Самолеты сааб. Компоновка и строение основных узлов

Фотообзор посвящён самолётному парку Специального лётного отряда (СЛО) «Россия». Отряд базируется в московском аэропорту «Внуково» и используется для перевозок руководства страны, находясь в непосредственном подчинении Управления делами Президента РФ.

Самолёт-салон с пунктом управления на базе Ил-96-300.

Используется для обслуживания первых лиц государства - «борт №1».

1. Ил-96-300ПУ RA-96012 (построен в 1995 году).

2. Ил-96-300ПУ(М) RA-96016 (построен в 2003 году, в эксплуатации с 2004 года).

Самолёт-салон на базе Ил-96-300.

3. Ил-96-300 RA-96017 (построен в 2004 году, до 2008 г. летал в авиакомпании «КрасЭйр»).

4. Ил-96-300 RA-96018 (построен в 2007 году).

5. Ил-96-300 RA-96019 (построен в 2009 году).

Самолёт-ретранслятор на базе Ту-214.

6. Ту-214СР RA-64515 (построен в 2008 году, в эксплуатации с 2009 года).

7. Ту-214СР RA-64516 (построен в 2008 году, в эксплуатации с 2009 года).

Самолёт-салон с пунктом управления на базе Ту-214.

Используется для обслуживания первых лиц государства.

8. Ту-214ПУ RA-64517 (построен в 2010 году).

9. Ту-214ПУ RA-64520 (построен в 2010 году, в эксплуатации с 2011 года).

Самолёт со «специальным узлом связи» на базе Ту-214.

10, 11. Ту-214СУС RA-64522 и RA-64524 (начнут эксплуатироватся в 2012 году).

Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-214.

12. Ту-214 RA-64504 (построен в 2002 году).

13. Ту-214 RA-64505 (построен в 2002 году, в эксплуатации с 2003 года).

14. Ту-214 RA-64506 (построен в 2003 году).

Самолёт-салон на базе Ту-204-300.

15, 16 Ту-204-300А RA-64057, RA-64058 (построены в 2011 году, эксплуатируются с 2012 г.)

Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62МК/М.

До отделения СЛО «Россия» от ГТК «Россия» использовались и на регулярных авиалиниях.

17. Ил-62МК RA-86466 (построен в 1987 году).

18. Ил-62МК RA-86468 (построен в 1988 году).

19. Ил-62МК RA-86540 (построен в 1986 году, в эксплуатации с 1987 года).

20. Ил-62М RA-86559 (построен в 1992 году).

21. Ил-62М RA-86561 (построен в 1992 году).

Самолёт-ретранслятор на базе Ил-18.

Заменяются самолётами Ту-214СР

22. Ил-18Д RA-75454 (построен в 1967 году, выведен из эксплуатации в 2011 году).

23. Ил-18Д RA-75464 (построен в 1967 году).

Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154М.

24. Ту-154М RA-85001 (построен в 1990 году).

25. Ту-154М RA-85019 (построен в 2005 году, эксплуатируется с 2006 года ФСБ РФ).

26. Ту-154М RA-85084 (построен в 2008 году, эксплуатируется с 2009 года ФСБ РФ).

27. Ту-154М RA-85629 (построен в 1987 году).

28. Ту-154М RA-85631 (построен в 1987 году).

29. Ту-154М RA-85659 (построен в 1989 году).

30. Ту-154М RA-85686 (построен в 1992 году).

31. Ту-154М RA-85843 (построен в 2001 году).

Самолёт-салон на базе Ту-134.

32. Ту-134АК RA-65555 (построен в 1984 году).

33. Ту-134АК RA-65904 (построен в 1982 году).

34. Ту-134АК RA-65905 (построен в 1982 году).

35. Ту-134АК RA-65911 (построен в 1983 году).

36. Ту-134АК RA-65921 (построен в 1983 году).

37. Ту-134АК RA-65979 (построен в 1980 г., принадлежал МО СССР, эксплуатируется ФСБ РФ).

38. Ту-134АК RA-65994 (построен в 1984 году, эксплуатируется ФСБ РФ).

39. Ту-134АК RA-65995 (построен в 1984 году, эксплуатируется ФСБ РФ).

