Как фотографы делают портретную съемку. С какого расстояния фотографировать портрет? С чего начинается хороший портрет

Дата публикации: 22.03.2017

Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это - два самых распространённых заблуждения.

Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F5, 1/200 с, 62.0 мм экв.

Техника и настройки

Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.

Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом - наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.

В самом начале съёмки сделайте несколько пробных кадров и отрегулируйте все необходимые показатели. При выборе оптики помните, что неудобно работать с длиннофокусным объективом (выше 85 мм), так как в студии может просто не хватить места, чтобы снимать модель в полный рост.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F3.2, 1/200 с, 24.0 мм экв.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F2.8, 1/200 с, 44.0 мм экв.

Световые схемы

Сегодня я покажу вам несколько несложных схем света, которыми вы сможете пользоваться для гарантированного получения результата.

При работе с источниками света используйте синхронизатор. Прикрепите его на разъём внешней вспышки на камере, чтобы управлять источниками света с помощью приёмника синхронизатора, который подключён к одной из ламп. Следите, чтобы эта лампа была у вас включена при съёмке, тогда синхронизация будет срабатывать. Делая снимки для этой статьи, я использовала насадки для осветителей: октобокс, софтбоксы, рефлектор и стрипбокс. Также был использован светоотражатель.

Насадки и их применение

Софтбоксы бывают двух видов: прямоугольные, квадратные и восьмиугольные (октобоксы). Они нужны для создания мягкого света. Для фотографии во весь рост используют большой прямоугольный софт; для портретов, как правило,- небольшой квадратный.

Октобокс имеет форму восьмиугольника. Чаще всего его используют на журавле, так как насадка сама по себе достаточно массивная и позволяет осветить большую площадь. Один октобокс запросто подойдёт для съёмки группового портрета. Его свет мягкий, напоминает дневной свет из окна.

Стрипбокс - это узкий прямоугольник. Используются в основном для контрового света, чтобы создать красивые объёмные блики на модели.

Рефлектор даёт жёсткий свет. Подходит для контрового света, для освещения фона, для создания портретов с резкими тенями. Зачастую используется не один, а со «шторками», или сотами, для регулировки света. Во время творческих экспериментов можно использовать для него цветные фильтры.

Светоотражатель - аксессуар фотографа, который помогает отзеркалить падающий яркий свет и, таким образом, подсветить теневую сторону модели или объекта. Благодаря этому снижается контраст между ярко освещённой стороной и теневой. Формы светоотражателя могут быть различными, цвета поверхности - нескольких оттенков: белого, серебра, золота. Каждый оттенок используется для получения определённого света. Золото делает отражённый свет более теплым, серебро - холодным, а белый - нейтральным. Очень полезный и недорогой аксессуар, который пригодится фотографу не только в студии, но и на пленэре: например, поможет смягчить тени в солнечную погоду.

Схема 1: Светлый фон

Начнём с самого простого: с использования одного источника света при съёмке на светлом фоне. Расположите его от модели примерно на 45 градусов и попросите модель повернуться к источнику лицом.

Таким образом, у нас получается вот такая картинка:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Источник с насадкой софтбокс даёт мягкие свет и тени. Насадка располагалась слева, тени образовались справа.

Схема 2: Светлый фон

Теперь можно добавить такой же источник справа, чуть сзади модели. Практически софтбоксы должны стоять по диагонали друг к другу.

Получается вот такая картинка:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Обратите внимание: справа появились блики на лице, плече и руке, что придало фотографии больше объёма.

Контровой свет нужен для того, чтобы отделить модель от фона и создать вокруг неё светлый ореол, а также получить освещённый контур фигуры благодаря бликам. Источник контрового света всегда расположен позади модели и направлен на неё. По мощности он всегда слабее того источника, что находится перед моделью.

Схема 3: Тёмный фон

Теперь можно посмотреть, как один источник будет рисовать в условиях тёмного фона.

Располагаем источник чуть сбоку и чуть выше модели.

Как видите, наша модель слилась с чёрным фоном. Чтобы отделить её, нам понадобится ещё один источник с насадкой «рефлектор». Направьте его только на фон. Мощность этого источника должна быть слабее мощности того, что направлен на модель.

