Диаграмма сродства - пример построения. Суть метода и процедура построения диаграммы

  1. Технология домостроения квалиметрия и управление качеством

    Курсовая работа >> Строительство

    Данных и их анализ с помощью «семи новых инструментов управления качеством» . Примечание. Если это необходимо использовать...

  2. Управление какчеством

    Реферат >> Государство и право

    Для рассматриваемых ниже новых инструментов управления качеством . Рассматриваемые ниже новые инструменты управления качеством лежат в основе новейшей процедуры преобразования требований...

  3. Управление качеством на предприятии (5)

    Курсовая работа >> Экономика

    И оказания услуг. 2.Новая философия. Примите новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху, основы... брака, а $ - риск потребителя. Кроме перечисленных инструментов управления качеством , в TechnologiCS возможно применение следующих процедур...

  4. Управление качеством в компании

    Реферат >> Логика

    Общенациональные программы по управлению качеством . В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством . Сегодня всем...

  5. Управления качеством продукции на предприятии (1)

    Реферат >> Экономика

    Функционально-стоимостного анализа, как важного инструмента управления качеством продукции на ООО «Кардинал», должно... ООО «Кардинал» (новая редакция). – Архангельск, 2008. – 12с. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством : Учебник. - М.: ИНФРА...

Диаграмма сродства (KJ-метод) – инструмент, используемый для выявления основных нарушений процесса, а также возможностей его улучшения, путем объединения родственных данных.
Принцип создания KJ-диаграммы приведен на рисунке:


Как видно из рисунка, диаграмма сродства служит для объединения множества идей, интересов и мнений, собранных специалистами по рассматриваемой теме, в небольшое число групп.

Наиболее часто данный инструмент применяется для организации и упорядочивания большого количества идей, возникающих в процессе «мозгового штурма».

Методика построения:

1. Выберете проблему или тему, которая требует решения или улучшения.

Тему следует определять в самых широких понятиях, чтобы не ограничивать варианты решения проблемы или отыскания новых путей улучшения процесса.

2. Соберите данные по выбранной теме. Запишите каждую идею на отдельной карточке.

Обычно для сбора данных используют метод «мозгового штурма».

3. Перемешайте карточки и расположите их в случайном порядке на столе.

4. Сгруппируйте взаимосвязанные карточки.

Группировку можно выполнить следующим образом: найдите карточки, которые кажутся вам взаимосвязанными (родственными) и сложите их вместе. Затем еще раз. Эти действия следует выполнять до тех пор, пока все данные не будут собраны в предварительные группы родственных данных.

При группировке данных следует учесть, что одна карточка не может составлять всю группу, а количество групп желательно ограничить не более 10.

5, Определите направленность каждой группы данных. Выберете из имеющихся карточек или придумайте и запишите на новой карточке заголовок, отражающий выявленную направленность для каждой группы. Карточки с заголовками поместите поверх карточек, составляющих группы.

При возникновении разногласий, а также для поиска альтернативных взаимосвязей, пункты 3-5 можно повторить, пробуя создать группы с другой направленностью.

Анализ завершается, когда все данные будут сгруппированы в соответствие с подходящим количеством ведущих направлений, а все разногласия будут устранены.

6. Перенесите полученные данные с карточек на бумагу в виде диаграммы:


или таблицы:

Диаграмма сродства напоминает причинно-следственную диаграмму, только подход к проблеме у них идет с противоположных сторон. В диаграмме Ишикавы сначала определяются главные факторы, влияющие на проблему, которые затем разбиваются на более мелкие, а те в свою очередь на еще более мелкие, пока не определяются корневые причины вызывающие проблему, т.е. порядок определения факторов - от основных к второстепенным. В диаграмме сродства, наоборот, сначала определяются в основном корневые, малозначительные причины (хотя в процессе сбора данных также могут быть найдены и главные причины), которые затем последовательно объединяются во все более крупные группы, т.е. порядок определения факторов – от второстепенных к основным.

