«Теремок» — история строительства. Терем-теремок, кто в тереме живет? – история о знаменитом доме Перцовых

«Вас таких сотни, а здесь я все решаю, так что закрой дверь с той стороны» — эту фразу, брошенную в 2002 году зампрефекта одного из столичных округов, Михаил Гончаров, владелец сети блинных «Теремок», до сих пор вспоминает с обидой. «Мне в лицо смеялись десятки чиновников. Они говорят с нами как с крепостными крестьянами, рабами какими-то, чистый Салтыков-Щедрин», — добавляет 41-летний предприниматель.

В сети Гончарова 112 стационарных блинных и 71 уличный киоск в Москве и Санкт-Петербурге, полуфабрикаты для них поставляют два собственных производственно-распределительных центра на 3000 кв. м каждый. Но встречаемся мы в пафосном ресторане «Ваниль» на Остоженке — Михаил явно любит поесть не спеша и может себе это позволить. Гончаров утверждает, что по выручке — 3 млрд рублей в 2010 году — он занимает третье место на российском рынке после «Макдоналдса» и KFC. Исследовательское агентство Euromonitor, правда, оценивает его успехи несколько скромнее, ставя на четвертое место. Так или иначе, ему удалось с нуля создать одну из крупнейших в стране сетей фастфуда. Как?

Врожденная предприимчивость

В начале 1990-х годов Михаил Гончаров, студент факультета ВМК МГУ, подрабатывал мытьем окон в студенческом кооперативе. Роль рабочего предприимчивому студенту быстро наскучила, и он предложил руководству заняться поиском заказов за процент. Вооружившись картой города, составил оптимальные маршруты по улицам с высотными зданиями и принялся методически их обходить, высматривая грязные окна. Заметив непорядок, тут же звонил с проходной завхозу, предлагая помыть окна силами бригады «приличных молодых людей, все студенты МГУ». Педантичность проявилась и при подготовке первого бизнес-плана: в описании конкурентной среды Гончаров учел не только «Макдоналдс» и «Ростикс», но и бабушек, торгующих у метро пирожками. Правда, книжку про то, как писать бизнес-план, до конца так и не дочитал — быстро понял, что достаточно оглавления, чтобы не забыть важных пунктов.

Гончаров был в числе первых, кто оценил перспективы фастфуда, — он занимался тогда торговлей импортной техникой, понимал, что рано или поздно крупные игроки вытеснят перепродавцов с рынка, и присматривался к новым нишам. В кризисный август 1998 года торговля техникой закончилась вовсе. Уже в декабре Гончаров представил проект новой сети быстрого питания в департаменте потребительского рынка столичной мэрии. Технологию заимствовал у французов, на чьи ларьки с блинами обратил внимание во время первых заграничных поездок. Гончаров специально съездил в Париж и снял на видео, как там готовят (он и сейчас постоянно черпает новые идеи у конкурентов, внимательно наблюдая за «Макдоналдсом», на которого равняется, и быстрорастущим Subway). Концепцию Гончаров протестировал, поучаствовав со своими ларьками в городских гуляниях на Масленицу — блины с начинкой пользовались спросом.

Бизнес и бюрократия

Но понять, что спрос на услугу есть, лишь полдела. «Потом началось самое страшное для меня время. Я ходил по районным управам, делал презентации, а мне отвечали, что с общепитом у них все в порядке и ничего нового не нужно», — вспоминает Гончаров. Он не сдавался. Через пять месяцев повезло — позвонили из управы и сами предложили два места у метро. На прямой вопрос о том, приходилось ли давать взятки, предприниматель отвечает вопросом риторическим: «А можно иначе сеть расширять?»

Решив свести к минимуму зависимость от столичных чиновников, в 2005 году Гончаров принял новую пятилетнюю стратегию — открывать новые точки на фуд-кортах крупных торговых центров. «Мы не хотим зависеть от настроения чиновников», — говорит Гончаров. В случае работы на фуд-корте общение с управами — на управляющей торговым центром компании. Есть и экономический резон: ресторан в проходном торговом центре продает в месяц на 3 млн рублей, а уличный ларек — всего на 500 000 рублей. Да и контролировать одну точку проще, чем шесть, разбросанных по городу.

