Основы концепции электронного правительства.

Владимир Вишневский

Цивилизация по прежнему в долгу у фантастов. Фантасты (в XIX и XX в.в. - писатели, сейчас - кинорежиссеры) создают новую очаровывающую среду обитания, затем конструкторы и инженеры пытаются наиболее притягательные образы воплотить в реальность. Ну вот взять тот же «умный дом». Создатели «Железного человека» придумали одного из персонажей - кибер-дворецкого Джарвиса. А реальный человек, Марк Цукерберг, вдохновлённый этой идеей, разработал идею «умного помощника», дав ему название Джарвис и показал его возможности в двухминутном клипе.

Честно говоря, на первый взгляд вроде бы ничего такого уж впечатляющего в клипе не происходит. Ну просыпается чувак и голосом подаёт команду открыть шторы, или там просит у кибер-помощника поставить ему лучшую песню любимой группы, а помощник ему отвечает, что у этой группы нет хороших песен. Такой как бы кинотрюк. В кинофантастике мы и не такое видели. Однако это ведь не съёмочная площадка. Это уже реальность. И совершенно реальный Марк Цукерберг при помощи своего смартфона - вернее приложения к нему - как бы общается со своим домом, заставляя его выполнять те или иные полезные действия.

Можно сказать - ну то миллиардер Цукерберг, он-то может себе и не такое устроить. А для нас, простых людей, это пока в самом деле фантастика. Не соглашусь. И чтобы не быть голословным, предлагаю попробовать реализовать умный дом - не хуже, чем у Цукерберга - при помощи решений, которые уже доступны на рынке, причем доступны по вполне подъёмным ценам. За основу возьму технологические решения компании TP-Link.

Почему именно TP-Link? Потому что, на мой взгляд, эта компания за последнее время уже доказала, что в своих продуктах планомерно развивает идею модульного умного дома. И сегодня ее решения позволяют реализовать модульный умный дом.

И ещё один важный показатель. Мне лично не очень нравятся идеи, которые требуют дополнительных девайсов. Например, старая концепция «умного дома» подразумевала управление электроустройствами через специальный пульт или через софт, инсталлированный на ноутбуке. А если попробовать всё делать через смартфон? Ну вот как в ролике того же Цукерберга. Концепция мольного умного дома от TP-Link как раз предоставляет такую возможность.

Вообще, в двух словах - что такое концепция умного дома? По сути это предположение о том, что все электрические и электронные устройства, имеющиеся в доме, должны включаться и выключаться или изменять режимы своей работы в соответствии с текущей потребностью («здесь и сейчас») жильцов этого дома.

Стоит также отметить разные функции жилища. Самая главная изначальная функция дома (возникшая ещё в каменном веке) - дом как убежище; убежище от внешней агрессии (диких животных и врагов) и убежище от стихии (дождя, снега, холода, жары). И попутная функция дома - дом, как источник обеспечения комфорта жизни. Функция комфорта обеспечивается как эстетической составляющей (дизайн внутреннего пространства дома в самом широком смысле), так и наличием в доме различных устройств, облегчающих повседневную жизнь. Нечего и говорить о том, что сегодня почти все из таких устройств - это электрические или электронные устройства.

Для начала рассмотрим обеспечение комфорта. Вот опять же, вспоминая ролик Цукерберга. Он просыпается - и шторы в комнате сами собой поднимаются. Это комфортно, ибо нет необходимости вставать, подходить к окну, дёргать разные верёвочки и т.п. Или вот включение тостера в нужное время - это тоже комфортно. Это же справедливо для телевизора, стереосистемы, освещения в комнатах и т.д. и т.п. То есть суть такова - в нужный момент времени то или иное устройство должно, «подстраиваясь» под человека, включаться, выключаться или как-то менять режим своей работы.

Учитывая, что далеко не все электрические устройства в доме являются такими же умными, как, скажем, умные Wi-Fi лампы TP-Link (см. обзор умных Wi Fi LED ламп TP Link в этом номере ), необходимо, чтобы был какой-то общий интерфейс, позволяющий управлять всеми электрическими устройствами дома. Поскольку многие электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки, то, используя продукцию TP-Link, мы легко решаем эту задачу. Для этого нам понадобятся умные Wi-Fi розетки TP-Link. Подробный обзор этих розеток уже делался в январе, поэтому я ограничусь кратким напоминанием для уточнения того, как они могут стать частью единой системы умного дома.

Компания TP-Link на сегодня предлагает две умные Wi-Fi розетки: HS100 и HS110 с мониторингом энергопотребления. Обе розетки могут управляться удалённо, а также настраиваются на автоматическое включение и выключение по расписанию. Все эти функции осуществляются при помощи специального бесплатного приложения TP-Link KASA, которое необходимо загрузить (с App Store или Google Play) на свое мобильное устройство (смартфон или планшет). Кроме того, для этих розеток существует режим «Нет дома», но на нём подробнее я остановлюсь чуть позже, когда буду развивать концепцию безопасности применительно к умному дому.

Умная розетка HS110 к тому же позволяет осуществлять точный мониторинг электропотребления. Эта функция более чем необходима сегодня, учитывая, что вопросы оплаты потребленной электроэнергии приобретают все большую значимость (в силу постоянного повышения тарифов). А при помощи мониторинга расхода электроэнергии вы можете выявить излишние расходы электроэнергии и оптимизировать их. Например, немало электрических устройств, находящиеся в «ждущем режиме», все равно продолжают потребление электроэнергии (пусть и меньшее, чем во включенном состоянии). Почему бы не отключать некоторые из них, которые в «ждущем режиме» потребляют много электричества? А определить это все можно очень точно при помощи приложения KASA.

Я уж не говорю о том, что при переходе на умные розетки TP-Link навсегда в прошлое исчезает «страх о невыключенном утюге», который дамокловым мечом нет-нет да нависает над каждой хозяйкой. Теперь нет проблем. Вы включаете утюг в умную розетку TP-Link и даже если забыли выставить автоматическое выключение утюга и спохватись уже на улице, достаточно зайти в своё приложение KASA и дистанционно выключить розетку, а вместе с ней - утюг. Это, кстати, уже к слову о безопасности.