Самолёт Як-40.

40. Як-40 RA-88200 (построен в 1976 году).

41. Як-40 RA-87968 (построен в 1979 году).

42. Як-40 RA-87971 (построен в 1979 году).

43. Як-40 RA-87972 (построен в 1980 году).

Также в составе самолётного парка имеются 2 самолёта-салона Dassault Falcon 7Х производства Франции.

В настоящее время для СЛО «Россия» в Воронеже строятся два новых самолёта Ан-148-100ЕА и два самолёта-салона с пунктами управления Ил-96-300ПУ(М1) - RA-96020 и RA-96021.

Планируется заключение контракта на изготовление ещё 3-х самолётов-ретрансляторов Ту-214СР.

Также по заказу Управления делами Президента РФ осуществляется модернизация двух ранее выпущенных лайнеров - Ил-96-300 RA-96014 (на ВАСО) и Ту-214 RA-64508 (на КАПО). Оба самолёта выпуска 2004 года эксплуатировались обанкротившейся авиакомпанией «КрасЭйр» и после окончания работ по модернизации будут переданы СЛО «Россия».

До конца этого года авиапарк отряда должен пополнится и двумя самолётами-салонами A319-115CJ, изготовленными компанией «Эрбас».

Фотографии Павла Аджигильдяева, Александра Катрыша, Андрея Чурсина, Paul Stam, Евгения Преображенского, Георгия Швецова, Михаила Мизикаева, Игоря Чехонина, Wim Callaert, Александра Бельтюкова, Олега Пластинина, ErvinS, Георгия Швецова, Андрея Шаповалова, Александра Николаева, Анатолия Крамаренко, Антона Петрова, Александра Воривошина, Игоря К, Y.I.P., Олега Ботова, Станислава Свидо, Сергея Полунина, Сергея Кустова, Михалыча, Владимира Язынина, Ивана Орлова, Алексея Власова, Сергея Фролова, Всеволода Якунина и Димы Иванова с сайта russianplanes.net

Специальный летный отряд «Россия» был создан в январе 2009 года специально для того, чтобы перевозить руководство страны и лично президента. Sobesednik.ru изучил маршруты полетов отряда за последние три месяца и... удивился.

Миллиарды засосало в ИЛ

В декабре Владимира Путина должна ждать обновка. Кому-то к Новому году дарят шарик на ёлку, кому-то ключи от машины, а президенту обещают новенький самолет.

По заказу Управления делами президента над очередным бортом №1 работала Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Сам лайнер ИЛ-96300ПУ (М1) обошелся бюджету в 5,2 млрд рублей. Во всяком случае, такая цифра прописана в госконтракте.

Весной этого года рендеры (компьютерные модели) начинки самолета уже появились в интернете. Их подлинность в ОАК Sobesednik.ru не опровергли. Санузел с позолотой, тренажерный зал, двуспальная кровать… Все, что нужно, чтобы совместить приятное с полезным.

Ближайшее окружение президента тоже не останется в обиде. Специальный летный отряд «Россия» обещает пополнить свой авиапарк сразу несколькими лайнерами.

Новый интерьер борта №1

ПУ пишем, Путин в уме

Все президентские ИЛы в России имеют приставку ПУ, что в данном случае значит «пункт управления» (управления войсками в случае возможной ядерной войны). Нынешний иловский ПУ для Кремля станет уже пятым за 20 лет. Тот, на котором Путин путешествовал последнее время (в основном в Питер, на море и по заграницам), носит номер RA-96021.

На небольшие расстояния по России президент летает на ТУ-214ПУ. Как рассказали Sobesednik.ru в окружении Путина, так он экономит на топливе. Хотя об экономии при перемещениях главы государства говорить можно только условно. Зачастую отдельными самолетами (вместе с ним, до и после визита) следуют свита и (грузовыми бортами) автомобили кортежа. А рядом дефилирует так называемый самолет-ретранслятор СР (к примеру, ТУ-214СР с номером RA-64516), который обеспечивает президента спецсвязью.

