Официальный текст :
Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников
Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.
В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Комментарий юриста :
Действие данной статьи распространяется на руководителей организации в целом, а также на руководителей любых структурных подразделений и их заместителей. К структурным подразделениям в целях применения трудового законодательства относятся как обособленные подразделения юридического лица, создаваемые в соответствии с Гражданским Кодексом (филиалы и представительства), так и любые иные обособленные структурные подразделения (цеха, отделы, участки, управления и т.д.). Соответствующее разъяснение содержится в пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.
Все указанные в статье 195 лица несут дисциплинарную ответственность как за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, так и условий коллективного договора, соглашения. Трудовое законодательство, согласно части 1 статьи 5 Трудового кодекса , состоит из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. К иным актам, содержащим нормы трудового права, следует относить как иные (помимо законов) нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления), так и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Следует учитывать, что последствием нарушения вышеуказанных норм (актов) не обязательно будет увольнение, а лишь применение к соответствующему лицу дисциплинарного взыскания. Поскольку право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю, то он, разумеется, вправе в зависимости от конкретной ситуации применить к нарушителю любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное трудовым законодательством. Однако в тех случаях, когда по вине соответствующего лица допущено серьезное нарушение (длительная задержка зарплаты из корыстной заинтересованности руководителя; нарушение норм об охране труда, приведшее к тяжелому несчастному случаю на производстве, и т.п.), представляется целесообразным применять к виновному руководящему работнику в качестве меры дисциплинарного взыскания именно увольнение (если возможность его применения в соответствующей ситуации предусмотрена законом). Представляется, что такой подход соответствует части 5 статьи 192 Трудового кодекса , согласно которой при наложении дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть совершенного проступка.
Существенное отличие между процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности указанных в статье 195 лиц по требованию представительного органа работников от общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (статьи , Трудового кодекса) заключается в том, что работодатель в рассматриваемом случае не может не привлечь данных работников к дисциплинарной ответственности, если факты нарушений подтвердились (в то время как решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности иных работников за совершение ими дисциплинарных проступков находится на усмотрении работодателя).
До применения меры дисциплинарного взыскания работодатель обязан, как следует из части 1 статьи 195, рассмотреть заявление представительного органа работников о допущенных нарушениях соответствующим руководящим работником и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса работодатель обязан это сделать в недельный срок. Как уже отмечалось, в случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Введение в действие новой статьи 195.1 ТК РФ
Указанная статья была утверждена ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона "О техническом регулировании"» от 03.12.2012 № 236-ФЗ.
До 1 июля 2016 года в ст. 195.1 отсутствовало определение профессионального стандарта, но федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"» соответствующие поправки были внесены.
Понятие квалификации означает требуемый уровень знаний, умений, необходимый опыт работы, а также наличие профессиональных навыков.
Профессиональный стандарт — это обобщенная характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенной трудовой функции. Указание здесь на трудовую функцию — новелла ТК РФ.
Профессиональный стандарт устанавливает необходимый минимум познаний и навыков, которыми должен обладать работник при трудоустройстве на определенную должность. Стандарт представляет собою документ, вводимый в действие на федеральном уровне. При этом кроме перечня характеристик указанный документ содержит наименования должностей в соотнесении с определенными обязанностями, выполняемыми работниками.
ВАЖНО! С июля 2016 года из ст. 195.1 исключены сведения о порядке разработки, использования и утверждения профессиональных стандартов. Теперь эти сведения содержатся в двух новых статьях — 195.2 и 195.3 ТК РФ.
Сфера применения статьи 195.1 ТК РФ
Сфера, в которой обязательно нужно следовать профстандартам, ограничена следующими организациями и должностями:
- государственные или более чем на 50% принадлежащие государству организации, в отношении которых принято соответствующее решение Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- трудовые функции, выполнение которых влечет получение льгот и привилегий либо наложение ограничений;
- должности, требования к которым установлены законом.
В случае нарушения или неисполнения норм действующего законодательства, в частности ст. 195.1 ТК РФ, работодателю грозит административная ответственность за нарушение норм трудового права, которая может выражаться в наложении штрафа. Его размер варьируется от 1 000 до 20 000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 70 000 руб. для самой организации.
