Илон маск запустил ракету с машиной. Россия в космосе

Siemens в России

Помимо производства турбин, в России немецкий концерн также занимается производством грузовых электровозов «Синара», «Гранит» и электропоездов Desiro («Ласточка»). Поезда выпускают «Уральские локомотивы» — совместное предприятие Siemens и группы «Синара» Дмитрия Пумпянского. До 1 декабря 2017 года «Уральские локомотивы» могут подписать контракт с Федеральной пассажирской компанией на поставку 90 вагонов поезда «Ласточка», говорил заместитель гендиректора «Синара — Транспортные машины» Антон Зубихин. Также Siemens поставляет для РЖД поезда «Сапсан», которые производятся в Германии.

У Siemens также есть завод в Воронеже «Сименс Трансформаторы», который выпускает трансформаторы для электроподстанций. Еще один завод компании в Смоленске выпускает люминесцентные лампы. Компания также поставляет в Россию медицинское оборудование: системы для диагностики и терапии, продукцию молекулярной медицины, в том числе для Национальной иммунобиологической компании «Ростеха». К тому же Siemens поставляет средства связи и светотехническое оборудование в Россию.

«Модернизация» турбин

Российские чиновники и «Ростех» заявляют, что турбины, поставленные в Крым, куплены на вторичном рынке и модернизированы на российских заводах «Ростеха» под нужды проекта. «Ростех» при этом не называет ни производителя, ни продавца турбин. Это будут турбины российского производства «с использованием элементов зарубежного производства», но при этом это будет российский сертификат, рассказал журналистам министр промышленности Денис Мантуров (цитата по «Интерфаксу»). Электростанции в Крыму будут построены независимо от того, какая судьба ожидает приобретенные «Технопромэкспортом» турбины, заявил министр энергетики Александр Новак, но детали предложил узнать у самого «Технопромэкспорта».

Александр Новак (Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС)

Крыму нужно около 1 ГВт мощности, собственная генерация дает только около 400 МВт, а Украина прекратила поставки электроэнергии на полуостров в конце 2015 года. В 2016 году был запущен энергомост из Краснодарского края в Крым мощностью 800 МВт, который полностью обеспечивает полуостров электроэнергией.

В запуске энергомоста лично участвовал президент Владимир Путин. Тогда он поручил к 2017 году добиться производства электроэнергии на территории самого полуострова. Крыму нужна собственная генерация для надежного энергоснабжения: если что-то случится с этим энергомостом, полуостров будет обесточен, говорят источники РБК. В 20​14 году правительство решило построить на полуострове две электростанции мощностью 940 МВт, для этого и нужны турбины. Проект оценивается примерно в 70 млрд руб.

Россия умеет делать только турбины небольшой мощности: завод «Ростеха» «Пермские моторы» выпускает установки мощностью до 25 МВт, на этих блоках ЛУКОЙЛ, например, построил электростанцию для завода «Пермнефтеоргсинтез», рассказывает один из источников. Россия еще в 1990-е годы, когда еще существовала корпорация РАО «ЕЭС», пыталась наладить производство мощных турбин в 110 МВт, но пока это не удается, напоминает он. Каждая турбина внутри несет так называемый черный ящик, который не даст ничего переделать внутри: автоматика регулируется множеством протоколов, ключи от которых есть только у Siemens, и вряд ли компания предоставит их «Ростеху», чтобы тот переделал турбины, рассуждает один из источников РБК. Все ключи давно есть у «Интеравтоматики» (Siemens и «Технопромэкспорт» — совладельцы компании), которая, по данным Reuters , участвует в установке турбин в Крыму, говорил РБК знакомый топ-менеджера «Технопромэкспорта». Поэтому, по его словам, компании легко переделать автоматику в этих турбинах. Но успела ли «Интеравтоматика» «перепрошить мозги» в турбинах Siemens, источники РБК не знают. Если компания и умеет это делать, то это будет ее первый опыт: до сих пор ничего подобного просто не требовалось, объясняет один из источников РБК. В «Интеравтоматике» не ответили на запрос РБК.

