Филиалы и представительства юридических лиц. Налогообложение обособленных подразделений

Представительство организации

Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту (статья 55 ГК РФ)

Представительство организации не является юридическим лицом, оно действует на основании имущества, предоставленного ему создавшим его юридическим лицом, и утвержденным им положением. Руководитель представительства действуют от имени юридического лица на основании полученной от него доверенности. Сведения о представительстве должны быть указаны в учредительных документах создавших их юридических лиц

Представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия представительства во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее.

Следует помнить, что имущество представительств может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.

В Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1998 г. № 34 прямо предусмотрено, что обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица. К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

Не менее важным является вопрос об оформлении отдельного банковского счета для обособленного подразделения (филиала, представительства). В Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И прямо указано о возможности открытия счета юридическому лицу, но для «совершения операций» филиалом или представительством. Исходя из данной инструкции, следует, что счет открывается для самой организации.

Аккредитация иностранного представительства

Представительство иностранной компании выступает от имени и по поручению представляемой им организации, название которых указано в разрешении на открытие представительства, и осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представительство иностранного юридического лица в России может быть открыто только по разрешению аккредитующего органа. Аккредитация предоставляется на 1, 2 или 3 года и, при необходимости, может быть продлена. Представительству выдается разрешение на его открытие.

Одновременно с аккредитацией представительство вносится в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний. Внесение в реестр обязательно для всех представительств независимо от того, когда и при какой организации они аккредитованы.

Иностранные граждане, постоянно работающие в представительстве, и члены их семей должны получать персональную аккредитацию в регистрационной палате. Число иностранных сотрудников не должно превышать 5 человек.

Иностранные сотрудники кредитной организации проходят персональную аккредитацию в Банке России и получают служебные карточки.

Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следует заметить, что в налоговом законодательстве понятие обособленного подразделения юридического лица не совпадает с понятиями филиала и представительства, предусмотренными ст. 55 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ (ред. от 01.04.2009). Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и тех полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочим местом считается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательство Российской Федерации предусматривает, что в отношении некоторых организаций вопросы создания и ликвидации их филиалов (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством Российской Федерации для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица.

Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое было закреплено за филиалами и представительствами. Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 435/96). Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права. В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства) Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002

Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Здравствуйте! Сегодня поговорим про филиалы и представительства юридических лиц. Развитие любого бизнеса практически невозможно без территориального роста. Успешные предприниматели стараются не упускать возможности открыть новый офис (предприятие, точку продаж) в другом районе населенного пункта или и вовсе в другом конце страны. О том, как это делается и какие преследует цели, мы подробно расскажем в данной статье.

Цели открытия обособленных подразделений

Открытие обособленных подразделений преследует ряд целей:

  1. Расширение, быстрый охват новых регионов;
  2. Одновременное ведение бизнеса в нескольких выгодных регионах;
  3. Освоение новых районов, где еще не удовлетворен спрос;
  4. Продвижение, реклама и создание положительной репутации компании на новых территориях;
  5. Перемещение основных ресурсов или производства из-за сокращения спроса.

Но прежде чем приступать к расширению, следует разобраться, в чем сходства и различия между филиалом, представительством и иными обособленными подразделениями. Знание их особенностей и отличий в процедурах регистрации позволит не допустить ошибок при их организации.

Формы обособленных структурных подразделений

Филиалы и представительства - отдельно расположенные, самостоятельные структурные единицы организации. Тем не менее, за ними не признается статус обособленных юридических лиц. Всем имуществом и нормативными документами их снабжает компания-создатель. Она же контролирует назначение руководителей подразделений и определяет границы их влияния.

Филиал вправе вести производственно-хозяйственную деятельность, реализовывать без ограничений все функции , что уже гораздо шире возможностей представительства. Кроме того, допускается, что филиал будет иметь индивидуальное название, но содержащее наименование главного юридического лица.

Нельзя забывать, что компания с филиалами не имеет права оставаться на .

Представительство только представляет интересы компании или защищает их (например, продажа товаров или услуг от имени основной организации, подбор поставщиков, анализ рынка, подача запросов). Оно не может вести никакой деятельности, направленной на самостоятельное получение дохода. Обычно представительства используются на этапе подготовки, во время «прощупывания» неизвестного рынка.

