тренер) по поводу собственной безопасности, психологической атмосферы группы, принятия – непринятия другими членами группы и т.п. Длится эта стадия от 1-2 часов до нескольких дней.

Задачи тренера:

Переходная стадия

На этой стадии происходит момент взаимной оценки участниками друг друга, тренера и группы в целом, как места для себя безопасного. Происходит понимание и уточнение своих целей, способов достижения, своей жизненной позиции.

Задачи тренера:

  • быть внимательным к проявлению любых чувств со стороны участников
  • помочь участникам понять собственные цели и пути их достижения
  • предложить обучающие упражнения
  • дать возможность опробовать новые приемы, стратегии поведения, переосмыслить свое отношение к себе, другим, миру в целом
  • принимать участников такими какие они есть

Рабочая стадия

В этот период участники придерживаются правил совместной работы, могут попросить помощи у других членов группы, делятся опытом применения новых знаний на практике. Эта стадия может неоднократно чередоваться с предыдущей, так как участники могут подвергать сомнению и ваши слова и полученный другими участниками опыт. На этой стадии чаще всего приходится сталкиваться с сопротивлением участников. Оно выражается по разному: отказ от деятельности, демонстративное неповиновение, провокации тренера на агрессию, молчание. Если возникает сопротивление, значит вы идете к цели, вы сумели «зацепить» не только студентов, мотивированных на деятельность, но и тех, кто изначально был против вас и работы в группе. С сопротивлением нужно работать.

Задачи тренера:

  • Не ведитесь на провокации
  • Не тратьте много времени на сопротивляющегося участника, позвольте ему сбросить негативные эмоции, гнев и спокойно продолжайте свою работу
  • Если это не помогает, задайте ему вопрос «Зачем он так себя ведет? И как такое поведение влияет на его успешность?»
  • Поощряйте попытки участников применить новые навыки
  • Способствуйте развитию доверительных отношений
  • Внимательно разбирайте все, что происходит в группе

Завершение

На этой стадии происходит «сворачивание» полученного опыта в осмысленный модуль. Формируется и проговаривается собственное отношение к происшедшему к каждому участнику и тренингу в целом.
Задачи тренера:

  • Организовать получение участниками обратной связи друг от друга
  • Помочь участникам провести рефлексию своего поведения, своих достижений
  • Отреагировать накопившиеся позитивные эмоции через контакт участников группы между собой
  • Попросить участников оценить эффективность работы

Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге. При этом специалистами отмечается, что именно личность психолога, а не его приверженность определенному научному направлению или степень подготовки во многом определяет успешность тренинга.

Ведущий – психолог или сотрудник, прошедший специальную подготовку, в целом должен обладать качествами лидера, уметь общаться с людьми, хорошо понимать цель и содержание тренинга в целом и отдельных упражнений, обладать достаточным опытом проведения и участия в тренинговых группах. Если говорить о личности ведущего более подробно, то наиболее важными для него качествами являются:

· концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

· открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

· эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

· аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

· энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

· уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

· уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

· богатое воображение, интуиция;

· высокий уровень интеллекта .

Помимо требований к личности тренера существует и целый ряд требований к его квалификации, то есть к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Сразу оговоримся, что воспринимать эти требования надо как идеал, к которому стоит стремиться, а не как запрет или разрешение на работу тренером.

Тренер обязан знать:

1. Психологию развития, личности и групп, а также основы психопатологии и психиатрии в той степени, чтобы уметь выявлять людей с выраженными психическими нарушениями.

2. Основные теории группового тренинга, используемые в них понятия и взаиморазличия; ведущий группы также должен постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике тренинга.

3. Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими. Ведущий также должен быть знаком и с особенностями индивидуальной психодинамики, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, тренер может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс. Желательно иметь опыт и навыки индивидуальной работы с клиентами.

4. Помимо психологических знаний от ведущего тренинговых групп, особенно ориентированных на обучение и совершенствование профессионального мастерства клиентов, требуются знания в той области, в которой проводится тренинг. Это подразумевает хорошую ориентацию в деятельности, которой занимаются участники тренинга.

5. Требования профессиональной этики вообще и конкретно к работе с группами. Руководитель группы должен реально оценивать преимущества и ограничения групповой работы и применять ее только в тех случаях, когда она наиболее подходит к клиентам.

6. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции тренера и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения.

Для руководителя группы желательно иметь опыт решения своих проблем и обучения в группе. Он важен не только для личного совершенствования ведущего, но и для приобретения определенных профессиональных навыков. Чем разнообразнее группы, в которых тренер являлся участником, тем шире пространство его личного опыта, что очень важно для понимания процессов, происходящих в группе.

Тренер прежде всего должен уметь:

1. Доступно объяснить участникам группы, что такое тренинг, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами ведущий собирается достичь этих целей.

2. Оценить пригодность участников для работы в группе и по возможности отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать потенциально рабочую группу.