Таким образом, умные розетки TP-Link и приложение KASA не только дают полный контроль (в том числе, удалённый) над всеми электрическими устройствами дома, но и позволяют настроить их работу (включение/отключение) в соответствии с внутренним графиком жильцов дома.

Однако не все электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки. Часть электроприборов - это банальные электролампы. И если настольная лампа или торшер подключаются все же через розетки (и, стало быть, ими можно манипулировать при помощи умных розеток TP-Link), то, например, люстры подключены к сети напрямую, минуя розетки. Как быть?

Тут на помощь приходят умные Wi-Fi LED-лампы TP-Link. В этом номере имеется развернутый обзор умных Wi-Fi лампочек TP-Link, поэтому лишь ограничусь парой фраз.

TP-Link предлагает четыре типа умных лампочек: LB100, LB110, LB120 и LB130. Все они имеют срок работы в 25 тыс. часов и светосилу от 600 до 800 люменов, что примерно соответствует свету 60-ватной лампы накаливания. Самое их главное свойство - они точно также, как и умные розетки, могут настраиваться при помощи приложения КASA. Для каждой лампочки можно задать график включения и выключения, яркость, световую температуру (цветовой оттенок при горении), а для лампы LB130 можно даже настроить цвет свечения (выбрав цветовой оттенок из миллионной палитры). Кроме того, можно образовывать группы из нескольких ламп (например, все лампы, включенные в одну люстру) и менять параметры группы разом, как параметры одной лампы.

Таким образом, умные Wi-Fi розетки и умные Wi-Fi лампы TP-Link дают возможность тотального контроля всего электрооборудования в доме для обеспечения самых изысканных запросов в комфорте. Роль «мозгового центра» при этом будет играть ваше мобильное устройство, с установленном в нем приложением TP-Link KASA.

Ну и, наконец - вопросы безопасности. Любой дом функционирует, если можно так выразиться, в двух режимах - когда в доме есть хотя бы один жилец и когда дом полностью пуст (т.е. жильцы ушли по своим делам). Не стоит лишний раз говорить о том, что именно пустой дом является наиболее привлекательным объектом для разного рода злоумышленников. Как же умный дом может защитить себя от вторжения непрошенных гостей? И тут снова на помощь приходят устройства от TP-Link.

Выше я уже упоминал режим «нет дома» умных розеток TP-Link. Что это такое? Очевидно, что пустой дом легко выявить, если понаблюдать за ним некоторое время. В пустом доме электроприборы (в том числе свет) не включены. И это легко определить любому злоумышленнику. И если уходя на незначительное время хозяин ещё может оставить включенным свет или телевизор в комнате, что с натяжкой может сымитировать присутствие в доме людей, то, отлучаясь на несколько дней, этот вариант вряд ли стоит рассматривать. Однако с использованием умных розеток и умных лампочек PT-Link никаких проблем не возникает. Достаточно при помощи приложения KASA настроить режим случайного включения и выключения света и электроприборов, чтобы создать ощущения полноценно функционирующей квартиры. Тут можно не ограничивать свою фантазию и можно создать такое изощрённое использование электроприборов, что будет крайне трудно догадаться, что в доме никого нет.

Однако трудно - не означает невозможно. Ведь если наблюдать за домом достаточно долго, то можно будет заметить, что, несмотря на постоянные включения и выключения электроприборов и света, в дом никто не заходит и никто из него не выходит. То есть злоумышленник в итоге все же может сделать вывод, что дом уже довольно долго необитаем и решится на проникновение.

Вот тут уже потребуется что-то несколько иное, чем умные розетки и лампочки. И компания TP-Link предлагает умные устройства и на это, самый неприятный случай - облачные камеры. Выбор можно сделать из довольно значительного ассортимента - от довольно простой облачной Wi-Fi камеры NC2000 (ценой 2650 руб.), до весьма навороченной поворотной облачной Wi‑Fi HD‑камеры с ночным видением NC450.

Общим для всех облачных камер TP-Link является возможность подключения как к компьютеру, так и напрямую к мобильному устройству (смартфон или планшет). В последнем случае необходимо загрузить специальное приложение tpCamera на iOS или Android. Просматривать изображение с камеры (и, соответственно, записывать видео) можно удалённо при помощи мобильного устройства, на котором установлено приложение tpCamera. Камеры подключаются весьма просто.

Если характеристики камеры NC2000 достаточно бюджетные - частота кадров в секунду 20 при разрешении 640×480 (VGA) и 4-кратном цифровом увеличении, то облачная камера NC450 удовлетворит самого придирчивого защитника своего личного пространства. Судите сами:

Частота кадров и разрешение - макс. 30 к/с на 1280×720 (HD), объектив F: 2.0, f: 3.6 мм, угол наблюдения дает возможность обозревать поле в 75 градусов. При этом камера может наклоняться и поворачиваться - угол наклона: 110 градусов, а угол поворота - 300. Кроме того, что особенно важно с точки зрения безопасности, эта камера имеет на борту встроенный датчик движения и звука и может посылать вам на e-mail сигнал в случае подозрительных шорохов и скрипов. Поддерживаемые ОС: Windows XP или выше, Mac OS X 10.7 или выше, Android 4.1 или выше, iOS 7.0 или выше. В ночном режиме камера NC450 автоматически переходит в монохромный режим и позволяет просматривать очень чёткую картинку на расстояние глубиной до 8 метров.

Конечно, Wi-Fi камера нужна не только для того, чтобы наблюдать за пустым домом. Наблюдать за своими спящими маленькими детьми (например, когда родители в гостях) и в случае необходимости иметь возможность их успокоить - весьма ценное свойство. Облачная камера NC450 это обеспечивает, поскольку имеет встроенный микрофон и динамики. Так что мама всегда может пообщаться со своими детьми, при этом видя их.

Приложение tpCamera позволяет работать с 36 одновременно подключенными камерами, что дает возможность в случае необходимости поставить под контроль любой уголок даже в весьма большом доме.