Иран не помог

«Технопромэкспорт» заключил контракт с Siemens еще весной 2015 года, примерно через полгода после того, как компанию выбрали генподрядчиком для строительства в Крыму двух электростанций. По этому контракту турбины действительно покупались для новой ТЭС в Краснодарском крае, но на самом деле должны были быть поставлены в Крым. К этому времени ни проект, ни параметры строительства электростанции еще не были утверждены, поэтому было неясно, какие турбины потребуются для проекта. Инвестора предполагалось выбрать на конкурсе, но он до сих пор не состоялся. Осенью 2016 года разгорелся скандал: Siemens поставила «Технопромэкспорту» турбины, но отказалась передать дополнительное оборудование. Речь шла о мелочах, Siemens отказалась поставлять дополнительные детали, побоявшись, что турбины все-таки будут поставлены в Крым, рассказывает источник РБК. Тогда обсуждалось несколько вариантов решения вопроса, в том числе немецкой компании предложили забрать турбины назад, вернув деньги, писала газета «Коммерсантъ» (на тот момент «Ростех» получил на проект 25 млрд руб. из бюджета). Источник РБК это подтверждает. Но Siemens отказалась, рассказывает он.


На территории мобильной газотурбинной станции «Симферопольская» (Фото: Алексей Павлишак / ТАСС)

В результате на высоком правительственном уровне компании было обещано, что в Крым турбины не попадут, и «Технопромэкспорт» попытался продать оборудование на вторичном рынке. Две турбины планировали поставить «Фортуму» как раз для строительства электростанции на Таманском полуострове, еще две — «Газпром энергохолдингу», который собирался строить новую электростанцию в Грозном. В начале 2017 года «Ростех» объявил о том, что может купить иранские турбины компании Mapna, которые производятся по технологии Siemens и также подойдут для проекта в Крыму. Переговоры шли успешно, но недавно иранцы отказались поставлять турбины, и пришлось вернуться к оборудованию, купленному у немецко-российского СП, рассказывает собеседник РБК. «Ростех» планировал купить иранские турбины с самого начала, но не смог договориться о технических и коммерческих параметрах поставок, говорил представитель компании.

Что грозит Siemens?

В российском законодательстве действует общий принцип: субъект несет ответственность только за собственные действия, действия другого субъекта частного права он контролировать не может, говорит партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. То есть Siemens не может нести ответственность за то, что «Технопромэкспорт» перепродал турбины, а новый покупатель поставил их туда, куда Siemens просила их не поставлять, объясняет юрист. В официальных сообщениях Siemens как раз подчеркивает, что турбины были поставлены в Крым «без ее воли». Так обходятся санкции не только в России: в мире нет юридических механизмов, которые ограничили бы распространение какого-то оборудования, добавляет эксперт.

Для Siemens могла быть доступна стратегия защиты, построенная на применении постановления Совета ЕС, принятого в марте 2014 года, добавляет партнер Art de Lex Ярослав Кулик. Его суть заключается в использовании лицом, на которое распространяются санкции, принципа добросовестного (bona fide) поведения с целью доказать регулятору, что оно не знало и не имело разумной причины подозревать, что его действия могут нарушить санкционные ограничения. Однако никаких разъяснений о применении этого исключения не имеется, и регулятор использует его в зависимости от обстоятельств конкретного дела, говорит юрист.


Газовая турбина (Фото: Vincent Kessler / Reuters)

Компании, которые хотят соблюдать санкционные ограничения, как правило, просто не рискуют, продолжает Зайченко. Газовые турбины большой мощности обычно не лежат на складах, а покупаются под конкретные проекты, и Siemens могут обвинить в том, что она недостаточно оценила риски, поставив турбины компании («Технопромэкспорту»), которая публично была объявлена подрядчиком в Крыму для проекта в Тамани, точные параметры которого не были известны. Очень многие факты не позволяют утверждать об отсутствии осведомленности Siemens о конечном пункте назначения турбин, соглашается Кулик.

Представитель Siemens не ответил на вопрос РБК, подозревает ли компания своих менеджеров в России в участии в схеме с поставками оборудования в Крым. Представитель европейского регулятора European External Action Service (отвечает за разработку санкционного режима) не ответил на запрос, возбуждено ли расследование по этому делу.