Теперь ясно видно, что модель не в чёрной дыре; за ней есть пространство.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Схема 4: Тёмный фон

Ещё одна несложная схема выглядит так: с одной стороны от модели вы ставите софтбокс, а по диагонали, чуть за моделью - стрипбокс с сотами. Соты - это насадки в виде крупной решётки для получения строго направленного светового потока. Благодаря сотам свет не расходится в стороны, но остаётся таким же мягким как всегда, когда льётся из софтбокса.

В этой схеме есть один недостаток: сильные тени упадут в область шеи. Чтобы этого избежать, я добавляю светоотражатель снизу.

Примеры ниже: до добавления светоотражателя и после.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Добавим света на фон, чтобы отделить его от модели.

Получаем результат:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Схема 5: Белый фон

При съёмке на белом фоне можно использовать следующую схему. Расположите два источника (в данном случае - софтбоксы) позади модели, направив их на фон и один - перед моделью, осветив её саму. Источник должен быть чуть выше, чем камера (я использовала журавль с октобоксом).

Не все фотографы работают с моделями. Работа многих фотографов - снимать обычных людей и наша задача в том, чтобы они выглядели на снимках как модели. Как это сделать, если наши клиенты не имеют опыта позирования или управления своим лицом перед камерой? Вот семь советов, которые помогут вашим портретируемым почувствовать себя моделями.

1. Работа с волосами

Мы часто не думаем о волосах как части тела, которой можно управлять, но это возможно! Если вы снимаете человека с длинными волосами - то плохо лежащие волосы будут первым, что бросится в глаза на фотографии. Нет общего правила чтобы волосы в кадре выглядели «супер». Разным людям подходят разные варианты расположения волос.

Допустим, вы делаете простую портретную фотосъемку без визажиста и парикмахера. Первое, что нужно запомнить - волосы, лежащие на плечах выглядят ужасно. Они придают модели дикий вид и с этим нужно что-то сделать. Вот шесть вариантов работы с длинными волосами.

  1. Исходный «дикий» вариант
  2. Все волосы сзади
  3. Все волосы спереди
  4. Волосы с одной стороны спереди
  5. Волосы с другой стороны спереди
  6. Волосы собраны

Вариант №1 следует избегать любой ценой. Все другие варианты применимы в зависимости от модели и эффекта, который требуется достичь. Существование вариантов 4 и 5 объясняется тем, что в жизни волосы могут выглядеть с одой стороны лучше, чем с другой.

Обычно вы хотите, чтобы люди смотрели в камеру и большая часть лица была видна. Для данной статьи я выбрал вариант №6 с собранными волосам, чтобы было лучше видно, как девушка выполняет мои инструкции и ничего не отвлекало. Для многих женщин «хвост» - домашний вариант причёски, но она выглядит очень приятно в портретах, открывая лицо.

2. Подвиньте подбородок (или уши) вперед

Когда человек стоит нормально и расслабленно, или даже стоит красиво и позирует, то под подбородком бывает заметна небольшая складка. Это проявляется практически независимо от худобы. Если вы будете предлагать людям подать вперед подбородок, что звучит для вас очевидно, они скорее всего направят свои подбородки на вас, что будет выглядеть как фотосъемка ноздрей (не очень привлекательно). Так что вместо этого предложите вашей модели подвинуть уши вперед.

«До» и «после» предложения подвинуть уши вперед.

Тоже самое со стороны. Я иногда это называю «черепаха» потому что это похоже на то, как черепаха вытаскивает голову из панциря. Это может быть немного некомфортно или неестественно, но результат всегда оправдывает эти неудобства.

Та же техника в исполнении мужчины. Он подтянут и спортивен, но все равно в естественной позе его подбородок недостаточно фотогеничен.

3. Приподнимите руки

Когда люди просто стоят как обычно, то часто руки у них прижаты по обеим сторонам. Это вызывает несколько проблем. Во-первых, так они выглядят неловко и некомфортно на фотографиях. Во-вторых, прижатые к корпусу руки выглядят толще чем они есть на самом деле.

Это можно исправить просто подняв руки на несколько сантиметров чтобы они не прижимались к корпусу. Либо можно поставить руки в какое-то положение, например оперев на бедро. На рисунке выше красной линией обозначен видимый размер руки до изменения положения. Линия такой же длины на втором рисунке показывает насколько тоньше выглядит рука, не прижатая к корпусу.