Иные обособленные структурные подразделения - в нашей стране допустимы и другие формы территориальной обособленности. Так подразделение, которое регистрируется по упрощенным порядкам, которому не присвоен статус и функции филиала или представительства, будет называться структурным подразделением компании. Именоваться они могут отделениями, цехами, агентствами, бюро, пунктами приема или выдачи и т.д. Они не имеют права заводить свой расчетный счет, заключать сделки, вести свой бухгалтерский баланс и самостоятельно нанимать сотрудников.

Например, сетевой организации нет необходимости придавать статус филиала или представительства своей новой точке обслуживания клиентов, если нанимать сотрудников, осуществлять заказы, поставки и прочие сделки будет ведущая компания.

Пошаговая инструкция открытия филиала или представительства

Этап 1: Утвердить решение об открытии

Для начала нужно определить, для каких целей и функций будет создано подразделение. Исходя из этого выбирается форма организации. Далее предстоит утвердить положение о представительстве (или филиале), в деталях разработать приказ о его открытии.

  1. Порядок действий на этом этапе зависит от формы юридического лица, а также от норм, прописанных в его уставе. Например, для придется провести голосование на собрании участников общества – для утверждения решения необходимо более 2/3 голосов (если только в не прописано другое соотношение). Кроме того, нужно обсудить и принять решение о деталях: будет ли филиалу присвоено название, есть ли необходимость прописывать его адрес в уставе общества, будет ли подразделение вести собственный бухгалтерский учет. Любые итоги голосования и решения, полученные в ходе голосования, протоколируются, если в обществе только один участник - оформляется и нотариально заверяется его решение.
  2. Для АО: порядок согласования решения об учреждении обособленного подразделения во многом зависит от содержания устава организации. Например, решение могут принимать:
  • Совет директоров;
  • Собрание акционеров;
  • Наблюдательный совет.

Положение о филиале утверждается компетентным органом или решением руководителя. Любые заседания также обязательно протоколируются.

Положение о филиале (или представительстве) регулирует всю деятельность подразделения, оно должно содержать:

  • Наименование и юридический адрес головной компании;
  • Наименование и адрес расположения филиала;
  • Систему управления, перечень обязанностей, взаимоотношения с ведущей организацией и иные сведения, контролирующие рабочий процесс подразделения.

Согласно законам на 2018 год общество не обязано вносить сведения о филиалах и представительствах в устав, однако это всегда возможно сделать по собственной инициативе. Эти, как и любые другие, изменения в уставе следует предоставить в регистрирующий орган, которому подведомственно родительское предприятие.

Всю ответственность за работу филиала несет головное юридическое лицо. Даже претензии и судебные иски предъявляются не подразделению, а создавшей его организации.

Этап 2: Назначить руководителя

Назначение можно оформить кадровым приказом. Все права и обязанности руководителя нужно зафиксировать в доверенности за подписью и печатью руководителя юридического лица, открывающего филиал. Данная доверенность должна содержать некоторый минимум сведений.

К ним относятся:

  • Дата выдачи, так как без нее она будет считаться недействительной. Дата окончания действия может не указываться, но тогда доверенность будет действовать один год. Максимальный возможный срок - три года. Расторгнуть доверенность может каждая из сторон в любое время.
  • Перечень обязанностей руководителя и сделок, которые он может совершать от имени компании.

Руководитель в дальнейшем вправе передоверить часть прав и обязанностей другому сотруднику, но только с согласия лица, которое выдало первоначальную доверенность.

Этап 3: Зарегистрировать филиал в государственных фондах

Данные об обособленных структурных единицах предприятие обязано передавать в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). Это можно сделать через регистрирующий орган, компетентный в данном вопросе на территории конкретного региона (отделение налоговой службы, МФЦ и другие). С 2016 года разрешена отправка электронных вариантов документов через нотариуса. Потребуется заполнить заявления по форме Р13001 и Р14001.