Таким образом, из этого пусть и довольно краткого обзора можно увидеть, что компания TP-Link предоставляет все необходимые для т.н. «умного дома» устройства, обеспечивая комфорт и безопасность дома. Начиная от умных розеток и лампочек, позволяющих обеспечить управление всеми электроприборами и светом, настройкой разных режимов их работы в разное время суток и заканчивая облачными камерами - все устройства легки в подключении и управлении ими. Интерфейс приложений KASA и tpCamera - интуитивно понятен даже неспециалисту. А если учесть, что настройки всех розеток, лампочек и камер легко сохранить, то умный дом получается ещё и мобильным. Потому что, переезжая в новую квартиру, вам не потребуется заново всё перенастраивать.

И самое главное - «мозговым центром» умного дома всегда будет ваш смартфон или планшет, который с вами всегда. То есть, даже уезжая далеко, вы всегда будете на связи с вашим умным домом, и сможете управлять им на расстоянии в тысячи километров.

Информационная открытость органов власти в субъектах России

1.2 Концепция «электронное государство»

Термин «электронное государство» является переводом с английского «electronic government». История происхождения термина является одной из причин проблемы его использования в русскоязычной научной литературе. Это связано с тем, что некоторые исследователи переводят многозначное английское слово government как «правительство», что не совсем корректно, так как в русском языке под «правительством» чаще всего понимают исполнительный орган власти. Следует отметить, что government при переводе может трактоваться не только как «правительство», но и как «государство» в широком смысле этого слова, что, в свою очередь, включает в себя все три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную. Именно поэтому в данной работе мы употребляет термин «электронное государство», а не «электронное правительство». Следующая проблема состоит в том, что несмотря на то, что «электронное государство» и Интернет являются относительно новыми предметами для исследования в современной научной литературе, им посвящено множество работ, которые относятся к различным сферам: социальной науке, экономической, технической. Так, согласно библиографической и реферативной базе данных «SCOPUS», более 370 тыс. работ посвящено теме «Internet» и практически 16,5 тыс. работ посвящено «electronic government» (см. Рис. 1.3, Рис. 1.4)

Рис. 1.3. Количество публикаций по теме «Internet» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Рис. 1.4. Количество публикаций по теме «electronic government» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Следовательно, феномен носит междисциплинарный характер, что порождает различные интерпретации термина, в зависимости от того, в какой научной сфере он применяется (см. Таблица 1.2).

Табл. 1.2. Определения термина «электронное государство» в различных сферах науки.

Определение

Сфера использования

World Bank (2003)

Использование ИКТ для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов государственного управления.

Менеджмент

European Information Society (2004:20)

Использование ИКТ в сфере государственного управления в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками с целью улучшения предоставления государственных услуг, демократических процессов и усилении поддержки проводимой государственной политике.

Менеджмент

Использование сети Интернет и World Wide Web для предоставления государственной информации и услуг населению.

Информационные технологии

Использование ИКТ, а именно сети Интернет, как средства преобразования в органах государственной власти.

Информационные технологии

Реорганизация органов государственной власти посредством внедрения ИКТ с целью сближения с населением и другими акторами.

Политические науки

Источник: Palvia S. C. J., Sharma S. S. E-government and e-governance: definitions/domain framework and status around the world //International Conference on E-governance. - 2007. P.2

Рассмотрев ряд определений, можно выделить, что в основе понятия «электронное государство» лежит два элемента: 1 - ИКТ как техническая субсистема, 2 - государство, как социальная субсистема. Техническая субсистема включает в себя: оборудование, программное обеспечение, различные программы, сами сети и другое. В свою очередь, социальная субсистема состоит из различных переменных, касающихся структуры организации и процесса работы, людей и другие физические ресурсы. Bellamy C., Taylor J. A. Governing in the information age. Open Univ Pr, 1998., P. 27

Кроме того, «электронное» означает, что технологии позволяют акторам взаимодействовать с кем угодно, в любом месте, в любое время, посредством использования компьютеров или других устройств, используя Интернет или другие ИКТ. «Государство» включает в себя структуру, процесс, методы и практики принятия политических решений, а так же предоставление услуг публичному сектору.

Многие исследователи, такие как Р. Силкок, К. Лейн и Дж. Ли, М. Мун и др. рассматривали феномен «электронного государства», как эволюционирующий процесс, происходящий в несколько этапов. Следует отметить, что вне зависимости от того, рассматривает ли «электронное государство» как технологический процесс или организационный процесс, исследователи выделяют три основных этапа: публикация информации, транзакции и интеграция. Однако, кроме основных этапов исследователи выделяют и другие (см. Таблица 1.3).

Табл. 1.3. Этапы развития «электронного государства».

Модель Р. Силкок

Модель К. Лейн и Дж. Ли

Модель М. Мун

Публикация информации

Публикация информации

Публикация информации

Двустороннее взаимодействие

Транзакции

Двустороннее взаимодействие

Официальные порталы с функциями разной направленности

Вертикальная интеграция

Сервисы и финансовые транзакции

Персонализация порталов

Горизонтальная интеграция

Интеграция

Кластеризация основных сервисов

Политическое участие

Полная интеграция и предоставление всей информации о деятельности

Источники: Silcock, R. `What is e-Government? Parliamentary Affairs, Vol 54 (2001) P. 88-101; Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.; Moon M. J. The evolution of e?government among municipalities: rhetoric or reality? //Public administration review. - 2002. - Т. 62. - №. 4. - P. 424-433.

Модель К. Лейн и Дж. Ли является одной из самых известных моделей «электронного государства», которая подчеркивает его эволюционирующую направленность. Так:

· На первом этапе происходит размещение органами государственной власти информации для пользователей, в основном речь идет о организации редко обновляющегося веб-сайта или Интернет-портала без какого-либо двухстороннего взаимодействия или предоставления интерактивных функций.

· Второй этап включает в себя внедрение в веб-сайты и Интернет-порталы механизмов для интерактивного взаимодействия органов государственной власти с другими акторами. Появляется возможность скачивания размещенных на сайтах данных.

· Третий этап - вертикальная интеграция и проведение транзакций (например, оплата налога) посредством использования электронной цифровой подписи.

· Последний этап - горизонтальная интеграция или же интерактивная демократия, в рамках которой происходит полное внедрение ИКТ в сферу государственного управления. Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.

