Fca франко перевозчик означает. Поставка FOB - Франка-борт

- «Free Carrier» («Франко перевозчик» указанное название места) означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. Рекомендуется наиболее четко определить пункт места поставки, т.к. риск переходит от продавца на покупателя в этом пункте.
Термин FCA может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.
Базис поставки FCA Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

Обязанности продавца по FCA

Обязанности покупателя по FCA

А.1. ПОСТАВКА ТОВАРА В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ
Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.
B.1. ОПЛАТА ЦЕНЫ
Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара.
А.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ
Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности, необходимые для экспорта товара.
B.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ
Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для импорта товара, а также для его транзитной перевозки через третьи страны.
А.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ
а) Договор перевозки - нет обязательств. Однако, либо по просьбе покупателя, либо на основании коммерческой практики, в случае, если покупатель заблаговременно не дал других указаний, продавец вправе заключить договор перевозки на обычных условиях за счет и на риск покупателя. Продавец может также отказаться от заключения такого договора. В таком случае он должен немедленно известить об этом покупателя.
B.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ
а) Договор перевозки. Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от названного места, за исключением случая, когда договор перевозки заключен продавцом согласно статье А.3.а).
б) Договор страхования - нет обязательств.
А.4. ПОСТАВКА ТОВАРА
Продавец обязан предоставить товар перевозчику или другому лицу, указанному покупателем или избранному продавцом в соответствии со статьей А.3.а), в названном месте в установленную дату или в оговоренный срок.
Поставка считается выполненной:
а) если названное место поставки находится в помещении продавца: когда товар загружен в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем или другим лицом, действующим от его имени
б) если названное место находится за пределами помещения продавца: когда неотгруженный с транспортного средства продавца товар представлен в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем или избранного продавцом согласно статье А.3.а). Если стороны не договорились о каком-либо конкретном пункте в названном месте поставки и если таких пунктов несколько, то продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт. Если у продавца нет точных инструкций от покупателя, он может поставить товар для дальнейшей транспортировки таким способом, какой предполагает данный вид транспорта и/или количество и/или характер товара.
B.4. ПРИНЯТИЕ ПОСТАВКИ
Покупатель обязан принять поставку товара, когда она осуществлена в соответствии со статьей А.4.
А.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ
Продавец обязан учетом оговорок статьи B.5. нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки в соответствии со статьей А.4.
B.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ
Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара— с момента, когда товар поставлен ему в соответствии со статьей А.4., и— с согласованной даты или с момента истечения согласованного срока для поставки, которые возникают либо при невыполнении им обязанности указать перевозчика или другое лицо в соответствии со статьей А.4., либо потому, что указанный им перевозчик или другое лицо не мог принять товар в свое распоряжение в согласованный срок или он сам не мог дать извещения в соответствии со статьей B.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.
А.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ
Продавец обязан с учетом оговорок статьи B.6.: нести все расходы, связанные с товаром до момента его поставки в соответствии с пунктом А.4., и оплатить, если это потребуется, все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при экспорте.
B.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ
Покупатель обязан: нести все расходы, связанные с товаром, с момента поставки товара в соответствии со статьей А.4., и нести все дополнительные расходы либо при невыполнении им обязанности указать перевозчика или другое лицо в соответствии со статьей А.4., либо потому, что указанный им перевозчик или другое лицо не мог принять товар в свое распоряжение в согласованный срок или он сам не мог дать извещения в соответствии со статьей B.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора, и оплатить, если это требуется, все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара, и, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны.
А.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ
Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о поставке товара в соответствии со статьей А.4. В случае, если перевозчик не может принять товар в согласованный срок в соответствии со статьей А.4, продавец обязан соответственно известить об этом покупателя.
B.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПРОДАВЦУ
Покупатель обязан известить продавца достаточным образом о названии перевозчика или другого лица, определенного в статье А.4., и, где необходимо, указать способ транспортировки, а также дату или срок поставки ему товара, и, в случае необходимости, пункт в месте, где товар должен быть передан перевозчику или другому лицу.
А.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет в качестве доказательства поставки товара обычные транспортные документы в соответствии со статьей А.4. В случае, если такое упомянутое выше доказательство не является транспортным документом, продавец обязан оказать покупателю по его просьбе, за его счет и на его риск всевозможное содействие в получении транспортного документа (например, оборотного коносамента, необоротной морской накладной, доказательства о перевозке внутренним водным транспортом, воздушной накладной, накладной железнодорожного или автотранспортного сообщения или накладной смешанной перевозки). В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI).
B.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
Покупатель обязан принять доказательства поставки в соответствии со статьей А.8.
А.9. ПРОВЕРКА - УПАКОВКА - МАРКИРОВКА
Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4. Продавец обязан за свой счет оплатить расходы, связанные с упаковкой, необходимой для перевозки товара (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять обусловленный контрактом товар без упаковки). Последнее осуществляется в той мере, в какой обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы перевозки, место назначения), были известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.
B.9. ИНСПЕКЦИЯ ТОВАРА
Покупатель обязан нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властям страны экспорта.
А.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране поставки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для импорта товара, или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны. Продавец обязан обеспечить покупателя по его требованию всей информацией, необходимой для осуществления страхования.
B.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье А.10., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания им помощи покупателю при оформлении договора перевозки согласно статье А.3.Покупатель обязан дать продавцу необходимые инструкции в тех случаях, когда потребуется содействие продавца в заключении договора перевозки в соответствии со статьей А.3.а).

