Абстракционизм в фотоискусстве. Что такое абстрактная фотография? Что такое абстрактные фото

Абстрактная фотография – это вид фотоискусства, в основе которого лежит восприятие не деталей и объектов, как в обычном изображении, а формы, цвета и линий. Чтобы научиться воспринимать цвет и форму, фотографу необходимо абстрагироваться от обычного восприятия реальности, что часто бывает сложно. В этой статье описаны методы получения абстрактной фотографии.

Что такое абстрактная фотография?

Общепринятого определения абстрактной фотографии не существует. Трудно определить что-то абстрактное, поэтому мы будем руководствоваться некоторыми общими принципами и считать, что:

  • Абстрактная фотография не представляет собой предмет в его полноценном виде
  • Ее основу составляют не объекты, а форма, цвет и линии.

Из этого определения можно сделать очень важный вывод: поскольку мозг воспринимает форму и цвет, а не предметы, логическое мышление при восприятии таких фотоснимков задействуется в меньшей степени. Таким образом, позволяет глазу лучше рассмотреть снимка, и если она хороша, фотоснимок вызывает у человека положительные эмоции. А эмоции, как известно, влияют на поведение человека сильнее, чем логика.

Таким образом, акцентируя форму, цвет и линии, вызывает реакцию психики, которая связана, в том числе с нервной системой человека. Например, общеизвестно, что нервная система человека так или иначе реагирует на предметы определенного цвета и контраст.

Следует отметить, что далеко не всегда – это что-то неузнаваемое. Очень часто это часть предмета или места, который знаком зрителю.

Зачем нужна абстрактная фотография?

Существует много других направлений в фотографии, не менее привлекательных, чем . И, тем не менее, помимо красоты форм и линий, абстрактные фотоснимки очень удобны для думающего фотографа. Для красивых пейзажей и экзотических мест нужно путешествовать и иметь на это средства, а абстрактный кадр можно снять и на углу собственного дома.

Основные принципы

Поскольку абстрактная фотография построена на форме, линиях и цвете, она требует от фотографа глубокого понимания этих аспектов.

Форма

Интересную форму могут иметь любые объекты в окружающей фотографа реальности. Форма может послужить основой для композиции. В целом, именно форма создает композицию изображения, а линии и цвет ее дополняют. Таким образом, хорошая абстрактная фотография должна начинаться с хорошей формы. Найти ее можно в предметах динамичной, приятной или просто интересной формы. Критериев для выбора формы нет. Однако если форма вызвала эмоцию у фотографа и была композиционно уравновешена на фотографии, то такую же реакцию она может вызвать и у зрителя.

Цвет

Цвет очень часто привлекает внимание человека и возбуждает его нервную систему. В абстрактной фотографии для достижения наилучшего эффекта цвет можно сделать более насыщенным с помощью графического редактора.

Контраст

Еще один способ создания динамичных фотографий – использовать в них контраст. Очень простой по композиции кадр может привлечь внимание только благодаря контрасту.

Линии

Благодаря линиям абстрактная фотография всегда выглядит интереснее. С их помощью контролируется движение глаза. Существует несколько способов использовать линии. Первый из них – направить линию к зрительному центру изображения (к центру, где расположен интересный объект). Например, в этой фотографии к зрительному центру (горке из трех яблок) ведут ступеньки. Эти линии направляют глаз зрителя к смысловому центру изображения.

Второй способ использовать линии – не направлять их к зрительному центру, а просто провести через кадр. Линии всегда заставляют глаз анализировать фотографию, и если зрительного центра нет, глаз может путешествовать по снимку очень долго. Тем не менее, несмотря на допустимое использование этого приема в абстрактной фотографии, его лучше не использовать в классической фотографии, поскольку он портит впечатление о снимке.

Композиция

Абстрактная фотография требует обязательного соблюдения правил композиции. В целом, для начинающего фотографа или любителя – это один из лучших способов научиться композиции. Чем интереснее композиция, тем лаконичнее и лучше смотрится .