Если все же дойдет до расследования, в худшем случае Siemens в Европе просто пожурят и предложат впредь тщательнее контролировать деятельность аффилированных структур, считает юрист фирмы А2 Екатерина Ващилко. Ни Еврокомиссия, ни Берлин еще ни разу не штрафовали европейские компании за нарушение санкций, тем более что в данном случае сам факт нарушения, несмотря на наличие признаков, установить будет сложно, объясняет она. Совсем другой вопрос — США: американские суды уже неоднократно штрафовали европейские компании, в первую очередь банки за нарушение санкционного режима, говорит Ващилко. Например, в 2014 году французский банк BNP Paribas заплатил $8,9 млрд штрафа за нарушение санкций в отношении Ирана и Кубы, Deutsche Bank за нарушение санкций уже в отношении Ирана и Сирии заплатил $258 млн. Американские суды с нарушителями санкционного режима не церемонятся: в случае если Siemens ведет свою деятельность в США и располагает активами в юрисдикции американских судов, нарушение американских санкций в отношении Крыма может грозить компании расследованием, судом и, скорее всего, крупным штрафом, считает юрист. Размер штрафа будет зависеть от нанесенного ущерба, то есть прибыли, полученной компанией в результате сделки. Правда, установить факт нарушения будет сложно: большинство участников находится в российской юрисдикции, и достать их американскому суду будет не так просто, заключает Ващилко.

Респондент: А. С. Лебедев, доктор технических наук

— 18 июня состоялось открытие нового высокотехнологич ного завода по производству газотурбинных установок. Какие задачи стоят перед предприятием?

Основная задача – это внедрение газотурбинных технологий на российском рынке и максимальная локализация производства крупных газовых турбин мощностью 170, 300 МВт для электростанций работающих в парогазовом цикле.

Я бы предложил сделать шаг назад и осуществить короткий экскурс в историю, чтобы было понятно откуда мы появились, как организовалось совместное предприятие у «Сименс» и Силовых машин. Все началось в 1991 году, когда было создано совместное предприятие — тогда еще ЛМЗ и «Сименс» — по сборке газовых турбин. Был заключен договор о трансфере технологий на тогда еще Ленинградский Металлический завод, который теперь входит в состав ОАО Силовые машины. На этом совместном предприятии было собрано 19 турбин за 10 лет. За эти годы ЛМЗ накопил производственный опыт, чтобы эти турбины научиться не только собирать, но и некоторые компоненты изготавливать уже самостоятельно.

Опираясь на этот опыт, в 2001 году был заключен лицензионный договор с «Сименс» на право производства, продаж и послепродажного сервисного обслуживания турбин этого же типа. Они получили российскую маркировку ГТЭ-160. Это турбины, которые дают 160 МВт, а в парогазовых блоках 450 Мвт, то есть это по сути совместная работа газовой турбины с паровыми турбинами. И вот таких турбин ГТЭ-160 по лицензии «Сименс» было изготовлено и продано 35, из них 31 для российского рынка. Они довольно широко используются в Петербурге, в частности, на Северо-Западной ТЭЦ, на Южной ТЭЦ, Правобережной ТЭЦ, в Калининграде, в Южной Сибири, в Москве 6 таких турбин работают в парогазовых блоках. Можно даже без ложной скромности сказать, что это самая распространенная газовая турбина в Российской Федерации на сегодняшний день. Это факт. В таком количестве, такой серии мощных газовых турбин не выпустил никто.

И вот уже опираясь на этот опыт совместного производства, было заключено новое соглашение и создано новое совместное предприятие «Сименс Технологии Газовых Турбин». Случилось это три с лишним года назад, в декабре 2011 года. Теперь уже мы будем производить турбины на своем собственном заводе. Задачи остаются те же самые — освоить производство, добиться максимальной локализации и вписаться в программу развития правительства по импортозамещения.

— То есть по сути вы стали конкурентом Силовым машинам?

В части газовых турбин мы не являемся конкурентами. Потому что Силовые машины производят с 2011 года только паровые и гидравлические турбины. Весь газотурбинный бизнес с инженерами, с продолжением выполнения контрактов был Силовыми машинами передан в совместное предприятие. Мы на 35 процентов принадлежим Силовым машинам и на 65 процентов «Сименс». То есть мы всей газотурбинной частью Силовых машин вошли в это совместное предприятие. Другими словами, мы партнеры по бизнесу, а не конкуренты.

Чем отличаются газовые турбины Siemens от отечественных аналогов?

В этом классе мощности единственным образцом отечественной продукции является рыбинская турбина НПО Сатурн — ГТД-110 мощностью 110 Мвт. На сегодня это самая мощная в Российской Федерации турбина собственного производства. Довольно широко представлены в Росси турбины до 30 Мвт на базе конверсии авиационных двигателей. Здесь очень обширное поле для конкуренции, и российская продукция основная в этом классе мощности. Для крупных газовых турбин на сегодня такого конкурентного продукта в Росси нет. 110 Мвт – это все что есть, сегодня таких установок изготовлено 6 штук. Со стороны заказчика есть определенные нарекания к их эксплуатации. Поскольку это в определенном смысле конкурент, я бы не хотел комментировать результаты его деятельности.