Подзаконные акты к новой статье ТК РФ
Статью 195.1, по сути, нельзя отнести к нормам прямого действия — она требует принятия большого количества подзаконных актов: как самих профстандартов, так и нормативных положений, регулирующих их форму, создание, порядок использования.
Информация о принятых профстандартах, а также их проектах размещена на специальной странице сайта Минтруда.
Структура профстандарта зафиксирована в приказе Минтруда России «Об утверждении Макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н. Правила разработки и утверждения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Особенность разработки профстандартов заключается в передаче права их создания всем желающим работодателям при условии соблюдения правил и уведомлении Минтруда России.
Одна из сложнейших задач, возникающих при введении профстандартов, — установление тождественности наименований должностей в ЕТКС (единых тарифно-квалификационных справочниках) и собственно профстандартов. Решение этой задачи возложено на Правительство РФ и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Ст. 195.1 ТК РФ представляет собою основополагающую норму о профессиональных стандартах, раскрывающую самые значимые в этой области правовые термины. Она применяется к ограниченному кругу организаций и должностей. Теоретический характер статьи не подразумевает прямого действия: ее применение опосредуется через конкретные нормы ТК РФ и подзаконные акты Правительства РФ и Минтруда.
Ст. 195.1 ТК РФ ввела в трудовое законодательство представление о профстандартах. В 2016 году ее текст изменен. Рассмотрим, с чем связаны эти изменения.
Место статьи 195.1 в ТК РФ
Статья 195.1 в ТК РФ появилась в конце 2012 года, дополнив собой текст главы 31, открывающей раздел, посвященный дополнительной профессиональной подготовке работников, и стала первой статьей в этом разделе.
Статья ввела в ТК РФ:
- Понятие о квалификации работника, определив ее как набор необходимых для профессии знаний, умений, навыков и опыта.
- Представление о профстандарте как о документе, содержащем описание характеристик, необходимых для соответствия заявленной квалификации.
- Определение инстанции, ответственной за внедрение стандартов в трудовое законодательство. Ею было названо Правительство РФ, обязанное действовать, учитывая мнение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Его основными функциями стали установление:
- порядка, согласно которому разрабатываются, утверждаются и применяются профстандарты;
- соответствия названий должностей, используемых в профстандартах, аналогичным названиям, фигурирующим в единых квалификационных справочниках, применяемых еще со времен СССР.
Таким образом, статья 195.1 оказалась единственной в ТК РФ, посвященной профстандартам. Второе упоминание о них одновременно с вводом в кодекс статьи 195.1 появилось в статье 330.2, которая ссылалась на них в связи с возможностью оценки с их применением необходимой квалификации лиц, принимаемых на подземные работы.
Особое значение статьи 195.1 ТК РФ заключается в том, что она внедрила в трудовое законодательство те базовые понятия (квалификация работника и перечень требований к этой квалификации), которые обосновывают:
- уровень необходимой профессиональной подготовки для вновь принимаемых на работу лиц;
- необходимость дополнительного профессионального обучения для уже работающих сотрудников, занимающих определенную должность.
Профстандарт для определенной профессии (должности) представляет собой тот самый необходимый для оценки квалификации перечень требований, предъявляемых к уровню подготовки работника. Внедрение данного перечня в действующее трудовое законодательство вызвано необходимостью приведения его к современным требованиям. В перспективе профстандарты должны заменить используемые ныне единые квалификационные справочники (письмо Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Как и почему изменена статья 195.1 ТК РФ
С 01.07.2016 вступил в силу закон РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, который скорректировал текст ТК РФ в главе 31, посвященный профстандартам. Структурно эти корректировки выразились в появлении трех статей, связанных с темой профстандартов, взамен одной. А информационно и логически изменения выстроились так:
- Из статьи 195.1 изъят текст, определяющий ответственную за внедрение стандартов инстанцию. Этот текст с небольшой корректировкой содержания (из перечня порядков, за установление которых отвечает Правительство РФ, изъят порядок применения) составил содержание статьи 195.2 ТК РФ, названной «Порядок разработки и утверждения профстандартов».
