Презентация на тему детский журнал мурзилка. Презентация на тему "мурзилка"

В мае 2014 года журналу «Мурзилка» исполняется 90 лет со дня его основания. Несколько поколений детей нашей страны воспитано на материалах журнала «Мурзилка». Целью представляемой интерактивной презентации «К 90-летию журнала «Мурзилка»» (далее по тексту Презентация) является информирование обучающихся об истории создания, развития и настоящего этого издания. Слайды Презентации рассказывают о писателях и художниках, работы которых печатаются на страницах журнала «Мурзилка». Журнал «Мурзилка» ориентирован на детей возраста от 6 до 12 лет и служит прекрасной базой для привития им любви к Родине, природе, людям и т.д.
Первый слайд Презентации знакомит учеников с веселым человечком - Мурзилкой, который в 1887 году возник в результате творчества русской писательницы Анны Борисовны Хвольсон. Внешне Мурзилка того времени был абсолютно не похож на нашего современника.

В связи с началом Первой Мировой войны выпуск журнала «Мурзилка» был приостановлен.
И только с 16 мая 1924 года стал выпускаться первый советский детский журнал «Мурзилка», в котором главный герой преобразился в... собачку мальчика Пети.

Современный облик Мурзилке придумал художник Аминадав Каневский, нарисовавший его в 1937 году.

С начала своего образования и до настоящего времени редакция журнала «Мурзилка» на его страницах размещает самые интересные детские рассказы и стихи лучших писателей России (С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, Б. Заходера, А. Барто, М. Пришвина, К. Паустовского, Н. Носова, Э. Успенского и многих других).

Отдельно необходимо отметить красочное и сказочное оформление журнала, которое является результатом творчества прекрасных художников (Т. Мавриной, В. Чижикова, А. Каневского, Е. Рачёва, Н. Устинова, Л. Токмакова, Е. Чарушина и др.). Большое внимание редакция журнала уделяет знакомству детей с шедеврами мировой живописи.

Журнал «Мурзилка» по своей истории уникален, т.к. за свои 90 лет его выпуск не прекращался. В связи с этим в 2011 году журнал был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». Даже во время Великой Отечественной войны журнал выпускался. Интересен тот факт, что июльский номер журнала «Мурзилка» 1941 года на 75 % был посвящен биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова (15 страниц из 20), что говорит о воспитании детей на славных традициях прошлого нашей страны.

Журнал «Мурзилка» в настоящее время выпускается в прекрасном оформлении и на отличной бумаге. Но помимо бумажного существует и электронный вариант журнала на сайте http://www.murzilka.org/.

Журнал «Мурзилка» имеет прекрасное дополнение в виде шарад, кроссвордов, загадок, головоломок и других игр. В Презентации этим дополнениям также уделено внимание. Предлагается нарисовать клоуна, разгадать два кроссворда и один ребус. Все эти игры представлены в интерактивном виде.

Слайд «Нарисуй клоуна» ориентирован на детей обучающихся в специальной коррекционной школе и показывает принцип рисования клоуна ломанной линией по числам.

Слайд «Разгадай кроссворд и узнай волшебный предмет» позволяет совместно с детьми разгадать кроссворд путем добавления пропущенных слов в названии предмета (… - невидимка, … - самобранка и т.д.).

Слайд с кроссвордом «Грамматическое сложение и вычитание» покажет детям каким образом решаются такие кроссворды.

Слайд с ребусом демонстрирует принцип разгадывания ребусов (ориентирован на обучающихся специальной коррекционной школы).

Заключением Презентации является слайд «Музыкальная страничка» который отображает историю журнала «Мурзилка» путем кинопоказа обложек журналов (по одной обложке за каждый год) за период с 1924 по 2014 годы. Показ обложек журнала проводится на фоне музыкального сопровождения - песни о Мурзилке (Слова С. Лежневой, музыка О. Юдахиной).

В конце Презентации приведен перечень источников информации и ссылок на иллюстрации.

"Мурзилка" - популярный детский литературно- художественный журнал. Издается с 1924 Однако и в таком обличии Мурзилка не очень нравился писателям, художникам, да и самим детям.






И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все знают его сейчас Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, поверяют свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить по телефону, зовут в гости


Награды« «Мурзилки» 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 года. Журнал «Мурзилка» удостоен знака «Золотой фонд прессы» год. Журнал «Мурзилка» удостоен знака «Лучшее детям» год. Диплом Московского Союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства».








Писатели «Мурзилки» ТОВАРИЩАМ ДЕТЯМ Обычно От вас это держат В секрете, А я не скрываю, Товарищи дети: Хочу, чтобы вы, Дорогие читатели, Недаром За чтением время потратили. Хочу, Признаюсь откровенно и честно, Чтоб книжку Вам было читать Интересно. А если захочется вам Посмеяться, То этого тоже Не надо бояться: Ведь если смеются Товарищи дети, Становится сразу Светлее на свете! 1962 Борис Заходер




История создания журнала «Весёлые картинки».

Прежде, чем приступить к исследованию материала в выбранном нами ракурсе, остановимся на основных этапах истории возникновения данного издания и общей его характеристике. Для адекватного анализа лексико-стилистических особенностей журнала необходимо принимать во внимание также социальный и политический аспект. Понимая то, в каких условиях существовал журнал, и какие исторические события на него повлияли, можно точнее представить особенности языковой игры этого издания.

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить с 1956 года на волне «хрущевской оттепели». Идея его появления принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Изначально журнал был задуман им как познавательно-воспитательный. Иван Семёнов же и стал первым редактором журнала и привлек к работе своих коллег - известных художников, академиков - Аминадава-Каневского и Алексея Лаптева.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.

Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и известный карикатурист Константин Ротов.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал популярен, войдя в разряд дефицитных изданий, подписаться на него было очень непросто. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» стал стремительно увеличиваться и в 80-е годы уже достиг 9 150 000 экземпляров.

В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня.

В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции стремление к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».

Интересно при этом, что «Веселые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто не может содержаться опасной информации.

«Веселые картинки» был также единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции журнала пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. Сам журнал выпускается по сегодняшний день ежемесячно.

Концепция журнала осталась неизменной. Журнал рассчитан на детей от 4 до 8 лет, но фактически аудитория журнала - вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Это связано с возрастными особенностями аудитории. Известно, что дети обладают повышенной речевой одарённостью, постепенно убывающей к пятому классу школы. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению словВеракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М., 2003. С.23.. Поэтому язык в произведениях для детей должен быть особенно богат, оставаться живым при всей своей литературности и вместе с тем быть доступным.

Эти особенности учитывают создатели «Веселых картинок». Так, неизменно в каждом выпуске «Весёлых картинок» выходит очередной «комикс-сказка» о приключениях «весёлых человечков». Произведения для малышей часто представляются очень простыми, чуть ли не примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приёмов и средств. Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: «Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука - фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу» Веселые картинки, № 8 1974г. С 6..

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии: непонятное слово «волшебник» и еще более непонятное «фантазия» объясняются через узнаваемые, наглядные аналогии: «мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». При этом юных читателей вовлекают в игру, тем самым еще раз объясняя, что такое фантазия - то, чего не существует в реальности, то, что неправда («не сложит небылицу, тот получит единицу»). Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции.

Юмор очень важен для детей младшего возраста, и авторы «Весёлых картинок» не забывают об этом, и, учитывая возраст своего адресата, используют юмор на страницах журнала, который в большей степени проявляется в различных формах языковой игры.

Учтено в журнале и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий - на каждой странице новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д. «Внимание детей неустойчиво (прямо пропорционально возрасту); Чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны достаточно сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок). Многоцветность и многокрасочность журнала, яркие цветные пятна привлекают внимание, снимают напряжение зрительных нервов, являются примером ценностного ориентирования: актуальнее материал - ярче спектр»Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С.111..

Материалы, представленные в журнале, разнообразны по жанровому составу. На страницах журнала печатаются стихи Самуила Маршака, Владимира Лапина, Владимира Степанова, коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики, ребусы, загадки, рисунки, шутки, игры, лабиринты, любопытные задания для малышей и многое другое.

История создания журнала «Мурзилка».

Журнал «Мурзилка» существовал почти весь советский период истории страны. Но его предыстория началась гораздо раньше: ещё в XIX веке. В это время на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Одним из тех, кто поддержал это новшество, был художник Пальмер Кокс. Он придумал героев - крохотных сказочных человечков - и стал делать серии рисунков, посвященных их приключениям. Рисунки попались на глаза издателям из Петербурга - Товариществу М.О. Вольфа, которое решило напечатать их. Новый текст заказали детской писательнице Анне Хвольсон. В результате в 1887 году в «Задушевном слове» (детский журнал, основан с 1877 г. в Санкт-Петербурге М. О. Вольфом) впервые была опубликована сказка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». На протяжении многих лет по страницам журнала путешествовал маленький человечек - Мурзилка. Его популярность росла. Вскоре издатели «Задушевного слова» открыли сначала специальный раздел «Почта Мурзилки», а с 1908 года целое приложение - «Журнал Мурзилки».

Успех юмористического героя, возможно, обусловил и название советского детского журнала. Однако оставить Мурзилку сказочным персонажем в советском издании было нельзя. «В те дни мрачные противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребёнок с огромным трудом постигает мир. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что разрешалось делать детским писателям, - создавать некоторые необязательные довески к учебникам».Шварц Е. Житие сказочника. М., 1991. С.20. Поэтому силами редакторов журнала Мурзилка был переделан в дворняжку. «Претерпевший превращение Мурзилка, во-первых, стал существом из реальной жизни, во-вторых, подходил под определение природы - животное всё-таки. В-третьих, он предстал не каким-нибудь аристократом от собак, а рабоче-крестьянским псом, четвёртым щенком в семье своей мамы Жучки».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.15.

Некоторое время журнал оставался без героя, но в 1937 году художник АминадавКаневский придумал и нарисовал Мурзилку таким, за которым одно время следили сразу почти 6 миллионов детей, - жёлтым, пушистым, в красном шарфике и берете, с фотоаппаратом через плечо. Как и прежний, дореволюционный, новый Мурзилка был создан для приключений. Авторами «Мурзилки» стали А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Е. Благинина, Л. Воронкова.

«Словно повторяя судьбу «удивительно шустрой собачки», журнал начал менять хозяев».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.18. В 1932 журнал перешёл от «Рабочей газеты» к «Комсомольской правде». В 1934-м его уже выпускало Издательство детской литературы, а с 1959-го вплоть до 1990-го года был «журналом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина для октябрят». С начала 90-х гг. «Мурзилка» - журнал АО «Молодая гвардия». С 1997 года по настоящее время - учредитель и издатель журнала - ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
История «Мурзилки»Преподаватель: Бессонова Ю.А., канд. филол.наук, доц. ОФ РАНХиГС 16 мая 1924 года в Советском Союзе вышел первый номер журнала для детей от 6 до 12 лет «Мурзилка». История самого героя началась еще в 1879 году, когда канадский художник и поэт Палмер Кокс создал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни» – небольших человечков, родственников домовых, с коричневыми нечесаными волосами. В России Мурзилка появился благодаря Анне Хвольсон, которая и сделала перевод книги Кокса, назвав персонажей по-новому. Одним из персонажей и был Мурзилка.Это был мальчик в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модных по тем временам штиблетах с длинными носами. А еще в руках у него всегда были элегантная трость и монокль. В конце 19 – начале 20 столетий эти сказки были очень популярны. Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории. Но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли. В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал. Кому-то из основателей вспомнилось это имя и его приняли практически единогласно. Но не помещать же на обложку домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала. Ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки, когда тот пожелтел и оброс. Традиционно считается, что некое пушистое существо желтого цвета родил на свет художник Аминадав Каневский по просьбе редакции в 1937 году. Скоро в этом журнале стали появляться и другие герои – злая волшебница Ябеда-Корябеда, говорящая кошка Шунька, Сорока-Балаболка, Спортлендик и Божья Коровка. Все эти персонажи стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе. На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто. Самым маленьким «Мурзилка» прививал любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков. В 1977 – 1983 годах. в журнале публиковалась «Детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и ее 12 агентов» (автор и художник А. Семёнов) и её продолжения. Зачастую журнал брался за далеко не детские темы. Малышам, лишь недавно научившимся читать, «Мурзилка» рассказывал о покорении космоса, стройке ДнепроГЭСа, Олимпиаде-80 и даже толковала идеологию партии – «Октябрятам о коммунистах». Журнал «Мурзилка» был и остается зеркалом нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и детской литературой. В «Мурзилке» печатаются детские сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи. Новые современные стихи и рассказы для детей печатаются в журнале вместе с устоявшейся классикой для детей, на которой выросло уже не одно поколение. В 2011 году журнал «Мурзилка» был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».Несмотря на свою длинную историю, издание не стоит на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. Современный «Мурзилка» – полноцветное глянцевое издание, как и прежде насыщенное интересными, познавательными материалами. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей. Многие материалы носят не только информационный характер, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки. Также здесь печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы.

Презентация на тему «Детский журнал Мурзилка»

Учитель: Мухонькова Н.Г .


Откуда появился Мурзилка?

В конце XIX века канадский писатель Кокс придумал стихи про маленький народ «брауни».

Вначале XX века Анна Хвольсон по картинкам написала рассказы про маленьких человечков, где все имена придумала сама.

Так появился Мурзилка-человечек во фраке с тросточкой и маноклем.

16 мая 1924 года в СССР вышел первый журнал «Мурзилка»,только это была уже собачка, которая появилась со своим хозяином Петей.


Первые выпуски Мурзилки.

  • «Мурзилка»-популярный ежемесячный литературно-художественный журнал для детей 6-12 лет.
  • На страницах печатали короткие рассказы и стихи.К ним рисовали иллюстрации.
  • В журнале начали свой творческий путь Агния Барто, Самуил Маршак, Борис Заходер, Николай Носов, Сергей Михалков.

«Мурзилка» с 1937 года…………

  • В 1937 году известный художник Каневский создает Легендарный образ Мурзилки-желтый щенок в красном берете, шарфе и с фотоаппаратом через плечо.
  • Это Мурзилка-корреспондент.
  • Теперь в журнале печатали не только рассказы и стихи, но и ребусы, загадки, кроссфорды, детективные истории, например про Ябеду- Корябиду и её агентов.
  • В журнале появляются различные рубрики про Историю России, Красную книгу и другие.

Самый добрый журнал для детей М У Р З И Л К А

  • В 2011 году «Мурзилка» занесен в книгу рекордов Гиннесса,как самый длительно существующий журнал для детей.
  • В XXI веке «Мурзилка»-полноцветное глянцевое издание. При этом журнал по прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей.
  • Несколько рубрик об искусстве, истории России, природе, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки-делают нового «Мурзилку» содержательным и интересным.

В Журнале «Мурзилка» много интересных познавательных материалов история, спорт, животный мир.

Если ты захочешь отдохнуть от серьезных дел, то тебя ждет множество разных заданий, головоломок, ребусов, кроссвордов .