4. Оставьте визуальное пространство вокруг талии

Всем нравится выглядеть стройнее. Один из простых способов, которым вы можете сделать вашего клиента стройнее - это показать его «естественную» талию без каких-либо дополнений. Я имею в виду визуальную изоляцию талии, чтобы она выглядела не шире чем она есть. Моя модель стоит с руками на бедрах. Первое фото демонстрирует не самую удачную позицию. Рука позади корпуса не отделена от него визуально и добавляет ширину талии. Но если подвинуть руку немного вперед - появится пространство, так что к размеру талии ничего не будет добавлено.

Красная линия показывает видимую ширину корпуса на первом фото. Она перенесена на второе фото чтобы показать сколько добавляла рука. Это правило относится не только к рукам. Все что находится на заднем плане за моделью может создавать этот эффект. Это могут быть например другие люди, стволы деревьев, фонарные столбы.

5. Поверните Плечи

Это очень простой, но важный совет. Если человек стоит ровно перед камерой - он выглядит больше. Это хорошо, если вы снимаете футболиста или директора большой фирмы, но не очень подходит для съемки модельных портретов. Повернувшись модель демонстрирует более красивый профиль и выглядит стройнее.

Красная линия показывает ширину модели, стоящей ровно перед камерой. Небольшой поворот дает фотографию все еще смотрящей в камеру модели, но с более стройным профилем.

6. Не показывайте белки глаз

Если вы хотите снять далекий мечтательный взгляд, направленный в сторону от камеры, не предлагайте модели посмотреть вдаль. Укажите конкретный объект позади вас чтобы вы могли контролировать направление взгляда.

На первом снимке я предложил модели посмотреть в сторону двери рядом с нами. Вы видите в основном белки её глаз, это не хорошо. Вы хотите увидеть радужку, цветную часть. Я предложил ей посмотреть в окно. Небольшая перемена направления взгляда вернула нам её глаза и получился более привлекательный портрет.

7. Не позволяйте носу прерывать контур лица

Это правило чуть сложнее, но тоже важно. Если вы не хотите сделать снимок анфас, вы просите модель чуть повернуться в сторону. Допустим, вы не хотите снять классический профиль, при котором будет видна лишь одна сторона лица, и модель повернется примерно на четверть чтобы остались видны оба глаза. Если вы мысленно проведете линию по боковой стороне лица, то эта линия не должна пересекаться носом.

Если она повернется слишком сильно, то нос пересечет эту линию, что испортит естественный контур лица. Это создает эффект «буратино» и визуально увеличивает длину носа. Чтобы избежать этого следует попросить модель повернуться немного обратно к камере чтобы между кончиком носа и краем лица оказалось немного пространства. Вы не должны пересекать эту линию или черты лица будут выглядеть непропорционально.

Собираем всё вместе

Вот пример списка, которому вы можете следовать на вашей следующей съемке.

  • Волосы убраны за одно плечо и распущены перед другим.
  • Подбородок выдвинут для создания более сильной линии лица.
  • Рука приподнята от корпуса.
  • Талия не имеет визуальных увеличителей.
  • Плечи повернуты.
  • Видны зрачки, а не белки глаз.
  • Нос не пересекает линию лица.

А что вы делаете чтобы обычные люди получались на фотоснимках как модели? Поделитесь в комментариях своими мыслями по поводу прочитанных советов или своими собственными приемами.

Об авторе: Бен Лукас (Ben Lucas) - живущий в Сиэтле портретный и свадебный фотограф. Он стремится сохранять лучшие эмоции своих клиентов будь то невесты, актеры, повара или даже юристы. Вы можете следить за его новостями в

Обожаю портретную фотосъёмку! И, я уверен, многие из вас тоже являются почитателями этого жанра фотографии. Портрет является одним из самых трудных, но в тоже время и самым увлекательным и многогранным видом фотографии. И, чтобы снять не просто идеально качественный, отретушированный портрет, а запечатлеть душу человека, его эмоции, важно уловить нечто большее, чем простое сходство.

Осуществляя портретную фотосъёмку, следует знать не только как можно больше технических тонкостей и нюансов, но и уметь выразить характер и индивидуальность человека, а также иметь собственное творческое видение.

С помощью этих 20 советов, я надеюсь, вы сможете улучшить свои навыки портретной фотосъёмки и превратить процесс создания хорошего фотопортрета в настоящее искусство.