— Какие новейшие разработки вы используете?

Все возможные разработки компании «Сименс». Мы являемся предприятием, которое в основном принадлежит этой корпорации, в результате этого нам доступны и документация, и все результаты научно-исследова тельской деятельности, внедренные в те газовые турбины, на которые у нас есть лицензия — это 170 и 307 Мвт. Документы в объеме организованного в Горелово производства нам доступны без каких-либо ограничений, они позволяют внедрить самые новейшие разработки.

Наряду с этим, мы и сами участвуем в этих разработках. Примером может служить наше сотрудничество с Политехническим Университетом. Университет сейчас разбит на институты, и в Институте энергетики и электротехники есть Кафедра «Турбины, гидромашины и авиационные двигатели», это одно из подразделений института. Вот с этой и еще с одной кафедрой мы имеем договоры и ведем совместную научно-исследова тельскую деятельность. В одном случае испытываем элемент газовой турбины — выходной диффузор. В течение двух лет уже была проделана довольно интересная работа на стенде. Стенде, который мы собственно и оплачивали и помогали создавать.

На той же кафедре, но в подразделении гидромашин, мы проводим еще одну исследовательску ю работу. Почему по тематике гидромашин? Дело в том, что газовые турбины оснащены гидроприводами, а на этой самой кафедре накоплен большой опыт исследований по приводу различных элементов. Элементов, которые управляют процессом работы газовой турбины и гидротурбины. Причем ради этого сотрудничества кафедра участвовала в серьезном конкурсе, где и победила своих главных конкурентов из китайского университета.

Кроме совместной исследовательско й работы с этими двумя кафедрами, мы также читаем лекции, стараемся поддерживать и готовить себе кадры еще на студенческой скамье.

— Ваши основные заказчики – российские или зарубежные предприятия?

У нас лицензия с правом производства и продаж на Россию и СНГ. По согласованию с основным учредителем, корпорацией «Сименс, мы можем продавать и в другие страны. А без каких-либо дополнительных согласований мы продаем газовые турбины в российские энергоструктуры, это «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО», «Фортум» и другие владельцы энергосистем.

— На ваш взгляд, в чем ключевое отличие организации инженерного труда на вашем предприятии?

Мне кажется, принципиальных отличий от российского производственног о предприятия нет. Наверное, потому что за последние 20 лет российские предприятия стали немного похожи на западные — появился западный менеджмент, внедрены заимствованные системы управления технологическим процессом и качеством. То есть революционной разницы не ощущается.

Но я бы выделил два отличия. Первое — это специализация, то есть инженер занимается чисто технической, больше даже творческой деятельностью. Нет такой определенной разбросанности в деятельности инженера, как на типичном российском предприятии, когда он используется практически везде.

Продемонстрирую на примере инжиниринга — таких инжинирингов на «Сименс» как минимум три: один основной инжиниринг по продукту, например, по газовой турбине, где создается сама газотурбинная установка, все ее внутренности, все ее технические решения, концепции внедряются. Второй инжиниринг – это сервисный инжиниринг, который занимается модернизациями, ревизиями, инспекциями, и он не занимается созданием нового продукта. Третий инжиниринг можно характеризовать как технические решения при системной интеграции, которая газовую турбину вписывает в оборудование станции — все устройства подготовки воздуха для ее работы, топливоподачи, газовое хозяйство, которое должно быть в соединении с другими элементами электростанции. И он опять-таки не занимается созданием нового продукта, а фокусируется на области вне основной газовой турбины.

Второе принципиальное отличие нашего производства связано с тем, что «Сименс» – это глобальная компания. И это и хорошо, и непросто одновременно. В глобальной корпорации «Сименс» все процедуры, правила, регулирующие документы должны быть универсальными для стран Латинской Америки, Финляндии, Китая, России и других стран. Они должны быть довольно объемные, довольно детальные и им надо следовать. И к этому надо в глобальной компании привыкнуть – ко множеству глобальных процессов и правил, прописанных очень детально.

— Какую роль в развитии предприятия играет участие в инженерных форумах, таких, например, как Инженерное собрание России? Планируете ли Вы участвовать в грядущем ноябрьском мероприятии?