Сейчас в Москве у «Теремка» осталось всего 20 уличных киосков, в Санкт-Петербурге — 50, и на эти точки приходится всего 2-3% оборота сети. Гончаров признается, что взаимопонимания с властями в городе на Неве явно больше: «Там изначально другое отношение, они живут более духовной жизнью». Конкуренты объясняют ситуацию иначе — наличием у Виталия Свидовского, петербургского партнера Гончарова, административного ресурса в Смольном. Сам Гончаров это не комментирует. Но признается, что именно он писал мэру Москвы Сергею Собянину предложение ввести систему аукционов за места для уличной торговли, как в Петербурге (при прежнем мэре места выделялись без конкурса, по указанию управы). Аукционы появились, но реализацией идеи Гончаров пока недоволен. По его рассказам, тут же возникли подставные фирмы, которые задирают ставки, оттесняя реальных участников, а потом отказываются от лота в пользу договорившегося с ними заранее предпринимателя.

Недовольны аукционами в нынешнем виде и другие сети. «Конкуренция с улиц перенеслась на фуд-корты торговых центров», — говорит Михаил Кудрявцев, директор по маркетингу «Крошки-Картошки», у которой около 100 стационарных и примерно столько же передвижных точек продаж. Чем Гончаров отвечает на усиление конкуренции?

Кайдзен и конкуренция

Как и конкуренты, усилил контроль за качеством. Он поклонник японской системы непрерывного повышения качества «кайдзен». В производстве блинов методика не менее эффективна, чем при сборке автомобилей. Однажды, например, покупатель обнаружил в грибной начинке острый кусок пластмассы. (Предприниматель узнал об этом из форума на корпоративном сайте, где сам часто отвечает на жалобы и провоцирует дискуссии.) Недовольного потребителя успокоили, а потом принялись разбираться в причинах: как пластмасса в принципе могла попасть в начинку? Оказалось, это был осколок пластикового ящика, в которых поставляются грибы. Теперь компания заказывает более дорогие ящики из мягкой и не столь хрупкой пластмассы.

Обратная связь с покупателями — источник новых идей. Жалобы посетителей на цены (обед с блинами дороже, чем поход в «Макдоналдс») навели Гончарова на мысль о введении в ассортимент блинчика меньшего размера, по весу сравнимого с гамбургером. Еще одна новая идея — отойти от первоначальной концепции «уютной атмосферы» (в фастфуд идут не за ней), сделав акцент на хорошем настроении. Предприниматель нанял команду профессиональных юмористов, придумывающих смешные текстовки для посуды, стен и меню, которые будут регулярно меняться.

Каким бы талантливым ни был предприниматель, без подстраховки в виде связей в России не обойтись. По данным ЕГРЮЛ на октябрь прошлого года, совладельцами компании Гончарова были Владимир Тер-Ованесов (брат сенатора и московского девелопера), а также Роман Фукс (брат девелопера Павла Фукса, бизнес-партнера семьи Юмашева — Дьяченко по проекту Imperia Tower в «Москва-Сити»). Сейчас, по словам Гончарова, состав акционеров изменился, но имена новых совладельцев-девелоперов он не раскрывает. «Они мне помогают в разных вопросах. Бывало, что продажные менеджеры ТЦ пытались исключить «Теремок» с фуд-корта или поставить за взятку», — говорит Гончаров. Впрочем, одного административного ресурса, как показывает пример сети «Русское бистро» (патенты на ее пирожки принадлежали Юрию Лужкову), недостаточно — сейчас точки, работающие под этой вывеской в Москве, можно пересчитать по пальцам одной руки.

А вы замечали, как малых деток радует чтение вместе с вами сказок, которые они уже знают, но пока самостоятельно прочитать не могут. Сказка «Теремок» как раз одна из таких. Зачастую, малыш даже сам начнёт вперёд вас рассказывать по памяти строки этой простенькой сказочки. Ведь сказка «Теремок» создана народной мудростью специально для самых маленьких слушателей. Связано это с тем, что в сюжете постоянно происходит повтор какого-либо действия – это, как вы помните из других сказок (см. сказка Курочка Ряба, сказка Гуси-лебеди, Кто сказал Мяу), кумуляция. Рассказывая ребёнку сказки на ночь, вы прикасаетесь к истокам национального культурного самосознания, поэтому так важно то, что слушает ваше чадо перед сном. Сказка «Теремок» великолепно подходит для такого вечернего чтива!

Сказка «Теремок»

Сказка «Теремок» несёт в себе архаичное самосознание, так как сказки для детей из «оперы» про животных являются таковыми. Как известно, абсолютно в любом тексте за каждым словом таится некий символ, заложенный автором или народным гласом. Сказка «Теремок» уже в самом названии обращает внимание читателя на некий дом, который вмещает в себя множество животных, дружно живущих друг с другом. «Теремок», как наша планета Земля, многообразен и многолик, в нём царит гармония и покой. Однако нарушить эту идиллию смог только один зверь, медведь.