На базе информации, внесенной в , организация будет автоматически поставлено на учет в налоговой по месту нахождения подразделения, а в течение 5 рабочих дней об этом будет выдано уведомление. Подавать дополнительные документы нет необходимости, но если вы решили перестраховаться, или если в вашем муниципальном образовании процедура регистрации не налажена должным образом, можно в отделение ИФНС по месту нахождения филиала предоставить:

  • Заявление формы C-09-3-1;
  • Паспорт регистрирующего (и доверенность, если регистрацию производит третье лицо);
  • Свидетельство о постановке юридического лица на учет в ФНС.

Фактически оповещать налоговую о создании филиала есть смысл только после того, как данные о нем будут зафиксированы в уставе организации. В течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления ИФНС выдает компании свидетельство, в котором указан также КПП зарегистрированного представительства или филиала.

За открытие филиала или представительства без сообщения налоговой на юридическое лицо накладывается штраф (200 рублей).

При условии, что филиал будет осуществлять выплаты сотрудникам, у него будет свой бухгалтерский баланс и расчетный счет в банке, то его предстоит зарегистрировать в ФСС и ПФР.

Для регистрации филиала в ФСС потребуются:

  1. Копии протокола собрания, приказа, положения или других документов об учреждении подразделения, заверенные нотариусом;
  2. Свидетельство о регистрации в ФСС головной компании;
  3. Документы, подтверждающие регистрацию подразделения в ПФР.

Для регистрации в ПФР:

  1. Заявление, образец которого можно получить в конкретном отделении пенсионного фонда;
  2. Свидетельство о регистрации в ПФР юридического лица;
  3. Копии документов (заверенные нотариусом) об учреждении обособленной структурной единицы фирмы.

В ПФР и ФСС по месту учета материнской компании уведомление предоставляется в свободной форме, так как иной порядок законодательно не установлен.

Этап 4: Изготовить печать и открыть расчетный счет

Этот этап необязателен, но на каждое предприятие еще на первом этапе решает для себя, потребуются ли структурной единице счет, печать, особенная техника и прочие нюансы. Важно, что не позднее чем через неделю после открытия счета необходимо подать в ИМНС заявление по форме C-09-1.

Изменение адреса филиала или представительства

При переезде обособленной структурной единицы в регион, подведомственный другому налоговому органу, сначала потребуется снять ее с учета по старому адресу. Спустя 5 дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ, юридическое лицо будет снято с налогового учета.

А именно при смене адреса потребуется:

  1. ИФНС - в течение 3 рабочих дней предоставить уведомления о прекращении деятельности по старому адресу и о начале работы по новому (в свободной форме);
  2. ФСС - сообщать туда об изменениях, равно как и регистрироваться, необходимо только в тех случаях, когда у структурной единицы открыт свой расчетный счет, она сама начисляет зарплату сотрудникам. В течение одного месяца подать в отделение по прошлому месту нахождения заявление о регистрации в роли страхователя по адресу новому;
  3. ПФР - не требует никаких заявлений и оповещений.

Закрытие филиала или представительства

Решение о прекращении работы обособленной структурной единицы может приниматься и регулироваться:

  • Собранием участников общества;
  • Документами (например, положением о филиале).

Для удобного разрешения вопросов, возникающих в связи с закрытием, создается ликвидационная комиссия, что не является обязательным условием.

С ее участием или без него организации необходимо осуществить:

  • Закрытие собственного расчетного счета филиала;
  • Сокращение или перевод на другие должности сотрудников;
  • Передачу обществу имущества и документов подразделения;
  • Иногда расчеты с кредиторами или партнерами. Этот пункт возникает довольно редко в первую очередь из-за того, что филиалы или представительства не выступают самостоятельными юридическими лица и совершают все сделки от ведущей организации, соответственно их ликвидация не считается основанием для досрочного прекращения обязательств перед контрагентами. Вся ответственность после закрытия перекладывается на юридическое лицо, создавшее структурную единицу.

Объявить о своем решении ликвидировать филиал предприятие обязано по форме С-09-3-2. Подать его потребуется в течение трех дней в налоговый орган по месту нахождения главного юридического лица. По месту нахождения филиала можно предоставить заявление С-09-1-1, но теоретически снятие с учета в региональной налоговой должно происходить без вашего участия, на основании информации из ЕГРЮЛ.