Исследователи полагают, что сайты государственных органов власти эволюционируют таким же образом. Развитие веб-сайта является прогрессивным и каждая следующая ступень развития лучше предыдущей. Уровень развития может варьироваться от сайта к сайту - некоторые представляют собой одностраничные структуры с информацией, другие могут включать дополнительную информацию, такую как контакты и календарь встреч с гражданами.

В широком смысле, «электронное государство» - это непрерывная оптимизация предоставления услуг, государственного управления и участия в нем граждан путем изменения внутренних и внешних отношений посредством внедрения новых ИКТ. Под оптимизацией предоставления услуг подразумевается создание веб-сайтов, специализированных порталов или центров для повышения эффективности коммуникации между государством (government, G), бизнесом (business, B) и гражданами (citizen, C).

В современных исследованиях принято несколько вариантов взаимодействия между ними (см. Таблица 1.4). Например, вариант «G2G» в основном включает в себя обмен информацией и услугами внутри государственной структуры. В вариантах «G2B» и «B2G» происходит разработка средств для обмена информацией между государственными структурами и бизнесом, а также платформы для государственных закупок.

Таблица 1.4. Типы «электронного государства»

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Источник: Song H. J. et al. Building E-Governance through Reform. - Ewha Womans University Press, 2004. - Т. 2. P.53

Под оптимизацией государственного управления подразумевается внедрение ИКТ в деятельность государственных органов, а именно компьютеризацию и электронный документооборот. Привлечение граждан в процесс государственного управления предполагает создания новых механизмов электронного участия в обсуждении и принятии политических решений.

То есть, общество перестает быть просто потребителем государственных услуг, а становится их сопроизводителем. На принципе участия граждан, прозрачности и сотрудничестве так же основывается концепт «открытого государства», который предполагает участие граждан в процессе принятия политических решений, а так же свободный доступ граждан к информации и данным о деятельности органов государственной власти. Некоторые исследователи утверждают, что «открытое государство» является следующей ступенью развития «электронного государства». Однако, следует отметить, что оно не заменяет собой «электронное государство», а основывается на нем. Исходя из рассмотренных исследований, мы считаем, что существуют концептуальные пересечения в сфере использования ИКТ для доступа к информации. В настоящее время одним из проявлений этого является публикация открытых данных (open data), касающихся государственной деятельности и информационная открытость.

Рис 1.5. Соотношение концепций «электронное государство» и «открытое государство». Источник: рисунок автора.

В некоторых случаях происходит путаница между понятиями «открытые данные» и «информационная открытость». Несмотря на то, что оба термина тем или иным образом касаются публикации информации органами государственной власти онлайн, существует различия. «Информационная открытость» в отличии от «открытых данных» подразумевает не только публикацию информационных данных, но и свободный для общественности доступ. Кроме того, значение имеет "понятность" информации для получателя, то есть легкость ее восприятия.

Говоря о информационной открытости органов государственной власти в основном выделяют несколько компонентов:

· Обеспечение доступа к информации по своей собственной инициативе;

· Обеспечение доступа к информации по запросу;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем открытых слушаний, встреч и др.;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем участия в соответствующих комитетах, советах. Boserup L. K., Christensen J. P. An Introduction to Openness and Access to Information. - Danish Institute for Human Rights, 2005.

В данной работе мы исследуем информационную открытость органов региональной власти в современной России и под «информационной открытостью» понимаем возможность получения прозрачной и доступной информации о деятельности органов государственной власти посредством доступа к официальным веб-сайтам в глобальной сети Интернет.

Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг

К 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ: · Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации...

Государство и основные этапы его становления и развития

Государство - важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой 18 января 1998 года...

Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права

Платон (427-347 гг. до н,э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но во всей истории философии, политических и правовых учений. В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам на государство и общество...

Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении

В современном понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment...

Электронное правительство

Граждане Правительство Бизнес Третий сектор Наука Граждане (С) C2C C2G C2B C2N C2S Правительство (G) G2C G2G G2B G2N G2S Бизнес (В) B2C B2G B2B B2N B2S Третий сектор (N) N2C N2G N2B N2N N2S Наука (S) S2C S2G S2B S2N S2S...

Электронное правительство

1.1 Понятие электронного правительства В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать...

Электронное правительство

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство»...

Электронное правительство

Электронное правительство. Универсальная электронная карта в системе электронного правительства

Электронное правосудие

Двадцать первый век - век информационных технологий. Все сферы человеческой деятельности компьютеризируются. Изменения коснулись и судебной системы. Наша страна активно следует курсу на «электронное правосудие»...

Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества: - отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам...

Вначале необходимо определиться с понятием и сущностными характеристиками концепции «ЭП». Несмотря на относительную новизну, тематика ЭП приобрела чрезвычайную популярность в научной литературе. Только согласно SCOPUS на эту тему написано более тысячи работ, большинство из которых - в США. Отсюда множество интерпретаций ЭП, обзорам которых зачастую отводится немалая часть научных работ.

Сложность трактовки ЭП обусловлена несколькими проблемами. Во-первых, междисицплинарностью самого феномена, т.к. ЭП - предмет исследования как технических, так и социальных наук, вследствие чего появляются «технические», «экономические» и иные определения ЭП.

Вторая проблема заключается во множестве смежных терминов: «электронное правление» (e-governance), «электронная демократия», «виртуальное государство», «электронное государство», «открытое правительство» и т.п. Вследствие этого возникает риск концептуальных натяжек и отсутствия объяснительной силы концепта «ЭП» в силу его метафоричности.

Третья проблема состоит в идеологической загруженности и нормативности термина. Так, согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), ЭП - «использование информационных и коммуникационных технологий, в особенности Интернета, как средства достижения хорошего правления». Всемирный Банк трактует ЭП как «использование правительственными агентствами информационных технологий, … которые способны трансформировать отношения между гражданами, предприятиями и государственными структурами».

Наконец, четвертая проблема связана с некорректным переводом англоязычного термина government как «правительство»: в то время как правительство в русском подразумевается как некая организация управления, термин government обозначает также и процесс управления (правления). В этой связи А.В. Чугунов предлагает трактовку ЭП как «электронного государственного управления», концепции управления, предполагающую модернизацию административных процессов различных ветвей власти.