Прокремлевские СРы

Самолеты президентского спецотряда оснащены специальными транспондерами, которые позволяют авиадиспетчерам идентифицировать воздушное судно. С помощью веб-сервера Flightradar24 можно отследить перемещение любого лайнера, у которого есть такой транспондер. В том числе и борт №1. Когда Путин не хочет афишировать свой вояж, ИЛы и «тушки» президента эти приборчики отключают, но иногда бывают и проколы.

В начале июля, когда Путин, по официальной информации, «работал» в Москве, его ПУ оставался «в тени», но вот СР оставил локационный след над Алтаем. И точно на самом деле глава государства в это время отдыхал там вместе с Берлускони.

А 9 сентября, как выяснил Sobesednik.ru , тот же RA-64516 засветился в небе над Хургадой. В тот день, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Путин был очень занят вел важный «международный телефонный разговор». И вероятно, помогал ему в этом СР.

Sobesednik.ru всю осень отслеживал перемещения лайнеров отряда «Россия» и убедился в том, что не все полеты совпадали с местами и датами официальных визитов. Какая делегация, допустим, может прибыть в заштатный чешский аэропорт Пардубице? Зачем приземляться на кипрском курорте Ларнака? И что внешнеполитически важного в главном камбоджийском турцентре Сиемреап, рядом с которым находится затерянный в джунглях священный город Ангкор? Кто и зачем путешествовал в эти и другие курортные места за государственный счет, в самом авиаотряде нам выяснить не удалось. Но в Управделами президента Sobesednik.ru пообещали ответить. Будем ждать.

Рейс в Камбоджу

/Есть вопрос

В Управлении делами президента Sobesednik.ru пообещали ответить, в частности, всегда ли рейсы самолетов Специального летного отряда «Россия» совершаются в государственных, а не в личных интересах, а именно:

Зачем 16 ноября борт RA-61720 совершал рейс в Пардубице, куда прибывают в основном туристические чартеры? Тоже с туристической целью?

Почему 5 ноября самолет RA-64058 оказался в Тунисе, а 22-го на Кипре? Там кто-то отдыхал из руководства страны?

С какой целью 18 ноября RA-64504 приземлился в туристическом центре Сиемреап, хотя госвизит Дмитрия Медведева в Камбоджу состоялся пятью днями позже в Пномпень? Правда ли, что на камбоджийский курорт специально на одну ночь привозили Светлану Медведеву?

Рейс на Кипр

Для чего RA-73025 22 сентября прилетал в Пардубице, а 4 ноября в Сидней, ведь госвизитов в то время в эти регионы не было?

Что делал RA-85084 22 сентября в Тунисе и правда ли, что он закреплен за ФСБ?

Действительно ли RA-85155, летающий под цветами отряда «Россия» и замеченный как-то на Сейшелах, принадлежит отряду 223 Минобороны и почему у него тогда цвета отряда «Россия»?

Правда ли, что Башар Асад прилетал в октябре в Москву на RA-86559 (или RA-86539)?

Зачем RA-96019 в начале октября побывал не только в Аммане, но и в курортном Эйлате, а в ноябре в Латинской Америке?

Кого сопровождал RA-64516 (самолет-ретранслятор) 9 сентября, когда его заметили в районе Хургады?

/Досье

Спецпассажиры «России»:

президент
премьер-министр
спикеры обеих палат парламента
председатели Конституционного суда и Верховного суда
генеральный прокурор
глава Следственного комитета
руководитель администрации президента
министр иностранных дел

Ил-54 – околозвуковой бомбардировщик, имеющий два ТРД АЛ-7 под крылом на пилонах и великолепную схему шасси.

История Ил-54

Продолжая работать в направлении совершенствования реактивного бомбардировщика, ориентируясь на повышение его ударной мощи и характеристик, коллектив конструктов С.В. Ильюшина приступки к разработке околозвукового реактивного бомбардировщика Ил-54 в 1952 году.

Новая модель самолета должна обладать максимальной скоростью полета, а также 2400-2750 км практической дальности, 3 тыс. кг бомбовым грузом. Разработка бомбардировщика с такими летно-техническими данными в то время выступала довольно сложной инженерной задачей.