Иные обособленные подразделения

Решение об учреждении обособленного подразделения, которое впоследствии не будет зарегистрировано как филиал или представительство, может быть принято генеральным директором компании и создано по его приказу - если другие условия не прописаны в уставе общества. Возможны ситуации, когда необходимость открытия подразделения вытекает из условий договора, заключенного юридическим лицом (к примеру, для ведения строительных работ на отдаленной местности), тогда приказ не является необходимостью, датой создания будет дата начала работы.

Иные обособленные подразделения тоже требуют определенной регистрации. Даже если нет соответствующего приказа, организуется только одно рабочее место, удаленное от места нахождения и регистрации основной организации, оно все равно подлежит регистрации.

Подтверждением открытия обособленного подразделения выступают признаки:

  1. Расположение структурной единицы в другой административно-территориальной единице, подведомственной другому налоговому органу относительно головной компании;
  2. Создание рабочих мест на срок дольше одного месяца, то есть организация всех условий для выполнения трудовых обязанностей, и непосредственно начало их выполнения, вне места регистрации юридического лица;
  3. Фактическое начало работы подразделения.

После создания подразделения компания обязана по форме C-09-3-1 уведомить об этом ИФНС по месту своего нахождения.

Уклонение от уведомления грозит предприятию штрафом в 200 рублей за каждое начало работы, сокрытое от налоговых органов.

Если несколько подразделений открываются в пределах одного муниципального образования, но на территории разных налоговых органов, то организация может встать на учет только в одном из них. Выбор юридическое лицо делает самостоятельно, а о своем решении оповещает налоговую уведомлением по форме N 1-6-Учет.

После этого автоматически по месту нахождения структурной единицы предприятие будет поставлено на налоговый учет в течение пяти дней.

Юридическое лицо обязано в течение трех дней сообщать обо всех изменениях (ликвидация, смена адреса, смена формы управления) в ИФНС. Сделать это можно по форме C-09-3-1.

Если изменяется расположение обособленного подразделения, потребуется:

  1. Снять его с учета в ИФНС. Процедура занимает пять дней;
  2. После этого, на основе полученных документов встать на учет в налоговом органе, которому подведомственен новый адрес.

При ликвидации иного обособленного подразделения:

  1. Не позднее трех дней после прекращения работы подразделения проинформировать об этом налоговую по месту учета главного предприятия (форма C-09-3-2);
  2. Получить документы о снятии обособленной единицы с учета можно через 10 дней.

Любые уведомления и прочие документы можно предоставлять в ИФНС лично, заказным письмом или в электронной форме. Но учтите, что электронные заявления должны быть заверены утвержденной электронной подписью отправителя.

Также и ответное уведомление из налоговой можно получить не только лично, но и по почте.

Филиалы и представительства юридических лиц позволяют последним вести деятельность одновременно в нескольких регионах страны, оставаясь зарегистрированными по основному адресу.В чем сходство и различие данных элементов организаций, рассказывается в нашем материале.

Представительство, филиал или обособленное подразделение — в чем разница?

Филиал и представительство юридического лица (далее также — ФиП) ст. 55 ГК РФ называет обособленными подразделениями. Таким образом, основное отличие обособленного подразделения от филиала или представительства состоит в том, что второе и третье являются лишь частными случаями первого, т. е. понятие «обособленное подразделение» здесь выступает общим (родовым).

ГК РФ не раскрывает данного понятия, налоговое же законодательство устанавливает, что обособленным признается любое подразделение, которое территориально уделено от организации и имеет хотя бы 1 стационарное рабочее место. Причем необязательно обособленное подразделение - это представительство или филиал,на практике хозяйствующие субъекты нередко создают и подразделения других форм:

  • офисы;
  • отделения;
  • пункты;
  • центры;
  • станции и т. д.

По этому вопросу также ранее высказалась МНС России (сейчас — ФНС), определив, что каждое обособленное подразделение независимо от названия является либо филиалом, либо представительством, если соответствует признакам, указанным в ст. 55 ГК РФ (см. письмо «О порядке уплаты филиалами…» от 02.03.1999 № ВГ-6-18/151@).