Сказка «Теремок» -Просто эпилог или планетарная катастрофа

Уже не раз твердили миру,

Что кризис близко, он грядет…

Ну, право слово, сколько может,

Терпеть планета этот гнет…

В некоторых редакциях сказка «Теремок» заканчивается гибелью и теремка и всех его обитателей… И это конечно же более поздняя редакция! (опасайтесь подделок). Ведь в этой версии мы видим, что вандализм людей-медведей заканчивается полным разрушением и всё! А где же сказочный «хэпи энд» и поучительная мораль, спросят многие дети!? (их то не обманешь, они улавливают подвох). Настоящая сказка «Теремок», заканчивается раскаянием медведя - да теремок разрушен, но новый «Лучше прежнего выстроили!» (сказка «Теремок», цитата). Вот Вам и еще один образ этой сказки для детей. Люди-медведи пришли в новый мир, перестроили его сообща и в гармонии со всеми прежними обитателями. Старый мир умер, а новый стал еще лучше прежнего! И стали они жить-поживать! А Вам слабо, время еще есть!? (так и хочется спросить у всего человечества).

Мы расскажем о том, как сложилась судьба обычного детского сада.

С 1956 года в посёлке Шахтау функционирует детский сад. В начале, это было несколько небольших одноэтажных зданий, расположенных недалеко от подножья горы Шахтау, где проводились взрывные работы для содового завода. Это стало небезопасно для детского сада, и было принято решение построить новое здания учреждения на безопасном расстоянии. И вот однажды прекрасным предновогоднем днем 1975 года в городе Стерлитамак посёлка Шахтау распахнул свои двери для ребятишек новый детский сад

№ 20 с ласковым названием «Теремок» . С тех пор в его истории произошло много событий: менялись люди, совершенствовались формы воспитания и развития детей, становились на новые ступени развития взаимоотношения в педагогическом коллективе, педагогов и детей, педагогов и родителей. С момента своего существования детский сад несколько раз изменял свой статус. Сначала ясли - сад принадлежал ОАО «Сода» (ведомственный) , а в 2001 г. был передан г. Стерлитамак. Шефами детского сада являются ОАО «Сода» и ЗАО «Сырьевая компания» .

Коллектив детского сада, возглавляемый Шумовой Елизаветой Васильевной первой его заведующей, приняла бразды правления, в буквальном смысле своими руками обустраивал каждый уголок нового дома для детей: высаживали деревья и кустарники, разбивали клумбы, сажали цветы, шили и мастерили оборудование для сюжетных, дидактических и подвижных игр. Так в детском саду забурлила жизнь, зазвенели детские голоса, поселилась радость и веселье… Воспитателем-методистом в эти же годы работала Будаева Полина Никоноровна.

В 1978 году эстафету достойно приняла Звягинцева Мария Михайловна, душевный, чуткий и грамотный руководитель. Под ее руководством коллектив одержал не одну победу в конкурсах.

В 1981 год у руля стояла заведующая Захарова Мария Ивановна, ранее возглавляющая воспитательно-методическую работу педагогического коллектива с 1976 года. Воспитателями-методистами в эти же годы работали: Аксёнова Анна Тимофеевна с 1981 по 1986; Бухарметова Римма Рашитовна с 1986- 1990 год; Тазова Фарида Габбасовна с 1990 – 1994 год. Они до сих пор работают в нашем ДОУ на других должностях.

За эти годы оснащение, оформление интерьера детского сада претерпело большие изменения. Мечтой было создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя как дома. Для этого необходимо было создать соответствующую предметную среду, которая расширяла бы возможности контактов с другими детьми и взрослыми. Создав основу педагогической деятельности учреждения, передала эстафету в 1996 году творческому приемнику Гавриловой Таисии Григорьевне, которая больше 5 лет была главой большой педагогической семьи. В эти же года работала старшим воспитателем Шенкаренко Любовь Николаевна.

Новый этап в истории образовательного учреждения начался в ноябре 2001 года, когда детский сад передали г. Стерлитамак и и.о. заведующего детского сада стала Бухарметова Римма Рашитовна. И опять закипела работа. В этом период в ДОУ была открыта логопедическая группа. В апреле 2002 году на должность старшего воспитателя назначена Лёвочкина Лилия Александровна и работает по настоящее время.

В декабре 2002 года наступила новая эпоха в истории сада, которая связана со вступлением в должность молодой энергичной заведующей Ишкильдиной Лиры Рухулбаяновны. За небольшой отрезок времени детский садик стал еще краше. Преобразились групповые и спальные комнаты, превратившиеся в уютные комфортные помещения. Был сделан косметический ремонт холла детского сада. Очень порадовала глаз ухоженная территория детского сада.