Самый быстрый и эффективный способ научиться использовать правила композиции — записаться на хорошие фотокурсы, например, на фотокурсы онлaйн -фотошколы, самой известной и авторитетной в рунете — Fotoshkola.net.

Умение выделять главное

Как уже говорилось выше, способна вызвать сильные эмоции. Чтобы усилить впечатление, нужно научиться выбирать в увиденном какую-то наиболее интересную область. Помните, что человеческий глаз способен одновременно воспринимать только 5-6 элементов изображения.

Абстрактная фотография может быть концептуальной и нести некоторый смысл:

В начале XX века возможностью проникнуть на территорию живописи для фотографии стало абстрактное искусство. Хотя и здесь возникла определенная двойственность: с одной стороны, фотография помогла западной живописи покончить с навязчивым стремлением к реализму и, возможно, спровоцировала возникновение беспредметной живописи, а с другой - сама постепенно стала устремляться в сторону абстракции. Исчерпывающее определение этому направлению в искусстве, вполне подходящее и для фотографии, дал Герберт Рид в работе «Современное искусство» 1948 года: «Мы называем абстрактными все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».

В самом широком смысле абстрактная фотография (Abstract Photography) - очень разнообразная категория изображений, созданных при помощи различных техник и приемов, но общим правилом для которых является уход от символической репрезентации. Абстрактная фотография отвергает идею того, что должно быть изображено нечто узнаваемое, предпочитая вместо этого взять в качестве объекта сам образ и процесс его создания. Поэтому к ранним примерам абстрактной фотографии можно отнести и фотогенные рисунки Генри Фокса Толбота, и хронографии Этьена-Жюля Марея, и городские пейзажи Альфреда Стиглица начала XX века.

Как течение абстрактное искусство окончательно сложилось в 1910–20 годах, охватив буквально все виды искусства, от живописи до фотографии. В его недрах родилось множество течений и так называемых «измов»: кубизм, футуризм, конструктивизм и другие.

В 1913 году Элвин Лэнгтон Коберн, спустя несколько лет после абстрактных экспериментов в живописи Василия Кандинского, включил в свою персональную выставку в Goupil Gallery в Лондоне серию из пяти фотографий под названием «Нью-Йорк с высоты». Это были виды города, снятые с высокой точки и вдобавок с искаженной перспективой, что создавало поистине абстрактный рисунок площадей и зданий.

Среди авторов - авангард тогдашней фотографии: Ласло Мохой-Надь, Эрих Мендельсон, Александр Родченко и другие. Но слава отца абстрактной фотографии досталась именно Коберну, а его «вортографиям» 1917 года - звание первых программно-абстрактных фотографий. Для их создания он направлял фотокамеру на различные объекты через трехгранную призму зеркал. Годом позже Критсиан Шад вовсе отказался от использования камеры при создании изображения - так был разработан способ, известный сегодня как фотограмма.

Свои произведения автор называл «шадографиями» и вслед за художниками-абстракционистами просто нумеровал изображения вместо названий. В основу изобретения Шада был положен принцип, используемый еще Толботом в его первых опытах фотогенного рисования: обрывки бумаги и плоские предметы помещаются на экспонируемую светочувствительную бумагу, в результате чего получаются силуэты, нередко напоминающие живописные коллажи кубистов. Своей технике фотограф оставался верен всю жизнь, создавая «шадографии» как в 1917-м, так и в 1977 году. Многие художники, включая Мэн Рея, Эль Лисицкого, Ласло Мохой-Надя, Франца Роха, подхватили появившуюся фотограмму как наиболее подходящую и выразительную технику для экспериментальных поисков в области абстрактных форм.

Соляризация, «рейография», множественная экспозиция, техника клише (cliché-verre), фотомонтаж стали инструментами для создания «внепредметных» изображений и нового понимания мира. Полученные непредсказуемые абстрактные узоры, стремящиеся к двухмерности, имели внешнее сходство с выстроенными и продуманными работами Василия Кандинского, Казимира Малевича и Макса Вебера. Вторая половина XX века продолжила перечень люминограммой Килиан Брейер и химиграммой Пьера Кордье.