Однако существует и практика создания подразделений, которые обособлены не только и не столько от самой организации, сколько от конкретных филиалов и представительств юридических лиц. По такой схеме, например, успешно функционируют дополнительные офисы филиалов банковских организаций. Таким образом, руководствуясь принципом гражданского права «что не запрещено, то разрешено», можно признать легитимность создания и иных подразделений, а не только ФиП. При этом не стоит забывать, что налоговое законодательство преследует совсем иные, нежели гражданское, цели, поэтому существование таких единиц в организации важно только с точки зрения налогового законодательства.

То, что делает филиалы и представительства схожими

Для более точного уяснения различий ФиП рассмотрим сначала их общие черты.

Выше уже говорилось о том, что филиалы и представительства юридического лица являются территориально обособленными от основной организации. ГК РФ уточняет этот признак, указывая на обязательность расположения подразделения вне места нахождения организации. Данное уточнение предполагает подведомственность территории, где расположен филиал или представительство, иному налоговому органу, т. е. не тому, в котором зарегистрирована организация.

Помимо обозначенного у филиалов или обособленных подразделений — представительств есть и ряд других общих признаков:

  1. Как минимум одна общая цель — представление интересов компании (филиал, выполняя функции компании, так или иначе представляет ее интересы).
  2. Они не признаются самостоятельными организациями.
  3. ФиП наделяются необходимым для их функционирования имуществом, которое при этом принадлежит головной организации.
  4. Деятельность филиалов и представительств юридических лиц осуществляется на основании положений о них, где указаны их цели, компетенция, структура, органы управления, порядок ликвидации и т. д.
  5. Лица, занимающие должности руководителей ФиП, действуют исключительно на основании доверенностей, выданных головными организациями.

Является ли обязательным указание филиалов и представительств в уставе?

Прежняя редакция ст. 55 ГК РФ содержала требование обязательного включения сведений о филиалах и представительствах юридических лиц в устав организации. Начиная с 01.09.2014 такое требование отсутствует, указано лишь, что такие сведения включаются в ЕГРЮЛ (что соответствует подп. «н» п. 1 ст. 5 закона «О государственной регистрации юрлиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Информация об иных обособленных подразделениях, нежели ФиП, в указанный реестр не включается.

Из изложенного следует, что при закрытии филиала либо представительства, не указанного в уставе, больше не нужно вносить изменения в устав и, следовательно, платить за это госпошлину. Достаточно лишь поменять сведения в реестре, для чего нужно заполнить и подать в налоговый орган заявление по форме № Р14001 (утверждена, как и форма № Р13001, приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Правда, на практике пока что это невозможно, т. к. форма № Р14001 все еще не приведена в соответствие с новеллами ГК РФ (в ней отсутствует такая причина внесения изменений в реестр, как ликвидация ФиП). В связи с этим организации вынуждены использовать форму № Р13001 до внесения соответствующих изменений (письмо ФНС от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@).

Представительства и их отличие от филиалов

Различие представительств и филиалов юридических лиц наиболее ярко выражается в характере стоящих перед ними задач. Назначение первых — представление интересов компании, а также их защита, что назначение выражается в полномочиях, предоставляемых таким подразделениям.

Так, от имени организации руководитель представительства (и/или другой его работник):

  • ищет контрагентов (поставщиков, покупателей и т. д.);
  • заключает сделки;
  • принимает претензии;
  • составляет и подает исковые заявления и т. п.

Таким образом, сотрудники данного подразделения только представляют организацию в отношениях с третьими лицами — и этим его полномочия и ограничиваются. Представительство не занимается непосредственно хозяйственной деятельностью, т. е. не оказывает услуги, не выполняет работы, не производит товары.

Каково назначение филиалов, чем еще они отличаются от представительств?

Филиал предназначен для того, чтобы осуществлять функции головной организации полностью или частично. ГК РФ, кроме ст. 55, нигде больше не упоминает о функциях юридического лица. Логично предположить, что речь идет о видах деятельности, которые осуществляет организация и которые зафиксированы в ЕГРЮЛ. При этом вовсе не обязательно, чтобы головная организация осуществляла тот или иной вид деятельности, реализуемый филиалом, на практике — главное, чтобы она имела право им заниматься.

Например, завод, расположенный в Зеленограде, имеет право на такие виды деятельности, как производство бумаги и картона, но фактически осуществляет только производство бумаги. Производство же картона ведется в филиале этого завода в Екатеринбурге. При этом представительство в Москве занимается поиском клиентов и заключением с ними договоров на поставку и бумаги, и картона.