В данной работе под ЭП мы будем понимать концепцию трансформации и модернизации публичной политики и управления на основе внедрения и использования ИКТ. Исходя из этого, в оценке относительно ЭП нуждаются как информатизация государственного сектора, так и последующие изменения институтов публичной политики, с ней связанные.

Внедрение ИКТ в публичном секторе проходит по разным направлениям, как внутри органов власти, так и в области взаимодействия акторов публичной политики между собой. Мы можем выделить три таких направления: электронная администрация, электронные услуги и электронное участие.

Электронная администрация предполагает информатизацию внутрибюрократических процессов, начиная от компьютеризации и установления электронного документооборота до автоматизированного сопровождения иных секторов ЭП. Сектор электронных услуг включает ИКТ - механизмы предоставления государственных (муниципальных) через веб-сайты, порталы или специализированные центры. Наиболее часто этот сектор представляют в виде матрицы «G2». Она исходит из взаимодействия трех типов акторов: государства (government, G), бизнеса (business, B) и граждан (citizen, C). Вариантов таких взаимодействий может быть несколько (см. Таблицу 1.3). Например, модули «G2B» и «B2G» предполагают, что бизнес является либо заказчиком, либо поставщиком услуг. Модули «G2C» и «C2G» включают предоставление гражданам государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также обратную связь - заказ услуг либо контроль над их выполнением.

Таблица 1.3. Матрица взаимодействий в рамках ЭП

Государство

Граждане

Государство

Граждане

Электронное участие предполагает механизмы вовлечения граждан в обсуждение проблем и принятие решений: от каналов обратной связи до электронного голосования. В рамках этого направления ЭП максимально сближается с «электронным правлением» (electronic governance) и «открытым правительством» (open government), поэтому, во избежание путаницы, эти термины необходимо разграничить.

Первый термин связан с новой парадигмой «governance», которую обычно переводят как «правление» либо «управление без управляющих». Данная парадигма базируется на сетевом подходе и понимается как «поддержание координации и согласованности в действиях многообразных индивидуальных акторов, государственных институтов, групп интересов, организаций и наднациональных структур». Здесь государство видится лишь одной из заинтересованных сторон, мнение которой является далеко не единственным при принятии решения. В дальнейшем появляется и концепт «хорошего правления» (good governance), базирующийся на принципах: 1) участия граждан; 2) верховенства права; 3) транспарентности и подотчетности власти; 4) равенства и инклюзивности; 5) эффективности; 6) ответственности; 7) ориентации на поиск консенсуса Многие исследователи считают «электронное правление» более широким концептом, чем ЭП, поскольку оно предполагает кардинальную смену общественных отношений: широкое распространение механизмов электронного голосования по типу прямой демократии, правление в сотрудничестве, формы реализации «сетевой публичной политики».

Что, касается «открытого правительства» (далее - ОП), то сам этот концепт, выражающийся в принципах прозрачности, участия граждан и сотрудничестве (transparency, participation and collaboration), имеет долгую историю использования в научном и политическом дискурсе. Развитие ИКТ придало новый импульс данной концепции, с технической точки зрения упростив открытие информации и гражданское участие. В настоящее время ОП также трансформируется в парадигму публичного управления.

Однако функционал ОП не исчерпывается возможностями ИКТ. В результате обстоятельного обзора концепции А. Мейер, Д. Кертин и М. Хиллебрадт пришли к выводу о двойственной природе ОП. С одной стороны, оно предполагает свободный доступ граждан к правительственной информации (открытость, прозрачность) и раскрытие данных о деятельности власти, с другой - их участие в принятии решений. Одной из современных форм ОП является публикация открытых государственных данных (open data, далее - ОД) в свободном машиночитаемом формате.

Мы полагаем, что «электронное правление», ОП и ЭП имеют концептуальные пересечения в аспектах электронного участия с использованием ИКТ. Поэтому далее, говоря об электронном участии, мы будем иметь в виду информационную открытость власти онлайн и механизмы участия граждан в процессе принятия решений посредством ИКТ.

Подобная структура ЭП складывалась постепенно. Хотя информатизация государственного сектора проходила и раньше, появление ЭП как концепта относят к 90-м гг. XX в. Ее источником стала успешная практика внедрения ИКТ в финансовом секторе (электронная коммерция). Изначально ЭП стало результатом переноса инновации из финансовой сферы в общественно - политическую. Впервые ЭП появляется в США, затем - в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Опыт развития ЭП США как страны - инноватора представляет наибольший интерес.

Скорее всего, динамику и характер развития инновации предопределили два основных трека. Первый связан с дискурсом информационного общества и связанного с ним технологического детерминизма. Несмотря на критику, идеи о трансформирующей силе новых технологий получили веские нормативные аргументы и закрепились в политической повестке дня.

Второй трек связан с реформами публичного управления, прежде всего, концепцией «НГМ». Она предполагает реформу бюрократического аппарата по лекалам менеджмента в бизнесе и нацелена на повышение эффективности управления путем оптимизации бюрократических процедур и качества предоставления услуг. Отсюда идея «сервисного государства», строящего отношения с гражданами по типу «поставщик - потребитель».

В этих условиях использование ИКТ для повышения эффективности оказалось напрашивающимся шагом. Впервые термин «ЭП» появляется в документах США в 1993 г. В докладе «Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше» указывалось на необходимость широкой информатизации системы управления. Программа ЭП предполагала развитие механизмов электронных платежей и подачи документов, создание баз данных для коммерческого использования. В 1996 - 1999 гг. сфера применения ЭП расширялась от переноса идей электронной коммерции к оказанию государственных услуг и совершенствованию межведомственного взаимодействия.

В таком виде ЭП не предполагало перераспределения властных полномочий между государством и обществом. Критика НГМ, связанная с усилением бюрократии и ослаблением демократических процедур, утратой доверия общества к государству, коснулась и ЭП, что привело к его движению в сторону открытости и электронного участия. Первые шаги в сторону «электронного правления» начинаются при президенте Дж. Буше - мл., появляются новые возможности взаимодействия с гражданами и организациями.

Повышение доверия общества к власти, привлечение граждан к управлению стали ключевыми пунктами предвыборной программы Б.Обамы 2008 г. Одними из его первых шагов на президентском посту стала «Инициатива по открытому правительству», 8 декабря 2009 г. была подписана Директива об открытом правительстве, нацеленная на развитие принципов «прозрачности, участия и сотрудничества». Так в политическом дискурсе США концепция ЭП была дополнена ОП и «электронным правлением».