Кроме того, за исключением принципа анализа информации данные диаграммы также отличаются уровнем вложенности. Если диаграмма Ишикавы не ограничена уровнями вложенности, то в диаграмме сродства все причины, влияющие на рассматриваемую проблему, делятся на факторы только 1-го и 2-го порядка.

Примерный порядок построения диаграммы сродства

1. Определите предмет, тему или проблему, которая является основой для сбора данных, в самых широких понятиях, так как излишние подробности могут вызвать предвзятость ответов участников работы. Смутное определение типа: «Какие требования и ожидания покупателей (потребителей) могут быть в отношении продукта?» - не только не вредно, но и полезно, потому что может помочь выявить новые пути подхода к проблеме.

2. Соберите данные по рассматриваемой проблеме, например, с применением «мозговой атаки». Каждое сообщение членов команды следует регистрировать на отдельной карточке.

3. Смешайте карточки и хаотически распределите их на большом столе.

4. Сгруппируйте взаимосвязанные карточки следующим образом:

Рассортируйте карточки, которые кажутся взаимосвязанными, по нескольким группам;

Ограничьте количество групп (желательно не более 10) при условии, что одна карточка не может составлять всю группу;

Выберите из имеющихся карточек или придумайте карточку с заголовком, который отражает содержание каждой группы;

Поместите такую карточку с заголовком поверх карточек одной группы.

5. Перенесите информацию с карточек на бумагу, разбив полученные устные данные на группы.

Рис. 7 Принцип построения диаграммы сродства

Пример применения диаграммы сродства

Диаграмма сродства (рис. 7), составленная применительно к телефонному автоответчику, заимствована из стандарта ИСО 9004-4:1993. Требования к телефонному автоответчику, распределенные по группам, приведены в табл. 7.

Работу по объединению хаотически расположенных карточек в конкретные группы следует проводить в тишине, избегая ненужных дискуссий. Например, о схожем значении слов. Во время этого процесса возможны расхождения мнений в отношении взаимосвязи различных данных, однако большая часть таких конфликтов рассеется в последующей работе.

Работа считается завершенной, когда все данные будут приведены в порядок, т. е. собраны в предварительные группы сродственных данных, а все упомянутые конфликты разрешены.

Попробуйте найти направленность каждой группы данных, резюмирующих сродство. Напишите на отдельной карточке название каждой группы и поместите эту карточку поверх группы. Можно выбрать одну карточку из группы и установить ее во главе группы. Возможен вариант, когда на этом этапе формируется новая направленность групп.

Всю процедуру можно повторить, пробуя сформировать группы с иной направленностью.

Построение диаграммы сродства заканчивают, когда сгруппируют данные в соответствии с подходящим количеством ведущих направлений.

Диаграмма сродства может быть представлена графически в виде, аналогичном рис. 7, или таблично, например, так, как это показано в табл. 7.

Задание : при помощи диаграммы сродства изучить требования к шариковой ручке и ноутбуку.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите об областях применения диаграммы сродства.

2. Поясните примерный порядок построения диаграммы сродства.

3. Приведите пример диаграммы сродства.

4. Поясните принцип построения диаграммы сродства.

5. Приведите пример диаграммы сродства.

Рис. 8. Хаотическое расположение карточек на столе

Таблица 7

Требования к телефонному автоответчику,

распределенные по группам

Проблема, тема, предмет

Группы требований (или недостатков)

Идеи, мнения и интересы, собранные в процессе «мозговой атаки»

требования потребителей могут быть в отношении автоответчиков?

Входящие сообщения

Сообщения переменной длины

Отметка даты и времени

Не подсчитывает количество случаев «повешенной трубки»

Указывает количество сообщений

Конфиденциальность

Секретный код доступа

Инструкции

Ясные инструкции

Карточка быстрой справки

Элементы управления

Ясная маркировка

Легко использовать

Может работать от переносной телефонной трубки

Стирание сообщений

Легко стереть сообщение

Стирание «избранных» сообщений

Практическая работа № 7

Диаграмма связей

Цель занятия: закрепление знаний о новых статистических инструментах управления качеством, приобретение практических навыков работы с диаграммой связей.

Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой и различными данными.

Задачей этого инструмента является установление соответствия основных причин нарушения процесса, выявленных, например, с помощью диаграммы сродства, тем проблемам, которые требуют решения. Вот почему есть некоторые сходства между диаграммой связей и диаграммой Исикавы.

Классификация причин нарушения процесса по их важности осуществляется с учетом имеющихся у компании ресурсов, а также с учетом типовых данных, характеризующих причины.

Используемые в диаграмме связей данные могут быть получены (сгенерированы) с применением диаграммы сродства и «мозговой атаки».

Диаграмма связей является главным образом логическим инструментом, противопоставленным диаграмме сродства (или дополняющим диаграмму сродства).

Примеры ситуаций, когда диаграмма связей может быть полезной:

1) тема (предмет, проблема) настолько сложна, что связи между различными идеями не могут быть установлены с помощью обычных рассуждений;

2) временная последовательность, согласно которой делаются шаги, является решающей;

3) есть подозрение, что проблема, затронутая в процессе работы, - это всего лишь симптом более фундаментальной и пока незатронутой проблемы.

Так же, как и в случае диаграммы сродства, работа над диаграммой связей должна проводиться в соответствующих группах по улучшению качества численностью 5-9 человек.

Исследуемый предмет (результат, проблема) должен быть заранее определен. Основные причины и данные, требуемые для выполнения работы, можно сгенерировать, например, с применением диаграммы сродства или диаграммы Исикавы.

Принцип построения диаграммы связей приведен на рис. 9. На рис. 10 для примера показана диаграмма связей для решения проблемы: «Недостаток понимания служащими компании необходимости продолжения улучшения качества».

Задание: при помощи диаграммы связей решить проблему «Опоздание студента на занятия», «Недопечённый хлеб».

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о назначении диаграммы связей.

2. Приведите примеры ситуаций, когда диаграмма связей может быть использована.

Процесс и результат

Основные причины

Конечный результат (предмет, проблема)

Рис. 9. Принцип построения диаграммы связей

Рис. 10. Диаграмма связей, построенная при рассмотрении проблемы «Недостаток понимания служащими компании необходимости продолжения улучшения качества»

Практическая работа № 8

Древовидная диаграмма

Цель занятия: закрепление знаний о новых статистических инструментах управления качеством, приобретение практических навыков работы с древовидной диаграммой.

Древовидная диаграмма (систематическая диаграмма, дерево решений) - инструмент, который позволяет систематически рассматривать предмет (проблему) в виде составляющих элементов (причин) и показывать логические (и являющиеся следствием или продолжением) связи между этими элементами (причинами).


Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, составные части которой - различные элементы (причины, средства, способы) решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы проиллюстрирован на рис. 11.

Рис. 11. Принцип построения древовидной диаграммы

Древовидная диаграмма применяется для выявления и показа связи между предметом (проблемой) рассмотрения и его компонентами (элементами, причинами), например, в таких, когда:

Неясно сформулированные пожелания потребителя в отношении продукции преобразуются сначала в установленные и предполагаемые потребности, а затем в технические условия для этой продукции;

Необходимо исследовать все возможные части (элементы, причины), касающиеся рассматриваемого предмета (проблемы);

Краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, например, на этапах планирования продукции, проектирования продукции и т. п.

Примерный порядок построения древовидной диаграммы состоит в следующем:

1. Ясно и просто объявите изучаемую тему (проблему) членам команды.

2. Определите основные категории (причины) рассматриваемой темы (проблемы) - используйте «мозговую атаку» или карточки с заголовками и диаграммы сродства.

3. Постройте древовидную диаграмму, расположив наименование темы (проблемы) в рамках с левой стороны и изобразив ответвления для основных категорий (причин) в поперечном направлении слева направо.

4. Для каждой основной категории определите составляющие элементы и любые подэлементы.

5. Проанализируйте диаграмму, чтобы убедиться в отсутствии пробелов в логике или последовательности этапов.

Пример древовидной диаграммы для телефонного автоответчика, заимствованный из стандарта ИСО 9004-4:1993 , приведен на рис 12.