В международных правилах поставки существует определенный регламент. В него входят особые термины, которые используются для заключения торговых контрактов и перевозки импортных грузов за рубеж.

В сентябре 2010 года торговой палатой был выпущен справочник Инкотермс в новой редакции. С обновлением этого свода правил, в интернациональном экспорте, произошли значительные улучшения.

Что такое Инкотермс

Это совокупность терминов, которые широко используются для заключения внешнеторговых контрактов. Инкотермс несет нормативно-правовой характер. Он регулирует отношения между экспортером и покупателем. А именно:

  • определяет обязанности обеих сторон;
  • регламентирует условия поставки товара до покупателя;
  • распределяет транспортные издержки и другие расходы, которые напрямую связаны с поставкой груза;
  • регулирует условия перехода рисков возникающих при транспортировке продукции.

Термины, которые используются в Инкотермс , обозначаются в виде аббревиатур. Они состоят из трёх букв. На 2018 год существует 11 таких терминов . Они делятся на два подвида:

  1. Грузоперевозки, которые могут осуществляться любым видом транспорта. К данной категории относится 7 терминов из Инкотермс ;
  2. Исключительно морские перевозки. К ним относятся оставшиеся 4 базиса.

От выбора торгового термина Инкотермс , зависит уровень ответственности, который будет нести экспортер за доставку своей продукции.

Условия и цена на базисе FCA

Существует несколько трактовок перевода понятия FCA:

  1. Если перевести дословно это понятие, то оно будет звучать как «свободный перевозчик », от словосочетания FreeCarrier;
  2. Перевод, который используется в документообороте – Франко перевозчик . Место, куда экспортер доставляет товар для транспортировки покупателю, обозначается латинской буквой F – Франко. На этом ответственность продавца за целостность и безопасную доставку посылки передается получателю.

При заключении торговой сделки, между сторонами заключается договор поставки. В нем необходимо выбрать один из терминов, который определит условия и гарантии.

На основе FCA регулирование и обязанности доставки ложатся на покупателя.

Это главное условие вступает в силу, когда экспортер передает груз транспортной компании. С этого момент он не несет никакой ответственности за сохранность и перевозку товара. Такие условия являются наиболее выгодными для продавцов .

При оформлении заказа, покупатель указывает условия поставки груза и адрес, куда продавец обязан привезти товар. Средним звеном между сторонами торгового договора является перевозчик. Он берет на себя ответственность за сохранность, а так же своевременную доставку. Виды транспортных средств, осуществляющие перевозку товара, могут быть различные. В этом вопросе FCA не ограничивается выбором.

Если отгрузка товара происходит непосредственно со склада продавца, то он оплачивает все необходимые расходы. При отправке посылки, юридически не принадлежащей экспортеру, покупатель берет на себя все расходы.

Базис FCA Инкотермс предоставляет ряд преимуществ для покупателя:

  • выбор вида транспорта, для перевозки груза;
  • возможность определить индивидуальный алгоритм транспортировки продукта;
  • широкий выбор транспортных компаний, на индивидуальных условиях.

Субъектами торговой сделки, выступают продавец и покупатель. Действуя в условиях FCA Инкотермс, за ними закрепляются определенные права и обязанности. Также, программа на базисе FCA выдвигает определенные требования к уровню ответственности за качественную поставку иностранной продукции за рубеж.