Гениальный фотограф Анри Картье-Брессон известен тем, что умел моментально распознать значимость происходящего и запечатлеть любую сцену в её самый пиковый момент, «решающий момент», как он это называл. Нажать на затвор в нужный, решающий момент, когда всё на своем месте, это залог не только хорошего портрета, но и любой другой фотографии.

Момент, который максимально сможет раскрыть характер, чувства и индивидуальность человека. Помните, что самые интересные выражения лица появляются в долю секунды и так же внезапно исчезают, поэтому всегда будьте предельно внимательны, чтобы вовремя распознать их и успеть «схватить».

Тело имеет свой язык, поэтому поза человека очень важна в портрете. Ведь именно по самой позе, положению рук и ног человека, изображённого на портрете, мы судим о его настроении и характере. Любая поза, будь то снимок крупным планом, бюстовый портрет или фото в полный рост, начинается с постановки ног, так как именно правильное положение ног определяет нужное общее положение всего тела человека.

Идеальным вариантом считается, если объект съёмки стоит перед камерой не прямо, а слегка повёрнут под небольшим углом, а вес тела перенесён на дальнюю от камеры ногу. В такой позе человек выглядит естественнее и стройнее.

Руки могут, как и оживить позу человека, раскрыть определённые черты его характера, так и непоправимо испортить портрет. Если рукам отводится одна из главных ролей в фотопортрете, то следует учитывать, что они будут выглядеть тоньше, изящнее и элегантнее, если будут расположены выше уровня талии, кисти слегка направлены вверх и развёрнуты к камере боковой стороной, а запястья слегка согнуты. Такое положение рук является наиболее приятным для глаза и ваши клиентки непременно это оценят.

Положение головы в фотопортрете имеет одно из решающих значений. Учитывая форму лица модели в фас и в профиль, постарайтесь найти наиболее выигрышное положение головы. Старайтесь избегать как чрезмерного разворота или наклона головы, так и прямой съёмки анфас.

Чтобы на фото был виден чёткий нижний контур лица, изображение было объёмным и не было симметрии, придерживайтесь следующего положения головы: подбородок слегка поднимается, голова подаётся немного вперёд, поворачивается в сторону и наклоняется. Следите, чтобы все эти повороты и наклоны производились в разумных пределах и сохраняли естественность и непринуждённость позы.

Я выкатился из постели и сделал два снимка на свою веб-камеру. Обратите внимание как они отличаются между собой при небольшом повороте и наклоне головы.

Если есть сомнения, по поводу того, какую схему освещения выбрать, применяйте классическое и простое «Рембрандтовское» освещение, которое способно подчеркнуть не только скульптурные черты лица, но и цвет, и текстуру кожи. Поместив осветительные приборы, как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, под углом 45 градусов к объекту фотосъёмки, вы сможете достичь эффекта классического портрета в самые кратчайшие сроки.

Хотя лично я использую эту схему освещения, когда у меня нет времени или я заранее не знаю, как выглядит клиент, а также в других непредвиденных ситуациях. При такой постановке света следует убедиться, что тень от носа падает на щеку, образуя треугольник, а глаз на теневой стороне лица имеет блик, иначе на фото глаза будут казаться пустыми и безжизненными.

Фэшн-фотограф, Виктория Джексон (Victoria Will Jackson), показывает пример освещения стиля Рембрандта на семинаре. Еще один свет с черным фоном. (Фото Daniel Sone)

Чтобы ваша съёмка проходила легко и быстро, спланируйте всё до мелочей заранее. Составьте чёткий план, определите место, оговорите с клиентом все детали съёмки, проверьте и установите оборудование, придумайте несколько идей, создайте на съёмочной площадке непринуждённую обстановку, чтобы клиент чувствовал себя легко и расковано.

Тщательное планирование поможет вам избежать любых технических проблем и неприятных сюрпризов, и, поскольку вы будете готовы к самому неожиданному сценарию, вы точно не упустите нужный момент.

В большинстве случаев я работаю соло, но в некоторых ситуациях услуги ассистента просто необходимы. Согласитесь, достаточно удобно иметь под рукой , который будет удерживать отражатель света, следить за техникой, помогать выстраивать позы, поправлять что-то, отслеживать имена людей, которых вы снимаете и выполнять множество других ваших поручений. Так вы сможете лучше сосредоточиться на своей основной ​​работе, и вам не нужно будет в ходе важной съёмки отвлекаться на многие мелочи.