Да, планируем участвовать. Мы хотели бы не только заявить о себе, о том что мы компания с развитым инжинирингом, компания, которая работает и с научными учреждениями, и собственные разработки делает вместе с «Сименс». Еще нам бы хотелось какого-то поиска партнеров по интересующим темам, например, по локализации производства. Вероятно, мы просто не знаем о тех возможностях, которые реально существуют. Нам нужно больше оперировать какими-то базами данных, быть более гибкими в поиске субпоставщиков, поставщиков, материалов, комплектующих или наоборот, инженерных услуг. Потому что сейчас такое непростое время, когда нужно все оценивать с экономической точки зрения, когда нужно еще раз взвесить, что нужно делать самим, а какие услуги лучше закупить, оценивая одновременно насколько это будет выгодно не только в данный момент, но и в перспективе. Может быть, надо сделать определенные вложения и в дальнейшем освоить какое-то производство или услуги самостоятельно. Для того чтобы этот кругозор приобрести, участие в таких конференциях и собраниях очень важно. Так что мы обязательно будем участвовать.

Заботина Анастасия

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Самая амбициозная мечта Илона Маска - колонизировать Марс

Ускорители Falcon Heavy работали 154 секунды, прежде чем произошла отстыковка. Отделившись от основной ракеты, они развернулись на 180 градусов и устремились к Земле.

Запустив двигатели при приближении к мысу Канаверал, с разницей в одну секунду два модуля совершили плавную посадку, сохранив вертикальное положение.

В это время основная ракета продолжала свой путь, готовясь преподнести миру еще менее правдоподобное зрелище. Через четыре минуты полета ракета показала свой груз: вишнево-красный спортивный электромобиль с опущенным верхом. Это была PR-акция века.

Все это было сделано Илоном Маском, родившимся в Южной Африке предпринимателем-миллиардером, основателем платежной системы PayPal, автомобильной фирмы Tesla и аэрокосмической компании SpaceX, производителя Falcon Heavy.

Пригодная для многоразового использования Falcon Heavy - самая мощная ракета на Земле и, если верить Маску, шаг на пути к созданию ракеты для путешествия на Марс.

Спорткар в грузовом отсеке - собственная машина Маска Tesla Roadster. Ее стереосистема была запрограммирована, чтобы играть на повторе песню Space Oddity Дэвида Боуи, пока она миллионы лет будет путешествовать в космосе. Вернее, пока не сядет аккумулятор.

"Это глупо и весело, - признал Маск. - Но глупые и веселые вещи важны".

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Машина дрейфует в космосе, пока не отправится в сторону Марса

За 12 лет, с тех пор как Маск продал компанию онлайн-платежей PayPal за полтора миллиарда долларов, он превратился в воплощение гениального безумца, одновременно ученого, плейбоя и супергероя.

Он встречался и вступал брак с известными актрисами, включая Талулу Райли и Эмбер Херд, а также, по слухам, состоял в романтических отношениях с Камерон Диас. Именно Маск стал прообразом Тони Старка из фильма "Железный человек".

Он стал основным игроком среди частных космических компаний и в индустрии электромобилей, а теперь завоевывает солнечную энергетику и искусственный интеллект и обещает создать сверхскоростной магнитный поезд, который будет двигаться под землей. И еще он планирует колонизировать Марс.

Большинство воспринимает все более невероятные амбиции и громкие обещания Маска c изрядной долей скепсиса. Его компании пропускают срок за сроком и несут значительные убытки. Однако борцы за экологию рады неожиданной популярности электрокаров Tesla, а запуск Falcon Heavy стал очередным успехом SpaceX.


Media playback is unsupported on your device

Спорткар, пирог, прах: что еще человечество отправило в космос?

Все началось в Претории, в Южной Африке. Когда Маск был маленьким, он был одержим научно-фантастическими романами и более или менее всем, через что можно было пропустить ток.

Его родители, модель Мейе и инженер Эррол расстались, когда ему было восемь лет. Его младший брат и сестра остались с матерью, а он вызвался жить с отцом. Обернулось это не очень хорошо. Позже он рассказывал, как возвращался домой после жестоких издевательств в школе. "Там было тоже просто ужасно", - вспоминал он.

В 17 лет Илон Маск переехал в Канаду. Здесь он изучал физику и экономику в Королевском университете в Онтарио. В 1992 году он переехал в США, переведясь в Пенсильванский университет, а затем поступил на PhD в Стэнфорд для изучения энергетики. Спустя два года Маск бросил учебу.