Создание абстрактных образов, однако, не исчерпывается исключительно световыми и химическими манипуляциями в темной комнате. Другое «ответвление» абстрактной фотографии вполне можно было бы назвать «абстрактным реализмом». Первым его представителем, пожалуй, является Пол Стрэнд, идеолог движения «чистого» фотоискусства. Его работа «Абстракция стула» 1916 года словно декларирует основные приемы, реализующие устремление к абстракции и свойственные данному «ответвлению»: съемка крупным планом, необычные ракурсы, эффекты освещения и выразительные природные свойства самих фотографируемых объектов. Подобными способами можно было изменять привычный облик предметов. Моделью могли стать любые предметы окружающей действительности - от узора на листьях до стены дома.

Абстрактная фотография отличается тем, что для ее восприятия необходимо сконцентрировать внимание на форме, линиях и цвете, а не на деталях изображения. Для правильного восприятия таких фотографий нужно научиться абстрагироваться от привычного понимания реального мира.

Важно отметить, что человеческий мозг способен воспринимать цвет и форму, но не сами предметы . И поэтому, логическое мышление меньше задействовано при созерцании абстрактных фотографий, это дает возможность глазам лучше рассмотреть всю композицию фотоснимка.

Абстрактные фотографии хороши тем, что для их получения нет необходимости ехать в какие-то экзотические страны за невероятными пейзажами или потратить кучу времени на поиск интересного кадра. Абстракции можно создавать самому, даже не выходя из дома.

Чтобы создавать правильные абстрактные фотографии, фотографу необходимо понимать основные аспекты, на которых базируется данный вид фотографии – это форма, цвет и линии .

Форма. Абстрактная фотография должна начинаться с интересной формы, ведь именно форма является основой композиции, а цвет и линии только дополняют ее. Интересную форму можно найти в любом предмете – стоит только включить воображение. Здесь нет четких критериев выбора. Форма в абстрактном снимке должна вызывать эмоции и у фотографа, и у зрителя.

Цвет. Этот критерий важен для абстрактной фотографии тем, что он привлекает внимание зрителя. А более насыщенный и яркий цвет оказывает еще больший эффект и возбуждает нервную систему (дополнительной насыщенности цвета можно добиться, используя графический редактор). Также, немаловажен в этом случае и цветовой контраст – даже самая обычная по композиционному исполнению фотография будет смотреться более выигрышно за счет контраста.

Линии. В абстрактных фотографиях часто используют разнообразные линии, благодаря чему они смотрятся еще оригинальнее и интереснее. Существуют два способа использования линий:

1. Линии направляются к зрительному центру картинки, где располагается объект. С помощью таких линий можно направить взгляд зрителя к основному смысловому центру фотографии.

2. Просто провести линии через весь кадр, не направляя к смысловому центру. Так, зритель сможет долго «путешествовать» по фотоснимку, анализируя его. Этот прием подходит для абстрактных фотографий, но в классических его лучше не применять.

Правильная абстрактная фотография зависит от хорошо выстроенной композиции – чем она лаконичней и оригинальней, тем лучше выходит абстракция. Для этого нужно научиться правильно выделять самую интересную часть в увиденном.

Когда мы думаем об абстракции с точки зрения искусства, на ум приходят великие художники, такие как Джексон Поллок или Пит Мондриан, но живопись – не единственное художественное поле, в которое вступает абстракция. Начиная с первой фотографии в мире в XIX веке художественные фотографы экспериментировали с манипуляциями камерой – якобы используемой для захвата реальности, – чтобы дать другое представление о мире вокруг нас.

Но что именно делает фотографию абстрактной? Может показаться сложным дать точное определение, но есть множество характеристик, которые составляют абстрактную фотографию. Чаще всего абстракция происходит, когда фотограф фокусируется на фрагменте естественной сцены, изолируя ее от своего контекста.