Для достижения такой сверхзвуковой скорости полета понадобилось установить на самолете слишком тонкое крыло со стреловидностью. Обеспечивая получение максимальной скорости без нарушения управляемости и устойчивости, такое крыло на крейсерских скоростях полета имело намного худшее аэродинамическое качество, в отличие от крыльев меньшей стреловидности. В результате добиться требуемой дальности полета на самолете можно было только путем увеличения запаса топлива. Оказалось, что тонкое крыло, имеющее большую стреловидность, оказалось при взлете и посадке менее эффективным, что в сочетании с увеличенной взлетной массой самолета повлекло за собой увеличение посадочной скорости и скорости отрыва Ил-54, взлетно-посадочной протяженности.

Экспериментальные и расчетные исследования, проведенные ЦАГИ и ОКБ, позволили найти оптимальное сочетание массы, геометрических размеров и потребностей тяги моторов Ил-54, в результате чего удалось выполнить все требования к самолету подобного назначения. В основе выбранных основных параметров были созданы 2 компоновочные схемы самолета.

С.В. Ильюшин утвердил первую схему в марте 1953 года. Она подразумевала создание Ил-54 по типу среднеплана с двумя моторами ТРД-И, которые находились в корневых частях крыла, а на верхней его части находилось горизонтальное оперение. Главные колеса на этом самолете убирались вперед по полету (в процессе уборки колесо проворачивалось на 90 градусов) в межлонжеренное пространство кессона крыла.

Во время последующего совершенствования компоновочной схемы от нее пришлось отказаться по причине того, что на расчетной скорости полета проявлялось сильное интерференционное сопротивление гондол моторов, которые находились рядом с фюзеляжем, из-за необходимости создавать большие отсеки для шасси в силовом кессоне крыла, что увеличивало его массу и усложняло саму силовую схему крыла.

Вторая компоновочная схема была утверждена в ноябре 1953 года. Она была разработана под управлением А.М. Люлька, имела два двигателя АЛ-7. Ил-54 стали создавать по схеме высокоплана с простым расположением горизонтального оперения. Двигатели на этой модели устанавливали в гондолах (точно так же, как и на Ил-22), которые были подвешены под крылом. Данное размещение моторов способствовало их меньшему сопротивлению на больших скоростях полета. Воздухозаборники двигателей находились над взлетно-посадочной полосой довольно высоко, и при работе на земле они не засасывали посторонние предметы с ее поверхности.

На самолете Ил-54 использовалась велосипедная схема шасси с основными опорами, стоящими далеко друг от друга, со сдвоенными колесами. Тонкое крыло с трудом помещало габаритные колеса, и это еще не говоря об обжатых гондолах двигателей. Передняя опора шасси была управляемой. Что касается задней, то она находилась за бомбоотсеком на большом расстоянии от центра масс. В результате этого на переднюю была сильная нагрузка, которая затрудняла отрыв от земли передней опоре при выдерживании посадочного угла, при взлете и при пробеге после посадки. Таким образом, длина пробега и разбега самолета увеличилась. Для облегчения отрыва опоры в конструкцию задней опоры включили специальный механизм, благодаря которому, собственно, и обеспечивалось укорачивание задней опоры при разбеге.

Вырезы в низу фюзеляжа под бомбовой отсек, радиолокационную антенну и отсеки шасси, серьезные нагрузки, которые передавались во время посадки от опор велосипедного шасси, существенно усложнили создание конструкций фюзеляжа.

Крыло с силовым кессоном, имевшим частый стрингерный набор и толстую обшивку, имело разъем по линии хорд по всему размаху крыла. Точно такой же разъем был в конструкции стабилизатора и киля самолета.

Экипаж Ил-54 состоит из трех человек: штурмана, пилота и кормового стрелка-радиста, которые размещаются в двух герметических кабинах (передней и задней). Штурман и пилот попадали в самолет через небольшую дверь, находящуюся на правом борту фюзеляжа, в то время как стрелок – через свою кабину. Между кабинами пилота и штурмана есть проход, благодаря которому они могут между собой общаться в полете. Все рабочие места характеризовались сильной бронезащитой. Экипаж в случае аварийной ситуации в полете мог покинуть машину с помощью катапультных кресел. Стрелок и штурман катапультировались вниз, летчик – вверх. При аварийной посадке на воду они могли выбраться через верхние люки и воспользоваться спасательной лодкой ЛАС-5М.