Вместо этого со своим младшим братом Кимбэлом он основал фирму Zip2, которая производила программное обеспечение для новостных компаний. В 1999 году они продали компанию фирме Compaq за 300 млн долларов, и Маск вложил свою долю в онлайн-банк X.com.

X.com превратился в PayPal и в 2002 году был продан компании eBay за полтора миллиарда долларов. 31-летний Маск получил выручку в 165 миллионов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Ускорители Falcon Heavy совершают посадку во Флориде

К этому времени Маск был два года женат на Джастин Уилсон. С этой начинающей писательницей-фантастом он познакомился в Онтарио. Маск пригласил ее поесть мороженого. Она согласилась, но потом решила не идти на свидание. Тогда он появился в студенческом центре, где она училась, с двумя стаканчиками мороженого.

"Он не тот, кто примет ответ "нет", - говорила Уилсон в интервью журналу Marie Claire.

Говорят, что он работает, не зная усталости. Когда Маск основал Zip2 он, по слухам, работал весь день, спал в офисе и мылся в душе через дорогу в благотворительной организации.

Когда в 2010 году Маска спросили, что бы он посоветовал предпринимателям, он ответил: работать от 80 до ста часов каждую неделю.

"Если другие люди работают по 40 часов в неделю, а вы по сто, вы за четыре месяца достигнете того, на что у них уйдет год", - заявил он.

По воспоминаниям Джастин Уилсон, когда они танцевали на своей свадьбе, он сказал ей: "В этих отношениях я главный". Она вспоминает, что Илон контролировал ее и пытался ей руководить. Например, он требовал, чтобы Джастин красила волосы во все более светлый оттенок.

Когда она заявила ему: "Я твоя жена, а не твой сотрудник".

"Если бы ты была моим сотрудником, я бы тебя уволил", - ответил он.

Их первый сын Невада умер в возрасте 10 недель от синдрома внезапной детской смерти. Об этой трагедии, по словам Джастин, Маск отказывался говорить. У них родились еще пятеро детей - близнецы и тройня, зачатые с помощью ЭКО, однако из-за потери первенца у женщины развилась депрессия.

Они развелись после восьми лет брака. Через шесть недель он прислал ей сообщение о помолвке с Талулой Райли, британской актрисой младше его на 14 лет.

"Я никогда не буду счастлив один, - рассказал он журналу Rolling Stone. - Не выношу ложиться спать в одиночестве".

Илон и Райли поженились в 2010 году, подали на развод в 2012 году и вновь заключили брак в 2013-м.

В 2014 году он подал, а затем отозвал заявление на второй развод, а в 2016 году она подала на развод и супруги окончательно расстались.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Илон Маск и Талула Райли в Белом доме в феврале 2014 года

После продажи PayРal в 2002 году Маск вложил свои 165 миллионов долларов в три новых компании - Tesla, SpaceX и компанию солнечной энергетики Solar City.

Tesla была утопичным предприятием, нишевая компания по производству электромобилей в стране, пристрастившейся к бензину.

Когда Маск возглавил Tesla, компания создала план по методу "сверху вниз" - сначала запустить в продажу мощный спортивный автомобиль, который поможет Tesla вырваться за пределы стереотипного представления о маленьких, маломощных электромобилях. Затем роскошный седан, а уже затем недорогой электрокар для массового покупателя.

В 2008 году находившуюся на грани банкротства Tesla спас кредит в 456 млн долларов от американского правительства, а уже в 2010 году она стала первой в США автомобильной компанией, которая разместила свои акции на бирже после фирмы Ford, сделавшей это в 1956 году.

В 2017 году Tesla обошла по капитализации Ford и General Motors и стала самой дорогой автомобильной компанией в США. Это была ставка рынка на более экологичное будущее, а не отражение прибыльности компании.

Серьезные задержки в производстве недорогого седана Model 3 усугубили ситуацию после нескольких лет убытков. В среду, на следующий день после того как Roadster улетел в космос, сама Tesla Inc рухнула с треском.

Компания сообщила об убытках в размере 675,4 млн долларов в последнем квартале 2017 года, что в пять раз хуже, чем в прошлом году. При этом доходы компании выросли на 44% до 3,3 млрд долл.