ВАЖНО! Как правило, филиал выделяется на отдельный баланс, для него организацией открывается отдельный расчетный счет и по желанию заказывается печать. Открытие представительства данных действий не требует.

Кроме того, филиал всегда выполняет в том числе и функции представительства (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 № А42-969/03-23).

Подведем итоги. Обособленное подразделение и филиал (представительство) соотносятся как общее и частное. При этом представительство нужно только лишь для представления интересов организации в той или иной местности, филиал же предназначен для осуществления всех или части уставных видов деятельности компании.

Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.

Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК).

Представительство отличает от филиала единственный - функциональный - признак.

Отличие представительства от филиала:

  • представительства предназначены только для представления интересов юридического лица и осуществления его защиты;
  • филиалы могут выполнять все без исключения функции или какую-либо часть функций юридического лица. Они могут выполнять и функции представительства.

Отсюда функции филиала шире функций представительства .

Особенности представительства и филиала:

  • не являются юридическими лицами (не имеют ), они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;
  • руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его ;
  • должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;
  • это подразделения (составные части) юридического лица, и в этом смысле они сопоставимы с другими его подразделениями (цехами, бригадами, участками, линиями, производствами и т.п.);
  • расположены вне места нахождения юридического лица , которое определяется местом его государственной регистрации;
  • факультативность в том смысле, что юридическое лицо может не иметь представительств (филиалов), а если имеет, может закрыть их, что никак не скажется на самом факте его существования.

Представительства и филиалы может иметь всякое юридическое лицо:

  1. независимо от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям и от его формы;
  2. как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами с соблюдением законодательства соответствующего государства.

Подробнее

Если какое-либо подразделение юридического лица имеет обособленность, но при этом его существование не носит факультативного характера, оно не является представительством (филиалом). Так, местоположение факультетов и институтов государственного образовательного учреждения "Иркутский государственный университет" не совпадает с местом нахождения данного юридического лица (так называемого главного корпуса), поскольку все они размещаются в разных корпусах, расположенных в разных районах города. Это не означает, что факультеты и институты выступают как представительства (филиалы): если мысленно "отбросить" отдельные факультеты или институты, это, конечно, не скажется на существовании Университета как юридического лица, но что останется от него, если таким образом "отбросить" все факультеты и институты? С представительствами (филиалами) подобный вопрос решается куда проще.

Представительства (филиалы) наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Ввиду географической обособленности представительства (филиала) данное имущество экономически учитывается на их отдельном балансе, но из-за отсутствия у них правоспособности не имеет и не может иметь юридического обособления. По этой причине это имущество может быть объектом взыскания по обязательствам юридического лица, причем независимо от того, идет ли речь об обязательствах, связанных с деятельностью данного (или другого) представительства (филиала). По обязательствам, связанным с деятельностью представительства (филиала), ответственность несет юридическое лицо, при этом его ответственность является полной и не ограничивается объемом имущества, предоставленного представительству (филиалу).

Представительства (филиалы) действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Открытие представительств (филиалов) должно быть сопряжено с наличием соответствующей информации в учредительных документах юридического лица, в том числе с необходимостью внесения в них дополнений (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Руководство деятельностью представительства (филиала) осуществляет руководитель (другие органы закон не предусматривает), который назначается юридическим лицом и действует на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК). Поэтому участники гражданского оборота вступают в правовые отношения не с представительством (филиалом) ввиду отсутствия у них , а с создавшим их юридическим лицом через физическое лицо - руководителя представительства (филиала), который является представителем юридического лица и действует в его интересах по доверенности (подробнее о представительстве и доверенности см. гл. 10 ГК).

Зависимые и дочерние общества

Согласно ст. 67.3 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом .

Особенности дочернего общества:

  1. дочернее общество могут создавать только хозяйственные общества и товарищества;
  2. дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного товарищества или общества;
  3. основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия основного общества (п. 3 ст. 401), за исключением случаев:
  4. основное общество (товарищество) несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего общества в случае его несостоятельности (банкротства) по вине основного общества (товарищества);
  5. участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным товариществом (обществом) убытков, причиненных его действиями или бездействием дочернему обществу (