Даже простое держание отражателя может оказаться огромной помощью для фотографа. (Фото Daniel Sone)

Совет 8 — Установите нужную глубину резкости (DOF)

Во время портретной съёмки глубина резкости имеет одно из ключевых значений. Именно она позволяет подчеркнуть главное в портрете и скрыть второстепенное. Вам не обязательно уметь выполнять все сложные математические расчёты, чтобы высчитать точную глубину резкости для каждого снимка, но вы должны иметь хорошее представление о том, что именно влияет на резкость и как её можно изменить.

Вы должны знать, как значения установленной диафрагмы и расстояние от камеры до объекта влияет на ГРИП, чтобы, регулируя дистанцию, правильно выбрать каким объективом, длиннофокусным или широкоугольным, лучше снимать в той или иной ситуации.

Главное в портрете это сам объект съёмки, поэтому всегда старайтесь отделить его от фона. В портрете не должно быть никаких отвлекающих элементов заднего плана. Помните, что человеческий взгляд непроизвольно привлекают яркие цвета, текст, человекоподобные формы и фигуры, поэтому лучше держать их вне кадра, чем потом заниматься ретушированием. Так как при съёмке на улице фон очень редко бывает однородным, внимательно следите, чтобы деревья и другие подобные предметы не “росли” из головы клиента.

Помните об этом каждый раз, когда имеете дело с глянцевыми или отражающими поверхностями, такими как очки, полированная мебель, зеркала и окна. Если всё же не удаётся избежать блестящих поверхностей в кадре, то, чтобы уменьшить блики от них, следует наводить камеру не перпендикулярно отражающей поверхности, а под определённым углом. И хотя вы можете использовать такие блики для создания художественного эффекта, помните, что, как правило, они значительно отвлекают внимание от самого объекта съёмки.

Хотя я использовал Стрипбокс, у меня получился основной свет почти перпендикулярно камере, поэтому я переместил отражатель как можно дальше от глаз,насколько это было возможно. (Фото Daniel Sone)

Подбирайте цветовые отношения в соответствии с темой и целью вашей фотосессии. Различия в оттенках, насыщенности и светлоте могут быть достигнуты путём регулирования местоположения и степени яркости осветительных приборов, изменением фокусного расстояния или угла съёмки, настроек камеры и т.д. Повышая или понижая контраст изображения и насыщенность цветов, вы можете не только изменить внешний вид портретируемого, но и полностью изменить сообщение, которое пытаетесь донести зрителю.

Обратите внимание на резкое изменение контрастности, а также на общее настроение путем простого изменения расположения источника освещения. Обратите также внимание как поменялся контур лица(Фото Daniel Sone)

Если глаза видны в кадре, они обязательно должны ловить свет и иметь блики. Без бликов глаза на фото выглядят “мёртвыми”. Обязательно убедитесь, что хотя бы в одном глазу вашей фотомодели есть блик, это не только сделает глаза ярче, но и в целом оживит весь снимок.

Даже если ваша цель ‒ передать пустой, безжизненный взгляд, присутствие света в глазах также необходимо. Имейте в виду, что форма, размер и положение самого светового блика в глазах имеют решающее значение при передаче настроения и характера человека.

Этот крупный план показывает как блик подчеркивает и привлекает внимание. (Фото Daniel Sone)

Я имею в виду не медицинскую аптечку с бинтами, марлей и лекарствами, а что-то типа косметички для нужд клиента. Ведь во время портретной съёмки у нас не всегда есть возможность пригласить визажиста или парикмахера. Поэтому просто необходимо иметь при себе своеобразную “аптечку” с вещами, которые могут оказаться полезными в нужный момент, особенно при выездной фотосъёмке.

Ваш набор должен включать в себя небольшое косметическое зеркало, резинки или заколки для волос, английские булавки, салфетки для лица, одноразовые расчёски, влажные гипоаллергенные салфетки и прочие мелочи, при помощи которых вы можете быстро устранить блестящие лбы и носы, зафиксировать непослушный локон или даже освежиться в жаркие дни.

Она была благодарна мне за то, что у меня оказалось под рукой маленькое зеркальце и расческа. Ее сумочка с комплектом макияжа была в машине в более 75 метрах от съемки. (Фото Daniel Sone)

Совет 14 — Что ещё должно быть в сумке фотографа

Вам также понадобится и небольшая медицинская аптечка, особенно, если фотосессия проходит в парке, лесу или на пляже. На такие съёмки я обязательно беру с собой защитный крем от солнца, спрей или другое средство от укусов насекомых.