Обнуляя по цвету, текстуре, линии, форме, геометрии, симметрии или отражению сцены, этот фотограф искажает наше восприятие реального мира и знакомых объектов. Например, если вы сделаете снимок зеленого яблока, но увеличите только каплю воды, стекающую по ярко-зеленой корке, таким образом, чтобы зритель не сразу узнавал объект, но в большей степени управлялся ощущением, то вы сделаете снимок абстракции.

История абстрактной фотографии

Жанр получил толчок благодаря сюрреалисту Ман Рэю и лидеру Баухауса Ласло Мохой-Надю, но в действительности вывел эту практику на новый уровень американский фотограф Альфред Стиглиц. Общепризнано, что его серия «Music – A Sequence of Ten Cloud Photographs» – это первый преднамеренный набор абстрактных фотографий. Созданный в 1922 году, он длился на протяжении двенадцати лет, во время которых Стиглиц сделал сотни фотографий облаков, которые в конечном итоге назвал «Эквиваленты» .


Альфред Стиглиц «Эквиваленты»

Введя практику в теорию, в своем эссе 1929 года об истории фотографии Уолтер Бенджамин проницательно заметил, что абстракция и фотография не являются взаимоисключающими. «Это другая природа, которая говорит с камерой, а не с глазом». Это дало еще одно разрешение художникам расширять границы фотографии, используя ее для других целей вне реализма.

Абстрактная фотография сегодня

В настоящее время – широко известный художественный жанр. Такие фотографы, как Аарон Сискинд и Майнор Уайт известны своими работами, граничащими с живописью. Фактически, Сискинд тесно сотрудничал с Поллоком в 1950-х и 1960-х годах.


Аарон Сискинд Майнор Уайт

На данный момент Tомас Руфф и Вольфганг Тильманс являются двумя ведущими именами в абстрактной фотографии. Руфф, в частности, исследует возможности манипулирования веб-изображениями в неузнаваемых формах. Он также часто берет материал из научных источников, например, в своей серии «Cassini» , которая возникла на основе снимков NASA.




Интересно, что Тильманс использует в своих работах непосредственно сам процесс создания, как например его серия «Silver » использует реакцию фотографической бумаги на свет, чтобы создавать абстрактные фотографии.


Ниже работы других известных фотографов абстракционистов.


Armand Dijcks
Brandon Mike Danae Falliers
David Johnson
Kevin Saint
Kevin Saint
Kim Keever Roland Fischer Roland Fischer
Simone Sbaraglia
Sylvie de Burrie Thomas Lohr
Thorsten Scheuermann
Thorsten Scheuermann
Zack Seckler
Zack Seckler

Будем рабы увидеть в комментариях имена ваших любимых фотографов абстракционистов, а еще лучше вместе с фотографиями! :)

Ф отография давно уже достигла своей первоначальной цели: научиться фиксировать действительность. В наши дни, благодаря усовершенствованиям процесса, она умеет отражать и анализи­ровать все происходящее так, что предкам нашим показалось бы чудом. Многие фотографы, воспитанные на этом стремлении к предельному реализму и привыкшие считать, что чем меньше недоумения вызывает снимок, тем он лучше, с большим недоверием вступают в загадочную область абстрактной фотографии. Они считают, что абстрак­тной фотография быть не может, во всяком случае та фотография, которой они учились. Нужно повернуть в мозгу какой-то ключ, может быть даже гаеч­ный, чтобы заставить себя признать за беспредметным фотоснимком такое же право на существование, как и за добросовестным изображением при­вычной действительности. Но кто ключ повернет, тот, вероятно, в конце концов уйдет в абстрактную фото­графию, как уходит в нее все больше и больше фотографов, наслаждающихся там свободой от всего, что связывало и беспокоило их прежде.

«Фотографа-беспредметника , - говорит Эрнст Хаас, сам давно уже ушедший с головой в абстракционизм , - объект съемки совершенно не интересует: содержанием снимка является сам фотограф - его чувства, его реакция на видимый мир. Свои чувства он и вы­ражает в красках и формах». Добавим к его словам, что для выражения чувств можно избирать какие угодно пути. Можно прибегать к хитроумному использованию специальных объективов и сложным манипуляциям в лаборатории, оборудованной по последнему слову фототехники, можно работать со стандартным оборудованием, а можно вообще отказаться от фотоаппарата.