Оборудование и вооружение самолета обеспечивали его успешное применение в сложных фронтовых условиях против транспортных средств противника, живой силы и боевой техники, позволяли использовать его для инженерных сооружений и разрушения опорных пунктов, расположенных в тактической глубине обороны и на поле боя при действии как одиночными самолетами, так и в составе соединений с различных высот при противодействии наземной противовоздушной обороты врага и истребительной авиации, в любых метеорологических условиях ночью и днем.

Ил-54 применяли как бомбардировщик, так и торпедоносец низкого и высотного торпедометания, учебный самолет и фоторазведчик.

Ил-54 характеристики:

Модификация
Размах крыльев, м 17.65
Длина, м 28.96
Высота, м 7.90
Площадь крыла, м2 84.60
Масса, кг
пустого самолета 24000
нормальная взлетная 40660
максимальная взлетная 41600
Тип двигателя 2 ТРД АЛ-7Ф
Тяга, кгс
нефорсированная 2 х 6500
форсированная 2 х 10000
Скорость, км/ч
максимальная на высоте 1250
максимальная у земли 1155
крейсерская 910
Дальность полета, км 3000
Разбег, м 1075
Пробег, м 1150
Практический потолок, м 14000
Экипаж, чел 3
Вооружение: 3 х 23 мм НР-23 или две 23-мм пушки ТКБ-4957: для защиты передней полусферы одна неподвижная передняя пушка, установленная по левому борту фюзеляжа; в хвостовой части фюзеляжа самолета кормовая пушечная установка (Ил-К8) с дистанционным электрогидравлическим приводом двух подвижных пушек. Бомбовая нагрузка на внутренней подвеске: нормальная - 3000 кг, максимальная - 5000 кг.

Летательный аппарат представляет собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, с силовой цельнометаллической конструкцией и с выборочным использованием композиционных материалов. Разработан в двух вариантах: основная авиатранспортная конфигурация и вариант для служебных перевозок.

Крыло

При разработке крыла фирмы «Saab AB» и «Fairchild Aircraft» решили использовать такой профиль, который обеспечивал бы крылу высокие аэродинамические характеристики и достаточный объём для размещения топливных баков. Исследовались профили, разработанные в НИЦ им. Лэнгли (NASA) и рассчитанные на малые и средние скорости. Наилучшим для самолёта SF-340 оказался профиль MS (1)-0313. Новые усовершенствованные профили NASA значительно превосходят обычные профили серии NACA по подъёмной силе . При наборе высоты профили NASA имеют аэродинамическое качество на 31-55% выше, чем у профилей NACA, а в крейсерском полёте они имеют незначительное преимущество. Бо́льшая подъемная сила обычно связана с бо́льшей величиной момента тангажа , однако для профилей серии MS это не выполняется.

Исследования позволили определить оптимальную толщину крыла, при которой достигается требуемый объём топливных баков, малый вес конструкции, высокие крейсерские характеристики и низкие значения прямых эксплуатационных расходов (ПЭР). При расчете стоимость 1 л топлива принималась равной 0,2 и 0,4 долл. При низкой стоимости топлива относительная толщина профиля мало влияла на ПЭР, однако при больших ценах величина ПЭР постепенно увеличивается с ростом толщины крыла. Для самолета SF-340 оптимальным оказалось крыло, которое имеет профиль с малым лобовым сопротивлением . Форма крыла оптимизировалась с учётом особенностей эксплуатации – несколько промежуточных посадок в типовом рейсе.

При определении размеров крыла учитывались два основных требования: выполнение посадки при максимальном посадочном весе на уровне моря и набор высоты при одном неработающем двигателе с ВПП, расположенной на высоте 1525 м над уровнем моря, в условиях МСА (+30°).

Фюзеляж

Система управления самолета безбустерного типа. Для поперечного управления служат элероны (общая площадь 2,12 м²). Каждый элерон имеет сервотриммер с электроприводом. Элероны изготовлены из композиционного материала на основе волокон кевлара. Путевое и продольное управление осуществляется рулями направления и высоты.