Из краткого обзора опыта США следует вывод, во-первых, о поступательном расширении концепции за счет внедрения ИКТ в разные сферы публичной политики и управления. Во-вторых, ЭП изначально не мыслился самодостаточным феноменом, его институциональный смысл формировался исходя из целей административной реформы и преобладающей концепции управления.

В настоящее время ЭП превратился в глобальную инновацию, что, однако, не означает детального копирования дизайна, тем более, одинаковой результативности. Для понимания степени различий и сопоставления моделей ЭП необходимы методы оценки и классификации ЭП.

Существует несколько подходов к классификации ЭП. Первый подход - «эволюционный» - базируется на допущении о поступательном развитии ЭП. Наиболее популярной эволюционной моделью является предложенная ООН классификация, включающая следующие стадии (см. Табл. 1.4). Существуют иные версии эволюционных моделей ЭП, в целом схожие по критериям и стадиям развития. Несмотря на популярность, минусами данного подхода являются линейность развития и универсализация концепции.

Таблица 1.4. Модели электронного правительства (версия ООН)

Характеристика

Начальное присутствие (Emerging Presence)

Статичный, редко обновляемый веб - сайт с ограниченной информацией.

Расширенное присутствие (Enhanced Presence)

Размещение на сайтах данных (документов, нормативных актов) с возможностью скачивания.

Интерактивное присутствие (Interactive Presence)

Возможности скачивания защищенных файлов, использование электронной цифровой подписи, формы обратной связи (электронная почта). Сайт регулярно обновляется.

Транзакционное присутствие (Transactional Presence)

Онлайн-транзакции (платежи, подача документов)

Сетевое присутствие (Networked Presence)

Интеграция сервисов с целью предоставления информации, знаний и услуг. Возможности онлайн-консультаций с гражданами (форумы, опросы)

Источник: The UN Global E-Government Survey 2003… P. 13.

Второй подход - «географический» - основывается на допущении, что ЭП развивается в определенных исторических, культурных, социально-политических условиях. Например, Е.А.Яковлева говорит о двух основных моделях - западной (США, Канада), в которой большое значение придается развитию механизмов демократического участия граждан, и восточной (Сингапур), где упор делается на развитии внутриведомственного взаимодействия и предоставлении услуг бизнесу и населению. В.А. Фольк говорит уже о четырех моделях: континентально-европейской, англо-американской, азиатской и российской. В подходе содержится важная посылка, что развитие ЭП обусловлено специфическими факторами среды, однако, проводя классификацию строго по географическому принципу, мы рискуем получить сотни национальных моделей, что только затруднит сравнение.

Третий - «комбинированный» - подход, предложенный Е.Г. Дьяковой, предполагает три модели: 1) модель общественного запроса (инициатива идет «снизу», маркетинговый подход с точки зрения оказания услуг, пример - США); 2) модель административного запроса (инициатива «сверху», основной акцент на внутренние бюрократические процессы и борьбу с коррупцией, укрепление «обратной связи», пример - Китай) и 3) модель «гонки за лидером» (отсутствие общественного и внутреннего запроса, непоследовательность внедрения инновации, ее показной характер, возможный пример - Россия). Здесь содержится обобщенная классификация по источнику и характеру запроса на внедрение ЭП. Однако здесь отсутствует блок, связанный с «электронным участием».

Данный пробел отчасти восполняется классификацией Э. Чэдвика и К. Мэя, в основе которого лежат особенности взаимодействия государства и общества. Они выделяют три типа ЭП: 1) менеджериальный, в котором гражданин - клиент «сервисного государства», а основной акцент сделан на оказание государственных услуг; 2) консультативный, в котором государство взаимодействует с гражданами посредством средств «обратной связи»; 3) партиципаторный, где ЭП является выражением делиберативной демократии и сетевого управления. Однако здесь из поля зрения выпадает «внутреннее измерение» ЭП - электронная администрация.

В попытке интеграции данных подходов мы исходим из того, что критерии для моделирования должны отражать непосредственно структуру ЭП, т.е. внутреннее (электронную администрацию) и внешнее (электронные услуги, электронное участие) измерения. В первом случае речь идет о степени проникновения ИКТ в системе государственного управления, во втором - о степени участия граждан в функционировании ЭП. Отсюда возникает следующая матрица, из которой следуют четыре варианта:

  • 1) Административно - менеджериальные модели: здесь большее внимание уделяется внутренней информатизации. При относительно высокой степени участия возможно оказание государственных услуг посредством ИКТ - средств (менеджериальная - «сервисная» - модель является пограничной между административной и консультативной).
  • 2) Консультативно - партиципаторные модели: характеризуются высокой степенью развития ИКТ - каналов взаимодействия с гражданами, которые выступают участниками процесса принятия решений.
  • 3) Модели ограниченного участия: существуют возможности для участия граждан, однако, в силу низкого уровня электронной администрации его потенциал ограничен, сохраняются административные проволочки и барьеры.
  • 4) Ограниченные и имитационные модели: к таким моделям можно отнести стадии начального и расширенного присутствия по ООН, модель «гонки за лидером» Е.Г. Дьяковой. ЭП либо ограничивается низкой степенью информатизации, либо «фасадным» характером инновации.

Матрица, интегрируя предыдущие опыты моделирования, вводит критерии, поддающиеся квантификации посредством количественных данных, поэтому ее возможно использовать при сравнении множества случаев. Для этого мы предлагаем использовать пороговые значения в 50% при показателях в диапазоне (0;1), для определения менеджериальной модели: 25% и 75% по шкале «электронное участие). Для качественного анализа вводятся дополнительные качественные характеристики.

При определении модели нужно исходить из того, что она представляется совокупностью дизайна инновации и реально функционирующей модели.