Для своего фотооборудования я ношу пластиковые пакеты (в случае дождя), запасные батарейки, пустые карты памяти, скотч, очистители линз и всякие другие фото штучки. Если вы работаете в одиночку, все эти вещи просто необходимо всегда держать под рукой.

Позирование для портрета достаточно быстро утомляет любого человека, так что старайтесь не затягивать съёмку и проводить её быстро и оперативно. Во время выездной фотосессии иметь своё снаряжение, особенно объектив, вспышку, или штатив где-то “там” ‒ в машине, например, это почти то же самое, что не иметь его вовсе.

Ведь когда в самый разгар съёмки вдруг оказывается, что вам нужно бежать куда-то за нужным объективом, это не только отбирает у вас драгоценное время, раздражает клиента, но и может полностью перечеркнуть весь день съёмки. Быть готовым это значит не только иметь что-то вообще, а иметь это под рукой в нужный момент.

Совет 16 — Получите соответствующие разрешения и подпишите контракт

Клиенты ожидают от фотографов некой доли магии и волшебства, особенно когда они думают, что всё можно легко исправить с помощью программы . Каждый раз, когда вы приступаете к работе, заключайте контракт, в котором чётко прописано, будете ли вы применять ретушь, какой её вид и сколько времени это займёт. Это фактор, который в определённой мере влияет и на ценообразование.

Заранее побеспокойтесь о том, чтобы у вас были соответствующие права и разрешения для фотосессии в том месте, где вы планируете проводить портретную съёмку. Даже некоторые общественные парки требуют разрешения использовать свою территорию для профессиональной фотографии или других целей за пределами «нормального использования» (что бы это ни значило). Да, и ещё, контракт следует подписывать перед началом работы.

Кроме контракта, попросите, чтобы ваша модель подписала специальную форму, которая называется “модель релиз”, особенно если вы планируете использовать её изображения для других целей, например, рекламы, фотовыставок, иллюстраций книг, журналов и т.д. Договор с моделью является одним из самый главных документов для фотографа, который проводит постановочные фотосессии с участием фотомоде лей.

Всегда старайтесь произвести впечатление уверенного в себе и своих действиях профессионала, даже если на самом деле вы так же нервничаете, как и ваша модель. Если человек почувствует, что вы сомневаетесь в том, что делаете, он не сможет вам доверять и на съёмочной площадке воцарится напряжённая атмосфера нервозности и весь процесс фотосъёмки будет сплошным мучением, как для вас, так и для вашего клиента. Будьте чутким, дружелюбным и целеустремлённым.

С первых минут постарайтесь расположить человека к себе, поговорите о чём-то, что представляет взаимный интерес для вас обоих. Во время увлекательного разговора портретируемый обычно забывает о камере и ведёт себя более расковано и непринуждённо, и вам останется всего лишь “схватывать” наиболее интересные выражения его лица каждый раз, как только они появятся.

Правило третей, правило золотого сечения, правило правой руки, правило динамической симметрии и т.д. Это вещи, которые необходимо досконально изучить и освоить, прежде чем их нарушать. В противном случае, ваши снимки будут выглядеть просто глупо и нелепо, даже для неопытного глаза.

Не существует абсолютного правильного или неправильного способа делать хороший портрет, но есть правильный и неправильный способ нарушения правил портретной фотосъёмки. Если вы хотите снимать не по правилам и законам фотографии и выглядеть крутым, нестандартным фотографом, делайте это грамотно.

20. Избавьтесь от лишнего

Если какое-то фото оборудование или ассистенты мешают вам, избавьтесь от них! Всё лишнее будет только препятствовать вашему успеху. Многие из лучших портретов сняты простыми камерами с минимальным дополнительным фотооборудованием при дневном свете.

Так что не думаю, что, для того, чтобы получить удачный фотопортрет, вам в обязательном порядке нужно иметь самую новую и самую навороченную камеру с кучей всяких дополнительных прибамбасов. Будьте проще, ведь чем меньше сложной аппаратуры окажется у вас под рукой, тем лучше вы сможете сконцентрироваться на самом человеке.