- Изъятый из перечня порядков, за установление которых ответственно Правительство РФ, порядок применения профстандартов составил содержание статьи 195.3. Ее введение стало единственным реальным новшеством в теме профстандартов, отраженной в ТК РФ. Эта статья определила основное условие, определяющее обязательность применения стандарта: если включенные в него квалификационные требования установлены на законодательном уровне (ТК РФ, закон, иной нормативный акт), то применение обязательно. В иных случаях профстандарт является рекомендательным документом.
Таким образом, в результате предусмотренных законом РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ изменений статья 195.1 ТК РФ существенно уменьшилась в объеме и в действующей редакции содержит только тексты двух определений:
- квалификации работника, которое сохранило свою изначальную редакцию;
- профстандарта, которое дополнено указанием на необходимость соответствия приведенным в нем требованиям не только для целей указанной профессии (что имело место в первоначальной редакции), но и для выполняемой трудовой функции.
Внесение изменений в ТК РФ в отношении профстандартов связано с началом их реального применения. Так, в частности, с 01.07.2016 они стали обязательными для государственных организаций и юрлиц с преобладающей долей участия государства в их УК (п. 1 ст. 4 закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Для перехода к полномасштабному использованию этими организациями профстандартов установлен переходный период до 01.01.2020 (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).
Не исключено, что по мере расширения сферы применения профстандартов в трудовое законодательство относительно них будут еще вноситься изменения. Однако у статьи 195.1 ТК РФ , на сегодняшний день содержащей только определения ключевых понятий, относящихся к квалификации работника, есть шанс сохранить свою нынешнюю редакцию.
Итоги
Первоначально статья 195.1 ТК РФ содержала всю информацию о профстандартах, внесенную в ТК в конце 2012 года. Но изменения, вошедшие в действие с 01.07.2016, привели к тому, что часть положений этого текста выделилась в самостоятельный раздел. Таким образом нынешняя статья 195.1 ТК РФ оказалась посвященной ключевым определениям, связанным с квалификацией работника.
Новая редакция Ст. 195 ТК РФ
Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.
В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Комментарий к Статье 195 ТК РФ
Особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности существует для штата управленцев компании. Об этом говорится в статье 195 Трудового кодекса РФ. По инициативе представительного органа работников работодатель обязан рассмотреть его заявление о нарушении руководителем организации (другим управленцем) российского трудового законодательства и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников (часть 1 ст. 195 Трудового кодекса РФ).
Если нарушение действительно произошло, работодатель обязан применить к "провинившемуся" руководителю дисциплинарное взыскание.
Другой комментарий к Ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации
1. В соответствии с положениями ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. Вместе с тем профсоюзам не предоставлено право участвовать в привлечении должностных лиц к ответственности. Они могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Такими органами могут являться органы государственной трудовой инспекции и суд.
2. На должностных лиц организаций-работодателей возлагается обязанность рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов о труде (см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней). Такие представления могут иметь место в отношении руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и их заместителей. Работодателем для руководителя выступает собственно юридическое лицо, от имени которого в отношениях с руководителем выступает собрание участников, общее собрание акционеров или коллегиальный орган (см. комментарий к ст. ст. 273 - 275 ТК РФ). Именно к этим органам может обратиться представительный орган работников о допущенных руководителем нарушениях трудового законодательства. У работодателя при получении заявления возникают некоторые обязанности:
во-первых, рассмотреть его и проверить изложенные в нем факты;
во-вторых, при подтверждении фактов нарушения привлечь виновное должностное лицо (руководителя или его заместителей) к дисциплинарной ответственности;
в-третьих, довести до сведения представительного органа работников результаты рассмотрения и меры, принятые к нарушителям.
Вместе с тем очевидно, что вид дисциплинарного взыскания определяется работодателем самостоятельно, независимо от требований представительного органа работников, и мерой дисциплинарного взыскания не обязательно должно быть увольнение.