Требования, предъявляемые к продавцу.

Продавец обязан:

  • оплатить пошлины за экспорт;
  • подготовить необходимую документацию, которая будет сопровождать груз;
  • предоставить экспортную лицензию;
  • своевременно привезти товар на пункт отправки или терминал;
  • брать на себя риски за груз до оговоренного франко места;
  • после вручения посылки перевозчику, уведомить покупателя;
  • оплатить неустойки, которые включают в себя простой в терминале, по вине продавца.

Так же продавец обязуется оплатить таможенные сборы на территории своей страны. Упаковка товара должна быть выполнена надлежащим образом. И расходы за нее несёт продавец.

Все документы должны быть в бумажном и электронном видах. Это облегчает заключение договора поставки на расстоянии.
Покупателю могут понадобиться документы, которые требуются для доставки товара в его страну. Экспортер имеет возможность помочь ему в оформлении этих документов. Но финансовую ответственность несет уже получатель.

Обязанности и основные риски для покупателя

Основная задача покупателя – это оплата полной стоимости товара и доставки. Все условия прописаны в договоре купли-продажи, который заключается между продавцом и получателем.

Финансовая ответственность ложится на покупателя по следующим пунктам:

  1. Приобретение лицензии импортного образца и свидетельства. Эти документы помогут покупателю возместить затраты за таможенные сборы во время транспортировки;
  2. Клиент обязан оплатить перевозку груза. А именно: от франко-места до субъекта вручения посылки;
  3. Оплата транзитных путей, которые проходят через третьи государства. И прочие таможенные расходы;
  4. За осмотр посылки перед отправкой также взимают плату с покупателя;
  5. Возмещение денежных средств продавцу. Если тот помогал ему в оформление договора с компанией-перевозчиком.

Отличия FCA от других базисов поставки Инкотермс

Группа F - первая буква в аббревиатурах терминов указывает на место отправки груза . Оплата транспортировки продавцом не предусмотрена. На терминале или в порту ответственность и риски переходят к покупателю. Экспортер обязуется передать товар в компетенцию перевозчика, которого выбрал клиент. Это основа правил поставки FCA, FAS, FOB.

  1. EXW– кратко переводится как «самовывоз». Отсюда и условия договоров купли продажи на основе этого термина. При выборе поставки FCA продавец обязуется взять на себя расходы и произвести таможенную очистку документов на экспортный товар. При поставках EXW обязанности продавца ограничиваются на предоставление выбора товара клиенту со своего склада. Экспортер не несет ответственности за перевозку посылки;
  2. FOB– в дословном переводе звучит как «Франко борт», название порта, с которого осуществляется отгрузка товара. Основное отличие этого вида поставки заключается в том, что продавец обязуется взять на себя полное таможенное оформление и доставить товар в порт отправки. Также экспортер берет на себя расходы по передержке и погрузке;
  3. FAS– переводится как «доставка груза вдоль борта судна». Отличительная черта этого термина заключается в следующем. Товар доставляется продавцом к борту судна, который указал в договоре клиент. Порт также указывает покупатель. Он же и оплачивает погрузо-разгрузочные работы.

Успех в торговле международного уровня напрямую зависит от четкого разграничения обязанностей между сторонами, заключившими договор. Использование общепринятых торговых базисов Инкотермс существенно облегчает заключение сделок. А также является гарантом успешной поставки экспортной продукции в разные страны.

Подробнее об условиях поставки FCA — смотрите в видео:

ВТК-Трейд – международная транспортная компания, предоставляющая широкий спектр логистических и посреднических услуг. Мы организуем надежную и выгодную доставку груза из Китая в Россию, предоставляем помощь в оформлении необходимой документации, сертификации, консолидации, хранению и растаможке товаров и другие сопутствующие услуги.

Грузоперевозки из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляются любыми возможными видами транспорта: авиационным, морским, железнодорожным и автомобильным. Квалифицированные специалисты компании ВТК-Трейд подберут для вас оптимальный маршрут перевозки и наиболее подходящие варианты транспортировки, рассчитают полную стоимость импорта из Китая, Японии, Южной Кореи или других стран, возьмут на себя хлопоты по таможенному оформлению. Прием грузов осуществляется на складах в г. Суйфэньхэ, г. Гуанчжоу, г. Пекине.