Рис. 12. Древовидная диаграмма для телефонного автоответчика

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о назначении и областях применения древовидной диаграммы.

2. Приведите примерный порядок построения древовидной диаграммы.

3. Приведите пример древовидной диаграммы.

Практическая работа № 9

Матричная диаграмма

(таблица качества)

Цель занятия: закрепление знаний о новых статистических инструментах управления качеством, приобретение практических навыков работы с матричной диаграммой.

Матричная диаграмма - инструмент выявления важности различных связей. Такие матричные диаграммы (таблицы качества) часто называют сердцем «новых инструментов управления качеством» и QFD-методологии «дома качества».

Матричную диаграмму используют для такой организации и представления большого количества данных (элементов), чтобы графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами с одновременным отображением важности (силы) этих связей.

Цель матричной диаграммы - табличное представление логических связей и относительной важности этих связей между большим количеством словесных (вербальных) описаний, имеющих отношение к следующему:

Задачам (проблемам) качества;

Причинам проблем качества;

Требованиям, установленным и предполагаемым потребностям потребителей;

Характеристикам и функциям продукции;

Характеристикам и функциям процессов;

Характеристикам и функциям производственных операций и оборудования.

Матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов (и явлений) различным причинам их проявления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень (силу) зависимости этих факторов от причин их возникновения и/или от мер по их устранению.

Пример матричной диаграммы, часто называемой матрицей связей, приведен в табл. 8.

В табл. 8 использованы следующие обозначения:

А (а1, а2,..., а6) - основные причины проблемы, представленные в виде компонентов а1, а2, а3, а4, а5, а6;

В (b1, b2, b3,..., b7) - возможные средства для устранения последствий этих причин, изображенных в виде элементов (компонентов) b1, b2, b3, b4, b5, b6, b7.

Символ, который находится на пересечении строки и столбца матричной диаграммы, указывает не только на наличие связи между компонентами, но и на тесноту этой связи.

Таблица 8

Матрица связей, составленная при изучении проблемы Х

Связь между компонентами А и В часто изображают в виде символов, характеризующих степень (силу) тесноты этих связей, например, - слабая связь (1);  - средняя связь (3), - сильная связь (9).

Каждому из используемых в табл. 8 символов часто ставят в соответствие определенное значение весового коэффициента (как, например, указанные выше в скобках значения 1, 3 и 9).

В некоторых случаях возникает необходимость в более подробном отображении силы (тесноты) связей. Тогда можно использовать следующие символы и весовые коэффициенты:

 - слабая связь (1);

 - существенная связь (3);

 - средняя связь (9);

 - сильная связь (16);

 - очень сильная связь (25).

Часто связь между факторами может быть как положительной, так и отрицательной. В этом случае можно рекомендовать для использования представленные ниже символы и весовые коэффициенты;

 - сильная положительная связь (+9);

 - средняя положительная связь (+3);

 - слабая положительная связь (+1);

Отсутствие связи (0);

 - слабая отрицательная связь (-1);

 - средняя отрицательная связь (-3);

 - сильная отрицательная связь (-9).

В практической работе применяют различные по своей компоновке матрицы связей. Наибольшее распространение получили матричные диаграммы в виде L-, Т- и Х-карты, приведенные на рис. 4.7.

Из рис. 4.7 видно, что L-, Т-, Х-карты получили такие названия, потому что выделенные более жирными линиями строки и столбцы напоминают:

Повернутую на -90° латинскую букву L;

Повернутую на +90° букву Т;

Повернутую на +45° букву X.

Матричные диаграммы в виде L-карты применяют на практике наиболее часто, особенно при развертывании функции качества (QFD-методология, «дом качества»). Этим объясняется их второе назначение - таблицы качества.

При практическом построении матричной диаграммы (в процессе работы команды качества) рекомендуется следующее:

1. С применением метода «мозговой атаки» («штурма») сформулируйте перечень компонентов (а1, а2, ..., аn), (b1, b2, ..., bk), (с1, с2, ..., сm), определяющих причины А, меры борьбы В с этими причинами и средства С, необходимые для достижения успеха.