"Мы находились на более низком круге ада, чем ожидали, на несколько уровней глубже, чем хотелось бы", - сказал Маск на одном из селекторных совещаний. Характерное высказывание для человека, так озабоченного вымиранием человечества.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Компании Tesla удалось отойти от стереотипа о малой мощности электромобилей

За несколько часов до этого он объявил в "Твиттере", что автомобиль Roadster находится на пути к поясу астероидов, пропустив запланированную траекторию возле орбиты Марса.

Затем ученые заключили, что автомобиль не доберется так далеко. Не в первый раз SpaceX пришлось пересмотреть свои прогнозы.

За последние пять лет Маск представил различные планы и назначал сроки реализации своей самой амбициозной идеи - отправить людей колонизировать Красную планету.

В конце прошлого года он заявил, что в 2022 году SpaceX должен отправить грузовые корабли в рамках предварительной подготовки, а затем осуществить .

Практические трудности и опасности при отправке людей на расстояние 225 млн километров к Марсу огромны. НАСА было более осмотрительно, говоря о возможности пилотируемой миссии в середине 2030 годов.

Однако успех более прозаической части работы SpaceX - полетов по снабжению космической станции, запусков коммерческих спутников и контрактов с НАСА и американскими ВВС - привели к тому, что SpaceX приближается к вершине списка самых дорогих частных компаний в мире. Ее стоимость сейчас - около 21,2 млрд долларов.

Компания стала первой, применившей более дешевую технологию многоразовых ракет, в очередной раз поразившую мир во вторник, когда две похожие на карандаши ракеты грациозно приземлились с идеальной точностью.

Она опередила НАСА и других крупных конкурентов, таких как Boeing, в гонке за осуществление относительно недорогих космических полетов.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption У первой ступени Falcon Heavy 27 двигателей. По сути, это три соединенных ракеты-носителя Falcon 9

А пока SpaceX смотрит в небеса, другая компания Маска занимается подземным транспортом. В октябре Boring Company получила разрешение американского правительства на создание тестового туннеля в штате Мэриленд.

Маск надеется, что в один прекрасный день там разместится Hyperloop - вакуумный поезд, который, по его задумке, будет с помощью магнитного поля возить пассажиров со скоростью более тысячи километров в час.

В июле Маск написал в "Твиттере", что получил устное одобрение в правительстве на строительство Hyperloop между Нью-Йорком и Вашингтоном, которое сократит время поездки из одного города в другой с трех часов до 29 минут. Власти заявили, что разрешения пока не давали.

У самой идеи Hyperloop есть много критиков. Инженер-строитель Том Нефф описал свои претензии предельно коротко, заявив порталу Wired в прошлом году: "То, что говорит сегодня Маск, я бы отправил в категорию фуфла". Работающая модель Hyperloop в ближайшее время наверняка не появится.

Однако для тех, кто восхищается Илоном Маском, он - провидец, совершающий революцию в одной индустрии за другой. Его два последних предприятия - Neuralink и OpenAI - работают в сфере искусственного интеллекта.

За свои сумасшедшие идеи он даже удостоился пародийного аккаунта в "Твиттере" -

Самым ярким объектом в ночном небе над Землей теперь является первая в мире искусственная звезда, которая, по мнению астрологов, больше похожа на «дискошар», чем на звезду. Рассказываем, в чем смысл этой так называемой «звезды человечества» и как нам на нее полюбоваться.

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», — говорил классик. Нужно оказалось новозеландской частной компании Rocket Lab. Новая Зеландия, как вы понимаете, далеко не космическая держава, поэтому пока другие страны планируют колонизацию Марса, новозеландцы довольствуются достижениями совершенно иного масштаба.

Так, 21 января Rocket Lab запустила в космос ракету Electron, которая впервые в истории страны вывела на орбиту Земли три исследовательских спутника. Новозеландцы праздновали это событие, как серьезный национальный научный прорыв, хотя вряд ли можно считать прорывом ракету, созданную на 3D-принтере.

Но главную новость представители Rocket Lab озвучили только на днях: оказывается, помимо исследовательских спутников на орбиту был выведен еще один объект. Ему новозеландцы дали громкое имя «звезда человечества», и теперь именно он является самым ярким объектом в звездном небе над Землей.

«Звезда человечества» размером всего чуть больше метра в диаметре и представляет собой сферу, покрытую множеством светоотражающих треугольников. За такую внешность астрономы в сети окрестили объект «дискошаром».

Чем опасны искусственные «звезды»

Создатели искусственной «звезды» считают свое творение символом покорения космоса и человеческого величия. Астрономы же уверены в обратном - это не что иное, как способ пропиариться.