Благодаря многолетнему опыту работы и успешному сотрудничеству с солидными зарубежными партнерами мы реализуем логистические задачи любой сложности. Организуем экспресс доставку, если клиенту требуется быстрая поставка партии товара. Если в приоритете у заказчика низкая стоимость оптовой поставки из Китая, то подберем наиболее экономичные варианты. Мы работаем с самыми разными типами товаров: от негабаритных объектов, таких как станки или громоздкое оборудование, до самых мелких партий, которые могут быть доставлены получателю в составе сборных грузов.

Компания ВТК-Трейд также предоставляет своим клиентам ряд посреднических услуг. Мы поможем вам найти достойных поставщиков и наладить прямые поставки товаров из Китая и других азиатских стран. Наше преимущество – удачное расположение в центре транспортных путей на Дальнем Востоке, связывающих пограничные переходы Транссибирской магистрали с государственной трассой Владивосток-Хабаровск и все морские торговые порты Приморья. Это позволяет нам организовать доставку грузов из Китая в кратчайшие сроки.

Наши клиенты могут воспользоваться любыми услугами грузоперевозки, а также полным логистическим аутсорсингом от ВТК-Трейд. Мы возьмем на себя весь процесс международной доставки: от оформления заказа у поставщика, консолидации и хранения товара на наших зарубежных складах, сертификации, страхования и декларирования, разработки маршрута, погрузки и транспортировки, вплоть до доставки и разгрузки непосредственно на склад клиента.

Мы работаем индивидуально с каждым заказчиком, реализуя не только уже отработанные логистические схемы, но и разрабатывая новые – с учетом всех потребностей и пожеланий клиента. Наши приоритеты: надежность и безопасность груза, экономическая целесообразность и доставка точно в указанные сроки.

Если у вас остались вопросы – обращайтесь, наши специалисты всегда открыты для общения с партнерами и предоставят вам полноценную консультацию по любым интересующим деталям!

Тем, кто решил заняться логистикой, стоит знать, что значит «условие поставки FCA». Хотя логистика и является прибыльным бизнесом, получить успех в нем весьма тяжело. В том числе и из-за наличия компаний, которые работают на этом рынке не первый год и уже стали популярными среди клиентов. Важную роль в достижении успеха на этой ниве играет условия поставки FCA.

В первую очередь необходимо разобраться в том, что такое FCA. Эта аббревиатура расшифровывается как «Free Carrier ». Означает она условие поставки, при которой практически все решения принимаются не продавцом, а покупателем. Последний сам выбирает транспорт, может воспользоваться собственным каналом доставки и лично заключить договор на доставку груза. Это основные отличия «Free Carrier» от других способов перевозки, которые приняты как в Российской Федерации, так и в других странах мира.

С точки зрения продавца, поставка на условиях FCA считается полностью выполненной им когда :

  • Завершается процедура таможенного экспертного оформления груза;
  • Либо когда посылка доставлена перевозчику, которого выбрал закупщик;
  • Либо когда посылка доставлено в место, которое покупатель указал в договоре.

Очевидно, что при таких условиях большая часть ответственности за доставку лежит не на продавце, а на покупателе. Но в действительности все зависит от конкретной ситуации. Так:

  • если погрузка будет начата на территории, принадлежащей поставщику, тогда вся ответственность будет возложена именно на него;
  • если же погрузка будет не на территории продавца, а в месте, которое указал закупщик, тогда ответственности продавец не несет.

Но подобные ситуации имеют силу, только если в договоре не были указанные другие условия поставки FCA. В большинстве же случаев это делается.

Составление конкретных условий

Как уже было сказано ранее, в большинстве случаев при заключении контракта, прописываются конкретные условия поставки товара. При этом обращается внимание на все нюансы. Обязательным пунктом договора является информация о ТС, при помощи которого будет доставлен товар. Имеется в виду его вид, характеристика грузоподъемности и другие параметры.

Не всегда поставщик может полностью заполнить транспортное средство грузом. Если подобное случается, автотранспорт будет заполнено не полностью, вследствие чего теряется потенциальная прибыль. Чтобы избежать подобной ситуации в FCA, ТС на пути своего следования может заехать в другой населенный пункт или зайти в другой порт и заполнить оставшееся место. Но для того чтобы осуществить подобное, покупатель должен заранее договорится с продавцом о возможных сменах в маршруте.

Наличие договоренности о возможной смене маршрута является особенно важным фактором в том случае, если перевозка осуществляется по морю. Это связано с тем, что дополнительные заходы в порты чреваты серьезными издержками.