2. Составьте форму матричной диаграммы (таблицы качества) в виде L-, Т- или Х-карты и подготовьте (напечатайте) необходимое количество экземпляров таких таблиц.

3. Предложите каждому участнику команды (кружка, группы) самостоятельно заполнить подготовленную таблицу качества символами, отображающими тесноту связи между рассматриваемыми компонентами.

4. Сравните полученные результаты и в процессе обсуждения выработайте общее мнение (придите к консенсусу).

5. Аккуратно оформите матрицу связей (таблицу качества) - результат работы команды.

Не забудьте на этом документе указать сведения, которые позволят человеку, даже не принимавшему участия в работе команды, полностью понять и однозначно истолковать полученный результат.

Для этого рядом с таблицей качества (матричной диаграммой) следует указать:

Название, местоположение (цех, участок) и основные характеристики объекта исследования;

Состав команды и ее руководителя;

Главные результаты работы;

Даты начала и окончания работы;

Любые другие сведения, достойные внимания.

УправлениеДокумент

Странах для управления качеством широко и успешно применяется теория Всеобщего управления качеством (Total Quality ... принципах, близких к Всеобщему управлению качеством , ежегодных конкурсов “Системы обеспечения качества подготовки специалистов”. В...

1. Диаграмма сродства

Диаграмма сродства – инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса путем объединения сродственных устных установок.

Порядок построения диаграммы:

Определение темы

Сбор данных (во время «мозгового штурма»), фиксация данных на карточках

Группировка родственных данных по направлениям различных уровней (сортировка карточек), построение иерархии

Определение направленности каждой группы, т.е. сродства групп данных.


2. Диаграмма связей

Диаграмма связей – инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными.

Задача этого инструмента – установление соответствия основных причин нарушений в процессе, выявленных при помощи диаграммы сродства, проблемам, которые требуют решения. Можно заметить некоторое сходство диаграммы связей с причинно-следственной диаграммой Исикавы.

Этот вид диаграммы нужен, например, в случаях, когда тема настолько сложна, что связи между различными аспектами не могут быть установлены просто при помощи обсуждения, или когда существует предположение, что затрагиваемая проблема может быть лишь частью какой-либо другой, более сложной проблемы.

3. Древовидная диаграмма

Древовидная диаграмма (систематическая диаграмма, дерево решений) – инструмент, предназначенный для обеспечения систематического пути разрешения проблемы, главной идеи, удовлетворения потребителей, которые могут быть представлены на различных уровнях.

Этот инструмент управления более целенаправлен, чем диаграммы сродства и связей. Этот вид диаграммы строится в виде многоступенчатой структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения проблемы.

Наиболее продуктивной является диаграмма, созданная группой. Порядок ее построения похож на порядок создания диаграммы сродства, но тема, или проблема, определена и четко указана.


4. Матричная диаграмма

Матричная диаграмма (таблица качества) – инструмент, выявляющий важность различных связей.

Этот инструмент можно назвать «сердцем» семи инструментов управления. Цель построения матричной диаграммы – изображение контура связей и корреляций между задачами, функциями и характеристиками, с указанием их относительной важности.


а1


Стрелочная диаграмма – инструмент, позволяющий провести планирование оптимальных сроков выполнения всех необходимых процессов для скорейшего достижения поставленной цели.

Использование этого инструмента возможно после выявления проблемы, определения средств и методов ее решения, а также установления всех этапов и сроков их реализации.

Эта диаграмма представляет собой наглядную схему хода проведения работ, с отображением порядка и сроков проведения всех этапов. Обычно для планировании производства и проектов используется стрелочная диаграмма в виде или диаграммы Ганта (таблица этапы работ - сроки, с выделением ячеек, соответствующих запланированному времени на каждый этап), или в виде сетевого графа.

Диаграмма сродства - это инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или возможности его улучшения) путем объединения родственных устных данных, собранных в результате «мозговой атаки».