Ласло Мохой-Надь - венгерский теоретик фото- и киноискусства

Абстрактная фотография , несмотря на свою видимую авангардность, дело не новое. Собственно говоря, она больше чем на сто лет старше фотоаппарата: еще в 1720-х годах немецкий ученый Иоганн Шульце, экспериментируя со светочувствительными смесями солей серебра, накрывал их трафаретами с вырезанными словами и подвергал действию света.

Отцами современной абстрактной фотографии обычно считают двух художников-фотографов: в Париже ею занимался американец Ман Рей, в Берлине - венгр Ласло Моголи Надь. В 1920-х годах в их экспериментах фигу­рировали такие не забытые поныне приемы, как теневые снимки, много­кратная экспозиция, фотомонтаж и соляризация; они стремились изучить «чистое» действие света в пространстве, считая это основной задачей фотографии.

Менее известна новаторская работа, которую несколько лет спустя проделал в Англии американец Элвин Лэнгдон Коберн.

Вдохновившись картинами художников-абстракционистов XX века, Коберн высказывал свои взгляды в печати: «Почему бы фотографии не сбросить оковы изобразительности и не испробовать свежий, неиспытанный подход? Почему, спрашиваю я совер­шенно серьезно, мы обязаны привычно и дальше делать только такие снимочки, которые удобно классифицировать как портретную, пейзажную и жанровую фотографию? Подумайте только, как радостно будет создать нечто, клас­сификации не поддающееся, нельзя даже будет опознать где верх, а где низ фотоснимка!»

Но интерес к абстрактной фотографии, пробудившийся после Первой мировой войны, бысто заглох в суматохе 1920-х годов. Пробудился он вновь уже после Второй мировой войны. Как и в первый раз, окрашенное цинизмом разочаро­вание в общей системе ценностей при­вело к пересмотру установившихся в искусстве канонов. «Центр тяжести изображения переместился с того, как мир выглядит, на то, каким мы его вос­принимаем и как мы его понимаем», - говорил Аарон Зискинд в 1950-х годах. Поначалу новые абстракционисты, как в свое время их предшественники, натол­кнулись на сопротивление и со стороны других фотографов, и со стороны массового зрителя. В 1951 году из­вестный фотограф Бернис Эббот писала с едкой иронией: «Подражание абстрак­ционизму в живописи, фотографиро­вание элементов формы как таковых, означает, по-моему, гибель фото­графии». Даже десятилетие спустя, маститый критик Хельмут Гернсхейм отказывал беспредметной фотографии в праве на существование, видя в ней лишь «отрицание самой сути фотографии, короче говоря - ее самоубийство».

Теперь в абстрактной фотографии видят новую форму фотоискусства.

Эта перемена произошла отчасти из-за того, что реализм слишком уж хорошо справился со своей задачей. Изобра­жение как средство передачи идей почти вытеснило слово: мы так привыкли к броским, динамичным изображениям в журналах, газетах, плакатах, рекла­мах, кино и телевидении, что научились без труда отделять, то есть абстра­гировать, идею от воплощающего ее конкретного изображения. Поэтому появление уже абстрагированных картин никого не удивляет.

Признанная теперь и критикой,и массовым зрителем абстрактная фото­графия выходит на широкую дорогу.

К почтенному числу профессиональных фотографов , годами работающих в этой области, прибавляется в несметных количествах молодежь, которой вообще нет дела до канонов и традиций фото­графии: в фотоаппарате они видят ин­струмент, а в фотобумаге - полотно. Такие фотографы не признают никаких ограничений творческого процесса, никаких жестких рамок и решительно отказываются подчиняться тому, что заслуженный мастер фотографии Майнор Уайт назвал однажды «тиранией зримых фактов».