По условиям ФСА, приобретатель не обязан лично принимать доставленный груз. Сделать это может и лицо, являющееся официальным представителем покупателя. Но в таком случае обязательства продавца заканчиваются в тот самый момент, когда представитель примет товар. И если это не было прописано условием договора, за дальнейший путь груза продавец не несет ответственность.

Стоит также сказать, что международные перевозки тоже могут происходить по условиям ФСА. Но в таком случае следует учесть в договоре следующие нюансы:

  • Как будет отгружаться товар покупателя, и на каких основаниях это будет происходить;
  • Какая ответственность возляжет на перевозчика при пересечении им государственных границ;
  • К границе какого государства ответственность за груз будет нести перевозчик.

Немного о нюансах

Во время заключения договора покупатель должен обратить особое внимание на следующие нюансы:

  • Характеристики перевозимого груза;
  • Его объем и вес;
  • Условия транспортировки.

Место погрузки, как и ее время – это те данные, которые продавец обязан предоставлять покупателю при первом требовании. Немаловажно также позаботиться о том, чтобы тип транспортного средства, осуществляющего перевозку груза, был согласован заранее. Если перевозка будет осуществляться партиями, тогда большое значение будет также иметь такой параметр, как вес каждой партии. Но даже если поставку можно осуществить «в один заход», все равно следует уточнять его весовые характеристики. Необходимо указывать точную дату начала отгрузки, причем согласовывать нужно не только день, но и конкретное время.

В большинстве случаев в договоре прописывается пункт, согласно которому любая сторона может расторгнуть его, если другая сторона не выполнила своих обязательств и не подала транспорт вовремя. И покупатель, и продавец отвечают за то, чтобы с их стороны были поданы все необходимые для прохождения таможни документы.

Договор поставки

Заключение договора – одна из главных операций в логистике. От прописанных в нем условий зависит вся операция. Хороший контракт обязательно должен вмещать:

  1. условия поставок. Необходимо указать сроки поставок и условия, при которых осуществляется переход права собственности от продавца к покупателю. Если отгрузка товара осуществляется партиями, тогда для каждой партии должен быть указан тип транспорта и составлен общий график поставок. По решению покупателя, подобный график может быть составлен продавцом самостоятельно. Но ответственность за перевозку все равно понесет приобретатель;
  2. объем поставляемого груза и его наименование, полное и сокращенное обозначение получателя груза, его адрес и код. Если груз будет доставлен на железнодорожную станцию, должен быть указан ее код и номера подъездных путей. Эти предоставляет покупатель. В договор должен быть включен пункт о возможности приостановки доставки груза в случае, если эти данные небыли предоставлены;
  3. условия отгрузки товара. ТОРГ-12 – это стандартная форма накладной, которая используется для приема прибывших товаров. На накладной должны стоять подписи обеих сторон договора. Обязательным также является присутствие представителей обеих сторон в момент передачи товара.

Это основные пункты договора, составляющие базис поставки FCA.

Удовлетворение претензий сторон и расторжение договора

Создателем условий FCA является компания под названием «Инкотермс 2000». Согласно мнению ее представителей, каждая сторона обязана самостоятельно вести учет поставляемого груза. Если поставка будет происходить на протяжении нескольких месяцев, тогда отчеты должны сверятся каждый месяц. Прием актов сверки должен произойти в течение пяти суток от даты проверки. Поставки могут быть остановлены в том случае, если данные в актах сверки не совпадают. Если причины расхождений устранить невозможно, договор может быть разорван преждевременно.

Поставщик вправе отправить груз только после поступления средств на его счет. Если оплата его услуг не была произведена, он может отказаться от отправки. При этом необходимо известить заказчика. После извещения, договор будет считаться расторгнутым.

В договоре может быть прописан пункт, согласно которому пересылаемый продавцом груз должен использоваться только по назначению. В таком случае покупатель действительно не имеет права использовать товар не по назначению. В противоположном случае, поставщик может расторгнуть договор. Расторжение договора по инициативе поставщика возможно также, в случае если товар не был полностью доставлен по вине купца. Но в обоих случаях потребитель должен быть оповещен о разрыве договора. Простыми словами, пока покупатель не узнает о разрыве договора, он не будет официально считаться разорванным.