Дизайн можно выявить по формальным признакам: 1) цели создания ЭП, которые зафиксированы в документах (нормативные документы, политические заявления, программы и т.п.); 2) дизайну технологических решений для достижения этих целей (элементы веб-сайтов, система электронного документооборота и т.д.). Реальная же модель ЭП демонстрирует то, как дизайн претворяется в жизнь, и определяется эмпирическими качественными и количественными характеристиками. Для внутриорганизационных процессов таковыми будут являться: степень проникновения ИКТ; соотношение электронного и бумажного документооборота; развитие систем электронного взаимодействия, показатели эффективности органов власти. Во втором измерении следует говорить об информационной открытости и функциональности веб-сайтов; о количестве доступных сервисов населению; о роли электронных форм обратной связи или механизмов в процессе принятия решений; о степени вовлеченности граждан. Оценка подобного рода может базироваться на индексах и рейтингах, статистике, результатах опроса общественного мнения и экспертного опроса среди государственных служащих.

Недостатками подобной классификации остается трудоемкость, динамичность формальных и реальных моделей, а также проблемы статистических данных. Принимая это во внимание, мы полагаем, что матрица может подходить как для изучения кейсов, так и для сравнительных исследований многих случаев. Важным ее преимуществом является то, что она интегрирует предыдущие подходы к моделированию, что позволяет использовать уже существующие качественные и количественные показатели.

Классификация ЭП используется нами в дальнейшем эмпирическом исследовании для определения дизайна инновации, его эволюции и результативности. Это является отправной точкой для понимания факторов его становления и развития ЭП. Определившись с тем, что ЭП представляет собой сложный феномен, отличающийся разнообразием форм, необходимо выяснить, сохраняются ли различия в факторах его принятия и развития.

С тех пор, как человек впервые поселился в пещере, он постоянно старается сделать свое жилище удобнее и безопаснее. Постепенно это желание трансформировалось в вечный слоган «Мой дом - моя крепость».

В 20-м веке научно-технический прогресс оказал огромное влияние на качество повседневной жизни: электроэнергия поступает в каждое жилье. Изобретены холодильники, кондиционеры, телевидение и микроволновые печи. Обеспечено автономное водоснабжение, отопление и канализация. Концентрация устройств вокруг нас стала так велика, что ими стало сложно управлять. Дом стал слишком сложным, чтобы быть комфортным.

В 21-й веке на первый план выходит интерактивность. Информационная революция отразилась и на традиционном жилом пространстве: перед разработчиками инженерных систем встала задача упростить взаимодействие человека и техники, свести все изобилие техники в единый комплекс.

Так родилась на свет концепция домашней автоматизации, названная впоследствии «умным домом».

Ее задача - облегчить и свести к минимуму «общение» человека с окружающей его техникой. Вы нажимаете кнопку «комфортная температура» и дом сам понимает, включить кондиционеры или радиаторы, вам не приходится об этом задумываться.

Система «Умный дом» объединяет все устройства, позволяет управлять ими с панелей, планшетов и смартфонов, использовать различные предустановленные режимы и сценарии, а также настроить автоматические программы управления.

Инженерные подсистемы коттеджа

Рассмотрим, какие подсистемы обычно интегрируются в общую логику в загородном коттедже.
Устройства, обеспечивающие жилье комфортом и безопасностью, удобно классифицировать по их функциональному назначению.

  • Контроль микроклимата

В эту подсистему входят кондиционеры, вентиляционные каналы, очистители и увлажнители воздуха, все источники тепла, включая радиаторы центрального отопления и теплый пол. Перед автоматизированной системой стоит задача обеспечить индивидуальную температуру и влажность в каждой комнате, централизованно управляя всеми элементами отопления, вентиляции и кондиционирования.

  • Контроль искусственного освещения

Умный дом обеспечивает управление освещением, предоставляя возможность гибкой регулировки работы светильников любых типов. Светильники могут управляться вместе и по-отдельности, по нажатию клавиш и по датчикам, по времени суток и по сценариям. В том числе это касается светодиодных ламп, которые не только плавно включаются и выключаются, но и меняют яркость и цвет свечения в широком диапазоне. Такая светотехника - просто находка для реализации самых революционных идей оформления интерьера.

  • Контроль естественного освещения

Шторы, жалюзи и роллеты ограничивают поток света и тепла, поступающий в помещение снаружи. Достаточно их механизировать, чтобы их можно было открывать и закрывать автоматически без участия жильца. В Умном доме шторами можно управлять одновременно со светильниками: помещение затеняется по одной команде при просмотре кинофильма или просто для создания спокойной обстановки. Дополнительный бонус - это заметно облегчает работу климат-контроля. В летнюю жару не нужно компенсировать лишнее тепло, зимой меньше энергии уйдет на отопление - шторы регулируют поступление света по датчикам температуры и освещенности.

  • Медиакомплекс

Домашний кинотеатр, медиасервер с библиотекой фильмов, спутниковые антенны, ресиверы, телевизоры, источники аудиосигналов. Мультирум обеспечивает их одновременное использование разными обитателями жилища в разных помещениях. Работает в связке с управлением естественным и искусственным освещением.

  • Обеспечение безопасности

Охранная и противопожарная сигнализация дополняются электронными кодовыми замками, видеонаблюдением, датчиками открытия окон и дверей, движения и присутствия. Бытовая безопасность достигается за счет системы контроля протечек воды, антиобледенения крыши, защиты от коротких замыканий и перепадов напряжения в электросети. Все системы подключены к общему интерфейсу, и вы в любое время получаете информацию от них.

  • Визуализация управления

Внедрение умного дома полностью ликвидирует разнотипные пульты управления, необходимые для большинства современных устройств. Их заменой становятся настенные панели, подобранные с учетом дизайна помещения, которые позволяют контролировать и устанавливать основные параметры микроклимата и освещения, а также сенсорные панели с экраном, визуализирующие все функции системы. Еще один канал управления - планшет или смартфон с интерфейсом удаленного управления.

  • Учет потребления ресурсов

Единая система управления зданием постоянно контролирует расход электроэнергии и других ресурсов. На основании полученной статистики принимаются решения о режиме экономии или совершенствовании имеющихся технических средств. Опыт эксплуатации в Европе показывает, что понесенные затраты достаточно быстро окупаются.