Принцип создания диаграммы сродства и определения основных нарушений процесса с целью принятия мер для их устранения проиллюстрирован на рис. 4.1.

Как видно из рис. 1, диаграмма сродства позволяет распределить по нескольким группам (X, У) большое количество (а, Ь, с, d) идей, мнений и интересов, собранных специалистами по конкретней теме (Z).

При сборе большого количества данных о различных идеях, мнениях и интересах, связанных с одной темой, диаграмма сродства дает возможность организовать информацию в группы на основе естественных связей, существующих между ними. Этот инструмент предназначен для стимуляции творческих способностей и полного вовлечения участников - членов команды. Он более эффективен в небольших группах (5-9 человек), в которых сотрудники привыкли работать вместе.

Диаграмму сродства часто используют для организации идей, возникших в ходе «мозговой атаки».

2.1. Примерный порядок построения диаграммы сродства

1. Определите предмет, тему или проблему, которая является основой для сбора данных, в самых широких понятиях, так как излишние подробности могут вызвать предвзятость ответов участников работы. Смутное определение типа: «Какие требования и ожидания покупателей (потребителей) могут быть в отношении продукта?» - не только не вредно, но и полезно, потому что может помочь выявить новые пути

Рис. 1. Принцип построения диаграммы сродства.

2. Соберите данные по рассматриваемой проблеме, например, с применением «мозговой атаки». Каждое сообщение членов команды следует регистрировать на отдельной карточке.

Смешайте карточки и хаотически распределите их на большом столе.

Сгруппируйте взаимосвязанные карточки следующим образом:

рассортируйте карточки, которые кажется взаимосвязанными, по нескольким группам;

ограничьте количество групп (желательно не более 10) при условии, что одна карточка не может составлять всю группу;

выберите из имеющихся карточек или придумайте карточку с заголовком, который отражает содержание каждой группы;

поместите такую карточку с заголовком поверх карточек одной группы.

Перенесите информацию с карточек на бумагу, разбив полученные устные данные на группы.

2.2. Пример применения диаграммы сродства

Диаграмма сродства (рис. 2), составленная применительно к телефонному автоответчику, заимствована из стандарта ИСО 9004-4:1993 . Требования к телефонному автоответчику, распределенные по группам, приведены в табл. 4.1.

Рис. 2. Хаотическое расположение карточек на столе.

Работу по объединению хаотически расположенных карточек в конкретные группы следует проводить в тишине, избегая ненужных дискуссий. Например, о схожем значении слов. Во время этого процесса возможны расхождения мнений в отношении взаимосвязи различных данных, однако большая часть таких конфликтов рассеется в последующей работе.

Работа считается завершенной, когда все данные будут приведены в порядок, т. е. собраны в предварительные группы сродственных данных, а все упомянутые конфликты разрешены.

Попробуйте найти направленность каждой группы данных, резюмирующих сродство. Напишите на отдельной карточке название каждой группы и поместите эту карточку поверх группы. Можно выбрать одну карточку из группы и установить ее во главе группы. Возможен вариант, когда на этом этапе формируется новая направленность групп.

Всю процедуру можно повторить, пробуя сформировать группы с иной направленностью.

Построение диаграммы сродства заканчивают, когда сгруппируют данные в соответствии с подходящим количеством ведущих направлений.

Диаграмма сродства может быть представлена графически в виде, аналогичном рис. 1, или таблично, например, так, как это показано в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Требования к телефонному автоответчику, распределенные по группам

Проблема, тема, предмет

Группы требований (или недостатков)

Идеи, мнения и интересы, собранные в процессе «мозговой атаки»

Какие требования потребителей могут быть в отношении автоответчиков?

Входящие сообщения

Сообщения переменной длины

Отметка даты и времени

Не подсчитывает количество случаев «повешенной трубки»

Указывает количество сообщений

Конфиденциальность

Секретный код доступа

Инструкции

Ясные инструкции

Карточка быстрой справки

Элементы управления

Ясная маркировка

Легко использовать

Может работать от переносной телефонной трубки

Стирание сообщений

Легко стереть сообщение

Стирание «избранных» сообщений