Условия отгрузки и перевозки товара могут быть не соблюдены в случае наступления ситуации, подпадающей под определение «форс-мажор». Если поставщик не может выполнить свои обязательства в связи с форс-мажором, он должен на протяжении двух дней уведомить покупателя, предоставив при этом документацию, заверенную Торгово-промышленной палатой РФ. Если форс-мажорные обстоятельства сохраняются более трех месяцев, договор может быть расторгнут любой из сторон.

Любые споры по договору должны решаться переговорами. Если переговорный процесс не позволяет решить проблему, тогда необходимо обращаться в Арбитражный Суд.

При поступлении коммерческого предложения, в котором указаны условия поставки FCA ИНКОТЕРМС либо EXW, многие предприниматели напрягаются. Конечно, доставка на склад покупателя - менее хлопотное дело.

Но большинство иностранных фирм вкладывает в стоимость продукции с условием поставки DDP такие суммы, что проще обратиться к другим категориям ИНКОТЕРМС 2010. Тем более, что некоторые заводы-производители не хотят возиться с доставкой на склад покупателя. А отказываться от их выгодных предложений - не самое лучшее решение.

Что представляет собой базис поставки FCA по ИНКОТЕРМС 2010

То есть, при DDP франко - это склад покупателя. А при FCA - место передачи перевозчику на внутреннем пункте отгрузки — у терминала основной отправки груза, что соответствует категории «F».

Для условий поставки FCA возможен выбор любого вида транспорта, так как это касается исключительно покупателя. Может быть избран автомобильный, (морской фрахт), железнодорожный и другие виды транспорта.

При поставках FCA возможна - по смешанному типу с применением нескольких разновидностей транспортных средств.

Мера ответственности продавца и покупателя

При передаче перевозчику груза на складах, принадлежащих продавцу, ответственность за погрузку лежит на продающей стороне. Если же франко-местом выступает иной объект, то погрузка входит в сферу обязанностей покупателя.

Продавец, до передачи перевозчику, обязан оплатить экспортные пошлины. А ввоз и импортная составляющая растаможки лежит полностью на покупателе.

После прохождения таможенного режима экспорта груз может передаваться принимающей стороне в месте, которое было оговорено в договоре. Это место должно быть самым подробным образом описано и задокументировано, чтобы франко-место было четко определено и не было дополнительных разбирательств и препирательств по поводу FCA.

До передачи перевозчику все риски в полной мере лежат на поставщике. После документированной передачи любое повреждение груза или его утери касается только принимающей стороны и её договорных обязательств с транспортной компанией.

Если покупатель делегировал свои полномочия на транспортировку, благодаря условиям договора, продавцу, это не снимает ответственности с самого покупателя при возникновении рисков.

Подробнее об обязательствах, распределении зоны ответственности и расходов по условиям термина FCA вы можете прочесть нашего сайта.

Когда поставка FCA считается выполненной?

Поставку можно считать выполненной, когда груз очищен от экспортных госпошлин и передан перевозчику или доверенному лицу покупателя в месте, которое было обозначено в договоре. После этого риски полностью ложатся на принимающую сторону.

Для правильного и своевременного оформления груза покупатель должен предоставить информацию о транспортном средстве и о перевозчике, чтобы экспортные таможенные документы были заполнены правильно.

  • транспортная компания;
  • экспедиторская служба;
  • терминал (порт, грузовой двор ж/д станции, причал и т.д);
  • доверенное лицо на выбор покупателя.

Поставщик несет риски до места «франко».

Условия FCA — конкретизация погрузки/разгрузки

Для того, чтобы должным образом конкретизировать условие поставки, используют ряд терминов.

Если груз имеет объем, который кратен нескольким или одной товарной единице, то используют такие термины:

Если необходима консолидация груза, когда его недостаточно для заполнения одной или нескольких транспортных единиц, то используются следующие термины:

Отдельные нюансы поставки FCA

Для того, чтобы поставка была выполнена по всем правилам и с соблюдением всех норм, необходимо учесть несколько нюансов.

  1. Правильное, подробнейшее прописывание в договорных обязательствах места передачи груза.
  2. Предоставление подробной информации перевозчику по поводу условий перевозки товара. Если груз считается опасным, то транспортная компания должна иметь разрешение на доставку таких материалов.
  3. Для случаев выполнения долгосрочных обязательств продавец и покупатель должны тщательно согласовывать объемы отгрузки, типы необходимых транспортных средств и готовность к погрузке каждой из частей товара.
  4. Подача транспортного средства должна быть согласована вплоть до часа или даже желательно минуты погрузки.