Как установить систему Умный дом

Домашняя автоматизация - надстройка над остальными подсистемами. Она включает в себя следующий ряд элементов:

  • логические контроллеры и модули, которые устанавливаются в электрический щит;
  • управляющие панели и выключатели - устанавливаются вместо обычных выключателей;
  • информационный и силовой кабель, проложенные в соответствии со спецификой проекта.

Проект автоматизации необходимо создавать до начала основного ремонта - сразу после утверждения дизайн-проекта, так как электропроводка в этом случае будет отличаться от обычной. Реализацию систем домашней автоматизации выполняют компании - интеграторы «Умного дома», так как разработка проекта требует специальных знаний и опыта.
Профессионально выполненный проект принесет обитателям радость наслаждение уютом и безопасностью.

Июл 15, 2016 Сергей

Если вы решили осуществить модернизацию в своем жилище, то вам следует обратить внимание на проекты автоматизации зданий. В последнее время интеллектуальная система «умный дом» становится все более распространенной. В чем же заключается концепция умного дома?

Умный дом (англ. smart home или intelligent building) или другое название АСУЗ - Автоматизированная Система Управления Зданием (АСУ, англ. Building Management System, BMS, нем. Gebaudeleittechnisksystem, GLT) - жилой дом современного типа, организованный для проживания людей при помощи автоматизации и высокотехнологичных устройств. Под «умным» домом следует понимать систему, целью которой является обеспечение комфорта проживания, в том числе повышение уровня безопасности, и ресурсосбережение для всех пользователей. В простейшем случае она должна уметь распознавать конкретные ситуации, происходящие в доме, и соответствующим образом на них реагировать: одна из систем может управлять поведением других по заранее выработанным алгоритмам. Кроме того, от автоматизации нескольких подсистем обеспечивается синергетический эффект для всего комплекса. Можно считать, что это наиболее прогрессивная концепция взаимодействия человека (пользователей) с жилым пространством, когда в автоматизированном режиме в соответствии с внешними и внутренними условиями задаются и отслеживаются режимы работы всех инженерных систем и электроприборов.

Технической основой так называемых интеллектуальных зданий являются инженерные системы (или системы жизнеобеспечения) здания: вентиляции, отопления и кондиционирования, водоснабжения и канализации, электроснабжения и освещения, управления и связи, безопасности и мониторинга и другие. Термин «умный дом» следует понимать как интеграцию этих систем в единую систему управления зданием. Данная система обеспечивает управление всеми компонентами с единого пользовательского места. Созданная таким образом функциональность и удобство, к примеру, исключает необходимость пользоваться несколькими пультами при просмотре ТВ, десятками выключателей при управлении освещением, отдельными блоками при управлении вентиляционными и отопительными системами, системами видеонаблюдения и охранной сигнализации, моторизированными воротами и прочим. Осуществляет эффективный контроль потребления ресурсов. Такой тип организации позволяет удалённое управление электроприборами, приводами механизмов и всеми системами автоматизации. Электронные бытовые приборы в умном доме могут быть объединены в домашнюю Universal Plug’n’Play - сеть с возможностью выхода в сети общего пользования.

Важно отметить, что все инженерные подсистемы «умного дома» должны иметь возможность работать в автономном режиме. В случае, если какая-то из подсистем вышла из строя, то и вся система не сможет исправить проблему, поскольку «умный дом» является надстройкой над остальными инженерными системами.

Рассмотрим подробнее, какие компоненты могут присутствовать в комплекте системы и составлять концепцию умного дома.

Начнем, пожалуй, с системы связи. Сюда относятся телефонная связь (в том числе GSM) и локальная сеть здания. Эта своего рода нервная система обеспечивает передачу данных и взаимодействие всех составляющих умного дома.

Работу всех приборов и систем осуществляет система управления. Представляет собой интерфейс способный отображать всю необходимую информацию о состоянии компонентов системы и позволяющий управлять работой всех приборов и модулей. Контрольный интерфейс дает возможность программировать различные сценарии – производить определенное действие по реакции на события окружающей среды или сигналы от всевозможных датчиков. В некоторых системах при этом можно получать голосовые инструкции по планируемым управляющим воздействиям, а также голосовые отчеты по результатам выполнения действий.

Система освещения (Lighting control systems, LCS) контролирует уровень освещенности в помещении, в том числе для экономии электроэнергии за счет рационального использования естественного освещения. Может содержать некоторые подсистемы. К примеру: автоматику для включения и выключения света в заданное время суток, датчики движения для включения света только тогда, когда в помещении кто-то находится. Автоматика для открытия и закрытия рольставней, жалюзи, для регулировки прозрачности оконных стекол.

Система электропитания здания обеспечивает бесперебойное энергопитание, в том числе за счет автоматического переключения на альтернативные источники электропитания. Также содержит автоматический ввод резерва (промышленные ИБП, дизель-генераторы и т.п). Осуществляет механизацию здания (открытие и закрытие ворот, шлагбаумов, электроподогрев ступеней и т. п.).

Система отопления, вентиляции и кондиционирования (Heating, Ventilation and Air Conditioning, HVAC) обеспечивает регуляцию температуры, влажности и поступление свежего воздуха. Кроме этого, HVAC экономит энергию за счет рационального использования температуры среды. Некоторые подсистемы: управляемый через сеть кондиционер, механизмы автоматического открытия и закрытия окон для поступления холодного или теплого воздуха в подходящее время суток.

Система водоснабжения и канализации. Контролирует подачу воды в здание, а также фильтрацию и очистку канализационных стоков. Оснащается датчиками протечки воды и электроприводами для открытия и закрытия вентилей подачи воды.

И наконец, система безопасности и мониторинга. Содержит следующие подсистемы: система видеонаблюдения, охранно-пожарная сигнализация (в том числе контроль утечек газа), система контроля доступа в помещения, телеметрия - удалённое слежение за системами, система защиты от протечек (автоматическая блокировка водоснабжения при протечке и заливе помещения). GSM-мониторинг - удалённое информирование об инцидентах в доме (квартире, офисе, объекте) и управление системами дома через телефон.

Таким образом, согласно данной концепции, все системы взаимосвязаны и находятся под единым управлением, но, тем не менее, достаточно самостоятельны для автономной работы отдельно от всего комплекса. Это, несомненно, является преимуществом, так как позволяет постепенное внедрение систем в зависимости от необходимых потребностей.