«Возможно, было бы мило сделать это в конце 1950-х годов, когда спутник был чем-то новым в нашем сознании, когда было подлинное чувство удивления (и беспокойства) о будущей космической эре. Но в 2018 году мне кажется, что это еще одно вторжение в мою личную вселенную. Большинство из нас не подумало бы, что это мило, если бы я направил свет стробоскопа на белого медведя или украсил слоганом моей компании вершину Эвереста», — прокомментировал «Звезду человечества» главный современный популяризатор астрономии, директор Колумбийского университета Калеб Шарф.

Кроме того, по мнению ученых, столь яркий и бесполезный объект только навредит науке. Излишний свет, излучаемый такими спутниками портит фотографии, сделанные из космоса, мешая исследованиям ученых. Если частные компании продолжат запускать на орбиту такие сомнительные спутники, то у астрономов возникнут большие проблемы.

А частные компании будут это делать, и первый в этом списке, конечно, миллиардер Илон Маск. Он уже давно запланировал сделать то, в чем его так нагло опередили новозеландцы - в этом году на орбиту будет отправлен огромный зеркальный шар работы скульптора Тревора Паглина. Объект уже готов и ждет загрузки на борт одной из ракет Falcon 9.

Как посмотреть на «Звезду человечества»

Чтобы полюбоваться первой рукотворной «звездой», вам не понадобятся ни телескоп, ни какие-либо другие астрономические приспособления. Объект можно увидеть невооруженным глазом, причем видно его будет из любой точки планеты.

Узнать «Звезду человечества» будет нетрудно - это яркий огонек, движущийся с большой скоростью и похожий на «падающую звезду». Вот только от метеора или «падающей звезды» его отличает то, что он постоянно мерцает.


Фото: thehumanitystar.com

Увидеть объект над собой можно каждые полтора часа - именно столько требуется спутнику, чтобы по орбите сделать круг вокруг Земли. Проследить, где конкретно в настоящее время пролетает объект, можно на его официальном сайте .

Кстати, если и впрямь хотите посмотреть на самую яркую «звезду», лучше не затягивать - кружиться по орбите она будет недолго. По расчетам создателей, срок «работы» объекта составит девять месяцев, после чего он сгорит в атмосфере.

В SpaceX утверждают, что стоимость пуска составила примерно $90 млн. Это в несколько раз дешевле, чем стоящий до $400 млн запуск американской сверхтяжелой ракеты Delta 4 Heavy, способной вывести на орбиту около 28 т.


Видео: РБК

Опрошенные РБК , что этот запуск — еще один шаг на пути к высшей цели Илона Маска, достижению Марса. В «Роскосмосе» Falcon Heavy «очень хорошим трюком».

Тяжелая монополия

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967-1973 годах), которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году, заявил 1 февраля гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. В 2018-2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты, отмечал он. Ее основная задача, по словам Комарова, «изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства».

Потеря лидерства

С 2011 по 2016 год включительно «Роскосмос» был неоспоримым мировым лидером по количеству гражданских пусков. До 2017 года у SpaceX не было ни одного военного запуска. Однако за последние полтора года ситуация кардинально изменилась. В 2017 году у SpaceX было 16 гражданских пусков . У «Роскосмоса» (с учетом пояснения пресс-службы корпорации, что все указанные на ее сайте пуски — гражданские) было 15 пусков , один из которых . Пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане не учитывались.


Немного иначе выглядит картина, если к гражданским добавить заказы военных, а также учесть поступившее в РБК заявление «Роскосмоса» о том, что госкорпорация считает совершенные в 2017 году пуски с Куру «своими», так как «оператор и ракета были российскими». Тогда, если сравнивать суммарное количество гражданских запусков и пусков в интересах военных, в 2017 году счет становится равным — 18:18. Если же считать пуски «Союзов» с Куру роскосмосовскими, то госкорпорация выходит в лидеры — 18:20.

Вывести тонну груза на Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне» и почти в три раза дешевле, чем на «Ангаре-А5» — $1,4 млн против $2,8 млн и $3,9 млн соответственно.

Эксперты в разговоре с РБК , что пока непонятно, чем SpaceX будет загружать свою сверхтяжелую ракету. По мнению создателя сообщества «Открытый космос» Виталия Егорова, Маск рассчитывает на планы Пентагона «запускать большие спутники». Гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин предполагал, что Маск ориентируется на «орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции».