Не так давно на дорогах наших городов стали появляться пассивные блюстители закона. Они способны нести службу и днем, и ночью, причем, не требуя за это заработной платы. Прозвали их — лежачие полицейские. Такое легкое решения вопроса, ограничения скоростного режима и повышения уровня безопасности дорожного движения, нашли отечественные чиновники, съездив в командировку за границу. Там подобные вещи уже давно стали явлением обыденным. Но все было бы здорово, если бы не наши порядки и методы строительства, а говоря начистоту — «дураки и дороги».
История проблемы
С увеличением количества лежачих полицейских, стало расти и количество поломок автомобилей. Бетонные нагромождения появились совершенно неожиданно для водителей и были не различимы в темноте. Линии разметки и сопровождающие дорожные знаки очень часто не устанавливались для предупреждения об искусственной неровности на дороге. В связи с этим, ремонтные мастерские пополнились автомобилями с испорченными подвесками, поврежденным рулевым управлением, ободранным днищем и большим количеством других поломок. Такие неприятности поджидали владельцев авто в ранее безопасных местах. Если посмотреть со стороны, то примерно так выглядит момент столкновения машины с искусственной неровностью:
За границей подобные проблемы были решены в самом начале развития этой темы, и сейчас, лежачие полицейские делаются переносными, изготовленными из чугуна с толстым слоем резины, при соблюдении соответствующих нормативов. В наших же городах, особенно удаленных от центра страны, искусственные неровности представляются, в основном, в виде кучки из бетона, растянутой поперек всей дорожной полосы. Самое удивительное заключается в том, что установка подобных заграждений ведется примерно с 2000 года, а главный нормирующих документ (ГОСТ) вступил в силу спустя 8 лет. Ведь должно быть совершенно наоборот — сначала теория, а уже затем практика. Были, конечно, и другие основы для установки «лежачих полицейских» под грифом временные.
1 января 2008 года в силу вступил ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности». Мы решили разобрать основные требования документа и выделить моменты, которыми можно воспользоваться, если выяснится, что поломка автомобиля произошла по вине лежачего полицейского.
Что говорит нам ГОСТ?
Официальным понятием лежачего полицейского является:
«п. 3.1. Искусственная неровность (ИН) - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги»
Решение об установке в городе Москва принимается Городской комиссией по упорядочению размещения ИН. Их устанавливают «на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее». Для информирования водителей об установленной искусственной неровности должны применяться технические средства организации дорожного движения: дорожные знаки и разметка.
«п. 7.1. Участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256. п. 7.2. Перед ИН на ближней границе ее разметки устанавливают дорожные знаки 1.17 Искусственная неровность и 5.20 Искусственная неровность»
По нормам бывает два типа конструкции лежачих полицейских:
монолитные и сборно-разборные
«п. 4.4. Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность ИН должны быть нанесены световозвращающие элементы, ориентированные по направлению движения транспортных средств. Площадь световозвращающих элементов должна быть не менее 15% общей площади ИН»
Если у разборной конструкции с течением времени был потерян какой-либо элемент, то обслуживающей организацией должны быть предприняты меры, по устранению возможных причин прокола или повреждения колес проезжающих автомобилей. Монолитные неровности устраиваются только в местах с наличием искусственного освещения.
«п. 6.7. ИН устраивают на участках дорог с обеспеченным нормативным расстоянием видимости поверхности дороги в соответствии с ГОСТ Р 52399 с максимальным приближением к имеющимся мачтам искусственного освещения, а в необходимых случаях и с установкой около ИН новых опор наружного освещения. Уровень освещенности проезжей части на таких участках должен быть не менее 10 люкс»
Приведем несколько таблиц, в которых отражены требования, предъявляемые к габаритным размерам лежачего полицейского в зависимости от скорости его преодоления (размеры указаны в метрах).
Монолитная конструкция
Максимально допустимая скорость движения, км/ч |
Максимальная высота |
Радиус криволинейной поверхности |
|
от 3,0 до 3,5 |
|||
от 4,0 до 4,5 |
|||
от 6,25 до 6,75 |
Сборно-разборная конструкция
Цифры действительно впечатляют. При асфальтобетонной неровности ее высота не может быть более 7 см, а при разборной конструкции - 6 см. На своем опыте могу сказать, что соблюдения данных требований, лично я еще не встречал.
Выделим также места, где размещение лежачих полицейских не допускается:
- на автодорогах с федеральным значением;
- на дорогах регионального значения с числом полос движения 4 и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек);
- на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и боковый расширений проезжей части;
- на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами;
- на расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов;
- на магистральных дорогах скоростного движения в городах и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения;
- на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;
- над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.
Удачи вам, будьте внимательны и аккуратны. В следующем выпуске мы расскажем о ДТП, которое произошло из-за открытого на дороге люка .
В статье использованы изображения с сайтов
Используемая для ограничения скорости движения транспортных средств . Официальный термин - искусственная (дорожная) неровность или элемент принудительного снижения скорости.
Впервые искусственные дорожные неровности (ИДН) или «лежачие полицейские» стали применять в США в начале XX века для принудительного ограничения скорости движения автомобилей на опасных участках дорог.
В то время Соединенные Штаты переживали бурную и массовую автомобилизацию, и владельцы фермерских хозяйств, мимо которых проходили автомобильные дороги, были весьма озабочены сохранностью домашнего скота, который нередко оказывался под колесами проезжающих автомобилей.
Чаще всего устанавливается в жилых зонах или возле пешеходных переходов и т. п.
Принцип действия заключается в том, что при пересечении с высокой скоростью лежачего полицейского происходит сотрясение подвески автомобиля. Такие сотрясения приводят к постепенному выходу из строя различных узлов транспортного средства: стоек, шаровых шарниров, ступичных подшипников, наконечников рулевых тяг и других. Чтобы не приближать срок ближайшего ремонта, водители вынуждены не превышать установленную скорость.
Лежачие полицейские нового поколения сделаны из использованных шин, а внутри проходит пластиковая конструкция .
Так же последние версии оборудованы системой противообледенения. В зимнее время рекомендуется демонтировать для эффективной работы снегоуборочной техники.
Требования к искусственным неровностям
В России общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения регламентированы ГОСТ Р 52605-2006. Габариты искусственной неровности зависят от максимальной разрешенной скорости движения. Стандартом предусмотрено нанесение разметки, установка знаков в соответствии с ГОСТ Р 52289 , ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256 .Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность искусственной неровности должны быть нанесены световозвращающие элементы. Установка лежачих полицейских разрешена только на участках дорог с искусственным освещением и обеспеченным водоотводом с проезжей части дороги.
Следует отметить, что многие имеющиеся на дорогах искусственные неровности не соответствуют требованиям ГОСТ и представляют опасность для автомобилей. Наиболее распространенные нарушения - отклонение от предписанных габаритов и отсутствие знаков и разметки .
ГОСТу соответствуют 3D-лежачие полицейские, которые всё чаще стали появляться в разных городах России. Как пояснил начальник управления ГИБДД по Нижегородской области Андрей Назаренко, есть надежда, что это уменьшит количество ДТП, а для сохранения человеческих жизней в ГИБДД готовы применять различные методики, в том числе и рисунки на асфальте .
В культуре
Своеобразно выглядит скульптура «Лежачий полицейский» Артемия Гусева из студии «ДЭЗ № 5»: служащий правопорядка, лежащий на дороге. Автор считает, что общество совершенствуется, и скоро в полицейских отпадет надобность Занимательная семиотика. «Добрые знаки» от студийцев «ДЭЗ № 5» . Сейчас это произведение экспонируется в Винзаводе .
Также «лежачие полицейские» играют ключевую роль в рассказе Виктора Пелевина «Некромент», опубликованного в сборнике «П5».
Примечания
Ссылки
- Под лежачего полицейского вода не течёт , membrana.ru, 7 апреля 2004 г
- ВРЕМЕННЫХ НОРМЫ И ПРАВИЛА НА УСТРОЙСТВО ИСКУССТВЕННЫХ ДОРОЖНЫХ НЕРОВНОСТЕЙ
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Лежачий полицейский" в других словарях:
Сущ., кол во синонимов: 1 бугор (53) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Жарг. авто. Валик поперек дороги, вынуждающий водителя снижать скорость. Максимов, 220 …
Искусственная неровность ("лежачий полицейский") - Искусственная неровность; ИН: специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги... Источник: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.… … Официальная терминология
Лежачий полицейский. Жарг. авто. Валик поперек дороги, вынуждающий водителя снижать скорость. Максимов, 220 … Большой словарь русских поговорок
Лежачий полицейский Лежачий полицейский (от англ. sleeping policeman) искусственная неровность (возвышение) на проезжей части, используемая для ограничения скорости движения транспортных средств. Официальный термин искусственная (дорожная)… … Википедия
- (англ. New Zealand English) форма английского языка, используемая в Новой Зеландии. Английский язык был занесён в Новую Зеландию колонистами в XIX в. Самое заметное влияние на новозеландский вариант английского языка оказал… … Википедия
См. гора... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бугор возвышенность, гора, вздутие, угор, бугорок, выпуклина, взлобок, кучугур, высотка, пригорок, взгорье, взгорок,… … Словарь синонимов
Дорожные знаки в Греции регулируются Министерством транспорта Греции и Дорожной Полицией. Знаки соответствуют общим европейским конвенциям, касающимся использования формы и цвета, определяющие его назначение. Содержание 1 Предупреждающие знаки 2… … Википедия
«Лежачими полицейскими» в простонародье называют искусственную неровность, предназначенную для вынужденного снижения скорости в зонах риска: около детсадов, школьных учреждений, около пешеходных переходов, там, где поток людей довольно значителен и т.д.
Некоторым участникам дорожного движения «лежачие полицейские» не по нраву — они доставляют лишь дискомфорт, а некоторым, наоборот, их не хватает на каких-то участках дорог, например, из-за того, что невозможно пересечь дорогу. В нашей сегодняшней статье речь пойдёт о том, законна ли установка «лежачих полицейских» и как правильно это делать?
Законная установка
В первую очередь необходимо отметить, что законом запрещена самостоятельная установка «лежачих полицейских» на дорогах общего пользования, к которым относятся и дворы «многоквартирников». Единственное, что можно сделать при возникновении такого желания — это обращение в государственные органы с подобным предложением, при этом, желательно, указать причину данной необходимости.
Сделать это достаточно просто. Всего существует два способа – это обращение в администрацию того района, где Вы проживаете или подача заявления в интернет — приёмной на официальном сайте ГИБДД. В подаваемом прошении обязательно нужно указать вескую причину для того, чтобы установили «лежачий полицейский» в каком-то конкретном месте дороги.
Если Вы решили обратиться напрямую в районное отделение ГИБДД или администрацию, то лучше предварительно собрать подписи собственников всех квартир Вашего дома, кратко и убедительно изложив доводы в пользу необходимости установки.
Законный демонтаж «лежачего полицейского»
Любые самовольные действия по демонтажу «лежачих полицейских» запрещены законом. В случае, когда необходимость в нём отпала, например, школьное учреждение, около которого и была создана искусственная неровность, было расформировано, то Ваш путь лежит опять же в администрацию Вашего района либо отделение ГИБДД.
Отличие Вашего заявления будет лишь в том, что теперь Вы будете ходатайствовать о демонтаже «лежачего полицейского». Ну, и, конечно, также как и в предыдущем случае, Вам необходимо привести веские доводы в пользу того, что нахождение «лежачего полицейского» в том или ином месте неприемлемо.
Установка по ГОСТУ
На 2017 год правила установки регламентированы соответствующим ГОСТом за номером Р. 52605-2006, где прописаны все параметры «лежачих полицейских» и правила их установки.
«Лежачие полицейские» бывают двух видов – трапециевидные и волнообразные, а все их размеры (высота, длина и т.д.) отрегулированы ГОСТом. К примеру, при установленном знаке ограничения скорости, имеющим значение «20», высота гребня «лежачего полицейского» волнообразного типа будет не выше 0.07 метров, а длина – от трёх до трёх с половиной метров.
Спасибо за подписку!
Давайте рассмотрим наиболее важные моменты, касающиеся установки «лежачего полицейского»:
- «Лежачий полицейский» обязательно должен сопровождаться соответствующим дорожным знаком, а также разметкой, которые предупредят автомобилистов о приближении к препятствию;
- Оборудование водостока при установке;
- Размер неровности должен быть не меньше ширины дороги. Разрешённое отклонение составляет до двадцати сантиметров с каждой из сторон;
- Устанавливать «лежачий полицейский» можно лишь на дорогах, имеющих твёрдое покрытие и хорошо освещённых.
Запрещена установка на мостах, трассах федерального значения, остановках и в том случае, когда количество полос более четырёх (исключение составляют те дороги, которые проходят в населённом пункте, где численность населения составляет более одной тысячи человек).
В ситуации, когда было нарушено одно из правил установки либо при превышении рекомендуемого значения параметров «лежачего полицейского» Вам необходимо подать жалобу в ГИБДД.
Своевольная установка либо демонтаж
В данном случае нарушение приравнивается к установке либо сносу дорожного знака, о чём говорится в п. 1.5 Правил дорожного движения. За такие действия, как установка, демонтаж «лежачего полицейского» предусмотрено административное наказание в виде штрафа, размер которого может быть различным (регламентировано ст. 12.33 Кодекса об административных правонарушениях). Для обычного гражданина сумма штрафа варьируется в пределах от 5 000 до 10 000 рублей, юр. лицу может быть выписан штраф на сумму до 300 000 рублей, а должностному лицу – до 25 000 рублей.