Противень и алюминиевая фольга. Один свет в гостиной. Стиль Рембрандта. (Фото Daniel Sone)

Помните и пользуйтесь

Запомните эти 20 советов и постарайтесь применить их на практике, когда будете проводить вашу следующую портретную фотосъёмку. Некоторые из них смогут в значительной степени повлиять непосредственно на качество ваших снимков, в то время как другие имеют отношение к организационным моментам и призваны повысить эффективность вашей работы и продемонстрировать ваше чуткое отношение к клиенту. Всё это в целом поможет вам стать действительно хорошим портретным фотографом.

Портретная съемка сильно отличается от всех прочих видов фотографии. Чтобы вы освоили и этот формат, собрали для вас 6 правил портретной съемки для начинающих, которые не дадут совершить самые частые ошибки.

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.
Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза, …). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.

4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.
От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и “заглянуть” в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.

Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.

При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размещать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает «позировать». Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.
Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку.

В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает «позировать» и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.
Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.

Портретная съемка - один из сложных видов работы. Дело в том, что в задачи фотографа должна входить передача не только прекрасного внешнего облика человека, а главным является показать скрытую, внутреннюю его сущность и многогранность. Поэтому, не каждое фото с улыбающимися лицами может называться хорошим портретом.

Для создания именно художественного изображения не всегда нужна специальная и дорогая техника. Главным является профессионализм фотографа, его интуиция и соблюдение ряда принципов, на которых базируется портретная съемка.

Первое правило. Обязательно нужно учитывать то, что модель не может находиться в центре. Снимок будет наиболее естественным, если человека поставить немного справа или слева. Конечно же, не должно оставаться много пространства, все должно быть соразмерно.

Второе правило. Съемка портрета получается очень интересной, если делать крупный план, в который должно попасть лицо, либо его часть. Благодаря такому подходу можно придать эмоциональность изображению. Например, усталость будет подчеркиваться наличием небритости, хорошее настроение - светящимися глазами и так далее.

Третье правило. Портретная съемка не должна осуществляться "в лоб". Модель может даже не смотреть в фотоаппарат. Напротив, самыми интересными фотографиями будут те, если человек чем-то увлеченно занимается, смотрит задумчиво в сторону или просто наблюдает. В эти минуты модель естественна.

Четвертое правило. В кадр должно попадать минимальное количество предметов (мебели, других людей и прочего). Оставлять нужно только то, что относится к данному сюжету.

Пятое правило. Очень "оживляет" и передает особое настроение наличие в руках человека какого-либо предмета. Это может быть цветок, игрушка, телефон, зонтик, листик и прочее. Главное, чтобы он смотрелся в кадре гармонично.

Шестое правило. Важным является глубина резкости. Резким нужно делать исключительно портрет, а задний план должен быть размыт. Это является основным принципом, когда происходит портретная съемка на улице.

Седьмое правило. Когда осуществляется фокус, то в нем должны быть глаза, ясные и четкие. Если готова поворачивается, то резкость нужно наводить по ближнему глазу.

Восьмое правило. При съемке обязательно соблюдать уравновешенную композицию. На кадре не может быть много природы (неба, леса, реки и так далее), если этого не требует сюжет. Нужно обязательно удостовериться в том, что в кадр не попадет ничего некрасивого (старые стены, трубы, помойки и прочего).

Девятое правило. Портретная съемка станет интересной, если модели не будут просто натянуто улыбаться в кадр. Только естественность - залог успеха.

Десятое правило. Когда осуществляется портретная съемка, то нужно сосредотачиваться только на ней. Даже если на имеется потрясающей красоты горы, то фотограф должен сосредоточиться только на модели, чтобы именно она стала основным центром, а все остальное - только фон.

Одиннадцатое правило. При имеющейся возможности, осуществлять портретную съемку нужно только со штатива.

В завершении нужно отметить следующее. Работать фотографу рекомендуется только в рамках мягкого света: утром, либо же поближе к вечеру. Помимо этого, хорошо снимать при пасмурной погоде, потому что равномерное освещение будет способствовать получению проработанных и мягких портретов.

Самым же неудачным временем для работы является полдень, поскольку солнце высоко, свет невероятно яркий, а тени - глубокие и резкие. Поэтому лица в тени могут получиться практически черными. Чтобы этого избежать, нужно включить режим "Заполняющая вспышка".

При соблюдении основных правил портретная съемка получится потрясающей.