3. Выбрать при необходимости со-ведущего из своих коллег и эффективно с ним работать. Если ведущий работает один, то первоначально он сам проводит все упражнения тренинга, но по мере включения группы в игровую деятельность целесообразно выбирать ведущего или со-ведущего каждого нового упражнения из участников группы.

Сегодня довольно часто можно слышать о проведении тех или иных тренингов, а также об известных тренерах и их деятельности. В связи с растущей конкуренцией на рынке тренинг-услуг к тренерам предъявляются высокие требования. О некоторых из них мы расскажем ниже.

Тренер или ведущий тренинга – это подготовленный специалист, который проводит личностные или бизнес-тренинги. Он должен пройти профессиональную подготовку именно в той сфере, которая станет предметом его дальнейшей тренинговой деятельности. Например, ведущие психологических тренингов обязаны иметь образование психолога и сертификаты, подтверждающие их квалификацию именно в этой области. Поэтому процедура сертификации очень важна и ее стремится пройти каждый уважающий себя тренер.

Тренер может работать в тренинговом центре, целенаправленно занимаясь проведением тренингов и изучением их результатов. Ведущий тренинга может работать внутри одной компании и проводить тренинги для её сотрудников. Еще один вид тренера, который встречается намного чаще, - это тренер, работающий в режиме фриланса.

Для того чтобы быть востребованным в выбранной профессии, тренеру необходимо знать главные особенности тренинговой деятельности и требования к личности тренера.

1. При проведении тренинга первостепенную роль играет личность тренера: его мировоззрение, умение общаться с людьми, его практический опыт, его способности и таланты, а также энергия и чувство юмора. Эти качества особенно важны, если тренер ведет открытые тренинги, куда люди приходят по собственному желанию. Зачастую при выборе тренинга они смотрят на личность тренера, на его возраст, выработанный с годами стиль и манеру общения с участниками тренинга, а также жизненную позицию.

В каком бы возрасте ни начинал свою деятельность тренер, он должен иметь специальное образование и документы, подтверждающие его знания, умения и навыки, так как участниками тренинга могут стать и дети, и пожилые граждане, которые требуют особого внимания.

2. Ведущий тренинга должен иметь хорошее здоровье и быть готовым переносить большие эмоциональные нагрузки, так как тренинги могут длиться не один или несколько часов, а несколько дней подряд.

3. Перед проведением тренинга ведущему следует уделить особое внимание постановке голоса, ибо умение грамотно направлять голосовой поток при больших аудиториях поможет не сорвать голос и на протяжении долгого времени держать внимание аудитории.

4. В своей тренинговой деятельности тренеры обучают других людей, можно сказать служат неким примером, поэтому высокие требования предъявляются не только к его моральному облику, но и образу жизни. Авторитет тренера растет, если участники видят, что на практике он реализует декларируемые им ценности. Сложно призывать вести здоровый образ жизни, если ты злоупотребляешь с алкоголем, или вести тренинги коммуникативных навыков грубому и конфликтному человеку.

5. Обязательное требование к личности тренера заключается в том, что ему необходимо уметь всегда устанавливать необходимый контакт с группой, быть открытым и доброжелательным, уметь слушать, слышать и понимать людей с полуслова, а также быстро реагировать на их вопросы. Однако, не достаточно только установить контакт, необходимо создать атмосферу конструктивного общения, из которого участники тренинга приобретают определенный опыт и навыки. Поэтому тренер должен уметь выделять главные тезисы и доносить их в яркой и достаточно лаконичной форме. Хорошим преимуществом для тренера является приятный тембр его голоса, богатые мимика и жесты, опыт публичных выступлений или участие в спектаклях. Тренер-профессионал должен быть не только ярким, но и уметь примерять на себя разные маски-роли. Умение перевоплощаться столь же важно, как и умение чувствовать группу.

Таким образом, эффективность работы тренера и его профессионализм оценивается по следующим критериям:

  • во-первых, оценивается, насколько тренер хорош как личность. Популярность тренинга в большинстве случаев зависит от облика самого тренера.
  • во-вторых, тренер должен досконально знать свою тему и свободно владеть материалом. Только такой тренер может поделиться глубокими знаниями и навыками с аудиторией.
  • в-третьих, профессиональный тренер способен «зажечь» публику, создать определенный эмоциональный настрой, который задает правильную мотивировку для последующей деятельности.
  • в-четвертых, тренер должен быть умелым методистом и опытным педагогом, чтобы сформировать у участников тренинга необходимые умения и навыки, грамотно выстроить беседу. Тренер должен так построить тренинг, чтобы после него участники смогли с уверенностью сказать, что удовлетворили свою потребность.
  • и, наконец, тренер должен создать все условия для комфортного и конструктивного общения, обеспечить все необходимые организационные моменты. Эти моменты должен помнить и соблюдать каждый тренер, чтобы стать весомой личностью в сфере тренинг-услуг.