Шасси

Фирмы «Saab AB» и «Fairchild Aircraft» разработали новую легкую монококовую конструкцию гондолы ТВД . Топливо на самолёте располагается в четырёх баках в консолях крыла. Общий запас топлива 3330 л. Заправка осуществляется под давлением через одну заправочную горловину с нижней поверхности правой консоли крыла. Кроме этого на верхней поверхности каждой консоли имеются горловины для заправки топливом самотеком.

Электронная аппаратура

Самолет SF-340 оснащен комплексной электронной цифровой системой директорного и автоматического управления FGAS (Flight Guidance and Autopilot System) фирмы «Коллинз». Она включает систему вертикальной навигации VNI-80B с мини-ЭВМ, цифровую систему обработки летных данных ADS-81 и комплекс цифровых электронных пилотажно-навигационных приборов EFIS-86 с четырьмя индикаторами на цветных ЭЛТ.

Самолёт использовался в вооруженных силах как дальний разведчик с установкой на него системой «Эриай », в настоящее время (весна 2008 года) она монтируется на

Большей мощности и винтами производства компании Dowty Rotol большего диаметра. Максимальный взлётный вес был увеличен с первоначальных 11 793 кг до 12 872 кг. Было предложено улучшить существующие самолёты SF-340 в рамках программы модификации. В результате проблем с финансированием, компания Фэрчайлд в октябре 1985 г. перестала участвовать в программе. Компания «Saab AB» продолжила выпуск самолётов, но семейство было переименовано в Saab 340A. Следующим был предложен вариант грузового самолёта Saab 340QC с быстрой сменой перевозимого груза. Первую машину получила компания «Финнавиэйшн» в 1987 г. В 1987 г. был выпущен самолёт Сааб 340В, который до 1999 г. являлся серийным вариантом. Он имел двигатели General Electric СТ7-9В с большей выходной мощностью, стабилизатор увеличенного размаха и ещё больший максимальный взлётный вес - 12 928 кг. К середине 1993 г. количество заказов на самолёты Сааб 340 превысило 400 экземпляров. Одним из самых последних заказов был самолёт раннего обнаружения Сааб 340AEW «Эриай» (Erieye) , контракт на который был подписан 3 февраля 1993 г. Эта модель имела над фюзеляжем наблюдательный радиолокатор с фазовым построением фирмы «Эрикссон» , трёх операторов в кабине и максимальную продолжительность патрулирования до семи часов.

Компоновка и строение основных узлов

Летательный аппарат представляет собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, с силовой цельнометаллической конструкцией и с выборочным использованием композиционных материалов. Разработан в двух вариантах: основная авиатранспортная конфигурация и вариант для служебных перевозок.

Крыло

При разработке крыла фирмы «Сааб» и «Фэйрчайлд» решили использовать такой профиль, который обеспечивал бы крылу высокие аэродинамические характеристики и достаточный объём для размещения топливных баков. Исследовались профили, разработанные в НИЦ им. Лэнгли (NASA) и рассчитанные на малые и средние скорости. Наилучшим для самолёта SF-340 оказался профиль MS (1)-0313.
Новые усовершенствованные профили NASA значительно превосходят обычные профили серии NACA по подъёмной силе . При наборе высоты профили NASA имеют аэродинамическое качество на 31-55% выше, чем у профилей NACA, а в крейсерском полёте они имеют незначительное преимущество. Бо́льшая подъемная сила обычно связана с бо́льшей величиной момента тангажа , однако для профилей серии MS это не выполняется. Исследования позволили определить оптимальную толщину крыла, при которой достигается требуемый объём топливных баков, малый вес конструкции, высокие крейсерские характеристики и низкие значения прямых эксплуатационных расходов (ПЭР). При расчете стоимость 1 л топлива принималась равной 0,2 и 0,4 долл. При низкой стоимости топлива относительная толщина профиля мало влияла на ПЭР, однако при больших ценах величина ПЭР постепенно увеличивается с ростом толщины крыла. Для самолета SF-340 оптимальным оказалось крыло имеет профиль с малым лобовым сопротивлением . Форма крыла оптимизировалась с учётом особенностей эксплуатации – несколько промежуточных посадок в типовом рейсе.