В настоящее время (с 23 марта 2004) дошкольным образовательным учреждением заведует Шакирова Гюзель Разиловна, человек творческий, неравнодушный, знающий свое дело. С тех пор в нашем детском саду произошло много изменений, детский сад растет, развивается, шагает в ногу со временем: изменился интерьер групповых комнат, стали более благоустроенными детские игровые площадки, оборудована площадка по правилам дорожного движения с подбором дорожных знаков, а групповые комнаты наполнились современной детской мебелью и игрушками, значительно богаче стали учебно-методическая и материальная базы ДОУ.

С первого дня до настоящего времени в ДОУ работают: музыкальный руководитель Тютюкина Рима Ахатовна.

В настоящее время у нас замечательный творческий и высококвалифицированный коллектив. Профессиональный уровень педагогов и их мастерство позволяют участвовать в различных конкурсах не только им самим, но и их воспитанникам.

Мы гордимся своими педагогическими кадрами. Помним и уважаем тех, кто проработал с нами, бок о бок, много лет, кто открыл нам дорогу в большой и интересный мир детства и научил нас быть лучше, мудрее и самостоятельнее.

Если всем нам: и детям. И взрослым – вместе очень хорошо, значит, добрый и теплый получился у нас дом. Вот такая история.

Лёвочкина Лилия Александровна - старший воспитатель

Шакирова Гюзель Разиловна – заведующий МАДОУ

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» -комбинированного вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Один из наиболее популярных вариантов сказки «Теремок» – литературная обработка народного сюжета писателем и фольклористом Михаилом Булатовым, специализировавшимся на устном творчестве народов СССР.


«Cтоит в поле теремок. Он не низок, не высок» – этими словами начинается «Теремок» в пересказе Булатова. В домике сначала поселяется мышка-норушка, затем к ней присоединяются лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик. Потом они приглашают к себе жить также лисичку-сестричку, а последним жильцом теремка становится волчок-серый бочок. Пригласили звери к себе и медведя косолапого, но тот не смог поместиться в доме, попытался влезть на крышу и в итоге раздавил теремок. Но никто не пострадал, все обитатели сказочного домика остались целы, и в итоге в финале сказки выстроили себе новый теремок – лучше прежнего. Неизвестно, правда, принимал ли участие в этой стройке медведь - об этом сюжет умалчивает.

Сюжет Алексея Толстого: теремок из горшка

Алексей Николаевич Толстой также серьезно занимался подготовкой для печати сборников русских народных сказок, и сказку «Теремок» под его редакцией можно встретить достаточно часто.


В варианте Толстого в качестве теремка выступает потерянный глиняный горшок, а его жильцами становятся сначала насекомые: муха-горюха и комар- . Потом в теремке поселяется мелкая живность – мышка-погрызуха и лягушка-квакушка. Затем – заюнок-кривоног, по горке скок; лиса – при беседе краса, и наконец – волк-волчище – из-за куста хватыш. Последним, как обычно, приходит медведь, садится на горшок и давит его, распугав всех обитателей домика. Причем в этой версии сказки медведь разрушает теремок не случайно, а целенаправленно, объявив, что он «всем пригнетыш».


Кстати, вариант Толстого с приспособлением под жилье горшка, очень близок многим народным вариантам сказки, где в роли теремка может выступать и потерянная посуда, и рукавички, и даже черепа животных.

Автор «Теремка» со счастливым концом: Владимир Сутеев

Знаменитый детский писатель и художник-иллюстратор Владимир Сутеев также не прошел мимо «Теремка». Его авторская редакция знаменитой сказки сопровождалась авторскими же, яркими и запоминающимися иллюстрациями.



«Теремок», автором которого является Владимир Сутеев, начинается с того, что Муха-Горюха летела по лесу, присела отдохнуть и вдруг увидела в траве теремок – и поселилась в нем. За нею последовали Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, потом – Петушок-Золотой Гребешок и наконец Зайчик-Побегайчик. Все звери спрашивали разрешения пожить в теремке – и всех с удовольствием приглашали присоединиться к дружной компании жильцов. Но Медведю, который просился в дом, чтобы спрятаться от дождя – отказали, слишком велик. Тогда замерзший Медведь решил обогреться на крыше у теплой трубы домика и раздавил теремок. Но Медведь оказался вежливым – попросил прощения. Звери простили его, но при условии, что он поможет заново отстроить дом. И они дружно построили новый дом, где поместились вшестером, да еще и осталось место для гостей.