При определении размеров крыла учитывались два основных требования: выполнение посадки при максимальном посадочном весе на уровне моря и набор высоты при одном неработающем двигателе с ВПП, расположенной на высоте 1 525 м над уровнем моря, в условиях МСА +30°.

Фюзеляж

Фирмы «Saab» и «Фэйрчайлд» разработали новую легкую монококовую конструкцию гондолы ТВД . Топливо на самолёте располагается в четырёх баках в консолях крыла. Общий запас топлива 3330 л. Заправка осуществляется под давлением через одну заправочную горловину с нижней поверхности правой консоли крыла. Кроме этого на верхней поверхности каждой консоли имеются горловины для заправки топливом самотеком.

Электронная аппаратура

Самолет SF-340 оснащен комплексной электронной цифровой системой директорного и автоматического управления FGAS (Flight Guidance and Autopilot System) фирмы «Коллинз». Она включает систему вертикальной навигации VNI-80B с мини-ЭВМ, цифровую систему обработки летных данных ADS-81 и комплекс цифровых электронных пилотажно-навигационных приборов EFIS-86 с четырьмя индикаторами на цветных ЭЛТ.

Самолёт использовался в вооруженных силах как дальний разведчик с установкой на него системой «Эриай », в настоящее время (весна 2008 года) она монтируется на авиалайнеры Saab 2000 .

Эксплуатанты






На июнь 2010 г. было 357 самолётов Saab 340 в эксплуатации у 52 компании-оператора в 31 стране .

Эксплуатируют в настоящее время

Гражданские эксплуатанты

Австралия Австралия
  • Regional Express (Rex) (46 шт.)
Австрия Австрия Аргентина Аргентина Багамы Багамы Габон Габон Гана Гана Гватемала Гватемала Германия Германия Гондурас Гондурас Доминиканская Республика Доминиканская Республика Венгрия Венгрия Испания Испания Канада Канада Киргизия Киргизия Латвия Латвия Литва Литва Мали Мали Монголия Монголия Нигерия Нигерия Острова Кука Острова Кука Панама Панама Польша Польша
  • SprintAir (12 шт.)
Россия Россия Словения Словения США США
  • American Eagle (46 шт.)
  • Colgan Air (34 шт.)
  • Delta Connection (32 шт.)
  • IBC Airways (10 шт.)
  • Peninsula Airways (12 шт.)
Украина Украина
  • (1 шт.)
Финляндия Финляндия Чехия Чехия Швеция Швеция
  • Avitrans Nordic (11 шт.)
Шотландия
  • Loganair (16 шт.)
Эстония Эстония ЮАР ЮАР Япония Япония
  • Japan Air Commuter (11 шт.)

Военные эксплуатанты

Швеция Швеция

Эксплуатировали ранее

Гражданские эксплуатанты

Австралия Австралия Аргентина Аргентина Германия Германия Гернси Греция Греция Ирландия Канада Канада Кения Кения Киргизия Киргизия Литва Литва Мексика Мексика Молдавия Молдавия Нидерланды Нидерланды
  • KLM cityhopper
Норвегия Норвегия Польша Польша Словения Словения США США Таиланд Таиланд Финляндия Финляндия Франция Франция Швейцария Швейцария

Потери самолётов

Всего было потеряно 10 самолётов .