Из всех версий «Теремка» эта, пожалуй, самая добрая и дружелюбная, неудивительно, что она так полюбилась и детям, и взрослым.

Терем в дупле: сюжет Виталия Бианки

Одна из самых, пожалуй, оригинальных авторских версий сказки «Теремок» написана писателем Виталием Бианки. В своих детских книгах он раскрывал маленьким читателям тайны природы, и его версия знаменитой сказки гораздо ближе к реальной лесной жизни, в которой волк и заяц вряд ли будут мирно жить вместе.


В этом необычном «Теремке» автор отвел роль домика дуплу старого дуба. Первым его жильцом становится дятел – он сам выдолбил дупло, свил гнездо, вывел птенцов, а потом улетел на зиму. Про пустое дупло узнал скворец – и занял пустующий теремок, начал в нем жить. Прошла пара лет, дуб раскрошился, дупло стало большим – и тогда прилетел хищный сыч и выгнал скворца. Потом сыча прогнала белка, – куница, а ту в свою очередь «вытеснил» из дупла рой пчел, а старый дуб крошился, дупло расширялось… И наконец пришел медведь и сломал трухлявое дерево.

Вначале родители занимались совместно со своими детьми. Возраст детей был от 2 до 13 лет. Затем стали приходить знакомые, а позднее знакомые знакомых. Понадобилось уже отдельное помещение, которое позволило бы вместить всех желающих. Такое помещение было найдено на Красной Пресне. К работе были привлечены уже профессиональные педагоги. А некоторые из родителей, основателей "Теремка", приобрели новую профессию - педагог.

Спустя несколько лет, центр стал базовым коллективом Единого Научно-методического Центра Главного управления культуры, где работал один из создателей "Теремка" Анашкин Е. Ф. В это время с Центром "Теремок" сотрудничал кандидат педагогических наук Каменец А. В., грамотный теоретик, имевший собственную практику работы с детьми данного возраста. Его исследования заложили прочный фундамент в основу нашего центра. К сожалению, объективные причины не позволили продолжить это сотрудничество далее, но его вклад в развитие Центра "Теремок" очень ценен.

Менялись здания, педагоги, но основной стержень в работе Центра "Теремок" - любовь и уважение к детям, бережное отношение к традициям, сохранялись и приумножались.

Центр раннего творческого и интеллектуального развития "Теремок" получил свое второе рождение в 1993 г. и работает сейчас на базе трех клубных учреждений Южного административного округа.

Но Центр - это не сумма зданий, а технология общения детей, родителей и педагогов. Да и название "Теремок" - это аббревиатура девиза: "Творчество, Ежедневная Радость, Единство, Мудрость, Очищение Красотой". Это даже не девиз, а философия коллектива, поставившего перед собой цель - развитие детей раннего возраста. Идея создания такого центра созревала не один год и выкристаллизовывалась в результате обобщения собственного опыта и опыта отечественных и зарубежных энтузиастов.

Наш центр - это не детский сад и не школа для малышей. Центр "Теремок" - семейный клуб, в котором дети, родители и педагоги включены в единый художественно-творческий процесс, составляют его целостный механизм.

"Стоит в поле Теремок, он не низок, не высок". Так начинается известная сказка о "Теремке" и его обитателях, "Теремок", о котором идет речь к сказке никакого отношения не имеет, его история вполне реальна.
Коллектив педагогов формируется весьма тщательно. Бережно относимся к тем, кто уже нашел свое место в Центре, для кого судьба "Теремка" не пустой звук. Оказывается методическая помощь тем, кто хотел бы связать свою судьбу с нашим Центром, но еще не сложился как педагог. Образовательный ценз для нас не основной критерий, хотя мы отдаем предпочтение выпускникам искусствоведческих и гуманитарных вузов. Основные критерии - любовь к детям, умение творчески проводить занятия. Те, кто не отвечает этим требованиям, у нас долго не задерживаются.

Историю "Теремка" пишет не только время, но и дети, занимавшиеся и занимающиеся у нас. За эти десятки лет в "Теремок" не просто заглянули тысячи очаровательных детей, а прожили часть своей маленькой жизни, которая называется - младенчество и дошкольное детство. Радовались и огорчались вместе с нами, увеличенное в разы, число близких и дальних родственников.

И мы можем с уверенностью и гордостью сказать, что ни один ребёнок, занимавшийся в "Теремке", не стал плохим человеком. История Центра "Теремок" ждёт новых героев.
Добро пожаловать в эту Историю.

В 2008 году был создан наш сайт. В перспективе создание портала для детей и родителей. В планах по развитию сайта есть мысли о выпуске ежеквартального журнала, организация форума, консультации.