Дата Бортовой номер Авиакомпания Место катастрофы Жертвы Краткое описание
21.02.1990 HB-AHA Crossair Цюрих 0/н. д. Во время тренировочного полёта шасси ошибочно было убрано, в то время как самолёт находился на земле.
02.01.1993 N342PX Express Airlines Хиббинг 0/31 Посадка в сложных метеорологических условиях: высота облаков 150 м, туман , переохлаждённый дождь . Произошло обледенение крыльев . При подходе к кромке ВПП увеличилась вертикальная скорость снижения. Было увеличено обратное давление на штурвал и сработала сирена предупреждения о сваливании . Самолёт совершил жёсткую посадку, в результате чего правая основная стойка шасси подломилась, погнулись лонжероны правого крыла, разрушился топливный бак.
04.04.1994 PH-KSH KLM Cityhopper Амстердам 3/24
14.05.1997 EC-GFM Regional Lineas Aéreas Порту 0/38 На ВПП велись ремонтные работы, экипаж об этом не проинформировали. При посадке самолёт пересёк траншею от чего подломились шасси.
18.03.1998 B-12255 Formosa Airlines 11 км от Синьчжу 13/13
10.01.2000 HB-AKK Crossair Нассенвиль 10/10 Окончательно причины аварии и гибели экипажа и десяти пассажиров до сих пор не раскрыты. Однако, результаты исследования «черного ящика» показали, что в определенный момент навигационные приборы и системы управления самолета стали выдавать неправильные данные. Следователи опросили операторов сотовой связи и выяснили, что непосредственно перед катастрофой с борта самолета была отправлена SMS, а за ней последовал звонок. Таким образом, наиболее вероятной осталась версия о сбое в системах управления самолета из-за воздействия радиоволн.
21.03.2000 N353SB American Eagle Киллин 0/36 Выкатился за пределы ВПП , в 50 м за кромкой попал в канаву. Полученные повреждения признали неремонтопригодными. Разобран на запчасти.
06.09.2001 XA-ACK Aerolitoral 24 км от Тихуаны 0/32 Оба двигателя вышли из строя, самолёт совершил вынужденную посадку на сельскохозяйственное поле.
08.06.2005 N40SZ Shuttle America Вашингтон 0/30 При заходе на посадку возникли проблемы с выпуском правого шасси (не фиксировалась в выпущенном положении). После приземления правая стойка шасси сложилась, самолёт слетел с ВПП влево на траву. Получил повреждения на общую сумму $1,13 млн. Продан на запчасти.
19.05.2011 LV-CEJ Sol Рио-Негро 22/22 Двухмоторный самолет Saab 340 при выполнении рейса Неукен -Комодоро-Ривадавия разбился недалеко от посёлка Прауанийеу .

На борту было 19 пассажиров, в том числе ребёнок, а также два пилота и стюардесса.

29.07.2013 UR-ARO Air Urga / UN OPS Lubumbashi, DRC 0/21 Рейс MONUSCO (United Nations) по маршруту Lubumbashi-Kalemie-Goma во время разбега на взлете в аэропорту Лубумбаши (ДР Конго) выкатился за пределы ВПП, получил повреждения. Дальнейшей эксплуатации не подлежит. Вероятная причина отказ авиатехники.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж : 2 человека
  • Количество мест: 33-35 максимум 37 или 19 и груз 1500 кг
  • ) Пассажирские

    Отрывок, характеризующий Saab 340

    В гостиной продолжался разговор.
    – Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
    – Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
    – Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
    – Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
    – Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
    – Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
    Графиня прослезилась и молча соображала что то.
    – Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
    – Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
    – Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
    И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
    – Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
    – Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

    – Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
    – Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
    Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
    – Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
    – Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
    Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
    – Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
    Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
    – Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
    Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
    – Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
    Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
    Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
    В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
    – C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
    – Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
    – C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
    Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
    – Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
    Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
    – Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
    Борис еще раз учтиво поклонился.
    – Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
    – Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
    – Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
    – Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
    – Вы живете с матушкой?
    – Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
    – Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
    – Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
    – Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
    – Мало надежды, – сказал князь.
    – А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
    Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
    – Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
    Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
    – Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
    – Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
    Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
    Князь Василий обернулся к ней.
    – Ну, что он?
    – Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
    – Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
    Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
    – Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
    – Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
    Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

    Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
    – Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
    – Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
    – Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
    – Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
    – Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
    – Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
    Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
    – Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
    Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
    На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
    – Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
    С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
    В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
    – L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.
    – Вы меня помните? – спокойно, с приятной улыбкой сказал Борис. – Я с матушкой приехал к графу, но он, кажется, не совсем здоров.
    – Да, кажется, нездоров. Его всё тревожат, – отвечал Пьер, стараясь вспомнить, кто этот молодой человек.
    Борис чувствовал, что Пьер не узнает его, но не считал нужным называть себя и, не испытывая ни малейшего смущения, смотрел ему прямо в глаза.
    – Граф Ростов просил вас нынче приехать к нему обедать, – сказал он после довольно долгого и неловкого для Пьера молчания.
    – А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
    – Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
    Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
    – Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
    Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
    – Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
    Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
    – Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
    – Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
    – А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
    «Так и есть», подумал Пьер.
    – А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
    Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.